Ученые полагают, что, поскольку в «Евангелии Никодима» шесть раз встречается термин «Богородица», оно не может быть написано ранее Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Следует, впрочем, отметить, что термином «Богородица» пользовались уже авторы III—IV вв., в частности, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Дидим Александрийский: см. G. W. H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 639. 63 См.: C. N. Jefford. Acts of Pilate. — The Anchor Bible Dictionary. 1992. P. 371—372. 64 См.: J. Quasten. Patrology. Vol. I. P. 115—116. См. также: В. Ильин. Запечатленный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926 [репринт 1991 г.]. С. 74—75. Подробнее о датировке «Евангелия Никодима», помимо перечисленного выше, см. также: G. C. O’Ceallaigh. Dating the Commentaries of Nicodemus. — Harvard Theological Review 56. Harvard, 1963. P. 21—58. 65 См.: Иустин. Первая апология, гл. 25 и 48 (дважды упомянуты «Деяния, составленные при Понтии Пилате»); Тертуллиан. Апология 26. 66 См.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, I. С. 41. 67 Все имена заимствованы из Нового Завета: Анна и Каиафа были первосвященниками во время суда над Иисусом (Ин. 18:13—14 и др.), Иосиф из Аримафеи и Никодим участвовали в погребении Иисуса (Ин. 19:38—40), Гамалиил был членом синедриона и учителем апостола Павла (Деян. 5:34; 22:3). 68 О крестном знамении во II—III вв. упоминают, в частности, автор Послания Варнавы (гл. 12) и Иустин Философ (Первая апология 55), а на Западе Тертуллиан (Апология 23 и др. соч.). 69 Ис. 9:1—2. 70 Мр. 1:2—3. Ср. Ис. 40:3; Мал. 3:1. 71 Мр. 1:4. 72 Евангелие Никодима 18 (Цит. по: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, I. С. 47—48). Ср. Мр. 16:16. 73 Евангелие Никодима 19 (Памятники. С. 48—49). 74 Пс. 23:7 (по переводу LXX). 75 Ис. 26:19 (по переводу LXX). 76 Слова принадлежат пророку Осии — см. Ос. 13:14; ср. 1 Кор. 15:55. 77 Евангелие Никодима 20—21 (Памятники. С. 48—52). 78  Пс. 23:8 (по переводу LXX). 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

– Ты слышал, что он был прообразом (τπος), и поэтому не изумляйся, и не ищи в прообразе всего: он не был бы и прообразом, если б имел все, что свойственно только самой истине» 77 . Блаж. Феодорит объясняет, что именно «Владыка Христос по естеству, в действительности имеет каждое из этих свойств. Он без матери, как Бог , потому что рожден от единого Отца; а без отца, как человек, потому что родился от одной Матери, то есть, Девы. Он без родословия, как Бог , ибо не имеет нужды в родословии, потому что рожден от не рожденного Отца. Он не имеет начала дней, потому что рождение Его вечно; не имеет конца жизни, потому что Его естество бессмертно. Поэтому не Владыку-Христа уподобил апостол Мелхиседеку, а Мелхиседека – Христу, потому что Мелхиседек – прообраз Христа, а Христос – истина прообраза» 78 . Условное вечное священство характерно тем, по мысли блаж. Феодорита, что он не передал священство детям, в отличие от Аарона, Елеазара и других. Но и Христос, поскольку пребывает вечно, никому не передает своего священства. Имя Мелхиседек (евр. , Μελχισεδκ у LXX и ап. Павла), « царь правды » также соответствует образу Мессии, который еще пророками был предуказан как «Правда», «Солнце правды» и «Царь праведный» ( Иер.33:16, 23:5 ; Мал.4:2 ; Зах.9:9 ). Это полностью соответствовало чертам Иисуса Христа, зафиксированным в новозаветных писаниях ( 1Петр.2:22 ; Рим.1:17 и др.). Имя города царствования Мелхиседека – Салим (, «шалим», древнее название Иерусалима) показывает его еще как царя мира – но и Христос, по верному замечанию ап. Павла, есть «мир наш», примиривший Собой на Кресте человека с Богом ( Еф.2:14 ). Авраам же был прообразом новозаветного истинного верующего, поэтому свт. Филарет говорит: «Мелхиседек благословляет Авраама, отца верующих, как высший низшего – и во Христе Сам Бог благословляет нас всяким благословением духовным на небесах» 79 . Соотношением указанных типологических образов Мелхиседека и Авраама объясняется и принятие первым десятины . Это – важная деталь, поскольку необрезанный принимает у обрезанного: также Христос будет священником тех, которые не суть обрезанные, но при этом Он примет и благословит приходящих к Нему обрезанных 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Скульптурное (из дерева) изображение Перуна вместе с изображением Велеса, бога стад, принадлежало к древнейшим; и поклонение этим богам было наиболее распространено, что видно из договоров русских с греками. Итак, Перун олицетворял собою гром и молнию вообще тучу; к нему, как к Зевсу, наиболее идут эпитеты – тучегонитель и громовержец. Не даром в древнеславянском переводе греческого сказания об Александре Македонском вместо Зевса поставлен Перун 78 . Со введением в России христианства древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими: многие черты Перуна были перенесены на Илью пророка. Смешение Перуна с Ильей обусловливалось с одной стороны тем, что празднование последнему (20 июля) бывает в пору наибольшего напряжения тепла; к тому же в эту пору часто бывают грозы. В «Ильин день» в деревне никто не станет работать. «Илья мал праздник, но вреден», говорят крестьяне в Смоленской губернии. Главная же причина смешения Ильи с Перуном заключается в библейском рассказе: по молитве пророка Ильи спал с неба огонь и попалил жертву; по молитве же пророка было разрешено небо и напоена водою земля. В апостольском чтении на Ильин день и в молитве во время бездождья также упоминается, что пророк Илья своей молитвой посылает на землю бездождие и открывал дождь 79 . Наконец, о пр. Илье повествуется, что он был взят на небо в огненной колеснице. В народном сознании даже и в настоящее время Илья пророк представляется скорее языческим божеством, чем христианским святым. Когда из надвигающейся тучи гремит гром и сверкает молния и теперь еще (, например, в Смоленской губернии) говорят: «Илья пророк едет в огненной колеснице по небу и мечет свои стрелы в нечистого (беса)». Дожиная ниву благочестивая крестьянка оставляет пучок несжатых колосьев, и это называется: оставить Илье на бороду», – память о некогда приносимых жертвах. Победитель дракона св. Георгий Победоносец (Егорий Храбрый) также носит на себе многие языческие черты, перенесенные на него, вероятно с Перуна 80 . Св. Георгий, победитель змея, считается покровителем стад и вообще животных 81 . Но это сближает его скорее с Велесом. Таким образом языческий элемент сказался в народных легендах об Илье пророке и Георгии Победоносце. Но древние наши книжники игнорировали древне-устное творчество, а потому в обличительной древнерусской литературе мы не знаем особых произведений, которые бы затрагивали вопрос о неправильном веровании в пр. Илью и св. Георгия. Причиной этого, вероятно, было то обстоятельство, что народные верования в этих святых не отражались заметным образом на внешнем культе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Ст.76—77. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышняго; ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их. «Захария переходит с пророчеством к сыну своему Иоан­ну» (Евфимий Зигабен). Наречешься: то есть будешь (ст.32), и таковым бу­дут почитать тебя люди. Пророком: чрезвычайным посланником Божиим, который по особенному вдохновению Божественному должен возвещать волю Божию людям, непосредственно ему сообщаемую от Бога. Всевышне­го, то есть Бога (1:32). Ибо предыдешь и далее: ближе определяется частнейшее предназначение Иоанна при его пророческом служении (ср. ст.17). Пред лицом Господа, то есть Иисуса Христа, Бога воплотившегося. Приготовить пути (ср. Ис.40:3; Мал.3:1; Мф.3и Мк.1:2). Дать уразуметь и далее: разъяснить и внушить народу, что наступает Царство Мессии и спасение народа и мира чрез прощение грехов при покаянии. С такою имен­но проповедью о покаянии и явился Предтеча Христов Иоанн, когда при­шло время (Мф.3и далее и парал.).    Ст.78—79. По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.    От сына своего пророческий взор Захарии опять устремляется к главному предмету созерцания — Мессии, Которого он означает здесь новым образным наименованием, Восток свыше. Выражение заимствовано от вос­хода солнца (Апок.7:2; Мф.5:45), которое только что озарило первыми лучами святую обрадованную землю. Захария созерцает это восходящее Солнце — зачатого и имеющего скоро родиться Иисуса — Мессию, Кото­рый святым учением и искупительною жертвою имеет просветить челове­чество, как солнце освещает землю. Просветить сидящих во тьме и тени смер­тной (Мф.4:14—16). Под сидящими во тьме здесь разумеются не только жители Галилеи, как в указанном месте Евангелия от Матфея, но вообще все люди, по той же причине. Направить ноги и далее: продолжается тот же образ. Люди представляются как путешественники, застигнутые на пути темной ночью, которые сбились с пути, шаги которых, по причине темно­ты, неверны, и которые ждут рассвета и солнца, чтобы найти верную до­рогу и твердыми шагами направиться к своей цели. — Так все человечество до Христа оставалось во мраке неведения и заблуждений; у одного только народа еврейского был светоч — закон и пророки, как мерцающие звезды в темную ночь; но перед пришествием Христа и этот светоч почти погас, и эти звезды почти померкли — была темная и непроглядная ночь. Взошед­шее Солнце — Христос осветил и разогнал этот мрак и человечеству указал верный, мирный, беспрепятственный путь к их вечной цели — нравствен­ному совершенству, спасению и вечной жизни. Так славословие Захарии оканчивается ясновидением отдаленного и отдаленнейшего будущего, ко­торое еще продолжается и теперь, и еще доселе составляет будущее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

