составитель Павел Пономарев Соловецкие святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи Скачать epub pdf Предисловие Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу. Святой Варсонофий Великий Сборник, который находится в ваших руках, составлен из жизнеописаний подвижников Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, его скитов и «пустынек». Он вместил в себя очерки только о двадцати шести Божиих угодниках, начиная с житий святых основателей Соловецкой обители – преподобных Савватия, Зосимы и Германа – и преимущественно посвящен отцам «Старых Соловков», то есть тем, кто потрудился Господу в этом знаменитом северном монастыре до его разорения воинствующими атеистами. В основу книги составители положили материалы, содержащиеся в Соловецком патерике Санкт–Петербургского издания 1873 года, и дополнили их повестями из нескольких других достоверных литературных источников. Притом, из Соловецкого патерика и прочих источников взяты жития не только прославленных Церковью святых соловецких отцов, а и тех подвижников, чья официальная канонизация пока не состоялась, но они суть «плоть от плоти» священного соловецкого предания. В одной из книг покойного митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) рассказывается о трудах владыки Мануила (Лемешевского) , бывшего узником Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа). Со смирением и непоколебимой верой, находясь в вынужденном затворе, он занимался кропотливой научной работой, в том числе и по истории Соловецкой святости. Недавно в нескольких номерах альманаха «Духовный собеседник», издаваемого в Самаре, опубликовано одно из творений владыки Мануила – «Соловецкий цветник» – краткие жизнеописания подвижников, в основном начала XX столетия. Некоторые повести из бесценного труда митрополита Мануила составители поместили и в данную книгу. Вступительная статья – «Сказание о святых Соловках» – популярно ознакомит боголюбивого читателя с общей историей христианского подвижничества на Соловецком архипелаге, а помещенный, как приложение, краткий хронологический список исторических событий Соловецкой обители, дополнит читательское представление об этом удивительном святом месте и его святых обитателях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. Копейка 1. Учитель и Ученик Имя митрополита Мануила (1.05.1884–12.08.1968), в миру Виктора Викторовича Лемешевского, близко и дорого не только тем, кто знал его лично и окормлялся под его благодатным архипастырским покровом, но и всем, кто любил и продолжает чтить память его духовного сына, приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Эти два столпа Русской Православной Церкви ее новейшего периода воистину несли свет там, где, казалось, навсегда воцарилась тьма неверия. У Учителя и его Ученика были удивительно схожие скорби (их не понимали и гнали), схожие дарования от Господа (дар предвидения, дар исцеления), схожие подвиги: оба они были строгими аскетами – для себя, и безотказно милостивыми – для всех, обращавшихся к ним за помощью. И оба – были воинами Христовыми, исповедниками Его. Учитель отстаивал чистоту Православия от обновленческой ереси, а Ученик – от яда либерализма и демократии (в православном понимании – Лаодикии). Дивен Бог во святых Своих! И хотя ни владыка Мануил, ни владыка Иоанн еще не канонизированы, верующие сердца тысяч и тысяч простых русских людей чутко и безошибочно поняли, что они воистину избранники Господни. Больше того: когда подробнее знакомишься с их жизнеописаниями, нередко страх Божий охватывает душу, ибо некоторые эпизоды из жизни Святителей кажутся как бы «списанными» из древних патериков и житий святых. 1 Удивительно скромно и тихо, «яко веяние тихого ветра», являл Господь чрез них Свои чудеса. Читатель и сам увидит в коротких безыскусных строках владыки Мануила эти посещения Божии. К примеру, как-то весной он запишет о сетованиях матушки Феклуши, эконома Владыки, на то, что никаких продуктов не хватит, дабы прокормить нескончаемые потоки посетителей и постояльцев в архиерейском доме. А через месяц та же Феклуша заметит: «Каждый день всем вашим странникам варю пшенную кашу, беру, когда 1 кг, когда 1,5 кг, но вот замечаю, что пшено не убывает в мешке»... Но как бы ни были тихи и незаметны для сторонних взоров (а порой и для самих Святителей) их благодатные дары, Господь не скрывал их втуне и нередко являл миру – нам, маловерным, в подкрепление, вразумление и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Посылаю тебя на страдания» Издательство «Царское