В конце 1840-х — начале 1850-х годов много говорилось о совершенствовании образовательного процесса во всех областях знания: в 1851 году был подготовлен проект введения в духовных академиях педагогики. Обсуждение этого проекта велось во всех академиях, в том числе в СПбДА. К 1850-м годам практическая устремленность высшей духовной школы усилилась. Она подразумевала следующие составляющие: 1) воспитание учащимися духовной академии себя как священника «в пастырском благоразумии» и готовность к воспитанию своей будущей паствы в христианском благоразумии (задача нравственного богословия); 2) умение «употреблять слово Божие в по­учениях для назидания Церкви» (задача гомилетики); 3) готовность организовывать жизнь своей общины и паствы в широком смысле слова в исторических условиях как народа Христова (задача церковного права); 4) понимание собственно пастырских обязанностей (задача пастырского богословия, постепенно выделявшегося из нравственного в течение 1840-1850-х годов); 5) знание богослужения и «церковных предметов» (задача литургики и церковной археологии, на которые разделилось к 1850-м годам «учение о церковных древностях»); 6) хорошее знание святоотеческого наследия (задача введенного в академиях в 1841 году специального предмета — патристики); 7) готовность к миссионерской деятельности (задача «полемики против русского раскола» — дисциплины, оформившейся в 1850-х годах и возбудившей в академиях миссионерскую настроенность в целом); 8) обладание методами и приемами для обучения паствы (задача педагогики, появившейся также в 1850-х годах). Среди изменений, произошедших в высшей духовной школе к середине XIX века, важным шагом был переход в преподавании на русский язык, сделавший духовную школу ближе к русскоязычному приходу, но потребовавший отработки соответствующей терминологии и составления догматических систем на русском языке, а также повышение внимания к Священному Преданию и появление в учебном процессе патристики (1841 год). В 1858 году архиереев столичных городов — святителя Филарета (Дроздова) и митрополита Григория (Постникова) — попросили высказать мнение о желаемых изменениях в духовной школе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

33) Архангельская 1) Аарон, с 1825 по 1830 год, из архимандритов ярославского Толгского монастыря, удален на покой; 2) Георгий, с 1830 по 1845 год, из полтавских епископов, переведен на тобольскую кафедру; 3) Варлаам, с 1845 по 1854 год, из киевских викариев, перемещен в Пензу; 4) Антоний, с 1854 по 1855 год, из новгородских викариев. 34) Воронежская 1) Антоний, с 1825 года, из наместников Киево-Печерской лавры, умер в 1847 году; 2) Игнатий, с 1847 года, из донских архиепископов, умер в 1850 году; 3) Парфений, с 1850 года, из владимирских архиепископов, умер в 1853 году; 4) Иосиф, с 1853 по 1855 год, из оренбургских епископов. 35) Костромская 1) Самуил, с 1817 по 1830 год, из ректоров тверской семинарии, уволен на покой; 2) Павел, с 1830 по 1836 год, из ректоров владимирской семинарии, переведен в Чернигов; 3) Владимир, с 1836 по 1842 год, из киевских викариев, перемещен в Тобольск; 4) Виталий, с 1842 по 1845 год, из московских викариев, уволен на покой; 5) Иустин, с 1845 но 1850 год, из петербургских викариев, переведен во Владимир; 6) Леонид, с 1850 по 1853 год, из новгородских викариев, перемещен в Екатеринославль; 7) Филофей, с 1853 по 1855 год, из московских викариев. 36) Тамбовская 1) Афанасий, с 1824 по 1829 год, из (?) викариев, переведен на донскую кафедру: 2) Евгений, с 1829 по 1832 год, из ректоров костромской семинарии, перемещен в Минск; 3) Арсений, с 1832 по 1841 год, из ректоров тверской семинарии, переведен в Подольск; 4) Николай, с 1841 по 1855 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии. 37) Орловская 1) Гавриил, с 1821 по 1828 год, из архимандритов ярославского Толгского монастыря, переведен в Екатеринославль; 2) Никодим, с 1828 года, из архимандритов московского Благовещенского монастыря, умер в 1840 году; 3) Иннокентий, из Волынских епископов, скончался на пути в Орел, не видев своей кафедры; 4) Евлампий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, перемещен в Вологду; 5) Смарагд, с 1844 по 1855 год, из астраханских архиепископов. 