Сохранились 2 светских изображения М. На фотографии (ГИМ; экспонировалась в Музее 1812 года в Бородинском зале) с неизвестного живописного оригинала, заправленной в фирменное паспарту фотоателье Карла Фишера на Кузнецком мосту, М.- молодая женщина, сидит в кресле, повернувшись на 3/4 вправо, правая рука лежит на подлокотнике. На ней легкое открытое платье, на правом плече, спускаясь на колени,- темная шаль с каймой. Прическа с короткими локонами и завитками, обрамляющими лицо, соответствует моде нач. XIX в. Облик великосветской дамы дополняют гребень в волосах и жемчужные серьги. Надпись на обороте более поздняя: «Тучкова. От А. А. Тучкова». На миниатюрном портрете, выполненном на медной пластине маслом (Музей-заповедник «Бородинское поле», экспозиция «Дом-музей игумении Марии»), неизвестный художник изобразил М. (в овале, без фона) по пояс, в 3/4-ном повороте вправо. На ней серое платье с меховой накидкой, вышитый белый воротник и такой же белый чепец с голубыми лентами, на висках букли. Лит.: Толычева Т. Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница: М. М. Тучкова. М., 18752; Борисов К. А. Воспоминание о Спасо-Бородинском монастыре и его окрестностях. М., 1885; Брайковский А. А. Монастырь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1885, 1912; Анфилатов В. Е. Иконография игум. Марии//Бородинское поле: История. Культура. Экология. Можайск, 2000. С. 175-184; Семенищева Е. В., Хорошева Е. А. Двенадцать портретов М. М. Тучковой (игум. Марии)//Отечественная война 1812 года: Источники. Памятники. Проблемы: Мат-лы Междунар. науч. конф., 2-4 сент. 2013 г. Бородино, 2014. С. 90-98. Е. В. Семенищева Рубрики: Ключевые слова: АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Но, как и положено доброму монаху, осознавая себя недостойной и сокрушаясь о своих грехах, перечисление которых можно найти в ее переписке с духовными отцами, настоятельница Спасо-Бородинского монастыря зачастую подписывалась: «Мария грешная». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший по приглашению игумении Марии ее обитель в 1847 году, в «Воспоминаниях о Спасо-Бородинском монастыре» нашел для его основательницы и первоначальницы проникновенные слова: «Маргарита прежде всех пришла на кладбище войска русского, чтоб плакать над могилой храброго супруга; принесла туда и прах сына… Она дала себе обет печали пожизненной, надела на себя черные одежды с тем, чтоб не снимать их никогда… Бог близок к скорбящим, близок к ним свет Его, близко утешение Его. Маргариту озарило небесное просвещение: она произносит обет иночества, облекается в таинственный образ, принимает новое имя – и уже Мария плачет у Гроба Иисусова… По праву, Мария, ты держишь в руках твоих жезл настоятельства на поле Бородинском. Ты приобрела это поле мечом твоим – слезами. Возьми ими и Небо!» Панихида у могилы игумении Марии (Тучковой)      11 июля 2015 года в Спасо-Бородинском монастыре у могилы игумении Марии в церкви Спаса Нерукотворного была отслужена панихида. Богослужение возглавил настоятель Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря игумен Авель. Сотрудники Бородинского музея предоставили возможность сестрам монастыря и всем присутствующим приложиться к постригальному кресту игумении Марии, который хранится в ее мемориальном доме. Рейтинг: 9.5 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья Богоявленская 24 августа 2015, 22:55 Преклоняюсь перед светлым образом Маргариты Тучковой. Впервые узнала, что в монашестве она наречена именем Марии. Но... в честь Божией Матери -- разве это возможно? Монахиня N 23 августа 2015, 09:55 В честь Божией Матери не положено называть никого и никогда. Надеюсь, это какая-то неточность. Алла 22 августа 2015, 19:44 Спасибо...