Дело» выпустило книгу «Молитвой окрыленный», разоблачающую клевету о митрополите Мануиле (Лемешевском) 27.04.2018 1462 Время на чтение 20 минут В этом году, 12 августа, исполняется 50 лет со дня блаженной кончины митрополита Мануила (Лемешевского), чье имя навсегда войдет в историю Русской Церкви как неустрашимого архипастыря-молитвенника, отстоявшего чистоту православия в Петроградской- Ленинг радской епархии, практически полностью перешедшей в 20-е годы в руки обновленцев. К этой дате издательство «Царское Дело» подготовило жизнеописание приснопамятного митрополита, основанное на его дневниках, письмах и иных архивных документах. Книга называется «Молитвой окрыленный». В те черные революционные годы, когда узурпировавшие власть богоборцы обезглавили самую крупнейшую, знаковую епархию, расстреляв митрополита Вениамина и выслав из Петрограда всех викарных епископов, никто из архипастырей не соглашался возглавить столь опасную для их судьбы кафедру. Тогда православные вспомнили о «фанатичном», бесстрашном иеромонахе Мануиле, которого они хорошо знали по работе в Спасском православном братстве и Литейном отделении Александро-Невского братства трезвости. Протоиерей Александр Дернов направился в Москву ходатайствовать о возведении его в сан епископа. Патриарх не возражал, однако повелел о. Александру посоветоваться с местным духовенством. Общее собрание одобрило выбор, однако настояло, чтобы было выдвинуто не одна, а несколько кандидатур: о. Серафим (Протопопов, будущий архиепископ), о. Варлаам (Сацердотский, будущий архимандрит) и о. Мануил (Лемешевский, будущий митрополит). Выбор Святейшего пал на о. Мануила. Его хиротония была совершена 23 сентября 1923 года в церкви св. Димитрия Солунского на окраине Москвы, в Благушах. Богослужение совершали Патриарх Тихон (слабый от только что перенесенного нефрита), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), архиепископ Костромской Севастиан (Вести), недавно принесший покаяние за уклонение в обновленчество, и епископ Иерофей (Афонин), впоследствии примкнувший к иосифлянскому расколу. После литургии Патриарх, опираясь на посох, напутствовал новопоставленного владыку кратким, но сильным словом: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию...»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

митр. Иоанн (Снычев) Предисловие Биографический очерк о приснопамятном Митрополите МАНУИЛЕ написан спустя год после его кончины. Написан он на основании достоверных источников как устных, так и письменных. В качестве биографического материала автором были использованы оставшиеся от усопшего святителя его записи дневника, письма к родным и разным лицам, послания, литературные труды и разные заметки на очень маленьких листочках. Кроме письменных источников, автор, как много лет, живший с Митрополитом, использовал и свои личные воспоминания о приснопамятном и воспоминания близко знавших его лиц. Необходимо предупредить читателя, что автор не имел в виду осветить жизнь Митрополита МАНУИЛА до мельчайших ее подробностей. Он ограничился основными и наиболее характерными вехами его жизни и деятельности на ниве Божией. Вследствие этого многие детали жизни святителя опущены совершенно. Автор надеется, что его труд и в том объему, в каком он написан, вполне удовлетворит читателя и доставит ему интерес познания о жизни и деятельности приснопамятного Митрополита МАНУИЛА. Автор Детство, отрочество И школьные годы (1884–1903 гг.) Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля (1 мая н. ст.) 1884 года в г. Луге, тогдашней С.-Петербургской губернии. Его предки, из которых известны, как родоначальники, Николай, Василий и Григорий, проживали в с. Лемешевичи, Минской губернии, Лемешевской волости, Пинского уезда в 20 км от города Пинска. Сама фамилия Лемешевский получила свое название от села Лемешева, существующего и в настоящее время. Предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью. В 1564 году они построили в своем селе каменный храм во имя Св. ТРОИЦЫ. А когда он сгорел, то по обещанию построили новую церковь во имя Рождества Божией Матери 1 . Отец святителя Виктор Густавович (род. 2 6 мая 184 9 года) был выходцем из этой местности. Он занимал скромное положение в мире. По чину он был коллежским советником, а по должности – податным инспектором (финансовым работником).