38) Полтавская 1) Георгий, с 1824 по 1830 год, из ректоров подольской семинарии, перемещен в Архангельск; 2) Нафанаил 1-й, с 1830 по 1834 год, из ректоров с.-петербургской семинарии, переведен во Псков; 3) Гедеон, с 1834 года, из ректоров подольской семинарии, умер в 1849 году; 4) Иеремия, с 1849 по 1850 год, из кавказских епископов, переведен в Нижний Новгород; 5) Нафанаил 2-й, с 1850 по 1855 год, из новгородских викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытно свидетельство о том, как Гоголь стал крёстным отцом сына А.С.Хомякова Николая (будущего октябриста, председателя III Государственной Думы), а также информация о ссоре писателя с М.Н.Муравьёвым. Ю.В.Манн не проходит мимо развития отношений Гоголя и Смирновой, их единомыслия в религиозных вопросах и жёсткого конфликта с Аксаковыми (с. 175 - 176, 184 - 186). Правда, иногда складывается впечатление, что автор сам небеспристрастен и занимает сторону Аксаковых... С января по май 1850 г. Гоголь читал Аксаковым, Хомякову и Ю.Ф.Самарину вторую и третью главы нового тома " Мёртвых душ " (с. 189 - 193). В это время творческие силы Гоголя находились на подъёме, но неожиданно произошли два печальных события в жизни писателя. 11 мая 1850 г. скончалась легендарная старушка Н.Н. Шереметева, тётка Ф.И.Тютчева и тёща М.Н.Муравьёва и И.Д.Якушкина, опекавшая Гоголя как вторая мать. Писатель был подавлен (с. 187 - 188). Вторым же таким событием стала попытка сватовства Гоголя к А.М.Виельгорской в феврале 1850 г., которой посвящена одна из лучших глав книги Ю.В.Манна (с. 193 - 200). Автор полемизирует с теми исследователями (не называя их имён), кто отрицает сам факт сватовства, ссылаясь на желание Гоголя стать монахом и на мнение его сестры Анны. По мнению Ю.В.Манна, писатель желал заключить такой же духовный брак без плотских отношений, какой связывал А.П.Толстого и А.Е.Толстую (Грузинскую). Солидаризируясь с этой позицией, мы хотели бы также отметить, что в прощальном письме к Анне Виельгорской Гоголь нашёл место упомянуть и о своих взглядах на необходимость единения помещиков с крестьянами (с. 198). Это свидетельствует о неотрывности социально-политических убеждений Гоголя от его личности. После трагедий весны 1850 г. Гоголь прекращает чтения " Мёртвых душ " и уезжает в Васильевку. По дороге он знакомится в Калуге с А.К.Толстым, впервые посещает Оптину Пустынь, заезжает к Киреевским, знакомится с народными обычаями в Орловской губернии (с. 200 - 204). В самой же Васильевке у Гоголя то возникало желание уехать за границу, то он снова был полон надежд завершить второй том " Мёртвых душ " к весне 1851 года (с. 204 - 206). Очень большое внимание Ю.В.Манн уделяет пребыванию Гоголя в Одессе с октября 1850 по март 1851 гг., его встречам с Л.С.Пушкиным и А.С.Стурдзой, с актёрами и литераторами (с. 207 - 217). Писатель в эти месяцы был весел, экстравагантен в поведении, полон сил и рассчитывал издать второй том весной 1852 г.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

Псевдонимы эти он сам открыл и указал нам в оттисках статей своих, в бытность нашу в Иерусалиме в 1873– 1874 годах. К немалому сожалению, нам вовсе неизвестны корреспонденции его в Афинской печати, а они в свое время производили немалое впечатление в Иерусалиме и даже на Западе Европы. Вообще, литературная деятельность отца архимандрита Антонина была так сложна и так продолжительна, что для полного изображения ее потребуется еще немало трудов нескольких лиц. Мы даем, что можем, и в то же время сознаем, что труд наш, по местным обстоятельствам, далек от желанной полноты. 1850 1) Седмица Страстей Христовых. Стихи. Киев, 1850. 2) А. А. Круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 1850. Т. 1. (Рец.: Москвитянин. М., 1850. 19. с. 107//Отечественные Записки. СПб., 1850. Т. 74. Отд. 6. с. 41). 1853 3) Некролог архимандрита Феофана (Авсенева), начальника миссии нашей в Риме//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. 