Мануил, митрополит (Павлов Виталий Владимирович) Дата рождения: 26 октября 1950 г. Дата смерти: 7 марта 2015 г. Дата хиротонии: 14 августа 1990 г. Дата пострига: 1 января 1976 г. День ангела: 4 февраля Страна: Россия Биография: Родился 26 октября 1950 г. в Ленинграде. В 1974 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — Ленинградскую духовную академию . 1 января 1976 г. принял монашеский постриг, 4 января рукоположен во иеродиакона, 7 января — во иеромонаха. В 1976-1977 гг. — клирик Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. В 1977-1978 гг. проходил стажировку в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария). В 1978-1980 гг. — преподаватель Ленинградской духовной семинарии. 21 ноября 1982 г. получил ученую степень кандидата богословия за курсовое сочинение «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка». В 1980-1982 гг. и с июня 1987 г. — благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска. В 1982-1985 гг. — секретарь Ленинградского епархиального управления. В 1985-1986 гг. — и.о. ректора Ленинградских духовных школ. В 1986-1987 гг. — настоятель Тихвинского храма в г. Тихвине. Решением Священного Синода от 20 июля 1990 г. избран епископом Петрозаводским и Олонецким. Хиротония состоялась 14 августа 1990 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска. Богослужение совершили Святейший Патриарх Алексий II , митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн, архиепископы Курский и Белгородский Ювеналий и Дюссельдорфский Лонгин, епископы Ульяновский и Мелекесский Прокл , Новгородский и Старорусский Лев , Костромской и Галичский Александр , Истринский Арсений и Подольский Виктор. С 17 июля 1996 г. — Петрозаводский и Карельский. 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа. С 20 октября по 24 декабря 2010 г. — временный управляющий Архангельской епархией . Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. ( журнал 41 ) назначен главой новообразованной Карельской митрополии . 11 июля 2013 г. за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Скончался 7 марта 2015 г. Отпевание состоялось 9 марта в Александро-Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска. Заупокойное богослужение совершил митрополит Новгородский и Старорусский Лев . Погребен на Неглинском кладбище Петрозаводска возле часовни преподобного Сергия Радонежского. Образование: 1974 г. — Ленинградская духовная  семинария. 1979 г. — Ленинградская духовная академия. Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38917.html

