Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Феодора Ивановича всея России   Воцарившись, царь и великий князь Феодор Иванович всея России был коронован в славном соборном храме Пресвятой Богородицы великим митрополитом Москвы господином Дионисием со всем архиерейским и священным собором, в присутствии всех бояр и синклита и всего народа, с торжеством и великою радостию во дворце, во всей Москве и во всей России. Этот царь Феодор Иванович был человек весьма кроткий, добрый, миролюбивый и всегда боящийся Бога. Царь этот имел и брата Димитрия Ивановича от царицы Марии Феодоровны Нагой, которого, Димитрия, по причине его большого родства и благодаря матери его Марии, все бояре с синклитом и народом, без воли царя, отослали в крепость Углич, чтобы он там жил с матерью своею царицею Мариею, имея весь доход этого города для своего пропитания. Итак, в царствование сего царя и великого князя был великий мир во всем государстве его в великой России, потому что все подчиненные ему цари от страха перед отцом его и из уважения к матери, которая скончалась, и по причине его кротости, все цари и владыки почтили его и покорились, приславши к нему дружественные послания и многие дары. Вскоре он и сам увеличил восточные части своего царства, присоединивши крепость Терек и все побережье Каспийского моря, расширил и северные части, покоривши всю Сибирь. В первый год своего царствования он отправил посланника к царю константинопольскому, к султану Амураду, с царскими подарками, прося ответ относительно татарского хана: с согласия ли его он беспокоит его землю? Султан Амурад с подобающею честию принял посланника его по имени Бориса, которому султан Амурад дал позволение, и он путешествовал по всему Константинополю с великою свободою, без всякого препятствия или страха.

http://sedmitza.ru/lib/text/439008/

VI. Штаты собора и причта и способы их содержания Вызванный к существованию не местными потребностями, но Высочайшей волей, собор, а вместе с ним и причт в свое время, обеспечены были в средствах той же монаршей волей. Вот «Положение о соборе всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя» и штат его, составленные министром финансов графом Канкриным, и 31 мая 1835 г., удостоенные высочайшего утверждения: 1) Оконченный ныне, с помощью Всевышнего, храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре, назначается собором всех учебных заведений, а с тем вместе приходской для окрестностей церковью. 2) В память в Бозе почивающей императрицы Марии Феодоровны, распоряжениями и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, ежегодно в день Св. Марии Магдалины собираются в этом храме малолетние воспитанники обоего пола воспитательных в С.-Петербурге казенных заведений, от правительства учрежденных, по особому назначению Его Императорского Величества, для торжественного богослужения. 3) Содержание священнослужителей и прочие расходы по сему собору определяются прилагаемым при сем штатом, с отпуском исчисленной по оному суммы, 32 600 руб. из государственного казначейства. 4) Святейшему правительствующему Синоду предоставляются распоряжения о назначении к этому собору прихода, о избрании церковных старост, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату. 5) Духовенство собора, сверх обязанностей по нему, отправляет богослужение и в особой церкви Общества благородных девиц и все требы по оной. 6) Протоиерей, с помощью священников, обязан преподавать Закон Божий как в Обществе благородных девиц, так и в Мариинском сиротском отделении для детей личных дворян, при соборе учрежденном, и в ведение главного управления того общества поступающем. 7) По смежности собора и принадлежащих к нему зданий со вдовьим домом, главное наблюдение за исправным содержанием и своевременным исправлением сих зданий, а равно хозяйственная часть – возлагаются на тоже начальство, посему и вся штатная сумма поступает в ведение оного». Штат собора всех учебных заведений

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Вместе с десной рукой преподобномученицы в Россию прибыл ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых останки Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, вместе принявших мученическую кончину, перевозились из Китая в Иерусалим в 1921 году. В ковчег помещены частицы их мощей, а также золотой крест с землей из Алапаевской шахты и Иерусалима. По решению Синода Русской Церкви Заграницей этот ковчег будет передан в московскую Марфо-Мариинскую обитель после ее окончательного восстановления. Более восьмидесяти лет честные останки новомучениц почивали в Гефсимании в стенах монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, основанном императором Александром III. На освящении храма святой Марии Магдалины присутствовала сама Великая княгиня вместе со своим супругом — братом императора, Великим князем Сергеем Александровичем. В 1921 году в крипте этого же храма обрели последние пристанище ее честные останки. Шестьдесят лет спустя после прославления святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в сонме новомучеников Российских, совершенном Русской Церковью Заграницей, их нетленные мощи были торжественно перенесены в сам храм, где ныне покоятся в белых мраморных раках. В торжественной встрече мощей в аэропорту Домодедово участвовал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря, в котором погребен Великий князь Сергей Александрович, благочинные округов Москвы, настоятельницы женских монашеских обителей столицы. Прямо по взлетно-посадочной

