А поздней осенью 1914 года она расстается со своим первым мужем и переезжает на новую квартиру. В ту пору все её чувства и мысли были обращены только к одному человеку. 7 ноября 1916 года у Софьи Акимовой и Ивана Ершова рождается сын, которому дают имя Игорь. Всегда собранная, одухотворенная, она умела подняться над «суетой сует», над всем будничным и мелким, в ее судьбе были взлеты и падения. Век девятнадцатый, в котором родилась бабушка, и век двадцатый расколол не только Россию, но и семью Акимовых. Они покинули Тифлис в 1915 году, оказались в Германии, потом революция и опять разлуки, которые разбросали семью. Нина (старшая сестра бабушки), Софья (средняя) и младшая Ирина, вместе с матерью Марией Антоновной уехали в 1915 году в Европу. Их отец, Владимир Николаевич Акимов, остался в Тифлисе. События 1917 года, потрясшие Российскую империю, разделили семью навсегда. Мать бабушки и две ее сестры решили остаться в Швейцарии, Софья вернулась к Ивану Васильевичу Ершову в Петроград. «Скоро всё закончится, мы опять увидимся, я так хочу обнять маленького Игоря. Твои сестры хорошо учатся, и мы скоро вернемся домой… » — так писала моя прабабушка. Им суждено будет встретиться еще один раз, примерно в 1922–24 году, когда Софье с сыном будет разрешено посетить с гостевым визитом Женеву. И по тем временам казалось, что разлука — навсегда. Вот уж действительно, никогда не говори «никогда»! В 1964 году моя бабушка Софья Владимировна впервые, после сорокалетнего перерыва, увидела свою младшую сестру Ирину. Та приехала с приятельницей в Ленинград как турист, на три дня. В моей памяти отпечаталась маленькая, прямо держащаяся, как бы «засушенная», с голубыми волосами швейцарка. Ни русского, ни армянского в ней ничего не осталось, она была эталоном швейцарского благополучия, и на меня пахнуло «гербарием» веков. Мы встретили её в нашей квартире, с анфиладой комнат, на улице Гороховой. Бывшая квартира Ершова-Акимовой превратилась постепенно в огромную коммуналку. Из каждой комнаты высунулись любопытные носы, дабы посмотреть на «голубоволосую» швейцарскую старушку.

