Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой) Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине 31 марта, 2015 Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине В этом году пятая неделя Великого поста (память преподобной Марии Египетской) совпадает с датой гибели матери Марии (Скобцовой). Имя Мария для своего пострига и монашеского служения в 1932 году было выбрано Елизаветой Юрьевной неслучайно. К новой жизни с Богом и к служению людям она готовилась долго. Написала к постригу икону святой Марии Египетской, на которой изображен ангел, указывающий на неведомый град и мир, предрекая путь, по которому должна пройти святая. О ней столько уже написано, столько сказано! В 2000 году мне удалось собрать воедино семейный архив и опубликованные статьи о ней. Так появился первый сайт матери Марии на русском . Довольно быстро эта информация вызвала настоящий и неподдельный интерес к этой личности. Потом была выставка в России ее работ, книга «Красота спасающая» с предисловием митрополита Смоленского Кирилла, книга на французском в Париже , мемориальная доска в Риге и в Санкт-Петербурге, улица названная ее именем в Париже, вечера и экспозиции в музее Анапы и им. А. Ахматовой… 16 января 2004 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой) . Её имя долго возрождалось из пепла Равенсбрюка, и вот мать Мария вернулась к нам, чтобы рассказывать о вечных ценностях, просвещать нас любовью к ближнему, учить прощению и терпению. Сегодня, подходя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело».

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-na-rodin...

Мать Мария (Скобцова). «Окаянные дни» России Эти дни стали поворотными в дальнейшей судьбе матери Марии 31 марта, 2016 Эти дни стали поворотными в дальнейшей судьбе матери Марии К 70-летию со дня гибели матери Марии в издательстве ЭКСМО вышла книга Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Вероятно, это наиболее полная биография матери Марии. Задумывалась она не как академическое издание, а для широкого читателя, который, может быть, никогда не слышал этого имени. Сегодня мы предлагаем читателям «Правмира» фрагмент из новой книги. События, перевернувшие историю России в 1917 году, и последовавшая гражданская война непосредственно коснулись Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой – будущей матери Марии. Эти «окаянные дни» стали во многом поворотными в ее дальнейшей судьбе, которая через три года вынесла ее за пределы России в исход, где началась ее вторая жизнь. В середине августа 1917 г. Кузьмина-Караваева выехала в Петроград, а оттуда – в Москву, где в этот период состоялись чрезвычайно важные для России события. Под председательством А.Ф. Керенского 12–14 августа 1917 г. проходило Государственное совещание, организованное Временным правительством. В его работе, кстати, принимал участие и бывший муж Елизаветы Юрьевны Д.В. Кузьмин-Караваев, как делегат от Минского губернского исполкома. В хроникальной повести «Равнина русская» мать Мария говорила, что на этом совещании было «каждой твари по паре». Большевики там говорили о революции, а правые – о родине (о старой России, поскольку новую они не приняли). У революционеров родина и революция сочетались в нечто, за что надо бороться, что требует жертв: «С первого же дня стало ясно, что единого языка у русских людей нет. Государственное совещание разделилось резко на две части: правая часть настаивала на крупных мерах в отношении всех, не желающих выполнять требования, которые предъявляются необходимостью вести войну, а левая утверждала, что о старой дисциплине сейчас говорить не приходится, что везде и повсюду должно сказаться влияние новой жизни, созданной революцией.

http://pravmir.ru/mat-mariya-skobtsova-o...

«Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной 6 ноября, 2015 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной 24 ноября 2015 года в 18.30 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Труд Ксении Кривошеиной — пожалуй, самое подробное исследование жизненного пути матери Марии, 70-летие со дня гибели которой отмечается в этом году. Книга состоит из двух частей: собственно летописи жизни монахини, написанной Кривошеиной, и материалов, дополняющих жизнеописание, — это и свидетельства современников, например философа Николая Бердяева, и воспоминания родных матери Марии, и исследования ее литературного творчества, и отрывки из номеров «Вестника» участников французского Сопротивления. Очень помог автору семейный архив: Игорь Кривошеин, отец супруга Ксении Кривошеиной Никиты, сам был участником Сопротивления и вместе с матерью Марией помогал спасать евреев от депортации в Германию, в концлагеря. Ксения Кривошеина — русско-французский художник, публицист. Родилась в 1945 году в Ленинграде. До эмиграции во Францию в 1980 году работала иллюстратором детских книг. Сегодня живет в Париже, занимается исследованием жизни матери Марии (Скобцовой). Первая ее книга «Красота спасающая», посвященная творчеству монахини, была выпущена в Петербурге в 2004 году. Публикуется в российских и французских СМИ, одна из ведущих редакторов сайта «Parlons d’orthodoxie» Корсунской епархии, автор сайта о матери Марии (mere-marie.com). Читая вновь вышедшую книгу, понимаешь, что вторая часть ее названия — «Святая наших дней» — это не просто указание на время, в которое выдалось жить героине книги, но и ее характеристика. «Она была дочерью своего времени, той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов, чуяла и предрекала безысходность», — так пишет автор в предисловии к своему труду.

http://pravmir.ru/mat-mariya-skobtsova-s...

Мать Мария: Я не боюсь страданий «У меня полная покорность к страданию, и это то, что должно быть со мною, и если я умру, в этом я вижу благословение свыше». 31 марта, 2015 «У меня полная покорность к страданию, и это то, что должно быть со мною, и если я умру, в этом я вижу благословение свыше». От матери Марии дошли до нас письма, стихи, воспоминания очевидцев. Сегодня в день ее мученической кончины мы разбираем эти записи вместе с ее племянницей Еленой Борисовной Делоне, стараясь услышать от самой матери Марии ответ на вопрос, как пережить страдание и остаться верным себе и своей вере. 31 марта 1945 года в Равенсбрюке была сожжена «соузница 19263», Елизавета Скобцова, святая Мария Парижская. Русская дворянка, она училась на Бестужевских курсах, участвовала в собраниях на башне у Вячеслава Иванова, дружила с Александром Блоком, писала стихи и вышивала гладью. Довольно скоро на смену этой благополучной жизни пришел опыт страданий: горечь революционной лихорадки в России, мучений русских беженцев и ужаса нацистского режима во Франции, она похоронила троих детей и окончила свои дни в концлагере. При этом, «подобно древнему многострадальному Иову», она «не поддалась соблазну «приписать безумие Богу», но, по слову митрополита Антония Сурожского, «прожила в разрывающих душу и плоть противоречиях сострадания и ответственного несения своего христианского имени: любовью Любви ради, в умирании ради Жизни, в отдаче своей жизни ради правды Царствия Божия… ее духовное значение будет для нас все возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой». «Пусть отдам мою душу я каждому» Елена Делоне: После разгрома Белого движения семья перебралась по настоянию супруга Д.Е. Скобцова во Францию, где мать Мария бралась за любую работу (по объявлению в русской газете «Последние новости» – «чищу, мою, дезинфицирую стены, тюфяки, полы, вывожу тараканов»). Здесь она пережила самую страшную в жизни потерю – смерть всех своих детей. Первой тяжело заболела менингитом младшая дочь Настенька. Елизавета Юрьевна два месяца не отходила от ее постели. 7 марта 1926 года девочка умерла. С разрывающимся сердцем мать приняла испытание как посещение Господне.

