Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной — святителя Алексия, Митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского. После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном в начале июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова. В 1929 г. собор закрыли. По рассказам старожилов, иконы из него были снесены на р. Нару и сожжены на ее льду. В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны был утрачен белокаменный декор, в самом соборе устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под химический склад, который был размещен в соборе по настоянию пред- седателя исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм полностью отреставрирован. На приходе ведется духовно-просветительская деятельность, действует Воскресная школа, проводятся Огласительные беседы перед Таинствами Крещения и Венчания, а также организуются паломнические поездки. В 2023 году на базе храма открылись Библейско-богословских курсов имени преподобного Сергия Радонежского. Богослужения в храме совершаются ежедневно. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Николы_Б...

н. «автокефального движения» по примеру Петрограда, где противники обновленческого ВЦУ в связи с нахождением патриарха Московского и всея России свт. Тихона под арестом объявили о своей полной церковной самостоятельности. К кон. 1922 г. еп. Серафим открыто порвал с ВЦУ, за что 29 дек. обновленцами был «уволен на покой» с угрозой высылки за пределы епархии. Архиерей распоряжению не подчинился и принял на себя управление «автокефальными» приходами Новгородской епархии с прежним титулом «епископ Крестецкий», за что был помещен гражданской властью под домашний арест в Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . С получением известия об освобождении патриарха еп. Серафим вернулся под его омофор. Еще в мае 1924 г. он управлял Новгородской епархией, именуясь епископом Крестецким (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 310-311). Однако в документе, составленном в 1926 г., указан его новый титул - «епископ Маловишерский… быв. еп. Крестецкий» (Алфавитный список канонических епископов Российской Правосл. Церкви, находящихся на территории СССР//Церк. вед. Сремски-Карловци, 1927. 19/20. С. 84). О своем назначении на приход «резолюцией Преосвящ. Серафима (Крестецкого, впоследствии Мало-Вишерского)» свидетельствовал свящ. Николай Петров (1894-1970) (Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 3(2). Д. 235. Л. 5). Вероятно, переименование было связано с преобразованием в 1921 г. посада М. Вишера в город и с ликвидацией в 1922 г. Крестецкого у. Сообщение митр. Мануила (Лемешевского) о том, что еп. Серафим именовался Маловишерским с 1922 г., недостоверно. После кончины еп. Серафима назначение епископом Маловишерским получил досрочно освобожденный из заключения в 1927 г. еп. бывш. Любанский Кирилл (Васильев) . В сер. 1928 г. он принял схиму с именем Макарий и ушел на покой с пребыванием в Воскресения Господня мужском монастыре (Макариева пуст.), настоятелем к-рого был до ареста. С того времени М. в. не замещалось. Никольской церкви г. М. Вишера, к-рая формально оказалась при кафедре епископа Маловишерского, был усвоен статус собора. Согласно «Алфавитному списку клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года», в маловишерском соборе служили 3 протоиерея и протодиакон. Все они были расстреляны в сент.-дек. 1937 г. в Новгороде. Имеются сведения, что в 1945 или 1948 г. тайный иосифлянский еп. Модест (Васильков; † 1971), хиротонисанный в 1928 г. во епископа Вытегорского, усвоил себе титул «епископ Маловишерский». Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 6. С. 39; Бовкало А. А. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996 гг. М., 1996. С. 339-341; Галкин А. К., Бовкало А. А. Еп. Серафим (Велицкий) и его роль в жизни Новгородской епархии 1920-х гг.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новг., 2003. С. 233-237. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561734.html

В письме от 8/21 июля 1928 года владыка Иларион писал: «Я ровно ничего не вижу в действиях митр. Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения… Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат» . Священноисповедник Виктор (Островидов) Архиепископ Иларион приложил немало усилий для вразумления отделившегося от митрополита Сергия епископа Виктора (Островидова), бывшего Глазовского, а затем Ижевского и Воткинского, временно управлявшего Вятской епархией, а в 1928 году угодившего на Соловки. Задача эта была весьма нелегкой. Ее не смогли решить до этого многие иерархи. Вот что говорил об этом сам владыка Иларион: «Который Глазовский, ну это прямо искушение одно. Говорить с ним не приведи Бог. У него всё будто навыворот, и всё говорит, что все родные за него, и ничего слушать не хочет… Ну совсем человек сбился и себя одного за правого почитает» . Митрополит Иоанн (Снычев) пишет, что стараниями соловецких иерархов и особенно архиепископа Илариона епископ Виктор примирился и вошел в общение с митрополитом Сергием (Страгородским), о чем письменно уведомил православных Вятской и соседних с ней епархий, призвав их последовать своему примеру, после чего раскол в этих областях скоро сошел на нет . Современные исследователи истории Русской Православной Церкви XX века свидетельство митрополита Иоанна (Снычева) о примирении епископа Виктора (Островидова) с митрополитом Сергием (Страгородским) под влиянием архиепископа Илариона (Троицкого) обыкновенно воспринимают как явную фальсификацию, поскольку ссылка на митрополита Мануила (Лемешевского) считается не заслуживающей доверия и не подтверждена документально, в то время как антисергианская позиция епископа Виктора (Островидова) широко известна и нашла отражение во многих источниках 20–30 годов XX столетия. В частности, на допросе 22 декабря 1932 года владыка Виктор говорил: «По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха Тихона, обновленчества и сергиевщины не признаю» . Тем не менее есть некоторые обстоятельства, которые представляют позицию епископа Виктора не столь монолитной и неизменной, как это может показаться на первый взгляд.

