Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРДАРИЙ [Серб. Mapдapuje] (Ускокович Иван; 22.12.1889, г. Подгорица, Черногория - 12.12.1935, г. Либертивилл, шт. Иллинойс, США), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Цетине и гимназический курс в Белграде. В 1909 г., на 5-м году обучения в гимназии, принял монашеский постриг в монастыре Студеница и был рукоположен во диакона. Митр. Сербский Димитрий (Павлович) направил М. на служение на подворье Сербской Церкви в Москве. В 1912 г. завершил учебу в семинарии в Кишинёве и продолжил обучение в СПбДА, которую окончил в 1916 г. со степенью кандидата богословия. Получил сан синкелла. Был вице-президентом Русско-черногорского благотворительного об-ва, собирал средства для оказания помощи черногорскому народу. В 1915-1916 гг. по благословению Синода Русской Церкви как делегат Всероссийского попечительства о пленных славянах посещал лагеря на Урале (Нижнетагильский, Луньевский и Богословский горные округа; см.: Суржикова Н. В. Военный плен в российской провинции (1914-1922): Докт. дис. Екат., 2015. С. 341-342), где с военнопленными славянами из Австро-Венгрии проводил беседы на тему «Мировая война и ее сокровенный смысл, будущее России и славянства» и призывал их впоследствии продолжить борьбу против австро-венгров. В 1916 г. преподавал Закон Божий в слав. гимназии проф. В. М. Грибовского в Петрограде. Был знаком с высокопоставленными лицами в Царском Селе. По свидетельству члена Временного правительства С. П. Белецкого, Григорий Распутин был настроен по отношению к М. весьма враждебно и добился его удаления из Петрограда. 17(31) авг. 1916 г. М. был назначен преподавателем гомилетики в Александровскую семинарию в г. Ардон Терской обл. (ныне в Сев. Осетии). Желая остаться в Петрограде, М. поступил вольнослушателем в Петроградский ун-т, но в янв. 1917 г. приступил к исполнению обязанностей в Ардонской семинарии.

http://pravenc.ru/text/2561968.html

Процесс формирования серб. правосл. церковных общин в стране шел медленно из-за отсутствия священников и тяжелого экономического положения переселенцев. Первая серб. правосл. община была учреждена в 1912 г. в г. Реджайна (пров. Саскачеван) и объединила 48 членов. По благословению еп. Аляскинского Александра (Немоловского; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский) в 1915 г. община начала строительство храма Св. Троицы, к-рый был освящен в 1916 г. и до 1947 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. Вторая серб. община возникла в 1913 г. в г. Гамильтон. Для совершения богослужений в частном доме община приглашала правосл. священников разных юрисдикций, а в 1917 г. построила храм во имя свт. Николая Чудотворца (2-й серб. храм в этом же городе, также во имя свт. Николая, был построен в 1965). В 1921 г. серб. общины, действовавшие на территории Канады, вошли в состав Американо-Канадской епархии СПЦ. Когда в 1925 г. главой епархии был избран архим. Мардарий (Ускокович ; впосл. епископ), в стране не было ни одного серб. священника. Владыка обращался к Североамериканскому митр. Платону (Рождественскому) с просьбой направить рус. священника в общину в Гамильтоне, но рус. священники лишь иногда приезжали для окормления сербской паствы. По ходатайству еп. Мардария и Синода СПЦ в 1935 г. Мин-во социальной политики и здравоохранения Королевства Югославия выделило ежемесячное жалованье для серб. священника-миссионера в Канаде, к-рое было определено свящ. Мано Момчиловичу. В 1935 г. сербы из Монреаля (пров. Квебек) обратились к архиеп. Североамериканскому и Канадскому Виталию (Максименко) с просьбой рукоположить для их общины священника в юрисдикции РПЦЗ. Против этой инициативы выступил еп. Мардарий, который считал, что рукоположение священника для серб. общины должно произойти в юрисдикции СПЦ. Американо-Канадский еп. Дионисий (Миливоевич; 1939-1963; см. ст. Миливоевич Д.) 14-29 окт. 1940 г. посетил серб. общины в Канаде и назначил на приход в Гамильтоне синкелла Димитрия (Балача), но канад. власти не впустили священника в страну. Чуть позже в Канаду приехал о. Владимир Мрвичин. После окончания второй мировой войны были основаны серб. церковные общины и построены храмы в городах Торонто, Уинсор и Ниагара-Фолс в пров. Онтарио, а также в Ванкувере (пров. Брит. Колумбия), Летбридже (пров. Альберта), Монреале.

