Российская академия почтила литературные труды митрополита принятием его в число своих членов. Преосвященный в отсутствие председателя занимал его место, как первенствующий член, и принимал деятельное участие в составлении академического словаря, в котором впервые определено было точное значение каждого слова в русском языке. Академия увенчала усердие и труды владыки золотой медалью. Преосвященный был также почетным членом Академии Наук и Академии Художеств. Императрица высоко ценила честные и мудрые мнения преосвященного Гавриила, внушаемые ревностью к православию, преданностью к престолу и знанием истинных потребностей государства, советовалась с ним о делах не только церковных, но и гражданских, приказывала сноситься с ним и Тайной канцелярии, и щедро награждала его. Она, между прочим, пожаловала ему мызу, известную под именем Богородицкой, с домом и с принадлежащими ей усадьбами и землями, на берегу Невы, в Шлиссельбургском уезде. По особенному благоволению Императрицы, преосвященный Гавриил участвовал в семейных торжествах царствующего дома. Так, он помазал святым миром невесту наследника престола, принцессу Виртемберг-Штутгардскую, нареченную при святом миропомазании Марией Феодоровной, и невесту великого князя Александра Павловича принцессу Баденскую, нареченную при святом миропомазании Елисаветой Алексеевной, совершил обручение и бракосочетание их. По вступлении на престол императора Павла Петровича, митрополит Гавриил, как первенствующий член Святейшего Синода, совершил миропомазание монарха, а митрополит Платон, как бывший законоучитель государя, причастил его Святых Тайн. Преосвященный Гавриил первый из русского духовенства получил от монарха ордена святого апостола Андрея Первозванного и святого, и благоверного князя Александра Невского. Вместе с первым орденом пожаловано ему 14 сел в Лужском уезде. Но Мальтийского ордена, установленного в России императором, он не решился принять, считая неприличным православному архиерею вступать в католический орден. Пользуясь благорасположением государя, митрополит Гавриил исходатайствовал у него указ об освобождении от телесного наказания священнослужителей, судимых за уголовные преступления. По ходатайству преосвященного, Александро-Невская семинария переименована в академию, а Невский монастырь возведен на степень лавры, и над западными вратами собора поставлен, в честь почивающего в нем благоверного князя, орденский знак святого Александра Невского, держимый на позлащенном щите двумя ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Решение этого собора не было единодушным. Сербская, Русская и Иерусалимская Церкви настаивали на мирном решении вопроса в пользу болгар. Тем не менее «схизма» была провозглашена и Русской Церкви пришлось с ней считаться, хотя Св. Синод сумел действовать мудро и, пребывая в общении с Константинополем, предоставлял св. миро Болгарской Церкви. В 1945 г., по причинам политическим и религиозным, Константинопольская и Болгарская Церкви возобновили литургическое общение. 67 Архиеп. Кишиневский Анастасий (впоследствии первоиерарх Р. Заруб. Церкви) в 1924 г. участвовал в освящении величественного собора св. Александра Невского в Софии. 68 Николай Мих. Котляревский был личным секретарем при генерале Врангеле и близок к нему и его семье. Убежденный патриот и монархист, он был инициатором и главной движущей силой построения в Брюсселе Храма-Памятника убиенной Царской Семьи. Н. М. Котляревский род. 2. 11. 1890 г. в г. Николаеве, скончался 5. 6. 1966 г. в Брюсселе. 69 Подаренные Мальтийским орденом имп. Павлу I-мy: десная рука св. Иоанна Предтечи, Филермская икона Божией Матери, часть древа Креста Господня, хранившияся в Гатчинском дворце, после революции были вывезены в Сербию и отданы на хранение Сербским королям. Во время бомбежки дворца святыни пропали без вести. 70 Петр Сергеевич Лопухин, позднее помощник управляющого Синодальной Канцелярией, был председателем Серафимовского братства в Белграде. Вопрос шел о начале евлогианского раскола в Западной Европе и возможном его дальнейшем распространении. 79 Архиеп. Мефодий (Герасимов), род. 22 февр. 1856 г. По окончании Томской Дух. Семинарии в 1878 г. поступил в Казанскую Дух. Академию. В 1885 г. пострижен в монашество, рукоположен и назначен заведующим Алтайским катихизаторским училищем. В 1893 г. возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской миссии. В 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского. С 1898 г. по 1912 г. епископ Томский и Алтайский. С 1914 г. епископ Оренбургский. Участвовал на Всероссийском Соборе 1917–1918 г.г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