http://pravoslavie.ru/79180.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Послушник митрополита Иоанна Беседа с поэтом Петром Алексеевичем Синявским Анатолий Степанов   Петр Синявский   12:03 23.12.2021 5315 Фото: Русская народная линия В рамках проекта «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать» главный редактор Русской народной линии Анатолий Дмитриевич Степанов беседует с русским поэтом и музыкантом, послушником митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Петром Алексеевичем Синявским. Внучатый племянник митрополита Мануила (Лемешевского) был близким помощником митрополита Иоанна. Он вспоминает о встречах с Владыкой, общении с ним, размышляет о значении митрополита Иоанна. Съёмка и монтаж программы Евгения Болотина. Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Что на данный момент можно узнать о смерти Евгения Кунгурова В Коми у женщины отобрали пенсии из-за езды к покойному мужу Пропавшего студента в Перми нашли мертвым в лесу: подробности Под Курганом объявили принудительную эвакуацию: детали Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/rnl_tv/2020/11/28/pos...

Хотя это были горькие слова обличения, жители города не восстали на священника, а наоборот, полюбили его, ибо он говорил о них правду. И призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни. После прекращения эпидемии почти каждый киевлянин старался иметь в своем доме портрет бесстрашного пастыря, которого императрица Екатерина II наградила палицей и митрой. Призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни Такие награды в то время могли носить лишь члены Святейшего Синода. А после кончины отец Иоанн удостоился чести быть погребенным в приделе древнего Софийского собора, что заслужили даже не все киевские Митрополиты. В память отца Иоанна одна из улиц Киева названа Левандовской. Киев, гравюра XYIII век В XIX веке также были массовые или эпизодические вспышки эпидемий. Если посмотреть списки учащихся Киевской духовной академии той поры, то можно заметить, что каждый год здесь недосчитывались 2–3 студентов, а иногда и преподавателей, умиравших от чумы. Среди них известный профессор Я. К. Амфитеатров – родственник киевского святителя Филарета (Амфитеатрова). Первыми лечебными средствами в то время, когда медицина была еще в зачаточном состоянии, также были молитва и покаяние. Несколько смущает чумной бунт, который возник в 1771-м году в Москве, когда восставшими был убит архиепископ Амвросий. Скорее всего, это было следствием жестких ограничительных мер, без должной молитвы и отеческого наставления пастырей Церкви. В 1866-м году другой святитель, Филарет Черниговский, ценой своей жизни вымолил прекращение эпидемии холеры. Чтобы ободрить павших духом прихожан, он предпринял объезд Черниговской епархии. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст люди, сменяя один другого, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.

http://pravoslavie.ru/129604.html

Во внешней политике Император Александр III стремился оградить страну от всяческих авантюр. Свое прозвание «Миротворец» он получил по истинно народному мнению. Ему удалось, без войны отразив попытки агрессивного вмешательства Великобритании, практически бескровно присоединить к России обширные пространства в Средней Азии. При нем Россия воссоздала мощный Черноморский флот, заметно была усилена и сухопутная армия. Как говорил Александр III, «у России только два союзника – армия и флот». В это царствование Россия достигла вершины своего могущества. Александр III проводил твердую консервативную политику, русскими монархистами он почитался как образец правителя. Обладая от природы богатырским здоровьем, Александр III неожиданно скончался, не дожив до 50 лет. Сегодня также день памяти всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, доктора церковной истории, духовного лидера русского патриотического движения конца ХХ века митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося в 1995 году. Он родился 9 октября 1927 г. в Херсонской области, в крестьянской семье и в миру звался Иваном Матвеевичем. В конце 1944 г. был призван в армию, но в апреле 1945 г. признан негодным к несению воинской службы. В 1946 г. рукоположен во диакона, а в 1948 г. - во иерея. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Ленинг радской духовной академии, которую закончил в 1955 г. со степенью кандидата богословия. Осенью 1956 г. принял постриг и был назначен преподавателем Минской духовной семинарии. Через год по ходатайству архиепископа Мануила (Лемешевского) был переведен в Чебоксары, где помогал владыке работать над трудами по истории церкви. Затем служил преподавателем Саратовской семинарии и священником в Самаре, продолжая заниматься научной работой. В 1961 г. возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964г. – в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, а в феврале 1966 г. защитил диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 г. он был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, в 1976г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. владыке было присвоено звание доктора церковной истории.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/de...

