Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Статья о Великой княгине Марии, представляющая в кратком виде жизнь и кончину основательницы Успенского женского монастыря во Владимире, может быть дополнена сведениями о ее гробнице и о других древних гробницах в этом монастыре, в которых погребены близкие родственницы Марии, княгини и княжны 150 . В главном монастырском храме (Успенском), где почивают нетленные мощи св. страстотерпца Аврамия, в левом приделе, в правой стене алтаря, под сводом особой глубокой ниши, стоит гробница основательницы монастыря, Великой княгини Марии, в инокинях Марфы. Т.к. сведения о самой личности Великой княгини Марии изложены в особой (упомянутой) статье, то здесь, после указания на место ее гробницы, позволительно перейти прямо к другой гробнице, с которой первая имеет непосредственное соотношение. В той же части храма, где находится гробница основательницы монастыря Великой княгини Марии, погребена вторая супруга Всеволода Георгиевича Анна. Гробница ее первоначально поставлена была, конечно, рядом с гробницей Великой княгини Марии, а ныне обе гробницы вместе обложены посеребренным металлом, так что представляют собой по виду как бы одну двойную гробницу, и только два креста, вычеканенные вверху оклада, указывают на два гроба под ними. Степенная Книга ясно говорит о погребении Великой княгини Анны рядом с Великой княгиней Марией: «У нея же (Марии Шварновны) после положена была и вторая супруга Всеволода Анна…в приделе Благовещения, от севера на правой стороне, Великая княгиня инокиня Марфа, дочь Сварна, да Великая княгиня Анна». Но в Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века, при указании погребенных во Владимирском женском монастыре, почему-то не упоминается Великая княгиня Анна. Здесь упоминается только о какой-то гробнице возле гробницы Великой княгини Марии, именно в следующих словах: «да с нею же (Великой княгиней Марией) лежат другие мощи невелики, княгини Марии по плечи». Неизвестно, указывают ли эти слова на вторую супругу Всеволода Георгиевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Владимир. Княгинин женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Церковь Казанской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты С 1200 г. в списке монастырей Владимирского края значится Успенский Княгинин монастырь. Монастырь основала в 1200 г. первая супруга великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича) - великая княгиня Мария Шварновна. В 2000 г. праздновалось 800 лет со дня основания этой, одной из самых известных русских обителей. Устроительница Княгинина монастыря (в иночестве - схимонахиня Марфа) явила собой образ русской святости. В лике святых прославились и ее потомки - сыновья Георгий, Ярослав (в святом крещении - Феодор), Святослав и Константин Всеволодичи, внуки Александр Невский и Феодор (сыновья от Ярослава), Василько (от Константина), сыновья Георгия, правнук по линии Александра Невского - Даниил Московский и другие. Сама Великая княгиня Мария также прославлена в соборе святых в земле Владимирской просиявших. В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. Наименование монастыря связано как с фактом его основания великой княгиней Марией Шварновной, так и с традицией погребения в стенах главного собора обители, посвященного празднику Успения Божией Матери великих княгинь и их дочерей. Здесь находятся захоронения самой основательницы, ее сестры Анны, дочери великого князя Александра Невского Евдокии и его жен Вассы и Александры, супруги Ярослава Всеволодича Елены. В более позднее время здесь упокоилась сестра первооткрывателя Антарктиды, адмирала М.П. Лазарева - В.П. Лазарева. Как видим, история монастыря тесно связана и с важнейшими событиями русской истории, и столичным статусом г. Владимира в древности.  В 1411 г. во время нашествия на Владимир татар под предводительством церевича Талыча обитель была разорена. Возрождение монастыря начинается лишь в XVI веке. Среди вкладчиков монастыря упоминаются великий князь Василий Иоаннович, цари: Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Иоанна (сына Иоанна Грозного) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала также дочь царя Бориса Годунова Ксения, впоследствии принявшая иночество с именем Ольги. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода.  С начала XVIII века в результате реформ Петра I и в дальнейшем Екатерины II монастырь переживает период некоторого упадка. Новый этап возрождения обитель испытывает в XIX - нач. XX веков. На этом этапе для монастыря характерной чертой становятся дела благотворительности и милосердия. В 1876 г. в ней создали больницу для малоимущих. В 1889 г. здесь открылась церковно-приходская рукодельная школа для девочек из бедных семей. В 1900 г. монастырь торжественно отметил 700-летие своего исторического бытия. 