http://pravoslavie.ru/81502.html

Генеральским женам в то время разрешалось сопровождать супругов в военных походах, хотя правом этим практически никто не пользовался. Но Маргарита Михайловна последовала за мужем и на прусскую, и на шведскую войну. В 1808 году она писала царю: «Умоляю дозволить мне сопровождать мужа моего генерал-майора Тучкова Александра Алексеевича в шведском походе. Любовь к Тучкову составляет мой личный мир и выражается жаждой вместе служить Престолу и Отечеству». На прошение Александр I ответил: Письмо Маргариты Тучковой. Дом-музей игумении Марии borodino.ru «Командующему 4 корпуса генерал-лейтенанту князю Багратиону Князь Петр Иванович! Маргарита Тучкова взяла с меня полную и обильную дань удивления и восторга. Какая страсть, какая воля! Она предпочла покинуть сферу созерцательности, тепла и покоя. Пусть Тучковы будут вместе. Они ставят себя и чувства свои на публичное испытание самым страшным — войной. Любовь есть сила, Богом даруемая. Мне ли стоять плотиной против мужества духовного дерзновения!» И барышня, воспитанная в роскоши, переоделась в солдатский мундир и под видом денщика участвовала в походах, ночевала в тесных душных крестьянских избах или в палатках, где невозможно было согреться, во время сражений трудилась в лазарете, ухаживала за ранеными, делала перевязки, утешала умирающих. В Швеции был голод, и, как только русское войско останавливалось, Маргарита Михайловна находила самых бедных крестьян и раздавала им хлеб и деньги. В своих донесениях из Финляндии Главнокомандующий русской армией упоминал о Маргарите Тучковой: «Я не встречал людей с такой ненасытною жаждою, с такими огромными требованиями на любовь и жизнь (…) Солдаты называют ее своим ангелом-хранителем». Сон становится явью Между военными походами у супругов Тучковых родился сын Михаил. Но через год умер. А в апреле 1811 года появился на свет Николай — Коко, как его нежно называли. Маргарита любила его безмерно и даже, вопреки традициям аристократических семей, сама его кормила. И вот новая война! Наполеон подступил к Смоленску. Уже успевший столкнуться с французами под Витебском Александр Алексеевич отправился со своими полками туда. Маргарита и рада бы была последовать за ним, но на руках был маленький Коля. Решили: молодая мать проводит Тучкова до Смоленска, а потом с сыном и родителями поедет в Москву.

http://foma.ru/borodinskaja-vdova-istori...

23 Маргарита Михаиловна Тучкова, на Бородинском поле, на месте кончины своего мужа. Ген.-Майора Александра Алексеевича Тучкова, павшего со славой героя в битве Бородинской, воздвигла храм во имя Всемилостивого Спаса; жительствовала при оном с 1826. Окт. 26. и с разршения Св. Синода от 4 Марта, 1833, основала там женское общежитие, коего была Попечительницей и Начальницей. Бородинские общежитие преобразовано было, с Высочайшего дозволения. от 1 января, 1838, в обитель инокинь, Г-жа Тучкова постриглась в монашество с именем Марии (1840, июня 28), на другой день возведена в сан Игуменьи этой обители; сконч. 1852. Anp. 29. 26 Елпидифор Бенедиктов. 1825 старший Кандидат Петерб. Акад. 6-го курса. 1826 Магистр. 1829 пострижен, с 1832 Ректор Курской и Воронежской Семинарии, 1842 Викарий Воронежский, 1848 Епископ Харьковский. 6 Ноября Подольский. 1851 Вятский. 1860 Архиепископ Таврический. Мая 25 уволен; ск. 1860, Мая 31. 27 Анатолий Мартыновский , уроженец Подольской Губ. После семинарского курса был с 1817 Священником; вдовый, из Учителей Подольской семинарии поступил в Киевскую Академию, где 1822 постригся, а в 1825 окончил курс Магистром и после остался в ней Бакалавром. С 1829 Ректор Курской Семинарии и в том же году перемещен в Новгородскую; 1840 Викарий Пермский, 1841 Волынской епархии. 1844 Епископ Могилевский 1853 Архиепископ, 1859 Доктор Богословия. 1860 увол. на покой; сконч. 1872, авг. 8. 28 Тимофей, 1806 окончил курс в Славяно-Греко-Латинской Академии 1821 пострижен. 1822 Архимандрит Смоленского Троицкого мон., 1828 Викарий Новгородский, 1834 Епископ Смоленский, 1856 Архиепископ. 1859 ув. на покой; сконч. 1862, июля 24. 29 Смарагд Крыжановский, из Малороссиян. По окончании курса в Киевской Академии 1815 и, следовательно, еще до преобразования оной 1819 г., отправлен в. С-Петербургскую Академию в качестве Студента; 1819 Магистр 3-го курса и бакалавр Петерб., Академии. 29 Авг. пострижен: 1821 Инспектор Киевской Академии, 1824 Архимандрит, 1826 Ректор Киевской Семинарии, 1828 Вифанской, с 23 Авг. Ректор Киевской Академии, 1830 Петербургской. 1831 Викарий С.-Петербургский, 1833 Епископ Полоцкий. 1836 Архиепископ, 1837 Могилевский, 1840 Харьковский, 1841 Астраханский. 1844 Орловский, 1858 Рязанский; ск. 1863, Нояб. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Санкт-Петербург. Церковь Марии Магдалины при детской больнице Церковь. Действует.   Престолы: Марии Магдалины Год постройки:2007. Адрес: Россия, город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 2-я линия Васильевского острова, 49 Координаты: 59.947008, 30.28129 Проезд:Метро " Василеостровская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале ХХ в. к двухэтажной прачечной с сушильней, возведенной в 1859 г. по северной границе участка, пристроили бетонную котельную. Ее неоклассический фасад повторяет соседнее здание покойницкой и членится по высоте на две равные части поясом меандра. " Василеостровский район " , под ред. Кирикова Б.М. - Издательский Дом «Коло», Санкт-Петербур, стр. 268 Надпись на памятной доске на стене церкви: " Впервые в нашей больнице церковь была открыта 14 октября 1829 г. – День рождения покойной императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла и основательницы больницы. Храм располагался на втором этаже главного здания и был освящен в честь св. равноапостольной Марии Магдалины – святой покровительницы Ее Императорского Величества. Открытие храма предшествовало открытию самой больницы, которое состоялось 24 октября 1829 г. – день кончины императрицы Марии Федоровны. Первым настоятелем храма был протоиерей Григорий Грацианский, который прослужил здесь более 50 лет. Храм был закрыт и разграблен в 1918 г. Указом от 15 января 2006 г. Его Высокопреосвященство митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Владимир благословил возродить храм св. Марии Магдалины. Для храма было отведено здание бывшей котельной. Воссоздана была церковь на средства, пожертвованные верующими и Фондом св. Дмитрия Солунского. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, возрожденный храм был освящен малым чином 20 апреля 2007 г. протоиереем Виктором Московским " . Источник - http://www.citywalls.ru/house14116.html Виктор Мудров В 1828 году Попечительный совет заведений общественного призрения купил у наследников богатого негоцианта Кусова И.В. особняк у Тучково моста. Архитектор Д. Кварди, истратив 80 тысяч рублей, переделал его внутри под больницу, открытую в следующем году. Своё название больница получила от церкви, которую зодчий устроил посредине здания, на втором этаже, в бывшем парадном зале. Она была освящена 14 октября 1829 года, в день рождения покойной Императрицы Марии Федоровны.