77. Отд. 7. с. 101–108. 1854 4) О христианских древностях в Греции//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. 2. с. 31, 143. 1859 5) О разрытиях внутри российско – посольской церкви в Афинах//Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1859. Т. 2. Вып. 3. с. 129–145. 1860 6) Избрание Патриарха на Константинопольский престол (митрополита Кизического Иоакима) и патриаршее служение//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1860. 50. с. 770–782. Отрывок: Патриаршее служение//Странник. СПб., 1861. Отд. 4. с. 26. 7) Заметки поклонника Святой Горы (1859)//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1860. Кн. 1 ; 1861. Кн. 2, 10, 11; 1862. Кн. 5, 6, 11; 1863. Кн. 1, 4, 5, 7. Отд. изд.: Киев, 1864. 402 с. 1861 8) А. А. Известие о присоединении к Православию мельхитов (или сирийцев)//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. 13. с. 87–90; 17. с. 443. 9) С Востока. (О Богословском училище на острове Холки)//Христианское чтение. СПб., 1861. Т. 2 (октябрь). с. 270. Отд. оттиск: СПб., 1861. 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В 1901 году в храме был проведен ремонт. Был полностью перестроен иконостас. Старый иконостас возведенный в 1819 году был выпуклой формы, и крайне неудобный для совершения службы так как затеснял солею и клиросы. На этот раз новый иконостас был сделан прямой, из-за чего пришлось переносить святой престол ближе к горнему месту. На возведение нового иконостаса были потрачены средства собранные с прихожан, работающих в Москве (1500 рублей) и деньги, хранящиеся на сберкнижки (1252 рубля). Кроме того, на средства крестьянина деревни Крутышки Ивана Ермакова в храме была возобновлена живопись, к этому времени старая роспись, написанная в 1819 году, со временем поблекла. Также, для того, чтобы церковь больше вмещала молящихся в холодном Тихвинском приделе была построена голландская изразцовая печь, и отремонтировано духовое отопление в тёплом трапезном храме, а также церковь была выкрашена снаружи масленой краской. На всё это были потрачены средства из вкладов на поминовении в количестве 1000 рублей. В приход Тихвинской церкви входили: село Среднее, сельцо Образцово и деревни Белопесоцкая слобода, Ступино, Крутышки и Кременки. В 1850 году приходских дворов насчитывалось 196, где проживало 991 лицо мужского пола и 1004 - женского. В 1916 году дворов было 302, в них лиц мужского пола - 841, женского - 874. Содержание причта церкви, по клировым ведомостям было посредственным. В 19 веке причт получал проценты от положенных в банк вкладов на поминовение. Так, в 1828 году было положено поручиком Марковым 1000 рублей на вечное поминовение, проценты - 50 рублей в год выплачивались причту. В 1847 году было положено неизвестным 143 рубля серебром, проценты от этой суммы делились на две части, половина на церковь, половина причту. В 1850 году крестьянином деревни Ступино Космой Тимофеевым было положено 125 рублей серебром, проценты выплачивались причту. Таким образом, в 1850 году причту выплачивались 50 рублей ассигнациями и примерно 8 рублей серебром (примерно 28 рублей ассигнациями) в год. В 1901 году вкладов на поминовение скопилось на сумму 1400руб. В 1916 году - 3556 руб. проценты составляли примерно 136 руб. Половину процентов от этих средств выплачивались священнику, остальное дьякону, дьячку и пономарю. В 1870-х годах в храме вакансии дьякона и пономаря были упразднены. Дьячок стал именоваться псаломщиком. В 1890-х к церкви вновь был поставлен дьякон, но на вакансии второго псаломщика. В 1906 году вторая вакансия псаломщика была упразднена. Таким образом, причт церкви после 1906 года состоял из священника и дьякона на псаломнической вакансии. На территории прихода существовало несколько школ. Церковно-приходская в деревне Ступине, построена 1894 году крестьянином Алексеем Ивановичем Клыковым. В 1916 году в ней обучалось 145 мальчиков и 15 девочек. И две земские школы: Крутышкинская, учрежденная в 1850 году, и Белопесоцкая, учрежденная в 1850 году. В 1907 году церковь посетил епископ Трифон (Туркестанов).

