ФАОС дело 115. Кат-Ам 190. Кат-ЯА 158. С. 74. Кат-ЕС 1. С. 12, п/п 62; 3. С. 21, п/п 11. См. Мануил. 4.166–168. [Кат-ГУБ. С. 979.] [Левитин. С. 72–75, 80, 91, 96,109, 110,141,280, 289, 293, 298, 350.] [Шкаровский. С. 18, 92.] ЛЕОНТИЙ (Матусевич [ Леонид Прокофьевич ] ) Епископ Волынский Родился в 16/IV-1884 года на Волыни. Сын священника. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908 г. пострижен в монашество, возведён в сан иеромонаха, а затем в сан игумена. Упоминается как заведующий и преподаватель Житомирской пастырской школы. По одним данным хиротонисан в 1920 г. во еп. Коростенского, вик. Волынской епархии, по другим сведениям хитротонисан 3/IX-1922 г. во еп. Коростенского, вик. Волынской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. Затем после 1922 г. упоминается сп. Волынским. Был участником II Всероссийского Поместного Собора обновленческого в 1923 году (с 2 по 9 мая), но акта о низложении Патр. Тихона не подписал. С 1931–1932 г. на покое. Имеются непроверенные сведения, что скончался около 1938 года. ЛИТЕРАТУРА: ФПС II. С. 6. ФПС 2/110. ФПС 3/67. ФАМ 1. С. 11,23. См. Мануил. 4.184. [Кат-ГУБ. С. 979.] [Левитин. С. 284, 293.] Родился 16/IV-1884 г. в с. Озерены Волынской губернии. В 1909 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1909–1918 гг. – преподаватель Житомирского пастырского училища. В 1915 г. возведён в сан игумена. 16/IX-1922 г. хиротонисан во еп. Коростенского, вик. Волынской епархии. В 1922 г. перешёл в обновленческий раскол. После 1922 г. – обновленческий «еп. Волынский». 29/IV – 09/V-1923 г. был участником II обновленческого собора, но акта о низложении Св. Патр. Тихона не подписал. К 1930 г. – обновленческий «еп. Житомирский». Был арестован 15/II-1930 г. в г. Житомире, отправлен в Москву, где был осуждён Коллегией ОГПУ к 3 годам ссылки в Северный край. Принёс покаяние после 19321. Был снова репрессирован. Скончался в заключении 23/XII-1942 г. [ПСТБИ] ЛЕОНТИЙ (Устинов) Епископ Житомирский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В 1944 году призван в армию. Демобилизовавшись, в 1945 году поступил келейником к архиепископу Чкаловскому и Бузулукскому, Мануилу (Лемешевскому) (впоследствии — митрополиту), который стал его духовным учителем. В 1946 году принял монашеский постриг. 9 июня 1946 рукоположен архиепископом Мануилом во иеродиакона, 14 января 1948 — во иеромонаха. Впоследствии помогал Владыке Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956», а после смерти митрополита Мануила продолжил этот труд, написал о нём книгу. После ареста архиепископа Мануила (1948) в 1949 году поступил во второй класс Саратовской духовной семинарии. В 1951—1955 годах учился в Ленинградской духовной академии. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. Преподавал в Минской и Саратовской семинариях. После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. С 1965 года — епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии, временно управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархиями. С 1969 года — епископ (с 1976 — архиепископ) Куйбышевский и Сызранский. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский. Скончался 2 ноября 1995 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 марта, 2024 17 октября, 2023 28 августа, 2023 11 января, 2023 12 июля, 2022 30 мая, 2022 28 апреля, 2022 16 марта, 2022 14 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mer-samary-otmenil-ust...

Единственно, в чем он еще не достиг успеха и в чем отчасти укоряла его совесть – это в проповеди слова Божия мусульманам. Впрочем, здесь не его вина, а вина преосвященного Киприана, который тормозил этому делу тем, что не давал миссионерам ни книг, ни специальных руководств для беседы с мусульманами. Он не позаботился даже о том, чтобы в достаточном количестве обеспечить работников Миссии Кораном. На 8 станов Миссии имелось всего-навсего 4–5 экземпляров Корана. Самого же помощника Начальника буквально завалил бумагами, так что бедному помощнику некогда было передохнуть от канцелярской писанины 67 . Выступать же неподготовленному было опасно. Это равнялось бы полному провалу. В своей деятельности иеромонах МАНУИЛ с первых же дней своего пребывания в Миссии не только