Когда в 1812 году французы вторглись в наш край, твой отец был убит. Это случилось 26-го Августа, а 1-го Сентября, в день моих именин, мой брат приехал из армии, чтобы известить нас о нашей утрате... Я не помню, что сталось со мной при этом известии: пускай другие тебе об этом расскажут... Молю моего Спасителя простить мне мой бред; он доходил до того, что когда мать говорила мне о блаженствах рая и о возмездии, обещанном тому, кто умеет нести крест, посланный Богом, я отвечала, что самый рай мне не нужен без моего Александра и что не существует возмездия для души, уничтоженной несчастьем. В один вечер ты спал, — четыре месяца после известия, — и, во время сна, ясно произнес слова: «Боже мой, отдай папа Кокоше!» С этой минуты я увидела в тебе моего ангела-хранителя: мне показалось, что ты разделял мое горе, как скоро оно занимало тебя даже и во сне. Я подумала, что Бог тебя видит, слышит тебя, что неотразимы молитвы такого ангела, как ты, и ослабевший мой ум омрачился до такой степени, что я стала сомневаться в моем несчастий. В продолжение целого года я надеялась, и когда, желая спасти меня от грустных последствий мечты, старались меня возвратить к сознанию печальной истины, ничто не ставило меня в более жестокое положение. Я переехала в это имение, которое твой отец купил в надежде, что после похода он будет наслаждаться здесь семейным счастьем и займется твоим воспитанием. Там я никого не видала и отрывалась лишь с трудом от моего уединения, чтоб навестить моих родителей, которые приходили в отчаяние от моего состояния. Бедные мои сестры! Они такие добрые, такие на-божные, и сколько раз я отталкивала их, когда они обращались ко мне со словами утешения и мира: они мне говорили о блаженстве в будущем, а я жила в настоящем. Я очнулась от этого состояния лишь, когда ты занемог. Не забывая своего горя, я думала о предстоящей опасности, и обратилась к Тому, который не оставляет никогда существо, молящее его. Сердце мое почуяло Бога, и я научилась покорности, но рана моя не заживала никогда, она свежа...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Отец Валериан, продолжим разговор о семье… Действительно, рождаемость увеличивается, а число абортов сегодня если и сокращается, то крайне мало, мне кажется. Раньше называли экономические причины, тяжелое материальное положение (это, конечно, отговорки у неправославных людей по большей части), а сейчас материальное положение меняется в лучшую сторону, как правило. Но все-таки с чем это связано? Почему нет страха Божия у людей? Нет веры, нет каких-то моральных принципов? Даже если человек не верит в Бога, если он считает себя атеистом, хотя атеизм это тоже такое отдельное понятие страшное… – Кстати, Макс Берн сказал очень хорошо: «Многие ученые верят в Бога. Кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, – смешные люди». Это основоположник квантовой механики, один из создателей. – У нас есть вопрос от слушателя. Послушаем нашего зрителя. Здравствуйте, вы в эфире! – Здравствуйте. У меня такой вопрос: моего мужа в 2002 году не стало; он молодой был, 27 лет, мы с ним ровесники были. Несчастный случай. После этого у меня никого не было; были желающие мне помочь, но мне никто не нужен. А потом уже 6 лет прошло, как бы раны зажили, а сейчас уже все женатые. Ведь женатый человек – это тоже прелюбодеяние? – Это нельзя, конечно. – У меня подруга, она сейчас с женатым человеком. Пришлось и с ней расстаться, потому что мне самой стыдно с ней уже, и в его семье неприятности. – Конечно, грустно. Я понимаю. Вашего мужа Господь взял к Себе судьбами неисповедимыми, но если б ваш муж имел двух женщин, то, вы понимаете, это было бы значительно тяжелее, это было бы мучение. А тут можно перетерпеть, зная, что все равно вы остались вместе. Нужно помнить: если человек желает жить по-христиански, он должен прежде всего молиться и просить, чтобы Господь указал ему. Вы знаете, наверное об одном из героев Бородинской битвы, генерале Тучкове? У Марии Тучковой был второй брак; правда, первый был несчастный, ее обманули просто – но у нее был второй брак, и счастливый. Правда, все же, видимо, не это был ее путь, потому что она стала потом монахиней – она потеряла мужа и сына. Поэтому нужно прежде всего просить воли Божией, как жизнь строить. Потому что человек предполагает, а Бог располагает. Если мы захотим сделать во что бы то ни было по-своему, то, во-первых, счастья на несчастье не построишь, а, во-вторых, даже если не будет несчастья, то будет ли счастье?

