Подобно ветхозаветной Книге бытия 9 неба, земли и людей ( Быт. 2:4–5 , по Семидесяти), новозаветная книга бытия Иисуса Христа Сына Давидова, Сына Авраамова изображает нравственно-духовное возрождение ветхого, грешного, страждущего и смертного человечества в новую тварь, святую, блаженную и бессмертную, – через Спасителя человечества, Сына Давидова и Авраамова. И если фарисеизм и книжничество строили свою теорию спасения и преимущества Израиля перед другими народами на основании обрезания плоти и плотского происхождения от Авраама, то евангелист дает понять, что в Аврааме предначертан идеал нравственно-мессианской веры, послушания Богу и самоотвержения до жертвы единственным сыном, за что он и удостоился оправдания перед Богом и обетования быть отцом Спасителя, в Котором благословятся все народы земли, а не один Израиль ( Быт. 15:6, 17:1 и сл.; Быт. 22:16–18 и др.; ср. Рим. 2:25 и сл.; Рим. 9:7–9 ; Мф. 3:9 ; Ин. 8:33–58 и др.). Те же прообразы нравственно-мессианского идеала даны и в других предках Господа за первый период родословия. Так в Исааке повторен прообраз Авраама ( Быт. 25:21, 26:2–5 ; Гал. 4:28 ). В Иакове предуказано, что не плоть первородства Исава, его чувственный эгоизм и грубая сила внешняя ( Быт. 25:27–34 ), но нравственная сила кротости ( Быт. 25:27 ) и послушания ( Быт. 27:8 ) дает Иакову благословение Авраамово и наследие земли ( Быт. 27:29, 28:3–4 ), так что по предведению этих нравственных качеств благодать Божия уже от чрева матери предызбирает достойнейшего и отвергает недостойного ( Мал. 1:2–3 ; Рим. 9:11–13 ). По типу кроткого отрока Иакова пророк изображает Мессию, каковое пророчество евангелист, как мы увидим, применяет ко Христу ( Ис. 42:1–4 ; ср. Мф. 12:18–21 ), а также мессианского Израиля, как прообраз Мессии и его Царства ( Ис. 41:8–14 ). Иуда хотя и является предносителем царственной власти и могущества Мессии и, как родоначальник Мессии, получает обетование о скипетре и законодателе от чресл его, доколе приидет Примиритель покорных ему народов, но удостаивается этого опять не по праву плотского наследства, ибо был младшим из братьев своих – сыновей Лии ( Быт. 29:35 ), а по своим нравственным качествам избирается из всех двенадцати сынов Иакова быть праотцем Мессии – Примирителя народов ( Быт. 49:8–10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

7. Любовь поставляет первым своим долгом благодарить Бога за жизнь, и очистить сокровенную храмину сердца от всего, что не по праву там занимает место. Достойно же возлюбить Господа мы тогда только можем, когда Он, призирая на нашу готовность принадлежать Ему, вселится в нас, или когда мы в Нем начнем жить, по слову Ап. Иоанна: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Иоан. 4:16.); потому что возлюбить Господа любовию Его достойною мы можем не иначе, как чрез Него же самаго, получив от Него, при вселении Его в нас, то, что Ему собственно принадлежит, в замен отданнаго Ему нами. Любя Бога, мы не можем не любить и ближних наших как себя самих; потому что ближние — наши братья, дети того же всеблагаго Отца, по слову Пророка: «не Отец ли един всем вам? не Бог ли един созда вас?» (Мал. 2:10). И так кто живо сознает знатность общаго нашего происхождения, общее наше родство, тот любит своего брата, тот не дожидается увещаний закона к делам человеколюбия, чтобы чрезь то любовь его не потеряла своей цены, и любит себя только в своем ближнем, так, что без ближняго он возненавидел бы себя. Присовокупите к этому, что Бог для того сотворил человека по образу и по подобию своему, чтобы мы, созерцая образ, воздавали должное почтение истине, первообразу. На этом-то основании, делая добро или зло нашему ближнему, мы делаем то самому Богу. По этой-то причине тайноведец Божий Иоанн так решительно говорит: «аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20) Итак, братие, будем стараться превзойти друг друга достославным соревнованием во взаимной любви, и, достойно уважая образ Божий, покажем, каковы мы в отношении к первообразу, зная, что неуважающий образа примет погибель от Первообраза. И вот этому доказательство. Если бы кто-нибудь каким бы то ни было образом наругался над портретом какого-нибудь славнаго Царя (человека, впрочем): то разве бы этот дерзкий не понес за свою дерзость наказания, полагаемаго святотатцам? Так не гораздо ли более должен ожидать того же оскорбитель величия Господа, пред которым трепещет то, чего сами цари страшатся в силах природы?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4124...