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf Митрополит Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922–1944 гг.) От издателей «Каталог русских архиереев-обновленцев» митрополита Мануила (Лемешевского) печатается по машинописной копии третьей редакции автора. В нашем издании «Каталога» печатаются только биографии обновленческих архиереев в том виде, как они представлены в авторском тексте. Во всех возможных случаях редакция дополнила сведения митр. Мануила новыми данными, заимствованными из нижеследующих источников: Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 957–996 (сокращенно – Кат-ГУБ). Голубцов Сергий , протодиакон. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения (Краткий справочник). По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999 (сокращённо – Голубцов). Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. М.: Московский рабочий – ВПМД (Материалы по истории Церкви. Кн. 3) (сокращённо – Евлогий). Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М., 1991 (сокращённо – Зеленогорский). Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал, университета, 2001 (сокращённо – Лавринов). Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты/Предисл., примеч. И. В. Соловьева: В 3 т. изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн. 9) (сокращённо – Левитин). Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945 &91;2-е изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн.15) (сокращённо – Регельсон). Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: НЕСТОР, 1999 (сокращённо – Шкаровский).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

А.В. Журавский Часть II. Приложения. Письма, проповеди, документы Приложение 1. Историографический и источниковедческий обзор Говоря об историографии исследуемой темы, следует отметить весьма слабую разработанность в церковно-научной литературе всех вопросов, связанных с деятельностью митрополита Кирилла (Смирнова). Деятельность эта до самого последнего времени не становилась предметом особого научного исследования. В научной литературе отсутствуют исследования, посвященные его дореволюционному миссионерскому и архипастырскому служениям; малоизвестна и послереволюционная деятельность митрополита Кирилла. Последнее, возможно, объяснимо недоступностью для многих исследователей архивов КГБ-ФСБ, где хранятся весьма значительные массивы информации (преимущественно в следственных делах, по которым проходил митрополит Кирилл). Очевидно, что до начала 1990-х годов не могла быть вполне исследована и дореволюционная деятельность выдающегося церковного иерарха, имя которого было связанно, во-первых, с миссионерством, во-вторых, с личностью святого праведного Иоанна Кронштадтского , чрезвычайно негативно воспринимавшейся официальной советской идеологией, в-третьих, с нелегальным церковным движением, которое было идентифицировано советской властью как «церковно-монархическая контрреволюционная организация Истинно-Православная Церковь ». Однако и распад СССР, и кратковременное открытие ведомственных архивов также не привели к появлению многочисленных научных публикаций и материалов по интересующей нас теме. Между тем нельзя утверждать, что о митрополите Кирилле публикации совершенно отсутствуют. Таковые имеются, но носят либо преимущественно житийных характер 699 (и содержат в этом случае мало новой информаций о личности митрополита Кирилла), либо характер расширенной справки 700 . Множеством неточностей отличается соответствующая статья в «Каталоге...» митрополита Мануила (Лемешевского) , а также многие другие публикации, написанные до начала 1990-х годов. Не только отдельные факты жизни, но даже дата смерти митрополита Кирилла вызывала много споров. Так, в целом, справедливая и, как убедился автор настоящего исследования, близкая к истине характеристика дореволюционной деятельности митрополита Кирилла, приводимая А. Левитиным-Красновым и В. Шавровым, дополненная изложением известной беседы мужественного русского иерарха с Е. А. Тучковым, заканчивается совершенно легендарным утверждением, что митрополит Кирилл скончался «в 1944-м году в казахстанских лагерях» 701 . Это утверждение содержит сразу несколько неточностей: во-первых, митрополит не «скончался», а был расстрелян, причем, не в 1944 году, а в 1937-м, и в это время он пребывал не в казахстанском лагере, а на поселении в Казахстане. Другое предание, оказавшееся таким же легендарным, повествовало о смерти митрополита Кирилла в августе 1941 года и было опубликовано митрополитом Мануилом, а затем Л. Регельсоном 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вакцинация похоронила «крымский консенсус» власти и патриотов О главных итогах 2021 года и надеждах на год грядущий 03.01.2022 8790 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Уходящий год был тяжёлым – очень напряжённым, нервным, порой до истерики, зыбким и нерадостным. Страна понесла огромные потери от Ковида, по подсчётам специалистов около шестисот тысяч русских жизней унесло моровое поветрие в минувшем году (а может и больше). Понесли потери и мы, в минувшем году скончались многие авторы «Русской народной линии», некоторые из них были моими друзьями. Начинать новогоднее поздравление приходится с поминовения. 