commanderie). В Иерусалимском королевстве находились прецептории Эммаус и Вифания близ Иерусалима, Спина на морском берегу между Кесарией и Яффой, Тивериада в Галилее, Акра и Тир на севере. Кастеляны управляли замками Бет-Гиблин, Бельмон и Бельвуар. В графстве Триполи находились прецептория Мон-Пелерен (Сен-Жиль) и кастелянство Крак-де-Шевалье; в Антиохийском княжестве - прецептории Латакия и Габала и кастелянство Маргата. До 1187 г. в Зап. Европе возникли 17 приоратов - территориально-адм. единиц ордена во главе с администраторами-приорами (не путать с приором, являвшимся главой братьев-священников), руководившими территориальными комплексами, госпиталями, церквами и др. владениями ордена. Главной задачей членов ордена, находившихся в европ. владениях, были организация паломничеств, сбор и распределение денег и необходимых материалов, переселение новых братьев ордена на Восток. Доставка паломников к св. местам являлась одной из важных статей дохода ордена. Треть доходов, а в случае острой необходимости и половину, приораты направляли на Св. землю (т. н. респонсии - responsiones). В Европе в этот период действовали следующие приораты ордена св. Иоанна: во Франции - Сен-Жиль и Франкия, в Италии - Барлетта, Мессина, Венеция, Ломбардия, Пиза и Рим, на Пиренейском п-ове - Ампоста, Наварра, Кастилия-Леон и Португалия, а также Англия, Аламания, Богемия, Венгрия и К-поль. Замок Колосси (Кипр). Нач. XIV в. В 1292 г. генеральный капитул ордена утвердил создание в кипрском Лимасоле центральной резиденции братства. В 1296 г. в городе был организован госпиталь по примеру Иерусалима и Акры. Госпитальеры намеревались отвоевать Св. землю, в защите которой они все еще видели свою главную задачу. В 1299-1300 гг. проходили переговоры с монг. ильханом Газан-ханом (1295-1304), заинтересованным в союзе с орденом в борьбе против егип. мамлюков. В июле 1300 г. король Кипра совместно с тамплиерами и госпитальерами направил из Фамагусты небольшой флот с войсками для атаки береговой линии мамлюков.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Много хлопот обоим владыкам было по учреждению новых приходов в удовлетворение возникших в их время многих поселений и новых городов и в особенности по борьбе против ламаитской пропаганды, которая ожила и широко распространялась с 1773 г., т. е. с того времени, как правительство дозволило каждому бурятскому роду иметь свои дацаны – монастыри, которые мгновенно попали под покровительство продажных чиновников и сделались враждебными для православных гнездами. Желая укрепить свое православное духовенство против такого лагеря, владыка учредил в Иркутске запасный капитал на церковно-строительные нужды Якутской области и Дальнего Востока, и они же, пользуясь жалобами Камчатской миссии, вызвали издание в 1787 г. указа о воспрещении чинить жестокости над инородцами Камчатки и островов Тихого океана (П. С. 3. т. XXII, 16592 и 16709). Во дни владыки Варлаама были в 1791 г. первые случаи обращения японцев в Православную веру, и снаряжена самим владыкою в 1794 году на американские острова первая духовная миссия из десяти иноков под начальством Валаамского иеромонаха Иоасафа Болотова. Впоследствии этот отважный миссионер был 10 апреля 1799 г. хиротонисан владыкою Варлаамом во епископа с назначением на Иркутское викариатство в Кадьяк, но на пути туда на корабле «Феникс» вместе со всею свитою утонул вследствие кораблекрушения у берегов Америки, после чего это викариатство осталось упраздненным навсегда. С благословения владыки Варлаама отправился в 1799 г. ученый протоиерей Григорий Слепцов с походною церковью на евангельскую проповедь в дальневосточных окраинах, просвещал землю чукчей, достигал Чукотского носа и после 16-летнего миссионерства среди чукчей скончался в Якутском Спасском монастыре в 1815 г. По указаниям о. Григория, как редкостного знатока Дальнего Востока, была проложена дорога от Якутска до устья р. Маи, и от урочища Нелкана до устья р. Алдана. 