Орден святого Иоанна Иерусалимского — отличительный знак рыцарей Мальтийского ордена, известен c XVIII века. В России этот орден был введен в октябре 1798 года императором Павлом I, принявшим сан великого магистра Мальтийского ордена. Орден упразднен в начале правления Александра I b 1817 году. Орден святого равноапостольного князя Владимира был учрежден 22 сентября 1782 года в день двадцатилетия царствования Екатерины II u в память святого князя Владимира, «предпринявшего многие труды ради просвещения России святым крещением». При этом имелось высочайшее повеление: «сей орден никогда не снимать». Орден имел четыре степени. Ордена первой и второй степеней были со звездой. Орденская лента была красного цвета с широкой черной каймой по краям. Орденским девизом стали слова: «Польза, честь и слава». Орден святого Станислава — польский орден, существовавший с 7 мая 1765 года, был учрежден польским королем Станиславом Понятовским в память его небесного покровителя. После присоединения Польского царства к России император Александр I haчaл награждать этим орденом поляков. В 1831 году он был приравнен к русским орденам и стал государственной наградой Российской империи. Орден имел четыре степени, а с 1839 года — три степени. Орден первой степени был со звездой. Орденская лента была красного цвета с двумя белыми продольными полосами по краям. Орденский девиз: «Награждая, поощряет». Орден святой Анны был учрежден в качестве российской государственной награды Павлом I b 1742 году. До этого он был шлезвиг-голштинским знаком отличия, учрежденным герцогом Карлом-Фридрихом в 1735 году в память своей супруги Анны Петровны, дочери Петра I. Девизом ордена были слова: «Любящим правду, благочестие и верность». С 1742 года этим орденом награждали российских государей. Орден имел три степени, а с 1815 года — четыре степени. Орден первой степени был со звездой. Орденская лента имела красный цвет с желтой каймой по краям. Орден Серафимов — старейший и главный из орденов Швеции. Он был учрежден как знак духовно-рыцарского ордена Серафимов, основанного, по одним сведениям, b XIII веке, по другим, — b XIV веке. На бело-голубом знаке и на звезде ордена в углах креста изображены шестикрылые Серафимы.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа. Крест «трилистниковый»   В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как сообщается в «Российском гербовнике», изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотой «трилистник» (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д. Крест «мальтийский», или «георгиевский»   Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, — как говорит Апостол Павел, — на верх жезла своего» (Евр. 11,21), «жезла, — разъясняет святой Иоанн Дамаскин, — служившего изображением креста» (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, — пишет святой Симеон Солунский, — путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» (гл. 80). Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича — покровителя мальтийцев. Так появилось наименование — «мальтийский крест» .

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

В 1779 году де Рибас был награжден императрицей мальтийским орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Кстати, это награждение было еще задолго до официального введения этой награды в России, а сам орден, в количестве двух штук, был передан Екатерине великим магистром Мальтийского ордена. Через год де Рибас был произведен в полковники, но служба в качестве надсмотрщика за беспокойными и непоседливыми кадетами стала тяготить его. В 1782 году он подает в отставку и выезжает отдохнуть в Неаполь, Германию и Францию, попутно выполняя какое-то очередное тайное поручение Екатерины. Соратник Суворова В 1783 году Иосиф де Рибас снова на русской службе – он назначается командиром Мариупольского легкоконного полка и отправляется на юг России, в распоряжение светлейшего князя Григория Потемкина, где участвует в мирных походах русских войск на Крым, в результате которых полуостров был присоединен к России. В это время у де Рибаса устанавливаются приятельские отношения с Александром Суворовым, командовавшим русскими войсками в Новороссии. Начавшаяся вскоре очередная Русско-турецкая война дала возможность бригадиру де Рибасу проявить свои лучшие воинские качества. В 1788 году во главе флотилии из канонерских лодок он участвует в Лиманском сражении, за что был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени и во взятии хорошо укрепленного острова Березань, где спасает артиллерийским огнем высадившийся там десант из бывших запорожских казаков. Затем принимает участие в рекогносцировке и последующем штурме Очакова. И хотя в начале следующего, 1789 года, Осип Михайлович де Рибас был произведен в сухопутный чин генерал-майора, отныне почти вся его дальнейшая служебная деятельность будет связана с морем. Во время небольшой паузы в боевых действиях, свежеиспеченному генералу приходит мысль укрепить русский флот затопленными во время последних сражений турецкими лансонами – легкими гребными судами, недостаток которых явно ощущался россиянами на Черном море. Он представляет этот проект Потемкину и после одобрения последним, вскоре осуществляет его. Со дна лиманов эти лансоны поднимали так полюбившиеся де Рибасу казаки Черноморского войска – бывшие запорожские сечевики, ставшие теперь надолго его верными соратниками.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/15/...