http://sobory.ru/article/?object=05331

М. И. Давыдов. Новый источник по истории Владимирского Успенского девичьего монастыря в XVII столетии Владимирский Успенский девичий монастырь, одна из древнейших ныне действующих русских женских обителей, был основан на исходе XII столетия супругой великого князя Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной. Практически сразу же он усвоил особое значение как усыпальницы для представительниц правящего семейства, а в 1230 г. стал местом упокоения мощей мч. Авраамия Болгарского. О сохранении (в той или иной степени) обителью своего привилегированного статуса в эпоху позднего Средневековья свидетельствуют отрывочные известия о пребывании в ее стенах порфироносных инокинь — царицы Параскевы Михайловны (супруги царевича Ивана Ивановича) и царевны Ольги Борисовны (дочери Бориса Годунова). В период ордынской зависимости монастырь, очевидно, запустел и был восстановлен лишь в XV в., после чего в его наименовании появилось дополнительное определение «Новый» с вариантами «Новый девичий», «Новодевичий» , продолжавшее употребляться (впрочем, не вполне последовательно) до конца XVII столетия. В XIX в., с подачи владимирских краеведов, некритично интерпретировавших летописное притяжательное прилагательное «княгинин» в качестве одного из составных элементов названия обители , этот эпитет получил распространение сначала в литературе , а в 1900 г. приобрел официальное признание . Материалы архива Успенского монастыря до начала XVIII в. крайне немногочисленны и представлены почти исключительно актами. В этой связи особое значение приобретают впервые вводимые в настоящей работе в научный оборот и публикуемые ниже отписные книги обители 1669 г. Источник представляет собой рукопись в 4°, на 103 листах (л. 1–102; перед л. 1 — ненумерованный лист без текста), сброшюрованных в 13 сшитых друг с другом тетрадей. Тетрадь 1 состоит из 7 листов (ненумерованный лист перед л. 1, л. 1–6; лист 6 — одинарный ); прочие тетради — восьмилистовые. В тетрадях 3–13 в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа каждой тетради (т. е. на л. 15, 23, 31 и т. д.) кирилловскими цифрами проставлены соответствующие номера. Первоначальная пагинация — постраничная, выполнена карандашом в XX в.; после перевода рукописи в 2022 г. из библиотеки ГА ВО в фондовое собрание «Успенский 1-го класса Княгинин женский монастырь» (Ф. 568) карандашом же вновь проставлена полистная фолиация. Филигрань — «Голова шута» с семью зубцами без литерного сопровождения и с контрамаркой OM . Многие листы в пятнах от сырости, от воздействия влаги чернила в ряде мест сильно вылиняли; листы первой тетради надорваны сверху по корешку. Первоначальный переплет утрачен; присутствующие на л. 102 об. характерные поверхностные загрязнения указывают на то, что рукопись продолжительное время бытовала без переплета; во второй половине XX в. (не ранее 1961 г.) для нее была специально изготовлена обложка из плотного немелованного картона.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) (Владимирской и Суздальской епархии) во Владимире. Основан в кон. 90-х гг. XII в. супругой кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марией Шварновной в зап. части средневек. Владимира, у его сев. валов, обращенных к р. Лыбедь. Никоновская летопись и «Книга степенная царского родословия» сообщают, что вскоре после рождения последнего сына Иоанна в 1198 г. кнг. Мария тяжело заболела, возможно, с этим обстоятельством связано ее решение основать обитель. 2 марта 1206 г. она приняла монашеский постриг с именем Марфа, 19 марта 1206 г. скончалась и была похоронена во В. К. м. (гробница находится в Успенском соборе, в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши). XIII - нач. XX в. В 1200 г. в мон-ре по повелению кн. Всеволода Юрьевича была заложена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная 9 сент. 1202 г. Ростовским еп. св. Иоанном в присутствии вел. князя и его детей Константина Всеволодовича , Георгия (Юрия) Всеволодовича и Владимира Всеволодовича . В 1230 г. в Успенский собор В. К. м. были принесены мощи мч. Авраамия Болгарского , помещенные в каменной гробнице. Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа В 1238 г. мон-рь был разорен монголо-татарами, вскоре возродился и в XIII в. служил усыпальницей представительниц великокняжеской семьи. В Успенском соборе В. К. м. погребены сестра кнг. Марии Шварновны супруга новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена (1201), дочь Всеволода Юрьевича и Марии Шварновны Елена (1203), 2-я жена кн. Всеволода Анна, к-рая, по сообщению В. Н. Татищева , приняла постриг во В. К. м. после смерти супруга. Перед иконостасом Рождественского придела, справа, находится гробница супруги св. кн. Александра Ярославича Невского кнг. Александры († 1251) и их дочери кнж. Евдокии, слева - гробница 2-й супруги кн. Александра кнг. Вассы. В XVII в. останки кнж. Евдокии почивали «на вскрытии», вероятно, в XVIII в. они были помещены в одну гробницу с останками матери и оказались под спудом. В сер. XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный установил порядок поминовения княгинь и княжон, чьи останки покоятся во Владимире. Архимандрит владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря и протопоп Успенского собора ежегодно служили панихиды: 1 марта - по кнж. Евдокии, 19 марта - по кнг. Марии, 21 авг.- по кнг. Вассе, 3 февр.- по кнг. Анне.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ Вел. кн. Всеволод Юрьевич вместе с сыном Константином возглавляет поход на половцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 494) Вел. кн. Всеволод Юрьевич вместе с сыном Константином возглавляет поход на половцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 494) (18.05.1185, Владимир-на-Клязьме - 2.02.1218, там же), вел. кн. Владимирский (апр. 1216 - 2 февр. 1218), кн. новгородский (20 марта 1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218), старший сын Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и вел. кнг. Марии Шварновны , старший брат Владимирских блгв. вел. князей Георгия (Юрия) , Ярослава (Феодора) и Святослава (Гавриила) Всеволодовичей . Основные биографические сведения о К. В. сохранились в составе летописных памятников Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Руси, синодиках, родословцах и сказаниях. Сочувствующая К. В. т. зр. отражена в Лаврентьевской летописи, а взгляды его противников - в одном из источников Московского свода кон. XV в. и в «Летописце Переяславля Суздальского». В детстве принимал участие в многочисленных политических и церковных церемониях во Владимире. В 1196 г. вел. кн. Всеволод Юрьевич женил К. В. на дочери своего союзника смоленского кн. Мстислава (Бориса) Романовича Старого, представлявшего среднюю линию Мономашичей. Весной 1198 г. К. В. сопровождал отца в военном походе в верховья Дона для защиты Рязанского и Пронского княжеств против половцев, в результате половецкие кочевья переместились в Ср. Подонье. В 1199-1200 гг., после смерти кн. Ярослава Мстиславича Красного, некоторое время правил в Переяславле Русском. 9 сент. 1202 г. вместе с родителями присутствовал при освящении собора в честь Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы женском монастыре , основанном вел. кнг. Марией Шварновной (в иночестве Марфой).

