Два маленьких твоих письмеца получил, в коих выражается одна твоя горесть о покойном брате твоем. Пишешь, что минуты нет отлога: мне тебя сердечно жаль, что ты предаешься такой бесполезной, но даже и греховной скорби, – можем ли мы противоратовать воле Божией? Им это предопределено еще прежде создания нашего, а в настоящее время исполнилась воля Его, и кто сему противиться может? Скорбно, что лишилась брата, осталось семейство без попечения, и ты без всякой надежды; но Кто имеет попечение о всяком Своем создании, Тот не попечется ли и о тебе и о оставшихся сиротах? Возложи надежду на неизреченное богатство благости и милосердия Божия. Он препитает тебя, да еще сподобит и царствия Своего, а ты оставь печаль тленную: ищи царствия Божия и правды Его, то невидимо сия вся тебе приложатся. Поздравляю тебя с приближающимся праздником Благовещения Пресвятыя Богородицы, да подаст Она тебе утешение в скорби твоей; усердно сего желаю и остаюсь мно-гогрешный И. М. 21 марта 1850 года. Письмо 361 Весьма трудно мне решать ваши дела с матерью С. Я написал ей, что мог, против ее письма: показал ей, почему она не переносит того, что ей кажется трудный; ибо не имеет самоукорения, смирения, кротости, любви и проч.; потому что и не трудилась для приобретения их, а на место того не противлялась страстям: гордости, тщеславию, зависти, ненависти, ярости и проч.; стяжала их и от них-то лишается спокойствия. И тебе советую понести немощь ее, сколько можно, также и матери Р. не давать вины к возмущению. Ты, читавши ее письмо, знаешь, в чем состоит ее претензия; что мы сделаем для ближних, то Господь принимает на себя. Во всем оном да вразумит вас Господь и сохранит от всех сетей и козней вражьих. Мир вам! И. М. 5 апреля 1850 года. Пишешь о себе, что живешь дурно, во всяком нерадении; а ведь хочешь спастись: принимай же скорби, как врачевства твоему душевному устроению, и, видя свое худое житие, не истязуй от других исправления; не будь зорка чужой злобы, и горькой оных судия; плачь о своем мертвеце и всего более имей смиренное мудрование. И. М. 12 сентября 1850 года. Письмо 362

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Фадлалла, благонравный, предобрый и прескромный муж в самых первых летах сего возраста, присланный из лучшего православного семейства дамасского антиохийским патриархом Мефодием по просьбе архимандрита миссии, послужил пестуном, которого миссия начала понимать, отвечая ему слабым лепетанием на труднейшем языке семитическом. Настоит надобность выучиться этому языку, как можно скорее, и архимандрит миссии решился в наступающий Великий пост отправиться со своими присными в путешествие на Синай и в монастыри св. Антония Великого и Павла Сивейского с тем, чтобы в два-три месяца во время путешествия по пустыням аравийским заняться исключительно арабским языком и возвратиться в Иерусалим с этим знанием, кроме запаса других сокровищ ведения. Предпринять сие путешествие побуждают его и другие расчёты, именно, поправление здоровья всех лиц, состоящих при миссии, пострадавших от крайней сырости келий, одоление скуки и уныния от сидячей однообразной жизни, расширение круга понятий вверенных ему лиц, покой политический и выигрыш времени до постройки нового дома для нашей миссии. Иеромонах Феофан учился у наёмных учителей по-французски, по-итальянски и по-немецки, а послушники Соловьёв и Крылов по-французски. Все они довольно освоились с языком новогреческим. Дай Бог , чтобы наша миссия в Иерусалиме была живая Пятидесятница. Иерусалим, 21 февраля 1850 г. IV. Краткий отчёт за 1850 г Минул третий год послушания нашей духовной миссии, водворённой в св. Граде Иерусалиме. Пять месяцев сего года (с 18 марта по 17 августа) проведены были ею в путешествии в монастыри св. Антония и Павла Сивейского, на Синай и обратно на Сион через Идумею, а остальные в