http://pravmir.ru/v-rossiyu-dostavili-mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он весьма дорожил тем, что родился в России, в Крыму» Выступление на открытии мемориальной доски в честь 100-летия Тихона Николаевича Куликовского-Романова 25.08.2017 1254 Время на чтение 7 минут Дамы и господа! Дорогие друзья! Крымчане и гости славного Крыма! Мой Супруг - Сын Великой Княгини Ольги Александровны и ротмистра Николая Александровича Куликовского, Внук Государя Императора Александра III Миротворца, родной племянник Святого Царя-Мученика Николая Второго, Двоюродный Брат Святого Царевича Мученика Алексия и Царевен Мучениц Ольги, Татианы, Марии, Анастасии - Тихон Николаевич Куликовский-Романов родился 12 Августа по православному календарю, или 25 Августа по календарю нынешнему, ровно сто лет назад, в 1917 году - здесь, в Крыму. Тихон Николаевич появился на свет, когда Царская Семья ещё была жива. Из Их Сибирского заточения в Крым к находящейся под домашним арестом семье Великой Княгини Ольги Александровны и ротмистра Николая Александровича Куликовского пришло поздравление от Августейших Узников в связи с рождением их Первенца. Такая родственная близость со Святыми Царственными Мучениками и сам факт рождения в России для моего дорогого Тихона с детства формировали его как русского православного патриота, как прямого, кровного наследника державных, духовных, родовых традиций нашего Великого Отечества. В его семье хранилось множество фотографий, писем, открыток, рисунков и даже икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», связанные с нашими Святыми Августейшими Страстотерпцами. От своей Багрянородной Матери и от своей Бабушки - Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны он слышал множество рассказов о Царской Семье, любовь к Которой Тихон Николаевич пронес чрез всю свою большую жизнь, полную испытаний и скитаний на чужбине. Крым для Царской Семьи, большинства представителей Императорской Фамилии, был самым любимым местом пребывания и летнего отдыха. Как только здесь наступали погожие весенние дни, Императоры Александр Третий и Николай Второй стремились при первой же возможности вывозить своих Близких из пасмурного Санкт-Петербурга в цветущую Таврию.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/25/on...

Копенгаген. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Александра Невского построена в 1883 г. по инициативе и на деньги семьи императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, бывшей датской принцессы Дагмары. В храме находится святыня: Чудотворный образ Копенгагенской - Иерусалимской Божией Матери. История этой церкви в деловом центре Копенгагена связана с именем Императрицы Марии Феодоровны (1847–1928), датской принцессы Дагмары, которая в 1866 вышла замуж за Цесаревича Александра Александровича, будущего Императора Александра III. Подчиняясь законам Российской империи, Дагмара перешла в Православие и сменила имя на православное. С этого времени навещая родителей в Дании, она молилась в русской православной церкви, которая принадлежала Императорскому посольству. Русская церковь в Копенгагене возникла по желанию российского посланника гр. Петра Григорьевича Чернышева. Ее освятил 10 июля 1741 прот. Петр Благовещенский в Петербурге как походную во имя Сретения Господня. Служить в Данию был послан иером. Кирилл из Юрьевского монастыря под Новгородом. Когда графа перевели в Берлин, он забрал с собой и церковь, но она вскоре была восстановлена в датской столице, хотя действовала, очевидно, с перерывами. В 1781 для богослужений в ней намеревались направить из Киля иером. Венедикта. Официально церковь при миссии была учреждена указом Синода от 5 августа 1797, и тогда же из Петербурга привезли иконостас, предназначавшийся ранее для русской церкви во Флоренции. Новоучрежденная домовая церковь была освящена в Копенгагене во имя апостола Павла и ее первым настоятелем стал о. Иоанн Павинский. В 1823–1838 священником служил прот. Стефан Карпович Сабинин, ученик известного гебраиста прот. Г. П. Павского, переведший с еврейского на русский язык несколько книг Ветхого Завета. Из Копенгагена он переехал настоятелем в Веймар, где продолжил свои ученые занятия по истории и филологии. Сабинина на 4 года сменил молодой о. Евгений Иоаннович Попов, выпускник Петербургской Духовной академии, позднее с успехом служивший в Лондоне.