http://sobory.ru/article/?object=10036

Филарет М. Московский. Ав. 2. 1859.   XXII. Божие благословение и мир игумении Сергии с сестрами обители. Не вините меня, что не был на Вашем торжестве. Мне желательно было общение в молитве с Вами при освящении храма , которым довершается устроение Вашей обители. Но Богу угодно было устроить иначе. И в здешних монастырях, двух, празднующих вчера и ныне быть не мог. Успокоясь от трудов созидания храма вещественного, продолжайте внимательно подвизаться в благоустроении и благоукрашении не вещественных храмов душ Ваших. Филарет М. Московский. Сент. 15. 1859. Примечания: 1.  2. Николай Александровича Тучков умер 15-ти дет от рождения, не окончивши полного курса учения в Пажеском корпусе. 3. Посвящение Марии во игумению совершено было по древнему чину посвящения во диакониссы, с возглашением слов: повели, повелите.... и: аксиос - 3-жды. 4. Закладку храма совершал преосв. Филофей, епископ Дмитровский, викарий Московский, впоследствии митрополит Киевский († 1882 г.). 5. Она родилась в 1809 г. 6. Письмо это писано игумении до ее пострижения в монашество. 7. Быковский Мих. Доримед., коллежский сов., архитектор при Моск. опекунском совете. 8. Виллуан А.И. - свободный художник †1878 г. 9. Т.е. игумении Марии (Тучковой), сконч. 29-го апр. 1852 г. 10. Одигитриевское общежитие (иначе Зосимова пустынь) в Верейском уезде. Основана в 1826 г. схимонахом Зосимою (из дворян Верховских) †24 окт. 1833 г. 11. Казначея и временно управлявшая монастырем по смерти игумении Марии. О ней см. письма митр. Филарета к архим. Антонию, 881, стр. 159. 12. Серафима была келейницею у игумении Марии. 13. Евграф - дядька сына покойной игум. Марии, потом монастырский сторож, параличный старик. 14. К.М. Нарышкин - родной брат игумении Марии, ум. в чине генерал-майора 7 янв. 1867 г. 15. Деворра - няня Николая, сына игумении Марии, лютеранка, принявшая православие, затем постриженная в монашество. 16. Правила эти впоследствии напечатаны в 1-м т. Сборника, изд. по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения Филарета М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

