Поскольку же Иоанн вспомнил об одной Марии Магдалине ( Ин.20:1 ), иной [её], следовательно, нужно считать и менее посвященной (τελεστραν), чем первая. Она прибежав и подойдя ко гробу, и найдя камень отваленным, ничего более не увидев (οδν πλον παθοσα), пришла к Петру и Иоанну. Они же, придя и увидев погребальные [пелена] раздельно лежащие, вернулись, удивляясь [случившемуся].    Когда же Мария плакала снаружи пещеры и смотрела внутрь, ангелы, явившись, побудили Марию вновь повернуться вовне к видимому ими [из мёртвых] из мёртвых Христу, стоящему вне [гроба]. Ей говорит Господь: «Что плачешь?» и прочее. Затем, когда узнала [Его] и назвала «Учитель», «не прикасайся ко Мне» и последующее [Он] ей ответил.    Ничего невероятного нет в том, что после этого видения Мария, бежав к апостолам, встретилась с [мироносицами], упомянутыми Лукой, спешащими ко гробу, – Марией Иакова и Иоанной, и увлекла [их], чтобы и они увидели то же, что и она. Когда же они оказались внутри гроба и ничего не увидели, то были в недоумении: Магдалина – потому что не видела прежних ангелов, а две другие – потому что не нашли там тело Господа. Всем им вновь явившиеся ангелы сказали то, что изложено у Луки. Итак, эти трое, вместе с прочими женщинами, сопутствующими им, как говорит Лука, отправились возвестить [это] ученикам. Они же, слышав от Петра и Иоанна, что те ничего не увидели, придя во гроб, рассказанное женщинами посчитали вздором. Но Пётр, будучи горяч, во второй раз придя ко гробу и увидев то же, что и в первый раз, вышел, удивляясь произошедшему ( Лк. 24:12 ). Марк при этом пишет об одной Марии Магдалине, отличной от двух [предыдущих], упомянутых Матфеем, Лукой и Иоанном, [которая] вместе с Саломией и Марией Иакова, другой [Марией Иакова], в отличии от первой, спешила ко гробу, по видимому,  после предыдущих. И увидев одного ангела, который был и в видении у Матфея, [они] испугались и бежали от гроба и никому не осмелились рассказать, потому что взошло уже солнце и они боялись иудеев ( Мк.16:1–8 ). Недоумение LI

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

В царствование Вотаниата, при столкновении со сферой политических вопросов, патриарх Косьма по-прежнему или стушевывается, предоставляя действовать другим, или действует как пассивное орудие в руках других. Пожертвования Вотаниата в пользу церквей и монастырей, 2434 возвращение церковных украшений и драгоценностей, взятых прежним царем и найденных Вотаниатом во дворце, возвращение, наконец, скал 2435  – все это было знаком внимания и благодарности не к патриарху, а к церковной, приверженной Вотаниату партии и формальным свидетельством несолидарности политики с политикой предшествующего царствования. Когда после смерти своей жены Бердины Вотаниат задался мыслью жениться на Евдокии или Марии, решившись во всяком случае на дело непристойное, так как у Евдокии уже было два мужа, а у Марии оставался в живых первый муж, и когда наконец свою мысль он осуществил, сочетавшись браком с Марией, подвижник-патриарх как бы не существовал, и слово его безмолвствовало при этом вопиющем оскорблении общественной нравственности и церковных узаконений. Евдокию отклонил от замужества не патриарх, а какой-то знаменитый в то время монах; священник, обвенчавший Вотаниата с Марией, был, правда, лишен сана, но и при этом действии совершенно не упомянуто о патриархе, – очевидно, оно исходило от патриаршего синода или вообще от лиц, ведавших делами за патриарха и от имени патриарха. 