34-х летнее святительское служение архиепископа Варлаама было Высочайше оценено. От Павла I он получил орден Св. Анны I-й степени и от Александра I награжден 12 мая 1801 г. именным рескриптом, хранящимся в Тобольской архиерейской ризнице, a 15 сентября того же года – орденом Св. Александра Невского. Надо удивляться, что владыка Варлаам не потерпел никаких гонений за свои пламенные обличения против Мальтийского Иезуитского ордена, который в то время насаждал повсеместно в России своих ставленников, отличавшихся изумительною дерзостью против Православной церкви. Владыка против пропаганды этого ордена усердно боролся с целью общей защиты православного духа от иезуитских кавалеров и, тем не менее, не был погублен ими. Скончался владыка 27 декабря 1802 г. в Тобольске на 74 году жизни, оставив по себе благоговейную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В соответствии с буллой «Initio nostri» от 22 мая 1542 г. новым местом созыва объединительного Собора был объявлен г. Тренто (лат. Tridentum) - центр церковного княжества в составе Свящ. Римской империи. Однако в том же году возобновились столкновения между французскими и императорскими войсками. После заключения при посредничестве П. мира в Крепи (осень 1544) Собор наконец начал работу (13 дек. 1545). При этом сторонники Реформации отказались принять в нем участие. Из-за разногласий между теми, кто поддерживали императора и хотели реформировать католич. Церковь, и партией папы Римского, которая стремилась отмежеваться от протестантов и укрепить позиции Рима, заседания под предлогом начавшейся эпидемии были перенесены в 1547 г. в Болонью, где продолжались до 1549 г., когда П. скончался. По настоянию имп. Карла V, не согласившегося с переносом Собора, часть епископов оставалась в Тренто. Одной из главных целей политики П. в Италии было закрепление за своими потомками герц-ства Парма и Пьяченца, к-рое до 1512 г. входило в состав Миланского герц-ства, затем - в состав Папской обл. Когда после примирения с Францией в 1544 г. имп. Карл V начал войну с протестантами в Германии, в обмен на помощь папы он согласился на передачу герцогства сыну П.- Пьетро Луиджи Фарнезе. Однако в 1547 г. тот был убит заговорщиками; права на герцогство предъявили его сын Оттавио, женатый на Маргарите, внебрачной дочери имп. Карла V, и наместник императора, правитель Милана Ферранте Гонзага; сам П. решил вернуть эти владения под управление Папского престола. П. пытался придерживаться нейтралитета между кор. Франциском I и имп. Карлом V, противоречия между к-рыми позволяли Папскому престолу вести независимую политику. В 1538 г. папа заключил союз с Венецией, Мальтийским орденом и Свящ. Римской империей против Османской империи , но в том же году объединенный союзный флот был разбит в сражении у Превезы. На основе рекомендаций Б. де Лас Касаса и др. католич. миссионеров, работавших в Новом Свете, П. издал буллу «Sublimus Deus» (от 2 июня 1537), согласно к-рой амер. индейцы признавались полноправными людьми, обращение их в рабство осуждалось, а также бреве «Pastorale Officium», предписывавшее автоматическое отлучение от Церкви любого, кто обращал индейцев в рабство. Эти решения вызвали протест Испании, и вскоре бреве было аннулировано. Для упорядочения управления церковными архивами и б-кой П. учредил должность протектора б-ки (впосл. кардинала-библиотекаря) Римской Церкви (см. ст . Ватиканская библиотека ). В 1534 г. по решению папы возобновил деятельность ун-т Сапиенца. В Риме в преддверии юбилейного года (1550; см. «Annus sanctus» ), до к-рого он не дожил, П. установил твердые цены на аренду жилья. В столкновениях с местной знатью папе удалось ослабить семейство Колонна. В 1540 г. он ввел в оборот новую монету с повышенным содержанием серебра, равную 2 гроссо и получившую название «паоло».