http://pravenc.ru/text/1470183.html

Была проанализирована общая ситуация в епархиях Сербской Православной Церкви в Западной Европе, Америке и Австралии. В связи с этим было принято решение о переносе кафедры Восточно-Американской епархии из Уоррена (Нью-Джерси) в Парк-Хиллз (Йонкерс, Нью-Йорк). Также было принято решение о создании при Священном Синоде Сербской Церкви Отдела по поддержанию святости брака и семьи, Отдела по биоэтике и Отдела по мониторингу деятельности еретических организаций, сект и неканонических группировок. Собор поддержал строительство Мемориального центра в Старом Саймиште как мемориала сербских жертв в 20-м веке, а также жертв среди евреев, цыган и всех других народов, которые вместе с сербским народом разделили его горькую участь в этом трагическом веке. Собор рассмотрел вопрос о церковно-правовом (каноническом) статусе православных капелланов в армии Сербии. Утверждено решение о том, что епархия Рашки и Призрена, кроме своей исторической кафедры в Призрене, может по практическим соображениям также устроить административный центр в древнем Расе (Новый Пазар). Архиерейский Собор признал, как это уже было озвучено ранее, что земные останки сербского и всемирного гения Николы Теслы не могут находиться среди экспонатов музея - " этот факт является уникальным прецедентом и позором вселенского масштаба " . Иерархи сочли, что наиболее подобающее место для них - в склепе в храме Святого Саввы в Белграде или, в качестве альтернативы, их захоронение может быть совершено перед собором. Участники собора с одобрением заслушали отчет о недавнем обретении мощей святого епископа Мардария (Ускоковича) Либертвильского, которые найдены в состоянии нетления, что Собор счел признаком несомненной святости подвижника. В связи с этим было принято предложение 14 и 15 июля этого года в Либертвилле официально отметить столетие со дня его прибытия святителя Мардария в Америку. Собор с удовлетворением воспринял сообщение о ходе реконструкции храма Святого Саввы в Нью-Йорке, который недавно пострадал от большого пожара. Участники Собора также с одобрением отметили, что духовенство и верующие Сербской Православной Церкви за отчетный период очень много поработали над сбором средств для благотворительных целей и для облегчения участи пострадавшего от кризиса населения.