http://pravmir.ru/mat-mariya-ya-ne-boyus...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.6 из  5) Оглавление Предисловие. Подвиг матери Марии …Настанет день на широту миров — Во всём преодолев стихию разрушенья — Творца мы прославлять восстанем из гробов, Исполнив заповедь и воскрешенья. Так писала незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк монахиня Мария (Скобцова). Она приняла смерть 31 марта 1945 года, в дни Святой Четыредесятницы, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир. На первый взгляд может показаться, что путь, избранный матерью Марией, — не тот, которым восходили «от силы в силу» великие учители иночества. Но истинное монашество состоит в отвержении себя: «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуюй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Так и жизнь, и смерть матери Марии — это путь отказа от себя, путь служения дальним и близким ( Еф. 2:17 ), путь деятельной, страдающей и милующей любви. Люди окружавшие монахиню Марию, переживали катастрофу старой России прежде всего как личную трагедию. Мать Мария принадлежала к тем, кто распознал в обстоятельствах времени и нечто большее: призвание к христианскому творчеству. Она была в потоке, уносившем от избыточной усложнённости «последних римлян» «Серебряного века» предреволюционной петербургской культуры к апостольской простоте первых христиан, к золотому веку Церкви. Она писала: «Мы безбытны. Что это случай? Что это — наша житейская неудача? В такую, мол, несчастную эпоху родились? В области жизни духовной нет случая, и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе…» В этом — смысл жизни и трудов матери Марии. Свобода рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом она сама оставалась по–настоящему свободным человеком. Её свобода оставалась в неустроенности земного бытия: в храмах, спешно переоборудованных из гаражей и конюшен, в «стульях» из пачек телефонных справочников, в незапиравшейся двери в каморку под чёрной лестницей. Её свобода была в безвозмездном служении нищим, убогим, отчаявшимся. Именно здесь обреталось высшее призвание служения м. Марии.

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

" ...И всё готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности... " марта 2017 В этом месяце вспоминаются две даты, связанные с именем монахини   Марии (Скобцовой): 85 лет назад 16 марта она приняла монашеский постриг, а  31 марта 1945 года трагически оборвался ее земной путь в крупнейшем женском концентрационном лагере нацистов Равенсбрюк, находившемся в 90 километрах от Берлина. Ее жизнь была деятельной и яркой, наполненной событиями, творчеством, благими делами во имя ближних. Кончина - мученическая. Все это нашло отражение на сайте, который создала и ведет художник, публицист, прозаик Ксения Кривошеина, живущая в Париже. - Ксения, мы с вами беседовали после выхода вашей новой книги  в московском издательстве " Эксмо " -   " Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней " . Интервью было размещено на сайте СОММ - " Мать Мария (Скобцова) - возвращение на Родину " . Давайте теперь поговорим о сайте, посвященном  монахине Марии, - http://mere-marie.com/ . Как Вам пришла идея его создания и сразу ли обозначились рубрики  или они постепенно " прорисовывались " , в процессе работы? - К концу 90-х годов, когда в русском интернете только стали появляться первые сайты, у меня скопилось много материалов о матери Марии. Как я уже говорила, в 2000 году я задумала написать ее символическое изображение (парсунь), а в 2001-м возникла идея  устроить выставку  ее работ в Русском музее. Нужно было  собрать воедино максимальное количество ее акварелей и икон, разбросанных по Европе, и привезти в мой родной город на Неве. Для предварительного знакомства зрителей с творчеством монахини Марии создание сайта было насущной необходимостью.  Многопрофильный специалист, знаток литературы и искусства Алексей Гринбаум стал  моим верным соработником, помощником в этом деле. И уже с первых месяцев появления сайта я начала получать письма от читателей и  биографов монахини Марии, писавших о необходимости  пополнения тех или иных разделов. Основные разделы - " Жизнь " , " Творчество " , " Судьба " , " Библиография " , " Канонизация " дополняет раздел " Мученичество XX века " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

