И в этой связи уместно вспомнить о том, о чем как раз нас спрашивает другой телезритель: когда появилась первая икона Иисуса Христа? Есть предание, согласно которому первая икона Иисуса Христа появилась еще при Его жизни: что некий князь по имени Авгарь послал художника для того, чтобы он написал портрет Иисуса Христа, а Иисус приложил к Своему лицу плат и на этом плате отпечатлелось изображение Его лица. Возможно, это и был тот самый плат, который когда-то лежал в гробнице Иисуса Христа и на котором на самом деле отпечатлелось Его лицо, как лицо умершего человека. А потом уже спустя какие-то десятилетия, даже столетия, возникла эта история о царе Авгаре. Но так или иначе история нерукотворного образа Иисуса Христа восходит к глубокой древности. Этот образ находился на воротах города Эдесса, потом он был перенесен в Константинополь, а потом его следы теряются после разграбления Константинополя крестоносцами и в скором времени уже на западе появляется то, что нам сегодня известно под названием Туринской плащаницы. И вполне вероятно, что Туринская плащаница — это как раз та плащаница, которая лежала в гробнице Иисуса Христа. А плат, о котором упоминает евангелист Иоанн, это плат, который был возложен на лик Иисуса Христа под плащаницу и на котором соответственно отпечатлелось то же самое изображение. Я хотел бы завершить эту передачу слова из первого послания апостола Павла к коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13-14). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь! Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/5535088.ht...

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И далее он продолжает: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью», или, если обратиться к подстрочному переводу, «терпя друг друга в любви» (ст. 2). Для того чтобы быть достойными христианского звания, мы должны поступать именно так, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением», то есть не в чем-то одном проявляя смирение, а в чем-то его отвергая, но во всем: и в мыслях, и в словах, и в чувствах, и в поступках, да и в самом внешнем виде иметь всевозможное смирение друг перед другом. Кроме того, необходимо иметь не только смирение, но и кротость, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст , бывают люди смиренные, но гневливые. Спаситель не напрасно говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (см. Мф.11:29 ), подчеркивая, что в первую очередь эти две добродетели необходимы человеку для того, чтобы найти покой душевный, исполнить заповеди Христовы, быть способным понести на себе иго Христово. Однако мы должны не только смиряться друг перед другом, не только кротко переносить обиды или неприятные для нас вещи (может быть, и не нацеленные на то, чтобы нам досадить, но из-за нашего отрицательного к ним отношения вызывающие негодование), но и долготерпеть. Если человек делает что-то нам неугодное, то нужно не просто проявлять снисхождение, но терпеть, ожидая его исправления. Ведь если мы сами себе во всем снисходим и считаем, как бы нелепо это ни прозвучало, что Бог должен все нам прощать, потому что мы каемся, то тем более мы должны проявлять снисхождение к другим людям. К тому же под покаянием мы имеем в виду иногда просто формальное обращение к Богу. К сожалению, у нас не такое покаяние, какое было у преподобной Марии Египетской и других подвижников благочестия. Да и о себе мы знаем гораздо больше, ведь мы непрестанно грешим, а о других людях знаем только то, что они, как нам представляется, поступили с нами плохо один или, может быть, несколько раз. И потому нужно проявлять к людям долготерпение, «снисходя друг к другу в любви», терпя друг друга в любви. Мы можем сделать вывод о том, что и древние христиане, отличавшиеся от нас гораздо большей ревностью, готовностью в любое мгновение пострадать за Христа, тоже должны были понуждать себя проявлять терпение, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

и начальники собрались вместе против Господа и против Христа Его» Иеремия же: «Я как незлобивый агнец, ведомый на заклание. Они замыслили зло против Меня, говоря: Давайте положим дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых, и имя Его больше не будет поминаться» А Исаия: «Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Род же Его кто поведает?» Много и другого многими пророками проповедано о таинстве Пасхи, которое есть Христос; Ему слава во веки. Аминь. Сей, сошедший с небес на землю ради страждущего, облекся в него благодаря утробе Девы, прошел через Нее как человек, воспринял страдания страждущего через тело, способное к страданию, и разрушил страдания плоти, а духом, который не мог умереть, умертвил человекоубийцу–смерть. Ибо Он, как агнец ведомый, и как овца закалаемая, искупил нас от служения миру, как от земли египетской, и избавил нас от рабства диаволу, как от руки Фараона, и запечатлел наши души Своим Духом, и члены тела — Своей кровью. Сей есть облекший смерть стыдом и повергший диавола в скорбь, как Моисей — Фараона. Сей есть поразивший беззаконие и сделавший бездетной несправедливость, как Моисей — Египет. Сей есть изведший нас из рабства — в свободу, из тьмы — в свет, из смерти — в жизнь, из порабощения — в царство вечное, [и сделавший нас новым священством и народом избранным, вечным]. Сей есть Пасха спасения нашего. Сей есть много претерпевший во многих. Сей есть в Авеле убитый, в Исааке связанный, в Иакове странствовавший, в Иосифе проданный, в Моисее отверженный, в агнце закланный, в Давиде гонимый, в пророках обесчещенный. Сей есть в Деве воплотившийся, на древе повешенный, в земле погребенный, из мертвых воскрешенный, на высоты небес вознесенный. Сей есть Агнец безгласный. Сей есть Агнец убиваемый. Сей есть родившийся от Марии, прекрасной Агницы. Сей есть взятый из стада и на заклание влекомый, и вечером принесенный в жертву, и ночью погребенный, на древе не сокрушенный, в земле не истлевший,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