А дальше идет множество деталей и подробностей; особенно много внимания уделяет им евангелист Матфей. Значимой оказывается буквально каждая деталь, причем не только для евангелиста, но и вообще для всех. Когда царь Ирод хочет выяснить, где родился новый Царь (причем сам Ирод понимает Его царство исключительно в политических терминах и видит в Мессии угрозу собственному правлению), то его советники обращаются ни к чему иному, как к книге пророка Михея: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2). А когда Иосиф и Мария бегут в Египет и через несколько лет возвращаются домой, то евангелист приводит слова пророка Осии: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос 11:1). Кстати, между этими двумя пророчествами — немалая разница. Михей явно говорит о некоем правителе, его слова относятся к Мессии вполне однозначно. Но слова Осии в контексте его книги проще понять так: речь идет о самом народе Израиля, который был в египетском рабстве, но Господь вывел его оттуда. То есть некоторые из пророчеств, в Евангелии отнесенных ко Христу, изначально могли иметь иной исторический смысл. Это нормально. Более того, если Мессия — идеальный царь и идеальный израильтянин, то понятно, что некоторые события из его жизни будут так или иначе повторять события из жизни других царей и всего израильского народа. Но особенно много пророчеств связано с Распятием и Воскресением Христа. Чуть ли не каждая деталь крестной смерти находит свое отражение в словах пророков. Это и крестная смерть, когда Христа прибили ко кресту, а Его одежду делили по жребию (Пс 21:16-19). И уксус, который Ему дали пить на кресте (Пс 68:22). И гробница богатого человека, в которую положили Его мертвое тело (Ис 53:9). Это, наконец, рассказ о тридцати серебряных монетах, которые Иуда получил за свое предательство, а потом в ужасе от совершенного бросил их в Храме на пол, и на них купили землю горшечника (Зах 11:12-13).

http://foma.ru/xristos-v-vetxom-zavete.h...

Агнец берется единолетен, как солнце правды ( Мал.4:2 , Григорий Богослов ). В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великой Жертвой. И прежде всего время заклания совпало с временем распятия Христа. «Он (Моисей), – говорит святой Ириней Лионский , – знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху». «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте», – замечает Ефрем Сирин . Кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровью Христа ( Кирилл Александрийский ). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, – указание на то, что сделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни». Горькие травы – образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. Исх.12:15 .  Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. Началом семидневного праздника опресноков является следующий за Пасхой день, т.е. 15-e число авива ( Лев.23:6 , Чис.28:17 ). В ночь на это число евреи покинули Египет ( Исх.12:29–34 ). В знак начавшейся с данного момента новой жизни ( Исх.12:17 ) отрешения от египетской закваски, евреи должны изгнать из своих домов все квасное. Нарушитель постановлений богоизбранного народа исключает себя из среды этого последнего – наказывается смертью ( Быт.17:14 , Исх.4:24 , Исх.31:14 ). Исх.12:16 .  И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Начало и конец праздника освящаются собраниями при скинии ( Лев.23:6 , Чис.28:17 и др.). Отрешившиеся от всего дурного предают себя Господу, не отвлекаясь от служения Ему житейскими занятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В приходе состоят 30 деревень на расстоянии 2-15 верст от церкви. Прихожан считается муж. пола 2212, жен. 2360. Церковной земли 35 десятин, дома у причта деревянные. У настоятеля церковный дом с 1882 г., у псаломщика Димитрия Вознесенского с 1880 г. также церковный. У прочих членов причта – собственные дома. При церкви есть деревянная сторожка. Часовен в приходе 10: в Сойкине две – деревянная и каменная; деревянные часовни в Югантове, Слободке, Ручьях, Горках, Колгомпя, Бол. и Мал. Стремленье и в сельце Забалканском (Гарколове). «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Инициативная