2436 Во время взятия Константинополя Алексеем Комнином патриарх Косьма выступает на сцену: в решительный момент, грозивший ужасным кровопролитием и разрушением всего предприятия Комнинов, он убеждает Вотаниата отречься от престола и уступить, но поступает так не по своей инициативе, а по внушению кесаря Иоанна, 2437 того самого, который более всех содействовал браку Вотаниата с Марией и в данном случае хлопотал не о том, чтобы предотвратить пролитие человеческой крови (мотив, вложенный в уста патриарха), а чтобы спасти дело свое и своей клики. Патриарх Косьма и сам сознавал свою непригодность для того поста, на который волею судеб он был поставлен. Едва ли не самый практичный шаг из всего времени его патриаршествования, продолжавшегося 5 лет и 9 месяцев, был тот, когда он, спустя месяц с небольшим после вступления Алексея Комнина на престол, в середине мая 1081 года, сказал своему служке: «Возьми Псалтырь и следуй за мной», – и отказавшись от управления, ушел в монастырь Каллия, откуда, несмотря на неоднократные приглашения, не согласился возвратиться к прежней ответственности и несродной ему должности. 2438 Патриарх Косьма закончил собой наш период, подобно тому как патриарх Алексий начал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Хвалю и славословлю Тебя со всеми святыми Твоими на небе и со всеми верными в мире сем за нежную беседу и сокровенный разговор, который Ты имел с Пресвятой Матерью Твоей Марией в горнице ее, закрытой от всякого мирского шума, беседуя с ней о божественных тайнах Царства Божия, о радостях райских, о ликах ангельских, о святых душах, выведенных из ада и поставленных вместе с Енохом и Илией в сладости рая. О, если бы и я был там, слышал сладостные слова Твои и стоял близь таинственного окна, внимательно прислушиваясь ко всем словам, которые Господь мой Иисус Христос говорил с Матерью своей о ликованиях верховных граждан, недоступных никакому внешнему человеку. Какою радостью возликовало бы сердце мое, Господи, если бы я мог удержать хотя малое слово в утешение себе в опасном изгнанничестве мира сего! Но верно, это были такие слова, которые нельзя человеку говорить, а должны быть тайно хранимы и в радостном сердце помышляемы. Блажен тот, кто познал такое ликование и над всем земным возвышается созерцанием, целодневно пребывает с Иисусом Христом и Пресвятой Марией и не заботится и не помышляет о том, что совершается в мире сем. Думаю, что никто из смертных не достоин был участие в этом собеседовании, а только ангелы и души праведные, которые следовали за Господом своим со всяким благоговением и радостью повсюду. И это собеседование было так возвышенно и пренебесно, и посещение это Пресвятой Матери в доме ее было так сладостно, что даже апостолам не позволено было придти в это время, и они не могли слышать чудесных вещаний, которые в тот час прославленный Отцом Христос излагал своей благословенной Матери, исполненной благодати. Посему и я все это лучше предоставлю святым ангелам и Тебе, Господи Иисусе. и смиренно прошу прощения во всех моих грехах и небрежениях, хотя Ты малым открываешь тайны Твои и алчущих питаешь хлебом небесным. О, благостнейший Иисусе Христе, Ты после Твоего горчайшего страдания и радостного воскресения с великою скоростью явился Пресвятой Матери Твоей Марии спокойным и радостным и безутешную и печальную наполнил неизреченной новой радостью, сжалься и надо мной, жалким и немощным грешником, часто пребывающим в тяжком огорчении в изгнании мира сего. Вот я сегодня падаю ниц перед Тобой, усердно стучу с великим чувством в дверь к Твоей благословенной Матери и молю, чтобы Ты во время огорчение моего удостоил посетить меня, утешить, подкрепить и избавить от всякой злой печали и тщетного радования. И теперь новой ревностью и большим благоговением воспламени сердце мое к хвале Твоей и сохрани меня, чтобы, отбросив всякую земную суетность, я научился искать высшего и вместе с Пресвятой Марией часто помышлять о вечном и божественном и в Тебе Едином радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Мария Николаевна принимала активное участие в создании Церковно-археологического Кабинета (ЦАК), первого церковного музея, основанного Патриархом Алексием