Святыни монастыря хранятся в главном соборе во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Примечательно, что здесь, в храме, на месте престольной иконы находится образ святого Петра Цетинского. Собор украшает богатый резной иконостас, выполненный греческими мастерами в середине XIX в., а иконы написаны, по одним источникам, Николаем Аспиоти с острова Корфу, а по другим – братьями Джиновски из Македонии. Главная реликвия – десница, нетленная правая кисть Иоанна Крестителя, покоится в драгоценном ковчеге, покрытая плащаницей. Путь ее в черногорский монастырь был непрост и запутан. Согласно древнего предания, тело Иоанна Предтечи было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Позднее евангелист Лука, проповедуя в Палестине и Сирии, получил частицу мощей пророка, его правую руку и оставил в Антиохии. В X в., когда мусульмане овладели Антиохией, десница была перенесена в город Халкидон, а затем в Константинополь, где хранилась до взятия города турками в 1453 г. Позднее святыня оказалась в числе реликвий у Мальтийского рыцарского ордена иоаннитов. После посвящения российского императора Павла I в магистры ордена святыня, вместе с другими реликвиями, была преподнесена ему в качестве дара и хранилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце. После революции реликвии ордена были тайно вывезены в Эстонию, а затем в Данию. Они некоторое время хранились у Марии Федоровны, матери Николая II, в Копенгагене, а затем были преподнесены последней правящей югославской династии Карагеоргиевичей и хранились в Белграде. Во время Второй мировой войны королевская семья покидает страну, а святыни прячутся в одном из отдаленных черногорских монастырей. Затем следы их на много лет теряются, и они считаются утраченными. И лишь спустя десятилетия реликвии чудесным образом обнаруживаются непострадавшими в подвалах черногорского ЧК и передаются в Цетинский монастырь. В церкви Рождества Богородицы погребены многие черногорские владыки: черногорский князь Даниил I Петрович-Негош и его брат, воевода Мирко, прозванный в народе за свои выдающиеся победы над турками «мечом Черногории», и другое.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В Юрьевом монастыре с владыкой Львом. Великий Новгород. Отрадно видеть в одном месте цветение живой Церкви, проникнутой духом обновления, и при этом – знаменитые древние святыни, такие как Святая София, Варлаамо-Хутынский монастырь, Юрьев монастырь, Покровский храм, музей при Святой Софии... Нам не хватило времени, чтобы увидеть и остальные святыни Новгорода, но и несмотря на это наши сердца были исполнены переживанием неповторимой красоты и свежести исконного русского Православия, которым дышит этот город. В Юрьевом монастыре. Великий Новгород – Вы не в первый раз приезжаете в Россию и привозите святыни. Несколько лет назад вы были непосредственным участником принесения на территорию Русской Православной Церкви десницы святого Иоанна Предтечи. Какое значение, по вашему мнению, имеют такие события для обеих наших Церквей – Русской и Сербской? – Я и сейчас храню самые прекрасные воспоминания о великих церковных торжествах в Москве и Нижнем Новгороде, где мне довелось быть по случаю принесения десницы святого Иоанна Крестителя. Тогда мы удостоились великой чести сослужить блаженнопочившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию с молитвенным участием десятков тысяч русских благочестивых людей. Десница Иоанна Предтечи. Цетинский монастырь. Черногория. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Этот нынешний наш визит в Россию был фактически продолжением прошлого в том смысле, что он еще раз напомнил о чудесной истории трех великих святынь во время нашего посещения дворцовой церкви в Гатчине, где они находились более ста лет. Это освежило в нашей памяти и время императора Павла Романова, которому Мальтийский орден неслучайно подарил эти святыни – ведь он был христианским императором и искренне верующим человеком. После гибели царской России эти святыни для того, чтобы они не подверглись осквернению безбожниками, были переданы на хранение нашему королевскому Дому Карагеоргиевичей, потому что король Александр, как православный монарх, тоже был глубоко верующим человеком. Здесь можно увидеть и определенные исторические параллели. На наш взгляд, принесение в дар от сербского народа (благодаря Мише Бранковичу) иконы «Млекопитательница» вновь подтверждает и освежает наши старые связи с Александро-Невской лаврой и русским народом. Очень важно помнить, что вечный покой в лавре обрели три наших великих серба XVIII века: Патриарх Сербский Василий (Йованович-Бркич), митрополит Черногорский Василий (Петрович) и граф Савва Владиславич почивают под сводами Благовещенского храма в лавре. Такие напоминания указывают на два момента: при том, что есть огромная несоразмерность между сербским и русским народами в политическом, экономическом, военном и геополитическом отношениях, мы, если смотреть глубже и осознанней, духовно, культурно и на своем историческом пути всегда были и оставались единым целым.

