Неизвестная миру, жизнь Преподобной сделалась известна следующим образом: в одном из Палестинских монастырей подвизался Преподобный Зосима пятьдесят три года: но потом впал в искушение (как нужно быть осторожным!), что он уже выше всех, и ему не нужно ни от кого требовать наставлений. «Есть ли какой монах, – думалось ему, –который бы мог сравнится с ним в угождении Господу? Найдется ли кто-нибудь в пустыне, который бы: был выше его в совершении подвигов?» Тогда явился ему ангел и сказал: «хорошо, насколько возможно человеку, подвизался ты и проводил постническое житие; но нет человека на земле, который бы явил себя совершенным во всем. Оставь этот монастырь, подобно патриарху Аврааму, и иди в монастырь, находящийся при реке Иордан». Зосима повиновался словам ангела и пошел в указанную обитель, где и поселился, назидаясь строгим примером жизни старцев, которые как бы сияли деланием добрых дел и богомыслием, духом горели, работая Господу со страхом. Непрестанное пение священных песен, всенощное молитвенное стояние, псалмопение, совершенное удаление от праздных слов и всякой заботы о житейском, непрестанное чтение Слова Божия и самая пища (хлеб с водой) – таков был их образ жизни, возбудивший в Зосиме большую любовь к подвигам иноческим. Настало время великого поста, и по чину монастырскому по причащении Св. Тайн Тела и Крови Христовой, все иноки, разве кроме двоих, остававшихся для богослужения, испросивши друг у друга прощение с взаимным лобзанием и с благословения игумена (настоятеля), уходили в пустыню за реку Иордан, и здесь отдельно друг от друга предавались постническим подвигам. Следуя этому монастырскому уставу и обычаю братии, вышел из монастыря и пошел за Иордан и преподобный Зосима, и здесь подвизался в уединении. Спустя некоторое время, ему захотелось найти кого-либо из братии, чтобы получить наставление; с этой целью он пошел вглубь пустыни. 20 дней он шел, останавливаясь только для молитвы и псалмопения. И вот, когда он однажды остановился, обратившись к востоку, и начал петь обычные молитвы, вдруг увидел, как бы подобие человеческое, принявши его за бесовское привидение. Страх объял его, и он осенил себя крестным знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20–21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу. Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие — они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в чем. За нас страдают. И разве повредит кому-то, если доведет он эту простую и ясную истину до своего сердца и сердца своего ребенка? Если возьмет ответственность — просто так — за какую-то зверушку, за пусть самую маленькую, но Божью все же тварь? Если обогатит свое сердце любовью к этому существу, которое, как бы там ни было, а любовью Божией не обойдено? Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их — грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех — когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена — мы сами. Куда чаще, чем животинка какая… Почему мы так часто видим животных в житиях — рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?