группа, поставившия своей целью восстановление Никольского храма в Сойкино, была создана в 2010 году. Местные жители, несмотря на полуразрушенное состояние постройки, совершали в ней молебны и постояно поддерживали в ней порядок. Народное название " Сойкинская святыня " можно считать проявлением отношения к этому храму местных верующих. В 2018 году было завершено строительство и оборудование котельной. Установлено два газгольдера. Завершено строительство привратного дома, продолжаются отделочные работы в жилом корпусе скита. Пробурена скважина глубиной 204 метра с питьевой водой. В 2019 году братия и трудники монастыря, члены Александро-Невского братства и добровольцы во главе с экономом лавры игуменом Макарием (Зеленковым) посадили 120 кустов-ягодников: смородина, крыжовник, жимолость, облепиха, калина. В 2020 году Александро-Невская Лавра присоединилась к участию в проекте Международный сад мира " Благодатное кольцо " . 16 мая в Никольском скиту монастыря в Сойкино в рамках акции было посажено более 150 плодовых деревьев. Саженцы были приобретены на пожертвования. В посадке деревьев принимали участие: наместник Александро-Несвкой Лавры епископ Кронштадтский Назарий, братия и прихожане монастыря, члены Александро-Невского братства, участники Клуба кавалеров ордена Александра Невского. 20 августа 2020 года в Никольском скиту был посажен первый на Северо-Западе сирингарий (сад сирени).

http://sobory.ru/article/?object=01281

«Для Царствия Небесного изволил страннообразно пожить на земле муж, которого на земле не было больше в рожденных женами (Ср.: Мф. 11:11 ); жил в пустыне, питался самою скудною и суровою пищею; носил одежду также самую грубую (См.: Мф. 3:4 ; Мк. 1:4, 6 ). Так жили и живут доныне смиренные пустынники, оставив все прелести мира – просторное жилище, богатые одежды, вкусные и утучняющие снеди. А мученики отдали себя на все роды мучений, предвидя себе будущее упокоение и нетленные венцы» 182]. " Се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мал. 3:1 ; Мф. 11:10 ; Мк. 1:2 ). Священник есть ангел Господа Вседержителя, который должен уготовлять Господу путь в сердцах людей, в коих Он, Владыка, хочет вселиться и ходить, по Писанию: вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (Ср.: Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16, 18 ). Итак, священник должен вопиять часто: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его ( Мф. 3:3 ; Ис. 40:3 ), то есть право живите, по заповедям Его» 372]. Мф.3:6 . «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» «О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное [ Мф. 4:17 ], приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя [ Мф. 3:6 ], то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов; то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют [ Мф. 12:34 ]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою [мол. Анны, матери Самуила]» т. 1, 190].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Евангельское повествование о Христе, по сути, начинается с провозглашения Его Мессией. Архангел Гавриил, возвещая Марии о рождении Иисуса, говорит, что Он «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк 1:33 ). Обратим внимание, что здесь с самого начала речь идет о Мессии-победителе, и значит, последующие страдания и даже смерть Христа вовсе не означали ни Его поражения, ни какого-то умаления Его Царства. А дальше начинается множество деталей и подробностей; особенно много внимания уделяет им евангелист Матфей. Значимой оказывается буквально каждая деталь, причем не только для евангелиста, но вообще для всех. Когда царь Ирод хочет выяснить, где родился новый Царь (причем сам Ирод понимает Его царство исключительно в политических терминах и видит в Нем угрозу собственному правлению), то его советники обращаются ни к чему иному, как к книге пророка Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих 5:2 ). А когда Иосиф и Мария бегут в Египет и через несколько лет возвращаются домой, то евангелист приводит слова пророка Осии: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос 11:1 ). Кстати, между этими двумя пророчествами – немалая разница. Михей явно