Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в. [офиц. название - Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте; лат. Supremus Ordo Militaris Hospitalis Sancti Ioannis Hierosolymitani Rhodius et Melitensis; также орден св. Иоанна Крестителя, орден госпиталя св. Иоанна в Иерусалиме, госпиталь св. Иоанна; лат. Hospitale Sancti Johannis, Militia Hospitalis Ierosolimitani, Ordo Hospitalis Sancti Johannis Ierosolimitani, Fratres Hierosolymitani Hospitalis; члены ордена - госпитальеры, иоанниты, рыцари Родоса, рыцари Мальты], духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви, основан в XI в. как странноприимный дом (госпиталь) для христ. паломников в Иерусалиме; в 1113 г. был преобразован в орден, главной задачей которого являлся уход за паломниками, больными и нуждающимися. На протяжении XII в. трансформировался в духовно-рыцарский орден, взяв на себя также военную защиту пилигримов и оборону христ. владений в Леванте. После завоевания Иерусалима в 1187 г. султаном Салах-ад-Дином (1174-1193) центральная резиденция ордена была утрачена. С 1191 г. орденское руководство располагалось в Акре (ныне Акко, Израиль). После того как мамлюки завладели Акрой (1291) и христиане лишились последних форпостов на Св. земле, орден перебазировался на о-в Кипр, в 1306-1310 гг. завоевал принадлежавшие Византийской империи о-в Родос и неск. др. островов архипелага Додеканес. До 20-х гг. XVI в. орден находился на Родосе и воевал против мамлюков и турок. В нач. 1523 г. был вынужден эвакуироваться с Родоса после почетной капитуляции перед тур. султаном Сулейманом I (1520-1566). В 1530 г. имп. Карл V (1519-1556) передал ордену во владение о-в Мальта и г. Триполи. В 1530-1798 гг. Мальта являлась центром деятельности ордена (отсюда название Мальтийский орден); капитулировав в июне 1798 г. перед флотом Наполеона Бонапарта (1769-1815), орден покинул Мальту, на краткий период найдя поддержку в лице российского имп. Павла I Петровича (1796-1801). После убийства имп. Павла I орденское руководство выехало из России в Рим, где и находится по наст. время. Имеющий гос. статус совр. Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна в Иерусалиме, на Родосе и Мальте активно занимается благотворительной деятельностью во всем мире.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #6d85ec1d3f Закрыть Благочестивого генералиссимуса в святые Общественники Кубани объединились для прославления Суворова в лике местночтимых святых Николай Каклюгин   08:14 16.10.2023 876 Время на чтение 19 минут Источник: Попечение 5 октября 2023 года в Краснодаре на площадке православного молодежного кафе «Сретение», что у Храма Рождества Христова в микрорайоне Юбилейном, состоялась одна очень знаковая встреча. На ней в деталях обсуждалось подписанное 39 руководителями общественных организаций Краснодарского края обращение к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию о причислении генералиссимуса Александра Васильевича Суворова к лику местночтимого святого Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви. По ее итогам завершена подготовка обращения к губернатору (главы администрации) Кубани. Сначала небольшая историческая справка. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – выдающийся русский полководец, один из немногих всенародно признанных национальных героев России. За свою долгую службу с 1748 по 1800 годы великий полководец награжден всеми из существующих на тот момент (!!!) орденами Российской империи, вручавшимися мужчинам. В его наградном списке орден Святого Апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия всех трех степеней, орден Святого Владимира, орден Святого Александра Невского, орден Святой Анны, Мальтийский крест (орден Святого Иоанна Иерусалимского), он дважды обладатель Золотого оружия «За храбрость», приравниваемого к знакам воинского отличия. Кроме того, он – обладатель семи иностранных орденов: австрийского ордена Марии Терезии, прусского Ордена Черного орла, прусского Ордена Красного орла, баварского ордена Святого Губерта, сардинского ордена Святого Благовещенья, савойского ордена Святых Маврикия и Лазаря, французского ордена Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПИТАЛИТЫ [госпитальеры; лат. ordines hospitalarii; франц. hospitaliers], общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.). К