http://pravoslavie.ru/56936.html

Но, конечно, та звезда, которая указывала волхвам путь от Иерусалима до Вифлеема и затем «остановилась над тем местом, где был Младенец,» уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением. Увидев эту звезду, волхвы «возрадовались радостью весьма великою,» несомненно потому, что в явлении этой звезды нашли новое подкрепление своей веры в действительное рождение необыкновенного Младенца. Далее сказано о волхвах, что они пришли в «дом» и там, «падши, поклонились» Новорожденному. Следовательно, волхвы пришли уже не в ту пещеру, в которой Христос родился; Младенец с Матерью могли к тому времени уже переселиться в обыкновенный дом. «Открывши сокровища свои,» волхвы «принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть.» Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. Бегство в Египет и избиение младенцев (Матф. 2:13-23). После ухода волхвов Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что тот и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находится на юго-западе от Иудеи, и до границы с ним надо было идти 100 верст. Он тоже был тогда римской провинцией, и в нем жило много иудеев; они имели там свои синагоги, но туда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности. На вопрос, почему Христос не спас Сам Себя от иродовых убийц, св. Златоуст отвечает: «Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать за Человека» (Бес. на Матф. 7). О путешествии святого семейства в Египет сохранилось множество замечательных преданий. Одно из них гласит, что, когда Иосиф с Богомладенцем и Его Матерью вошли в идольский храм, где было 365 идолов, то все идолы пали на землю и разбились: так исполнилось над ними слово пророческое «Господь воссядет на облаке легком» (на руках Пречистой Девы Марии), «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Исаи 19:1). В том, что Младенец-Иисус должен был бежать именно в Египет и затем вернуться оттуда, св. Евангелист видит исполнение пророчества Осии: «Из Египта вызвал Сына Моего» (11:1). У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа. Как отмечает святой Златоуст, в событиях Ветхого Завета все имело значение прообразов, все послужило прообразами событий новозаветных.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Нужно внутреннему человеку выйти из привычного круга мертвых понятий; выйти, как евреям – из Египта. Тогда исполнится слово Христово из последней Его молитвы: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15-16) Блажен, кто понимает, о чем речь, и не только понимает, но и делает. Тот усыновляется Богу, по сказанному: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6:17-18) Мир таких не любит. «Таких», это тех, кто живет «здесь», но не «по-здешнему». Те, кто в грехе полагает счастье, те «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4:4). Сначала просто дивятся и едко злословят. Потом… Но скажет некто: «Я весь осквернился, весь испачкался. Что делать мне? Как освящаться?». То же делать, что и всем христианам. И тот, кто свят с пеленок, и тот, кто грешен до седин, должны духом пламенеть и Господу служить. Евангелие возвещено грешникам. Только нужно ушами сердца расслышать голос Доброго Пастыря и не делать вид, что вы ничего не слышали. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3) Вот к кому обращено слово спасения: и к скотоложникам, и к мужеложникам, и к пьяницам, и к идолопоклонникам. А поскольку совесть все мучит и мучит; и поскольку примеры утешают лучше всего, то есть и особая радость для всех людей, чья память, как архив, полна воспоминаниями, свидетельствующими против самого человека. Эта радость – жизнь Марии Египетской. Мариино стояние. Рисунок Анны Кудиновой и Дарьи Шабалиной. Издание Сретенского монастыря, М. 2005. Веселитесь, замученные совестью блудники и блудницы! Радуйтесь, развратники, сердцем уставшие от разврата! Пакостники, вылезайте на свет Божий и перестаньте бояться дневного света! Все, осквернившие ум и плоть обесчестившие, рцыте Богу: «Слава Твоему милосердию!». Приспела память великого человека, сумевшего развернуться от грехов к Господу не на 45 градусов, и не на пол-оборота, как большинство, а всецело. В градусах это – 180.

