Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.) МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРДАРИЙ мч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. в ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики Севастийские МАРДОНИЙ (кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 3 сент., 28 дек.) - см. ст. Индис и Домна, мученики Никомидийские МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ мученики (пам. 6 июля; пам. зап. 19 янв.), по преданию, пострадали в Риме при имп. Клавдии II Готском (268-270) МАРИЯ († между 1437 и 1439), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского, св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРИЯ Георгиевна Виноградова (1886-1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ Мартиниановна Журавлёва (1869-1937), послушница, прмц. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_60.html

Мощи епископа Сербской православной церкви обретены в основанном им монастыре в США 12 мая. ПРАВМИР. Мощи Святого Мардария (Ускоковича) обретены в основанном им монастыре Святого Саввы в Либертвилле в штате Иллинойс (США). Мощи обретены по благословению преосвященнейшего епископа Новограчаницкой и Среднезападноамериканской епархии Лонгина. 4 мая епископ Лонгин совершил Божественную литургию в монастыре святого Саввы в рамках подготовки к обретению мощей. В ходе эксгумации священнослужители столкнулись с трудностью. Оказалось, что гроб с мощами святого Мардария находился в цементном склепе. Когда на следующий открыли гроб, обнаружили, что тело святого Мардария хорошо сохранилось. Кости ног были золотисто-желтого цвета. Руки святого держали крест. Ясно были видны его кожа, ногти и волосы. Святые мощи преподобного были вынуты из гроба и размещены на двух скрижалях, которые были подготовлены для осмотра. Все облачения и одежда были аккуратно удалены, чтобы не потревожить останки. После того, как все покровы были сняты, выяснилось, что святые мощи, от колена вверх, были целы, хотя и очень хрупкие. Волосы на голове и борода выглядели так, как будто он только что преставился. Были видны брови и ресницы его закрытых глаз. Кроме того, были целы уши. После удаления пыли с тела, святые мощи промыли теплой водой и белым вином, а также обработали маслом. После омовения и помазания, мощи были завернуты в хлопок и лен и убраны во временный металлический гроб до прославления святого Мардария в июле 2017 года. Епископ Сербской православной церкви Мардарий (1989 – 1935) был управляющим сербскими приходами в США. Монастырь святого Саввы строился в период великой депрессии конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Скончался Мардарий 12 декабря 1935 года в Америке. Был похоронен 18 декабря в монастыре. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви, состоявшимся с 14 по 29 мая 2015 года, причислен к лику святых. День памяти святителя Мардария (Ускоковича) определено праздновать 12 декабря.

http://pravmir.ru/obretenyi-netlennyie-m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРДАРИЙ [Серб. Mapдapuje] (Ускокович Иван; 22.12.1889, г. Подгорица, Черногория - 12.12.1935, г. Либертивилл, шт. Иллинойс, США), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Цетине и гимназический курс в Белграде. В 1909 г., на 5-м году обучения в гимназии, принял монашеский постриг в монастыре Студеница и был рукоположен во диакона. Митр. Сербский Димитрий (Павлович) направил М. на служение на подворье Сербской Церкви в Москве. В 1912 г. завершил учебу в семинарии в Кишинёве и продолжил обучение в СПбДА, которую окончил в 1916 г. со степенью кандидата богословия. Получил сан синкелла. Был вице-президентом Русско-черногорского благотворительного об-ва, собирал средства для оказания помощи черногорскому народу. В 1915-1916 гг. по благословению Синода Русской Церкви как делегат Всероссийского попечительства о пленных славянах посещал лагеря на Урале (Нижнетагильский, Луньевский и Богословский горные округа; см.: Суржикова Н. В. Военный плен в российской провинции (1914-1922): Докт. дис. Екат., 2015. С. 341-342), где с военнопленными славянами из Австро-Венгрии проводил беседы на тему «Мировая война и ее сокровенный смысл, будущее России и славянства» и призывал их впоследствии продолжить борьбу против австро-венгров. В 1916 г. преподавал Закон Божий в слав. гимназии проф. В. М. Грибовского в Петрограде. Был знаком с высокопоставленными лицами в Царском Селе. По свидетельству члена Временного правительства С. П. Белецкого, Григорий Распутин был настроен по отношению к М. весьма враждебно и добился его удаления из Петрограда. 17(31) авг. 1916 г. М. был назначен преподавателем гомилетики в Александровскую семинарию в г. Ардон Терской обл. (ныне в Сев. Осетии). Желая остаться в Петрограде, М. поступил вольнослушателем в Петроградский ун-т, но в янв. 1917 г. приступил к исполнению обязанностей в Ардонской семинарии.

