Труд А. Павлова, заслуженного ординарного профессора Императорского Московского университета, посвящен методическому исследованию 50-й главы Кормчей как исторического и практического источника русского брачного права. Содержит подробные комментарии и оценку ее содержания. Автор ставит перед собой задачу не только определить историческое происхождение норм права, используемых в России, и оценить их практическое применение, но и понять, как относятся они к содержанию основного канона церкви и насколько соответствуют потребностям современной церковной жизни и природе такого канонического явления как церковный брак. Оглавление Введение Источники 50-й главы Кормчей Славянский источник — статья Требника Петра Могилы: источники составных частей этой статьи: а) первой части — статья римского Ритуала папы Павла V de sacramento matrimonii Отношение славянского перевода к латинскому подлиннику Перемены, сделанные в тексте Петра Могилы издателями Кормчей б) Первоисточник второй части — трактат (Эктезис) хартофилакса константинопольской церкви Мануила Ксанеянина о родстве, как препятствии к браку: первоначальная редакция этого памятника Его характеристика Значение в современной практике греческой церкви, доказываемое: а) номоканоном Мануила Малакса б) Печатным изданием Захарии Скордилия Отношение этого издания к первоначальному тексту Мануилова трактата Судьбы Скордилиева издания в греческой церкви Славянские переводы книжки Скордилия: сербский — в рукописях, и русский — в Требнике Петра Могилы: отношение этого последнего перевода к подлиннику и перемены, сделанные в нем издателями Кормчей Историко-канонический анализ первой части 50-й главы Кормчей Определение брака, данное в 50-й главе Кормчей. Сравнение этого определения с принятым в Градском законе Учение 50-й главы Кормчей о форме тайны супружества, латинские источники этого учения и принятие его в чин браковенчания, изданный в Требнике Петра Могилы Повторение того же учения в Православном Исповедании Петра Могилы, в Скрижали патриарха Никона и в сочинениях богословов киевской школы второй половины XVII века

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

28 октября 2010 г. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов, +20.10.2010) Ночью 20 октября на сорок восьмом году жизни скончался Преосвященнейший Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (в миру Николай Владимирович Степанов) родился 2 марта 1963 года в городе Костроме в многодетной семье священника. С малых лет будущий архипастырь был окружен родительской любовью, заботой. Мудрый и ревностный в вере родитель протоиерей Владимир Степанов заложил прочное основание, на котором строилась вся дальнейшая жизнь его сына. Прилежание, послушание и отзывчивость были присущи будущему владыке с самых ранних лет. С детства по благословению отца Николай вошел под своды православного храма и до последнего вздоха оставался верным Церкви Христовой. Отрочество и юность архипастыря прошли под сенью благодатного Покрова Феодоровской иконы Божией Матери, в день празднования которой ему и было суждено принять позже монашеский постриг. После успешного окончания средней школы, а затем лесотехнического техникума он был призван в ряды вооруженных сил. Эти годы укрепили и закалили его характер. По окончании воинской службы началось его церковное служение. По благословению архиепископа Костромского Кассиана он нес послушание иподиакона, а затем был направлен на учение в ленинградские духовные школы. В 1986 году он окончил духовную семинарию, а в 1990 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. За годы учебы в духовных школах будущий пастырь Церкви получил блестящее богословское образование. Одним из самых его любимых предметов было догматическое богословие. Ему посчастливилось быть учеником известного профессора и исповедника веры протоиерея Ливерия Воронова, уроки и заветы которого он бережно хранил всю свою жизнь. Уже в студенческую пору стали раскрываться черты, достойные пастырского служения. Благодарная память, уважение и почтительное отношение к учителям и духовным наставникам особо отличали Николая среди многочисленных сверстников. Добрые качества души способствовали избранию его на послушание иподиакона и келейника ректора духовных школ архимандрита Мануила (Павлова). С тех пор их судьбы были неразрывно связаны. И в радости, и в горе владыка был рядом со своим духовным отцом.

http://e-vestnik.ru/obituaries/12_ep_tih...