http://pravoslavie.ru/36520.html

Эсер оказался прекрасным церковным певчим, врангелевский офицер успел побывать в Константинополе и освоить ремесло сапожника. Рождественская всенощная была отслужена в клопиной камере походным образом, без облачений; все шестеро стояли перед голой стеной, но праздничный канон звучал мощно и убедительно. «Сидеть там было хорошо…» 165 Настолько «хорошо» после мучительных трудностей этапа, что Фудель даже обращается в местное отделение ГПУ с просьбой ввиду подорванного здоровья оставить его в вятской тюрьме до открытия навигации, чтобы путь до места назначения оказался более легким. Кроме замечательного общества, собравшегося в нашпигованной клопами камере, к такой просьбе располагала и надежда дождаться в Вятке прибытия из Москвы замедлившей в связи с болезнью сестры Марии. «Красный игумен» Тучков и на сей раз дает разрешение: «церковное» 6-е отделение секретного отдела ОГПУ позволило оставить ссыльного до открытия навигации «в Вятском Губисправдоме», после чего все же «немедленно выслать в Зырянский край» 166 . Однако еще до получения этого ответа шестерых заключенных перевели в тюрьму при управлении ГПУ, в громадный сарай позади особняков на центральной улице Вятки, где они оказались в большой компании эсеров и эсдеков. «Совершать службу стало уже как-то затруднительно: кругом были, так сказать, не Мити Карамазовы и даже не Смердяковы, а просвещенные потомки Чернышевского, вежливо, но чуть презрительно поглядывавшие на попов и совершенно не понимающие, почему они, собственно, оказались вместе под тюремной крышей» 167 . Держаться за неуютное сидение в вятском сарае не было уже никакого смысла; вскоре, однако, оно и закончилось: всех сидельцев вызвали на этап, построили и повели на вокзал. И тут Фудель вынужден был признать, что недооценил «потомков Чернышевского»: все как один эсеры сдержанно и тихо, но стройно запели: «Динь-бом, динь-бом. Слышен звон кандальный. Динь-бом, динь-бом. Путь сибирский дальний...» Их всех посадили в один вагон, но дороги расходились: эсеров везли в Котлас, а «церковников» высадили на станции Мураши, откуда еще 300 километров санного пути до пункта назначения – Усть-Сысольска.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Построен на месте гибели Тучкова его вдовой. Фамильная усыпальница Тучковых-Нарышкиных (Фото Владимира Ештокина); Икона «Спас Нерукотворный»: Главная святыня храма-усыпальницы во имя Спаса Нерукотворного из походной церкви Ревельского пехотного полка Александра Тучкова (Фото spaso-borodinskiy.ru); Ежедневная молитва о воинах: Такая молитва — обязанность бородинских сестер, закрепленная уставом обители. Так велел духовник Тучковой святитель Филарет (Дроздов). Правило соблюдается по сей день: в монастыре поименно поминаются примерно пять тысяч воинов, среди которых герои Бородина, солдаты Великой Отечественной (в 1941 здесь шли бои), воины из горячих точек; Церковь Иоанна Предтечи и Дом игумении Марии (Фото Владимира Ештокина): Здесь Тучкова жила с 1826 года, пока строилась церковь Спаса Нерукотворного. В 1941 г. дом сгорел. В 1994 г. здание было восстановлено. В нем открыта экспозиция, посвященная основательнице монастыря; Маргарита Тучкова: Поселилась на Бородинском поле после смерти мужа, генерала Александра Тучкова 4-го. Она нашла место героической гибели супруга и решила увековечить память о нем. Стала строить храм. Сама жила рядом в сторожке. Постепенно к ней стали стекаться женщины. Так было учреждено Спасское богоугодное общежительное заведение, а позже — женский монастырь. Тучкова получила в монашестве имя Мария и стала первой настоятельницей обители. Ил.: Игумения Мария (Тучкова). Неизвестный автор. XIX b. (Фото Shakko/Wikimedia Commons/CC-BY-SA 4.0)//Фома. май 2023. — С.42-45. — (раздел « Вера », рубрика « Дорога к храму »). ЛЮДИ (раздел). — С.46-77. Александр Ананьев. Криминальная хроника, которую мы заслужили. Кошмарная история и мораль из нее. Рисунок Светланы Махровой//Фома. май 2023. — С.46-47. — (Раздел «Люди» ). 5 любимых фотографий фотографа инокини Ксении (Беловой). [Из вошедшей в публикацию автобиографической справки « Инокиня Ксения (Белова) » (С.50): Насельница Введено-Оятского монастыря в Ленинградской области]//Фома. май 2023. — С.48-55. — (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