I. При её участии в ЦАКе была создана реставрационная мастерская. В Московской Духовной академии был широко отмечен столетний юбилей Марии Николаевны, на котором собрались и знавшие её выпускники МДА, и члены Мечёвской общины, и иконописцы разных поколений из разных мест нашей страны. С 1989 года на основе созданного Марией Николаевной иконописного кружка действует полноценная иконописная школа, в которой наряду с дионисиевской традицией с недавнего времени изучаются иконы домонгольской Руси и Византии. Работает иконописная мастерская и в храме святителя Николая в Клённиках на Маросейке, которой вплоть до своей кончины в 2007 году руководила ученица Марии Николаевны — Ирина Васильевна Ватагина. В обеих школах к традициям Марии Николаевны относятся очень бережно. В ЦАКе проводилась выставка икон и эскизов росписей, созданных Марией Николаевной в разные годы. Работы поражали не техничностью, а духовными качествами; предельной искренностью, глубиной веры, достигнутой свободой внутри сохранённого канона, о чём так много говорят. Сейчас в Москве, да и в других городах достаточно часто проводятся иконописные выставки, хотя призвание иконы — не быть выставочным экспонатом, а находиться в храме или дома в красном углу. Дело, начатое Марией Николаевной почти в одиночку, ныне развито чрезвычайно широко. Возник такой океан новых разнообразных икон и настенных росписей, который трудно было представить себе 15–20 лет назад. Творчество, да и весь жизненный путь монахини Иулиании и сейчас являются примером подвижнического отношения к каждому дню своей жизни, ответственного отношения к церковному служению иконописца. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ikonopisets-podvizhnit...

 Приблизительно одновременно мы приняли сан дьякона, а затем священства и были очень близки. Затем он с женой Тамарой вошел в Свято-Троицкое братство, настояте-  170   лем которого выбрали меня после смерти основателя братства и его первого настоятеля, протоиерея Александра Калашникова. Мы оба были близки с о. Никоном, и вообще мы как-то очень симпатизировали друг другу. Но, конечно, о. Димитрий был гораздо образованнее меня, так как окончил Сергиевское подворье и институт, а кроме того, и в церковной практике он разбирался гораздо лучше меня, долгое время будучи псаломщиком подворья, а потом служа в доме матери Марии (Скобцовой), где службы были ежедневно. Как-то, помню, мы были вместе на одном из религиозных съездов, и выяснилось, что повседневную вечерню многие плохо знают, так как на приходах служат в основном всенощные бдения под праздники. Он шутливо попрекнул нас: «Ах вы, празничные попы!»  Запомнился мне очень один с ним разговор… Мы шли из церкви РСХД по улице Оливье-де-Серр (РСХД — это Русское Студенческое Христианское Движение, к которому до войны мы оба были очень близки). О. Димитрий говорит мне: «Ты видишь, какие начинаются гонения на евреев? Еще нет того, что делается в Германии, но надо ждать, что и у нас будет нечто подобное, и мы заранее должны знать, что нам делать-» Мы оба были убеждены, что в случае нужды надо будет помогать евреям, как крещеным, так и некрещеным, но ищущим нашей помощи. Мне, как живущему в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа, меньше было поводов и возможностей это намерение применить в жизнь (хотя и в Сент-Женевьев кое-что делалось в этом плане), а вот о. Димитрий, живший в центре Парижа и служивший в церкви общежития «Православное Дело», основанного матерью Марией, был в самой гуще событий, и ему с матерью Марией пришлось не только много делать, чтобы спасать евреев во время оккупации, но и погибнуть за это.  Он был арестован вместе с матерью Марией и ее молодым сыном Юрой, почти мальчиком, потом сослан и погиб   171 в одном из лагерей. Я не знаю даже даты его кончины. Очевидцы, которые спаслись от смерти, но были с ним в лагере, говорили, что он всегда подбадривал остальных, служил в лагере литургию и причащал остальных своих соотечественников. На одном из допросов, еще до лагеря, его спросили, как он так старается ради жидов. Он, взяв свой наперсный крест в руки, спросил: «А об Этом Жиде вы слыхали?», за что был жестоко избит. Память об этом скромном праведнике для нас, его друзей, священна.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