http://pravenc.ru/text/2578527.html

2 марта 1917 г. Д. участвовал в частном собрании членов Святейшего Синода в покоях Московского митр. св. Макария (Невского) , на котором было признано необходимым немедленно установить связь с Исполнительным комитетом Гос. думы, и подписал 9 марта 1917 г. синодальное обращение «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» с поддержкой Временного правительства. До 14 апр. указом Временного правительства Д. был освобожден от присутствия в Синоде, но продолжал возглавлять ведомство, которое стало называться Ведомство бывшего придворного духовенства. Впосл. он испрашивал указания Синода «относительно того, как будет в дальнейшее время существовать все придворное духовенство», оказавшееся без средств к существованию. 18 сент. 1917 г. в Хайкко (Финляндия) Д. крестил новорожденного вел. кн. Владимира Кирилловича. 6 янв. 1919 г. Д. перевез в гатчинский Павловский собор из Москвы «мальтийские святыни»: Филермскую икону Божией Матери, десницу св. Иоанна Предтечи и часть древа Креста Господня, подаренные Мальтийским орденом имп. Павлу I 12 окт. 1799 г. и ранее хранившиеся в Спасском соборе Зимнего дворца. В авг. 1918 г. по благословению Патриарха св. Тихона Д. доставил их обратно в С.-Петербург. 1 дек. 1919 г. Д. на общем собрании представителей приходских советов под председательством митр. Вениамина (Казанского) от имени «бывшего придворного духовенства» передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому ин-ту 10 тыс. р., а затем ценное пожертвование в библиотеку института. В апр. 1922 г. по делу митр. Вениамина Д. был арестован, но 2 июня того же года освобожден благодаря ходатайству А. И. Введенского . После ареста 10 февр. 1923 г. еп. Николая (Ярушевича) епархиальный съезд, на к-ром обновленцы были в большинстве, рассматривал среди прочих кандидатуру Д. на замещение Петроградской кафедры. Он отказался от сотрудничества с обновленческим Петроградским епархиальным управлением. В июле 1923 г., после освобождения Патриарха св. Тихона из-под стражи, Д. был в числе делегатов от петроградского духовенства, ходатайствовавших о назначении иером. Мануила (Лемешевского) правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/171749.html

В булле папы Римского Иннокентия II (1130-1143) «Quam amabilis Deo», составленной между 1140 и 1143 гг., среди госпитальеров упоминаются servientes - воины на службе ордена, к-рые должны были охранять пути следования паломников. В 1142-1144 гг. граф Триполи Раймунд II (1137-1152) пожаловал госпитальерам на границах своего графства обширные владения с рядом укреплений, в частности, замок Крак (Крак-де-Шевалье, ныне Калъат-эль-Хусн, Сирия), превращенный орденом в одну из мощнейших крепостей лат. Востока. Охрана рубежей Иерусалимского королевства и графства Триполи требовала от госпитальеров наличия многочисленных военных контингентов, при этом сам факт возложения такой серьезной ответственности на орден говорит о том, что уже к сер. XII в. эта организация успешно совмещала свои госпитальные обязанности с военными. В идеологическом плане одно не противоречило другому, т. к., согласно представлениям того времени, оборона с оружием в руках беззащитных и паломников являлась прямым продолжением заботы о них в приютах и странноприимных домах. Так, в частности, в 1152 г. охарактеризовал деятельность ордена папа Римский Евгений III (1145-1153). В 1153 г. военные контингенты ордена были заняты в осаде и штурме Аскалона. В 60-х гг. XII в. госпитальеры приняли активное участие в егип. военных кампаниях иерусалимского кор. Амальрика (Амори) I (1163-1174), при этом общий неудачный исход военных действий привел орден к банкротству и серьезному внутреннему кризису. В связи с егип. катастрофой наметилось временное охлаждение орденского руководства к военным операциям. В 1178 г. папа Римский Александр III (1159-1181) призвал орден не забывать о своих основных обязанностях по заботе о больных и нуждающихся и использовать оружие только для защиты Иерусалимского королевства. Тем не менее процесс милитаризации госпитальеров продолжался. В 1182 г. в статутах магистра Роже де Мулена (1177-1187) впервые упоминаются fratres armorum - вооруженные братья ордена. К нач. XIII в. в ордене св. Иоанна окончательно оформилось разделение в правовом отношении между братьями-рыцарями и братьями-сержантами.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