разных занятиях, кои прерывались болезнями. Впрочем, и самое путешествие её, предпринятое с целью любознательной, было занятие подобно тому, как полёт пчёл к цветам и струям есть труд. Прибытки знания, стяжанные миссией, как на широком раздолье Востока, так и в тесных и сырых кельях её, предлагаются здесь просвещённому вниманию начальства в кратком перечне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Довольно ли моих келлий для обоих Великих Князей, или надобно приготовить другие, и которые? Мне понадобится келлия ризничего. Хорошо бы знать, где ночлег Великих Князей с 16 на 17 день, чтобы посему судить, рано ли их ожидать. Если о чем нужно мне напомнить и надоумить меня: напомните и надоумьте. Августа 9-го 1850. 766 Отцу наместнику и братии мир и спасение. Желаю вам благодатно праздновать день Божией Матери. Молитесь и о нас да будет наше Ей празднование не лишено Ее благодатного призрения. 17 день не ясен для меня с тех пор, как я услышал о высоких путешественниках. И вы не довольно мне объяснили его. Праздновать в ските не без сомнения. Может случиться, что путешествие ускорится непредвиденно, и тогда будет замешательство. Да и усталость может сделать меня неспособным к сретению. Трапеза если бы от нас была: мы, без сомнения, соблюли бы наши монастырские правила, что и для гостей менее неудобно в четверг. Но по вашим справкам, вероятно, что если мы и приготовимся, дело будет не по нашему; потому что благовременно объясниться неудобно. И так готовьтесь сообразно с вашими справками, но, на случай, нескудно. Но я ожидал от вас слова, а не человека. Для чего Евмению жить здесь неделю?– Я же давать приказания, каких он требует, не умею. Приказывайте ему вы, как знаете. Августа 11-го 1850. 767 Мир вам, отец наместник, и братии. Жар продолжается: и мне трудно было сегодня на обновлении церкви Святителя Алексия в Чудове. Однако не отлагаю намерения быть у вас 16 дня. Только не знаю, что буду делать. Немощь, и люди, советуют отказаться от скитского праздника. Мне хочется быть по крайней мере на всенощной; а далее не вижу, что возможно будет. Посылают вам килейные камилавки для скитских и, говорят, для пещерных. Вы рассудите, как употребить, да будет благословенно трудившимся. Новый иеромонах Махрищский идет к вам. Когда приеду, скажите, что сделано по резолюции о упрямых, которая, вероятно, вам не нравится: но надобно же представить, что если давать свободу своенравию, которое они оказали, то и их душам не полезно будет, и нельзя будет держать людей в порядке. Не худо бы Г. и М. отпустить: а В. удержать на время. Может быть, и образумится. Рано произведенному в иеромонаха и по сему прилично послужить начальству, из послушания ли, из благодарности, или хотя по снисхождению его к нужде монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Никон Щеглов, старший кандидат VII курса. Назначен инспектором пермской Семинарии. В 1834 году определен ректором тульской Семинарии и эту должность проходил до 1843 года, в котором переведен в калужскую Семинарию и управлял ею до 1850 года, в котором перемещен на ту же должность в псковскую Семинарию; в 1857 г. переведен в астраханскую Семинарию, в 1859 году уволен от должности ректора и оставлен настоятелем астраханского Преображенского монастыря, которым управлял до 1868 года. Нафанаил Нектаров, магистр XI курса. Определен наставником херсонской Семинарии, из которой перешел в московскую, а из сей в вифанскую. В 1849 году пострижен в монашество и в том же году назначен инспектором вифанской Семинарии. В 1851 г. возведен в сан архимандрита. В 1853 г. определен ректором той же Семинарии. Скончался в Москве 2 сентября 1857 г. Симеон Авдуловский, магистр XI курса. Назначен инспектором екатеринославской Семинарии, в которой в 1843 г. определен ректором с принятием сана архимандрита. В 1843 г. переведен на