http://sobory.ru/article/?object=08222

Тяжело заболев ревматизмом еще осенью 1849 года, в начале января 1850 года архиепископ Игнатий собственноручно написал духовное завещание, по которому передавал свою библиотеку Олонецкой Духовной семинарии. Скончался Игнатий на Митрофановском синодальном подворье в Петербурге 20 января 1850 года, погребен 23 января 1850 года в Федоровской церкви Александро-Невской лавры при участии митрополита Петербургского Никанора (Клементьевского) , в свое время он участвовал в хиротонии Игнатия, архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) , архиепископа Нижегородского Якова (Вечеркого), епископов Ревельского Нафанаила (Савченко), Рижского Платона (Городецкого) и Винницкого Евсевия (Орлинского) . В погребении также приняли участие протопресвитер Василий Баженов, обер – священник армии и флота Василий Кутневич, восемь архимандритов, 44 протоиерея, священников и монахов, два протодьякона, 18 дьяконов и множество причетников. Надгробную речь произнес инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Макарий (Булгаков) , в будущем митрополит Московский 4 . Один из учеников Игнатия по Новгородской семинарии, сопутствовавший ему потом в Петрозаводске, Новочеркасске и Воронеже, архимандрит Ириней (Боголюбов;1804–1860) оставил восторженные воспоминания о владыке 5 . На могиле Игнатия в лаврской церкви установлена шлифованная плита из олонецкого порфира с текстом: В надежде воскресения Здесь в ввереной земле Бренные останки Преосвященного Игнатия, Архиепископа Воронежского и Задонского, Бывшего Первосвятителя Олонецкой епархии, Преставившегося 20 января 1850 года На 60 году своей жизни, в 22 лето Архипастырского служения своего Церкви Божией. 22 февраля 1850 года на место Игнатия на Воронежскую кафедру был переведен из Владимира архиепископ Парфений (Чертков ; 1782–1853). Обширный некролог почившего владыки в 12 номерах опубликовали «Воронежские губернские ведомости» 6 . Он принадлежал перу преподавателя духовной семинарии Алексея Данского (ок. 1809–1865), женатого, кстати сказать, на внучатой племяннице митрополита Евгения (Болховитинова) , Вере Стефановне 7 . После этого воронежские церковные историки надолго забыли об Игнатии. Первая публикация в церковном журнале появилась в 1993 году затем последовали статьи в справочнике архиереев и в двух местных энциклопедиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

и по принятии монашества с именем Германа смотритель Звенигородского, Перервинского и Дмитровского духовных училищ, после архимандрит Дмитровского Борисоглебского монастыря и потом Лужицкого (†). Иван Побединский, окончивший курс в 1842 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Власиевской, в Москве, церкви (†): Симеон Озеров, окончивший курс в 1842 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Покровской, в Левшине, церкви; Михаил Боголюбский, окончивший курс в 1844 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Зачатиевской церкви и председатель Московского Общества любителей духовного просвещения; Павел Волховский, окончивший курс в 1844 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Софийской, на Лубянке, церкви (†); Дмитрий Языков, окончивший курс в 1844 г., затем магистр Московской духовной академии, профессор Вифанской семинарии по кафедре словесности и латинского языка, после протоиерей Ильинской, на Воронцовом поле, церкви; Александр Брилиантов, окончивший курс в 1844 г., затем протоиерей единоверческой церкви († 1887 г.); Симеон Румянцев, окончивший курс в 1846 г., в монашестве Савва, сначала смотритель Донского училища, затем казначей Иверской часовни; Василий Богословский, окончивший курс в 1846 г., затем кандидат Московской духовной академии, после протоиерей