Православная провинция. Петрозаводск РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26624.html 28 февраля 2006 Александр Щипков Православная провинция. Петрозаводск Статья написана в апреле 1994 г. На русском языке публикуется впервые. Опубликовано: Religion, State and Sosiety England – Oxford – 1997, vol. 25, 2 В конце прошлого века на левом берегу Ладожского озера, в карельском городе Сортавала скромный священник Сергий Окулов организовал православное братство во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Главной заботой братства была помощь православным финнам, не владевшим ни русским, ни церковно-славянским языками. В те времена православной литературы на финском языке не существовало, и редко кто из православного духовенства говорил по-фински. Братство занималось переводами богослужебных текстов и издавало журнал " Заря " , в котором на финском языке печатались статьи на богословские и нравственные темы. Плавное течение просветительской работы прерывалось то одной революцией, то другой. Прошло сто лет. Республика Карелия со столицей в городе Петрозаводске расположена севернее Петербурга, вокруг громадных судоходных озер – Ладожского и Онежского. Помимо русских здесь проживают карелы, вепсы и финны-ингерманландцы. Пограничное расположение Карелии, переходившей на протяжении истории то к шведам, то к русским, предопределило современную религиозную ситуацию. Для того чтобы верно истолковать взаимодействие религиозных течений и представить перспективу их возможного развития, следует описать конфессии, существующие на территории республики. Пожалуй, я начну с представления главы Петрозаводской епархии – епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила (Павлова). Владыка Мануил начинал свою церковную карьеру в Ленинграде еще в 70-е годы, когда кафедру занимал митрополит Никодим (Ротов). В конце 70-х будущий епископ стажировался в экуменическом институте в Женеве, затем защитил диссертацию, затем преподавал в Ленинградской духовной академии, затем возглавил ее и был ректором в течение нескольких лет.

http://religare.ru/2_26624_1_21.html

Пресс-служба Архангельской епархии сообщает, что 20 октября ночью скончался правящий архиерей епархии – епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Пресс-служба Архангельской епархии сообщает, что 20 октября ночью скончался правящий архиерей епархии – епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Епископ Тихон, в миру — Николай Владимирович Степанов. Родился 2 марта 1963 года в г. Костроме, в семье священника — митрофорного протоиерея Владимира Степанова и матушки Маргариты. Церковное служение начал иподиаконом архиепископа Костромского Кассиана (Ярославского,† 1990). В 1982-1984 годах служил в Советской Армии. В 1984-1986 годах обучался в Ленинградской Духовной Семинарии , в 1986-1990 — в Ленинградской Духовной Академии. В 1990-1991 годах стажировался в Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (США) — собирал материалы о служении Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в Америке. 28 августа 1991 года епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом (Павловым) пострижен в монашество, 29 августа 1991 года рукоположен во иеродиакона, 1 сентября 1991 года – во иеромонаха. 16 июня 1992 года возведен в сан игумена. С 1 октября 1991 года — секретарь Петрозаводского епархиального управления и личный секретарь епископа Мануила (Павлова). С 1995 года — председатель приходского совета и настоятель восстанавливаемого Александро-Невского собора г. Петрозаводска . С 5 мая 1995 года — член специальной рабочей группы по планированию возрождения православной миссии РПЦ на ее канонической территории. 27 декабря 1995 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Архангельским и Холмогорским. 1 января 1996 года возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 года в Богоявленском Елоховском соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием II хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. 10 февраля 2001 года Владыка был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С 2001 г. — Председатель попечительского совета фонда архитектурного наследия им. прп. Андрея Рублева.

http://pravmir.ru/skonchalsya-episkop-ar...