ту же должность в воронежскую Семинарию; – в 1848 г. – в черниговскую. В 1850 г. уволен от училищной службы и назначен настоятелем московского донского монастыря и членом московской Синодальной конторы. Скончался 21 февраля 1852 года. Макарий Малиновский, магистр XII курса. Пострижен еще будучи студентом. По окончании курса определен инспектором тамбовской Семинарии. В 1849 году переведен на ту же должность в симбирскую Семинарию. В 1850 г. назначен инспектором казанской Академии и получил сан архимандрита. В 1853 г. переведен на должность ректора в тверскую Семинарию. В 1856 году уволен от должности ректора и оставлен настоятелем Отроча монастыря. В 1857 году назначен ректором александро-невских училищ, в 1858 г. членом духовно-цензурного комитета. В конце 1867 года определен настоятелем арзамасского Преображенского монастыря и ректором тамошнего духовного училища. Ювеналий Знаменский, магистр XII курса. Пострижен в монашество в 1838 году. Назначен, по окончании курса, наставником вифанской Семинарии, в которой определен инспектором в 1841 году. В 1847 г. возведен в сан архимандрита. В 1849 назначен ректором вологодской Семинарии. В 1860 г. перемещен на ту же должность в рязанскую Семинарию. В 1867 году уволен от духовно-училищной службы и поступил в настоятели казанского зилантова монастыря. Ныне настоятельствует в свияжском Богородичном первоклассном монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Баку. Собор Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В январе 1831 г. православное население города подало прошение через коменданта Бакинской крепости подполковника Коломийцева о строительстве в Баку нового каменного храма во имя святого Николая Чудотворца. Проект и смета строительства, составленные подполковником Исаевым, были отправлены в Тифлис экзарху Грузии архиепископу Ионе на рассмотрение, после чего были представлены на утверждение и.д. главноначальствующего на Кавказе генерал-лейтенанту Н.П. Панкратьеву с просьбой выдать необходимые средства из казны, но со стороны высокого начальства последовал отказ. Разрешение на строительство храма было получено в 1850 г. после обращения экзарха Грузии архиепископа Исидора к наместнику Кавказа князю М.С. Воронцову. В том же 1850 г. был образован строительный комитет, в состав которого вошли уездный начальник коллежский советник Егор Трофимович Палашковский, исполняющий должность штатного смотрителя Бакинского училища, коллежский асессор Степан Иванович Городенский и священник Дмитрий Алексапольский. Возвести собор решили в крепости, при Шемахинских воротах, около гауптвахты. Торжественная закладка храма состоялась 18 марта 1850 г. В основание фундамента положили серебряную, позолоченную табличку с указанием года, месяца и числа заложения храма. Автором проекта собора стал тифлисский губернский архитектор Белов. Строили собор греки из Трапезунда (Трабзона) - Семен Гитер и Харлампий Палистов. Строительство собора завершилось 28 октября 1857 г. Освящение собора, состоявшееся 4 мая 1858 г., совершил высокопреосвященный Исидор, синодальный член, митрополит Киевский и Галицкий (бывший до 1 марта 1858 г. экзархом Грузии). Николаевский собор высотой около 45 м, построенный в форме креста и стоявший алтарем на север, имел два престола. Главный был устроен во имя св. Николая Чудотворца, а второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроен в 1887 г. на частные пожертвования. Главный деревянный четырехъярусный иконостас, увенчанный изображением Голгофы, был выполнен М.Г. Паниным в 1853 г. Придельный двухъярусный иконостас был выточен из орехового дерева. Столярные работы были произведены в Баку в мастерской немца Мейера. На трехъярусной колокольне имелось пять колоколов. Храм был устроен в грузино-византийском стиле, в виде четырехконечного креста, вмещал до 500 человек.