6 января рано утром скончался старейшина патриотического движения (ему исполнилось 94 года, но он был бодр и активен), доктор экономических наук, бывший депутат Госдумы Михаил Яковлевич Лемешев, с которым мы дружили. 15 января на 88 году жизни умер выдающийся психиатр, доктор медицинских наук, заслуженный врач России Фёдор Викторович Кондратьев. 27 февраля на 76-м году жизни умер социолог кандидат философских наук Сергей Константинович Абачиев. 1 июня на 64-м году жизни (!) скончался неизменный участник Великорецкого крестного хода, член Союза писателей России, поэт Владимир Николаевич Соколов. 19 июня на 89-м году жизни умер доктор физико-математических наук, академик РАЕН Георгий Николаевич Фурсей. 27 июня на 62-м году жизни (!) умер автор «Русской народной линии» Андрей Владимирович Козлов. 6 июля на 72-м году жизни умер доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев, с его уходом оборвалось очень многое, главное – Панаринские чтения, которые он организовал в память своего друга русского мыслителя А.С. Панарина. 27 июля на 80-м году жизни скончался один из учредителей Тверского отделения «Русского Собрания», автор «Русской народной линии», композитор Владимир Николаевич Успенский. 3 ноября на 59-м году жизни (!) умер секретарь Союза писателей России поэт Сергей Юрьевич Соколкин. А на следующий день, 4 ноября, умер еще один поэт, учредитель «Русского Собрания», мой давний друг Валерий Николаевич Новоскольцев, и тоже совсем молодым – на 58-м году жизни. И под конец года еще одна горестная новость – на 78-м году жизни отошёл ко Господу «послушник митрополита Иоанна (Снычева)», внучатый племянник митрополита Мануила (Лемешевского) поэт, автор многих популярных детских песен Пётр Алексеевич Синявский.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/03/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва о России! Обнаружена неизвестная ранее молитва митрополита Иоанна (Снычева) 30.10.2020 4404 30 марта 2020 года исполнился год со дня кончины Анны Степановны Ивановой, духовной дочери и архивариуса митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Об этой удивительной женщине, верной сподвижнице приснопамятного Владыки Иоанна, мы уже публиковали материал на РНЛ в апреле 2019 года . На протяжении многих лет она была главным хранителем архива двух выдающихся русских архипастырей XX века – митрополита Иоанна (Снычева) и его духовного отца митрополита Мануила (Лемешевского). Нашему издательству Анна Степановна передала для публикации значительную часть этого уникального архивного материала, благодаря чему «Царское дело» выпускало и продолжает выпускать книги с трудами наших любимых и почитаемых Владык. А на днях самарцы, которые последние годы жизни Анны Степановны были с ней особенно духовно близки, мне прислали фотокопию текста на трёх изрядно пожелтевших от времени тетрадных страницах. Текст этот написан рукой Анны Степановны и озаглавлен – Молитва митрополита Иоанна о России. Я позвонил в Самару и выяснил, что эти небольшие странички чудом сохранились среди других бумаг и писем покойной и совсем недавно были случайно обнаружены сестрами Еленой и Татьяной Зимарёвыми. Мы не знаем, когда была составлена эта молитва Владыкой Иоанном, и что могло послужить каким-то особым поводом к её написанию. Не знаем также, когда и при каких обстоятельствах она была записана Анной Степановной, но, судя по изрядной потертости бумаги и по тому, что эти три листочка были сложены вчетверо, становится ясно, что молитву эту, вероятно, носили с собой и читали многократно. Но главное, что эта молитва пришла к нам от Владыки именно сейчас, в это очень непростое для всех нас время. Время тяжёлых испытаний нашей веры, наших особых переживаний за судьбу Отечества и Русской Православной Церкви и время нашего сугубого покаяния. Эта обретённая нами молитва свидетельствует, что и сегодня Владыка Иоанн, предстоя пред Престолом Божиим, вместе с нами молится о спасении России и о всех нас, грешных!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/17/vl...

