Пальцы походили на когти орла " (с. 168).Неужто это можно счесть за объективное и достоверное описание леонардовского полотна? Достаточно посмотреть на светлый лик Марии на этом полотне, чтобы понять, что Она никому не собирается " хищно угрожать " .Еще более замечательно то, что Браун (наверно, следуя традиции мексиканских телесериалов) перепутал младенцев: рука Марии в защитном жесте нависает над головой Иисуса. Этот малыш явно меньше того, кого Мария обнимает (Иисус младше на полгода), а на лондонском варианте этой картины высокий крестообразный посох будущего Предтечи ясно обозначает, кто где [ 1 ]. Потому Лэнгдон напрасно удивляется — отчего это у Винчи " младенец Иоанн благословлял Иисуса… а Иисус полностью ему подчинялся " (с. 168).Столь же тенденциозно и описание " Тайной вечери " . В оригинале рука апостола Петра просто лежит на плече апостола Иоанна в ободряющем жесте. В " Коде " Иоанн отождествляется с Марией Магдалиной, и более того: " Вновь Софи на миг лишилась дара речи. Петр, изображенный на фреске, угрожающе нависал над Марией Магдалиной. Мало того, ребром ладони показывал, что готов перерезать ей горло. Тот же жест, что и на картине " Мадонна в гроте " ! " (с. 300). Тут не только Софи лишается дара речи…Как фрейдист-школяр, Браун всюду видит танатос.Но еще чаще ему мерещится эрос. " Продолговатый неф старинного собора символизировал собой чрево женщины. Все уменьшающиеся своды—это как бы губы влагалища, нависающие над входом складки — это клитор " (с. 391).В этом вопросе Браун просто дока. " Золушка " , " Белоснежка " и " Спящая красавица " — это все повести " об угнетении священного женского начала " (с. 316). Точно! Раз апостол Иоанн оказался Марией Магдалиной, то мачеха Золушки — на самом деле злобный мужлан! А уж как семь гномов измывались над Белоснежкой, пока ей не помогла та самая колдунья, от которой она пряталась у мужиков!Так что описания произведений искусства в романе далеки от достоверности и объективности. Вообще, книга написана с позиций " презумпции виновности " христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1033...

Точное время создания неизвестно; написан после соч. «Размышление о Марии Магдалине». В каждой из 3 книг трактата избранный Н. библейский отрывок объясняется последовательно с начала до конца; в 1-й кн. он тропологически соотносится с Марией Магдалиной, во 2-й - с Девой Марией, в 3-й - с Церковью. В 1-й кн. имеется значительное число смысловых пересечений с соч. «Размышление о Марии Магдалине», однако дословные заимствования и повторы отсутствуют. В 1-й и во 2-й книгах присутствуют аллегорические введения, в к-рых Н. описывает «беседы» добродетелей: в 1-й кн. они укрепляют Марию Магдалину в ее любви к воскресшему Господу; во 2-й кн. они перед престолом Божиим рассуждают о наилучшем пути спасения падшего человечества и предлагают, чтобы совершённый женщиной грех был исправлен добродетельной женщиной, Девой Марией, избранной для Боговоплощения. Перечисляя добродетели Марии Магдалины и Девы Марии в 1-й и во 2-й книгах, Н. приводит в качестве дополнительных иллюстраций образы добродетельных женщин ВЗ (см.: Hunt R. W. 1984. P. 105-106). В 3-й кн. Церковь интерпретируется как Невеста и Жена Господа, вслед. множества входящих в нее людей соединяющая в себе все христ. пути спасения и доброделания: супружество, вдовство, девство, исповедничество, мученичество, жизнь деятельную и жизнь созерцательную (см.: Dunning. 2016. P. 40-41). Философские К группе философских сочинений Н. исследователи традиционно относят его произведения, содержащие изложение и классификацию комплекса человеческих знаний о мире. В XII-XIII вв. мн. авторы создавали подобные своды знаний, в совр. науке иногда не вполне точно называемые «энциклопедиями». Принципиальным отличием этих сводов от научных энциклопедий Нового и новейшего времени является отсутствие в них четкой границы между представлением научного знания и его философским осмыслением, помещением в религ. контекст, использованием в качестве повода для нравоучительных размышлений. Н. не занимался специально естественными науками, поэтому при представлении естественной истории и данных из разных областей естествознания он опирался на античные и средневек.