Практически весь архитектурный ансамбль Бородинского мон-ря сложился при жизни М. Последние 7 лет она занималась подготовкой строительства большого собора, освященного в 1859 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. В марте 1852 г., предчувствуя скорую кончину, М. посетила Троице-Сергиеву лавру и простилась с наместником архим. Антонием (Медведевым). М. была погребена в склепе Спасского храма, рядом с сыном. После закрытия мон-ря в 1929 г. и обращения его в коммуну убранство храмов было разорено. В 1992 г. монашеская община была возрождена. В 1994 г. создана экспозиция «Дом-музей игумении Марии». Панихидная память М. совершается 12 мая, сестры Бородинской обители собирают материалы для прославления игумении в лике святых. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Письма к игум. Спасо-Бородинского мон-ря Марии (Тучковой). М., 1868, 2003; Свербеев Д. Н. Записки. М., 1899. Т. 1; Муравьёв А. Н. Бородино. СПб., 1849; Игнатий (Брянчанинов), свт. Воспоминание о Спасо-Бородинском мон-ре// Он же. Полн. собр. творений. М., 2002. Т. 4. С. 473-475. Лит.: Маслов С. А. 50-летие Бородинской битвы и Спасо-Бородинский мон-рь. М., 1862; Толычева Т. [псевд., Новосильцева Е. В.] Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница. М., 1874; Брайковский А. А. Мон-рь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912; Подвижницы Спасо-Бородинского мон-ря. Можайск, 1994; Спасо-Бородинский жен. мон-рь. М., 1999; Жизнеописание игум. Марии (Тучковой)/Спасо-Бородинский мон-рь. М., 2002; Семенищева Е. В. «Спас Нерукотворный» Ревельского пехотного полка: Святыня полковая, монастырская, музейная//Эпоха 1812 г.: Исслед., источники, историография. М., 2003. Вып. 2. С. 161-167. (Тр. ГИМ; 137); она же. О переписке свт. Филарета и игум. Марии (Тучковой)//Там же. 2010. Вып. 9. С. 244-249. (Тр. ГИМ; 183); она же. Неизв. факты биографии М. М. Тучковой в ее переписке//Отечественная война 1812 г.: Источники, памятники, проблемы: Мат-лы XVII Междунар. науч. конф. (Бородино, 5-7 сент. 2011). Можайск, 2012. С. 79-84; Нарышкин А. К. В родстве с Петром Великим: Нарышкины в истории России. М., 2005; «Се аз, Господи, игумения Мария»: Сб. мат-лов/Сост.: Е. В. Семенищева. М., 2006; Семенищева Е. В., Хорошева Е. А. Двенадцать портретов М. М. Тучковой (игум. Марии)//Отечественная война 1812 г.: Мат-лы XVIII Междунар. науч. конф. (Бородино, 2-4 сент. 2013). М., 2014. С. 90-98.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