не ощутил моральной поддержки со стороны Епископа Киприана, но и заметил завистливое его нерасположение к себе. Правда, Преосвященный показал вначале себя очень простым в обращении и вообще в образе жизни, так что иеромонах МАНУИЛ был даже в восторге от этого. Но а потом все как будто бы перевернулось и приняло совершенно иной вид, заставивший молодого миссионера усумниться в существовании идеальных людей. Начальник Миссии стал держать себя недоступно и гордо. Всю канцелярскую писанину и бумаги по Миссии он взвалил на своего помощника, а себя оградил покоем. Установил в своих покоях определенные часы приема, в которые, однако, не всегда можно было попасть на прием. Днем он стал отдыхать по 2–4 часа и тогда все закрывалось у него на ключ и никто в это время – не мог попасть к нему даже по самому неотложному делу – будь то городской человек, потерявший на пароме 2–3 часа, или члены Миссии. К подчиненным своим Преосвященный стал относиться пренебрежительно, сухо, неискренно и гневно. Даже к слову Божию он относился непочтительно. Однажды, зайдя в его уборную, помощник заметил «Иноческий календарь», предназначенный им для низкого употребления. Все это вместе взятое создавало весьма сложную обстановку для благотворной деятельности Миссии и, в частности, для помощника. Работать было трудно. А атмосфера все накалялась. Кипучая деятельность по приходу иеромонаха возбуждала к себе нерасположение Преосвященного. Она ему не нравилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Было это 6 сентября 1932 года. Опять на дворе стояла слякоть; серое небо, как и в первом сне... Мерзлая погода... И мимо меня быстро, быстро, страшно похудевший, в темной рясе, без клобука и панагии идет митр. Серафим, как простой монах. Я говорю: «Владыка, Владыка»... Он не слушает и ушел от меня.... Я понял, что он лишен митрополичьего клобука... так и он будет арестован, – а отнятие панагии означает отнятие той власти, какую он имел... Первый сон был 1 сентября, второй сон – 6 сентября, – через 4 дня после первого. – Он ушел от меня без панагии и клобука. Это означало, что события церковные с ним произойдут в начале будущего года... И действительно, 22 сентября 1933 года митрополит Серафим уволен на покой». В том же году 30 сентября Епископ МАНУИЛ видел во сне митрополита Серафима в черной рясе и клобуке, быстро, быстро идущего куда-то вперед, но до неузнаваемости исхудавшего. Владыка даже заметил ему: «Как вы исхудали», но тот ничего не сказал на это и быстро ушел вперед. Частые сновидения о митр. Серафиме объясняются тем фактом, что для Епископа МАНУИЛА не безразличной была жизнь Ленинградской паствы и отношение к ней Ленинградского митрополита. Как никак, а ведь он кровью своею отстоял Православие в Ленинграде и исторг из челюстей обновленческого раскола многочисленные приходы. И то, как теперь поступает там митр. Серафим, было постоянной его тревогой. Из этой тревоги и складывалось его отношение к последнему. Митрополит Серафим не мог дать того, что жаждал народ. Он поддерживал многие недостатки епископов, живших в Петрограде, и убил народное доверие к своему сану. Злоупотребляя своею властию, он впоследствии стал совершенно подневольным. Отсюда, естественно, – отношение Епископа МАНУИЛА к последнему не могло быть возвышенным. Оно было только терпимым и страждущим. Временами какая-то горечь возникала внутри сердца святителя, и ему становилось как-то скорбно за поступки Ленинградского митрополита. «Мне бесконечно жалко митр. Серафима, – говорил Епископ МАНУИЛ своим близким. – Он обошелся со мной, когда я ездил в Ленинград 140 , как свинья с маленьким поросенком. Он был у власти, он все время думал только о табаке и о своих земных делах».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Такова печальная финансовая картина помощника Начальника Киргизской Миссии. Таковой она началась, таковой она осталась до последних дней пребывания его в Миссии. Он едва сводил концы с концами. Брал взаймы, расплачивался, и снова входил в долги, и снова расплачивался. Но при всех трудностях по финансовой части молодой миссионер не унывал. Он горел духом и, довольствуясь малым, всецело полагался во всех делах на волю Божию. 