http://pravenc.ru/text/2564842.html

По рисунку фигур и ликов, по палеографии омофор близок к поручам с изображением Благовещения (кат. 77). По-видимому, оба произведения вышли из одной мастерской конца XVI – начала XVII в., что не исключает впоследствии принадлежности омофора патриарху Иоакиму. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1720. С. 44; Савва 1863. С. 28; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12092. 77. ПОРУЧИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ Россия, знаменщик украинец (?). Конец XVI – первая треть XVII в. Атлас (XVI в., Восток), коленкор (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 19x32; 19x32,5 Поступили из Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1919 г. 632 Инв. Кат. На поручах по малиновому атласу в трехлопастных опирающихся на фигурные колонны арках, каждая из которых увенчана пышным цветком, вышита композиция «Благовещение». На одной поручи в арке изображен архангел Гавриил в стремительном движении, с простертой к Богоматери благословляющей рукой, под которой в круге изображение Святого Духа в виде голубя. На другой поручи – повернувшаяся к архангелу Мария, сидящая на престоле с подушкой и подножием. Одна ее рука с раскрытой ладонью поднята к лицу, другая, держащая пряжу, опущена. Рядом с Марией шитая монограмма: мр у. На обеих поручах по сторонам арок крупные изображения прямоличных херувимов. Под херувимами вышиты пышные цветы. На поручи с Марией на фоне в верхних углах видны остатки надписи: в… (?). По краям поручей – узкие каймы красного бархата с фрагментами плохо сохранившейся и почти нечитаемой надписи полууставом, шитой пряденым серебром. На поручи с архангелом: …и множеств ст… ер//…суп…вт… тпес..жт//…мти созда с тем стлю… за обед… твор; на поручи с Марией – …тв…р…ву силу…д…//с…аго сид…у… есе…десни//…гост дн враги (?). Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем па нижнюю и левую. Буквы на всех каймах направлены к центру произведения. В углах кайм – Голгофские кресты. Личное шито крученым шелком песочного цвета без оттенений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Начиная с четвертого века связь между Пресвятой Девой и Церковью , несомненно предполагавшаяся и прежде, всё явственнее выступает на первый план. Преподобный Ефрем Сирин , чьи поэтические творения весьма склонны к подобному сопряжению образов, весьма тщательно и детально развивает эту тему. Например: —140— «Дева Мария являет собою знамение Церкви, когда получает первое провозвещение о Евангелии. И воистину во имя Церкви видит Мария воскресшего Христа. Блажен Бог, исполнивший Марию и Церковь великой радостью. Мы нарекаем Церковь именем Марии, ибо вполне заслуживает она двойного имени» 436 . Здесь преподобный Ефрем не отличает Марию, видевшую воскресшего Иисуса (Марию Магдалину, согласно Евангелию), от Марии, Матери Богомладенца Иисуса. Однако он перепутал их вовсе не случайно; утверждение его исходит из того, что им обеим явлено было Евангелие – сначала как благовещение, а затем как видение воскресшего Иисуса. Именно в приятии евангельского призвания Мария видится ему символизирующей собою Церкви, но отнюдь не наоборот: она никак не прообраз Церкви, а только знамение Церкви. Церковь , не следует забывать этого, пребывает от века, она старше всего творения; и именно знамением или олицетворением ее и является сама Мария. И, как мы уже видели, такой подход основывается на материнстве Церкви, а впоследствии ведет к теснейшему сближению Церкви с ее знамением – Марией. Столь справедливым представляется преподобному Ефрему отождествление между Церковью и ее знамением – Марией (в свете сказанного выше), что иногда он просто называет Церковь «Марией». В другом месте он отождествляет Церковь с Божией Матерью, вверенной Господом нашим Иисусом апостолу Иоанну: «Он ходил по морю (ср. Мф.14:2531 ), открылся в облаке ( Мф.17:5 ), Церковь Свою освободил от закона обрезания и поставил водителем Божиим Иоанна девственника вместо Иисуса, сына Навинова, и отдал ему Марию (ср. Ин. 19:257 ), Церковь Свою, как и Моисей отдал народ Иисусу» 437 . —141— Церковь , Мария, вверена Иоанну, – замечает святой Ефрем, – девственнику, сохранившему свое целомудрие, чистоту веры и глубину богословия (недаром называем мы его Иоанном Богословом).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископ Сергий возобновляет этот археологический кабинет. Вот он как раз среди икон. Он сам был реставратором и иконописцем, и они с Марией Николаевной на этой ниве как-то очень сошлись и многое сделали. Потом его перевели на Новгородскую кафедру. Но, даже будучи епископом, он в Новгороде занимался иконописанием, писал иконы для новгородских храмов, что тоже было небезопасно, потому что уполномоченные по делам религии зорко следили, чтобы ничего такого не было, они, конечно, это не одобряли и всячески его притесняли. Потом он опять вернулся в Лавру, уже на покой, и доживал в Лавре, общаясь с Марией Николаевной. Интересно, что Сергий Голубцов был сыном очень известного профессора как раз церковной археологии, преподававшего еще в дореволюционной академии, Александра Петровича Голубцова, который написал очень важный труд по церковной археологии (по нему, собственно, в дореволюционной России семинаристы и академисты Духовной академии изучали церковное искусство). Отдельного предмета «церковное искусство» не было, был предмет «церковная археология». И Сергий, взяв у отца очень много, потом выучился на художника, на реставратора, очень много сделал для этого. Рядом с Марией Николаевной, как видите, все время были люди, которые ее, так или иначе, поддерживали. Кто-то писал иконы, кто-то разрабатывал, как владыка Афанасий, сложные иконографии. Архиепископ Сергий (Голубцов) похоронен в Троице-Сергиевой Лавре, вот этот крест, вот это главная дорожка идет от надвратной церкви, от входных ворот к Троицкому собору, а с правой стороны от нас находится Успенский собор. Этот человек сделал очень много, он защитил свою диссертацию на иконописную тему, писал про Андрея Рублева, и у него есть несколько теоретических работ, глубоких, которые печатались в «Богословских трудах». А это вот прориси Марии Николаевны, она их делала не только в 1930-е годы, но в 1930-е она начала их делать, а потом всю жизнь делала. И она их собрала в такие тетрадки, которые пригодились, когда открылся этот иконописный кружок, куда приходили учиться и будущие священники, и уже рукоположенные пастыри, и даже архимандриты и епископы, потому что она так интересно рассказывала, так интересно все преподавала, и каждому хотелось попробовать сделать самому, самому написать икону и так далее. Этими прорисями до сих пор люди пользуются.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

