«Отец Валентин требует, чтобы уроки отвечали из слова в слово по книжке, а мы к этому не привыкли. Отцу Николаю и отцу Феодосию рассказывали даже тексты из катехизиса своими словами. А этому всё надо по-особенному. И понятия у него все какие-то необыкновенные» (Нина Агафонникова, 1910 г.). Готовясь к уроку по французскому языку в 1-м и 2-м классах вместо заболевшей учительницы, пропустила ряд занятий: «Благодаря этому удрала с Закона – это ли не удовольствие!» (Нина Агафонникова, 1911 г.). «Мы пусты, совершенно пусты, потому что ничем не наполнены… Нам не внушили понятий справедливости, нам не внушили уважения к труду, в нас совершенно заглох патриотизм, нет религии, нет кодекса нравственности» (Е. А. Ждан, 1901 г.). Мы не приводим здесь откровенно дерзкие и кощунственные оценки, которые оставили в своих воспоминаниях и художественных произведениях будущие революционерки, окончившие женскую гимназию. Ослабление воспитательного воздействия предмета Закона Божия произошло и вследствие допущения в школу преподавателей иных конфессий. Первая попытка такого рода была предпринята ещё в 1881 г., когда московская Евангелическо-Лютеранская консистория предложила свои услуги Вятской Мариинской женской гимназии «просветиться в догматах родной их религии и принять участие в обучении чисто нравственного предмета, столь важного вообще, а в особенности в настоящее в нравственном отношении смутное время». Просьба оставлена без ответа. В ходе первой революции в России администрация гимназии получила прошение от родителей-католиков, дочки которых обучались в этой школе. Они предлагали ввести в гимназии для своих дочерей преподавание «Закона Божия католического вероисповедания местным ксёндзом». Руководство удовлетворило эту просьбу, и в 1905-1909 гг. в школе работал ксёндз Островский. Интересно, как в этих условиях православные учителя Закона Божия, священники Валентин Раевский, Николай Напольский и Феодосий Иванов, давали своим воспитанницам сведения из сравнительного богословия? В любом случае они не делали этого так, как в своё время прот. Николай Попов. Но настоящее воспитание совершается только относительно точного ответа на вопрос: а на самом деле как?

http://pravoslavie.ru/37843.html

Может быть, их можно исчислять не единицами, а десятками. Может быть, надо свести эти десятки к новому принципу и иначе назвать. Это большой вопрос, и только здесь заключается вопрос для тех, кто ставит вопрос о реформе Церкви. Как бы мы ее просто и по-марфински ни ставили, без глубины мариинского принципа 141 конечных целей, к которым мы ведем эту частичную реформу, ее практически нельзя не довести до известного конца, не оформить, не окрылить каким-нибудь определенным устремлением. Таким образом, вопрос стоит так: разрешимы ли те бесчисленные проблемы человеческой истории около христианства? Разрешимы ли они старыми средствами улучшенного церковного вероучения. Здесь один из возражателей, который пытался указать громадное, глубокое зло в Церкви, ему казалось, что до известного предела можно очищать зло в Церкви, а дальше христианство остается очищенным, но он не вскрыл, как он понимает основы христианства. Принцип очистки Церкви от наростов, это принцип протестантский, лозунг возвращения Церкви к апостольской простоте. Это есть разрешение всех вопросов, т.е. весь опыт Церкви, как опыт искривленный, как страдающий органическими пороками... это было бы реформой, более радикальной, чем протестантская. И тогда можно было бы начать строить в той или иной очень плодотворной постановке вопроса, а не ставить вопрос о том, чего же недостает для того, чтобы разрешились все современные вопросы. Но для того, чтобы указать, чего недостает, мало сказать, что в чистом христианстве все разрешается, ибо чистое христианство у всех перед глазами. Это евангельская книга, и на этой книге, как на чистейшей и непогрешимейшей, строят свое христианство многочисленные секты, и церковные, и христианские. Евангелические секты, это вещь, всем известная. Если дело идет об очищении Церкви до слова евангельского, то задача давно решена. Надо заменить каким-нибудь баптизмом исторические Церкви, вроде православной или католической, которые спутались с властью, с государственным строем, и тогда проблема христианства будет разрешена.