В руках Аристина был список «Синопсиса,» в котором излагалась не вся «Синтагма» Фотиева «Номоканона:» недоставало правил Константинопольских Соборов 861 и 879 гг., а из правил Святых Отцов помещено было лишь три «Канонических послания» св. Василия Великого. В некоторых списках Аристина приведены, однако, без толкований и изложения те правила, которые не вошли в «Синопсис.» По мнению А. С. Павлова, дополнения были сделаны самим Аристином. Для истории русского церковного права «Синопсис» с толкованиями Аристина имеет особое значение, потому что именно он составил основу нашей «Кормчей.» Другой знаменитый византийский канонист Иоанн Зонара при императорах Алексии и Иоанне занимал должность великого друнгария виллы, т.е. начальника дворцовой стражи, первого секретаря империи и вице-председателя Императорского трибунала, председателем которого был сам василевс. Удрученный горем о смерти жены и детей, наскучив придворными интригами, он принял постриг. Местом, где Иоанн Зонара спасался, был, по одним сведениям, Афон, а по другим, монастырь св. Гликерии. Здесь он, вдали от суеты, предался литературным трудам. Иоанн Зонара написал толкование на воскресные каноны св. Иоанна Домаскина, канон Пресвятой Богородицы, слово на крестопоклонение, житие св. Сильвестра, трактат по брачному праву, трактат о непроизвольном осквернении и два особенно значительных труда: Хронику от сотворения мира до 1118 г. и толкования на полную «Синтагму» Фотиева «Номоканона.» Толкования на «Синтагму» Фотиева «Номоканона» были составлены, вероятно, в первые годы царствования Мануила Комнина (1142-1181 гг.). Перед соборными правилами Зонара поместил краткие исторические справки о Соборах. Зонара изъяснял смысл канонов с трех точек зрения: исторической, догматической и практической. По словам А. С. Павлова, «так как в «Синтагме» содержался канонический материал, образовавшийся в продолжение многих столетий, то здесь было многое уже непонятно для греков XII века или получило на практике совсем другой смысл. Таким образом, толкователю нужно было изъяснить первоначальный, исторический смысл правил и тех или других канонических терминов и указывать обстоятельства, вызвавшие данное правило. Конечная цель толкований Зонары состояла в том, чтобы чрез снесение правил, относящихся к одному и тому же предмету, извлечь из них общее положение как каноническую догму.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

800 участников из 26 хоровых коллективов. В 1996 г. открылась б-ка Софийского собора, при к-рой действует литературно-муз. клуб «Встреча». При мн. храмах епархии имеются приходские б-ки. По благословению и при активном участии Л. в Вел. Новгороде с 2008 г. проводится межрегиональная выставка-форум «Православная Русь», в рамках к-рой проходят конференции, концерты, показ работ новгородских художников, презентации новых книг и фильмов, спектакли на библейские сюжеты. В окт. 2011 г. по благословению Л. на основе Новгородского об-ва православных врачей был учрежден Епархиальный центр защиты семьи, материнства и детства; его небесной покровительницей является св. блгв. кнг. Анна Новгородская. Местное отд-ние Об-ва православных врачей России организовало епархиальные курсы сестер милосердия (1-й выпуск состоялся в 2012). В 2011 г. Л. возобновил местное празднование Собора Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким . Постановлением Синода от 27-28 дек. 2011 г. в рамках реформы епархиального устройства РПЦ была образована Новгородская митрополия, включившая Новгородскую и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархии. Л. был назначен главой новой митрополии и утвержден в должности священноархимандрита новгородского Юрьева и Иверского Валдайского мон-рей. Боровичским епископом был определен наместник Иверского Валдайского мон-ря архим. Ефрем (Барбинягра). 8 янв. 2012 г. за литургией в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел Л. в сан митрополита. В связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) Л. был назначен временно управляющим Петрозаводской и Карельской епархией (до 5 мая того же года). К окт. 2013 г. в Новгородской митрополии действовали 7 монастырей (Юрьев, Варлаамов Хутынский, Иверский Валдайский, Клопский Михайловский во имя Св. Троицы мужской , Николо-Косинский женский, Боровичский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской , Троицкий Никандров Городноезерский женский), 156 храмов, 44 воскресные школы, насчитывалось 123 клирика и 75 монашествующих.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

Профессором А.С. Павловым, русским канонистом и исследователем церковного права XIX века, была тщательно исследована история происхождения 50-й главы Кормчей книги. Он, найдя подлинный греческий текст этой главы и собрав все известные историко-канонические данные по ее содержанию, издал ее отдельным трудом. Как отмечает профессор Н. Заозерский, «благодаря тщательнейшим изысканиям А.С. Павлова, стал известен в подробностях весь процесс образования этого источника» . Труд профессора Павлова снабжен, кроме многих подстрочных примечаний, обширными приложениями, в которых, прежде всего, помещен текст 50-й главы Кормчей, параллельно с её источниками; включены и другие статьи, извлеченные из разных источников, в том числе и из дел Святейшего Синода, имеющие отношение к брачному праву. Это исследование Алексей Степанович посвятил архиепископу Литовскому и Виленскому Алексию, который сам много трудился над разработкой материала по брачному праву, хранящегося в архиве Святейшего Синода. Благодаря изысканиям профессора Павлова, мы знаем о том, что 50-я глава Кормчей книги, содержащая в себе две статьи – «О тайне супружества» и «О сродствах в тайне супружества», является компиляцией текстов из разных источников, которые были внесены сюда из Требника Киевского митрополита Петра Могилы еще в эпоху её первого печатного издания (1649–1653) . В «Тайне супружества» излагается понятие о Таинстве браке и дается наставление священнику о порядке и условиях его совершения, в «Сродствах…» речь идет о различных видах родства, составляющих препятствие к браку. Первоисточником для второй части 50-й главы Кормчей – «О сродствах в тайне супружества», является трактат хартофилакса Константинопольской Церкви Мануила Ксанфянина, написанный во второй четверти XVI beka, в патриаршество Uepeмuu I (1525–1540 годов), который – Эктезис Мануила распространился в Греческой и других Церквах Православного Востока. Самым важным дополнением митрополита Петра Могилы Алексей Степанович считает новое определение брака, приводящее все отдельные правила статьи к одному общему догматическому началу .