«Что ти есть имя, сестро? – Мар… Мария, ибо в честь Божия Матери» К 175-летию пострига игумении Марии (Тучковой) Елена Семенищева Игумения Мария (Тучкова)      В предпоследний день мая 1962 года на Бородинское поле из Москвы прибыл некто Ф.Н. Кардо-Сысоев, назначенный приказом Министерства РСФСР руководителем общественной комиссии содействия Бородинскому военно-историческому музею. Близилась 150-летняя годовщина битвы, и чиновнику в преддверии юбилея следовало проверить состояние музейной экспозиции и памятников. В поле зрения проверяющего попали не только монументы, воздвигнутые к празднованию 100-летия сражения, но и постройка на территории бывшего Спасо-Бородинского женского монастыря, относящаяся к 1820 году и являющаяся по сути первым памятником павшим воинам. Речь идет о церкви Спаса Нерукотворного, сооруженной на Багратионовых флешах вдовой погибшего здесь генерала – Маргаритой Михайловной Тучковой. В церкви, кроме символической могилы героя битвы Александра Алексеевича Тучкова, находился склеп, в котором была похоронена сама вдова и ее сын Николай. По признанию Кардо-Сысоева, между прочим – атеиста до мозга костей, то, что он увидел в церкви, произвело на него ошеломляющее действие: «От всего убранства остались только куски разломанного латунного позолоченного иконостаса. Горизонтальная дверка, закрывающая отверстие в полу, ведущее в склеп, отсутствовала. Ступени лестницы были покрыты человеческими нечистотами, распространявшими зловоние… Придя в себя, я при помощи лопаты и ведра удалил нечистоты и попытался спуститься в склеп. Но это мне не удалось, так как лестница была плотно забита обломками гипсовых архитектурных деталей». Налицо было «оскорбительное поругание могилы семьи бородинского героя». Могила игумении Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. 1911 г. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Реставратор: О. Поляков      В течение 2,5 месяцев проводились работы по очистке и восстановлению склепа, приведению в порядок двух захоронений. Обратимся к сухому языку заключительного акта от 14 августа 1962 года: «Были изготовлены новые гробы, в которые укладывались костные останки по мере их выделения из мусора. После тщательной очистки склепа от пыли новые гробы с останками Тучковых были помещены в отделение склепа, в котором они находились ранее. Сохранившиеся части одежды и мелкие предметы, найденные при останках и в мусоре, были доставлены в отдел фондов музея для отбора предметов реликвийного характера, подлежащих навечному хранению».

http://pravoslavie.ru/81502.html

Собственно, предметов «реликвийного характера» оказалось всего пять. Поставленные на государственный учет и внесенные в реестр Музейного фонда Российской Федерации, они бережно хранятся в Бородинском музее и более того – с 1994 года выставлены в экспозиции «Дом-музей игумении Марии». Крест постригальный. Дерево, лак, резьба. Россия, середина XIX в. Принадлежал игумении Марии (Тучковой) Мы будем сегодня говорить лишь об одном из этих предметов – постригальном кресте, а вернее о событии, свидетелем и участником которого он был. А именно – о монашеском постриге, который ровно 175 лет назад приняла бородинская вдова М.М. Тучкова. Пострижение в монашество не является церковным Таинством, его принято считать обрядом, во время которого человек полностью отрекается от мирской жизни, получает новое имя и дает четыре аскетических обета : послушания (или отказа от своей личной воли и послушания духовнику ), безбрачия (или целомудрия ), нестяжания (или отказа от владения личной собственностью ) и непрестанной молитвы . Постригаемого торжественно облачают в монашеские доспехи: хитон , параман , пояс , рясу , мантию , клобук , сандалии ; вручают четки и, наконец, в его правую руку влагается крест в напоминание о подвиге крестоношения, а также горящая свеча в напоминание о том, что монах призван быть светом мира. Крест и свечу монах хранит до смерти, с ними его и погребают. “Некогда во время счастия: " Твоя судьба будет кончена в Бородине " , – раздалось в душе и томило ее до события ужасного” 27 июня 1840 года резной, грушевого дерева крест с Распятием был вручен женщине, которой за год до Бородинского сражения Невидимая Рука Господня в тонком сне начертала Свою волю. Как сама М.М. Тучкова сообщала много лет спустя в письме митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету , «некогда во время счастия: “Ton sort finira à Borodino” (“Твоя судьба будет кончена в Бородине”), – раздалось в душе и томило ее до события ужасного». Не понимая значения услышанного, силясь запомнить незнакомое слово, она лишь успела испугаться за мужа: «Где Бородино? Тебя убьют в Бородине!» Могла ли знать счастливая жена и мать, что уже тогда она была предызбрана Господом для совершения тяжелейшей миссии – сохранения молитвенной памяти не о муже только, а обо всех православных воинах, которым суждено было пасть в еще только предстоящей Бородинской битве!