26 апреля 1727 года вместе со своим спутником, афонским монахом Дионисием, В. Г. Барский снова сошёл на кипрский берег у Лимасола: “Есть же место то, идеже ми пристахом, рекомое Лемесо (Лимасол), еже есть мал град, и аще здания лепотна суть, понеже от плинф блатяних, не палених зиждемая, но на ровном, веселом же и мягком поле, при брезе морстем стоит” 75 , — писал Барский о Лимасоле. Через четыре дня он уже был в Никосии, где имел аудиенцию у главы Кипрской Церкви, которым тогда был Сильвестр (1718–1731): “Идохом первее к архиепископу всего Кипра, иже есть тамо в великой чести, — сообщает Барский, — и давши нам свое архиерейское благословение, отосла нас на малое пребывание в гостинницу, при храме святаго Антония стоящую, яже иногда бяше монастирь, ныне же мирская церковь” 76 . В. Г. Барскому удалось посетить также ряд храмов и обителей Кипра, находившихся в различных частях острова; он побывал в столичном храме святой Софии, превращённой турками в мечеть: “Наипаче же обретается даже доселе церковь святия Софии, велика и зело прекрасная, от камене резанного зданна, яже издалече вне града зрится, — писал Барский. — Ныне турки превратиша ю на свой мечеть, идеже собирающеся молитву деют, и несть христианину волно внити внутрь” 77 . Барский также приводит важные сведения о количестве храмов, имевшихся в Никосии в 1727 году: “Церковь християнских внутрь града всех суть 9, прочее же все турецкие мечети, иже от святих церквей превратиша; монастира несть ни единаго греческого внутрь, французский же един и едина арменская церковь” 78 . В описании Ларнаки В. Г. Барский традиционно упомянул о епископском служении святого Лазаря в этом городе и, помимо этого, отметил наличие здесь инославных христиан: “Есть же в Ларнаце едина церковь французская и монастирь францешканов, иноков римских” 79 . Барский совершил паломничество в знаменитый монастырь Кикко и описал чудотворную икону, издревле хранившуюся в монастырском храме: “Тамо в храме обретается едина икона Пресвятия Деви Богородици, именуемая Одигитрия, держащая на правици Господа нашего Иисуса яко младенца зело умиленна, сицевим образом, — писал Барский, — Ея же исписание не зрится, — вся покровенна есть, кроме лица, среброкованною шатою. Чудотворением от ветхих времен — даже до нине — прославляемая; пред нею же на всяк день иноци молебний канон поют. Не токмо же кипрский народ, но и окрестние далекие странни в велицем почитании икону ту имут” 80 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

75 меребее бар кндренд Уны алдында изге м т булып хемт ит аласаыбыы влне. 76 ин, Сабый, Аллаы Тлне пймбре тип аталыры, снки Раббыа юл ерлп, Уны алдынан барыры. 77 ин Уны халына гонатары кисерелее аша отолоуары хаында белдерере. 78 Алланы шфте мул, шуны сн бег юарынан та ояшы аласа. 79 Был ут араыла м лем клгенд ултырандара ятылы нуры ибск м бее тыныслы юлына йнлтск. 80 Бала и кн м рухи ятан ныынан. Израиль халына кренер ваыты еткнг тиклем, ул сллект йшгн.   2   айсаны тыуыуы   1 Ул кндр Август айсар тарафынан тотош Рим империяында халы ибен алыра тигн бойоро бирелгн. 2 Был халы ибен алыу тге тапыр, Сри менн Квириний идара иткн млд ткрелгн. 3 Ипк алыныр сн р берее алаына киткн. 4 Йософ та Галилеялаы Назара алаынан Йилге Вифлеема – Дауытты тыуан алаына юлланан, снки Дауыт неленн булан. 5 Ул исемлекк терклерг ен йршелгн Мрйм менн берг баран. Мрйм ауырлы булан. 6 Улар Вифлеемда сата Мрймде бала табыр мле еткн. 7 Мрйм ене беренсе балаын – Улын тыуыран. Ул Уны, йргкк трп, мал утлысаына алан, снки унаханала урын булмаан.   