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Найден в Смирне. Древние переводы Нового Завета: Коптский (III в.) – в Нижнем Египте. Фивский или Сагидский (III в.) – в Верхнем Египте. Ефиопский (IV в.) Готфский (IV в.) Древне-Италийский (до Иеронима, во многих списках). Вульгата (Иеронимов перевод). Армянский (V в.) Грузинский (V или VI в.) Сирские (Пешито II в., Филоксенов VI в.) и др. См. у Шольца и Тишендорфа в Prolegom. к изданию Нового Завета. Мстиславово и ближайше с ним сходные Евангелия: Юрьевское, Добриловское, Типографской библиотеки Архангельского собора Симоновское, Оршанское, Лаврское Поликарпово, Хлудовской библиотеки 29 и 30, Моисеево, Казанское, Лукино и собрания преосв. Амфилохия представляют текст весьма значительно исправленный и поновленный. В местах, в коих Остромиров, Галичский, Ассеманиев, Зографский, Мариинский и др. списки Евангелия древней югославянской редакции предлагают иные греческие чтения, отличные от принятых ныне, или иной перевод, Мстиславово Евангелие иногда стоит на стороне тех списков, иногда же на стороне нынешней печатной Библии. Вообще то можно сказать, что евангельский текст в рассматриваемых списках стоит в связи с переводом первоначальной редакции, потому что в нем сохраняются многие варианты и особенности собственно перевода, свойственные только той группе списков 60 . Но эта первоначальная редакция сквозит только из-под сильного наслоения новых исправлений, свойственных Мстиславову и другим с ним сходным спискам и равно чуждых как древним спискам Евангелия первой группы (по крайней мере большинству их), так и нынешней печатной Библии. Отличия эти, составляющие собственный характер Мстиславова и других списков той же группы, проходят последовательно чрез весь евангельский текст и состоят: 1) в иных греческих чтениях или вариантах и 2) в переводе. Нижеследующее рассмотрение Мстиславова и остальных списков этой группы позволит нам составить себе точные понятия о содержащейся в них новой редакции евангельского текста. 1. Варианты Мстиславова, Юрьевского, Добриловского и остальных Евангелий этой группы, не разделяемые списками Евангелия первой югославянской редакции, а равно отличные и от принятых ныне: Мф. 5:22 61 (среда 8 нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

«Отец Борис, ну хоть вы скажите ей, что нельзя смотреть эти передачи!» Я насторожилась и приготовилась защищаться от «нравоучений». А отец Борис спокойно сказал: «Да пусть смотрит…». А потом, невзначай, в разговоре упомянул, что снова у него сестры Марфо-Мариинской обители выбиваются из сил –  психиатрические больницы переполнены после очередной серии передач с Кашпировским. Я сильно задумалась… Больше смотреть телевизор в дни «массового гипноза» как-то не хотелось. Другой случай произошел спустя пару лет. Мне шел восемнадцатый год. Это было время активного поиска себя и своего места в малознакомом мне мире православия. Как и многие новоначальные, я слишком буквально подошла к прочитанному у святых отцов. Забыв про главное в своем возрасте – послушание, очень «ответственно» взялась за исполнение совета о воздержании во всем. Причем «все» — в моем понимании касалось именно внешнего – еды. Шел Успенский пост и я совсем перестала есть. Мама не могла справиться с моим упрямством. Ведь в ответ я умудрялась цитировать выхваченную из Евангелия фразу: «Враги человеку -домашние его»! К счастью, прошло всего три дня с начала моего «воздержания» и к нам в гости приехал отец Борис. Я  сидела со всеми за столом и, как обычно, стоически переносила желание вкусно поесть. Расстроенная мама рассказала священнику о моем «подвиге». Батюшка улыбнулся и сказал: «Знаешь, а давай так? – я возьму твой грех «чревоугодия» на себя, а ты ешь все, что захочешь». Я с облегчением подумала: «Ну, раз уж он сам так сказал, то Господь спросит теперь за это не с меня, а с него». И начала есть все. Только потом до меня стал доходить истинный смысл той фразы священника. Очень жаль, что духовника в батюшке я увидела всего за несколько месяцев до его смерти. Все пять лет, сколько я была знакома с ним, молила Бога, послать мне духовного отца. Но почему-то не могла осознать, что он все это время был рядом, направлял меня и помогал своими советами и молитвой. В 1995 году, уже после смерти его матушки Веры, отец Борис снова приехал к нам в гости. Вспоминали о матушке, разговаривали. Было заметно, как он постарел и осунулся после кончины своей дорогой жены. Уже прощаясь, стоя в коридоре, я стала о чем-то еще расспрашивать батюшку.

