О «Гатчинских святынях», Ордене иоаннитов и преподобномученице Марии Гатчинской Беседа с историком Виктором Васильевым Ирина Ахундова В 1798-м году рыцари Мальтийского ордена преподнесли в дар Императору Павлу I десницу святого Иоанна Предтечи, а в 1799-м году из Мальты в Санкт-Петербург доставили еще две святыни: чудотворную Филермскую икону Божией Матери и Часть Древа Животворящего Креста Господня. В 1923-м году итальянские власти через своего посла в Москве попросили советское правительство вернуть святыни Мальтийского ордена, но их в России уже не было. Несмотря на это, праздник принесения трех величайших святынь христианского мира из Мальты в Гатчину дожил до наших дней. Он отмечается 12/25 октября. О том, как Мальтийские святыни стали Гатчинскими и почему сейчас они находятся в Черногории, рассказывает секретарь комиссии по канонизации Гатчинской епархии Виктор Васильев, историк и писатель, автор книги «Судьбы и тайны великих святынь». – Виктор Александрович, вы являетесь и специалистом по гатчинским святыням, много знаете об их перенесении из Мальты в Гатчину. Когда была возрождена прерванная в 1919-м году традиция проведения ежегодного крестного хода по Гатчине? – В 1999-м году, в ходе празднования 200-летия принесения святынь из Мальты в Гатчину, здесь впервые спустя много лет прошел крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца в Павловский собор. В следующем году исполнится 25 лет со дня возрождения крестного хода настоятелем Павловского собора митрофорным протоиереем Владимиром Феером – благочинным Гатчинского округа. День 12/25 октября был одним из главных праздничных дней не только для жителей Гатчины, но и для многих православных христиан Санкт-Петербургской митрополии – для духовенства и паломников из разных благочиний. В крестном ходе, который официально стал праздником Гатчинской епархии, мы, конечно, несем не сами Гатчинские святыни, которые с 1799 по 1919 год были достоянием России, а потом вынужденно покинули ее, а их «копии». – Почему церковное празднование святыням было установлено именно 12/25 октября?

http://pravoslavie.ru/156909.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Десница святого Иоанна Крестителя и Мальтийский орден О подоплёке трагических событий в Черногории 31.12.2019 4907 Время на чтение 4 минуты Столь решительное «наступление» черногорских властей на Черногорско-Приморскую Митрополию Сербской Православной Церкви поневоле даёт повод задуматься: кто стоит за спинами бывших комсомольцев и безбожников? И здесь мы должны вспомнить рассказ первого президента Черногории (1990-1998) Момира Булатовича о том, как Мальтийский орден предлагал ему 100 (!) миллионов долларов за возвращение великих христианских святынь в Рим (Десница святого Иоанна Крестителя, Частица древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери, написанная, по преданию, Апостолом Лукой). Тогда Момир Булатович, по его же словам, совершенно не представлял, какую святыню всего христианского мира хранит Сербская Православная Церковь. Напомним, что великие святыни христианского мира находились в Ромейской империи до захвата Константинополя католиками-крестоносцами в 1204 году. Затем они были перевезены крестоносцами сначала на Крит, а затем на Мальту, где расположился Мальтийский орден. В 1798 году Мальту захватил Наполеон. Мальтийские рыцари попросили защиты у Российского Императора Павла Петровича, который согласился принять титул Великого магистра Мальтийского ордена. Император планировал превратить Мальту в губернию Российской империи и создать на острове военно-морскую базу для обеспечения наших интересов в Средиземном море. В 1799 году великие христианские Святыни были привезены в Россию и 12 октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. Затем их перенесли из Гатчины в Санкт-Петербург, где их поместили в придворной Большой церкви Зимнего дворца. В память об этом событии через год после передачи Святынь Святейший Синод нашей Церкви установил 12 октября 1800 ежегодное празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя. Этот праздник торжественно отмечается Русской Православной Церковью до сих пор 25 октября (12 октября по юлианскому календарю).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/31/de...