Церковь Иоанна Предтечи (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иоанна Предтечи считается одной из самых древних церквей Иерусалима: она построена в V веке при императрице Евдокии. Находится в Христианском квартале в районе Муристан, южнее Храма Гроба Господня. Относится к Иерусалимской православной церкви. Содержание История [ править править код ] Греко-православная церковь святого Иоанна Крестителя в Христианском квартале – один из древнейших христианских храмов на Святой Земле. За его простыми и даже суровыми стенами скрываются богато украшенный интерьер и многовековая история. Турист, прогуливаясь по улочкам греческого рынка «Автимос» в районе Муристан и увидев издали серебристый купол, может и не понять, как попасть в церковь. Со стороны рынка находится её полукруглая задняя часть, апсида. Чтобы попасть внутрь, надо выйти за пределы Муристана, на Христианскую улицу. Там, неподалёку от улицы Давида, среди лавочек с одеждой и сувенирами, кроется малоприметная дверь, над которой висит скромное изображение усекновенной главы святого Иоанна Крестителя. Эта дверь и ведёт во двор греко-православного монастыря святого Иоанна Крестителя. Первая церковь была построена здесь в V веке. Уже тогда она была посвящена Иоанну Предтече – последнему пророку, готовившему израильский народ к появлению Мессии. Персидские завоеватели разрушили храм в VII веке, но позже Патриарх Александрийский выстроил его заново. Крестоносцы, захватившие Иерусалим в 1099 году, использовали здание как лазарет для раненых. Нынешний вид церковь приобрела при госпитальерах – на территории современного Муристана в XII веке родился и действовал Орден святого Иоанна Иерусалимского (или госпитальеров, или Мальтийский). Его рыцари ухаживали за больными в крупной благотворительной больнице, которая вместе с жилыми зданиями и восстановленными Орденом монастырём и церковью составляла целый квартал. После завоевания Иерусалима султаном Саладином в 1187 году госпитальеров, как и всех христиан, изгнали из города. Храм был заброшен, отремонтировали его лишь в XIX веке, и с тех пор этот приход окормляется Иерусалимским патриархатом (Греческой православной церковью).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Иоанна...

Церковь Спаса Нерукотворного образа в Эрмитаже (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Домовой храм Спаса Нерукотворного образа был освящен в 1763, ныне является объектом культурного наследия РФ. Престольный праздник: 29 августа, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Содержание История [ править править код ] Закладка Церкви состоялась 14 октября 1753 года, когда у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Придворная церковь была размещена в юго-восточной части второго этажа — на месте существовавшей при дворце Анны Иоанновны, которая 19 октября 1735 года была освящена архиепископом Феофаном Прокоповичем. Когда 6 апреля 1762 года архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, строительство собора не был ещё завершено, ввиду чего вместо него была освящена временная Воскресенская церковь. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, был помещён в молённой при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый после пожара собор. В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений, в частности святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь этого обретения реликвий Правительствующий Синод установил в честь «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» новый церковный праздник, отмечаемый, начиная с 1800 года, 12 (25) октября. С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_...

Большие залы и комнаты с высокими потолками были обставлены роскошно и, по троицким представлениям «по дворянски»: изящные стулья, кресла, столики, диваны, высокие зеркала в простенках окон, под ногами паркет, образующий диковинные узоры. Показалось, что сам владыка чужд этому блеску. Топили жарко, и потому митрополит был в одном суконном подряснике с финифтяною панагией. Среднего роста, грузный, со строгим взгядом из-под лохматых бровей, он вполне отвечал образу архиерея. После благословения митрополит начал расспросы о московских новостях. Занимали его, впрочем, не столько ответы архимандрита и молодого иеродиакона, сколько сами молодые монахи. Амвросию нужна была опора во все нарастающем противостоянии с неудержимом в своем властолюбивом напоре архиепископом Феофилактом. Доверяться питерским было опасно — все либо примыкали к какой-либо дворцовой партии, либо склонялись к калужскому владыке. Надежнее было полагаться на вовсе сторонних… Трудным было восхождение митрополита Амвросия к высотам духовной власти, но еще более трудным оказалось удержаться там. Продвигал его поначалу Павел Петрович, еще будучи наследником. Став императором, в один год одарил его мальтийским орденом Иоанна Иерусалимского и высшими российскими орденами Святого Андрея Первозванного и Святой Анны 1-й степени. Сделал первоприсутствующим в Синоде и главой петербургской епархии, 10 марта 1801 года возвел в сан митрополита, да вот беда — спустя день приказал долго жить… А молодой император скорее терпел его, чем уважал. Слухи о его замене стали постоянными. В таких обстоятельствах борьба Амвросия с обер-прокурором Яковлевым, стремившимся взять в свои руки все управление церковной жизнью, хотя и привела к удалению гордеца, но вызвала неудовольствие государя и самим митрополитом. Приход в Синод князя Голицына поначалу обрадовал духовных. Князь был ленив и к делам равнодушен, как вдруг все переменилось. Обер-прокурор начал изучать присылаемые из епархий бумаги, вменил архиереям в обязанность докладывать ему о всех происшествиях и сосредоточил в своих руках решение важнейших вопросов. Решения он принимал подчас несогласные с мнением архиерейским. Государь же решал спор, как правило, в пользу князя.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/2