Ктселр м фрештлр   8 Бер нис ктсе ошо тнд шул тирлге яланда ары кткн. 9 апыл улар алдында Раббыны бер фреште пй булан м улары Раббыны данлы балыуы солап алан. Ктселр бик ны уран. 10 – урмаы! – тигн улара фрешт. – Мин ег бт халы сн ур шатлы булырлы ыуаныслы хбр килтерем: 11 Бгн Дауытты алаында ее сн отарыусы тыуы, Ул – Мсих, Раббы. 12 Бына ошо билд аша е Баланы танырыы: Ул мал утлысаында билле ятыр. 13 апыл фрешт янында бик кп фрештлр – кк скре – пй булан, улар Алланы данлаан: 14 – Бейек кктрге Аллаа дан! Алланы е айлап алан м яратан кешелрен ер именлек булын! 15 Фрештлр ккк ктрелгндн у, ктселр бер-береен:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

59 Р’ожа ’йштада атьн к кр’ьк сьнт ф кьн у наве баве wu Зкрийа ле кьн. 60 Ле дийа wu гот: «На, наве wu грке Йу’нна б». 61 Wep’a готьн: «Нава мрьвед тда бь wu нави кск т’н». 62 ьнге waha бь нишана жь баве wu пьрсин к чь нави дьxwaз wu к. 63 wu жи т’хтк xwcm у ль ср ньвиси: «Наве wu Йу’нна й». ’му ’щебмайи ман. 64 Дcmxwдa зар-зьмане ф wu вбу, хбр да, шькьри да Xwдe. 65 Тьрсе ’му щинаред wah гьрт у т’мамийа ч’ийайед Щьустанеда бона ве йке дьат готьне. 66 ’муйед к дьбьистьн, бира xwдa xwй дькьрьн, дьготьн: «Гло в кр’ьке бьб чь?» Чьмки дсте Хдан пер’а бу. П’ехмбртийа ф Зкрийа 67 Баве wu Зкрийа бь Р’’е Пироз т’ьжи бу, п’ехмбрти кьр у гот: 68 «Шькьр жь Хдан Xwдeйe Исраелер’а 69 Жь мала хламе Xw Дawьд 70 чawa wu е бреда бь две п’ехмбред Xwй пироз ф готий, 71 к м жь дьжмьнед xw 72 р’’ме кал-бавед м бьк, пймана ф Xwй пироз 74 wku жь дсте дьжмьна азабуйи, м бькарьбьн бе тьрс у хоф, 75 ’му р’ожед ’мьре xwдa, р’аст у ’лал Wu бь’биньн. 76 Т, ло кр’ько, те п’ехмбре Йе ри Жорьн бейи готьне, 77 у занбуна азайийе бьди щьм’та Wu бь бахшандьна гнед wah. 78 Жь р’’м у ’ба Xwдeйe м чawa жорда р’о к дрте, са we срики бьд м, 79 wku йед к т’ристанийе у бьн сийа мьрьнеда дьминьн р’онайи к 80 Кр’ьк мзьн дьбу у бь р’’ qwam дьгьрт у ’та р’ожа Исраелева хйа бу жи ль бр’ийе ф дьма. 2 Буйина Иса (Мтта 1:18-25) 1 Wah р’ожада жь Awrycmoйe Qйcp ф ’мьр дрк’т, к ’му мрьвед Императорийа Р’омайе бен навньвисаре. 2 в навньвисара пешьн ена Куренйойе wлuйe ф Сурйайеда ат кьрьне. 3 ’му дьчун бажаре xw, к р кс наве xw бьд ньвисаре. 4 Усьв жи жь бажаре Ньсрта Щлиле р’абу враз чу Щьустане, бажаре ф буйина Дawьд, к жер’а Бйтл’м ф дьготьн, чьмки w жь мал у qбuлa Дawьд бу. 5 w чу к т’ви Мрйма дргистийа xw бьк’в навньвисаре. Мрйм жи ’мл бу. 6 Чахе waha ль Бйтл’ме бун, р’ожа wльдahдьha we пер’а гьишт 7 у кр’е xwйu Ньхри ани, w п’еч’кеда п’еч’а у афьр’да дани, чьмки меванханеда бона wah щи т’нбу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

73. Т. е. не может причислиться к городам с многолюдным, в 1000 человек, народонаселением. Вопрос заключает и ответ: нет, ты не мал. 74. Пророчество этого стиха приводится иудейскими книжниками, как Мессианское пророчество, и исполнилось на рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Матф. 2:4-6. 75. Т. е. предаст врагам и страданиям. Кирилл Александрийский, Феофилакт. 76. Под Имеющею родить разумеется Богоматерь. Кирилл Александрийский, Ефрем Сирин и Феофилакт. 77. Слав. ед. ч. возвеличится соотв. μεγαλυνφσεται в компл. и лук. спп., а об. μεγαλυνφσονται — мн. ч., очевидно относится к еврейскому народу, что подтверждается 7—8 ст. 78. Слав. сей соотв. ατη — в 26, 36, 49, 51, 86, 106 и 130, и Феод., в москов. рук., в компл. изд., а в алекс., ват. и др. ατ — ей или: на ней. «Родившийся Старейшина водворит мир между горними и дольними». Ефрем Сирин. 