http://sobory.ru/article/?object=27426

10. Слово на вторый день праздника Рождества Христова (Говорено в придворной церкви, в присутствии Ея Императорскаго Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Их Императорских Высочеств; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1814 Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е. Mamф. II. 13 . Чудно и ужасно! – Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земли рождение; Ангелы стараются спасти жизнь пришедшаго спасти человеков: а человек, для котораго Сын Божий соделался сыном человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство небесное проповедует на земли мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и, Его телохранители, все младенцы Вифлеемские. Правда, царь не победил Отрочате: воинство младенцев не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь 106 всеобщаго Искупителя: напротив того невидимая месть постигла Ирода и его соумышленников: «изомроша ищущии души Отрочате» ( Mamф. II. 20 ). Но сия победа не принесла мира, ниже безопасности Победителю. Иосиф не дерзает даже ввести Его в отеческий град: «убояся тамо ити» ( Mamф. II. 22 ). После сего уже не удивительно, что возраст Отрочате Христа принесет Ему новыя брани, новыя опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князи, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земныя силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирнаго царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки. Возвращаясь от воспоминания сих печальных событий, с каким утешением успокоивается дух, при виде великих и сильных земли, смиряющихся пред Отрочатем Вифлеемским, полагающих лучшую славу свою в служении Ему, ищущих своего веселия в Его Евангелии!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

381. Слово во Святой и великий пяток (Говорено в придворной соборной церкви, в присутствии Их Величеств Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны и Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Императорских Высочеств Государей Великих Князей и Государыни Великой Княжны в 1812 году; напечатано отдельно). 1812 Дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, обаче себе плачите и чад ваших. ( Лyk. XXIII. 28 ). Ах, утеха Израилева! так ли ты утешаешь Израиля? Муж болезней из Врача душ и телес, Агнец среди волков из Пастыря заблуждших овец, Судия осужденный преступниками, Царь славы поруганный рабами, слово умолкающее, свет угасающий, сый воскрешение и живот, но умирающий и погребаемый – о Тебе ли не плакать? О чем же сетует небо, содрогается земля и камение воздыхает? Неужели сей есть «день твой», который Авраам, отец наш, «рад бы был... видеть, ...и виде, и возрадовася» ( Uoah. VIII. 56 )? И теперь ли нам плакать о себе самих? Если бы весь Израиль, если бы весь род человеческий, если бы весь мир погибал теперь, – сего мог бы не приметить взирающий на Богочеловека страждущего. Стоит ли неизмеримость творения единой капли крови Твоей, стоят ли все времена и лета единой минуты скорби Твоей, Иисусе! Но я забываюсь. Я не пришел препираться с Тобою о любви Твоей, довольно уже препираемый и попираемый злобою, Человеколюбец! Я пришел возвестить волю Его вам, сопровождающие Его в пути креста и гроба, дщери нового Иерусалима, души христианские! Он видит благочестивую скорбь вашу – и в ней самой открывает для вас источник исцеления. Он хощет, чтоб из созерцания крестной смерти Его вы почерпали вкупе и сладкое утешение и спасительное сокрушение. Утешение о Нем: «не плачитеся о мне». Сокрушение о себе: «себе плачите и чад ваших». Повинемся нашему кроткому Наставнику в сии наипаче минуты, когда Он так мало имеет повинующихся. Что такое заставляет нас плакать при виде страдания и смерти? Если разрушение находится в законах бытия, то почему действие природы ужасно для самой природы? Если бессмертная душа возмущается тлением, как противным существу ее – почему более поражает ее преходящий образ тления, нежели бессмертие существенное и неотъемлемое? Будем внимательнее к самим себе, и мы приметим, что болезни смертные отзываются иною предшествующею им болезнию человеческого естества – болезнию «греха», который «рождает смерть» ( Uak. I. 15 ). Убо где грех теряет свою силу, там должно притупиться и болезненное жало смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