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

Владимир Николаевич Леонтьев (1818–1874) тоже был литератором. В начале 60-х гг. он ближайший сотрудник радикального «Современного слова», закрытого в 1863 г. по высочайшему повелению за либеральное направление. В этом издании была помещена только одна статья нашего Леонтьева (о Д. С. Милле). Владимир Николаевич позднее работал в «Отечественных записках» и «Голосе», а в 1868 г. издал книгу «Обвиненные, оправданные и укрывшиеся от суда» (опыт критического изучения практики нового уголовного суда) 253 . Живя у брата, Леонтьев зарабатывал уроками, а также занимался с племянницей Машей – Марией Владимировной Леонтьевой (1847–1927), которая позднее играла такую существенную и неразгаданную роль в его жизни. Если Владимир был в какой-то степени радикалом, то именно в те годы Константин отходит от своего раннего и очень неопределенного либерализма в его тургеневском варианте. Он сближается с петербургскими славянофилами, группировавшимися около журнала «Время». Об издателях его – братьях Достоевских – он почти не упоминает и только между прочим говорит о знакомстве с Н. Н. Страховым, которого позднее он очень невзлюбил. Из сотрудников «Времени» он больше всего сочувствовал Аполлону Григорьеву, который менее всего выражал позицию этого журнала. Московские же славянофилы, возглавляемые Иваном Аксаковым, ему не нравились: его отталкивали их резкое антизападничество и их патриархальная этика; он говорит, что свою семейственную нравственность они произвольно «переносили» на весь русский народ, и соглашается с Григорьевым: Русский быт – Увы! совсем не так глядит, Хоть о семейности его Славянофилы нам твердят Уже давно, но, виноват, Я в нем не вижу ничего Семейного... 254 Новые славянофильские или консервативные симпатии Леонтьева в начале 60-х гг. все еще очень неопределенные. Чувствуется, что тогда он плохо и как-то неохотно разбирался в спорах о завершении государственного здания земским собором или европейским парламентом, о либерализме и социализме, о прогрессе и революции. О своей же собственной философии он тогда не помышлял. В те годы он думал не о политике, а об эстетике, которая уже начинала понемногу оформляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В молодые годы П.Я. Павлинов был участником трио (Павлинов–Энгельгардт – В. Маковский) на вечерах у М.П. Боткина, известного собирателя итальянского искусства эпохи Возрождения, в доме на Васильевском острове, где собирались художники, где бывал и Рерих. В творчестве Павлинова есть прямые связи с музыкальным искусством: им выполнены гравюрные портреты Т.А. Гофмана и Николо Паганини, рисунок на обложке книги А. Цуккера «Пять лет Персимфанса» (1927 год), а в последние годы – портрет Баха для серийных нотных изданий. М.И. Пиков учился игре на флейте у артиста Персимфанса В.И. Глинского-Сафронова, исполнил для своего учителя памятный экслибрис, в 1945 году гравировал на дереве портрет английского дирижера Генри Вуда. Подлинная музыкальность отличает работы друзей-художников. Встречи в доме Фаворских сопровождались слушанием музыки и совместным музицированием. Не продолжались ли у них, но более скромно, традиции Домотканова? В один из приездов Павлиновых исполняли трио-сонату Корелли, играли в четыре руки части из симфоний Моцарта. Поражала скромность и сосредоточенность выдающихся художников. Владимир Андреевич неторопливо доставал свой кларнет in С, сохраненный еще со времени службы в армии. Павел Яковлевич бережно вынимал из футляра скрипку и смущенно признавался, как давно он не упражнялся на инструменте. Волнение их перед совместным исполнением невольно передавалось и мне. И Владимир Андреевич, и Павел Яковлевич играли с чрезвычайным старанием, откликаясь на малейшие пожелания дирижера импровизированного ансамбля. Им доставляло несомненное удовольствие и достижение ритмической согласованности, и действенное восприятие музыкальной формы – не созерцательно, а в процессе ее воссоздания. Сохранился рисунок Т.Н. Грушевской, набросавшей на листке бумаги памятную мне сцену. Тогда же условились снова встретиться в московском поселке «Сокол», где жил П.Я. Павлинов, и в том же составе, с Марией Владимировной Фаворской за фортепиано, играли миниатюры Рамо и других композиторов XVIII века. Взмах дирижерской палочки помогал установить ритмическую упорядоченность. За вечерним чаем Павел Яковлевич вспоминал выдающихся дирижеров – Никита, Кусевицкого и недавние концерты Персимфанса – оркестра без дирижера. Для книги «Пять лет Персимфанса» он рисовал обложку, где изобразил оркестр, размещенный концентрически. 14

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

За Москвой-рекой инокиня Марфа устроила новую ремесленную слободу, в своем подмосковном селе Рубцове-Покровском открыла ткацкие мастерские. Здесь под ее руководством разбили обширный сад. Марфа вмешивалась не столько в государственные дела, сколько в личную жизнь сына. В 1616 году, когда Михаилу было уже 20 лет, он не смог вступить в брак с Марией Хлоповой. Салтыковы, боясь потерять власть при Хлоповых, будущих родственниках царя, оболгали невесту, Марию Хлопову, заявив, что та не сможет родить наследника по причине неизлечимой болезни. Марфа в это поверила и заставила сына разорвать помолвку со своей избранницей, которую очень любил. Хлоповых отправили в ссылку в Тобольск. Это привело к некоторому охлаждению в отношениях сына с матерью. Слепая любовь к обожаемому сыну, искреннее желание ему добра, тем не менее, нанесли Михаилу душевную травму, после которой он в течение 8 лет даже слышать не хотел женитьбе. В суровых условиях Сибири юная Мария заболела воспалением легких. Михаил, узнав о болезни своей бывшей невесты, приказал перевести ее в Нижний Новгород. Забегая вперед, скажем, что даже попытки отца, вернувшегося из плена Филарета, что-либо изменить в пользу Марии Хлоповой закончились неудачей. Марфа пригрозила, что если Хлопову вернут в царские хоромы, то она тотчас уедет из Москвы, что своего благословения на этот брак никогда не даст. Тогда и отец, и сын повиновались воле властной Марфы. В 1624 году царь женился на Марии Владимировне Долгорукой, которая после свадьбы прожила всего 4 месяца (видимо, была отравлена), а после ее смерти женился в 1626 году на Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Влияние царицы-инокини пошло на убыль, когда в 1619 году из восьмилетнего польского плена вернулся Филарет, ставший Патриархом Московским и всея Руси (1619 – 1633). Салтыковы, с которыми Филарет не желал делить власть, были высланы в дальние вотчины. Установилось настоящее двоевластие: правительственные грамоты писались от имени царя и патриарха, и государственные дела также решались в тесном взаимодействии самодержца и патриарха. Это была настоящая симфония властей – союз двух иерархов – духовного и светского.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/09/...