79. По изъяснению блаж. Феодорита и Ефрема Сирина, в 5—6 ст. предвозвещается чудесное поражение Сеннахирима и конечное падение Вавилона (Ис. 13-14 и 36—37 глл.). 80. «Святые потомки Израилевы оросят вселенную и истребит нечестие: пред ними никто нечестивый не устоит». Феодорит. 81. Остаток Иакова. 82. В алекс. и 106, 233 доб. παντα, в слав. и др. греч. нет. 83. В большинстве греч. спп. стоит: λγον — ват., алекс., text. rec. и др., или λγον Κυρου — алекс., только в компл., альд., евр. т. и вульг. нет, а по ним и в слав. нет. 84. Греч. πρς — слав. с контексту не соотв., πρς в знач. пред в языке греческого судопроизводства очень часто употребляется. (Коссович. Греч.-рус. словарь, 47 стр.). 85. Оскобленное дополнение заимствуем из синод. перевода. 86. Слав. Сития соотв. σχονων (ср. Иоил. 3:18), в вульг. setim и евр. т. — долина Ситтим на Моавитской земле к востоку от Иордана, против Иерихона. Числ. 25:1; Нав. 2:1; 3, 1. 87. О воспоминаемых в 5 ст. событиях сказано в Числ. 22-25 гл.; Нав. 5:1-9. Главные события: завоевание заиорданских царств и переход чрез Иордан. 88. В слав. пер. в 3—5 ст. стоит множ. ч. людие Мои и к нему относящияся местоим. перев. мн. ч. ваш, вам, и т. п. По греч. ед. ч. λας употребляются и местоим. ед. ч. σου, σε.., в синод. переводе народ. И мы, пользуясь греч. т. и синод. пер., уклоняемся от слав. т.; наш перевод подтверждается 14—16 ст.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Баварская вост. марка (см. также: Австрия) 20, 29, 32–34, 189, 247–248, 248, 250, 252, 294, 338, 358 Багдад, г. 37 Байхлинген, замок в Тюрингии 231, 232 Балатон, оз. в Венгрии 357 Балканы 65, 93, 349 Балленштедт, замок на юго-вост. Саксонии, юж. Кведлинбурга 232, 232 Балтийский зал., одно из назв. Балтийского м. 145,149 Балтийское м. (Балтика) (см. также: Балтийский зал., Варварское, Длинное м., Скифский берег, Скифское м.) 20, 27, 29, 52,122–128,124,140–143,141,143–144,145–146, 148, 148, 150, 167, 235, 250, 254, 258–259, 267–269, 268, 270, 273, 343 бальзамов обл., историческая обл. на вост. Саксонии 219, 219 Бамберг, г. и еп-во в Германии, на Верх. Майне 115, 158, 253–254 Бардовик, г. в Сев. Саксонии, к юго-вост. от Гамбурга 272, 343 Бари, г. в Апулии 22, 87, 94, 94, 164 Барлетта, г. в Апулии, к сев.-зап. от Бари 95 Баутцен (Будышин), г. в Германии, в земле сербо-лужичан, к вост. от Дрездена 30, 78 Бебжа, р. на сев.-вост. Польши, прав, приток Нарева 280 Белгород, г. и еп-во к юго-зап. от Киева (ныне не существует) 61 Белград, г. на Дунае 357 Белз, г. в верховьях Зап. Буга 310 Бельгия 156, 162, 231 Бельт Большой, прол. между Ютландией и о-вом Фюн 141 Белы Мал., прол. между Зеландией и о-вом Фюн 141 Беневент, беневентанцы, г. и герц-во на юге Италии, к вост. от Неаполя, и их население 777, 117, 164 Берестье (соврем. Брест), г. и кн-во на Зап. Буге 52, 72, 79, 167, 228, 280, 310, 310–313, 317–318,345 Бернбург, г. в Тюрингии 341 бессы, античный нар. 349, 349 Бирка (см. также: Сигтуна), г. в Швеции, на оз. Меларен (ныне не существует) 123–124, 123–124, 144,147, 150, 217, 270 Бихар, г. и еп-во на вост. Венгрии (соврем. Бихария в Румынии) 357, 357, 365 Бич, замок и герц-во в Эльзасе, к сев. от Страсбурга 309 Ближний Восток 20, 330 Боденское оз., на юге Германии, в верховьях Рейна 25, 189 Бозау, г. в Вост. Гольштейне 267 Болгария, болгары (см. также: Западноболгарское царство) 24, 24, 37, 45, 93, 93, 117, 117, 129, 139, 180, 216, 217, 226–227, 239, 248, 248, 367 Болонья, г. в Сев. Италии 296