Кроме того, появилась обширная трапезная. После прихода к власти большевиков для Никольского прихода наступили непростые времена, однако храм сумел продержаться в своём изначальном качестве до середины 1930-х годов. Богоборцы предпринимали попытки закрыть церковь - удалось им это сделать лишь в 1935 году. Все святыни и утварь из неё вывезли. Сначала в здании разместили общежитие, а в годы Великой Отечественной войны - эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы НКВД. После смягчения антирелигиозного террора в СССР Никольский храм возродился. По одним данным, это произошло в апреле 1944 года, по другим - в мае 1944 года. Согласно отчёту уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Оренбургу, церковь начала действовать с 1 июня 1944 года. В течение нескольких месяцев здание всё ещё было занято архивными фондами, богослужения совершались во временной постройке - сарае, в кратчайшие сроки выстроенном рядом. Именно в Никольскую церковь была перенесена кафедра оренбургских архиреев, пустующая с 1937 года после ареста епископа Варлаама II (Козули), - с назначением в Оренбург (тогда - Чкалов) иного архирея, видного церковного историка епископа Мануила (Лемешевского). Призошло это в 1945 году. Новый этап истории Никольского собора, единственного не разрушенного в годы советской власти храма Оренбурга, начался с его возобновления как действующей церкви в конце Великой Отечественной войны. Первые шаги по возрождению храма были сделаны в годы, когда Оренбургскую кафедру занимал владыка Мануил. После ареста архиепископа Мануила руководить Чкаловской кафедрой определили епископу Борису (Вику); настоятелем собора тогда же назначили протоиерея Константина Плясунова. Современникам он запомнился замечательными проповедями и мудрыми наставлениями. В годы его настоятельства храм был расписан, во всех трёх приделах появились новые иконостасы, удалось позолотить кресты и главки на куполе и колокольне, а также устроить крестильню. С декабря 1966 года настоятелем собора являлся протоиерей Борис Сандар.