http://pravoslavie.ru/62682.html

Эта тема прозвучала и во всех последующих приветствиях и выступлениях: митрополита Киринского Афанасия -- представителя Александрийского патриарха при Московском патриархате, митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла, митрополита Закинского Хризостома. Высокие представители Поместных Церквей подчеркивали единство православных святынь в разных странах, а также заверяли в готовности принимать паломников из России. О готовности не только принимать, но и оказывать бесплатную медицинскую помощь паломникам из России заявил на конференции чрезвычайный посол Суверенного Мальтийского Ордена в РФ Джанфранко Факко Бонетти. «Мы идем вместе по единому паломническому пути на соединение с самим Богом», - сказал митрополит Хризостом. «Церковь дает человеку через паломничество радость отдыха, не позволяя при этом опуститься до развращающего потребительского отдыха», -- так видит он особенность путешествия к святыням. Заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) Николай Лисовой приветствовал участников конференции от имени этой старейшей общественной организации в России. По его словам, организация паломничеств во Святую Землю и поддержка паломников была одним из главных направлений деятельности ИППО с самого его основания: ежегодно в XIX в. ИППО отправляло 10-11 тыс. паломников из России, многие из которых жили на подворье ИППО за символическую плату. Н.Лисовой выразил надежду на восстановление паломнической деятельности ИППО «в прежних масштабах». Далее с основным докладом выступил епископ Егорьевский Марк. Он сообщил, что за последние годы наблюдается стремительный рост числа паломнических служб в России: так, если 10 лет назад их было всего 20, то теперь их более 500. Новый импульс развитию паломничества в Русской Православной Церкви задали многочисленные паломнические поездки ее предстоятеля: епископ Марк подчеркнул, что в большинстве случаев путешествия Патриарха Кирилла – В Санкт-Петеребург, на Валаам, Соловки, на Украину – носят паломнический характер. Говоря о развитии паломнического движения в Русской Православной Церкви, докладчик подробно остановился на проблемах, среди которых самой главной он считает подготовку сопровождающих, которые в идеале должны быть не только гидами, но и «вдохновенными проповедниками», а также проблемы размещения паломников, координации потоков во время больших церковных праздников и т.д.

http://pravoslavie.ru/32911.html

Случилось к тому же, что как раз в это время сгорел любимый им храм Аполлона в Дафне 6622 . Подозревая в поджоге его христиан, разгневанный царь приказал, в отмщение им, публично сжечь главную святыню Антиохии – десницу святого Иоанна Крестителя. Но верующие антиохийцы, как оказалось, еще до прибытия к ним Юлиана, скрыли свою святыню в одной городской башне, и все розыски ее исполнителями царской воли остались напрасными. По смерти Юлиана, святыня эта вновь была положена ими в главном храме города, где и находилась еще около шестисот лет, до времени завоевания Сирии мусульманами. В 639-м году пала Антиохия, а вместе с нею попала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз Византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною из порабощенного нечестивым народом города в столицу христианского царства. В 959-м году благочестивый диакон антиохийской церкви Иов, – старавшийся не раз склонить сосудохранителя церкви святого Петра, где вместе с священными сосудами и другими драгоценными предметами хранились в особом помещении десница Крестителя, отдать ему сию святыню, но всегда напрасно, – решился, наконец, воспользоваться слабостью сосудохранителя: во время крепкого его сна от излишнего употребления вина, Иов взял ключи от церкви и ночью похитил святыню. С своею драгоценною ношею он отправился прямо в Константинополь. Достигнув Халкидона 6623 , он послал в Константинополь известие об унесенном им из Антиохии сокровище. Вскоре же за ним прибыл в Халкидон