http://pravenc.ru/text/2057066.html

В основной объём собора ведут три входа: центральный - из притвора; и боковые - из приделов. Все входы оформлены хорошо знакомыми нам по архитектуре XV- XVII веков мощными перспективными порталами, украшенными многоцветной живописью и выразительными архитектурными деталями (вроде традиционных " дынек " ). Эти порталы служат своеобразным предисловием к красочному фресковому ансамблю, сплошным пышным ковром покрывающему храм внутри. Особенности его внутренней планировке выглядят следующим образом: четыре столпа разбивают пространство на три продольных нефа. К восточной паре столпов с запада примыкает невысокий двухъярусный иконостас - разумеется, новейшего происхождения. За ним - алтарная часть. Над центральным квадратом - световой барабан с куполом, который установлен на столпы с помощью подкупольных арок и парусов. Подкупольные арки находятся выше сводов боковых нефов, что отвечает внешней структуре верхней части здания, где переход от фасадов к завершению устроен " ступенями " , в качестве которых выступают пояса кокошников. Самые интересные композиции находятся на южной, западной и северной стенах. Отсутствие лопаток и хоров позволили авторам развернуть на просторной глади стен целые многофигурные повествования в красках. Живопись храма отличается чистотой красок, тонко отрисованными и подробно выписанными фигурами, чьи эмоциональные характеристики передаются жестами, наконец удивительно нарядными одеждами. Вообще, " нарядность " - один из главных признаков этого фрескового ансамбля, по общему мнению искусствоведов перекликающегося с росписями Успенского собора Московского Кремля. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Успенский собор Княгинина монастыря (город Владимир, исторический облик) Восстановленный памятник — Успенский собор Княгинина монастыря (XV-XVI вв.). Монастырь основан на рубеже XII-XIII вв. женой Всеволода III Марией Шварновной (отсюда название — Княгинин). В 1200-1201 гг. здесь был построен Успенский собор, от которого сохранился лишь фундамент.