говорит о некоем правителе, его слова относятся к Мессии вполне однозначно. Но слова Осии в контексте его книги проще понять так: речь идет о самом народе Израиля, который был в египетском рабстве, но Господь вывел его оттуда. То есть некоторые из пророчеств, в Евангелии отнесенных ко Христу, изначально могли иметь иной исторический смысл. Это вполне нормально; более того, если Мессия – идеальный царь и идеальный израильтянин, то понятно, что некоторые события из его жизни будут так или иначе повторять события из жизни других царей и всего израильского народа. Но особенно много пророчеств связано с Распятием и Воскресением Христа. Чуть ли не каждая деталь крестной смерти находит свое отражение в словах пророков и псалмопевцев. Это казнь, когда Христа прибили ко кресту, а Его одежду делили по жребию ( Пс 21:16–19 ); и уксус, который Ему дали пить на кресте ( Пс 68:22 ); и гробница богатого человека, в которую положили Его мертвое тело ( Ис 53:9 ). Это, наконец, рассказ о тридцати серебряных монетах, которые Иуда получил за свое предательство, а потом в ужасе от совершенного бросил их в Храме на пол, и на них купили землю горшечника ( Зах 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Ин.19:6 . Глагола им Пилат: поимите вы Его и распните, аз бо не обретаю в Нем вины. 1089 С изумлением думает Пилат: неужели народ иудейский и бесчеловечнейшее сборище архиереев дойдут до такой дерзости, что не постесняются подвергнуть Христа даже этой ужасной смерти, хотя не было ни одной вины, заслуживающей эту смерть. Поэтому он, как бы с негодованием и оскорблением, говорит: меня ли хотите сделать виновником этого неправедного убийства? Я ли, вопреки всем римским законам, буду убийцею даже неви- —184— новных? Повинуясь вашим голосам, пренебрегу ли своею пользою? Сделавшись безрассудным исполнителем ваших просьб, могу ли не ожидать для себя бед? Ведь если вы не видите в этой казни ничего безбожного, если не считаете этого дела ужасным, то сами «вы», говорит, хвастающиеся божественными научениями, высокомерно гордящиеся знанием законов, водрузите крест, совершите злодейное убийство, безбожничайте сами по себе, сами на свои головы возлагая вину за такое нечестие, – пусть это дерзкое злодейство будет иудейским и зло убийства да обратится на вас самих. Если у вас есть закон, подвергающий ни в чём не Погрешившего столь ужасным наказаниям, то пусть это и совершается чрез вас самих, я не приму участия в этом. Приблизительно это, можно думать, сказал Пилат и его речь имеет почти такое значение. Также опять и здесь каждый должен поразиться бесстыдству Иудеев, так как не стесняются правосудия человека даже иностранного, хотя божественный закон изрек о них: «потому что уста священника должны блюсти суд, и закона взыщут от уст его» ( Мал.2:7 ). Ин.19:7 . Отвещаша ему Иудеи: мы закон имамы, и по закону нашему должен умрети, зане Сына Божия Себе сотвори. 1090 Когда тщетною оказалась в самом начале их клевета и никакой доказательности не заключало в —185— себе их новое обвинение в восстании против власти Кесаря, – Господь устранил обвинение в этом словами: «царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, слуги Мои подвизались бы, чтобы не был предан Я Иудеям» ( Ин.18:36 ), – а Пилат против этого справедливо, неподкупно и без угодливости вел суд и говорил ясно, что никакой вины не нашел в Нём, – эти предерзкие обвинители обращаются к другому обвинению: закон, утверждают, есть, осуждающий Спасителя на смерть. Какой же это закон? – Тот, что угрожает наказанием богохульникам. Именно в так называемой книге Левит написано, что некие, принадлежавшие к Иудеям, поспорили, по написанному ( Лев.24:10 ), в лагере, из которых один, сказано, упомянув имя Божие, благоволил (сказано) вместо: проклял и похулил, – потом назначается смерть и жестокое наказание за безбожный язык, так как Бог говорит ясно: «человек, который бы проклял Бога, грех примет на себя и называющий имя Господне да будет умерщвлен: камнями да побьет его всё общество Израильское – пришелец ли или туземец – за произнесение им имени Господня, да умрет» ( Лев.24:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак уже много опоздали мы в царство небесное; итак уже давно стоим праздными для Бога. Впрочем, не пропала наша надежда, только не промедлить бы более. Бог принимает к себе людей во всякое время, и раздаёт щедрую плату приходящим на труд спасения и поздно, и рано ( Мф.20:1-16 ). Он всех, обращающихся к Нему, принимает в число обитателей царства небесного. Поспешим же приготовиться к будущему вечному житию, иначе смерть легко может застать нас неготовыми туда явиться. Аминь. 