http://drevo-info.ru/news/22356.html

Сербы начали иммигрировать в Америку в XIX веке. Во второй половине XIX века они ввели там и миссию. Первым сербско-американским миссионером был архимандрит Севастиан (Дабович), родившийся в 1863 году в Сан-Франциско. В 1892 году в Дженсоне (штат Калифорния) его трудами был создан первый сербский приход. Другие приходы формировались при совместных усилиях сербов и русских. Все они входили в состав русской Североамериканской епархии. В начале XX века встал вопрос о их выделении в особую епархию, о чем архиепископ Тихон (Белавин) и докладывал в 1905 году Предсоборной комиссии. Кандидатом во епископа он рекомендовал архимандрита Севастиана. Задержки с решением этого вопроса привели к тому, что в конце 1913 года в Чикаго была созвана Церковная Ассамблея под председательством священника Саввы Войводича, преемника архимандрита Севастиана, на которой было определено выйти из юрисдикции Русской Церкви и войти в юрисдикцию Сербской Церкви. Однако ответа из Белграда не последовало. Ровно через три года — в октябре 1916 г. в Чикаго состоялась Вторая Ассамблея представителей сербских приходов под председательством архиепископа Евдокима, на которой сербами был принят Устав епархии Русской Церкви. А еще через три года — в 1919 г. в Кливленде состоялся Собор русской Североамериканской епархии, где присутствовали и сербские священники. На Соборе был поднят вопрос об организации сербской православной епархии в Америке. Кандидатом во епископа рекомендовался архимандрит Мардарий Ускокович (родился в Черногории, окончил Петербургскую Духовную Академию). Так как для его хиротонии нужно было разрешение Патриарха Тихона, а связь с ним была затруднена, архимандрита Мардария направили в Белград. Однако в Сербии его назначили на другой пост — игуменом Раковицкого монастыря и руководителем расположенной в нем монашеской школы. В 1920 году в истории Сербской Церкви произошло важное событие: было восстановлено Патриаршество. К новоизбранному Патриарху Димитрию сразу же обратились сербы Америки с просьбой прислать им епископа. Просьба была удовлетворена: от имени Патриарха в Америку был направлен для изучения ситуации и управления сербскими приходами епископ Охридский Николай (Велимирович). После двухлетнего пребывания в Америке епископ Николай вернулся в Сербию. Дело управления православными сербами в Америке было поручено архимандриту Мардарию: его вызвали в Белград, где в 1926 году и хиротонисали во епископа Сербской епархии в Америке. 8 мая 1927 года епископ Мардарий прибыл в США.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Господь привел обоих апостолов в Рим, в тогдашний центр цивилизации, чтобы они там приняли мученическую кончину. Мы сегодня прославляем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, обращаемся к ним с молитвой о том, чтобы они помогли нам укрепляться в вере, которую оставили и заповедали нам, в вере, верность которой они засвидетельствовали своим мученическим подвигом». Далее владыка Иларион обратился с поздравлением к епископу Моравичскому Антонию, который через несколько дней будет праздновать 50-летие со дня рождения. Председатель ОВЦС огласил приветственный адрес, в котором, в частности, говорится: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем. Значительная часть жизненного пути Вашего Преосвященства связана с Русской Православной Церковью, которая в Вашем лице обрела достойного посланника Церкви святителя Сербского Саввы. За долгие годы жизни среди нас Вы стали добрым другом, дорогим и близким сердцу чад нашей Церкви. Из стен обители преподобного Сергия Вы вынесли глубокую, искреннюю любовь к русской богослужебной традиции, к русскому языку и культуре. Познания, обретенные Вами в Московской духовной академии , помогли Вам в несении ответственного послушания во главе воссозданного подворья Сербской Православной Церкви в Москве. Вам удалось возродить славные традиции русско-сербской дружбы, заложенные еще в дореволюционный период. Отеческая забота о духовном окормлении сербской диаспоры в странах канонической территории Московского Патриархата и неустанные усилия Вашего Преосвященства, направленные на всестороннее развитие отношений между Русской и Сербской Православными Церквами, вписали новые страницы в общую историю окормляемых ими единоверных народов. Любовь к церковному благолепию и  ревность по доме Господнем  (Пс. 68. 10) вдохновили Вас на самоотверженные труды по благоукрашению храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а выдающиеся пастырские качества помогли собрать в нем дружную общину. Благодаря Вашей деятельности как переводчика и писателя нам полнее раскрылись духовные сокровища православного сербского народа, а русское богословие и святыни нашей Церкви стали ближе сербам, которые, соприкасаясь с русской духовной культурой, могут глубже прочувствовать слова преподобного аввы Иустина: Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли (Преп. Иустин Челийский. О рае русской души). Многое Вами сделано для продолжения и нового развития давней традиции обучения сербских студентов в русских духовных школах, с которой связаны имена преподобных Симеона Дайбабского и Севастиана Джексонского, святителей Николая Сербского, Мардария Ускоковича и других сербских святых, учившихся в России.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