царский корабль с патриархом и царскими сановниками. Спустя немного времени, царь и весь народ с великим торжеством, умилением и восторгом встречали на Босфоре с таким трудом добытую святыню «как будто самого Крестителя, с небес пришедшего». Она отнесена была в дворцовую церковь . Замечательно, что десница Крестителя, некогда прикоснувшаяся главы Владыки Господа, внесена была в эту церковь , как раз в навечерие Богоявления и притом пред самым освящением воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую . В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г. В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы - новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

( < < back) Празднование в память перенесения Мальтийских святынь этом свидетельствует еще св. Кирилл Иерусалимский, живший в IV веке (в том самом, в котором был обретен и Крест Господень). В одном из своих «Огласительных слов» он говорит, что вся вселенная уже в его время имела части древа крестного. И даже в самом сказании об обретении Креста Господня упоминается о том, что святая царица Елена отделила часть от обретенного креста и отослала ее к сыну своему Константину на благословение его царства. В V веке частицы Креста Господня были уже не только достоянием многих церквей Востока, но, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст, даже из частных лиц «многие, обложив золотом частицу Креста, носили ее при себе на шее». замечательны в этом отношении ополчения Западной Европы в конце XI века, известные под именем крестовых походов. Имя, данное им, ясно свидетельствует о том, что побуждало Западных христиан несчетными полками переправляться через неизвестные земли, моря и пустыни: побуждало их к тому желание видеть древо Честного Креста не поруганным. Наиболее значительных походов было восемь: первый — в 1096 г., второй — в 1147, третий — в 1190 г., четвертый — в 1202 г., пятый — в 1217 г., шестой в 1228 г., седьмой в 1248 г., восьмой — в 1270 г. Иоаннитов возник в 1047 г. Основателем его считается богатый купец Мавр, из Амальфи, который вместе с некоторыми другими добился у египетского халифа разрешения построить в Иерусалиме для паломников убежище и церковь. де-Пюи был избран начальником ордена Иоаннитов в 1118 г. или Калиф — титул преемников Магомета, обладавших высшею духовной и светской властью у мусульман. город Финикии, к югу от Тира; Кипр — остров на северо-востоке Средиземного моря, близ берегов Малой Азии; Родос — самый восточный остров Эгейского моря; Мальта — остров на Средиземном море, между Сицилией и северным Африканским прибрежьем. Путеводительницей — Божия Матерь называется потому, что Она направляет людей на путь спасения. 626 г., в царствование Византийского императора Ираклия, Сивар, полководец Персидского царя Хозроя, обложил с моря и суши совершенно беззащитный Константинополь (император с войском был в далеком походе). И когда патриарх Сергий погрузил ризу Богородицы в воды залива, — поднявшаяся буря взволновала воды залива и потопила стоявшие там неприятельские корабли. В память сего события, была составлена благодарственная песнь Божией Матери, которую молящиеся должны были выслушать стоя, почему она и получила название «неседальной песни» или акафиста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Конечно, такое плутание в «каменных джунглях» – на любителя, но старый город никогда не предстанет во всем своем великолепии, если положиться на маршрут назойливых гидов, мало разбирающихся в историческом материале. Прелюдия к главе 5 Теперь, после описания славного острова Родоса и его достопримечательностей, самое время вернуться к несколько отложенной ранее теме и проследить историю мальтийско-родосских святынь, хранящихся ныне в черногорском Цетинье. Глава 5. Родос: Святыни ордена иоаннитов В отношении части Животворящего Креста Господня и десницы (правой руки) Иоанна Крестителя можно определенно сказать, что их обретение орденом связано с тем