Московской Космодамиановской, в Певчей, церкви; Николай Белокуров, в монашестве Никодим, окончивший курс в 1848 г., затем, по окончании курса в Московской духовной академии, инспектор Вифанской и Московской семинарий, а потом Ректор этих семинарий, после настоятель Московского Богоявленского монастыря, настоятель Александро-Невской лавры, викарий Новгородский и епископ Дмитровский – викарий Московский (†); Иван Вениаминов, окончивший курс в 1848 г., затем магистр Московской духовной академии, преподаватель Вифанской семинарии и помощник Ректора по профессорской должности, после протоиерей Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви; Андрей Соловьев, окончивший курс в 1848 г., затем протоиерей Московской Николаевской, в Гнездниках, церкви, после настоятель Донского монастыря в Москве и потом настоятель Михайловского, в городе Юрьеве-Польском, Владимирской губернии, монастыря; Иван Модестов, окончивший курс в 1850 г., затем протоиерей Московской Покровской, в Голиках, церкви; Василий Бажанов, окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, в монашестве Климент, преподаватель Вологодской семинарии; Димитрий Делицин, окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, преподаватель Вифанской духовной семинарии по кафедре Словесности и Лат. языка, после протоиерей Московской Воскресенской, что в Барашах, церкви, († 1886); Константин Озеров, окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Богоявленской, что в Елохове, церкви; Симеон Владимирский, окончивший курс в 1850 г., затем ма-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10. Монах Венедикт (Первенцев), 1850–1854. Послушник Василий Первенцев. В 1821 году первоначально определен был Жиздринского уезда в село Фоминичи в пономаря. В 1822 году был посвящен в стихарь. 31 марта 1850 года определен в число послушников Георгиевского монастыря. 22 ноября 1850 года в возрасте 41 года определен в Сретенский монастырь. Пел на клиросе. С 1851 года – инок Вениамин. 4 декабря 1853 года пострижен в монашество. Исправлял послушание в должности свечника. 16 июня 1854 года по прошению определен в число братства московского Покровского монастыря . 11. Инок Иероним, 1851–1855. По исключении из низшего отделения Рязанской семинарии без свидетельства, 27 августа 1813 года определен был в село Новопокровское на дьяческое место. А 1 сентября 1814 года посвящен в стихарь, вдов. В Сретенский монастырь определен 26 марта 1851 года в возрасте 55 лет. Исправлял послушание в должности часовенного, потом был помощником свечника. 17 января 1855 года по прошению его уволен из монастыря и духовного звания для избрания другого рода жизни . 12. Послушник Агапий Петров, 1850–1855†. Из воспитанников Императорского воспитательного дома. В Сретенский монастырь определен 6 мая 1850 года в возрасте 19 лет. Исправлял клиросное послушание. 12 октября 1851 года посвящен во стихарь. Умер 17 августа 1855 года. 13. Послушник Алексей Смирнов, 1852–1854. Находящийся на послушническом положении Алексей Смирнов. Из духовного чина. По исключении из высшего отделения Звенигородского уездного училища в возрасте 17 лет определен в Сретенский монастырь 21 июля 1852 года на год на испытание. Исправлял чтение и церковное пение. 7 августа 1853 года принят в братство Сретенского монастыря и 29 ноября того же года посвящен в стихарь в домовой церкви преподобного Саввы, что на Саввинском подворье . Исправлял должность пономаря. В 1854 году был уволен «в село во дьячки». 14. Послушник Семен Никифоров, 1853–1854†. Из вольноотпущенных графа Шереметьева. В Сретенский монастырь в число послушников определен в возрасте 21 года, с надеждою пострижения в монашество 12 июня 1853 года. Исправлял клиросное пение. Умер в 1854 году .