мон. Мария (Скобцова) Скачать epub pdf Рассказ матери Марии о дружбе с К.П. Победоносцевым События и люди, вошедшие в историю, становятся в глазах даже тех, кто одновременно с ними жил, какими-то закостеневшими фигурами, осуществляется какой-то неписаный канон по которому каждое историческое лицо может быть изображено только соответственно этим закостенелым представлением о нём. Добродетели всегда являются всегда добродетелью беспримесной, злодейство тоже окрашено в один общий цвет, и в результате описываемые лица приобретают значение скорее символов, чем живых людей. Мои воспоминания относятся к человеку, может быть в наибольшей степени ставшему символом. Я хочу рассказать о моих детских отношениях с К.П.Победоносцевым . Эти отношения протекали в период, когда мне было пять-тринадцать лет, и этим самым определяется то, что воспринимала я Победоносцева не как государственного деятеля, не как идеолога реакции царствования Александра III, а исключительно как человека, как старика, повышенно нежно относящегося к детям. Сейчас только что изданы письма Победоносцева, дополняющие общий его канонический портрет: столб реакции, вдохновитель всей внутренней и церковной политики Александра III, властный, холодный гаситель, знающий чего хочет. Историческое его значение определено вполне. Думается, что в этот момент мои воспоминания будут иметь интерес, так как обрисуют его облик с совершенно другой точки зрения, воплотят его немного в образ человеческий, лишённый всей определённости иконописного канона, грешащего всегда против жизненной правды. Итак, каждую зиму мы всем семейством ездили в Петербург на один-два месяца гостить к бабушке, тётке моей матери, Елизавете Александровне Яфимович. После вольной и просторной жизни дома, в маленьком городке, на берегу Чёрного моря, бабушкина квартира казалась мне чем-то совсем другим, сказочным миром. Петербурга мы не видали в эти приезды: каждый раз ещё в дороге -насморк и мать не решалась нас выпускать гулять по Петербургу вплоть до самого отъезда. От поезда отъезжали в бабушкиной карете, потом если и бывали у других родных, то ездили в карете с выездным Иваном на козлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

протоиерей Валентин Асмус В 176 «Вестника РХД» за 1997 г. отв. ред. Н.А. Струве появилась знаменательная публикация – статья монахини Марии Скобцовой «Типы религиозной жизни». … Констатируя «невероятную многогранность понимания духовной жизни», м. Мария все же пытается выделить и определить существующие на данный момент статья написана в 1937 г. следующие 5 типов благочестия: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический – и Евангельский. Последний являет идеал м. Марии, а прочие описываются как отклонения. С синодальным типом все просто: м. Мария отдавшая свою юность служению народу в рядах партии сопиалистов-революционеров и потому вовсе не знавшая церковной жизни до революции, хотя Бог и подарил ей в детские годы встречу с великим слугою Церкви – Победоносцевым повторяет заезженные пошлости о превращении Церкви в «атрибут великодержавной русской идеи» и т.д., и т.п. Это определяет весь строй «благочестия» в Синодальный период. «В Церкви оставались главным образом лишь теплохладные, лишь умеющие мерить свой религиозный порыв, умеющие вводить запросы души в систему государственных ценностей... Высшей ценностью был, пожалуй, порядок, законопослушность, известная срединность, вместе с тем довольно ярко выраженное чувство долга, уважение к старшим, снисходительная забота о младших, честность, любовь к родине, почитание власти... Тут действовали... люди почтенные, добросовестные, но не вдохновенные и не творческие». Спасибо, что хоть какие-то добродетели нашлись у людей двухвекового периода нашей истории. Какой-нибудь В.К. Шохин из журнала «Континент» не видит там ничего, кроме низкого сервилизма. Но итог все же неутешительный. Непонятно только, как могла эта Церковь бюрократов явить миру и величайших святых подвижников – Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского , и великий сонм Новомучеников. Но пойдем дальше – к определению «уставщического типа», характеризующего «благочестие» Московского периода. Может быть, м. Мария по старой славянофильской традиции изобразит Московскую Русь в контрасте с Петербургской Империей? Увы, мы видим всего лишь контраст черного с серым. «Не подлежит сомнению чрезвычайно слабый творческий и богословский уровень Московского благочестия...» «Вся Московская Русь была пропитана... духом» того «уставщичества», которое есть «самое страшное и косное, что нам оставила в наследие Московская Русь».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Бад Наугейм. Церковь Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Хотя известность Бад-Наугейма, расположенного у лесистых гор Таунуса, как бальнеологического курорта, исцелявшего своими горячими соляными источниками разные виды ревматизма и болезни сердца, начинается с середины XIX века, русским он полюбился только в самом его конце. Перед началом Первой мировой войны на курорт из России прибыло 4214 человек (20 % общего числа гостей) — две трети из них были православными. Эти гости принадлежали в основном к аристократическим или богатым буржуазным кругам. Трижды (1897, 1903, 1909) бывал здесь молодой Александр Блок, первые два раза, сопровождая мать, в третий — возвращаясь из поездки в Италию. Поэт посвятил Бад-Наугейму цикл стихов «Через 12 лет». В 1912 по следам Блока в нем побывала Е. Ю. Кузьмина-Караваева, будущая мать Мария (Скобцова). Лечился на курорте также философ В. В. Розанов с женой, художник И. И. Левитан. Некоторые гостиницы в городе носили русские названия: «Санкт-Петербург», «Вилла Романов» и «Вилла Александра»; на русском языке печатали свои объявления местные газеты. Русских часто можно было встретить в курпарке, где находились главнейшие источники и ванные заведения, и в курзале, в котором постоянно устраивались театрально-концертные вечера. Климат курорта считался «умеренным и здоровым». В соседнем замке Фридберг провели свое детство вел. кнн. Елизавета Феодоровна и ее сестра — Императрица Александра Феодоровна. Первый взнос на устройство православной церкви сделала фрейлина Мария Федоровна Головина, отдыхавшая в Бад-Наугейме. Летом 1901 в городе был устроен русский благотворительный вечер, половина сборов от которого предназначалась на постройку церкви. Через год, под председательством прот. Иоанна Альбова из Петербурга, состоялось собрание, постановившее открыть подписку и просить казначея берлинского Свято-Владимирского братства прот. Алексия Мальцева «взять строительство под свое покровительство». В это время русские отдыхающие молились в зале местной школы.