По цели деятельности протестантские ордены тоже можно разделить на несколько категорий. 1) Миссионерские. К ним относится упомянутое выше Меланезийское братство. 2) Созерцательные . Туда можно отнести Ораторий Доброго Пастыря (Oratory of the Good Shepherd). Этот англиканский орден был создан в Кембридже в 1913 году. Членами ордена являются как клирики, так и миряне. Члены Оратория Доброго Пастыря обычно не проживают вместе, но они объединены в коллегии, где регулярно встречаются .  3) Благотворительные. К ним относится, например, англиканское Общество святого Иоанна Крестителя (Community of St. John Baptist), живущее по уставу августинианцев . Орден был основан вдовой священника Г. Монселл и священником Т. Т. Картером в Виндзоре в 1852 году. Общество святого Иоанна Крестителя было создано для помощи социально уязвимым женщинам: матерям-одиночкам, бездомным и проституткам. Для них был создан приют с возможностью научиться какому-то ремеслу . У Общества святого Иоанна Крестителя есть облаты , как состоящие в браке, так и холостые. К благотворительным орденам можно протестантские ветви Ордена святого Иоанна (иоаннитов — наследников известного рыцарского ордена): в Германии (Бранденбург, существует с 1538 года), Великобритании, Нидерландах и Швеции. Члены ордена занимаются благотворительностью. Протестантские ветви ордена входят в общее братство иоаннитов и сотрудничают с Мальтийским орденом . 4) Просветительские. К ним относится, например, упомянутый выше Орден святого Луки. 5) Националистические — ордены, созданные для защиты этноконфессиональной группы протестантского вероисповедания. Самый известный орден такого типа — Оранжевый орден (The Loyal Orange Institution, The Orange Order). Он был создан в 1795 году после вооружённых столкновений между католиками и протестантами (т. н. битва при Даймонде). Первоначальное название — Оранжевое общество (англ. Orange Society), в честь короля Вильгельма III Оранского, прозванного «протестантским Давидом», который был призван из Нидерландов протестантской элитой, недовольной политикой короля-католика Якова II.

http://bogoslov.ru/article/6172735

водою, тот помазывал св. миром, а сей отирал помазуемые части. Как первенствующий член св. синода, преосв. Гавриил говорил положенные по чину речи и молитвы во время коронования, но приобщал Императора св. таин митр. Илларион. На другой день оба митрополита говорили в Грановитой палате поздравительные речи 217 ; а при короновании, оба подносили Государю далматик и потом порфиру 218 . Еще до совершения коронации, по вступлении на престол Императора Павла Петровича, 9 ноября 1796 года, митрополит Гавриил, первый из Российского духовенства, удостоился получить от Государя орден св. Андрея Первозванного, а после коронации, 2 мая 1897 года, и алмазные знаки сего ордена. В том же 1797 году от 17 июля дана ему Высочайшая грамота, в коей изображено: «В следствие статьи от Нас изданного статута Российского ордена, Всемилостивейше жалуем вам командорство, состоящее в С. Петербургской губернии в Лужском уезде из селений: Долговки, Пелковой, Чаловой, Луг, Владычкиной, Новопоселенного Пехенеца, Ольховца, Селища, Озерешной, Новинки, Чащи, Сорочкиной, Вязки и села Городца, присвоенное кавалеру Российского ордена св. Апостола Андрея под 1, позволяя вам пользоваться оным, на основании помянутаго статута и указа Нашего от 30 Апреля сего 1797. года». Грамота сия прислана была митрополиту при отношении князя Алексея Куракина, который и поздравлял его с такою монаршею милостию 219 . В том же 1797 году 27 августа, преосв. Гавриил пожалован был орденом св. Александра Невского 