Святитель Мардарий (Ускокович; 1889–1935) – одна из интересных фигур церковной и общественной жизни России начала XX века. Уроженец Черногории, он по благословению священноначалия Сербской Церкви приехал совсем молодым клириком на учебу в Россию, которую с детства любил всем сердцем. За почти десятилетнее пребывание и служение в Русской Церкви им произнесено, написано и опубликовано немало слов, речей и обращений. Одно из них было произнесено 20 декабря 1911 года – в третью годовщину кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского – в храме Кишиневской духовной семинарии. Впоследствии оно вошло в сборник его бесед под общим названием «Завет русскому народу», выпущенный в 1912 году в Одессе.      Все народы всех времен на страницах своей истории золотыми буквами записывали имена гениальнейших своих сынов и в дни их кончины устраивали торжественные собрания, посвященные их памяти. И на страницах истории русского народа, русской церковной и гражданской жизни записано золотыми буквами немало русских сынов – гениев, благодарное потомство коих в дни их кончины устраивает торжественные литературные вечера, молитвенные собрания и с чувством глубокой признательности вспоминает их благотворную и бессмертную деятельность, принесшую Церкви и народу несомненную существенную пользу. В новейшей истории русского народа, русской церковной и гражданской жизни таких гениальных сынов стало все меньше и меньше, и вот почему потеря их чувствуется сильнее сердцем и умом народа. На небосклоне русской церковной и гражданской жизни за минувший век ярко светила звезда симпатичнейшего человека, бессмертного гения, идеального, образцового пастыря и совершителя Таин Божиих, всенародного печальника и молитвенника отца Иоанна Кронштадтского. И русскому народу суждено было потерять три года тому назад этого великого человека, в существовании которого они нуждались, особенно в последнее время, в годы неверия, шатания, сомнения и отступничества. И потерю эту народ почувствовал. В своих городах, селах и уголках необъятной России народ русский заплакал, ибо ясно сознавал, что потерял одну из светлых, чистых, как кристалл, преданных православной вере, родине и Царю русскому личностей, каким был почивший отец Иоанн Кронштадтский. Заплакал весь многомиллионный русский народ, ибо везде ценили и знали его, всюду почиталось имя его: и в городах, и шумных столицах, и в селах, и в самых глухих и отдаленных уголках России. И как же было не плакать русскому народу, потеряв дорогого человека! Миллионы осиротели, осиротел весь богоносный русский народ, осиротели сотни и тысячи духовных чад, осиротели, как дети, потерявшие родную мать. Светлая звезда скатилась с русского небосклона, и по русской земле полетела грустная весть о тяжелом ударе народа русского, о кончине всенародного печальника и молитвенника.

http://pravoslavie.ru/136539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь МАНАСИЯ (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Бранчевской епархии Сербской Православной Церкви МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) МОРАЧА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Никола; 2-я пол. XIII в.- после 1329), игумен мон-ря Студеница (ок. 1329), серб. писатель и книгописец-каллиграф НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) ОРАХОВИЦА (Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121584_7.html

Имена новопрославленных сербских святых включены в месяцеслов Русской Православной Церкви 6 октября 2017 г. 19:56 На  состоявшемся  6 октября 2017 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя  Отдела внешних церковных связей   митрополита Волоколамского Илариона  о канонизациях святителя Мардария (Ускоковича) и преподобного Севастиана (Дабовича), совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 83 ). 5 сентября 2015 года в Альгамбре (США, штат Калифорния) Святейший Патриарх Сербский Ириней возглавил торжества по случаю прославления святителя Мардария и преподобного Севастиана. В торжествах принял участие управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн . Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с благодарением Господу приняли известие о прославлении в лике святых епископа Мардария (Ускоковича) и архимандрита Севастиана (Дабовича), а также постановили включить имена святителя Мардария и преподобного Севастиана Джексонского в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования их памяти 29 ноября/12 декабря и 17/30 ноября соответственно. Святитель Мардарий (Ускокович) — первый архиерей Сербской Православной Церкви в Северной Америке. Родился 22 декабря 1889 года в Подгорице (Черногория). Обучался в Волынской и Кишиневской духовных семинариях, затем в Санкт-Петербургской духовной академии , которую окончил в 1916 году. 3 июля 1917 года Святейшим Правительствующим Синодом назначен на должность начальника Сербской миссии в Америке, действовавшей в составе Алеутской и Североамериканской епархии. В 1925 году Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви единогласно избран на новоучрежденную американскую кафедру и 25 апреля 1926 года в Белграде рукоположен во епископа иерархами Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Сербским Димитрием. Много потрудился для организации церковной жизни сербской православной диаспоры в Северной Америке, основал монастырь святителя Саввы Сербского в Либертивилле. Скончался 12 декабря 1935 года. 29 мая 2015 года решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви причислен к лику святых. День памяти 29 ноября/12 декабря. 16 июля 2017 года в Либертивилле (США) прошли торжества по случаю обретения мощей святителя Мардария, которые возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней .

http://patriarchia.ru/db/text/5028444.ht...