http://pravmir.ru/vstrechi-na-puti-k-neb...

Не претендуя, конечно же, на окончательное решение вопроса такого масштаба, попытаемся обозначить те ориентиры, которые необходимы для оценки творчества Федора Михайловича Достоевского с православно-церковной точки зрения. I. Судьба Для верующего человека художественное творчество, каким бы выдающимся оно ни было, никогда не может иметь абсолютной, самодовлеющей ценности. Не художественные образы писателя идут после его смерти и частного суда на мытарствах в райские кущи или в бездну адскую, а он сам, его личность, лицо, его душа. Поэтому любая попытка понять и узнать писателя предполагает прежде всего попытку понять и узнать в нем человека, узнать его судьбу. Достоевский родился в 1821 году в Москве , в семье врача, в квартире Мариинской больницы для бедных, известной больше под именем Божедомки. В роду Достоевских, известном с XVI века, были помещики и монахи, воины и епископы. Дед писателя был священником в Подольской губернии. Такие качества маленького Феди, как душевная ранимость, сердечное участие к чужому страданию, горячность характера, тяга к чудесному и религиозное настроение, обращали на себя внимание окружающих. В той жизни, которой жили Достоевские, не было недостатка в страданиях, а значит, требовалось постоянное самоограничение ради других. Вот только один характерный случай. Когда сгорело крепостное село Достоевских, купленное отцом писателя после присвоения роду потомственного дворянства, Достоевские пожертвовали все свои деньги в помощь крестьянам-погорельцам. На таких примерах и рос будущий писатель. Уже первая его повесть, принесшая ему недолгую, но громкую литературную известность, называлась «Бедные люди» и органичнейшим образом вытекала из переживаний детства и юности. С самой ранней юности главной книгой Достоевского стало Евангелие. Короткая дружба с Белинским не поколебала основной любви писателя – ко Христу. Вот как вспоминал позднее о том времени Достоевский в «Дневнике писателя»: «В этот вечер мы были не одни, присутствовал один из друзей Белинского, которого он весьма уважал и во многом слушался; был тоже один молоденький, начинающий литератор, заслуживший потом известность в литературе.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/23/dostoe...

Когда же после переворота 1917 г . настоятельница общины была арестована и обитель оказалась на попечении о. Митрофана, Святейший Патриарх Тихон , зная о трудах Серебрянских и о том, что они давно живут безбрачной жизнью, постриг батюшку в монашество с именем Сергия в честь Преп. Сергия Радонежского и воздвиг в сан архимандрита, а матушку Ольгу – в монахини с именем Елисавета. Через испытания             В 20-е годы для о. Сергия и матушки Елисаветы начался тяжелый период: оба они разделили участь гонимых с тысячами других священнослужителей. Рушился привычный жизненный уклад, казалось, почва уходила из-под ног. Что же помогало им выстоять? По-евангельски детское, полное, безусловное доверие к Богу, предание себя и друг друга Его любви и Его всеведению, и постоянная готовность подставить плечо под перекладину ставшего для них общим жизненного креста. Поводом для первого ареста о. Сергия послужило то, что во время изъятия церковных ценностей он прочел в храме послание Патриарха Тихона, вполне разделяя его мысли о том, что не следует во избежание кощунств отдавать церковные сосуды. 23 марта 1923 г . последовал арест, а затем пять месяцев ожидания в тюрьме без предъявления обвинения, сменившегося ссылкой в Тобольск сроком на один год. Не прошло и двух месяцев с момента возвращения о. Сергия в Москву, как последовало новое обвинение в «антисоветской агитации» и заключение в Бутырскую тюрьму. И тогда матушка Елисавета, пренебрегая опасностью для себя, принялась что есть сил хлопотать об его освобождении, пока, наконец, Комиссия ОГПУ не прекратила дело, и о. Сергий был освобожден. К этому времени Марфо-Мариинская обитель была уничтожена, и Серебрянские поселились на родине матушки Елисаветы в с. Владычня. Там, среди гонений, о. Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник, используя отпущенное ему время для просвещения и поддержания ближних. В 1931 г . их ожидало новое испытание. По сфабрикованному делу «тройка» ОГПУ приговорила о. Сергия к пяти годам ссылки в Северный край. Было ему тогда уже 65 лет.