http://sobory.ru/article/?object=14064

В сравнении с «Завещанием» Патриарха Тихона послание митрополита Петра гораздо сдержаннее в изъявлении лояльности властям. Это связано с тем, что он знал, сколько недоумений породило в церковной среде «Завещание» Патриарха. Более уступчивый по отношению к властям, документ мог вызвать растерянность у паствы, ведь митрополит Петр не имел такого авторитета среди верующих, как Святейший Патриарх Тихон. Но безусловная гражданская лояльность выражена была и в обращении к Церкви митрополита Петра. Послание патриаршего Местоблюстителя содействовало прекращению сомнений и колебаний среди православных, убедило всех в том, что, исполняя заветы почившего святого Патриарха, митрополит Петр твердо стоит на страже православия и не допустит его подмены обновленческим лжеучением. Несмотря на то что митрополичья кафедра северной столицы вдовствовала уже третий год после убийства священномученика Вениамина и ссылки викарных архипастырей – Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) , Мануила (Лемешевского) , борьба с расколом в Ленинграде не затихала. Во главе православных церквей стоял епископ Венедикт (Плотников), управлять епархией ему помогали епископы Григорий (Лебедев), Николай (Клементьев) и Иннокентий (Тихонов). С негодованием отвергли они призыв именовавшего себя митрополитом Ленинградским нового председателя обновленческого синода Вениамина (Муратовского). В ту пору добрая половина епархиальных архиереев содержалась в лагерях и ссылках, поэтому попечение о православных церквах везде почти брали на себя остававшиеся на свободе викарные епископы. После ареста митрополита Казанского Кирилла епархия его управлялась епископом Иоасафом (Удаловым), в Самаре на страже православия стоял епископ Петр (Зверев) , переведенный в июле 1925 г. в Воронеж в помощь престарелому владыке Владимиру (Шимковичу). Особенно трудно было вести борьбу с обновленчеством на окраинах страны – в Сибири, на Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине. В Харькове, ставшем республиканской столицей Украины, из 27 храмов только 3 остались в ведении Московской Патриархии. В одном храме распоряжались самосвяты-липковцы, а остальные 23 были обновленческими. В Киеве обновленцы захватили лавру, организовали Высшую украинскую богословскую школу, издавали журнал «Голос православной Украины», а у тихоновцев не было ни печатных органов, ни духовных школ. Православные архиереи и священники либо сидели по тюрьмам и томились в ссылках, либо со дня на день ожидали ареста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Господь привел подвижника в городок Боровичи Новгородской области... В Боровичах, преодолевая с Божией помощью препоны безбожных властей в лице уполномоченного по делам религии, отец Иоанн отремонтировал храм, куда его вскоре поставили настоятелем. Новгородский владыка Сергий (Голубцов) поставил его благочинным округа, и он много лет нес этот крест, из-за которого так и не смог закончить Ленинградскую Духовную Академию. Некоторое время батюшка служил в Новгороде с отцом Александром Ильиным, своим духовным наставником... Когда в Куйбышеве правящим архиереем после кончины митрополита Мануила (Лемешевского) стал семинарский товарищ отца Иоанна владыка Иоанн (Снычев), он несколько раз звал батюшку к себе. В конце концов отец Иоанн переехал в Куйбышев... До конца своих дней батюшка служил в Петропавловской церкви, которую очень полюбил. Владыка Иоанн так и звал его «отец Иоанн Петропавловский». В Самаре отец Иоанн духовно общался с известными подвижниками: блаженным Василием Ивановичем, блаженной Марией Ивановной. Первый раз я пришел к отцу Иоанну домой Великим постом 1995 года. Он был на духовном подъеме – духовные чада свозили его в Иерусалим... Приблизительно за год до этого я стал свидетелем дара провидения отца Иоанна. Моя мама в тяжелом состоянии попала в больницу, ей должны были отнять правую ногу. Сестра поздно вечером позвонила батюшке и попросила его благословения на операцию. Он, как обычно, выдержал паузу и сказал: «Благословляю». На следующее утро я стоял на левом клиросе, а отец Иоанн служил литургию в правом приделе и не мог меня видеть. В конце службы на клирос вышел молодой алтарник Димитрий с просфорой. С удивлением посмотрев на меня, он проговорил: «Батюшка просил передать вам». Просфору я отвез маме в больницу, у которой в этот день отняли правую ногу. Батюшка молился за нее... Когда отец Иоанн говорил в храме проповеди, то чувствовалось, что в нем дышит Святой Дух, он касался сердца каждого человека. Мне приходилось видеть, как люди плакали, слушая его...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М., 1993р). Наиболее полными на сегодняшний день являются хронологические списки епархий и архиереев РПЦ, опубликованные в новом издании «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) по соответствующим периодам: конец X — середина XIII в. — кн. 2 (М., 1995. С. 663—667); 1240—1448 гг. — кн. 3 (М., 1995. С. 639—648); 1448—1589 — кн. 4 (2) (М., 1996. С. 351—358); епархии и архиереи Киевской митрополии в 1448—1596 гг.— кн. 5 (М., 1996. С. 515—521); 1589—1652 — кн. 6 (М., 1996. С. 736—745); 1652—1700 — кн. 7 (М., 1996. С. 607—618); 1700—1917 — кн. 8 (1) (М., 1996. С. 659—782); 1917—1997 гг.— кн. 9 (М., 1997. С. 706—769). Полный алфавитный список архиереев Русской Церкви публикуется в приложениях к соответствующим томам настоящего издания. Иерархия периода Киевской Руси представлена в приложении к книге Я.Н. Щапова «Государство и Церковь Древней Руси, X-XIII вв.» (М., 1989. С. 191—213).    История создания архиерейских кафедр, изменения границ епархий (с приложением карт) в XVI-XVII вв. достаточно полно изложена в труде И. Покровского «Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы» (Казань, 1897. Т. 1). История иерархии синодального периода подробно представлена в книгах Ю.Толстого: «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721—1871» (СПб., 1872); «Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721—1895» (СПб., 1896). С конца XIX столетия списки иерархов публиковались ежегодно в издании: «Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии» (СПб., 1875—1917).    Иерархия конца синодального периода и большей части XX столетия представлена в труде митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год (включительно)», опубликованном в Германии по авторской машинописи с добавлениями и уточнениями (Erlangen, 1979—1989. 6 Bde).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010