М.) около трех месяцев» (Лк 1, 56). Возможно, что она дождалась появления Иоанна на свет и только тогда «возвратилась в дом свой» (там же). Скорее всего, Мария видела младенца Иоанна. Но это, по всей видимости, было первое и последнее их свидание и встреча. По крайней мере в Евангелиях об этом нигде больше не упоминается. Не будучи учеником Христа, Иоанн не имел возможности находиться рядом ни с родными, ни со знакомыми Иисуса. Ранняя же смерть Иоанна не позволила ему влиться даже в круг сторонников Христа и таким образом встретиться с Его Матерью, сопровождающей своего Сына на крест. Так на чем же основывается Восточная Церковь постоянно сопоставляя Марию с Иоанном Крестителем и расценивая их как личностей едино сущих?       Известный русский православный богослов Сергий Булгаков (1871-1944) основу для такого сопоставления или «поставления их вместе» видит всмирении – «уничижении» Марии и Иоанна. Как и Мария, произнесшая «се, раба Господня» (Лк 1, 38), покорилась промыслу Божьему и взялась нести крест вместе с Иисусом, так и Иоанн, радуясь, что Христос растет, а он умаляется (ср. Ин 3, 29-30), всей своей личностью и деятельностью глубоко погрузился в промысл Божий. Они оба отреклись от себя , дабы были созданы условия для прихода и деятельности Христа в мире. Вне сомнения, эта объединяющая их основа, с психологической точки зрения, имеет правильный и глубокий смысл, но она не единственная. Такую же морально-психологическую близость между Иоанном и Марией мы можем обнаружить и в девстве (особенно!), и в бедности, и в молитвенности, ибо все эти добродетели были свойственны как Иоанну, так и Марии. Однако смирение здесь не является каким-то особенно выдающимся свойством. Поэтому оно и не может служить достаточно серьезным объяснением того, почему Восточная Церковь так тесно связывает св. Иоанна с Девой Марией. Объяснение и обоснование этого надо искать не в нравственной похожести Иоанна и Марии, а в чем-то другом.      Восточная Церковь, сопоставляя Иоанна и Марию, всегда сообразовывает их со Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

219. Александра Максимилиановна, княжна, старшая из трех дочерей вел. княгини Марии Николаевны, от брака с Максимилианом, герцогом лейхтенбергским, принцом эйхпитетским ), внука императора Николая I 149). – Род. в С.-Петербурге, 28 марта 1840 г.; ум. на Сергиевской даче (под С.-Петербургом), 31 июля 1843 т, – Тело её погребено в Петропавловском соборе с.-петербургской крепости. 220. Александра Михайловна 220. Александра Михайловна , великая княжна, четвертая из пяти дочерей великого князя Михаила Павловича ), брата императора Николая I 149), от брака с великой княгиней Еленой Павловной, до принятия православия, Фредерикой-Шарлоттой-Марией, принцессой виртембертской. – Род. в С.-Петербурге, 16 января 1831 г.; ум. там же 15 марта 1832 г. – Тело её погребено в Петропавловском соборе с.-петербургской крепости. 221. Александра Николаевна 221. Александра Николаевна, великая княгиня, третья и последняя дочь Николая I Павловича, императора всероссийского 149), от брака с императрицей Александрой Федоровной, до св. миропомазания, Фредерикой-Луизои-Шарлоттой-Вильгельминой принцессой прусской 9). – Род. в Царском Селе, 12 июня 1825 г.; обручена Фридриху, принцу гессенкассельскому, 26 октября 1843 г.; венчана с ним 16 января, и разрешившись от бремени преждевременно, принцем Вильгельмом, умершим через несколько часов после рождения, умерла в Царском Селе, в тот же день, 29 июля, 1844 г. – Тело её погребено в с.