http://sobory.ru/article/?object=01780

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон .замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич " Большое гнездо " , княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

http://sobory.ru/article/?object=05331

М. Ш. была старшей сестрой кнг. Анны (Елены?), жены новгородского кн. Ярослава Владимировича, а также кнг. Марфы Ясыни, жены черниговского и козельского кн. Мстислава (Пантелеимона) Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 624-625. Л. 219; Кузьмук О. [С.] в Блuжhix лаври. Nyблikaцiя рукописноï пам,ятки другоï пол. XVII ст.//Лаврський альманах: Зб. наук. праць. Киïв, 2007. Вип. 18. 7). С. 17. Л. 9; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время (Исслед.). СПб., 1892. С. 25. (ЛЗАК; Вып. 9)). Почитание После кончины М. Ш. ее имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, а также в синодики др. соборов и мон-рей Владимирской епархии. Древнейшая часть несохранившегося раннего синодика Успенского собора позже была переписана при создании соборных синодиков других городов Сев.-Вост. Руси. Так, напр., в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня муж. мон-ре (основан в 1330) в состав помянника под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети» после погибшей 7 февр. 1238 г. семьи Георгия Всеволодовича записали кн(я)гиню Мар(ь)ю, во иноцех Марфу» (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об. (список 1556 г.); РГБ. Ф. 256. Рум. 387. Л. 41 об., выписка нач. XIX в.), в помяннике «Благоверных великих княгинь» повторно указали память «великия княгини Марфы» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 43 об.). В сер. XIII - нач. XV в. владимирский Княгинин жен. мон-рь пользовался вниманием потомков правящей династии св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича, к-рые нередко называли своих дочерей Мариями. Особую духовную связь с Княгининым мон-рем имела Московская св. блгв. вел. кнг. Евдокия Димитриевна (прп. Евфросиния), к-рую сравнивали с М. Ш. Старшая сестра Московской вел. княгини была наречена Марией, как и одна из дочерей св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и вел. кнг. Евдокии Димитриевны, а также дочь вел. кн. Василия I Димитриевича .