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ибо не увидите (не может зреть) Его человек и жить (остаться живым): ( Исх. 33:20 ) 55 . страшный делами, Ты обратил (возвратил) человека в тление смертное (неисцельное), ( Втор. 10:17 ; Пс. 66:5; 90:3 ) 56 . ибо Он сокращает (возвращает) и удлиняет дни. () 57 . Сильный крепостью, облекающийся правдою, ( Иов. 37:22, 29:14 ) 58 . кто Бог (могуществен) как Ты долготерпеливый? (( )=μακρθυμος Исх. 34:6 др. ср. 1Пет. 3:20 ; 2Пет. 3:9, 15 ; Иак. 5:7, 8, 10 ) 59 . ненавидящий и отвращающийся грабительства и насилия, ( Ис. 61:8 ) 60 . любящий чистое сердце, Ты внемлешь ищущим блага. ( Пс. 51:12 ср. Мф. 5:8 др.) () 61 . Воспрещающий со властью (прещением) и иссушающий моря, ( Ис. 50:2, 51:10 ) 62 . собравшей, как одежду, все воды в начале: ( Прит. 30:4 ) 63 . спасающий по милости Своей от страшных врагов (букв.: от рогов единорога?), ( Пс. 21:22 ) 64 . разгоняющий грехи (зло) как туман и как облако. ( Пс. 51:11 ; Ис. 44:22 ) () 65 . Создал и сотворил все словом уст Своих, ( Пс. 33:6 ) 66 . ибо все слова Его – правда и суд: 67 . (что) уста Его изрекут, «это делайте и живы будете», ( Быт. 42:18 ) 68 . ибо (говорит Господь) «не хочу смерти грешника» ( Иез. 18:22, 32, 33:11 ) () 69 . Зрящий дали, превознесенный и страшный, 70 . превозносящий престол Свой, и смиренного узнает (увидит): ( Пс. 138:6 ; Ис. 6:1 ) 71 . выступающий с превеликою силою (в величии силы), и носящейся на крыльях орлиных (как орел), ( Ис. 63:1 ; Пс. 18:11 ср. Иер. 48:40 ) 72 . испытующий сердца, и нет пред лицом Его забвения. ( Пс. 70:10 ; Притч. 17:3 др. Притч. 2:17 ) () 73 . Взывающий гласом великим: «Я – Бог и нет еще (другого)» ( Ис 45:6 ), – 74 . «обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ; Мал. 3:7 ): 75 . «приблизьтесь ко Мне» ( Ис. 48:16 ), – с силою обратится (и) Он, 76 . и уши Его внемлющи ко гласу моления бедняги. ( Пс. 130:2 ; Иов. 34:28 ) () 77 . Милостивый и благосердный, суди нас в милости и оправдай нас в суде, – ( Исх. 34:6 ; Пс. 85:15; 103:8 ) 78 . ибо мы – прах и пепел: ( Быт. 18:27 ; Пс. 103:14 ; Иов. 30:19, 42:6 ) 79 . превознесенный в высоких, Царь в небесах (облаках), 80 . внемлющий с высот воплю бедняков! () 81 . Небеса – престол Его и земля – подножие ног Его, ( Пс. 11:4 ; Ис. 66:1 ) 82 . величие (правда) – панцирь Его и свет – одежда Его: ( Пс. 104:2 ) 83 . имя Его страшно весьма, (но Он) милостив и благосерд, – 84 . во всяком роде и роде пребывает правда Его. () 85 . Правы пути Его, и нет в Нем неправды, – ( Пс. 17:31, 33 ) 86 . в каждое утро дает на свет (являет) суд Свой: ( Соф. 3:5 ) 87 . взвешивающий сердца, великий делами, – ( Притч. 21:2, 24:12 ; Иер. 32:19 ) 88 . кто изречет могущество Господа? ( Пс. 106:2 ) 89 . как написано: «кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» ( Пс. 106:2 ). Приведенный текст приписываемых Симону Кифе молитв и библейские параллели могут давать следующие соображения по вопросу об отношении этих пийютимов к подлинным творениям ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010