http://pravoslavie.ru/81502.html

Маргарита Михайловна посвятила жизнь воспитанию сына Николеньки. Но ее ждали новые испытания. Коля умер, не дожив до пятнадцати лет. Игуменья Мария (Тучкова) И тогда весь смысл ее жизни сосредоточился здесь, на Бородинской земле. Постепенно к ее маленькой сторожке потянулись русские женщины, потерявшие в 1812 году своих любимых. Так было положено начало Спасо-Бородинской обители. А Маргарита Тучкова стала настоятельницей, приняв постриг с именем Мария. В ее обители непрестанно поминались в молитвах христолюбивые воины, «за веру, царя и Отечество живот свой положившие». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший в 1847 году Спасо-Бородинский монастырь, поставил этот молитвенный подвиг в один ряд с подвигом ратным: «На Бородинском поле верные сыны России совершили долг свой: твердо и мужественно противостали врагу многочисленному, водимому полководцем гениальным, усеяли поле трупами иноплеменников и трупами своими. Обширное поле сделалось обширным кладбищем. Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву к Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России». В течение двадцати лет ее игуменства в обители появились колокольня, келейные корпуса, великолепный хор. Построила она и великолепный Владимирский собор, до освящения которого уже не дожила. Честные останки матушки Марии покоятся в церкви Спаса Нерукотворного – в сердце Спасо-Бородинской обители, ее «святая святых». Именно этот храм монастыря первым воспрянул после десятилетий запустения. Именно в нем после возобновления монашеской обители в 1992 году начали совершаться богослужения. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, которому в 1975 году был передан комплекс разрушающихся монастырских построек, восстановил храмы, кельи, стены. Община монашествующих возобновила установленную игуменией Марией ежедневную молитву. Лишь раз в неделю тихую монашескую жизнь нарушают молодожены, которые приезжают поклониться этому месту, ставшему символом непреходящей любви.

http://pravoslavie.ru/520.html

Просьбу сию Г. Министр Финансов повергал на Высочайшее усмотрение Государя Императора, и Его Величеству благоугодно было 4 Февраля 1849 года изъявить на то Высочайшее соизволение, имея в виду, что срок производства, пожалованных Высочайшим указом 11 Сент. 1839 г. вдове Генерал-Майора Тучкова арендных денег 2000 руб. в год, кончится 31 Марта 1856 года, а с того времени положено деньги сии включать в смету духовного ведомства, подобно тому, как требуется по оной на Спасобородинский монастырь пенсионный оклад Тучковой, по 514 руб. 26 к., предоставленный ею с Высочайшего разрешения также в пользу сего монастыря. Но учредительница сего монастыря, вдова Тучкова (игуменья Мария) 29 Апреля сего года скончалась; и потому Московское казначейство объявило монастырю, что, без разрешения Г. Министра Финансов, выдавать монастырю арендную сумму, получаемую покойною игуменью Мариею, права не имеет. Как из вышеозначенных двух Высочайших повелений ясно видна Высочайшая воля, чтобы Спасобородинский монастырь пользовался упоминаемыми 2000 руб. непрерывно; только первым из них деньги повелено производить лично игумении Марии с дозволением располагать ими в пользу монастыря, по ее усмотрению, в предположении продолжения жизни ее до 1857 года, за последовавшею же ранее сего срока кончиною ее следует производить сии деньги не на лицо ее, для употребления оных в пользу монастыря, но на имя самого монастыря, на что казначейство не решается без разрешения Министра Финансов. Долгом поставляю покорнейше просить Ваше Сиятельство войти в сношение с Министром Финансов, или же, буде сего окажется недостаточным, доложить Его Величеству, дабы Высочайшая милость, дарованная Спасобородинскому монастырю чрез лице покойной игуменьи Марии, ныне за последовавшею кончиною ее, присвоена была непосредственно монастырю, дабы горькие слезы сестер сей обители, собранных покойною игуменьей в большом числе, и оставленных не только без достаточного обеспечения, но и с значительным долгом на монастыре, превращены были в слезы верноподданнической благодарности. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 17 Июня 1852 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 41553. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010