http://sobory.ru/article/?object=32326

59 Студент Иеродьякон С.-Петербургской Академии 7-го выпуска, после Архимандрит, с Сентября 1830 г. Инспектор, с Октября 1839 Ректор Киевской Академии, затем с 1841 Епископ Викарий Чигиринский, 1843 Кавказский, с 1849 Полтавский, 1850 Нижегородский, ныне на покой в Нижегородском монастыре. О. Б. 62 Филарета, в свете Фёдора Амфитеатрова, из Севской Семинарии, после Ректора Московской Академии, с 1819 г. Епископа Калужского, 1825 Архиепископа Рязанского, 1828 Казанского, 1836 Ярославского, а с 1837 Митрополита Киевского, умершего в конце 1867. О. Б. 63 Филофея Успенского, Магистра, Архимандрита, с 1838 Бакалавра и Инспектора, с 1842 Ординарного Профессора Богословия в Петебургской Академии, с 1848 Ректора Харьковской, потом Вифанской Семииарии, затем Московской Академии, с 1849 г. Епископа Дмитровского, далее Костромского, ныне же Архиепископа Тверского? О. Б. 64 Евсевия Ординского, Магистра, Архимандрита, Инспектора и Ректора Московской, а с 1847 г. и Петербургской Авадемии в сане Епископа Винницкого, с конца 1850 Самарского, потом Иркутского, ныне Архиепископа Могилевского. О. Б 65 Парфения Черткова , Учителя Красноречия в Московской Академии, с 1811 Префекта её, 1814 Ректора Вифианской Семинарии, 1821 г. Епископа Владимирского, с 1850 Архиепископа Воронежского, скончавшегося 1853 года. О. Б. 67 Она напечатана в «Прибавлениях» к 3-ей книге «Творений Св. Отцов в Русском переводе» за 1858 год, и отдельно под заглавием: «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении Греческого семидесяти толковников и Славянского переводов, Священного Писания , Синодального Члена Филарета, Митрополита Московского». Москва, 1858, в 8-у, 32 стран О. Б. 68 Поликарпа, в миру Петра Тайтаяникова, Магистра С.-Петербургской Академии 1-го выпуска, с 1822 г. Доктора Богословия, с 1817 Ипспектора и потом Ректора С.-Петербургской Семинарии, с 1824 Московской Академии и Новоспасского Архимандрита, скончавшагося 1837 года. О. Б. 69 Речь идёт об известном издании его «Слов и речей» в 1845 г., предпринятом А. И. Лобковым. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наконец 31 октября 1850 г. Главноуправляющий ПСиПЗ Клейнмихель сообщил обер-прокурору Протасову, что Государь Император Николай Павлович «соизволил утвердить проект на постройку нового каменного храма во имя св. Николая Чудотворца в г. Раненбурге 26 октября 1850 г. Проект этот на одном листе с планом местности препровождается в Синод для дальнейшего распоряжения». Полученный после утверждения императором проект Св. Синод в своём заседании 15/22 ноября 1850 г. определил «отослать при указе Преосвященному Гавриилу для распоряжений к исполнению сего проекта под руководством опытного архитектора и о последующем донесении в Св. Синод в указанный срок». По всей вероятности, уже в следующем, 1851 г. была начата постройка храма на «удобном и очищенном» месте. Строительство его продолжалось несколько лет на средства храмоздателя - купца 2-ой гильдии Игнатия Леонтьевича Калашникова, который в 1857 г. был утверждён на очередное трёхлетие городским головой. В 1858 г. было окончено строительство и отделка храмовой части, в которой в т.г. освящён главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1860 г. освящён придельный престол с правой стороны тёплой трапезной части во имя св. Леонтия, в 1861 г. - левый придел в трапезной во имя св. Игнатия Богоносца. По утверждённому штату 1860 г., при новопостроенной Николаевской церкви положено было иметь штат священно- и церковнослужителей в составе священника, диакона, дьячка и пономаря, с 1873 г. - священника и псаломщика, а с конца XIX в. и до революции 1918 г. - священника, диакона и псаломщика. После освящения главного престола в Николаевскую церковь из Вознесенского храма перешёл один штат церковного причта, а к новообразованному приходу были отчислены от Вознесенского прихожане, которых в 1861 г. насчитывался 151 двор, а в нём 546 мужчины и 604 женщины. Вместе с причтом и прихожанами от Вознесенского храма к Николаевскому перешли 10 дес. земли, которым пользовались его священно- и церковнослужители. Деревянные дома же членов причта принадлежали им самим и находились на покупной земле. Духовенство Николаевского храма никакого оклада не получало, и на содержание его, по словам самих членов причта «порядочное», расходовался доход от прихода.