http://pravenc.ru/text/2561968.html

Епископа Мардария (Ускоковича) и архимандрита Севастиана (Дабовича) причислила к лику святых Сербская Церковь 6 октября. ПРАВМИР. Священный Синод на сегодняшнем заседании постановил включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имена епископа Мардария (Ускоковича) и архимандрита Севастиана (Дабовича). Решение было принято после доклада митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизациях святителя Мардария и преподобного Севастиана, совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 83 ). Синод постановил включить имя святителя Мардария в месяцеслов Русской Церкви с определением празднования его памяти 29 ноября/12 декабря, а имя преподобного Севастиана Джексонского – с определением празднования его памяти 17/30 ноября. Святитель Мардарий (Ускокович) (1889–1935) стал первым сербским архиереем на американском континенте с титулом «епископ Американский и Канадский». С его именем связано дело административного устроения первой сербской епархии в США и Канаде. За двенадцать лет, проведенных перед этим в России, будущий архиерей немало потрудился и на благо Русской Церкви. Преподобный архимандрит Севастиан (Дабович) (1863–1940) всю свою жизнь посвятил миссии и служению Церкви, в первую очередь на американском континенте, где родился в семье сербского эмигранта. Архимандрит Севастиан руководил Сербской духовной миссией, и ему принадлежат неоценимые заслуги в организации церковной жизни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 июня, 2022 6 мая, 2022 11 октября, 2023 29 мая, 2023 22 мая, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 7 июня, 2022 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 11 октября, 2023 29 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-mesyatseslove-russko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 29.11.1878, г. Судогда Владимирской губ.- 14.05.1957, Детройт, шт. Мичиган, США), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи надворного советника. В 1892 г. окончил ДУ, в 1899 г.- Владимирскую ДС. С 1899 г. был псаломщиком и законоучителем при церкви в с. Малахове Владимирской губ. 28 апр. 1902 г. рукоположен во диакона, 5 мая - во иерея к церкви с. Обращиха Владимирской губ. В первый год священнического служения овдовел. В 1909 г. под влиянием родственников, а также бывш. ректора Владимирской ДС, экзарха Грузии Карталинского и Кахетинского архиеп. Никона (Софийского) поступил в МДА. 23 дек. 1912 г. в Покровском храме ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем Иероним. В 1913 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Пророк Исаия и его время». По представлению проф. Д. И. Введенского И. был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре библейской истории. 23 мая 1914 г. И. переведен преподавателем Свящ. Писания в Курскую ДС. 9 окт. 1915 г. утвержден в должности инспектора ДС, занимал должность до закрытия семинарии в 1919 г. В 1918 г. возведен в сан игумена, назначен наместником курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря , а также секретарем Курского еп. Феофана (Гаврилова) . В 1919 г. возведен в сан архимандрита. В окт. 1919 г. И. оказал помощь еп. Феофану в вывозе за границу из монастыря Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Через юг России, К-поль, Фессалонику в марте 1920 г. прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Служил настоятелем в серб. приходе. Был приглашен наставником в монашескую школу при Раковицком Архангельском монастыре серб. еп. Мардарием (Ускоковичем) . В 1923-1924 гг. был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме . Оставался служить при миссии до 1933 г.