16-го сентября ст. ст. 1912 года иеродиакон МАНУИЛ был рукоположен епископом Киприаном во иеромонахи. Тогда же ему были поручены благочиннические обязанности с правом непосредственно сноситься с Духовной Консисторией по делам благочиния за его ответственностью 64 . И вспомнил он о золотой клетке, сказанной старцем, и горько стало ему. Миссионерское дело началось. Помощник Начальника Миссии действовал осторожно, но довольно внушительно. Он делал то, чего не делал Начальник Миссии. Ни одной воскресной и праздничной службы иеромонах МАНУИЛ не оставлял народ без проповеди . Завел дачу обетов трезвости, стал давать из своей личной библиотеки духовные книги народу. И народ, вопреки всякому ожиданию помощника, во множестве потянулся к духовной сокровищнице. Он открыл двери своей келии для всех с 5 часов утра до 9 часов вечера и со всеми старался обращаться одинаково 65 кротко, ласково, по-отечески. Все это не могло не сказаться положительно на жизни прихожан. В Великом Посту в Заречной Слободке в Миссии говело около 700 человек из 1100 православных прихожан, т. е. почти 2/3, не считая детей. Тогда как до этого в прошлые годы у Начальника Миссии говело не более 400 человек. Очень сильное влияние на народ (православных и сектантов) имели публичные миссионерские беседы иеромонаха МАНУИЛА. Говорил он кратко, ясно, отчетливо и, что самое главное, с большим духовным подъемом. Его слова действовали на слушателей как живительный огонь, как бальзам, успокаивающий религиозное душевное настроение православных. Это особенно было заметно на первом его выступлении 23 апреля 1913 года в Семипалатинске в обширном школьном зале пред 2-х–3-х тысячной толпой православных и сектантов 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10; 6. С. 4; 1927. 5–6. С. 7, 13. Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 33. ФАОС дело 119. ФПС 1 107. ФПС II. С. 10. ФАМ 1.С. 48. Кат-АМ 199. Кат-ЯВ 163. С. 76–77. Кат-Ес 2. С. 10, п/п 54. См. Мануил. 4.321–322. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИТРОФАН (Русинов [Евлампий Владимирович]) Епископ Полтавский Родился в 1881 или в 1882 году. Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия в 1915г. С 1916 по 1918 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии. В 1923 г. хиротонисан обновленческими епископами. Согласно личного дела за 120, известно, что за период обновленчества хиротонисан из архимандритов во еп. Лукояновского Нижегородской епархии. В 1924 г. принёс покаяние перед Св. Патр. Тихоном. Хиротонисан в 1924 г. православными архиереями во еп. Волховского, Орловской епархии. В 1925 г. уклонился в григорианский раскол (ВЦС). В 1932 г. принёс покаяние перед митр. Сергием и, как ставленник архиереев старого поставления, принят в сущем сане. С 1933 г. – еп. Старооскольский. С 1/IX-1937 г. – еп. Полтавский. Скончался в 1939 г. В 1944 г. принёс покаяние и принят в сане епископа (Кат-ЕС) [вскоре скончался]. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10; 6. С. 4; 1927. 5–6. С. 7, 13. Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 33. ФАОС дело 119. ФПС 1 107. ФПС II. С. 10. ФАМ 1.С. 48. Кат-АМ 199. Кат-ЯВ 163. С. 76–77. Кат-Ес 2. С. 10, п/п 54. См. Мануил. 4.321–322. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИТРОФАН (Русинов [Евлампий Владимирович]) Епископ Полтавский Родился в 1881 или в 1882 году. Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия в 1915г. С 1916 по 1918 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии. В 1923 г. хиротонисан обновленческими епископами. Согласно личного дела за 120, известно, что за период обновленчества хиротонисан из архимандритов во еп. Лукояновского Нижегородской епархии. В 1924 г. принёс покаяние перед Св. Патр. Тихоном. Хиротонисан в 1924 г. православными архиереями во еп. Волховского, Орловской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Жажда к книгам его не покидает. К ним устремлялось его сердце и тянулись его руки. Ему повезло. В 1905 году Виктора пригласили на квартиру члена Государственного Совета генерала О. Б. Рихтера и попросили его составить систематический каталог его (Рихтера) библиотеки. Радости юноши не было конца. Сокровище в его руках. Вот они, чудные книги! Одна, другая... около 5000 названий. В течение нескольких дней каталог