http://bogoslov.ru/article/1634774

И. Григориадис полагает, что И. З. может быть сыном, а «второй» Николай Зонара (участник синода 1156-1157 гг.) - внуком Навкратия-Николая ( Grigoriadis. Linguistic and Literary Studies. 1998. P. 22). Эту генеалогию можно принять как гипотетическую. Предположение же о тождестве И. З. и «второго» Николая ( Красножен. 1911. С. 92) должно быть отвергнуто, ибо все сочинения И. З. написаны им после монашеского пострига. Если он оставался мирянином даже в 1157 г., то вряд ли мог успеть написать такие объемные произведения, как хроника и комментарий к канонам (правилам). И. З. род. в кон. XI в. До сер. XIX в. считалось, что он умер в 1-й четв. XII в. или по крайней мере при имп. Иоанне II Комнине (Там же. С. 88. Примеч. 2). А. С. Павлову удалось доказать, что И. З. оставался жив до 1159 г., т. к. в комментарии к Неокес. 7 он упоминает о 2-м браке Мануила I Комнина ( Павлов. 1876. С. 731-738; он же. 1896. С. 194-195), к-рый во время Павлова датировался 1159 г. Теперь установлено, что этот брак состоялся 25 дек. 1161 г., в связи с чем принято считать, что И. З. прожил как минимум до нач. 1162 г. ( Todt. 1998. Sp. 579). С др. стороны, смерть И. З. должна была наступить не позднее 1166 г., поскольку в апреле этого года были изданы синодальное постановление и новелла Мануила Комнина о недействительности и принудительном расторжении брака между лицами, находящимися в 7-й степени бокового родства ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 95-98; ср.: RegPatr, N 1068; Zachariae. JGR. Pars 3. P. 483-485; ср.: RegImp, N 1469b). И. З., касаясь этого вопроса в трактате о степенях родства (о том, что трактат был написан при Мануиле Комнине, а не раньше, см.: Павлов. 1876. С. 737. Примеч. 17; он же. 1896. С. 195-199), решает его на основании старых правил - синодального постановления от 17 апр. 1038 г. ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 36-37; ср.: RegPatr, N 844), по к-рому такой брак не расторгался, а лишь влек наложение епитимий на супругов (см.: Трактат Иоанна Зонары. 2007. С. 61. Примеч. 57). Если бы И. З. был еще жив после 1166 г., он, как добросовестный юрист, внес бы соответствующие коррективы в свой трактат. Т. о., смерть И. З. следует отнести к 1162-1166 гг.