http://pravenc.ru/text/2562162.html

В 1208 г. В. Ю. выделил Константину ряд городов Сев.-Вост. Руси с центром в Ростове. В 1211 г. он вызвал сына во Владимир и посвятил в свои планы, желая отдать ему «по своем животе» Владимирское княжество, а Ростовское передать Георгию. Однако Константин не приехал, т. к. отец был против его замыслов владеть одновременно и Ростовом и Владимиром. В. Ю. при участии еп. Иоанна созвал во Владимире собрание широкого состава из всех своих городов и волостей и завещал вопреки родовому праву старейший стол во Владимире в обход Константина его младшему брату Георгию. В. Ю. был погребен на сев. стороне владимирского Успенского собора, напротив саркофага своего брата Андрея Боголюбского, отпевание возглавил Ростовский еп. Иоанн. В. Ю. был женат дважды. В 1-м браке с блгв. кнж. Марией Шварновной ( 19 марта 1205) у него были сыновья Константин (род. 1185), Борис, Глеб (умерли в младенчестве), Георгий (род. 1188), Ярослав (род. 1190), Владимир (род. 1193), Святослав (род. 1195), Иоанн (род. 1198) и неск. дочерей. В 1210 г. В. Ю. «привели» из Юж. Руси 2-ю жену - Софию, дочь витебского кн. Василька. Этот брак, по-видимому, был бездетным. В. Ю. продолжил политику Андрея Боголюбского по укреплению Владимирского княжества. Наряду с Черниговским, Смоленским и Волынским в кон. XII - нач. XIII в. оно было сильнейшим гос. образованием в Др. Руси. В. Ю. практически отказался от прямого военного вмешательства в борьбу за Киев, стремясь действовать при помощи родственных связей, средств политического давления и демонстрации военной мощи своей земли. Он стал первым рус. князем, к-рого с целью подчеркнуть его политическое значение стали именовать «великим князем» (по летописным данным, с кон. 80-х гг. XII в.; см. ст. Владимирское великое княжество ). Великокняжеский титул впосл. закрепился за преемниками В. Ю. на владимирском столе. Под покровительством В. Ю. в Суздальской земле в кон. XII - нач. XIII в. было составлено неск. летописных сводов, ставших основой последующего летописания Сев.-Вост. Руси (в т. ч. наиболее ранних памятников - Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, «Летописца Переяславля Суздальского»), большие фрагменты владимирского летописания были включены в Киевский свод 1200 г. Преимущественное внимание владимирские летописцы уделяли деятельности владимиро-суздальских князей, подчеркивали ведущую роль В. Ю. в межкняжеских отношениях на Руси. Некролог В. Ю. в «Летописце Переяславля Суздальского» прославляет князя за то, что он «не токмо единой Суждалской земли заступник бе, но и всем странам земля Роусьскыя». Во владимирском летописании неоднократно подчеркивалось, что замещение киевского княжеского стола происходило по воле В. Ю. (что не соответствует историческим фактам). «Слово о погибели Русской земли» (сер. XIII в.) содержит утверждение, что В. Ю. стоит во главе всей Русской земли.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Имеется в виду Успенский Княгинин девичий монастырь во Владимире, основанный в 1200-м году великой княгиней Марией Шварновной, женой князя Всеволода Большое Гнездо. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6225, л. 133–133 об. Подлинник. Рукопись Там же, л. 138–139. Подлинник. Рукопись Саввино-Сторожевский мужской монастырь, основан в конце XIV в. на горе Сторожи у речки Сторожки, впадающей в реку Москву, монахом Саввой. В 1919 г. закрыт, на территории монастыря расположился Звенигородский историко-художественный и архитектурный музей. В 1941 г. во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол, изображенный на гербе Звенигорода. В 1990-х гг. возвращен Русской Православной Церкви. В 1995 г. получил статус ставропигиального. Николай Леонидович Муравьев (1866–1940 гг.), граф, губернатор, сенатор. Занимал посты: Томского (1899–1901 гг.), Вологодского (1901–1902 гг.), Таврического (1902–-1907 гг.), Рязанского (1907–1908 гг.) вице-губернаторов. В октябре 1908 г. назначен Полтавским губернатором, с февраля 1913 г. – московский губернатор. После революции 1917 г. эмигрировал в Бельгию. Алексей Васильевич Олсуфьев (1831–1915 гг.), граф. С 1896 г. состоял при великом герцоге Гессенском Эрнсте–Людвиге. Генерал от кавалерии, почетный опекун Московского присутствия опекунского совета Учреждений императрицы Марии. Владелец имения Ершово близ Звенигорода. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 227–228 об. Подлинник. Рукопись Благовещенский Митрофанов монастырь, основан в 1836 г. на основе архиерейского подворья после канонизации в 1832 г. 1-го воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей, на конце Ново-Московской улицы. В 1929 г. закрыт, рака мощей свт. Митрофана передана в музей. В 1950 г. в связи со строительством здания Воронежского государственного университета все монастырские постройки были снесены. Тихон (Никаноров; 30 января 1955 г. – 9 января 1919 г.), 2 февраля 1892 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 20 августа 1899 г. епископ Полоцкий Витебский, с 4 тюня 1902 г. епископ Пензенский и Саранский, с 25 июля 1907 на покое в Новоиерусалимском монастыре в должности настоятеля. С 25 июня 1912 г. епископ Калужский и Боровский, с 13 мая 1913 г. архиепископ Воронежский и Задонский. Участник Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг. Убит в Воронеже. 20 августа 2000 г. канонизирован.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010