http://sobory.ru/article/?object=12089

200 Сочин. преосвящ. Филарета архиеп. Черниговского Русские святые под 7 чис. сент. стр. 25. Правила черноризцем напечат. в Дух. Вест. 1863 г. изд. Невоструева. В ист. митр. Макария этих правил нет. Примеч. Святителю Иоанну приписывается продолжение летописи преп. Нестора под названием Новг. летописца. Но об этом труде святителя говорится лишь во 2 кн. сочинения «Путеводитель от Москвы до С.-Петербурга» стр. 391 и больше нигде. 201 Камень отпал от стены по случаю будто бы происходившей поправки в Предтеченском приделе. См. в памятн. книжке свящ. Краснянского стр. 28. В летописях же о поправлении придела в это время ничего не говорится. А списатель жития свят. Иоанна отпадение небольшого камня, которым сделано было на крышке гробницы отверстие, приписывает именно чуду. Рукописное житие святителя в моей библиотеке. Автор. 209 Архим. Макария Новг. древн. ч. 1 стр. 71,72. О том как изображали св. Иоанна иконописцы, см. «подлинник» Сахарова стр. 88. Спб. 1849 г. 210 Полн. собр. лет. III, стр. 19. В других списках летописей о св. Варихисие под 29 марта не говорится, да и святого с таким именем в святцах не встречается. 216 См. рукоп. хроногр. с 6513 по 7119, принадлежал частн. библиот. Кисленского стр. 12, Неофиц. ч. Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 13, стр. 91, в подстроч. Примеч. 217 Рукоп. о владыках Новгородских, в моей библиотеке. Авт. Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 3, стр. 14; сн. Новг. III лет. стр. 217. 226 Многие из наших князей долго еще носили два имени: одно христианское, другое явыческое; только в XIV в. это стало изменяться и, наконец, прекратилось. Об именах неприличных христианству, как об остатке язычества, рассуждали и на Стоглавом соборе 1561 г. 230 Новг. II лет. стр. 127 и примеч. под бук. «ж». Николаевская Островская церковь в одном месте летописи (24) названа св. Никифора, но монастырь назывался Островским Николаевским (см. истор. Uep. V , стр. 381). Если это не ошибка, то не было ли там придела во имя св. Никифора, что летописец смешал. Бывали примеры, что храмы носили название по придельным престолам, это ведется и теперь в Москве. Воскресенский мужеский монастырь был после девичьим (см. истор. Иерарх. ч. III стр. 616; истор. разг. о древн. Новг. стр. 77 и 84), во всех же списках летописей его ошибочно называют девичьим. Новг. III лет. стр. 217, в примеч. под 6850 г. (Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 18, стр. 122, прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

788 . с. Княгинин волости Княгиниской, от Житомира 260 вер., от Дубно 30 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Страклова 32 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 18 вер., от ближ. приход. с. Дублян – 3 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в 1790 году на средства помещика Михаила Якубовского. Каменная, с такою же колокольнею, крепка Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1850 года, а испов. ведом. с 1819 года. Земли: усад. и огород. 2 дес., пахот. 24 дес., сенок. 1 десятина. План на эту землю есть. Земля плодородна. Причт владеет ею спокойно. Причт: свящ. – 240 руб. и псаломщ. – 25 руб. Для свящ. дом и некоторые хоз. постройки построены в 1865 году, но в настоящее время требуют капитальных исправлений. Для псаломщ. дом и некоторые хоз. постройки построены прихожанами в 1869 году и ныне тоже нуждаются в капитальной починке. Однокл. народ. училище МНП существует с 1876 года. Есть волостное правление. Крупные землевладельцы – граф Потоцкий и Лукиан Богуш. Дворов – 44, прихожан – 352 д. об. п.; лютеран 36 д. об. п. Свящ. – Илия Феодор. Бельский (с 1861 года, а на службе с 1858 г.) и псаломщ. – Симеон Павлов. Вдодович (с 1867 г.). К этому приходу приписаны две церкви: одна – в с. Перекалье в 1½, вер., а другая – в с. Охматкове в 3 вёрстах. 