Выбор Андрея Васильевича Пантелеева как православного русского человека и верноподданного офицера Императорской гвардии было не трудно предугадать. Он выбрал третий путь - путь защиты русских национальных интересов и русского Самодержавия. Вместе со своей супругой Марией Владимировной он вошел в состав петербургского монархического Русского Собрания и со временем стал членом его руководящего органа - Совета Русского Собрания. Пламенным патриотом и монархистом зарекомендовал себя и его сын - кавалергардский полковник Андрей Андреевич Пантелеев. Его родители, как уже отмечалось выше, являлись членами Русского Собрания. Причем мать, Мария Владимировна, урожденная Родзянко, тоже была дочерью кавалергарда, гвардии полковника В.М.Родзянко, и приходилась родной сестрой председателю III и IV Государственных Дум октябриста М.В.Родзянко, также в свое время служившего в Кавалергардском полку, но, увы, в отличие от многих своих однополчан, оказавшегося не на высоте положения и предавшего Государя. Андрей Андреевич родился 3 октября 1880 года. Окончив в 1902 году привилегированный Царскосельский Александровский лицей, он выбрал военную службу, определившись в Кавалергардский Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк, продолжив тем самым семейную традицию. 26 сентября 1904 года А.А.Пантелеев был произведен в корнеты и назначен помощником начальника учебной команды, в точности повторяя послужной список отца. Ему также довелось принять участие в боевых действиях. В годы Русско-японской войны в составе Нежинского драгунского полка Андрей Пантелеев-младший отличился в боях, и опять-таки, как и его отец в годы Русско-турецкой войны, удостоился ордена св. Анны IV степени. В декабре 1905 года он вновь вернулся в родной Кавалергардский полк. Застав Родину охваченной революционной смутой, А.А.Пантелеев, по свидетельству другого видного монархиста, а в будущем историка Церкви Н.Д.Тальберга, принял деятельное участие в создавшейся тогда в полках гвардии монархической организации для борьбы с крамолой. Он " был чистый человек и честный дворянин, не за страх, а за совесть преданный Царю и Родине " , - такую характеристику А.А.Пантелеева оставил Тальберг. Хотя формально, как офицер гвардии Пантелеев не мог непосредственно состоять в монархических партиях и союзах, душа его всецело была на стороне право-монархического движения, что подтвердили последующие факты его биографии.

http://ruskline.ru/analitika/2005/06/15/...