И вот спустя почти четверть века в начале 2021 года наше издательство выпустило книгу «Последние страницы» с дневниковыми записями митрополита Иоанна за 1994-1995 годы – последние два года его жизни. В дневнике архипастыря имя Пети Синявского (именно так ласково и по-домашнему Владыка его называл) упоминалось многажды раз и было связано почти со всеми приездами митрополита в Москву. После выхода книги я понял, что уже давно пришло время познакомиться с Петром Алексеевичем. В этом помог Анатолий Дмитриевич Степанов, который, часто бывая в Москве, через общих с Синявским знакомых вышел на него и даже сделал с ним  замечательный фильм-беседу. Я позвонил Синявскому в Москву, рассказал о себе, о деятельности нашего издательства, о которой, как выяснилось, он был весьма неплохо осведомлён. Мы долго проговорили, вспоминая Владыку Иоанна и прошедшие 90-е годы. И буквально с первого нашего телефонного общения у нас установились необыкновенно добрые, доверительные отношения, как будто мы были уже очень давно знакомы. Я отправил Синявскому четыре наших издания: «Последние страницы» с дневником Владыки Иоанна, книгу с его письмами «И жива будет душа твоя», а также книги «Молитвой окрылённый» с полным жизнеописанием митрополита Мануила (Лемешевского) и «Люди радования», подготовленную на основе его архивных источников. Пётр Алексеевич был в восторге от этих изданий. Позвонил и сказал мне, что несколько ночей подряд не мог оторваться от чтения и, что сквозь радость и слёзы вспоминал о двух великих архипастырях, которых так близко знал. Я стал упрашивать Петра Алексеевича написать свои воспоминания о митрополитах Мануиле (Лемешевском) и Иоанне (Снычёве). Он сначала не соглашался, говорил, что всю жизнь писал стихи и никогда не писал ничего другого, и что ему очень тяжело вспоминать о тех, кого он любил, и кто уже ушёл в Вечность. Но потом, неожиданно скоро, он передумал, согласился, как бы понимая, что его возраст уже не позволяет откладывать. Меньше чем за неделю Пётр Алексеевич написал текст и в апреле прислал нам его, а уже в июне 2021 года наше издательство выпустило в свет небольшую книжку «Записки архиерейского служки» с очень проникновенными, теплыми, подчас самоироничными и необыкновенно добрыми воспоминаниями. В книжку также вошли две его поэмы – о святых преподобных Сергии Радонежском и Савве Сторожевском, а также цикл «стихов для православных детей», как их именовал автор. Петру Синявскому книга очень понравилась. Он искренне радовался её выходу и считал, что это очень важная веха его жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/29/ra...

Иерархи, не вошедшие в каталог митрополита Мануила (Лемешевского) Авраамий, епископ Туровский и Пинский (Лецида) О владыке Авраамии известно, что он до приезда в Россию был епископом Стагонским. На Туровскую кафедру возведён в начале 1620 года. Он именовался «епископ Стагонский, владыка Туровский и Пинский». Вероятно, поставлен вместо отклонившегося в унию епископа Паисия (Саховского), сильно притеснявшего православных. В 1633 году сведён с кафедры и возвратился в Грецию. Скончался 8 июня 1640 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. стр. 1046. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 6, стр. 743 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 18921898, ч. 1, стр. 129. Александр Афанасий, епископ Перемышльский (Бирецкий) Александр Афанасий Бирецкий упоминается на Перемышльской кафедре в 1445–1467 годах. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 518 (приложение). Алексий, епископ Луцкий Алексий, епископ Луцкий, упоминается в 1475 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 517 (приложение). Алексий, епископ Суздальский Алексий, епископ Суздальский, упоминается на кафедре с 1363 года. В 1365 году он был сведён с кафедры, но в 1366 году возвращён. Скончался в 1373 году. Его биография сплетается с биографией другого владыки, находившегося на кафедре примерно в эти же годы, – святителя Иоанна. Митрополит Макарий (Булгаков) некоторые события, отнесённые митрополитом Мануилом к святителю Иоанну, связывает с епископом Алексием. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 75. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 42, 74. Алексий епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010