Г. относятся алексиане , антониты , братья милосердия (бонифратры), иоанниты (впосл. Мальтийский орден ), тринитарии , братья Св. Духа, орден св. Лазаря, Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии , орден св. Екатерины Александрийской и др.; в широком смысле к Г. принадлежат также светские католич. орг-ции, занимающиеся подобной деятельностью. До появления орденов и конгрегаций Г. приют и помощь странникам, неимущим и больным оказывали в монастырских госпиталях, к-рые стали возникать на рубеже V и VI вв. Определяющую роль для зап. монашества играл устав прп. Венедикта Нурсийского . В пункте 4 среди проч. форм «благих деяний» указывается на необходимость «бедных - насыщать, раздетых - одевать, больных - посещать, мертвых - хоронить» (pauperes recreare; nudum vestire; infirmum visitare; mortuum sepelire). В X-XI вв. под влиянием клюнийской реформы благотворительность и опека нуждающихся в помощи были провозглашены одними из важнейших обязанностей монахов. Большое значение заботе о бедных и немощных придавал возникший в нач. XI в. под влиянием клюнийского движения орден цистерцианцев . Госпитали существовали и в городах, находясь под опекой епископов и кафедральных капитулов. В 836 г. Собор в Ахене предписал каждому городу иметь госпиталь, но до XII в. это постановление носило скорее декларативный характер. В X в. наряду с епископскими госпиталями, к-рые имели частный характер, возникали госпитали при капитулах, к-рые содержались канониками. Оба типа учреждений сочетали функции приюта для всех нуждающихся и клиники. В средние века госпитали и странноприимные дома строились в местах, наиболее посещаемых паломниками. Выделение в особую группу общин Г., впосл.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Десница святого Иоанна Крестителя и Мальтийский орден О подоплёке трагических событий в Черногории 31.12.2019 4907 Время на чтение 4 минуты Столь решительное «наступление» черногорских властей на Черногорско-Приморскую Митрополию Сербской Православной Церкви поневоле даёт повод задуматься: кто стоит за спинами бывших комсомольцев и безбожников? И здесь мы должны вспомнить рассказ первого президента Черногории (1990-1998) Момира Булатовича о том, как Мальтийский орден предлагал ему 100 (!) миллионов долларов за возвращение великих христианских святынь в Рим (Десница святого Иоанна Крестителя, Частица древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери, написанная, по преданию, Апостолом Лукой). Тогда Момир Булатович, по его же словам, совершенно не представлял, какую святыню всего христианского мира хранит Сербская Православная Церковь. Напомним, что великие святыни христианского мира находились в Ромейской империи до захвата Константинополя католиками-крестоносцами в 1204 году. Затем они были перевезены крестоносцами сначала на Крит, а затем на Мальту, где расположился Мальтийский орден. В 1798 году Мальту захватил Наполеон. Мальтийские рыцари попросили защиты у Российского Императора Павла Петровича, который согласился принять титул Великого магистра Мальтийского ордена. Император планировал превратить Мальту в губернию Российской империи и создать на острове военно-морскую базу для обеспечения наших интересов в Средиземном море. В 1799 году великие христианские Святыни были привезены в Россию и 12 октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. Затем их перенесли из Гатчины в Санкт-Петербург, где их поместили в придворной Большой церкви Зимнего дворца. В память об этом событии через год после передачи Святынь Святейший Синод нашей Церкви установил 12 октября 1800 ежегодное празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя. Этот праздник торжественно отмечается Русской Православной Церковью до сих пор 25 октября (12 октября по юлианскому календарю).