-петербургском Петропавловском соборе с.-петербургской крепости. 222. Александра Павловна 222. Александра Павловна, великая княгиня , старшая дочь Павла I Петровича, императора всеросссийскато 157), от второго брака с Софией-Доротеей-Августой-Луизой, принцессой виртемберг-штуттардской, по принятии православия, Марией Федоровной, впоследствии императрицей 131) – Род. в С.-Петербурге, 29 июля 1783 г.; будучи 13-ти лет, поместила два своих перевода: в июльской (с. 24–25, без подписи) и сентябрьской (с. 187–188, подписанный буквой А) книжках. «Музы», ежемесячного издания Мартынова, и была сватаема за Густава IV Адольфа, короля шведского, в 1796 г.; обручена Иосифу, эрцгерцогу австрийскому, палатину венгерскому, 2 февраля, и венчана с ним в Гатчине, 19 октября 1799, ум. в Офене (в Венгрии), 4. марта 1801 г. – Тело её погребено там же, в русской церкви, сооруженной, по этому случаю, в местности Урон, близь Офена. 223. Александр

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

558 Мазовшане – жители Мазовии, северо-восточной области Польши (ныне с центром в г. Плоцке). Поход был осуществлен по просьбе короля Казимира, обеспокоенного отложением мазовского князя Мстислава. 560 ...воеводьство поручи Вышат, отцю Яневу. – А. А. Шахматов считал, что киевский воевода Вышата, сын новгородского посадника Остромира (по заказу которого было переписано в 1056–1057 гг. Евангелие – древнейшая из сохранившихся русских рукописных книг), был информатором летописца Никона, от которого последний узнал ряд новгородских преданий. Вышата, по мнению Шахматова, рассказал летописцу и о подробностях похода 1043 г. 562 ...сьсдавшися в корабл сво. – Эта фраза не ясна по смыслу. Попытку ее истолкования см.: Поппе А. К чтению одного места в Повести временных лет//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24, с. 54–57. 563 В сии же времена вьдасть ...побдивъ Ярослава. – Казимир I Пяст, возвратившийся в Польшу из Венгрии, был заинтересован в союзе с Русью для совместной борьбы с Мазовией и Литвой. Союз был скреплен браком Казимира с Марией Добронегой. Однако о дате возвращения Казимира и дате его брака с Марией существуют разные мнения: возможно, брак был заключен еще в 1039 г. (См.: Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь. М., 1964. С. 305–307). 564 ...вь церкви святыя Богородица в Володимри. – В Л слов «в Володимри» нет. Речь идет, вероятно, о церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Вероятно, кто-то из переписчиков ПВЛ добавил «Володимери» в значении притяжательного прилагательного (построенной Владимиром), в дальнейшем это слово было принято за название города. 565 ...егоже роди мати от волъхвования. – Скорее всего речь идет о том, что мать Всеслава прибегла к помощи знахарей либо при тяжелых родах, либо желая избавиться от бесплодия. Устойчивое представление, по которому рождение Всеслава «от волхвования» свидетельствует об его причастности чародейству (Лихачев Д. С. Комментарий исторический и географический//Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 454), думается, не имеет достаточных оснований и возникло в результате толкования «Слова о полку Игореве». Что значит далее слово «язвено» – не ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мария пробыла у Елисаветы около трех месяцев и возвратилась к Себе в Назарет. Принесение Архангелом Деве Марии радостной, доброй, или благой, вести о предстоящем рождении Спасителя называется Благовещением. День Благовещения мы празднуем 25 марта (7 апреля по н. ст.). Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Сегодня начало (главизна) нашего спасения, обнаружение определенной от вечности тайны: Сын Божий становится сыном Девы, и Гавриил приносит радостную весть милости (благодати). Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Спасение рода христианского было от вечности предопределено всеведущим и всеблагим Богом. Он решил, что Сын Его, второе Лицо Пресвятой Троицы, родится телом, воплотится от Девы без мужа. Это тайна всемогущества Божия, которую мы понять не можем, но эта тайна сделалась известной людям, когда Архангел благовестил Деве Марии о милости Божией (благодати), что это от Нее родится Спаситель. Это благовестие и было началом (главизной) нашего спасения. Мы приветствуем Богородицу словами Архангела и вместе с ним восклицаем: радуйся,       Благодатная, Господь с Тобою! 3. Рождество Христово (Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–20) По пророчеству, Христос должен был родиться в Вифлееме, а Иосиф с Марией жили в Назарете. Пророчеству надлежало исполниться. Римский кесарь Август, под властью которого находились евреи, желая знать, сколько их, велел сделать им всем перепись. Каждый должен был при этом записываться в том городе, откуда пошел его род. Поэтому Иосифу с Пресвятой Девой Марией нужно было идти записываться из Назарета в Вифлеем, откуда происходил царь Давид, из рода которого они были. По случаю переписи, в Вифлееме было большое стечение народа; все дома и гостиницы были заняты пришельцами. Когда прибыли в город Иосиф и Мария, они нигде не нашли убежища и должны были расположиться на ночь в пещере, куда пастухи загоняли скот. Здесь-то и родился ночью у Девы Марии Младенец Христос. Пресвятая Дева Мария спеленала Его и положила в ясли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Началась тяжкая вдовья жизнь. Зима была в ту пору суровая, мать обматывала тряпками ноги, брала салазки, за день обходила три-четыре деревни и приносила несколько картошек, сколько удавалось выпросить. Котел был большой, деревенский, на всю семью; пару неочищенных картофелин натрет на терке, сварит и даст каждому по ложке только чтоб не умерли с голоду. О хлебе и мечтать было нечего, до 45го года я его в глаза не видел. Помню, опухал с голода, изо рта текла кровь. Когда весной выбрался на улицу, ноги не держали, хватался за стены и плакал. Чуть не умер, но Господь оставил жить, так Ему было угодно. Весной, когда сходил снег, собирали в поле гнилую картошку, делали из нее «тошнотики». Варили крапиву, лебеду, от нее тоже опухали. Еще ходили на свалку, выкапывали от падали кости, варили их. Вот так жили... В Алейске дали место для строительства землянки. А из чего строить? Ни одной палки не было, ни единой копейки... Достали лопаты, выкопали яму, покрыли ее пятью горбылями, засыпали ботвой, соломой и землей сверху вот и готово жилье, вползали туда на животе. ХОЧУ СЛУЖИТЬ БОГУ После войны у нас в Алейске открыли церковь, но первое время мать опасалась ходить; были разговоры, что там всякие новшества, обновленцы. Мы с Марией были некрещеные, но душа рвалась к своему Создателю, и мы частенько бегали в храм. Просили мать, чтобы крестила нас; она и сама хотела, но денег не было. Наконец, попросила батюшку, иеромонаха Пимена, и он крестил нас с Марией безплатно. Церковь довольно далеко, на окраине, километра три-четыре от дома, и дорога плохая, через болото; я прибегал на службу по колено в грязи. Богослужение мне очень нравилось, я любил смотреть, как мальчики лет 1012ти в разноцветных стихарях прислуживали отцу Пимену. У меня уже возникло желание служить Богу, и как-то в конце обедни, когда отец Пимен давал крест, я подошел к нему: «Батюшка, мне хочется вон как те мальчики со свечой». Отец Пимен посмотрел на мои черные в засохшей грязи ноги, на рваную одежонку и спросил: «А лет то тебе сколько?» «Семь». «Маленький еще. Вот подрастешь, и Господь исполнит твое желание».

http://radonezh.ru/2020/05/07/prizvanie

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010