http://pravoslavie.ru/67954.html

175. 247–250. 253–257. Венеция, 1728 г. Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 386–392. Спб. 1848 г. 846 Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр. 277. Венеция, 1728 г. На каком основании сделал такое постановление св. Киприан, объяснено у него же и в настоящем письме к Юбаиану и в послании о соборе к епископу римскому Стефану: твор. св. Киприан. стр. 275–276. Венеция, 1728 г. 853 Заметим, что самое бытие вселенских соборов служит неопровержимым доказательством лживости учения латин о епископе римском. Ибо, если епископа сего почитали в древности главою Церкви и потому таким судиею и истолкователем свящ. Писания, которому беспрекословно должны повиноваться все иерархи и пасомые их, когда он определяет что-нибудь о Вере, как наместник Христов: то для чего было при каждом появлении ересей, столько раз возмущавших Церковь , составлять соборы вселенские? Какая была нужда созывать столько архиереев и мудрых мужей со всех концов вселенной, с такими трудами и путешествиями, с такими опасностями и издержками, и производить такие словопрения? Следовало бы только спросить епископа римского, и что он отвечал бы, как оракул с золотого треножника, то и содержали бы и исповедывали все христиане, и пастыри и пасомые их. 854 Зелон. Соглас. свящ. Писания, отцев. и собор. 5 перв. век. с учен. римск. церкв. стр. 19–24. Париж, 1842 г. 855 Евсев. О жизн. бл. царя Констант. кн. 3, гл. 5, стр. 170–171. Спб. 1850 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 8, стр. 32. Спб. 1850 г. Созомен. Церк. истор. кн. 1, гл. 17, стр. 62–63. Спб. 1851 г. Бл. Феодорит. Церк. истор. кн. I, гл. 7, стр 42–43. Спб. 1852 г. Руфин. Церк. истор. кн. 10, гл. 1. Св. Епифан. О ереси 68: твор. т 1, стр 720. Кельн, 1682 г. 856 Евсев. О жизн. бл. царя Констант. кн. 2, гл. 64. 65. 68, кн. 3, гл. 12. 17, стр. 153–154. 155. 175–176. 179. Спб. 1850 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 9, стр. 51. Спб. 1850 г. 857 Послан. никейск. собора: Сократ. Церк. истор. кн, 1, гл. 9, стр. 46. Спб. 1850 г. В похвальном слове импер. Константину Погонату, сказанном в седьмом веке, сообщается, что «всеавгустейший Константин и приснопамятный Сильвестр созвали великий именитый собор в Никеи»; но значение этого свидетельства должно быть понятно само собою для того, кто не живет в области латинских заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

107. 15–18 мая 1850 г. Александр Иосифович Лукомский князь, служивший при С. П.-бургском Воспитательном 3 доме смотрителем строительных материалов. 39 лет, от чахотки. Свщ. Орлово-Новосильцевского Заведения Тимофей Валдайский». (ЦГИА. Ф. 457 Смоленское кладбище. 01.03.1850–16.09.1850. Оп.1. Д. 45. Л. 97 об. – 98. Публикуется впервые). В ГАРФ(Государственный архив Российской Федерации) хранится архивное дело Ф. 109. Оп. 82. Д. 213 4 , состоящее из прошений Пелагеи Сергеевны о воспомоществовании. Из него узнаем некоторые подробности жизни княгини после смерти мужа: она жила с престарелой свекровью, без всяких средств. Никакого пособия через Военное министерство Пелагея Сергеевна не получала, так как муж не выслужил пенсию. Сначала письма обращены к императору Николаю, Александру II. Ежегодно кузен П.С. Лукомской – Яков Иванович Ростовцев через управляющего Третьим отделением Л.В. Дубельта подавал эти прошения. Обратный адрес просительницы: на В. О. (Васильевском острове) в 1-м корпусе на квартире генерал-адъютанта Ростовцева. Интересно, что ни разу в этих письмах не было указано имя умершего мужа. Два письма написаны на французском языке, там княгиня подписывается Pauline. прошениям, находящихся в этом же деле, ее раз или два называют Паулиной Сергеевной. Может быть, это было ее домашнее имя. Разовые пособия выдавались из разных источников: из неприкосновенного капитала и через камердинера государя императора, из собственных сумм Его императорского величества, из канцелярии гр. Орлова, из сумм государственного казначейства и Опекунского совета. Первая сумма (600 р.) была выдана в ноябре 1850 г., затем пособия выдавались раз в год, обычно к Пасхе, размером около 300 рублей Через два года после смерти Александра Иосифовича Лукомского, в сентябре 1852 г. на Кавказе умер его брат Дмитрий Иосифович Лукомский, вынужденный по каким-то обстоятельствам служить там с января 1850 г. Уже в декабре 1849 г. семья Дмитрия Иосифовича настолько нуждалась, что его жена Анна Никитична (ур. Бутырская), имея шестерых детей, сдала экзамен на звание домашней учительницы и преподаванием зарабатывала на жизнь с. 127–158]. Одна из их дочерей – княжна Феофания (1848–04.08.1852) л. 131] и похоронена рядом с Пелагией Сергеевной Лукомской с. 703], что указано в Санкт-Петербургском Некрополе. Долгое время считалось, что это дочь самой Пелагеи Сергеевны, но нами установлено, что княжна Феофания – ее племянница, дочь Дмитрия Лукомского. Муж и дети Пелагеи Сергеевны похоронены там же, просто в Петербургском некрополе они не упоминаются с. 703].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010