II. Царствование императора Николая Павловича (1825–1855) 1. Личные отношения, жизнь и деятельность святителя Филарета за это царствование Что касается личных отношений, жизни и деятельности святителя московского Филарета, то прежде всего царствование Александра I оставляло новому царствованию, как мы припомним, долг восстановления чести Филарета, оправдания его в глазах общества от несправедливых обвинений и нападок со стороны лиц, восстававших на него в 1824 году, восстановления его авторитета среди паствы. Таковое восстановление и оправдание действительно и совершилось постепенно, начиная с первых же дней царствования Николая Павловича. В письме к родительнице своей от 6 декабря 1825 года Филарет, извещая ее о кончине государя императора Александра Павловича, между прочим, говорил: «Я имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим. Но воля Божия во всем есть, и да будет!» 342 Здесь ближе всего разумеется то особенное доверие покойного государя к Филарету, благодаря которому последний, в числе не многих, самых приближенных к государю лиц (князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев), удостоился быть хранителем великой государственной тайны о престолонаследии, врученной ему, как мы знаем из раньше сказанного, в 1823 году в августе. Эта тайна заключалась в том, что за бездетностью императора Александра I и цесаревича Константина Павловича, престол Российской Империи, согласно воле их обоих, должен был перейти к великому князю Николаю Павловичу. Подтверждающими все сие актами были: а) собственноручное письмо цесаревича Константина Павловича к Государю императору Александру Павловичу от 14 января 1822 года о добровольном отречении его от престола, на который по рождению своему он мог когда-либо иметь право, с просьбою утвердить таковое намерение его императорским словом и согласием государыни – матери Марии Феодоровны; и б) собственноручный же ответ императора Александра на это письмо, от 2 февраля того же года, с изъявлением согласия как с его стороны, так и со стороны императрицы – матери на это отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

IV. Въезд и венчание Бориса на царство 26-го февраля, в прощёное воскресенье на масленице, царь Борис Феодорович совершил торжественный въезд в Москву. Народ встретил его пред стенами города и поднёс ему хлеб, кубки, соболя, жемчуг и иные царские дары. Но новый царь принял только хлеб, „сказав, что богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне». У врат Успенского собора царя встретил святейший патриарх Иов с духовенством со крестами и иконами. Отпев молебен, патриарх вторично благословил на царство „Богом избранного государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича», осенив его крестом животворящего Древа, и по благословении пели царское многолетие „государю, Богом избранному, и Богом возлюбленному, и Богом предпочтённому царю и великому князю Борису Феодоровичу, всея Руси самодержцу, и его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии, и их благородным чадам, благоверному царевичу Феодору Борисовичу и благоверной царевне Ксении». В это время патриарх, духовенство, бояре и всенародное множество радостно поздравляли царя, а патриарх, благодаря Бога, воскликнул: „Благословен Бог , ибо не презрел нашего моления, услышал вопль и рыдание христиан, преложил их скорбь на веселие, и даровал нам царя, которого мы денно и нощно просили со слезами!» Отслушав обедню в Успенском соборе, царь Борис пошёл „прощаться» сначала в Архангельский собор, где, поклоняясь гробницам великих князей и царей московских, говорил со слезами: – Великие государи! Хотя телом от своих великих государств вы и отошли, но духом всегда пребываете неотступно и, предстоя пред Богом, молитву творите: помолитесь и обо мне и помогите мне! Из Архангельского собора пошёл в Благовещенский и потом к патриарху Иову. Долго побеседовав с ним наедине, царь испросил у него прощение, простился с духовенством и боярами и, совершив сей трогательный обряд прощения, возвратился снова в Новодевичий монастырь, предупредив, что в монастыре он пробудет у вдовствующей государыни царицы инокини Александры до Светлого Христова Воскресения, так как царица ещё была больна от перенесённой печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Правовые и исторические аспекты реабилитации казненных членов Российского императорского дома Романовых и их приближенных (1995–2008 гг.) Александр Закатов   02:05 30.09.2023 937 Время на чтение 24 минут 1 октября 2023 г. исполнится 15 лет с того дня, когда после длившихся почти 3 года судебных процессов Президиум Верховного Суда Российской Федерации принял историческое законное и обоснованное решение по заявлению Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, признав Святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II , Императрицу Александру Феодоровну, Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича, Великих Княжон Ольгу Николаевну, Татиану Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну жертвами политических репрессий и реабилитировав их в соответствии с Законом РФ 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий». Затем последовала реабилитации прочих казнённых членов Российского Императорского Дома и всех верных служителей, разделивших судьбу своих Августейших покровителей.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/29/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010