http://pravmir.ru/serebryanskie-odno-imy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЯДОВ Анатолий Константинович (30.04.1855, С.-Петербург - 15.08. 1914, усадьба Полыновка Боровичского у. Новгородской губ.), рус. композитор, педагог, дирижер, общественный деятель. Представитель династии профессиональных музыкантов, Л. с детства был вовлечен в мир высокого искусства: его отец К. Н. Лядов был 1-м рус. капельмейстером Мариинского театра. Прекрасным музыкальным образованием Л. был обязан преподавателям С.-Петербургской консерватории (1870-1876, 1878; практическое сочинение - Н. А. Римский-Корсаков , специальная теория - Ю. И. Иогансен) и композиторам Новой русской школы («Могучей кучки»), в к-рую он был принят в 1873 г., несмотря на юный возраст. Л.- младший из участников содружества, сформировавшегося вокруг М. А. Балакирева , один из руководителей кружка М. П. Беляева (наряду с Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым ). С 1897 г. Л. был признан в правах личного дворянства, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени. К окончанию консерватории Л. представил кантату «Мессинская невеста» на сюжет произведения Ф. Шиллера (1878), в заключительный хор к-рой на текст «Requiem aeternam» (1-й опыт Л. в сфере духовной музыки) он ввел обиходный напев «Вечная память», применив в изложении темы принципы полифонии строгого письма. А. К. Лядов. Худож. И. Е. Репин. 1902 г. А. К. Лядов. Худож. И. Е. Репин. 1902 г. Изучение Л. рус. богослужебного пения продолжилось в 1883 г. благодаря его вхождению в педагогический состав руководимой Балакиревым Придворной певческой капеллы (с 1878 Л. преподавал в консерватории элементарную теорию музыки, гармонию и инструментовку) и участию в коллективной работе преподавателей капеллы во главе с Римским-Корсаковым по составлению нового Обихода, изданного в 1888 г. под названием «Пение при всенощном бдении древних напевов». Занятия церковной музыкой побудили Л. чаще обращаться к Евангелию. В 1883 г. он советовал будущей жене Н. И. Толкачёвой читать его «как можно более», т. к. «это такое чудо, так хорошо, там есть все ответы и на все» (Ан. К. Лядов. 2005. С. 29). Однако, как типичный представитель рус. интеллигенции, Л. на протяжении всей жизни находился в духовном поиске. Известно, напр., о его бесконечных спорах с близким другом, глубоко религ. человеком, мировым судьей и талантливым музыкантом В. А. Авдеевым, к-рый руководил любительским церковным хором, включавшим в свой репертуар песнопения Л.

http://pravenc.ru/text/2561100.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Православные открывают в Москве центр для беременных и молодых мам 03.02.2012 12:32 Версия для печати Москва, 3 февраля. «Дом для мамы» - центр для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и молодых мам с детьми - откроется в центре Москвы 7 февраля. Он включает приют и консультационный центр, где будут работать профессиональные юристы, психологи и социальные работники, сообщили «Интерфакс-Религия» в пятницу в православной службе помощи «Милосердие», которая инициирует проект. В приюте в течение трех месяцев смогут проживать от семи до десяти женщин с детьми и беременных. «Дом для мамы» поможет в поиске работы, зачислении детей в дошкольные учреждения, уходе за детьми, ремонте жилья, бесплатно предоставит детские вещи, коляски, кроватки, лекарства. Духовную поддержку женщинам будут оказывать православные священники. Будущие мамы получат возможность подготовиться к родам и материнству на бесплатных курсах для беременных, открытых в Марфо-Мариинской обители. По оценкам специалистов, только в Москве более 1000 беременных и молодых матерей находятся в ситуации острого кризиса из-за отсутствия поддержки со стороны отца ребенка и родственников, насилия и других причин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Знаем, что были и есть люди, оправдавшие самым делом такую веру. Но знаете ли какая для сего потребна вера? – По требованию евангельскому, кажется, умеренному, по крайней