Благодать Божья да будет с твоим святительством. На подлиннике честной патриаршей рукой написано: месяца января, индикта 5. 46. 1400 г. Грамота патриарха Матфея к митрополиту Киприану с просьбой о милостыне в пользу Царьграда, теснимого неверными Из Acta Patriarchatus, t. II, р. 359–361. Грамота сохранилась без даты, но из содержания видно, что она писана в то время, когда император Мануил, разделив власть с своим племянником, Иоанном Палеологом, отправился на Запад искать помощи в войне с турками; а это было в 1400 г. Ср. Muralt, Chronographie byzantine, t.II, p. 771, n. 65. Преосвященный митрополит Киевский и всея Руси, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством. Ведает твое святительство, что высочайший и святой мой самодержец, кир Мануил, и наша мерность, за несколько времени пред сим, послали грамоты и апокрисиариев к твоему святительству, а также к благороднейшему сыну моему, славнейшему великому князю всея Руси, и к прочим князьям, о том, чтобы как недавно вы помогли нам тем, чтó послали на облегчение [нужд] города и на помощь христианам и Великой Церкви: так и опять послали бы от себя и от усердия прочих христиан и помогли бы нам, стесненным осадой и войной налегающих на нас врагов. А так как, спустя довольно времени после ухода отсюда наших апокрисиариев, содействием и помощью все примирившего Христа Бога нашего, святые цари примирились между собой и соединились, как отец и сын (родство взяло свое), так что между ними нет более ни раздора, ни распри, ни вражды, и святой царь кир Мануил отправился в страну Франков за помощью и соучастием в защите столицы и христиан, а племянник его святой царь кир Иоанн, возвратясь сюда из Силиврии с высочайшей и святою царицей, своей матерью, и со всеми своими вельможами, и приняв царскую власть из рук высочайшего и святого моего самодержца, своего дяди, стал, Божьей милостью, государем и царем христианским, повел брань против нечестивых и делает все для защиты и спасения столицы и христианских граждан: то, дабы у вас не распространялись другие слухи о здешних делах, несогласные, с действительностью, мы признали за благо уведомить вас чрез своих добрых людей и своими грамотами обо всем [здесь] происшедшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Незлобивый святитель простил всех и возвратился в Новгород. Его жизнь по-прежнему протекала в непрестанных подвигах поста и молитвы и в тех же неусыпных заботах о вверенной ему пастве, которая постоянно была волнуема смутами гражданскими. Много потрудился святитель Иоанн на благо своей паствы. Наконец, удрученный летами, изнуренный трудами и чувствуя приближение своей кончины, святитель (в малой схиме Илия) был пострижен в великую схиму с прежним именем Иоанн. Под этим именем он впоследствии и прославился, поэтому в нашем каталоге он значится под именем Иоанн. Скончался святитель Иоанн 7 сентября 1186 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Через двести с лишним лет были обретены его нетленные мощи. В 1439 году во время ремонта храма со стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы над гробом святителя. В присутствии архиепископа Евфимия приподняли доску в образовавшемся отверстии, и тотчас вся церковь наполнилась благоуханием. Архиепископ Евфимий, наклонившись над гробом, увидел неизвестного святителя в схиме, которого не коснулось тление. Имя святителя не было известно, т. к. надписи на крышке не было. Тогда архиепископ усердно помолился Господу, чтобы ему было открыто имя святого. После усердной молитвы архиепископу Евфимию во сне явился сам обретенный во гробе святитель и назвал свое имя. Мощи его открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. Канонизирован на Соборе 1547 года. В 1629 году митрополит Новгородский Киприан (Старорусенков, † 1634) установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна. Труды: Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц//Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1 (РИБ, т. 6). стб. 21–62. Прибавление к Уставу о причащении, написанное вместе с неизвестным епископом Белгородским//Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. – М., 1821. – С. 219–224. Поучение// Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1890, октябрь. – С. 275–300.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этом месяце, 27 октября, Вы будете отмечать и день тезоименитства. Святой мученик Назарий Римлянин, Медиоланский, сразу стал Вам близким? Были ли Вы знакомы с его житием до пострига? Наверное, я нигде об этом не говорил, но теперь расскажу всё без утайки. В годы своего духовного становления и прихода в Церковь я особенно ощущал помощь святителя Николая Чудотворца, в честь которого был крещен. С житием мученика Назария прежде даже не был знаком. Думаю, сыграло роль то, что родом я с Украины и никогда не скрывал своей любви к украинскому языку и украинской культуре, потому-то покойный митрополит Мануил (Павлов), тогда архимандрит, исполнявший обязанности ректора Ленинградских Духовных школ, и назвал меня в честь мученика Назария. Имя Назар, Назарий довольно распространено на Украине. К своему стыду (я уже каялся в этом, так что могу теперь говорить), когда на следующий день после пострига нужно было причаститься, то, подходя к Святой Чаше, свое новое имя я вспомнил не по имени святого Назария, а по имени украинского певца Назария Яремчука, песни которого очень люблю. Но потом познакомился с житием святого (вначале с кратким, а несколько позже, освоив компьютер, – с полным), стал бывать в Италии и, попав в Милан (Медиолан по-старому), увидел построенную b IV beke церковь в честь Святого мученика Назария, где почивают его мощи. Конечно, это вызвало душевное волнение. Папский нунций, который был в Лавре в гостях, привез мне частицу мощей моего Небесного покровителя. Еще одну частицу его мощей я получил от наших священников, служивших там. Так что у меня есть икона с мощами святого мученика Назария, и постепенно – да, не сразу, а спустя время – он стал для меня таким же родным и близким, как святитель Николай. С одной стороны, это имя напоминает мне мою Родину, с другой – я рад, что получил имя этого известного мученика. И что не просто одно его имя сохранилось, но до нас дошло целое повествование о той четверице мучеников (Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий), которые пострадали за Христа в I веке во время гонения на христиан.

http://pravmir.ru/episkop-nazariy-vazhne...