http://pravoslavie.ru/60918.html

О рабе-христианине Онисиме пишет апостол Павел своему ученику Филимону, чтобы он принял его, не как раба, а как близкого, как брата. Так изменилось отношение к рабам. Апостол требует, чтобы и к рабам относились, как к свободным. «Несть мужеский пол, ни женский». Да, и женщины стали теперь едины с мужчинами в вере, стали равны с мужчинами пред Богом, пред Христом, Которого возлюбили всем сердцем. Празднуем ныне память величайшей преподобной — Марии Египетской. Скажите, неужели эта великая святая была хоть сколько-нибудь ниже величайших преподобных Антония, Евфимия, Паисия и наших преподобных Антония, Серафима Саровского и Сергия Радонежского? О нет, она даже превосходила во многих отношениях этих великих святых. И воздвиг Господь из женского пола трех даже равноапостольных: Марию Магдалину, первомученицу Феклу и Нину, просветительницу Грузии. Итак, все стали равны пред Богом, все стали любимы Христом, потому что возлюбили они Его. Все удостоены такой величайшей чести, такой славы, выше которой быть не может, той славы, о которой написал святой апостол Иоанн Богослов в своем великом Евангелии: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…» (Ин. 1, 11–12). О, Господи, Господи! Какую власть Ты дал людям, возлюбившим Тебя и уверовавшим в Сына Твоего Единородного: дал власть быть чадами Божиими! А Сам Христос говорил однажды ученикам Своим, а в их лице и всем возлюбившим Его, всем всецело предавших себя в волю Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 14–15). Друзьями Своими называет Христос всех тех, кто всем сердцем возлюбил Его. Вот это и есть величайшая и святейшая форма единения, доступная для нас — единение в любви, с Самим Господом Иисусом Христом, а чрез Него и между собою. Тем, кто сподобляется быть причастниками такого единения, писал святой апостол Петр: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства, призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божиий, некогда непомилованные, а ныне помилованые» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Об этом свидетельствует также то, что выше в Святом Евангелии у Иоанна написано: Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве (ср. Ин.4:35 ). В пасху приносили Господу ячменный хлеб, потому что начинали жать ячмень. А за четыре месяца, в декабре, ячмень сеяли. Поэтому можно говорить о том, что Иисус Христос пришел в Иерусалим, чтобы праздновать пасху. Вспомним, чему был посвящен этот праздник. Само слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». Ветхозаветная, еврейская пасха являлась торжеством по поводу избавления иудейского народа из египетского плена, когда все иудейские первенцы были избавлены от ангела смерти, тогда как первенцы египетские были умерщвлены. Хотя по другим толкованиям, что тоже вполне вероятно, Иоанном упоминается праздник кущей, наиболее веселый и любимый в народе. В книгах Ветхого Завета также можно встретить название его просто — праздником. Что же касается того, был ли апостол Иоанн в это время рядом с Божественным Учителем, являлся ли непосредственным свидетелем, то тут можно с полной уверенностью утверждать его соучастие и причастность к описываемым событиям. Иначе евангелист не мог бы передать речь Господа, сказанную при совершении чуда. Так что же произошло тогда? Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. «Вифезда» переводится как «дом милосердия». Здесь действительно оказывалась милость больным людям. Овечьи ворота же упоминаются в книге Неемии. Еще они называются Гефсиманскими, или воротами Святой Девы Марии, или первомученика Стефана, так как вели к гробницам Пресвятой Богородицы и архидиакона Стефана. Название же Овечьи произошло оттого, что бедуины прогоняли через эти ворота овец в город для продажи или жертвоприношения. Археологи открыли эту купель, которая существует и в наше время.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Обезбожен служит мир… О зависимости состояния твари от состояния бытия человека говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…” (Рим 8:18–22). Апостол пишет, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, то есть того, кому было дано повеление — человека. “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих”, то есть восстановления их бытия, потому что тогда восстановится и ее бытие. Примеры из жизни святых показывают, что мир вокруг них восстанавливается. Лев служит святому Герасиму Иорданскому, святой Марии Египетской, медведица — святому Серафиму Саровскому. Приведем более подробно следующий характерный случай, описанный в “Луге Духовном” Иоанна Мосха, но не вошедший ни в одно из изданий этой книги 4 . “Один христолюбивый человек рассказывал: мы решили по­се­тить киновию одного святого старца в Фиваиде, и когда пришли в монастырь, высоко со стены на нас начали лаять большие собаки. Мне стало страшно, и я захотел спуститься с лошади, однако мои спутники, разбираясь в лае собак, сказали мне: «Не спускайся, господин, потому что у собак есть приказание аввы не слезать со стен». Когда мы уже вошли в монастырь и взяли благословение у отцов, нас повели к колодцу во время богослужения. Верблюд, который поднимал воду с помощью лебедки, стоял неподвижно. На наше недоумение — почему верблюд не вращает ворот, нам ответили: «Так повелел ему наш авва, чтобы во время богослужения, то есть когда звонят в колокол, он не вращал ворот — до тех пор, пока не закончится служба. Потому что было некогда, что один брат, исполнявший послушание при колодце, из-за шума ворота не услышал знака идти на службу и не пришел в церковь. Тогда авва пришел к колодцу и сказал брату: Почему ты не пришел в церковь в свое время? — И тот ответил: Прости меня, отче, шум от устройства не позволил мне услышать колокола. — Тогда авва, став, дал верблюду, поднимавшему воду, при­каз, говоря: Благословен Бог; отныне, когда будут звонить в церковь, не двинешься и на чуть-чуть до тех пор, пока не закончится служба. — И верблюд соблюдал приказ. Также всякий другой верблюд, поставленный к лебедке, тоже хранил это повеление».