Предстоятель Православной Церкви в Америке совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке 16 января 2011 г. 18:47 16 января 2011 года Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона возглавил служение Божественной литургии в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке . Блаженнейшему Владыке сослужили настоятель храма, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек ( Православная Церковь в Америке ), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд) , помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Дмитрий Сизоненко, протоиерей Милош Весин ( Сербская Православная Церковь ), секретарь Венгерской епархии священник Кирилл Татарка, клирики прихода. Перед началом богослужения Блаженнейший Митрополит Иона поклонился главной святыне храма — чтимой иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». За Божественной литургией пели Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и сербский хор «Святой Стефан Дечанский» (художественный руководитель Тамара Петиевич). В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в России Елица Курьяк, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мальтийского ордена в Российской Федерации Джанфранко Факко Бонетти. По завершении Божественной литургии Предстоятеля Православной Церкви в Америке приветствовал митрополит Волоколамский Иларион: Ваше Блаженство дорогой Владыка Митрополит Иона! Ваше Преосвященство владыка Мелхиседек! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы сердечно приветствовать Вас, Ваше Блаженство, в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», который Вы посещали уже прежде, но сегодня впервые совершили здесь Божественную литургию. Храм имеет богатую историю: он построен там, где когда-то пролегал путь русских людей в Золотую орду, потому и улица сия называется Большой Ордынкой. На этом месте стоял храм во имя преподобного Варлаама Хутынского, который был впоследствии как бы поглощен храмом большего размера — в честь Преображения Господня, где правый придел посвящен этому великому новгородскому святому, а левый придел освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — одной из святынь Первопрестольного града Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/1386341.ht...

Церковь Спаса Нерукотворного образа в Эрмитаже (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Домовой храм Спаса Нерукотворного образа был освящен в 1763, ныне является объектом культурного наследия РФ. Престольный праздник: 29 августа, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Содержание История [ править править код ] Закладка Церкви состоялась 14 октября 1753 года, когда у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Придворная церковь была размещена в юго-восточной части второго этажа — на месте существовавшей при дворце Анны Иоанновны, которая 19 октября 1735 года была освящена архиепископом Феофаном Прокоповичем. Когда 6 апреля 1762 года архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, строительство собора не был ещё завершено, ввиду чего вместо него была освящена временная Воскресенская церковь. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, был помещён в молённой при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый после пожара собор. В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений, в частности святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь этого обретения реликвий Правительствующий Синод установил в честь «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» новый церковный праздник, отмечаемый, начиная с 1800 года, 12 (25) октября. С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_...

В Черногорию вылетела делегация, которая завтра доставит в Москву десницу Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 6 июня 2006 г. 13:42 Из Москвы в черногорский Цетинский монастырь во вторник отправилась делегация Московского Патриархата и Фонда Андрея Первозванного (ФАП), которой предстоит доставить 7 июня в российскую столицу одну из наиболее почитаемых святынь православного мира — десницу честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Накануне, принимая председателя Попечительского совета ФАП, президента РЖД Владимира Якунина, Святейший Патриарх Алексий благословил программу принесения святыни для поклонения верующих в Россию, Белоруссию и на Украину. «Я убежден, что это большой духовный подарок всему православному русскому народу», — сказал Предстоятель Русской Церкви. В.И. Якунин, в свою очередь, подчеркнул, что деятельность ФАП, в том числе принесение в Россию из стран зарубежья православных святынь, основана на помощи индивидуальных дарителей и отечественных предприятий. 7 июня святыню торжественно встретит московское духовенство, после чего десницу Предтечи доставят на Патриаршее Всенощное бдение в Храм Христа Спасителя. В этом кафедральном соборе ковчег с десницей Иоанна Предтечи, которую пророк возложил на голову Христа в миг Крещения Сына Божия в водах Иордана, будет находиться с 7 по 16 июня. Затем святыня посетит Чебоксары (20 июня), Екатеринбург (22 июня), Челябинск (25 июня), Саратов (27 июня), Владикавказ (29 июня), Ростов-на-Дону (1 июля), Минск (3 июля), Санкт-Петербург (6 июля) и Киев (12 июля). После пятидневного пребывания в столице Украины мощи Иоанна Крестителя вернутся в Черногорию. Справка: По окончании земной жизни Иоанна Крестителя тело величайшего святого было погребено в Севастии. Затем евангелист Лука перенес десницу Предтечи в Антиохию, а когда возникла опасность захвата города магометанами, христианскую святыню перевезли в Константинополь. Позже она оказалась на Мальте. В 1799 году Мальтийский орден, который возглавил Павел I, передал десницу Предтечи в Россию (вместе с частью Креста Господня и знаменитой Филермской иконой Богородицы). До 1919 года святыни находились сначала в Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге. После революционных потрясений они покинули пределы России и считались утраченными. Десница Иоанна Крестителя была обретена лишь в 1993 году в черногорском монастыре в городе Цетинье. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/118076.htm...