http://pravenc.ru/text/293710.html

На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

Будущий святитель Мардарий (Ускокович) (1889 - 1935), первый сербский епископ в США и Канаде, провел в России более 10 лет в самый канун революционных событий, принесшие Церкви трагические и невиданные по своим масштабам испытания. Уникальность личности молодого сербского иеромонаха, уроженца Черногории, была в том, что в годы учебы и служения в России он общался с очень большим кругом общественных и церковных деятелей от Волыни и Кишинева до Киева и Санкт-Петербурга. Как яркая и незаурядная личность он был принят в различных дома и кругах, много общался с архиереями и другими представителями русского духовенства. При этом он был всегда полон пламенной любви к Русской Церкви, России, ее духовности, истории и культуре, с которыми в буквальном смысле слова сроднился.    Иеромонах Мардарий (Ускокович)      Он достаточно рано начал писать и говорить о различных проблемах общества и жизни Церкви. Возможно, что его оценки и поступки были не лишены некоторой горячности и носили несколько наивный, но, в тоже время абсолютно искренний характер. В молодом служителе Церкви рано открылся талант проповедника, который был по достоинству оценен именно российской паствой. В России у будущего святителя вышло несколько сборников и брошюр, сам он был участником Поместного Собора 1917-1918 гг. Как человек глубоко погруженный в церковную жизнь и лично знакомый с ней изнутри, будущий владыка с болью писал о некоторых явлениях. Интересно, что свое видение состояния русского духовенства, оценки отношений епископата и священства молодой иеромонах не раз высказывал в личных беседах с выдающимися иерархами и пастырями Церкви в России. Многие из них относились к его оценкам со вниманием и интересом, кто-то соглашался, а кто-то не соглашался не столько с его выводами, сколько с предложениями шагов по изменению ситуации, как их видел молодой иеромонах из далекой Черногории. Тем не менее воспоминания и описания будущего святителя представляют собой особую ценность, в первую очередь потому, что характеризуют немаловажные аспекты жизни Российской Церкви накануне тяжелых испытаний, постигших ее после революции, и заставляют задуматься нас над тем, какие уроки и примеры мы можем извлечь из трагического опыта русского духовенства более чем столетней давности.

http://pravoslavie.ru/155145.html

Имена новопрославленных сербских святых включены в месяцеслов Русской Православной Церкви 6 октября 2017 г. 19:56 На  состоявшемся  6 октября 2017 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя  Отдела внешних церковных связей   митрополита Волоколамского Илариона  о канонизациях святителя Мардария (Ускоковича) и преподобного Севастиана (Дабовича), совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 83 ). 5 сентября 2015 года в Альгамбре (США, штат Калифорния) Святейший Патриарх Сербский Ириней возглавил торжества по случаю прославления святителя Мардария и преподобного Севастиана. В торжествах принял участие управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн . Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с благодарением Господу приняли известие о прославлении в лике святых епископа Мардария (Ускоковича) и архимандрита Севастиана (Дабовича), а также постановили включить имена святителя Мардария и преподобного Севастиана Джексонского в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования их памяти 29 ноября/12 декабря и 17/30 ноября соответственно. Святитель Мардарий (Ускокович) — первый архиерей Сербской Православной Церкви в Северной Америке. Родился 22 декабря 1889 года в Подгорице (Черногория). Обучался в Волынской и Кишиневской духовных семинариях, затем в Санкт-Петербургской духовной академии , которую окончил в 1916 году. 3 июля 1917 года Святейшим Правительствующим Синодом назначен на должность начальника Сербской миссии в Америке, действовавшей в составе Алеутской и Североамериканской епархии. В 1925 году Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви единогласно избран на новоучрежденную американскую кафедру и 25 апреля 1926 года в Белграде рукоположен во епископа иерархами Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Сербским Димитрием. Много потрудился для организации церковной жизни сербской православной диаспоры в Северной Америке, основал монастырь святителя Саввы Сербского в Либертивилле. Скончался 12 декабря 1935 года. 29 мая 2015 года решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви причислен к лику святых. День памяти 29 ноября/12 декабря. 16 июля 2017 года в Либертивилле (США) прошли торжества по случаю обретения мощей святителя Мардария, которые возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней .

http://patriarchia.ru/db/text/5028444.ht...