http://sobory.ru/article/?object=21627

В своём докладе я хочу по возможности опереться на выступления и записи самой матери Марии и исключить какие-либо наслоения из области фантастической романтики, которые в своё время исказили образ матери Марии в Советском Союзе. В равной степени в эмиграции её деятельность и образ были также преподнесёны в несколько " искривлённом " виде. Жизнь этой замечательной женщины была разрублена пополам на две части: первая половина это Россия, до эмиграции, вторая часть - исход в 1921 году, жизнь в эмиграции, во Франции, с Россией в сердце. Важно отметить, что Елизавета Юрьевна (Скобцова по второму браку) уезжает в эмиграцию уже вполне созревшей личностью, а следовательно с огромным интеллектуальным багажом, политически совершенно определившихся взглядов и духовно (я бы сказала даже душевно) подготовленной к монашескому пути, который уже наметился в России. Я не совсем разделяю мнение некоторых исследователей жизни м. Марии, которые считают, что решением вступить на путь монашества, была смерть её маленькой дочери Насти. На мой взгляд всё гораздо глубже, а не поверхностно импульсивно. Хотя сама мать Мария обладала характером бурным, увлекающимся и многие её близкие по " Православному делу " друзья отмечали в ней черты человека увлекающегося и часто безрассудно кидающегося в неизвестность. Смерть Насти, скорее была той песчинкой, которая перевесила и окончательно определила её путь, сомнения и поиск продолжались до 1932 года, когда она приняла монашеский постриг. По пути милосердия (а само слово прекрасно, оно ведь составлено из милости сердца или сердечной милостыни) почти сто лет шёл весь русский народ, интеллигенция, дворянство и купечество, вплоть до 1917 года. На милосердии к ближнему и вере в Бога была воспитана лучшая часть русского общества. Все больницы, приюты, сельские школы, помощь неимущим, благотворительность в самом широком смысле - стали традицией в России. Мать Мария - целиком отражение этого явления и более того, она достигла наивысшего духовного расцвета потеряв страну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/297/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010