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/31/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИТЫ [антониане; лат. antoniani], католич. религ. объединения, названные в честь прп. Антония Великого . Госпитальеры прп. Антония, орден регулярных каноников . Основан как братство мирян в кон. XI в. (в орденской традиции называется 1095) рыцарем Гуэреном из Дофине в мест. Ла-Мот-о-Буа (Прованс), где с 1070 г. пребывали мощи прп. Антония Великого. В XIV в. мест. Ла-Мот было переименовано в Сент-Антуан. В созданном там бенедиктинцами госпитале А. заботились о паломниках, прежде всего о тех, кто страдал от «святого огня», прозванного в результате деятельности А. «Антониевым огнем» (Ergotismus gangraenosus - разновидность гангрены). Медицинская деятельность братства, а также месторасположение госпиталя на пути паломников к Сантьяго-де-Компостела привели к стремительному распространению общин А. (прецепториев) во всех европ. католич. странах (до 369 госпиталей, последний был основан в 1514 в мест. Ленневарден в Ливонии). Для покрытия растущих финансовых затрат ордена проводился ежегодный сбор милостыни, сопровождавшийся процессией с мощами прп. Антония. Существовал также обычай передавать А. для вспомоществования бедным выращенную на средства верующих свинью («Антониева свинья») или разрешать свободный выпас свиней, к-рые затем передавались бедным. Благодаря деятельности А. прп. Антоний стал почитаться католиками не только как защитник от «Антониева огня» и др. гнойных воспалений, но и в качестве покровителя домашних животных, помощника бедным (отсюда его атрибуты - языки пламени, колокольчик, возвещающий о сборе милостыни). В 1247 г. папа Иннокентий IV преобразовал А. в орден с уставом Августина (см. Августина устав ). После продолжительного противостояния бенедиктинцы из Монмажура вынуждены были оставить госпиталь Ла-Мот, к-рый в 1297 г. Бонифацием VIII был превращен в аббатство А. В XIV в. начался упадок деятельности ордена, вызванный фискальным давлением со стороны папства. В 1776 г. А. были включены в Мальтийский орден .

http://pravenc.ru/text/114042.html

Санкт-Петербург. Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Инженерный замок расположен на правом берегу реки Фонтанки и обращен с восточной стороны к Фонтанке, с южной - к Инженерной площади, с западной - к Большой Садовой улице и Михайловскому саду, с северной - к Мойке и Летнему саду. Он построен по повелению императора Павла I архитектором Бренна и был любимым дворцом государя. Торжественная закладка замка происходила 26 февраля 1797 г. в 4 часа пополудни, в присутствии государя и всей царской фамилии, при служении псковского архиепископа Иннокентия. День закладки замка можно считать днем закладки и его церкви, которая заняла весь западный овальный выступ здания замка. Церковь заложена была во имя святого архистратига Михаила, отчего и самый замок был назван Михайловским. Освящение церкви совершено было одновременно с освящением всего замка 8 ноября 1800 г. с большою торжественностью. Государь и великие князья - верхом, а прочие лица императорской фамилии в каретах церемониально ехали от Зимнего дворца к замку между выстроенными полками, при колокольном звоне по всему городу. Церковь освящал митрополит Амвросий со всеми членами св. Синода, и сразу после освящения удостоился получить от государя награду - бриллиантовый иерусалимский крест. Этот крест, как орден, учрежден был императором незадолго перед этим, по случаю вступления его в общество рыцарей Мальтийского ордена; в 1798 г. кавалерами Мальтийского ордена пожалованы были все придворные пресвитеры. Церковь первоначально занимала весь западный выступ замка в длину, ширину и высоту. Наружная высота церкви остается без изменения до настоящего времени: от земли до линии соединения карниза с крышею 11 саж., от этой линии до колокольни 6 саж., колокольня 3 саж., шпиц с крестом 10 саж., вся высота 30 саж. В церковь вели два входа: западный - со стороны Большой Садовой улицы, и южный - против южных алтарных дверей, со стороны внутреннего коридора, из которого есть выход во двор замка и лестница во все этажи замка. При западном входе устроено большое крыльцо из серого гранита. На двух углах крыльца поставлены были вазы, по бокам входа - четыре мраморные половинчатые колонны, в нишах первого этажа - лепные украшения, а второго - статуи, изображающия веру и надежду; над окнами второго этажа - барельефы 4 евангелистов из белого мрамора; на аттике, по бокам, изображения св. апостоловъ Петра и Павла, а по середине - вызолоченный крест; на карнизе - лепные ангельские головки. Купол, 4 канделябра над колокольнею и шпиц были вызолочены. Колоколов было 7; из них самый большой весит 34 пуд. 18 фунт. На первоначальном плане церкви притвор не означен, может быть, его сначала и не было.