был готов. Виктор совершенствуется в литературных познаниях, и в технических способностях. Он изучает книжные фонды (книжные каталоги издателей Тузова, М. О. Вольфа, Суворина и другие), ходит по букинистам и приобретает у них редкие и ценные книги. Чтобы окончательно сроднить себя с книгами и как можно больше получить от них пользы, осенью 1907 года Виктор основал при Петербургском университете «Библиографический кружок» под руководством известного лингвиста и славяноведа приват-доцента Э. А. Вольтера. В кружке в качестве секретаря и библиотекаря он трудился до 1909 года. Лично сам Виктор читал доклады и рефераты, переводил обозрения, иностранные статьи по библиографии и библиотековедению, пользуясь в течение 1906–1908 гг. консультацией по вопросам библиографии, систематизации и библиотековедению известных библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова и Н. М. Лисовского. Под руководством последнего он изучил библиографию периодических изданий, и в частности богословских. Параллельно Виктор работал с 1907 по 1909 год в Славянском Отделении Академии Наук по описанию периодических изданий, выходивших в России в 1907–1909 гг., по составлению каталога и выполнял ряд других библиотечных работ. Отметим, что В. Лемешевский с 1906 года в течение 10 лет состоял членом Русского Библиографического Общества. Знакомство с книгами дало ему возможность основательно изучить библиографический материал по многим светским и богословским наукам и легко в них ориентироваться. Теперь Виктор мог поделиться своими знаниями и с другими. В печати появляются одна за другой две его работы: Л-ий В.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарий Оксиюк 09(22).04.1945–06(19).04.1951: Львовская Макарий Опоцкий 01(14).09.1922–07(20).02.1923: Крестецкая (обн.) 03 .1924–1925: Череповецкая Макарий Павлов 28 .01(10.02).1917–1922: Владикавказская 1922–1923: Пятигорская (обн.) Макарий Торопов 01(14).11.1922–12.1922: Змеиногорская (обн.) 12 .1922–08(21).07.1923: Бийская (обн.) 08(21).07.1923–26.01(08.02).1924; Алтайская (обн.) 26 .01(08.02).1924–15(28).10.1924: Ойротская (обн.) 15(28).10.1924–10.1925: Петергофская (обн.) 10 .1925–06(19).04.1926: Новгородская (обн.) 04 .1926–02.1928: Петергофская (обн.), паки 02 .1928–09.1933: Колпинская (обн.) 1928–1933(?): Калининская (обн.) Максим Бачинский 30 .04(13.05).1944–1944: Луцкая 1944–1945: Винницкая 1944–1946: Каменец-Подольская. в. у. 12 .1945–05.1946: Лысковская Максим Жижилеико –1924: Овручская 1924–1925: Житомирская, в. у. 1928–1929: Серпуховская (иос.) Максим Руберовский 1923–: Полонская 1929–: Житомирская Максим Светич 11(24).05.1928–1932: Барабинская (обн.) 07 .1934–12(25).11.1935: Бийская (обн.) Мануил Лемешевский 10(23).09.1923–25.04(08.05).1928: Лужская 10(23).09.1923–02(15).02.1924: Ленинградская, в. у. 28 .04(11.05).1928–18(31).01.1930: Серпуховская 1929–18(31).01.1930: Каширская, в. у. 01(14).02.1945–23.08(05.09). 1948: Оренбургская Мануил Тарнавский 11(24).05.1942–09(22).07.1942: Белоцерковская (укр.) 22 .07(04.08).1942–1943: Владимиро-Волынская (укр.) Марк Бакалдин 1920–: Владивостокская Селенгинская Марк Боголюбов 05(18).11.1922–1928: Стерлитамакская 1930–1933: Читинская и Забайкальская Марк Грушевский Таращанская (укр.) Матфей Бережнов 1929–25.03(07.04).1931: Омская (обн.) Матфей Храмцев 02(15).02.1923–1926: Новгород-Северская 1926–1926: Черниговская, в. у. 1926–1927: Городнянская 1930–25.03(07.04).1931: Брянская Мелетий Заборовский 26 .01(08.02).1916–1920: Читинская и Забайкальская 1931–24.03(06.04).1946: Харбинская (заруб.) Мелетий Фомин 1924–11.1928: Старобельская (обн.) 11 .1928–08.1935: Каменец-Подольская (обн.) 08 .1935–27.01(09.02).1938: Бердичевская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Этот же самый человек был очень убит смертью своих двух деток – мальчика и девочки. Утешая его, Владыка сказал: «ничего, не скорби, у тебя еще будут двое». Через некоторое время у него сразу родились девочка и мальчик. Одна верующая г. Серпухова, Е. Г., рассказывала, что в конце июня 1930 года заболела ее сестра С. в очень тяжелой форме неизвестно какой болезнью, не то острым ревматизмом, не то параличом. Положили ее в больницу. Сестра ее все время просила святых молитв