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным. Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена . Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 – начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла .

http://bogoslov.ru/article/3741485

Главный престол собора освящён во имя Святого апостола Павла, правый придел — во имя Святых Константина и Елены, левый придел — во имя Марии Магдалины. Главный и поперечный нефы собора значительно шире и выше угловых компартиментов. Ветви центрального креста украшены большими коринфскими колоннами, спаренными у подкупольных пилонов. Стены собора светло-зеленые. Над притвором устроены хоры, расположенные на большой высоте. Солея поднята на пять ступеней, перед главным иконостасом она значительно шире, чем в приделах. Иконостасы в соборе были изготовлены по рисунку археолога Ф. Г. Солнцева резчиком Скворцовым из греческого кипариса. Иконостасы были выполнены двухъярусные, с резьбой и украшениями из красной фольги. Над царскими вратами и над иконами местного чина сделан резной карниз. В главном алтаре в два яруса расположились иконы святых-покровителей членов императорской фамилии. Все иконы живописные были написаны художником П. М. Шамшиным. У царских врат среднего иконостаса, по воле Николая I, помещена копия с иконы Филермской Божьей Матери, находившейся в церкви Зимнего дворца (художник Бовин). Остальные иконы иконостаса были написаны Ф. А. Бруни, М. И. Скотти, Ф. С. Завьяловым, В. А. Серебряковым, А. Ф. Перницем. Исторические образа иконостаса были утрачены, и, после возобновления служб в храме, были написаны новые. Ф. С. Завьяловым выполнена также стенная живопись — Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов — Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе — двенадцать пророков и четыре евангелиста работы П. М. Шамшина. На стенах собора, ближе к выходу, в кипарисовых рамах висели вызолоченные доски, на которых были начертаны названия полков, служивших в Гатчине при Павле и из которых впоследствии был сформирован лейб-гвардии Егерский полк (в 1856—1871 годах — лейб-гвардии Гатчинский полк). Традиции [ править править код ] После войны настоятелем собора протоиереем Петром Белавским было воссстановлено ежегодное торжественное празднование Дня пренесения мальтийскийх святынь в Гатчину (12/25 октября). Накануне служилось всенощное бдение. Изображения мальтийских святынь полагались на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, священнослужители и прихожане под звон колоколов следовали крестным ходом со святынями из верхнего храма в нижний. Во время шествия пели особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение». В нижнем храме заканчивалось бдение, там же обычно служили и раннюю литургию в сам день праздника. Поздняя литургия совершалась архиерейским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течение месяца, до дня отдания праздника, у изображений мальтийских святынь пелись молебны.

http://azbyka.ru/palomnik/Павловский_каф...