О неотложной необходимости тесного сотрудничества Армии и Церкви убедительно и эмоционально высказался на конференции атаман Можайской казачьей станицы генерал-майор запаса Георгий Яковлевич Федосов. Определяющим в поведении человека, как подчеркивали участники конференции, остается его нравственность, стержнем которой у русских людей всегда была вера в Бога. Во все времена она была для России залогом успешного развития, гарантом мощи державы, обеспечения ее обороны и безопасности. Опыт наших предков в формировании у воинов высокого чувства патриотизма, беззаветного служения Отечеству – надежный ориентир на пути поиска методов воспитания молодежи в современных условиях. Молитвенно почтили память матушки Марии Могила иг. Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. 12 мая, в день блаженной кончины игумении Марии (Тучковой), во Владимирском соборе обители прошла Божественная литургия, которую возглавил благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни архимандрит Роман. Молитвенно почтить память «матери героев Бородина» собрались потомки героев Бородинской битвы, военные, сестры монастыря, сотрудники музея, жители окрестных сел, паломники. По окончании литургии архимандрит Роман сердечно поздравил всех присутствующих с памятным днем, поблагодарил за радость молитвенного общения и передал архипастырское благословение митрополита Ювеналия. В своем приветственном слове, обращенном к собравшимся, он кратко рассказал назидательную историю жизни игумении Марии (Тучковой). Затем архимандрит Роман с сослужившим им духовенством и всеми молящимися проследовал крестным ходом в Спасский храм, где, по установившейся традиции, была совершена панихида у склепа игумении Марии. Благословение на добрые дела Во время праздничной трапезы одна из монахинь читала житие матушки Марии. И от всего сердца хотелось, чтобы со временем и создательница этой обители была прославлена в лике святых.

http://pravoslavie.ru/520.html

Из газеты: " Вечерняя Москва " , 8-15 сентября 2022, (29222)/Ольга Кузьмина. Бородинская мадонна/ Спасо-Бородинский монастырь появился на поле знаменитой битвы благодаря Маргарите Михайловне Тучковой. Ее супруг генерал А. А. Тучков погиб в день Бородинского сражения у Семеновских батарей. Вдова героя пожелала построить на месте гибели мужа небольшую церковь-памятник во имя иконы Спаса Нерукотворного. Постепенно вокруг церкви и сторожки, где жила вдова генерала, образовался женский монастырь с жилыми и хозяйственными корпусами, колокольней и большим Владимирским собором. Сама Маргарита Михайловна приняла постриг и стала игуменьей Марией. В Спасо-Бородинском монастыре находится могила и часовня местночтимой старицы Рахилии – в миру Марии Коротковой. Судьбу основательницы Спасо-Бородинского монастыря Маргариты Михайловны Тучковой предрек вещий сон, о котором она часто рассказывала племяннице и другим близким людям. Маргарита Михайловна происходила из знатной семьи, вышла замуж за генерала Александра Алексеевича Тучкова и никогда не помышляла о монашеской жизни и, тем более, основании женской обители. Перед нашествием Наполеона в Москву, она сопровождала супруга вместе с полком в Минской губернии. Вскоре Тучков получил приказ двигаться с солдатами в Смоленск, и Маргарита Михайловна отправилась вместе с полками. В Смоленске она должна была попрощаться с мужем и уехать с маленьким сыном Николаем к родителям в Москву. В окрестностях Смоленска генерал Тучков и его жена заночевали в тесной и грязной избе. Маргарите Михайловне приснился жуткий сон: она увидела висящую рамку со словами на французском языке: «Твоя участь решится в Бородине». От букв отделялись капли крови и струились по бумаге. Сон повторился дважды. Маргарита Михайловна испугалась, разбудила супруга и стала спрашивать, где находится Бородино. Генерал Тучков ничего не слышал про селение с таким названием. Он попросил у офицера военную карту и, внимательно изучив ее, не нашел такого села или деревни. Александр Алексеевич успокоил встревоженную сном супругу и сказал: «Если Бородино действительно существует, то судя по звучному его имени, оно находится, вероятно, в Италии. Вряд ли военные действия будут туда перенесены». Вскоре супруги расстались: генерал остался с полками, а его жена и сын отправились в Москву. Тучков передал жене на хранение церковную утварь и икону Спаса Нерукотворного из походной церкви Ревельского полка, чтобы святыни не попали в руки неприятелю.