Н.И. 11 июня 2019, 13:39 Последнюю ссылку на книгу " Незримая обитель " читать-с.266-268 Н.И. 11 июня 2019, 13:34 Две монахини из трех постриженных по благословению Патриарха Алексия I-мoh.Paфauлa(Mapkuha М.Ф.)и мон.Антонина(Никонова А.М.)доживали до своей кончины в 1978 и в 1981г в игуменском доме вместе с мон.Марией Бариновой.И лишь мон.Салафииль(Шитова М.Г.)жила и скончалась в 1979г в другом доме-на ул.Коммунистической(с.266-298).Эту улицу вспомнила и наша рассказчица. Н.И. 11 июня 2019, 13:02 У о.Павла Хондзинского про монахиню Рафаилу-на с.266-родилась в Ардатовском районе,но фамилия Маркины в Арефине есть.Пела на клиросе в Арефине вместе с Марией Георгиевной инокиня Елизавета.В 1947 году вместе с ещё с одной инокиней-Евдокией были убиты в своём доме.За что и как рассказчица наша не знает.Какого монастыря были убиенные инокини-тоже. Н.И. 11 июня 2019, 12:56 В воскресенье поехали навестить в деревню одну бабульку почти 90 лет,с малых лет ходившую молиться в Арефинский храм.Неожиданно за чаем она рассказала о часто бывавшей в их доме у мамы рассказчицы-Евдокии Михайловны-регенте Арефинского храма Марии Георгиевне Шитовой.В Арефине Мария Георгиевна регентовала долго-от возобновл служб в закрытом храме в 1942(или 1943г)лет 5-10-точнее не помнит наша рассказчица.В доме у Матроны,у которой жила Мария Георгиевна стояла фисгармония,там проходили спевки церковного хора.С этой же Матроной Мария Георгиевна уехала позже в Муром.Среди дивеевских в Муроме была одна Матрона-Маркина Матрона Федоровна,постриженная в мантию по благосл Патриарха с именем Рафаилы. О Ворсме 5 июня 2019, 12:50 По странному стечению обстоятельств именно в Ворсме закончилась трудовая биография В.В.Яковлева-на медико-инструментальном заводе им.Ленина.Причем мирная биография-каким-то снабженцем.Закончилась только трагически-арестом и расстрелом.Интересный путь-от Тобольска до Ворсмы. Н.И. 31 мая 2019, 20:53 Брат Анны Васильевны Иван-муромский диакон Иоанн,бывший Саровский послушник-был связным между Муромом и Дивеевым(в той же книге,с.275,276).Арестован был " с дивеевскими сестрами мон.Рафаилой(Шинкаревой)и инокиней Марией(Кильдеевой)в 1930г.Он уже отбывал наказание...когда арестовали и Анну " (тот же календарь).