И сказал ему (Аврааму): Я Ягве, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он (Авраам) сказал: Владыка Ягве! по чему мне знать, что я буду владеть ею? ( Быт. 16:7–8 ). Усомнился ли Авраам, отец веры, в обетовании Божием, потребовав, как Захария, отец Иоанна Крестителя, удостоверяющего знамения? Все святые отцы однозначно отрицают здесь момент сомнения со стороны Авраама, объясняют же его слова Владыко Ягве! по чему мне знать, что я буду владеть ею? в нескольких значениях. Авраам не сомневается в исполнении обетования Божия, но не знает и недоумевает по поводу того, каким образом это произойдет. В связи с этим, он и задает свой вопрос: по чему мне знать, что я буду владеть этой землею? В таком значении объясняет слова Авраама прп. Ефрем Сирин : «Некоторые говорят, что за Авраамово сомнение, в обетовании сказано потом: най, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей [ Быт. 16:13 ; т.е. за Авраамово сомнение его потомки будут томиться в Египетском рабстве – Г.Ф.]. Но, утверждающие это, пусть знают, с какой верой Аврам, в то же время, принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской... Как же после сего говорят, что в день сей за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?.. О наследовании же земли спрашивал не в том смысле, будет ли оно, но в том, как оно будет» 480 . Авраам видел силу хананейских царей и не знал, то ли они сами истребят друг друга, то ли иной народ истребит их, или же его умножившееся потомство овладеет этой землею само. Авраам хотел знать, какой способ исполнения обетования об овладении сей землею изберет Господь. Подобным образом рассуждает св. Иоанн Златоуст . Он вкладывает в уста Авраама, как бы, такие слова: «Словам Твоим [Божиим – Г.Ф.] я не могу не верить, но, вместе, я желал бы узнать и то, каким образом я ее [землю – Г.Ф.] наследую» 481 . Так же объясняет и блаж. Августин: «Владыко, Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею? (ибо ему была обещана эта земля в наследство). – это не значило, что в нем оскудела вера. Ибо он не сказал: Откуда я узнаю, как бы, не верил еще; а говорит: По чему мне узнать: чтобы предмету веры его представлено было какое-нибудь подобие, по которому бы ему можно было понять способ осуществления того, во что уверовал. Как, например, у Девы Марии не было неверия, когда она спрашивала: Како будет сие, иде же мужа не знаю? Она уверена была, что это будет, но спрашивала, каким образом оно будет. И, когда спросила, получила ответ: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя " 482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “Из Египта воззвал Я Сына Моего” ( Мф. 2:13 ). Коптская церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквах Египта торжественно звучат слова патриарха: “О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков!”. В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце-Христе, неизвестных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян – христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым Семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды – в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое Семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384–412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, “Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву”. Но перед этим Святое Семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

И тогда Иисус сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» . Непостижимо тяжко земному человеку было даже понять законы Царства, которые принес с Собой на землю Христос, осознать и принять путь Креста, ведущий в Царство Божие. И исполнить его идет Сам Сын Божий, идет ради нас, грешных, идет ради победы Царства Небесного на земле, чтобы даровать Его Божию созданию – человеку. И каждому из нас надо принять этот Богом определенный Крестный путь нашего спасения : кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною . И только этот путь открывает нам и Преображение Господне и показывает нам ту славу, то преображение человеческой души и преображение человеческой жизни, когда в нее входит Господь, когда мы следуем за Христом. Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли. Путь ко Христу – это исполнение Его евангельских заповедей. Заповеди Христовы, исполняемые делом, меняют человека. Они грешного человека преображают в праведного, что мы можем увидеть в жизни святых, например, преподобной Марии Египетской, да и в нашей собственной жизни, когда из глубоко греховного мрака нас призывает Спаситель. Царь Давид воспевал: заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18:9), Закон Твой… свет путям моим (Пс. 118:105). Спаситель, в Нагорной проповеди обращаясь к Своим ученикам, исполняющим Его слова, говорит: «Вы – свет мира». Состояние души, при котором в ней преодолеваются и устраняются надмение, гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое преображенное состояние, в котором христиане, по слову апостола Павла, «как светила в мире» сияют «среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2:15).    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14,16). Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

http://pravoslavie.ru/96305.html

И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8, 19-22 ). Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь ) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено. Вот мысль Священного Писания… Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром? Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию. И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых. Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января). То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля). К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. А вот что читаем в житии мученика Неофита: «Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

http://azbyka.ru/parkhomenko/xristianin-...

Идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную безнравственность, – это девушка как блудница. Дело, разумеется, не в том, чтобы анафематствовать, проклинать этих несчастных. Подчас, среди них попадаются натуры искренне страдающие и глубокие. В самом Евангелии мы видим образы кающихся блудниц. А житие преподобной Марии Египетской уже много веков свидетельствует об огромных возможностях человеческого духа, стремящегося к возрождению в Боге. Однако мы не можем не порицать основания духовного нездоровья общества. Наше общественное сознание нравственно неукоренено, в нем отсутствует понятие греха. Широкая проповедь порнографии и насилия, распущенности и блуда, не встречающая никаких препятствий, прямое следствие того, что для многих вершителей дум общества понятие свободы стоит вне всякого нравственного закона, оно для них абсолютно. У А.С.Пушкина имеется на сей счет просто гениальное выражение – «безумство гибельной свободы». Поначалу все «просто и легко», события разворачиваются «с легкостью необыкновенной». А по сути дела, уже к 25–30 годам такая женщина не может не почувствовать опустошения, одиночества и тоски. Вспомним, что в толпе чужих людей одиночество всегда ощущается острее и безысходнее. Путь возрождения души никогда не перекрыт полностью, но вступить на него очень трудно. Ведь для этого нужно признать свое нравственное поражение, горько раскаяться и быть в сердечном сокрушении от своей нечистоты, не целомудрия, осквернения святого, попрания образа Божия в своей душе. Жалость – по В.Соловьеву, тождественна любви. В Православном сознании жалость – это то, что покрывает мир. Православному человеку всех жалко. «Ибо знаем,- говорит апостол Павел,- что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8:22-23 ). «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»,- говорит Господь ( Ин. 15:13 ). Жертвенность, презрение к смерти, стояние до конца за свой народ были отличительными особенностями русского воинства. Оно было христолюбивым, т. е. любящим Господа нашего Иисуса Христа, и добропобедным. Победы, которые доставляла русская армия своему народу,- были победами добра над злом. В то же время русские воины в своем великодушии восходили до жалости к врагам.

http://azbyka.ru/deti/printsipy-hristian...

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Господь тут же воспользовался случаем, чтобы им раскрыть важную христианскую истину, которая заключается вот в чем: Господь может дать нам все то, что мы у Него ищем, но Он пришел на землю совсем не для этого. Господь пришел, чтобы мы из грешников стали святыми, а не просто были счастливыми, беззаботными, богатыми, здоровыми грешниками. Господь пришел, чтобы нас освободить от греха. А для этого мы должны долго и тяжело болеть, для этого мы должны много и тяжко страдать, для этого мы должны много и долго терпеть, потому что без этого невозможно достичь Царствия Небесного. Почему? Это очень просто объяснить. В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Поэтому когда у человека все в порядке, заботливая жена, послушные дети, много денег, благоустроенная дача, когда у него ничего не болит, когда у него хорошая должность, когда его все любят и уважают, он невольно начинает думать: какой я молодец, я всего достиг. И начинает всем указывать, начинает всех учить жить: ты вот делай, как я, тогда все у тебя будет хорошо. Но хорошо-то будет только в этой временной жизни, а прошло семьдесят лет, умер человек, и дальше что? Дальше-то хорошо ли будет? А Господь не этого хочет. Господь хочет, чтобы мы в вечности были блаженны. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Как же достигнуть смирения? Смирения, оказывается, можно достичь только через долготерпение – так апостол Павел пишет. Поэтому нужно долго-долго терпеть скорби, болезни, трудности, заботы, неурядицы. Только тогда человек приходит в состояние смирения, и тогда он может получить благодать Божию. А благодать Божия очищает его душу, потому что от грехов человек сам освободиться не может. Вот, к примеру, я родился склонным ко злу и с помощью воспитания мамочки и папочки и мальчишек во дворе это зло в себе приумножил и, достигнув двадцатипятилетнего возраста, стал очень злым. Как я эту злобу могу победить? Я могу заставить себя вежливо говорить с человеком, который мне неприятен, могу стараться это зло не выражать в словах, могу это зло как-то сдерживать, но стать добрым я не смогу. Я не смогу сам из злого стать добрым, это невозможно, только благодать Божия может сделать человека из злого добрым – Сам Господь придет в сердце человека и его переквасит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010