Правда, у Константина Малофеева есть деньги, что для партстроительства - вещь крайне необходимая. А вот у Леонида Решетникова денег для содержания организации очевидно нет. По крайней мере, об успешной предпринимательской деятельности генерала ничего доселе не было известно. Однако, если отставной генерал, имеющий богатый жизненный опыт и связи во властных коридорах, решился на такой шаг, весьма вероятно, что кто-то его поддерживает и финансирует, по крайней мере, пока. Вероятно, это могут быть политические противники Малофеева, которых у него, судя по всему, немало. Политические проекты Малофеева постоянно наталкиваются на противодействие каких-то сил во власти, кто-то активно его не пускает в политику. Весьма вероятно, что эти люди могли профинансировать раскол «Двуглавого Орла» и создание организации «Наследие Империи». Хотя тут возможна и долговременная игра. Аналитики давно отмечали, что через активизацию русской эмиграции предпринимаются попытки создать механизмы связи с консервативными кругами Европы. Отсюда и продолжающиеся игры с Российским императорским домом и его главой княгиней Марией Владимировной. А эмиграция застряла на антисоветизме и не принимает никаких попыток осмысления советского наследия. Поэтому если «Наследие Империи» ориентировано на вовлечение в проект остатков русской эмиграции, то проект может получить какое-то финансирование. У такого проекта могут быть заинтересанты. Однако всякие попытки перенести его на современную российскую почву заведомо обречены на провал. Впрочем, всё это наши догадки. Самое же важное - свершившийся факт раскола «Двуглавого Орла», заметной в православно-патриотической среде организации. Теперь остаётся следить за развитием ситуации. Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 6. Может это не раскол?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/20/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > О визите главы Российского Императорского дома в Киев Иеромонах Никон (Белавенец) рассказал о посещении Княгиней Марией Владимировной киевских православных святынь и о встрече с президентом Украины Виктором Януковичем 26.05.2011 2114 Вчерашний день глава Российского Императорского дома Княгиня Мария Владимировна посвятила поклонению православным святыням древнего Киева. Утром Княгиня посетила Киево-Печерскую лавру, где у святых врат обители ее встречал викарий Киевской метрополии епископ Васильковский Пантелеимон. В сопровождении владыки и духовенства обители Княгиня проследовала в восстановленный Успенский собор, где в одном из пределов была совершена заупокойная лития по ее почившим родителям – Великому Князю Владимиру Кирилловичу и Великой Княгине Леониде Георгиевне. Затем Княгиня Мария Владимировна направилась в трапезную храма, у стен которого покоится прах председателя Совета Министров Российской Империи Петра Столыпина, и там все вместе пропели «Вечную память» великому государственному деятелю. В трапезном храме состоялся молебен по Императорскому чину с оглашением многолетия главе Российского Императорского дома и ее наследнику. После этого епископ Пантелеимон огласил Указ Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины о награждении Княгини Марии Владимировны орденом св. Варвары I степени. Со своей стороны директор канцелярии главы РИД огласил Указ о возведении митрополита Владимира в достоинство кавалера Императорского ордена св. Анны I степени. Затем Княгиня в сопровождении митрополита Владимира прошла в ближние пещеры, где помолилась у мощей Киево-Печерских угодников Божиих. Далее Княгиня Мария Владимировна посетила Софийский собор в Киеве, после чего в бывших митрополичьих палатах открыла выставку, посвященную династии Романовых до и после революции 1917 года. Вечером Княгиня посетила Введенский монастырь в Киеве, где ее приветствовал наместник обители архимандрит Домиан. Он совершил благодарственный молебен, после чего Княгиня Мария Владимировна возвела архимандрита Домиана в достоинство кавалера Императорского ордена св. Анны III степени.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/26/o_...

Господь сподобил меня познакомиться с этим благодатным служителем. И хотя в упомянутой книге я один раз появляюсь «видимо» (см. с. 933), но «невидимо» присутствую в ряде мест: в Днепропетровске у протоиерея Сергия Никитина (это я тот самый «молодой человек», о котором Елена Владимировна Апушкина (1999) пишет епископу Афанасию (Сахарову , 1962). См. с. 561), в Московской Духовной Академии (с. 851), в Москве на приеме у епископа Можайского Стефана слушаю его глубоко духовные наставления и изумляюсь его прекрасным знанием Священного Писания , в Калуге – но уже на отпевании, в Акулове – на погребении... К последнему надо добавить: здесь в книге я присутствую и зримо и одновременно сокровенно. Как это получается? Давайте прочитаем: Елена Владимировна, описывая кончину и погребение владыки Стефана, вспоминает: «...мы узнали, что отпевание в Калуге в десять утра, а погребение в селе Акулове. Поехали Катя с Машей и Колей и я с Валерианом и Наташей в одном такси» (631) – Где же я? – Отвечаю: имя «Катя» прочитано в рукописи не верно. Надо «Костя», то есть Константин. Именно святитель Стефан (так его называю, ибо никогда не сомневался в его святости), еще будучи иереем, соединил данной ему от Бога благодатью мою жизнь с жизнью Марии Константиновны Апушкиной (ныне Скурат), этой «удивительной женщиной», как очень верно назвали ее издатели моих трудов (см.: «Воспоминания и труды по Патрологии». Том 1. Троицкий собор, г. Яхрома, 2006. С. 14. Необходимое примечание: это свидетельство издателей о моей жене было опубликовано ими без ее ведома. Так же поступаю и я). – Всегда с большим волнением вспоминаю мою поездку в Днепропетровск осенью 1957 года к епископу Стефану – тогда старшему священнику Тихвинского монастыря Сергию, с желанием получить благословение у старца на дружбу с Марией Апушкиной. Отец Сергий сердечно принял меня в своей келье, выслушал мою исповедь, возложил на мою голову епитрахиль, когда-то принадлежавшую известному московскому протоиерею, ныне – в 2000 году – канонизированному, Алексию Мечёву (1923), и благословил не только на дружбу с Марией, но и на брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