http://pravenc.ru/text/471214.html

Все это смог я видеть и поклониться страстям господним и святым его угодникам, как это было прежде, когда приходил с княжною в царство благочестивого царя греческого Мануила 20 . В то время венчал он, состарившийся, своего старшего Калуяна на царство греческое. Царь Мануил имел шесть сыновей: первый Калуян, то есть Иоанн, который ныне царь в Константинополе, второй сын Андроник, деспот города Селуня 21 , третий сын Феодор, деспот Аморейской земли 22 , четвертый сын Константин, деспот Красного (?) моря 23 , пятый сын Дмитрий, деспот Митилинской земли 24 , шестой сын его Фома, этот был еще у отца во дворце. При святом вселенском патриархе Иосифе, учением которого многие пользовались, стоят такие церковные должностные лица: великий хартофилакс, другой сакиларий, третий скифилакос, четвертый сакелий 25 . В святой Софии семь колодцев, а под нею – озеро. Вот я, грубый иеромонах Зосима, осмотрел, поклонился и поминал в молитве тех из русских людей, кто до меня добр. И поплыли в корабле из Константинополя, прошли сто миль узким морем, минули остров Мраморное, на этом острове цареградские люди добывают мрамор и мостят церкви и палаты в Царьграде. Оттуда прошли шестьдесят миль и минули город Галлиполи 26 (тут была переправа турецкая) и оттуда прошли еще шестьдесят миль. Тут пролив, выход на великое море, которое называется Средиземным морем. Тут стоит город Троя 27 на самом проливе. После выхода на великое море, направо путь идет к святой горе Афонской, к Селуню, к Америйской земле 28 и к Риму, а налево – к Иерусалиму. Прошли от пролива десять миль, минули остров Зигри (?), оттуда триста миль до острова Лимевр 29 , и оттуда плыли сто миль и минули остров Лимнос. Оттуда плыли шестьдесят миль и пристали к Афонской горе. Поднялись на Святую гору и поклонились всем церквам и монастырям, которые находятся наверху. Всех же монастырей на Афонской горе двадцать два 30 . Вот их имена: 1) Лавра, 2) Ватопед, 3) Хиландарь, 4) русский монастырь святого Пантелеймона, 5) Пандократор, 6) Свимон, 7) Иверский, 8) Зограф, 9) Дохиарь, 10) Сенох, И) Алуп, 12) Калакал, 13) Калтумус, 14) Протагий, 15) Ксеропотам, 16) Филотен, 17) Василефпиргий, 18) Павлова пустынь, где общее житие у монахов, 19) Дионисьев, 20) Григорьев, 21) Симона Петране, 22) Каетамонит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, в толковании на 7-е пр. Неокес. соб. Зонара, между прочим, пишет: «видали мы и патриарха, и разных митрополитов, принимавших участие в брачном пире второбрачного императора». Во второбрачном императоре здесь, по мнению проф. Павлова, надо видеть Мануила Комнина, вступившего в 1159 году во второй брак (этому доводу г. Павлова знаменитый Цахариэ фон-Лингенталь придает весьма важное значение). Наконец, ко времени того же Мануила Комнина относится трактат Зонары о недозволенности брака двух троюродных братьев с одной и той же женщиной. Трактат этот написан по поводу возникших споров, начало которых должно быть отнесено ко времени Мануила Комнина, на основании свидетельств Вальсамона и Димитрия Хоматина. (Павлов. Православн. Обозр. 1876 г., апрель, стр. 736 и 737.) Возражения против того, что упомянутые здесь обстоятельства должны быть отнесены к эпохе царствования Мануила Комнина, были сделаны в «Печатном письме к А. С. Павлову », напечатанном в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения»; но доводы, приведенные в этом письме, не ослабляют мнения, высказанного проф. Павловым. 182 Тем более, что работа каждого из толкователей представляется весьма обширной и трудной, исполнимой лишь в весьма продолжительный промежуток времени. 183 Так, напр., Аристин думает, что 13-е пр. Лаодик. соб.: «Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися в священство» говорит об епископах; Зонара же полагает, что правило имеет в виду священников. В толковании на 32-е пр. св. Василия Вел.: «Те из клира, которые согрешили грехом смертным» ... определение смертного греха у обоих толкователей, как мы видели (см. стр. 83), совершенно различно. Аристин пишет: Грех, приводящий к смерти, есть плотское наслаждение; Зонара же дает иное определение смертного греха: Грех к смерти, говорят, есть тот, который простерся до исполнения; а простершийся до пожелания и намерения не к смерти, т. е. духовный. 184 Так, напр., в толковании на 17-е пр. Анкир. соб: «Скотоложникам и прокаженным, или опроказившым, святый Собор повелел молитися с обуреваемыми» Аристин пишет: «А обуреваемые, по великому Дионисию, суть одержимые злым духом, которые не были допускаемы молиться вместе с верными, но имели отдельные места и молились на сих местах». Зонара не согласен с этим взглядом: «…а обуреваемыми, – говорит он, – некоторые называют бесноватых, но я не думаю, чтобы о таковых говорили здесь отцы собора…»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010