Монастырь Косиерево Монастырь Косиеево / В настоящее время монастырь Косиерево находится в селе Петровичи, неподалёку от границы с Герцеговиной, в 40 км от черногорского города Никшич. сюда он был перемещён в 1966г. из-за устройства искусственного водохранилища. Первоначально монастырь был воздвигнут на левом берегу реки Требешницы. По преданию, обитель основал Св. король Стефан Дечанский, а его сын Душан Сильный сделал большие пожертвования. Первый раз исторические источники упоминают Косиерево и его проигумена Дионисия в 1592г. Эта обитель много раз грабилась и сжигалась турками. В 1807г. турки разрушили монастырскую церковь, которую 10 лет спустя восстановил хаджи Дионисий Добричевац. Следующая значительная перестройка монастыря была предпринята в 1864г. Фомой Томашевичем. C 1884 по 1914гг. в Косиерево почивали мощи свт. Арсения Сремского, второго архиепископа сербского, ученика Св. Саввы I. Черногорский князь (1851-1860) Даниил Петрович Негош однажды дал обещание косиеревскому игумену Феодосию (Мишковичу) передать в монастырь мощи какого-нибудь святого. Преемник и племянник Даниила князь Николай на основании этого обещания в 1884г. перенёс мощи свт. Арсения в Косиерево. В августе 1914г. черногорцы под обстрелом перенесли святые мощи в храм св. Архангелов на Велимле. Во время Первой мировой войны австрийцы ограбили монастырь, до основания разрушили церковь, а келейные корпуса сожгли. На месте разрушенной церкви в 1933г. была построена новая, в стиле церквей моравской школы. В 1942г. красные партизаны убили собрата монастыря Косиерево иеромонаха Феофана (Беятовича). Иеромонах Феофан родился 14 октября 1890г. в Герцеговине. В 1908г. вместе с герцеговинскими повстанцами перешёл в Черногорию, а оттуда в 1912г. уехал в США, где работал в Красном Кресте. В 1919г. он поступил послушником в русский монастырь Св. Тихона в Пенсильвании. В 1921г. пострижен в монахи, а чуть позже стал иеродиаконом. Спустя некоторое время о. Феофан перешёл к сербскому епископу Мардарию (Ускоковичу) (1889-1935), и стал заниматься организацией церковной жизни сербов в Америке. От труда и подвигов о. Феофан тяжело заболел и в 1939г. вернулся в отечество. Патриарх Гавриил (Дожич) направил его в Черногорско-Приморскую митрополию, а черногорский митрополит Иоанникий (Липовац) 28 августа 1940г. рукоположил в чин иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/40000.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Америке обретены мощи сербского святого 12.05.2017 Мощи святого Мардария (Ускоковича) обретены в основанном им монастыре Святого Саввы в Либертвилле в штате Иллинойс ( США ), сообщает Правмир. 4 мая епископ Новограчаницкой и Среднезападноамериканской епархии Сербской Православной Церкви Лонгин совершил Божественную литургию в монастыре святого Саввы в рамках подготовки к обретению мощей. В ходе эксгумации священнослужители столкнулись с трудностью. Оказалось, что гроб с мощами святого Мардария находился в цементном склепе. Когда открыли гроб, обнаружили, что тело святого Мардария хорошо сохранилось. Кости ног были золотисто-желтого цвета. Руки святого держали крест. Ясно были видны его кожа, ногти и волосы. Святые мощи преподобного были вынуты из гроба и размещены на двух скрижалях, которые были подготовлены для осмотра. Все облачения и одежда были аккуратно удалены, чтобы не потревожить останки. После того, как все покровы были сняты, выяснилось, что святые мощи, от колена вверх, были целы, хотя и очень хрупкие. Волосы на голове и борода выглядели так, как будто он только что преставился. Были видны брови и ресницы его закрытых глаз. Кроме того, были целы уши. После удаления пыли с тела, святые мощи промыли теплой водой и белым вином, а также обработали маслом. После омовения и помазания, мощи были завернуты в хлопок и лен и убраны во временный металлический гроб до прославления святого Мардария в июле 2017 года. Епископ Сербской православной церкви Мардарий (Ускокович) (1989 - 1935) был управляющим сербскими приходами в США. Монастырь святого Саввы строился в период великой депрессии конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века. Скончался святитель 12 декабря 1935 года в Америке. Был похоронен 18 декабря в монастыре. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви, состоявшимся с 14 по 29 мая 2015 года, причислен к лику святых. День памяти святителя Мардария (Ускоковича) определено праздновать 12 декабря. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.05.2017 16:32:17

http://drevo-info.ru/news/22301.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010