220 . С каким чувством он принимал ордена сии, в первый раз тогда введенные для духовенства, неизвестно. Но что касается до Мальтийского ордена, то преосв. Гавриил не решился принять оный, почитая неприличным архиерею вступить в орден Католический 221 . Пользуясь благорасположением к себе Государя Императора, митр. Гавриил старался употребить оное во благо. Вскоре по вступлении Его на престол, преосвященный оказал величайшую услугу отечеству, церкви и ее служителям, исходатайствовав указ об изъятии от телесного наказания судимых из священного сана в уголовных преступлениях. По настоянию архипастыря, написан был доклад от св. синода и представлен 2 декабря 1796 года Императору на утверждение. Доклад сей, заслуживающий быть начертан золотыми письменами для прославления Государя и достойных пастырей русской церкви, есть следующиий: «Всепресветлейшему, Державнейшему, Великому Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

С 1797 г. каждый награжденный орденом святого апостола Андрея сразу становился и кавалером ряда других высших российских орденов: святого князя Александра Невского и святой Анны 1-ой степени, с 1831 г. также ордена Белого орла, а с 1865 г. и святого Станислава 1-ой степени. На портрете Павла I кисти художника В.А. Боровиковского 1800 г. андреевский крест у императора, как и ранее, выполнен из серебра с бриллиантами, но медальоны уже не так велики, а сам крест синий эмалевый, и помещен он на фоне шитой мальтийской звезды, а поверх него любимый Павлом крест святого Иоанна Иерусалимского (император в 1797 г. стал гроссмейстером Мальтийского ордена). Павел I начал награждать светскими орденами российское духовенство. Первым священнослужителем — кавалером ордена святого апостола Андрея — стал в ноябре 1796 г. митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров), а вторым — митрополит Московский Платон (Левшин). 12 старших по времени награждения кавалеров получали командорства (поместья), обеспечивавшие дополнительные доходы: три командорства по 1 тыс. душ крепостных крестьян, четыре — по 800 душ и пять — по 700. В каждой из этих трех групп одно командорство давалось причисленному к ордену духовному лицу. Эти пожалования были пожизненными и со смертью кавалера переходили к следующему по старшинству обладателю награды. Уже вскоре после учреждения ордена было создано особое объединение его кавалеров. Поначалу они собирались в первой церкви Санкт-Петербурга — любимом храме Петра I — соборе Пресвятой Троицы на Троицкой площади. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение победного Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., когда Петру был поднесен титул императора. Здесь же отпевали казненного за измену в 1718 г. по указу Петра царевича Алексея. Однако в дальнейшем кавалеры ордена святого апостола Андрея собирались в Андреевском соборе, построенном на Большом проспекте Васильевского острова. Кавалеры ордена по определению Петра I должны были вносить «некоторую сумму денег, смотря по обстоятельствам, на выкуп пленных, на содержание и призрение инвалидов, в пользу посольств для приобщения неверных к христианству, на снабжение обедневших дворянских детей и на прочее». А указом Павла I в 1797 г. на кавалеров были возложены следующие обязанности: надзор и попечение над воспитательными домами в Петербурге и Москве; ведение и призрение московского Инвалидного дома и Екатерининской больницы; заведение в обеих столицах пристанища для бедных; попечение и надзор за всеми полезными заведениями для призрения неимущих и немощных. На богоугодные заведения и другую благотворительную деятельность награжденные делали единовременный взнос в Капитул орденов (орденскую администрацию, занимавшуюся всеми вопросами, связанными с награждениями и т. п.). В начале XIX века этот взнос был равен 800 руб., а в 1860 г. — 500 руб. (для сравнения: годовое жалование среднего чиновника составляло тогда 300 — 400 руб.).

http://bogoslov.ru/article/564114

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010