http://sobory.ru/article/?object=02326

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VII Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (26.05.1478, Флоренция - 25.09.1534, Рим; до избрания папой - Джулио Медичи), папа Римский (с 19 сент. 1523). Незаконнорожденный сын Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Медичи (Великолепного), главы Флорентийской республики, и некой Фьоретты (вероятно, Фьоретты Горини). За месяц до рождения сына Джулиано Медичи был убит во время заговора во главе с Франческо Пацци. Ребенок был крещен 27 мая 1478 г. с именем Джулио Дзенобио; крестным отцом стал архитектор и инженер Антонио да Сангалло. Джулио Медичи воспитывался в семье дяди Лоренцо Медичи вместе с его детьми (их воспитатели принадлежали к кругу итальянских гуманистов - знаток права, поэт, собиратель древних рукописей Бернардо Микелоцци (епископ Форли в 1516-1519) и писатель, член Платоновской академии во Флоренции Джентиле де Бекки, еп. Ареццо (1473-1497)). В 1489-1491 гг. Джулио Медичи изучал каноническое право в Пизе. Вероятно, вступил в духовно-рыцарский орден госпитальеров (см. Мальтийский орден ); в 1488 г. Лоренцо Медичи добился для него от кор. Фердинанда V (II) Арагонского и папы Римского Иннокентия VIII в качестве бенефиция должности великого приора Капуа в ордене госпитальеров. Возглавлял также 2 орденских командорства во Флорентийском архиепископстве. В 1492 г. сопровождал в Рим двоюродного брата Джованни Медичи (в 1489 тот был назначен кардиналом-диаконом рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника, но по причине юного возраста возведен в кардинальское достоинство только в марте 1492). В июле вновь сопровождал его в Рим на конклав, на к-ром на Папский престол был избран Родриго Борджа (папа Александр VI (1492-1503)). После изгнания восставшими горожанами семьи Медичи из Флоренции (1494) Джулио бежал в Болонью, потом переехал в Питильяно, а затем в Читта-ди-Кастелло; позднее, вероятно, он вернулся в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К канонизации Императора Павла I 25.03.2021 2274 Время на чтение 18 минут Источник: Союз Православных Хоругвеносцев 1. Свечи на могиле Императора В ночь с 23 на 24 марта был умучен Русский Император Павел Петрович Первый. В этом году исполняется 220 лет со дня этого ритуального преступления. Да, у Хоругвеносцев очень многое связано с Царём Мучеником Павлом Петровичем. И уже давно. Лет эдак 20-ть – 25-ть. Проводили мы и митинги с требованием официальной церковной канонизации Павла Петровича. Один из таких митингов я уже описал в предыдущей главе. Удивительный это был человек. Удивительный и необыкновенный. Недаром его звали «русским Гамлетом» и «русским Дон-Кихотом»… Интересно то, что он стремился к контакту с простым народом. И даже в первые в Европе ввёл награждения для нижних чинов знаками отличия орденов «Святой Анны» и «Донатом ордена Святого Иоанна Иерусалимского» («донат» т.е. «знак» отличия ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Креста») – знак отличия ордена Святого Иоанна Иерусалимского был установлен 29 ноября 1798 года Павлом I для нижних воинских чинов российской Империи Донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского Лента и Донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского Страна Российская империя Тип знак отличия Кому вручается нижним чинам Основания награждения за двадцатилетнюю службу Статус не вручается Дата учреждения 29 ноября 1798 года Количество награждений 1129 знаков Императорским указом донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского с 10 октября 1800 года стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу, взамен знака отличия ордена св. Анны, для сего установленного». Собственно, слово «Донат» в данном случае означает «знак», замещающий Орден. Заметим, что до него, каких-либо орденов или наград для солдат не существовало. Вторым после Павла наградные знаки (донаты) ввёл Наполеон. Кроме утверждённых наград нижним чинам, Павел ввёл следующие новшества: – впервые в Европе ввёл награждение нижних чинов знаками отличия орденов " Святой Анны” и " донатом ордена Святого Иоанна Иерусалимского”. Отмечу, что до этого, каких-то орденов или наград для солдат попросту не существовало и не только в России, но и в Европе. Вторым после Павла I в истории Европы наградные знаки для солдат ввёл во Франции Наполеон.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/25/k_kano...