временем, когда госпитальеры были на острове Родос (1309–1522), поэтому они с тем же правом могут быть названы как мальтийскими, так и родосскими. К святыням ордена иоаннитов (госпитальеров) относятся три великие христианские реликвии: часть Животворящего Креста Господня, десница (правая рука) Иоанна Крестителя и Филермская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Эти святыни еще известны как мальтийские в связи с пребыванием в XVI- XVIII веках ордена на Мальте. Автор не располагает данными, когда орден овладел частицей Животворящего Креста. В отношении десницы Крестителя все куда более определенно. Считается, что правую руку Крестителя – ту самую, что он возложил при крещении на Господа Иисуса, – перенес святой Лука из Севастии в Антиохию, а оттуда она по прошествии веков через Халкидон попала в столицу Византийской империи – Константинополь. Там от нее были отделены два пальца, один из которых попал в Студийский монастырь и ныне пребывает в стамбульском Музее дворца Топкапы, а другой был подарен Сербской Церкви и после гибели сербского государства под натиском турок попал в итальянскую Сиенну. После взятия Константинополя в 1453 году турками десница Крестителя, как и многие иные величайшие христианские святыни, оказалась у них. Как подробно рассказано в предыдущей главе, в 1480 году Родос перенес турецкую осаду: рыцари и местные жители доблестно отбили нашествие врага, превосходившего их по численности в двести раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поселившись в Новгороде, работал в различных учреждениях. В этот период семья Б. подружилась с «лишенками» - Т. Н. и Н. Н. Гиппиус, работавшими в кремлевском музее. 29 июля 1938 г. Б. был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации ленинградского духовенства и организации диверсионной группы для взрыва Новгородского кремля и Софийского собора. Следствие велось с применением «конвейера», допросов «с пристрастием» и т. п. Весной 1939 г. Б. в тяжелом состоянии был доставлен в тюремную больницу. 7 мая 1939 г. дело в связи с арестом Н. И. Ежова было прекращено, 9 мая Б. был освобожден. Поселившись с семьей в Покров-Мологе, в 2 км от пос. Пестово Новгородской обл., работал бухгалтером в районной больнице. В 1944 г. архиеп. Григорием (Чуковым) был принят в клир Московской Патриархии и 25 сент. 1945 г. назначен 2-м священником собора св. ап. Павла в Гатчине Ленинградской обл. На Пасху 1946 г. возведен в сан протоиерея. В результате реставрационных работ, непосредственное руководство к-рыми осуществлял Б., зданию собора и его интерьеру к 1949 г. почти полностью был возвращен первоначальный облик, задуманный архит. Р. И. Кузьминым . 1 нояб. 1949 г. Б. был назначен настоятелем Павловского собора. Он восстановил торжественное празднование перенесения в Гатчину Мальтийских святынь . В нижнем храме Б. устроил новый придел - в честь особо чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали», во время немецкой оккупации Гатчины в период Великой Отечественной войны этот образ был найден невредимым в обгоревшем доме. 10 июня 1955 г. Б. был назначен настоятелем мариенбургской Покровской ц. (Гатчинский р-н), к-рой также вернул прежнее благолепие, благоустроил и прилегающую к храму территорию, привел в порядок небольшое кладбище. В окормляемую им общину входили мн. бывш. иосифляне, почитавшие его как старца. Богослужения в Покровском храме совершались строго по уставу, без сокращений, что привлекало многочисленных богомольцев. В нач. 60-х гг. в храме иногда служил простым священническим чином митр. Пимен (Извеков) , впосл. Патриарх. С апр. 1967 по 27 мая 1974 г. Б. состоял членом Ленинградского епархиального совета. Весной 1976 г. переведен за штат, остался почетным настоятелем Покровского храма. Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 2-й степени и 31 дек. 1982 г., к 90-летнему юбилею,- св. прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Похоронен за алтарем Покровской ц.