789. с. Перекалье 432 волости Княгининской. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, ветха, с такою же колокольнею. Утварью посредственна. Копии метрич. книг хранятся с 1850 года, а испов. ведом. с 1820 года. Земли: усад. и огород. 1 дес., пахот. 23 дес., сенок. 1 десятина. Причт владеет ею спокойно. На эту землю есть презента, данная в 1753 году помещиком Петром Држевицким и подлинником хранящаяся в архиве Волын. дух. Консистории, а копия с неё – при церкви. Опись церк. имущества составлена в 1806 году. Дворов – 25, прихожан – 228 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Княгинина в 1½ вёрстах. 790. с. Охматков 433 (при p. Стыри) волости Княгининской. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею, ветха. Утварью посредственна. Копии метрич. книг хранятся с 1850 года, а испов. ведом. с 1819 года. Земли: усад. и огород. 1 дес. 849 саж., пахот. 36 дес. 322 саж., сенок 8 дес. 2,077 саж., под лесом дубовым 2 дес. 180 саженей. На эту землю есть план, а также эрекция, данная в 1766 году помещиком Карлом Ольшевским и женою его Анелией. Причт владеет землёю спокойно. На церк. земле имеется дом с хоз. постройками, составляющий собственность вдовы священника Екатерины Павловой Партыкевич. Дворов – 21, прихожан – 170 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Княгинина в 3 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г. Аполлон Александрович (16.07.1822, Москва - 25.09.1864, С.-Петербург), лит. критик, поэт. Род. в семье дворянина, как незаконнорожденный (до оформления брака) был приписан к мещанскому сословию (в 1850 дослужился до чина титулярного советника и стал дворянином). Крещен в ц. Иоанна Богослова на Тверском бульваре. В 1842 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та первым кандидатом, в годы учебы увлекался философией, писал стихи, его друзьями были А. А. Фет , Я. П. Полонский. В дек. 1842 г. определен заведующим в университетскую б-ку, в авг. 1843 г.- секретарем Совета ун-та. В 1844 г. втайне от родителей уехал в С.-Петербург, служил в Управе благочиния, затем в Сенате (до 1845), далее стремился жить одними лит. заработками. Сотрудничал в ж. «Репертуар и пантеон» в качестве лит. и театрального критика, в 1846 г. издал первый сборник стихотворений, отмеченный В. Г. Белинским . В 1847 г., пережив духовный перелом, Г. вернулся в Москву. Работал в газ. «Московский городской листок», ж. «Отечественные записки» , в 1850-1856 гг. ведущий критик ж. «Москвитянин». Вместе с А. Н. Островским возглавил «молодую редакцию» журнала (лит. кружок). Одновременно с 1848 г. преподавал законоведение в Александровском сиротском ин-те, с 1850 г.- в Московском воспитательном доме, с 1851 г.- в 1-й московской гимназии. В сер. 50-х гг. пережил кризис, связанный с неудачами в личной жизни, уехал за границу, в 1857-1858 гг. жил во Флоренции, в Париже. Вернувшись в Россию, писал критические статьи для журналов «Русский вестник» , «Сын Отечества» , «Русское слово» и др. В нач. 60-х гг. идейно сблизился с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым , поддерживал с ними дружеские отношения, сотрудничал в издаваемых М. М. и Ф. М. Достоевскими журналах «Время», «Эпоха». Похоронен в С.-Петербурге на Митрофаньевском кладбище, в 30-х гг. XX в. прах перезахоронен на Волковом кладбище.

http://pravenc.ru/text/168123.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010