Не хочу я, наконец, чтоб мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! . Не смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское безмерное страдание свое, но страдания своего растерзанного ребенка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребенок простил их ему! А если так, если они не смеют простить, где же гармония? Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из любви к человечеству, не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями, не отомщенными... Лучше уж я останусь при не отомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был и не прав Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алеша, а только билет Ему почтительно возвращаю " Мучительно пытаясь объяснить тайну жизни и мира с помощью своего евклидова ума, Иван теряет веру и в порядок вещей, и в гармонию творения. Для него мир - это " проклятый диавольский хаос " над которым не носится никакой светлый и святой дух. " Мир на нелепостях стоит, - как в бреду утверждает Иван. - Я не хочу ничего понимать. Я хочу оставаться при факте. Я давно решил не понимать. Если я захочу что-нибудь понимать, то тотчас же изменю факты. А я решил остаться при факте... Ничего не могу понять, для чего все так устроено " С какой бы стороны мы ни взглянули на мир, он остается неразгаданной тайной, ибо человек не обладает такими умственными способностями, которые смогли бы высветить эту тайну во всех ее глубинах и высотах для того, чтобы обнаружить истинный ее смысл. В этом главная причина трагедии человеческого сознания. Здесь истоки всех анафем, которые земля шлет небу. Все бунты против Бога начинаются с этого. И с этого же проистекает и бунт Ивана. Ибо все мучительные усилия вместить таинственную трагедию мира в рамки человеческого евклидова ума завершаются бунтом. Бунт - логическое следствие человеческой веры в разум, ибо разум едва ли может охватить бесконечные тайны, пронизывающие миры. Только наивный человек может верить, что с помощью разума можно отгадать загадку мира и решить проблему жизни. Это то же самое, как верить, что комар может вместить в свою утробу... Млечный путь. Самый гениальный человеческий ум бесконечно мал пред бесконечно великой тайной мира. Иван - красноречивый пример этому. Не щадя себя, он напрягает свой ум, чтобы с его помощью решить жуткую проблему мира. При этом из своего личного опыта он приходит к ужасающему заключению и мучительному признанию, что малый, как атом, земной, евклидов человеческий ум абсолютно не способен решить проблему мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Эти минуты, в которые православная литургия достигает пика своего церемониального блеска, не имеют, как и Малый вход, параллелей в евхаристических богослужениях Запада. В отличие от процессии приношения даров в западной традиции, Великий вход не предшествует непосредственно Евхаристической молитве. За ним следует еще одна ектения, а за той – лобзание мира. При этом не совершается никакого приветствия мира ни между священнослужителями и народом, ни среди молящихся, только между самими священнослужителями. Западные христиане могут огорчиться, они привыкли к тому, что на любом евхаристическом богослужении, хотя и в разное время (у англикан – перед процессией приношения даров и их освящением, у католиков – после освящения даров и перед причащением) люди целуют друг друга, или обмениваются рукопожатиями, или подают иной знак любви и мира. В литургии приветствию мира отведены мгновения, предшествующие Символу веры , а само его произнесение служит непосредственной подготовкой к Евхаристической молитве. Эта молитва, называемая Анафорой (т. е. молитвой возношения), предваряется диалогом, схожим со вступительным диалогом Евхаристической молитвы западного евхаристического богослужения, с той разницей, что в том он начинается со слов «Благодать Господа нашего». Последний из ответов, «Достойно и праведно», здесь продолжительней, чем на Западе. К удивлению западного христианина, вслед за этим хор сразу же начинает петь Sanctus («Свят, свят, свят»). Первую часть Анафоры священник уже произнес неслышно за закрытыми вратами, возвысив голос только для того, чтобы пропеть вступительный возглас к Sancmus’y. Все прочие части молитвы читают точно так же – в ключевые моменты священник громко пропевает возглас, вслед за чем хор поет ответ, перекрывая тем самым чтение следующей части неслышной («тайной») молитвы. Единственные исполненные значимости слова, которые слышат собравшиеся, – слова Господа, относящиеся к хлебу и чаше. Это может оказаться знакомым лишь католику, который еще не забыл старой мессы,– он вспомнит, что до введенных Вторым Ватиканским собором реформ ее Канон тоже произносился тихим голосом, в то время как хор, если месса была петая, пел на искусно сочиненные мелодии Sanctus и Benedictus («Благословен грядущий во имя Господне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– если святой без знака, то поются стихиры воскресные на 4, праздника – 3, святого – 3; «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихиры праздника (со стиховни вечерни данного дня); «Слава»: стихира святого (со стиховни); «И ныне»: стихира праздника. Если случится малый святой, не имеющий стихиры, то «Слава, и ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если случится малый святой, не имеющий стихиры, то «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника (единожды). §4.5.9. Особенности великой вечерни в случае Господского двунадесятого праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях 8 и 14 сентября. Кафисма: в Господский праздник: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет. В Богородичный праздник: «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 8 или 10 (редко); «Слава, и ныне»: стихира праздника. Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь праздника (трижды). §4.5.10. В случае бденного святого (в период пения Октоиха) Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях святым, обозначенных красным крестом в полукружии (например, 26 сентября, 13 ноября). Также некоторые указания можно найти в 6-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение, аще прилучится в седмичные дни кроме недели»). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы». В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...». Хор: стихиры на стиховне по Уставу. Чтец: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу. Священник произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из четырех прошений («Помилуй нас, Боже...»). Хор: «Господи, помилуй» (трижды на каждое прошение). Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...» . Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» . Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (малый отпуст). Хор: «Великаго господина...». §2.2. Особенности малой вечерни §2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6» Устав такой службы излагается в 1-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, которые берутся из великой вечерни (это первые 3 воскресные стихиры). При этом 1-я стихира поется дважды. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком» (в отличие от догматика, который поется на великой вечерне). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха (этот Богородичен поется только на малой вечерне). По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. §2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого Особенности такой службы представлены в 3-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как в нашем случае для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На 1-м часе, который присоединяется к утрене, начального возгласа нет (сразу следует пение «Христос воскресе…», о чем ясно говорится в 50-й главе Типикона), тогда как малый отпуст обязателен. 3-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», но отпуста не имеет (по аналогии с другими видами часов). В этом случае после возгласа священника «Молитвами святых отец наших…» сразу поется «Христос воскресе…» и последование 6-го часа. На 6-м часе, который всегда следует сразу за 3-м часом, начального возгласа никогда не бывает, но отпуст на практике творится 237 . В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вседневного 6-го часа также уместен отпуст (хотя на практике не совершается), так как литургия, совершаемая после 6-го часа, занимает исключительное место среди служб суточного круга 238 . Еще один аргумент в пользу отпуста на 6-м часе (любом, не только пасхальном) можно увидеть в 49-й главе Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы, где предписывается творить отпуст на 6-м великопостном часе (хотя далее в тексте Типикона допускается и совершение 6-го великопостного часа без отпуста). Наконец, 9-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…» и совершается на практике с отпустом 239 (хотя вседневный 9-й час, совершаемый в храме, а не в притворе, отпуста не имеет). Для наглядности представим наши выводы в виде таблицы. Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час Начальный возглас Малый отпуст Глава 6. Изобразительны Прежде чем перейти к рассмотрению важнейшего христианского богослужения – литургии, необходимо завершить изучение служб суточного круга, в который, как мы указали в I части книги, литургия не входит. Потому рассмотрим здесь чин изобразительных, которые могут быть причислены к суточному кругу богослужения, однако не являются его непременной частью, а совершаются после часов только тогда, когда не служится литургия в назначенное для нее время. Это может быть или в те дни, когда литургия совершается в соединении с вечерней, или когда отменяется по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Молодость – Старость В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Молодость – Старость Два века не изживешь, две молодости не перейдешь. Коротать молодость – не видать старости. Помоложе (т. е. парень), так рублем подороже. Поколе молод, потоле и дорог. Золотое время – молодые лета. Золотая пора – молодые года. Чем старее, тем правее; а чем моложе, тем дороже. Не залежь (старину) навоз возят, на новине хлеб сеют. Не спрашивают отца, спрашивают молодца. Человек два раза глуп живет: стар да мал. Стар да мал – дважды глуп. Старый, что малый, а малый, что глупый. Ни по старости мрут, ни по молодости живут. Не годы, а горе старит. Не старый умирает, а поспелый. Старостию не жить, а молодостию не умереть. Молодые по выбору мрут, старые поголовно. Крючковатому носу недолго жить (т. е. старому) . Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет. Старцу пакости не твори. Старую собаку не волком звать. Не смейся над старым, и сам будешь стар. Молодость не грех, а и старость не смех. Годы не уроды. Не годы уроды, а люди. И старую кукушку на ястреба не променять. Не у детей и сидни (седина) в честь. Где старье (старья), тут и статьё (статья). Старших и в Орде почитают. Молодой на битву, а старый на думу. Молод князь – молода и дума. И стар, да весел, и молод, да угрюм. И стар, да петух, и молод, да протух. Сам стар, да душа молода. Старый пес не обманет. Стар пес, да верно служит. Старый ворон не каркнет мимо (опытен) . Седина в бороду – ум в голову. Старый конь борозды не портит. Старый конь мимо не ступит. Стар пестрец (рыба, или: Стар селезень), да уха сладка. Стар, да дюж. И свеж и гож. Старый солдат и стараться рад. Старого лесу кочерга. Старый волк знает толк. Старина с мозгом. Старина, что диво. Поживи на свете, погляди чудес. Старого воробья на мякине не обманешь. Старого волка в тенета не загонишь. Старик, да лучше семерых молодых. Детинка с сединкой везде пригодится.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

У архиереев, кроме священнических одежд епитрахили, стихаря (или подризника), пояса и поручей, существует в настоящее время, взамен фелони, саккос, отличительная одежда, являющаяся символом архиерейского достоинства — омофор, затем митра, крест и набедренник, или панагия. Саккос — еврейское слово, означающее вретище, рубище, как одежда печали, смирения и покаяния (Иерем. 48, 37). Это верхняя архиерейская одежда, похожая по форме на стихарь, но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь, а потому при облачении в него произносятся те же молитвенные слова псалма 131, 9. В древности только некоторые архиереи облачались в саккос, а остальные носили фелонь. Звонцы у саккоса символизируют благовестие Слова Божия, исходящее из уст епископа. Омофор (от ωμος=плечо и φερω=несу) есть одежда, носимая архиереем на плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь и священническую епитрахиль, но только шире и длиннее, который возлагается поверх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы. Омофор делался прежде из волны и означает заблудшую овцу, то есть грешный род человеческий. Архиерей с омофором символизирует собою Доброго Пастыря Христа Спасителя, несущего заблудшую овцу на Своих плечах. Поэтому при облачении в омофор произносится: «на рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси». Вследствие такого значения омофора, он во время служения литургии несколько раз снимается и снова надевается. В те моменты, когда архиерей сам символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читается Евангелие, совершается Великий вход, совершится пресуществление Св. Даров, омофор с архиерея снимается, ибо в Евангелии и в Св. Дарах является молящимся Сам Христос. Обыкновенно, после снятия в первый раз с архиерея омофора, снова надевается на него другой омофор, меньших размеров, который называется поэтому, в отличие от первого «великого», «малым» омофором. Малый омофор спускается обоими концами спереди на грудь архиерея, и длиной он значительно короче. По изысканиям проф. Дмитриевского, древнейшей формой епископского омофора следует признать именно этот малый омофор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

    В туже неделю на вечерни.    По обычаю преждних недель. таже вход, и прокимен великий, глас 8: Дал еси достояние: со стихи его, и прочая яко обычно.     В пяток ваий на Утрени. Аллилуиа, и троичны гласа, и обычное стихословие: и прочее возследование, якоже предуказася. На стиховне триоди самогласен дне, глас 1: Презревши душе моя: дважды, и мученичен. Слава, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу: И ныне, паки тойже. Таже: Благо есть: и час первый, по обычаю, и отпуст.     В тойже пяток вечера.    Стихословим кафисму: Ко господу внегда скорбети ми: Господи воззвах, поем во глас 8: поставим стихов 10, и поем самогласну стихиру, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу: дважды, и мученичен, и святаго лазаря самогласны 5, творяще я 7, глас 6: Господи, лазарев хотя гроб видети: Слава, глас 8: Представ гробу лазареву: И ныне, глас тойже: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: Вход, прокимен, и чтение дне. [Смотри] А идеже не быти преждесвященной: на Господи воззвах, стихиры на 6, глас 6: Господи, лазарев хотя гроб: Слава, и ныне, праздника, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: Таже, Свете тихий: без входа: Прокимен, и чтение дне. На стиховне самогласен: Душеполезную: дважды, и мученичен. Припев же глаголем: К тебе возведох очи мои: Слава, и ныне, глас 8: Представ гробу лазареву: писан на Господи воззвах. По Ныне отпущаеши, трисвятое, и по Отче наш, тропарь праздника: общее воскресение: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, и молитва: Всесвятая Троице: и прочая по обычаю, и отпуст, и многолетны.    [Смотри] Ведомо буди: яко от днесь, ниже мученичен, ниже богородичен, ниже осмогласник поется, даже до понедельника святаго фомы. В тойже пяток повечерие глаголем великое. По 1-м трисвятом тропарь праздника. По 2-м трисвятом тропари обычныя: Помилуй нас Господи, помилуй нас: и поем канон триоди, творение Господина андреа критскаго, глас 1. По 9-й песни ирмос: Сотвори державу: оба лика вкупе. По трисвятом кондак праздника, и отпуст малый.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потом пели „Блаженны” и совершили малый вход: по обычаю впереди дьякон с трикириями, другой – с кадилом, а я с евангелием. Тогда владыка патриарх встал с седалища, я же по обычаю остановился под полиелеем 97 : он благословил вход, а я, как это у них принято, поднес евангелие к господарю для целования, причем поцеловал его правую руку, также подносил сыну его, а затем владыке патриарху, и мы вошли в алтарь. Наш владыка патриарх, произнеся: „Спаси нас, Боже”, обернулся к господарю и благословил его и сына его, затем силяхдара и прочих придворных сановников; потом приложился по обычаю к (местным) иконам и, войдя (в алтарь), окадил престол. Он не кадил в царских вратах, ибо здесь такого обычая нет, но в конце „и во веки веков” вышел и благословил предстоящих трикириями. Затем придворные мальчики-певчие пели попеременно „Святый Боже” весьма приятным напевом, пока не пропели с динамис 98 . Ни владыка патриарх, ни священники не пели Трисвятого в алтаре ни разу и не возглашали также многолетия. Потом дьякон вышел с евангелием и, сделав господарю и его сыну издали легкий поклон, прочел евангелие под полиелеем. Окончив чтение, он поднес евангелие господарю и сыну его для прикладывания, причём целовал у них руку. Во время каждения при „Иже херувимы” наш владыка патриарх вышел с кадильницей и, остановившись между подсвечниками, окадил господаря и предстоящих, потом обратился к алтарным дверям и (местным) иконам (окадил их) и вошел (в алтарь). Я вышел с дискосом и Телом. Тогда был постлан для господаря перед его местом весь расшитый золотом ковер, среди которого оставлено небольшое местечко из красного бархата; такой же, но поменьше, был постлан перед местом его сына. Сойдя, они простерлись на них до земли. Дойдя до них, я обернулся к ним по обыкновению и произнес: „да помянет Господь Бог государя Иоано Василия воеводу, супругу его домину Екатерину и сына его Стефана в небесном царствии своем всегда”... То же сделал священник, несший потир. Перед этим наш владыка патриарх снял с себя митру, с которой по обычаю шел один из священников при великом входе; все в нем участвующее держат в руках какую-нибудь вещицу, хотя бы служебник литургийный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свете всего вышесказанного мы можем теперь перейти к определению литургического богословия по существу, его места в общей структуре богословских наук и об его методе. Начнем с определения. Как указывает само его название, литургическое богословие есть раскрытие богословского смысла богослужения. Конечно, литургика всегда ставила своей целью объяснение богослужения, но, как мы уже говорили выше, это объяснение очень часто исчерпывалось элементарным и во многих случаях поверхностным и произвольным символизмом. При этом понятие символизма бралось в его так сказать, самом упрощенном, ходячем смысле: как «изображение» чего-то – малый вход на Литургии, как символическое изображение Христа, идущего на проповедь , великий вход, как изображение Его погребения и т. д. Но при этом совершенно упускалось из внимания, что прежде чем пользоваться этим символическим объяснением, необходимо определить природу и сущность литургического символа и его места в богослужении. То же самое можно сказать и о другом понятии, которым также часто пользовалась литургика, не выяснив его богословского содержания: о литургическом воспоминании. Сказать, что такой то обряд «символизирует» то-то, а что в такой день совершается воспоминание того-то не трудно. Но оба эти понятия в их общеупотребительном значении столь неопределенны, что всякое пользование ими при объяснении богослужения требует их предварительного уточнения. Указанных примеров достаточно для пояснения того, чем должно быть объяснение богослужения: – раскрытием его богословского смысла. Богословие и есть, прежде всего, объяснение, «искание богоприличных слов» – т. е. система понятий, наиболее соответствующих вере и опыту Церкви. Поэтому задача литургического богословия состоит в том, чтобы дать объяснению богослужения и всего литургического предания Церкви богословский статут. Это значит, во-первых – найти и определить понятия и категории, которые способны выразить по возможности полно сущность литургического опыта Церкви; во-вторых – связать их с той системой понятий, которой истолковывает богословие, веру и учение Церкви; и, наконец, в третьих представить отдельные данные литургического опыта как связное целое, как, в конечном итоге, «закон молитвы», соприродный Церкви и определяющий «закон веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010