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

Он избрал Авраама и сделал его отцом множества народов. Он ниспослал Сыну Своему с небес огонь для истребления Содома и других проклятых городов. Отец небесный избрал Иакова и водил его все дни его жизни. Он привел Израиль в Египет, и Он же вывел Свой народ оттуда, явив Свою великую мощь в казнях египетских и разорванном Красном море. Он, как орел, носил Израиль на крыльях в пустыне и заключил с ним Ветхий Завет у Синайской горы. Отец дал закон Израилю рукой Сына Своего в силе Духа Святого. Он прогнал великих царей, разбросал нечестивые народы от лица народа Своего и дал ему во владение святую землю. Он поставлял Израилю судей и царей. Бог Отец обещал Давиду, что Сын Божий станет Сыном Давида, вечным Царем над домом Израиля. Он Словом Своим посылал пророков и открывал им волю Свою Духом Своим. Отец небесный наказывал отступивших иудеев, а когда они каялись, то прощал все беззакония их. Когда же настала полнота времен, Отец Небесный исполнил Свой замысел, который был у Него до начала времен. По жалости и любви к погибшему человечеству Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. По Его воле Сын воплощается от Девы Марии силой Святого Духа. Отец небесный всегда пребывал со Христом и во Христе, так что даже Сын Божий говорил: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Все время Отец прославлял Сына Своего, а Сын – Отца Своего, и в это взаимное прославление вводятся христиане. Но вершиной славы любви и послушания становится Крест. По воле Бога Христос умер позорной смертью и принес в дар Отцу выкупленное от греха и дьявола и очищенное Его кровью человечество. В ответ на предельное Христово послушание Отец ответил предельным явлением Своей славы: на третий день после крестной смерти Он воскресил Сына Своего и на сороковой день вознес Его человеческую природу на небеса. Там Отец посадил Христа во плоти по правую сторону Своего величия, чтобы Его воля осуществлялась пронзенной рукой Сына Божия. Милосердый Отец в небесах принимает вечное ходатайство Сына Своего и смотря на Его раны умилостивляется о тех, кто верит во Христа и носит Его имя. Первым плодом этого ходатайства является рождение Церкви – Тела Христова, когда по просьбе Сына Своего Бог послал апостолам Святого Духа. Так, новый и последний народ Завета – Православная Церковь – и сейчас пребывает под непрестанным, внимательным взором Отца Небесного. И это не случайно. Ведь каждый христианин, погружающийся в воды Крещения, входит в глубины Божественной Жизни и становится усыновленным сыном или дочерью Бога. А Небесный Отец никогда не позволит своим детям губить себя в свое удовольствие. Он нежно и могущественно учит и заботится о Своих неразумных созданиях.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

Особенную силу доказательности пророчества получают в том случае, когда они имеют предметом своим будущих событий не только случайные, но и чудесные, совершенно зависящие от единой воли Божией, каковы были пророчества Моисея о десяти казнях египетских, пророчества Исайи о рождении Еммануила от Девы, пророчества Спасителя о Своем воскресении и др. «Когда например , – говорит Катехизис, – пророк Исайя предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог; и когда, через несколько сот лет после сего пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии: тогда нельзя не видеть, что пророчество было слово Бога всеведущего, и что исполнение пророчества есть дело Бога всемогущего. Посему и Святой Евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исайи: сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо (что значить), с нами Бог (Мф. 1:22–23)» . И вообще сами богодухновенные писатели указывают на пророчества, как на самый решительный признак божественности преподаваемого ими учения. Так пророк Исайя говорит, обращаясь к языческим божествам: пусть они выступят и скажут нам то, что будет... возвестите будущее, чтобы мы узнали, что вы боги... Но вот вы ничто, и ваше дело ничтожно... Только первый на Сионе, сказал: вот, вот они, и Я дам Иерусалиму благовестника ( Ис. 41:22–24, 27 ). Так же и Христос Спаситель, в доказательство Своего Божественного посольства, говорит иудеям: исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне ( Ин. 5:39 ), а Своим ученикам, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24:27 ). Делались, как известно, предсказания будущего и у язычников; равно существуют многие предугадывания в жизни нашей обыденной; но все эти предсказания, хотя бы даже некоторые и оправдывались из них, никак нельзя признать за откровения свыше, за предсказания сверхъестественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Подвиг всякого инока — сверхъестественен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, сделавшегося по падении принадлежностию каждого человека. Подвиг некоторых святых иноков кажется более непостижимым по сверхъестественности своей, нежели даже подвиг мучеников. В этом можно убедиться, прочитав жития преподобных Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марии Египетской и других. Отчего мученичество и монашество представляются сумасбродством и нелепостию для рабов греха и мира? — Очевидно оттого, что они признают добром одно добро падшего естества, а христианства не знают и не понимают. Для достижения совершенства, вслед за истощанием [раздачей. — Ред.] имения на нищих, необходимо взять крест свой Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста, или произвольное и постоянное подчинение скорбям двоякого рода, из которых составляется крест, как бы из двух древ, соединенных между собою и пресекающих друг друга. Одни из этих скорбей попускаются Промыслом Божиим к нашему душевному созиданию, а другие мы должны возлагать произвольно сами на себя для обуздания и умерщвления страстей своих, для умерщвления в себе своего падшего естества. О скорбях, попускаемых нам Промыслом Божиим, говорит святой апостол Павел: Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша еси (истинные служители Божий), убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. К сим, плоти нашей отцы имехом показатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем? Святой апостол Петр возводит к духовному разумению скорбей и утешает подвергшихся им следующим образом: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010