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. 6 июля, 2010 Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. Это о нем Христос сказал: «… из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»? На стыке Заветов Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец, его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января). Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.

http://pravmir.ru/predshestvennik-novoj-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ САЙФИ Евфимий Сайфи [ас-Сайфи] (1643, Дамаск - 27.11.1723, там же), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви. Род. в зажиточной христ. семье; мирское имя - Михаил. В юности был близок к Антиохийскому патриарху Макарию III аз-Заиму и его внуку (сыну архидиак. Павла Алеппского ) Константину (впосл. патриарх Кирилл V ). Обучался в патриаршей школе, а также у лат. миссионеров, что повлияло на формирование его прокатолич. взглядов. Богословское образование завершил под рук. Неофита Хиосского, митр. Хамы (впосл. патриарх Антиохийский), который в 1666 г. рукоположил его во диакона. Священнический сан принял от патриарха Макария III, поручившего ему также преподавание в своей школе. В 1682 г. возведен патриархом Кириллом V на Тиро-Сидонскую кафедру. Архиерейское служение Е. С. в кон. XVII в. совпало со временем заметного укрепления католич. влияния на христ. Востоке. Сир. мелькитское (правосл.) купечество было заинтересовано в поддержке европ. консулов, дававших защиту от произвола османских властей и нападений мальтийских пиратов. За это покровительство надо было платить переходом в унию. Тогда же католич. миссионеры открыли в городах Сирии множество школ. Часть восточнохрист. духовенства охотно шла на сотрудничество с католиками, надеясь при их помощи поднять уровень образования и культуры своей паствы. После ряда поражений турок от европ. армий в кон. XVII в. престиж католич. держав на Ближ. Востоке резко вырос; одновременно ослабел контроль Стамбула над араб. провинциями. 20 дек. 1683 г. Е. С. официально принял католичество, о чем уведомил Рим через капуцинского миссионера. На почве совместных коммерческих интересов Е. С. сумел установить дружественные отношения с друзскими эмирами Юж. Ливана и османскими властями Сайды. Это обеспечило ему независимость от Антиохийского патриарха. Е. С. получал регулярные субсидии из Рима и вел активную миссионерскую деятельность, пропагандируя католичество среди паломников, проезжавших через Сайду, христиан Горного Ливана, Хаурана и Палестины. С этой целью он учредил в 1684 г. араб. монашескую конгрегацию аль-Мухаллисия (василианский орден мелькитов Св. Спасителя - Ordo Basilianus Sanctissimi Salvatoris Melkitarum; см. в ст. Василиане ). В 1711 г. в горах недалеко от Сайды Е. С. основал мон-рь Дайр-эль-Мухаллис (мон-рь Спасителя), ставший одним из центров униат. монашеского движения. На рубеже XVII и XVIII вв. симпатии к католичеству проявляли епископы Бейрута, Баальбека, Триполи, Сайднаи. Они сгруппировались вокруг Е. С., к-рый в дек. 1701 г. был назначен Конгрегацией пропаганды веры администратором всех мелькитов-католиков Антиохийского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/187797.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010