Церковь не раскатали по брёвнышку в голодно-холодные революционные годы, не переделали в " сельский клуб " и не сожгли случайно брошенным по случаю какого-нибудь юбилея окурком, да и шальные молнии Бог отводил от 45-метровой деревянной башни, долгое время стоявшей без громоотвода. В 1960 году государство взяло Успенскую церковь под свою охрану. А через тридцать лет храм вернули верующим. Его освящал архимандрит Мануил (Павлов)(ныне митрополит Петрозаводский и Карельский). На церемонии собралось огромное количество народа. Радости присутствующих не было предела. Потом пришло время очередных реставраций и ремонтов. Этими работами чаще занимаются специалисты из клуба " Скифы " . Так, например, в 1999 году они привели в порядок внутреннее помещение над сводом, крышу и купола. Во время " раскопок " птичьего помёта внутри храма были обнаружены фрагменты человеческого скелета, старые рукописи, газеты и купюры XIX века. На следующем этапе потребовалось покрыть крышу и купола влагостойким составом. Совсем недавно Успенскую церковь оборудовали защитой от молний и громоотводами. А.В. Ополовников, реставрировавший Успенскую церковь в 1948 году, писал об этой церкви: " Нет её равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своём роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее... " Время пощадило не только Успенскую церковь, но и многое из его внутреннего убранства. Кондопожский храм - единственный из действующих храмов, где сохранилось уникальное " Небо " . " Небо " - это непременная деталь северных деревянных храмов; традиции такой росписи берут начало в XVII века, когда местные мастера попытались устраивать в новых церквах подобные купола, характерного для каменных храмов. Интересен также церковный иконостас, как бы продолжающий идею " неба " . Одна из главных святынь Успенского храма - Тихвинская икона Божией Матери. С ней связано чудо.

http://sobory.ru/article/?object=00150

В 70–80-х гг. из жизни уходили последние профессора, получившие богословское образование до революции: в Московской духовной академии – протоиерей Александр Ветелев († 1976), в Ленинградской – ее бывший ректор протоиерей Михаил Сперанский († 1984). В малом числе оставались уже и те, кто окончил семинарию и академию в первое послевоенное десятилетие, когда среди студентов были высоко интеллигентные люди, которые благодаря самообразованию приходили в открывавшиеся духовные школы с весьма солидным багажом богословских знаний. Это были профессора Сарычев (монах Василий) и В. Талызин в Московской академии, протоиерей Ливерий Воронов , пребывавший, правда, послевоенное десятилетие в заключении и завершивший образование уже в 60-х гг. в Ленинградской академии. В это время кафедру литургики возглавлял здесь профессор Н. Д. Успенский , выпускник Ленинградского богословского института 20-х гг. Значительную часть преподавателей составляли уже те, кто учился в академии в крайне ненормальных условиях хрущевских гонений. В первой половине 70-х гг., как и прежде, был жестко ограничен прием в духовные школы: в семинарии, за редким исключением, не допускались выпускники светских высших школ. За 1972–1974 гг. духовные школы смогли направить на приходское служение всего лишь 219 священнослужителей – около 2/3 своих выпускников, в среднем по 4 человека на епархию. Это, конечно, лишь в малой степени покрывало естественную убыль духовенства, поэтому большинство рукополагаемых в эти годы не имели вовсе никакого школьного церковного образования. Тем большее значение приобрел открытый в 1964 г. заочный сектор при Московской духовной академии, через который за десять лет прошла тогда едва ли не основная часть духовенства. В 70-х гг. произошла замена ректоров во всех трех духовных школах. Московским ректором вместо переведенного на должность экзарха Центральной Европы архиепископа Филарета (Вахромеева) 18 апреля 1973 г. был назначен епископ Дмитровский Владимир (Сабодан), в этой должности он оставался до перевода на Ростовскую кафедру в 1982 г.; в свою очередь его заменил рукоположенный в епископа Дмитровского Александр (Тимофеев), ранее в течение многих лет исполнявший обязанности инспектора академии. Ректором Ленинградской духовной академии вместо уволенного по старости епископа Тихвинского Мелитона (Соловьева) 26 декабря 1974 г. назначили архимандрита Кирилла (Гундяева), через полтора года хиротонисанного во епископа Выборгского. Владыка Кирилл возглавлял Ленинградские духовные школы в течение десяти лет, до тех пор, пока в связи с его переводом на Смоленскую кафедру временно исполняющим обязанности ректора не был назначен архимандрит Мануил (Павлов). Ректором Одесской семинарии в 1975 г. стал протоиерей Александр Кравченко, сменив на этом посту Агафангела (Саввина), хиротонисанного во епископа Винницкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШЛЫКОВ АРКАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Аркадий Шлыков Аркадий Анатольевич Шлыков ( 1972 - 2018 ), иерей , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Колодозеро и храма преподобного Антония Сийского в посёлке Шальский Родился 3 ноября 1972 года во Владивостоке в семье служащих. Крещен в 1973 году в храме Сорока Севастийских мучеников в городе Печеры Псковской области. В 1989 году окончил среднюю школу в Таллине . В 1994 году окончил историко-архивный факультет Российского государственного гуманитарного университета. Увлекался панк-роком, " изучал культы мексиканских индейцев, ездил на концерты «Гражданской обороны», много путешествовал по Северу и вращался в неформальных кругах " . В студенческие годы работал сторожем в храме Василия Блаженного, разгружал вагоны, имел возможность путешествовать. Ездил с друзьями на Алтай, на Урал, в Крым. Судьбоносной оказалась поездка в Пюхтицкий монастырь , первая глубокая исповедь и причастие в монастырском храме. Следующие события в жизни молодого человека связаны с погружением в церковную жизнь. Внутренний поиск приводит его к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Отец Николай благословил Аркадия на тяжелый путь священника. В 2000 году Аркадий окончил Московскую духовную семинарию . Однажды вместе со своими друзьями Александром Шумских и Михаилом Скуридиным решили съездить отдохнуть туда, где ещё не были ни разу. Для этого они взяли карту России и просто ткнули пальцем, в результате чего им выпала маленькая деревня Колодозеро . Когда добрались до места, аж рот открыли от восхищения - красота какая - лес, вода в озере прозрачная! До этого многое повидали - Урал, Алтай, но такого - никогда. С той поры ребята больше уже никуда не ездили - только в Колодозеро и летом, и зимой. В северную вьюгу от Петрозаводска на перекладных добирались - так полюбилось им это место. Как-то услышали они о храме, что стоял раньше в деревне, и решили: надо отстроить его заново. Тогда эта мысль многим показалась бредовой, а местные жители вообще приняли пришлых москвичей неприветливо, насторожено. Но ребята отступать от своей затеи не стали - своими руками начали расчищать место для храма. Восстанавливать решили там же, где стояла старая церковь. В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) дал благословение, и ребята принялись за работу. Наняли плотников, мастеров. Аркадий работал на стройке постоянно даже зимой. Совместными усилиями друзей строительство храма шло быстро. Церковь очень похожа на ту, что некогда стояла в Колодозере – тоже в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Немалое участие в строительстве принимали колодозерские мальчишки и девчонки. Они постоянно были на стройке, на подхвате у плотников.