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев. С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

http://sobory.ru/article/?object=24645

В 1803 ее перевели в более приспособленное помещение, на Шульштрасе, поновив при этом иконостас и ризницу. Целых 40 лет (1783–1823) здесь служил прот. Иоанн Иосифов, приехавший молодым из Петербурга. При нем в 1812 посольская церковь надолго обосновалась в центре города, в доме на Вальфишгассе 5, который завещал Джованни-Баттиста Маллиа, мальтийский рыцарь, участник штурма Очакова и Измаила и чиновник российского посольства. Однако и эта церковь «мало соответствовала величию русского имени в стране, населенной преимущественно славянскими племенами». Когда в 1873 в Вене, во время Всемирной выставки, встретились три императора: австрийский, русский и германский, «совестно было показать помещение церкви в старом жилом доме, и под предлогом, что в этом доме есть оспа, богослужение совершили в тогдашнем помещении посольства». По словам очевидцев, «сама церковь состояла из двух небольших комнат, разъединенных аркою. Сбоку примыкали к ней две другие, еще меньшие комнаты … господствовала страшная теснота». Размещаясь в одном из верхних этажей старого, весьма непредставительного дома, посольская «церковь производила угнетающее впечатление». Положение решил изменить переведенный из Стокгольма прот. Михаил Феодорович Раевский, видный поборник славянства и переводчик на немецкий православного богослужения, назначенный в 1842 настоятелем венской церкви, которую при нем посещало от 50 до 100 человек. Новый настоятель, между прочим, подчеркивал, что в связи с подъемом национально-освободительных настроений среди славян в Австро-Венгрии, наступившим после революции 1848 года, посольская церковь «соделалась единственною представительницею православною славянскою церковью в Вене» и олицетворением русской поддержки этих настроений. Дом самого Раевского был «сборным пунктом всех славян, посещавших Вену». За особенные заслуги, оказанные черногорскому народу, он был награжден орденом Даниила 1-й степени. Настоятель начал в 1873 сбор средств на новый храм, но, собрав за одиннадцать лет всего 22 тыс.

http://sobory.ru/article/?object=09086

Особо мило звучат слова о " независимости " княгини Марии Владимировны, на фоне сообщений " прокирриловских " изданий о ее награждении ныне покойного прежнего магистра Мальтийского ордена самостийным орденом св. первоапостола Андрея Первозванного - высшей государственной наградой Российской Империи. На этом фоне не удивляешься, когда английские СМИ, информируя об образовании " Королевской дворцовой ложи " в Букингемском дворце и о том, что Объединенная Великая ложа Англии уже признала новое масонское подразделение, уточняют: двоюродный брат Елизаветы II - герцог Кентский является главой масонского движения и носит звание Великого мастера Объединенной Великой ложи Англии. Любопытный штрих: официальная церемония " рождения " " Королевской дворцовой ложи " состоится завтра, 19 мая в знаменитом " Храме свободных каменщиков " в центре Лондона. То есть в день рождения святого Царя-мученика Николая Второго, на которого так похож принц Майкл Кентский, и схему воцарения которого на Российском Престоле так подробно описал английский компетентный писатель Фредерик Форсайт в романе " Икона " , переведенном на русский язык и выпущенном в свет в России несколько лет назад. Священноначалие Русской Православной Церкви видит беды, царящие в монархическом движении и происходящие от " ветра головы своея " некоторых его участников. Не случайно в своем недавнем интервью (25.04.2008) авторитетный Протоиерей Димитрий Смирнов на вопрос Интернет-портала Правая.Ru о возможности реставрации монархии в России в обозримой перспективе?- ответил достаточно красноречиво: " Если вы мне сейчас назовете имя кандидата, мы завтра же возведем его на престол. Но только кого возводить на престол? Некого. Когда будет кого - тогда и следует вернуться к этому разговору. Вообще, вопрос с царем непростой. Даже тогда, в Смутное время, когда избирали Михаила Федоровича Романова, очень много копий сломали, и было много претендентов. А сейчас, если посмотреть на те остатки Романовых, которые сохранились сегодня, то нетрудно заметить, что они все нелегитимны. Хотя некоторые из них и величают себя " хранителями династии " , но это совсем не так. И потом, они совсем не русские люди. Причем уже давно. Не думаю, что, к примеру, великий князь Георгий будет править лучше, чем Владимир Владимирович Путин " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/30/...

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, — как говорит Апостол Павел, — на верх жезла своего» ( Евр.11:21 ), «жезла, — разъясняет святой Иоанн Дамаскин , — служившего изображением креста» (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, — пишет святой Симеон Солунский , — путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» (гл. 80). Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича — покровителя мальтийцев. Так появилось наименование — «мальтийский крест». Согласно Российской геральдике, золотые «мальтийские» кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской, Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний, Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами». Крест «Просфорный – Константиновский» Впервые эти слова по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает — «Иисус Христос — Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» ( Апок.3:21 ), — говорит Спаситель, Победитель ада и смерти. По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: «IC.XC.HUKA». Эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления. Крест старопечатный «плетеный»

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010