http://sobory.ru/article/?object=00459

Без малого через год после Бородинских торжеств совершилось пострижение Тучковой в мантию. Местом для большого пострига был избран Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. «Приближается время моего пострижения, место избрано в Лавре, для избежания многолюдства», – писала она в свой монастырь. Общий вид первой церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. 1911 г. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Реставратор: О. Поляков      “Владыка взял меня за руку и привел к святому преподобному Сергию, которому нежным словом препоручил меня” Мы имеем возможность узнать от самой Тучковой о происходившем 175 лет назад. Вот как описывала она обряд пострижения: «Всё совершилось! Владыка отец мой снял власы с главы моей, пострижение было 28 июня во время всенощной на день святых апостол. Собор был освещен, как следует в день праздничный. Митрополит сам служил. Три раза я была распростерта на земли крестообразно, во все время лежа до окончания “Объятия Отча”, повторяемого при каждом долулегании. Владыка был тронут до слез, которые останавливали его речи. В соборе у раки святаго угодника при множестве поклонников и прочих я не могу описать моего душевного состояния, особенно когда после окончания владыка взял меня за руку и привел к святому преподоб[ному] Сергию, которому нежным словом препоручил меня!!! После целования святых мощей я пала в ноги отцу-владыке – и осталась на всю ночь в соборе в одной свитке и на босу ногу, как была. На другой день меня посвятили в игумении, и посвящали, как диакона. “Повели, повели” и “Акциос, акциос!” – Подавала блюдо для омовения и полотенце на плеча обыкновенно, посох дали, и все тут: “Паси овцы Моя!” О, Боже! Мне ли пасти! Сестры монастыря, сестры старшия, я у ног ваших, обымите меня, сестры младшия, любите любящую вас всех!» Портрет игумении Марии (Тучковой) с автографом. Гравюра на стали с неизвестного оригинала      Святитель Филарет, слышавший, как и многие его современники, глас Божий в схожих со священной историей происшествиях памятного 1812 года, угадывал его и в переплетениях нелегкой судьбы бородинской отшельницы. Понимая предызбранность Тучковой, он выделял ее среди других. Пострижение было приурочено к празднованию памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Будущую игумению Бородинского поля владыка «поручил» не простому старцу-наставнику, а преподобному Сергию, игумену земли Русской. Возведение матушки в сан игумении состоялось по древнему чину диаконис, который святитель Филарет намеревался возродить в Русской Церкви, и она была первой рукоположенной таким образом. И, наконец, он нарек ее Марией. Если бы не маленькое письмо, сохранившееся в музейном фонде, мы никогда бы не узнали, Кто стал Небесным Покровителем новопостриженной. Для нее самой выбор Покровительницы, сделанный владыкой, стал неожиданным. Подписываясь первый раз в письме к сестрам своей обители новым именем, матушка запнулась, написав «Мар…» Потом, собравшись духом, закончила: «Мария – ибо в честь Божия Матере».