http://drevo-info.ru/articles/13677446.h...

Владыка продолжает: – В Сергиевом Посаде, на тот момент Загорске, Елена Владимировна жила сначала у знакомой женщины на Бульварной улице. Потом переехала на Полевую, 12, в знаменитый дом, принадлежавший ее духовному отцу, исповеднику архимандриту Георгию. Когда-то раба Божия Вера Васильевна Кузьмина подарила ему этот дом. На протяжении многих десятилетий в разное время там жили и бывали люди Церкви: владыки, священники и их семьи, вернувшиеся из лагерей и ссылок монахини… С домом связаны имена таких известных личностей, как митрополит Мануил (Лемишевский), семья протоиерея Тихона Пелиха, семья священномученика протоиерея Владимира Амбарцумова. В доме бывали многие замечательные старцы: архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), игумен Виссарион (Великий-Остапенко). И наш собеседник, наместник Даниловского монастыря епископ Алексий. – Да, в 1990-е годы я бывал в этом доме на Полевой. Вход в комнату Елены Владимировны был с террасы. До нее здесь жили две монахини, Михаила и Магдалина . Все трое, включая Елену Владимировну, побывали в лагере на Алтае, на строительстве Чуйского тракта… Когда мы познакомились, она уже была старушка. У нее сильно болели ноги. Она носила боты «прощай, молодость» и, когда ходила по улице, обертывала их чулочками, чтоб не скользили… При всех своих болезнях и немощах она обладала удивительно радостным духом. Могла, например, радоваться, что селедочку купила. Конечно, такому примеру можно и улыбнуться из-за ничтожности предмета. А ведь нет. Где-то читала, что святые отцы отождествляли радость и добродетель. Они говорили, что радость – это награда за добродетель. Это пасхальное, светлое, преображенное состояние человека, который стремится к Воскресению. И наоборот: противостоит радости состояние печали, уныния и безысходности. Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу – Елена Владимировна – человек сугубо церковный, – отмечает епископ Алексий. – Например, многим нравятся духовные песни. И мне тоже нравятся. А она эти стихи не очень любила. Потому что знала и любила богослужение. Приходишь к ней, а она, человек уже пожилой, немощный, лежит, а в руках Триодь, Минея: читает, разбирается и молится при этом. Это показатель церковности. Она и молитвенница, и труженица, и при лавре. Классический образец русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу. Сколько мы их повидали на своем веку… Я помню реплику одной верующей благочестивой прихожанки: «Наши старухи все копейки перетаскали в церковь. Свое-то ладно, но ведь и детей». Вот так они служат Богу. Не просто десятину, а душу и тело готовы положить на алтарь. И слава Богу, что здесь есть преемство.