в Москве, в 1610 г.; но когда именно, умерла – полагают, в младенчестве – неизвестно. – Тело её погребено в московском Вознесенском монастыре, что в Кремле. – Примечание. Царевну эту многие писатели смешивают с её старшей сестрой Анной. 359), другие именуют ее Марией . 280. Анастасия Владимирковна 280. Анастасия Владимирковна (Владимировна), дочь Владимирка Володаровича (Владимира Владимировича), князя галичского 51), от брака, по Татищеву, с княжной венгерской, неизвестного имени. – Летописные сказания русские, в этом случае, почти согласные с польскими, повествуют о ней, что она выдана отцом за Болеслава IV Кудрявого, князя (короля) польского, в 1150–1151 гг., и, родив сына Болеслава, в 1155–1156 гг., да другого сына Лешка, князя мазовецкого, в 1157–1158 гг., ум. в 1158 –1159 гг. – Тело её погребено в соборной церкви города Кракова. 281. Анастасия Владимировна 281. Анастасия Владимировна, первая жена Василия Михайловича, князя кашинского 478), третьего из трех князей, носивших те же оба имени и название, дочь Владимира Ольгердовича, князя киевского, следственно, по отцу, внука Гедимина, вел. кн. литовского. – Выдана замуж в 1384 г, и, ум. в 1396 г. – Тело её погребено в тверском Спасо-преображенском соборе. 282. Анастасия Дмитриевна 282. Анастасия Дмитриевна, третья изь четырех дочерей Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71), от брака с св. Евдокией Дмитиевной, в иночестве Евфросинией, великой княжной суздальской 78), вторая жена Ивана Всеволодовича Хомского, князя тверского 824). – Выдана замуж 23 сентября, и отправилась в Торжок, куда князь Иван Холмский был назначен наместником великого князя московского, в 1397 г.; по смерти Михаила Александровича, великого князя тверского 137), прибыла, с мужем, в Тверь, и поселилась в Кашине, уделе князя Ивана Холмского, в 1400 г,; при новых раздорах князей тверских, сопровождала мужа в Тверь; осенью 1401 г., и здесь овдовела, бездетной, 27 марта 1402 г. – Других сведений о ней нет. 283. Анастасия Дмитриевна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Патриарх Кирилл награжден династическим императорским орденом святого Андрея Первозванного 7 ноября, 2012. Новостная служба Награды были вручены великой княгиней Марией Владимировной, главой Российского Императорского дома Романовых, в ходе встречи с Предстоятелем в Даниловской резиденции. 7 ноября. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл награжден высшей династической наградой Императорского дома Романовых — орденом святого апостола Андрея Первозванного, а также медалью «В память 400-летия Дома Романовых». Награды были вручены великой княгиней Марией Владимировной, главой Российского Императорского дома Романовых, в ходе встречи с Предстоятелем в Даниловской резиденции, сообщает РИА Новости . По словам Марии Владимировны, награды вручены предстоятелю РПЦ «за многолетние неустанные труды на поприще служения Святой Православной церкви и великого Отечества нашего, а также во свидетельство глубокого благоговения нашего дома к сану патриаршему и во изъявление нашей любви и признательности Вашему Святейшеству». Патриарх Кирилл отметил, что для него это большая честь, которая свидетельствует «о самых тесных, добрых отношениях императорской семьи с Русской православной церковью», а также о единомыслии и одинаковом понимании многих задач, которые стоят сегодня перед Отечеством. Патриарх Кирилл стал первым, кому была вручена памятная медаль, выпущенная к празднованию в 2013 году 400-летия Дома Романовых. Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 года. Орден сохранен Домом Романовых в эмиграции, как династическая награда, но жалуется крайне редко.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 18 октября, 2023 29 мая, 2022

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-nagraz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010