2. Поучение в неделю 32ю по Пятидесятнице. О благочестивых  обетах Во времена земной жизни Иисуса Христа в Иудейском народе существовало ненавистное сословие сборщиков податей, которое нам известно под именем мытарей. За свои неправды и жестокость мытари считались отъявленными грешниками, так что народ не сообщался с ними и не ел вместе. Когда Иисусу Христу случилось проходить городом Иерихоном, тогда один такой мытарь, по имени Закхей, будучи мал ростом, влез на дерево, чтобы оттуда увидеть проходившего Господа Иисуса. Иисус заметил Закхея на дереве, и, желая спасти этого грешника, Сам выразил намерение посетить дом его. Великодушие Спасителя, удостоившего Своим посещением всеми отверженного грешника, вдруг переменило жестокую душу сборщика податей. “Половину имения моего я отдам нищим”, — сказал Закхей Господу, “и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Вот обещание, данное именно от чистого и кающегося сердца! За то и Иисус Христос вполне простил покаявшегося таким образом грешника, и возвестил ему полное спасение: “Ныне пришло спасение дому сему” ( Лк.19:8-9 ). Многие из нас берут на себя более трудные обеты, а именно: дают Богу обещания совершенно не употреблять мясной пищи, поститься в понедельники, Успенский пост продолжать до дня усекновения главы св. Предтечи Иоанна и т.п., и такие обещания исполняют очень строго. Это, очевидно, уже сверх заповедей св. Церкви. Обещания кажутся великими — велики, по видимому, и те христиане, которые дают их перед Богом. Известно, что мясная пища в положенные дни разрешена всем мирским христианам, что пост в понедельники церковным уставом не положен, а пост Успенский по уставу должен продолжаться только по день Успения Пресв.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Многие протестанты жертвуют десятину, и нет причин, по которым мы, православные, не должны следовать их примеру. Если мы боимся, что это вызовет у нас финансовые затруднения, мы можем начать с меньшей суммы, как женщина в приведенном выше примере или как человек, который только начинает поститься. Однако в конечном счете мы должны дойти до десяти процентов, что является нашим моральным долгом. Это должно стать вопросом совести, как пост или утренние и вечерние молитвы. То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок Нас не должно беспокоить, дают ли десятину другие люди в приходе или как именно приход использует наши деньги (при условии, что нет явной коррупции). То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок. И мы должны отдавать десятину охотно, памятуя о том, что все, что у нас есть, – от Бога и что наша десятина принесет пользу нашей душе, как обещал Господь, Который сказал через Своего пророка: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня… не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? И блаженными называть будут вас все народы…» (Мал. 3: 10–12). Журнал «Orthodox America», август 1997 года. 9 июня 2020 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 28 июня 2021, 19:59 Мир вам! В деяниях 15 очень хорошо описано, что в первую очередь нужно делать и чего не делать обращенным из язычников. Как раз закон Моисея соблюдать не нужно. Левитская и прочие десятины как раз входили в закон Моисея. По поводу десятин до ВЗ. Это было добровольное приношение. Иаков так вообще, судя по его обету, отдал ее через много лет после того, как обещал. Что касается жертвы. 2Кор.9:7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Это может быть любая сумма. Однако стоит думать и проявлять мудрость в этом вопросе. Например по 1Кор.16:2. Отлаживать по состоянию в 1 день недели. Всех благ!

http://pravoslavie.ru/131706.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010