http://pravenc.ru/text/77854.html

22 октября 1928 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, чин освящения храма совершали митрополит Антоний, архиепископ Серафим, возглавлявший западно-европейскую епархию, епископ Тихон и сонм духовенства. Присутствовал племянник Царя-Мученика, Его Высочество Князь Никита Александрович, и множество молящихся. В субботу 28 окт. ст. ст. незадолго перед всенощной, я посетил митрополита Антония, проживавшего в покоях владыки Тихона. Он доверительно сообщил мне, что недавно был у него кн. С. А. Долгорукий, состоявший в Копенгагене при императрице Марии Феодоровне, незадолго перед этим скончавшейся. Он, по поручению Великой Княгини Ксении Александровны, исполнявшей волю Матери, привез владыке величайшую Святыню: чудотворную икону Божией Матери Филермскую, по преданию написанную Св. ев. Лукой и освященную благословением Богоматери, нетленную руку Иоанна Крестителя и частицу древа Креста Господня. В 1204 г. святыни были захвачены в Царьграде латинянами крестоносцами, перенесены в Палестину, оттуда на остров Мальту. В 1799 г. святыни были принесены мальтийскими рыцарями в дар императору Nabлy I, великому магистру ордена. Находились оне в церкви Зимнего дворца; с 12 по 22 октября пребывали в гатчинском соборе св. ап. Павла. Там оне остались после октябрьского переворота большевиков в 1917 г. Одно время Гатчина занята была добровольческой армией ген. Н. Н. Юденича. Когда началось отступление армии, находившийся при ней бывший тобольский губернатор Н. А. Ордовский-Танаевский вывез святыни из Гатчины и позднее доставил Государыне императрице Марии Феодоровне. С величайшей радостью приложился я к Святыням и, с благословения владыки, участвовал вскоре при перенесении Святынь в храм. Приблизительно через пол года Святыни, с помощью сербской дипломатической миссии, были перевезены в Белград, где пребывали в королевской дворцовой церкви. Во время паники, охватившей сербский власти, после бомбардировки Белграда немцами в 1940 г., Святыни пропали. К сожалению, финансовые расчеты владыки Тихона не оправдались. Квартиры сдавались туго. Не хватало денег для расплаты с банком. Пришлось просить о пожертвованиях. Призывали к этому мы, монархисты, на страницах нашего парижского журнала «Двуглавый Орел». В итоге – дом с храмом перешел к кредиторам. Бедный владыка Тихон тяжело переживал этот удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

" За четыре года правления император многое сделал для Русской Церкви: увеличил штатное жалованье духовенства, начал награждать его орденами, скуфьями, наперсными крестами и митрами, увеличил вдвое ассигнования на духовные школы, принял меры для обеспечения содержания вдов и сирот священнослужителей, учредил Санкт-Петербургскую и Казанскую духовные академии. Всего за столетие Санкт-Петербург стал третьим после Москвы и Киева православным центром огромной державы. Царь способствовал перенесению в Россию от рыцарей Мальтийского ордена Филермской иконы Божией Матери, десницы Иоанна Крестителя и части Животворящего Креста Господня, даровал в 1797 году Александро-Невскому монастырю статус лавры, увеличил число монастырей с 385 до 452. И главное, постарался преодолеть трагедию раскола Русской Церкви, русского этноса и русского ментального поля, возникших в результате реформ Патриарха Никона " , - подытожил отец Вадим. Он сообщил, что утром 25 марта в храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове прошла панихида по государю. Он организовал строительство храма в 1778 году, будучи цесаревичем, назначил архитектором Юрия Фельтена. Из старинных путеводителей по городу известно, что император не только пел на хорах, но и в праздники жертвовал певчим за труды, а все сосуды в храме были с его вензелем. Сотрудница Каменноостовского дворца Елена Копылова рассказала об истории дворца, отметив, что он был первой собственной резиденцией наследника. Дворец практически не изменился с момента постройки, это было первое строение в стиле строгого классицизма в Санкт-Петербурге. Протодиакон Владимир Василик в докладе " Павел I и Наполеон " отметил, что царя упрекают в самодурстве и непоследовательности, укоряют в союзе с Наполеоном, и привел примеры того, что, напротив, он проявил прозорливость, стратегическую дальновидность и широту взглядов, что позднее помогло России выиграть войну 1812 года. Выступавшие говорили о почитании государя, его наследии в жизни Церкви, судьбе Мальтийских святынь, традициях церковного поминовения Дома Романовых, истории строительства Харлампиева монастыря в Гатчине. В перерывах между докладами певец Геннадий Пономарев исполнил духовные песнопения, состоялись премьеры его песен о Павле I, прозвучала песня о царственных мучениках.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010