мере, «вера, яко зерно горушно». А то какая вера? – Такая, с которою «речете горе сей, прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничто же невозможно будет вам» ( Mamф. XVII. 20 ). Кто из нас похвалится, что стяжал такую веру. А если кто и похвалится: то надобно опасаться, чтобы он сим самохвалением не сокрушил необходимую подпору сей веры, – смирение. Апостол Петр думал, что имеет веру идти по водам; и при том его вера подкреплена была видимым присутствием и владычественным повелением Иисуса Христа: однако, веры Петровой доставало только на несколько шагов; и помыслы сомнений потопили бы его, если бы Господь не пощадил маловерия его, и не простер спасающей руки. Итак, желаем всякому веры живой, крепкой, деятельной, спасительной, если угодно, и чудодейственной: но, вместе с сим, должны мы признать необходимыми бдительное внимание и осторожность, чтобы вера была охраняема смирением, и чтобы не искушала Бога ненужным и чрезмерным дерзновением. Если приходит болезнь, а врача и врачевство иметь неудобно, или если употребляемое врачевание не оказывает успеха; если обязанность или человеколюбие призывают к больному, которого болезнь может собщиться приближающимся и прикасающимся: не приготовляй сам себе яда из помыслов уныния, боязливости, нетерпеливости, ропота: но составь себе всецелебное врачевство из здравых помышлений и чистых чувствований веры, молитвы и упования на Бога; разумевай из слов Его, что если Он «поражает», то для того, чтобы «исцелить»; веруй, что Он охранит или исцелит тебя от болезни, или поможет тебе переносить болезненное изнеможение и страдание, и обратит болезнь твою к уврачеванию и очищению твоей души, да сбудется на тебе слово Писания: «пострадавый плотию преста от греха» ( 1Nem. IV. 1 ). Дерзай рещи Господу с Давидом: «аще... и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Ncaл. XXII. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Близ Оренбурга, на хуторах Васильевской вол., возникли группы адвентистов, поскольку в 1896 г. туда среди баптистов был принудительно переселен последователь адвентистского учения поселянин Мариинской вол. Одесского у. Херсонской губ. Г. Ф. Бреккель, развернувший проповедническую деятельность среди односельчан и укр. баптистов соседнего хутора Белоусовского (ныне с. Белоусовка Сакмарского р-на). К 1905 г. община хутора Белоусовского насчитывала 41 чел. В 1923 г. община в Оренбурге впервые получила регистрацию, в 1935 г. молитвенный дом в Оренбурге был закрыт. Лишь в 60-х гг. XX в. в О. о. стали проникать подпольные адвентистские проповедники. Так, в 1964 г. была выявлена группа адвентистов численностью ок. 30 чел., тайно собиравшихся в с. Кульма Кваркенского р-на (к нач. 1965 - 45 членов и служитель), вскоре после обнаружения прекратившая существование. В 1968 г. руководство Церкви адвентистов направило в Оренбург из г. Фрунзе (ныне Бишкек) О. А. Швабауэра с заданием возродить в О. о. религ. орг-цию. К 1975 г. ему удалось обратить до 20 чел. в Оренбурге, Орске, Соль-Илецке и Красногвардейском р-не. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. численность адвентистов в О. о. постепенно росла: в 1980 г. группа верующих в Орске насчитывала 28 чел., в Оренбурге - 22 чел. 24 февр. 1982 г. получила регистрацию орг-ция адвентистов в Оренбурге, в авг. того же года - в Орске. Резкое увеличение числа адвентистов произошло в О. о. в 90-х гг. XX в. В мае 1992 г. в зале Выставки народного хозяйства в Оренбурге проходила евангельская программа с участием проповедников из др. городов России, а также амер. миссионеров Д. Вайгли и Г. Гейтса, благодаря к-рой ряды адвентистов пополнили сразу ок. 300 чел. В Оренбурге образовалась 2-я община (зарегистрирована в окт. 1998). В июне 1995 г. завершена реконструкция молитвенного дома, а в 2003 г. 2-я община Оренбурга также открыла молитвенный дом. В апр. 1999 г. зарегистрирована 3-я община г. Оренбурга, а в апр. 2003 г.- орг-ция адвентистов пос. Первомайского Оренбургского р-на.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010