http://pravoslavie.ru/110565.html

Диаконы, о к-рых идет речь в гл. 20 (согласно гипотезе Гарнака, в первоначальном греч. тексте говорилось именно о 3 диаконах, что сохранено сир. версией), должны быть единобрачными и иметь детей. Их основными функциями являются забота о бедных, сбор средств на социальные нужды, наставление верующих. В гл. 22 добавлено, что если они будут усердны и добросовестны в служении, то стяжают себе место пастыря. Возможно, если здесь не аллюзия на 1 Тим 3. 13, это дополнение является одним из ранних свидетельств перехода от одного служения к другому и перемещения по иерархической лестнице. Должны быть также поставлены 3 вдовы. Две из них должны молиться о тех, кто пребывают в искушениях (этим вдовам могут быть дарованы особые откровения от Бога), 3-я же должна заботиться о больных и сообщать пресвитерам о разных нуждах. Отмечается также, что вдовы участвуют в ночном богослужении (гл. 21. 2). Миряне как один из церковных разрядов в первые 3 века упоминаются всего неск. раз (у Климента Римского, Климента Александрийского и Оригена). Согласно «К. с. а.», они должны повиноваться правилам, установленным для мирян, и подчиняться пребывающим в алтаре (гл. 23. 1). В отличие от более поздних литургико-канонических памятников в «К. с. а.» ничего не говорится о служении диаконисс и иподиаконов. Однако, возможно, именно введение чина диаконисс обсуждается в главах 24-28. От лица ап. Иоанна утверждается, что Господь не позволил женщинам присутствовать на Тайной вечере (гл. 26. 1). Из чего далее делается вывод, что основным служением женщин должно быть не служение алтарю, а помощь нуждающимся (гл. 28). Присутствие среди апостолов Марфы и Марии может указывать на знакомство автора «К. с. а.» с апокрифической (вероятно, гностической) традицией. В частности, об этом говорит упоминание смеха при разговоре с Иисусом Христом в гл. 26. 2. Пространные апокрифические диалоги Иисуса Христа с Марией присутствуют в таких гностических памятниках, как «Пистис София» и «Премудрость Иисуса Христа» (см. в ст. Диалоги Иисуса Христа неканонические ). Но ближе всего к «К. с. а.» оказывается сохранившееся во фрагментах «Евангелие Марии», в котором помимо беседы со Спасителем присутствует и диалог Марии с апостолами, прежде всего с ап. Петром ( Faivre. 1992). Диалог Спасителя с Марфой, Марией и Саломией приводится в сирийской версии «Завета Господа нашего Иисуса Христа» , в финале апокалиптического раздела. Вероятно, упоминание Марфы и Марии в «К. с. а.» связано не только с темами женского служения в Церкви и участия женщин в совершении литургии, но и со спорами о новом откровении (женщины-пророчицы у монтанистов, возвышение откровения, якобы полученного Марией, над «Апостольским преданием» у гностиков). Возможно, «К. с. а.» содержат аллюзии на «Евангелие Фомы» (ср.: Ev. Thom. 114).