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 - 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах.      Их текст на английском языке под названием «Incomprehenssible Russia» был найден не так давно и датируется 1935 г. Сербский перевод, потребовавший серьезной научной и литературной работы, вышел в свет по благословению епископа Новограчаницко-центрально-западноамериканского Лонгина в монастыре Святого Саввы в Либервилле в 2017 г. В настоящее время готовится и русское издание этого исторического наследия. Небольшой отрывок представляет собой описание первых впечатлений молодого сербского священнослужителя по прибытии в столь любимую им Россию.         Спустилась ночь, и сонный стук колес начал влиять на моих попутчиков. Для меня сон был невозможен. Возбужденное ожидание все возрастало. Наконец вошел проводник. Он объявил станцию, которая, я знал, была последней на территории Австро-Венгрии. Еще одна остановка, и мы окажемся в России.    Радость переполняла мое сердце, чистая радость ребенка, вернувшегося в объятия матери. Я с нетерпением считал телеграфные столбы, радуясь, что с каждым уходящим столбом приближаюсь к России. Я смотрел на покрытые снегом ели и березы, пытаясь угадать, которая будет первой на русской земле. Поезд замедлил ход и остановился. Вне себя от возбуждения, я бросился к двери и спрыгнул со ступенек вагона. Я бросился на русскую землю и поцеловал ее. Я приветствовал Россию, как под предводительством Моисея евреям не было суждено приветствовать землю обетованную. Еще в восторженном состоянии я подбежал к первому русскому, которого увидел, – бравому станционному жандарму – и, к его удивлению, приветствовал его как давно потерянного брата. Я был в России. Москва Ранние сумерки быстро сгущались в длинную зимнюю ночь. Наблюдая за превращением полусвета в темноту, я ловил себя на мысли: «Ну, почему наступила ночь? Почему она наступила теперь, когда мне нужен свет, чтобы впервые смотреть на русскую землю, когда мне страшно пропустить и малейшую деталь картины заснеженных деревень или дальнего пейзажа».

http://pravoslavie.ru/143386.html

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 - 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах. С 1907 по 1910 гг. он учился в Волынской семинарии, действовавшей в то время в Житомире. В своих воспоминаниях святитель с теплотой рассказывает о богослужениях, в которых ему довелось принимать участие.      В мою бытность студентом в Житомире, некий крестьянин, посланный своей общиной, зашел ко мне, иеромонаху, с просьбой служить в их селе, расположенном верстах в тридцати от города. Я поставил себе за правило принимать подобные приглашения, невзирая на трудности, считая отказ чуть ли не грехом. В дальнейшем, когда я ездил на заводы и фабрики на окраинах Санкт-Петербурга, меня часто приглашали проповедовать или служить, и я никогда не отказывался.      Итак, мы отправились в путь. Была середина зимы. Стоял трескучий мороз. Лошади заиндевели. Копыта их так резко стучали по белому верху дороги, будто она была покрыта не снегом, а сталью. Одну за другой мы проезжали придорожные деревни и поселки. На улицах не видно было ни души. Из труб дым шел белым столбом, растворяясь в голубом зимнем небе. Лютый мороз пробрался под меховое покрывало саней. От мороза немели и без того промерзшие ноги, холод пробирался в рукава и под шубу, только что подаренную мне добрым другом сербов архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким). По дороге я пытался представить, что ждало меня в далеком селе, куда мы ехали. Я представлял себе длинную службу в холодной и, еще хуже, пустой церкви. Но как можно было осуждать тех, кто не пошел в церковь в такую погоду, выбрав остаться дома у теплой печки? Разве можно было ожидать молитвенной теплоты в промерзшей церкви? Ранней весной нет ничего приятнее службы в деревенском храме, когда благоухание цветущих фруктовых деревьев и пение птиц заходит в окна.

http://pravoslavie.ru/145126.html

  001     002    003    004