http://pravoslavie.ru/147334.html

Святителем Феогностом был разрешён спор о церковном подчинении Червлёного Яра как области Рязанской, а не Сарайской епархии. Так в трудах о церковном благоустроении протекала жизнь святителя. В 1352 году некий монах по имени Феодорит уверял в Константинополе, что митрополит Феогност умер, и добивался поставления на его место, а когда патриарх просил его подождать до выяснения обстоятельств, тот бежал в Тырново и был там возведён в сан русского митрополита, после чего поселился в Киеве. За этим событием последовали грамоты Константинопольского патриарха и посольство от святителя Феогноста и великого князя Московского Симеона Ивановича в Константинополь с просьбой поставить после смерти митрополита Феогноста преемником его помощника, епископа Владимирского Алексия († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Митрополит Феогност подготовил себе достойную смену в лице святителя Алексия, который при митрополите Феогносте за 14 лет прошёл все иерархические ступени и под его руководством получил прекрасное церковное и светское образование. Поставление митрополита на Русскую митрополию из среды русских было нежелательно для греков. Но святитель Феогност, как добрый пастырь Церкви, преследовал только интересы Церкви. На всероссийскую кафедру он искал, прежде всего, достойного по совокупности качеств предстоятеля, независимо от национального происхождения. Митрополит Феогност скончался 11 марта 1353 года в эпидемию чумы, которую в народе называли «чёрной смертью ». Через три дня был погребён в Московском Успенском соборе неподалёку от своего предшественника, святителя Петра. В 1471 году мощи его обретены нетленными. Причтён к лику святых. Труды: Грамота митрополита Феогноста на Червлёный Яр о принадлежности тамошнего края к Рязанской епархии// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1., 18, стр. 163. Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасённое, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от божественных писаний о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещинно крестьяном, и яко же недостойни приходять к божественным тайнам – в муку себе не в терпеливую въвергнуть, и как подобает чтити честнаго и животворящего креста//Сборник Отделения русского языка и словесности АН. СПб., 1907, т. 82, 4, стр. 118–126.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Возрождал Тихвинский монастырь, сделал возможным возвращение в обитель чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, небесной покровительницы северо-западных земель России.   Митрополит Мануил (в миру Виталий Владимирович Павлов) (26 октября 1950 – 7 марта 2015) Митрополит Петрозаводский и Карельский, богослов. Родился в Ленинграде. Выпускник Ленинградской духовной семинарии и Духовной академии. Принял монашеский постриг в 1976 году. До 1977 года был клириком Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. С 1987 года благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора Петрозаводска. В 1982-1985 годах – секретарь Ленинградского епархиального управления, преподаватель Духовной семинарии. В 1990 году Святейший Патриарх Алексий II совершил хиротонию архимандрита в епископа Петрозаводского и Олонецкого. В 2000 году возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода в 2013 году назначен главой новообразованной Карельской митрополии и возведен в сан митрополита. Все эти годы митрополит возрождал Петрозаводскую епархию, восстанавливал и строил храмы, в том числе Александро-Невский кафедральный собор в Петрозаводске. Терри (Терренс) Пратчетт (28 апреля 1948 – 12 марта 2015) Английский писатель-фантаст, рыцарь ордена Британской империи. Родился в английском городе Беконсфилд. Начал писать и печатать свои рассказы в 13 лет в школьном журнале. Работал журналистом газеты «Bucks Free Press», где на одном из интервью познакомился с директором издательства «Colin Smythe Limited». Предложил ему свой роман «Люди ковра», который был опубликован в 1971 году. Не закончил образование, много работал в прессе. Не оставляя журналистики, продолжал писать романы. Первая книга из сатирическо-фантастического цикла «Плоский мир» – «Цвет волшебства» вышла в 1983 году. По книге был сделан радиосериал на ВВС, имевший огромный успех, что убедило Пратчетта посвятить себя писательству. Несколько его романов из этого цикла были переведены на иностранные языки, экранизированы и принесли автору мировую известность. Общий тираж его книг составляет 50 миллионов экземпляров.

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010