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России» . Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому . Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: «1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери – риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли «белые» и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей ИоаннБогоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними – ни причту, ни Приходскому совету – неизвестно» .

http://bogoslov.ru/article/3741485

Александра Невского Собор в Софии ). В эпоху царствования А. Россия переживала сложный период своей социально-политической истории. Воинствующий нигилизм, атеизм и крайний социальный радикализм стали идейным фундаментом политического терроризма, к-рый приобрел особо опасный характер к кон. 70-х гг. В борьбе с гос-вом конспираторы-экстремисты ставили своей главной целью цареубийство. Со 2-й пол. 60-х гг. жизнь А. находилась в постоянной опасности. Всего на А. было совершено 6 неудачных покушений, в т. ч. взрыв царского поезда в 1879 г. и взрыв в Зимнем дворце в 1880 г. Проявляя исключительное гос. и личное мужество, А. продолжал курс реформ, осуществление к-рых считал исторической необходимостью и главным делом своей жизни. В 1880 г., несмотря на попытки экстремистов дестабилизировать жизнь в России, была создана Верховная распорядительная комиссия с широкими полномочиями по углублению гос. преобразований, призванных укрепить союз гос-ва и общества, в конце царствования А. склонился к необходимости введения в России ограниченного общественного представительства при Гос. совете. Однако реформаторским планам А. не суждено было осуществиться полностью. 1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала в Петербурге А. был смертельно ранен членом террористической орг-ции «Народная воля» И. И. Гриневицким. На месте убийства императора был воздвигнут в 1883-1907 гг. храм Воскресения Христова («Спас на крови») - выдающийся памятник архитектуры, одна из главных святынь С.-Петербурга. Лит.: Чичагов Л. М. [сщмч. Серафим]. Пребывание царя-освободителя в Дунайской армии в 1877 г. СПб., 1887. СПб., 1995р; Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного белого духовенства в царствование императора Александра II. Каз., 1898; Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902; Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 19112. 2 т.; Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992; Захарова Л. Г. Александр II//Российские Самодержцы (1801-1917). М., 1993; Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.; Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX в. Р.-н./Д., 1998. А. В. Прокофьев, С. Н. Носов Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798) «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I

http://pravenc.ru/text/64318.html

Случилось к тому же, что как раз в это время сгорел любимый им храм Аполлона в Дафне 6622 . Подозревая в поджоге его христиан, разгневанный царь приказал, в отмщение им, публично сжечь главную святыню Антиохии – десницу святого Иоанна Крестителя. Но верующие антиохийцы, как оказалось, еще до прибытия к ним Юлиана, скрыли свою святыню в одной городской башне, и все розыски ее исполнителями царской воли остались напрасными. По смерти Юлиана, святыня эта вновь была положена ими в главном храме города, где и находилась еще около шестисот лет, до времени завоевания Сирии мусульманами. В 639-м году пала Антиохия, а вместе с нею попала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз Византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною из порабощенного нечестивым народом города в столицу христианского царства. В 959-м году благочестивый диакон антиохийской церкви Иов, – старавшийся не раз склонить сосудохранителя церкви святого Петра, где вместе с священными сосудами и другими драгоценными предметами хранились в особом помещении десница Крестителя, отдать ему сию святыню, но всегда напрасно, – решился, наконец, воспользоваться слабостью сосудохранителя: во время крепкого его сна от излишнего употребления вина, Иов взял ключи от церкви и ночью похитил святыню. С своею драгоценною ношею он отправился прямо в Константинополь. Достигнув Халкидона 6623 , он послал в Константинополь известие об унесенном им из Антиохии сокровище. Вскоре же за ним прибыл в Халкидон царский корабль с патриархом и царскими сановниками. Спустя немного времени, царь и весь народ с великим торжеством, умилением и восторгом встречали на Босфоре с таким трудом добытую святыню «как будто самого Крестителя, с небес пришедшего». Она отнесена была в дворцовую церковь . Замечательно, что десница Крестителя, некогда прикоснувшаяся главы Владыки Господа, внесена была в эту церковь , как раз в навечерие Богоявления и притом пред самым освящением воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010