Владыки, и ему писали об этом. В последние полторы недели после 12 часов ночи – три раза являлся к ней Владыка МАНУИЛ, одетый по-разному: то в подряснике и скуфейке, то в рясе и клобуке, то в мантии. Стоит у койки больной, смотрит на нее и жалостливо говорит ей что-то. В первый раз, когда он пришел, она испугалась, т. к. открылось окно и он вошел как живой, она даже вскрикнула. Подбежала к ней дежурная сестра и стала спрашивать о причине крика, но больная не решилась сказать о виденном и промолчала. В остальные два раза она уже не боялась прихода его и спокойно на него глядела. После этого ей стало легче, и теперь С. окончательно выздоровела. Как больная С., так и сестра ее Ел. выздоровление приписывают святым молитвам Владыки. Благодатный дар предвидения Одна женщина скорбела, что у нее нет помощницы в уходе за больным мужем: долго она искала таковую и все не могла найти. Наконец нашлась хорошая, подходящая девушка. Обе они условились, что по истечении некоторого срока – та придет к ней, и обе твердо заручились согласием друг друга. Женщина же эта спросила Владыку – благословит ли он взять ее. Он ответил: «да, если придет». И та действительно не пришла, хотя ожидать этого было нельзя. Другая женщина спросила Владыку, благословит ли он ее мужу переменить место на другое, более выгодное. «Нет, не надо», – сказал он. Впоследствии выяснилось, что на другом месте он испытал бы много неприятностей. Одна духовная дочь Владыки ждала к себе свою дочь издалека. Та должна была приехать обязательно через 2 недели, о чем известила мать, и та только просила благословения Владыки на дорогу ей. «Ей не обязательно приехать теперь, – сказал Владыка, – она может приехать и через 2–3 месяца». Так и случилось. Через несколько дней было получено письмо, что поездка неожиданно расстроилась и откладывается на 2–3 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Как об этом событии с ним было открыто во сне нищей Наташе, постоянной молитвеннице в храме, очень любившей своего батюшку, страшно огорчившейся его отъездом и кричавшей, что она не пустит его, что вымолит его у Бога. Как она молилась Богу – неизвестно, но только во сне она видит свой храм с раскрытыми дверями и Ангелов, расстилающих ковры от царских врат иконостаса к выходу. На вопрос ее – «что это?» – они ответили ей: «отец МАНУИЛ уезжает, но он очень скоро вернется». Так и случилось – он вновь вернулся в Ленинград. Не посвящая верующих в подробности и характер своего пребывания в северной столице, поведал Владыка о том, как в сослужении десятков священнослужителей – иереев, диаконов и иподиаконов совершал он божественные службы, какое множество народа было на служениях его в храмах, как ловилось каждое его слово, каждое движение глаз и руки и как Милосердный Господь, дабы не возгордился он, одернул его и послал ему тяжелое испытание, а затем и наш град жестоковыйный. И от такой высоты величия, – волею Божией, Промысляющий о его спасении, – поставлен он был в такое положение, когда, за отсутствием живой силы, он иногда должен был сам и облачаться. Покорный Промыслу, он все это, с Божией помощью, нес благодушно и смиренно. Долго беседовал в последний раз с детьми своими Владыка, уча их познавать Промыслительную волю Всевышнего во всех случаях жизни, смиренно повинуясь ей с упованием на Него. Западали слова его в скорбные сердца слушающих, смягчалась понемногу острота горечи разлуки и оставалась тихая скорбь, умиленная благодарность Господу за посланного, хотя и на краткое время, отца – архипастыря и теплая любовь к последнему, переполнявшая сердца. Окончил он свое слово и под общий плач собравшихся начал прощаться с ними. В это время певчие тихо запели «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ», и так тихо, тихо... И повторили они это несколько раз, пока не закончилось прощание. Лишь впоследствии от уставщицы мы узнали, что это было сделано по распоряжению Владыки. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...» Поистине верный раб отпускался с миром, а души остающихся тонули в мраке скорби о том, кого имели, кого любили, но кого непрестанно огорчали окаменением сердца своего, а теперь теряли, теряли навсегда...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010