http://pravoslavie.ru/81502.html

Владимирский собор был приспособлен под кузницу, в Спасской церкви размещались мастерские. Убранство церквей было уничтожено. Склеп подвергся варварскому разрушению: останки игумении Марии (Тучковой) и ее сына были выброшены из склепа. Только в 1962 году, накануне 150-летия Отечественной войны 1812 года, несколько энтузиастов расчистили склеп, установили на прежних местах новые гробы, собрав сохранившиеся останки усопших 43 . В 1932 году был разрушен и памятник на батарее Раевского (архитектор Антоний Адамини), разорена могила Багратиона. Заново монумент был восстановлен в 1987 году; тогда же были перезахоронены останки Багратиона 44 . С 1970-х годов по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в монастыре начали проводиться реставрационные работы. Сейчас монастырь передан Русской Православной Церкви. В обители ежегодно 8 сентября, в День воинской славы, после Литургии во Владимирском соборе совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля на месте батареи Раевского, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Бородинском монастыре особо почитается святитель Филарет Московский, частица мощей которого находится в алтаре Владимирского храма, также 12 мая чтится память игумении Марии (Тучковой). В стенах обители, как и прежде, идет неусыпаемое поминовение воинов, погибших в 1812 году. К их именам добавились имена солдат и офицеров, погибших в 1941–1945 годах. Спасо-Бородинский монастырь снова стал местом молитвы о защитниках Отечества. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006. С. 111–112. 2 Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. М., 2004. С. 91–92. Источники по истории монастыря в основном мемуарного характера: Шахова Е. Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского монастыря в миру Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). Спб, 1865; Шахова Е. была сестрой монастыря в 1845-1847 гг., а игуменья Мария -  ее первая наставница в монашеской жизни. Книга, по словам автора, основана на " отрывочных рассказах самой матери игумении Марии " (С.1).

http://e-vestnik.ru/analytics/spaso-boro...

В обители игумении Марии И вновь Спасо-Бородинский женский монастырь по благословению управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия собрал всех, кто чтит память его основательницы. Эта традиционная встреча была посвящена 225-летию со дня рождения игумении Марии (Тучковой) и 154-летию со дня ее блаженной кончины. Памятник воинской доблести, памятник любви Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского.      Десятки монументов с державными орлами на легендарном Бородинском поле, ставшем в России местом особого почитания и поклонения, хранят память о верных сынах Отечества. Но главным памятником поля русской славы стал Спасский монастырь – памятник воинской доблести, памятник любви. Он был основан здесь в 1820 году, спустя восемь лет после битвы, в которой полегли тысячи защитников Отечества. И основала его Маргарита Михайловна Тучкова (урожденная Нарышкина) – Мария Бородинская, вдова одного из героев Бородина – генерал-майора Александра Александровича Тучкова. По легенде, когда свадебный поезд возвращался из церкви, коляску с новобрачными остановил нищий старец. – Мария, – сказал он, – возьми посох! – Ты ошибаешься, отец, – ответила Маргарита, – у меня совсем другое имя! Но старец настаивал, и новобрачная приняла из его рук странный подарок… Всего шесть лет семейного счастья! И вот после горького известия Маргарита Михайловна приехала на Бородинское поле. Она бродила по Семеновскому редуту, где без погребения оставались десятки тысяч погибших, прошла 9 верст, но так и не нашла любимого. Тогда вдова обратилась с просьбой к императору Александру I: разрешить ей возвести храм на месте гибели мужа. Высочайшее распоряжение последовало. Распродав свои драгоценности, Тучкова построила храм Спаса Нерукотворного. Над символической могилой мужа Маргарита Михайловна поставила белый мраморный крест, а рядом поместила полковую икону Ревельского полка – Нерукотворный образ Спасителя. Вскоре икона Спаса прославилась в окрестностях как чудотворная.

http://pravoslavie.ru/520.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010