http://pravenc.ru/text/1470263.html

Изображениям Богородицы с Младенцем Христом уподоблена иконография материнства А., где она представлена с младенцем Марией на руках. Иконописные подлинники упоминают подобный тип иконографии ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 28). В монументальной живописи самое раннее изображение этого типа сохранилось в росписи ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191): в ряду образов святых подле равноапостольных имп. Константина и имп. Елены, держащих крест, представлены И. и А. (подчеркнуто преклонного возраста). Младенец Богородица, обхватив протянутую в молении правую руку Своей матери, выглядит совсем маленькой в сравнении с ростовой, вытянутой по пропорциям фигурой А. Фреска того же типа известна в ц. праведных И. и А. (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314). В иконописи наиболее ранней считается мозаичная икона кон. XIII в. из мон-ря Ватопед на Афоне, где величественная фигура А. представлена в рост по типу «Одигитрия» с младенцем Марией на левой руке, на правом поле басменного оклада - ростовой образ И. (см.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 247; Лазарев. 1986. Табл. 429). Др. тип изображения, близкий к образам Богоматери типа «Умиление», представлен на предположительно серб. иконе «Св. Анна с младенцем Марией» из ризницы Троице-Сергиевой лавры (XIV в., СПГИАХМЗ); на иконе XV в. с образом А. и младенца Марии (Музей Бенаки, Афины) - в руках Марии белый цветок, вероятно символизирующий Иисуса Христа (см.: From Byzantium to el Greco: Greek Frescoes and Icons. L., 1987. P. 102). В западноевроп. искусстве с нач. XIV в. в связи с усилением почитания А. тема материнства получила развитие в отдельной иконографии (нем. Anna Selbdritt), отражающей также идею Боговоплощения: на лоне А. изображена отроковица Мария, держащая Младенца Христа. С XVII в. эта иконография, напоминающая композицию рус. икон «Отечество», известна в поствизант. иконописи, напр. икона XV в. из ц. свт. Николая в г. Закинтос на о-ве Закинф (Музей г. Закинтос), где А. сидит на престоле, придерживая обеими руками у себя на коленях Марию. Младенец Христос показан на коленях Божией Матери со свитком в левой руке, правой благословляет.

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95×75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIb. Крипта. Рождество Пресвятой Богородицы — Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XIX в. Екатеринбург Ярославль. Конец XVIIIb. г. Молога Ярославской области. Частное собрание Рождество Богородицы Россия. XIX век Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века. Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь Рождество Богородицы. Болгарская икона Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век. Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви в поселке Велегож Заокского района Тульской области. Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией Рождество Богородицы. Рождество Богородицы. Рождество Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы — работа на иконой еще не окончена Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 сентября, 2021 20 сентября, 2021 21 сентября, 2020 20 сентября, 2020 21 сентября, 2019 21 сентября, 2019 20 сентября, 2019 21 сентября, 2018 21 сентября, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rozhdestvo-bogorodicy-...

Так спрашивается же, какой может иметь вес простое уверение, не подкрепляемое доказательствами? Два факта верны: первый, что так называемые братья Иисусовы были ему двоюродными братьями; второй, что ничем нельзя доказать, будто бы у Марии были еще дети, кроме её первенца. Но г-ну Ренан хотелось бы затуманить эти факты. Для того он и придумал воображаемую запутанность, и предлагает гипотезу ни на чем не основанную (стр. 24 прим. 4). Придуманная им запутанность состоит в том, что очень странно, чтобы у двух сестер одного имени было одинаковое число детей и с теми же именами. Запутанность эта только воображаемая, так как в Евангелии говорится только об одной Марии, жене Клеопы, у которой было четверо сыновей и несколько дочерей; о сестре же её везде говорится только как о Марии, матери Иисуса. Гипотеза, предлагаемая г-ном Э. Ренан для разрешения этой воображаемой запутанности, состоит в том, что жена, о которой упоминается у первых евангелистов, как о сопутствовавшей Марии Магдалине при кресте, могла быть Мария, Матерь Иисуса, у которой было бы еще двое сыновей Иаков и Симон. Во-первых, об этой, упоминаемой в Евангелии, жене говорится, как о матери Иакова и Иосифа, а не Иакова и Симона. К чему же отнимать у Марии Клеоповой двух из её сыновей и навязывать их Марии, матери Иисуса? К чему отдавать ей Симона, а не Иосифа, о котором только и упоминается в вышеприведенных текстах? Гипотеза эта столько же неосновательна, как и самая запутанность; у св. Матфея и у св. Марка упоминается, в числе женщин, провожавших Иисуса на Голгофу, о Марии Магдалине и о Марии, матери Иакова и Иосифа. Эта-то вторая Мария и есть, по уверению г-на Ренан, пресвятая Дева, матерь Иисуса. Но, если бы он захотел справиться с Евангелием от Иоанна, он нашёл бы там (19:25), что Мария, жена Клеоны, была на Голгофе вместе с Марией Магдалиной и Марией, материю Иисуса. Мать Иакова и Иосифа была, значит, на Голгофе, как повествуют два первые евангелиста; а тем, что они ее называют, они её не смешивают с Марией, материю Иисуса, как старается уверить г-н Э. Ренан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010