Жители – мусульмане Ганефитского толка 13 ; нет там ни плодов садовых, ни дерев, производящих оные, по чрезвычайной стуже, равным образом вовсе нет там винограда 14 . «Всходный столп вышины семь сажен, кругом восемь сажен. У того столпа две мечети четвероугольные, без сводов, мерою те мечети длины и ширины по три сажени, в том числе у одной мечети трои двери, четыре окна четвероугольных, у той же мечети приделок без своду длины и ширины по сажени, вход в одни двери без окон, у другой мечети три стены целых, на тех стенах по окну четвероугольных, четвертой стены половина до своду вывалилось. Вышины те палаты по две сажени». Всходный столп, о котором идет здесь речь, по соображению с другими описателями, есть названный у них малый минарет, с прилежащими к нему зданиями. Вид сего минарета с прилежащими к нему палатами см. в Иллюстрации и 9, план минарета 1869 г. под а смежных зданий под Малый минарет, по Второву, находился в полуверсте от большого минарета к юго-востоку, а две мечети саженях в 15 от малого минарета к северо-западу. Паллас говорит стр. 188,что эта башня или минарет находилась в поле (т. е. за селом) в 50 саж. от монастыря (т. е. от ограды или черты монастырской) в юго-западной (ЮВ?) стороне, что в стенах она очень толста и вышиною (д. б. в окружности, см. ниже у Второва) около 9 сажен. Не далеко от оной и несколько ближе к монастырю, продолжает Паллас, видно основание пространного строения, на котором, может быть, находилась принадлежащая к сей башне мечеть. По Лепехину (стр. 267, 6.) минарет этот есть круглый каменный столп, в окружности 8, а вышиною 7 сажен. При оном столпе стоят две палаты, из коих одной длина и ширина по 3 сажени с половиною, а другой ровно по 3 саж.: вышина обеих в две сажени. Свиньин (стр. 19) башню или малый минарет называет подобною большому минарету и при ней, замечает, – фундамент мечети или неправильного четвероугольника в 3 ¼ саж. длины, а с юга и запада от них, говорит, еще остатки двух небольших палат, при коих, по преданию, похоронены мусульманские святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Законоучитель . А в алтаре что делается в это время? Ученики отвечает то же, что было указано раньше. (Сначала отворяются царские двери и т. д.). Законоучитель . Этот выход с Евангелием называется „малым входом“ в отличие от „великого“, о котором мы узнаем после. Как же называется выход с Евангелием? Ученики . Выход с Евангелием называется малым входом. Законоучитель . Да, так и запишем. Продиктуй ты! Ученик диктует, а законоучитель записывает на доске под цифрой I. Законоучитель . Малый вход, дети, указывает на явление Господа Иисуса Христа в мир с евангельскою проповедию. На что же указывает малый вход? Ученики . Малый вход указывает на явление Иисуса Христа в мир с евангельскою проповедию. Законоучитель . Так и запишем. Продиктуй ты! Ученик диктует, законоучитель записывает под цифрой II. Законоучитель . Вот почему, дети, Евангелию предносится подсвечник, свет которого указывает на свет, распространяемый христианским учением. А на клиросе в это время читают самое учение Иисуса Христа, заключенное в девяти блаженствах. На что же указывает подсвечник, предносимый Евангелию? Ученик. Свет подсвечника указывает на свет, распространяемый христианским учением. Законоучитель . Да, так и запишем. Продиктуй ты! Ученик диктует, законоучитель записывает под цыфрой III. Законоучитель . А для чего на клиросе читаются заповеди блаженства? Ученики . На клиросе читаются заповеди блаженства для того, чтобы показать, в чем заключается учение Христа Спасителя. Законоучитель . Так и запишем. Продиктуй ты! Ученик диктует, законоучитель записывает под цифрой IV. Законоучитель . Что же делает диакон при входе в алтарь? Ученики . Диакон поднимает Св. Евангелие и говорить: „Премудрость, прости“. Законоучитель . Диакон, поднимая Св. Евангелие, как бы так говорить: вот „премудрость“ (т. е. здесь заключена премудрость), а потому будьте „прости“, т. е. внимательны, благоговейны, взирая на Евангелие, как на Самого Иисуса Христа. Что же означают слова „Премудрость, прости“? Ученики . Слова „Премудрость, прости“, произносимые диаконом, означают: будьте благоговейны, взирая на Евангелие, как на Самого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/deti/hristianskoe-vospi...

403 Все эти элементы являются обычаями, некогда существовавшими в обычном пресвитерском чине. 404 Они давно вышли из употребления, но сохранились в архиерейском чине согласно феномену, описываемому Законом 9. То же самое, mutatis mutandis [с соответствующими изменениями], подтверждается на совершении литургии с торжественным участием императора. Василевс продолжал обмениваться лобзанием мира еще долго после того, как обычай вышел из употребления среди мирян, 405 и царский чин причащения удержал древние черты, подобные получению даров под двумя видами раздельно в ладонь, хотя получил распространение позднейший способ приобщения мирян через погружение с помощью лжицы. 406 Согласно сообщению сирийской хроники о случае в Эдессе в 733 г., некогда общая манера причащения уже воспринималась в тех краях как знак царского достоинства. 407 Закон 10 Наконец, закон 10 так часто подтверждается в литургической истории, что представляется весьма банальным, даже если в свете недавних исследований некоторые из примеров Баумштарка в «Сравнительной литургике» нужно подкорректировать или уточнить. 408 Баумштарк показывает, совершенно правильно, как на последней стадии развития простых литургических действий становятся нужны литургические молитвы для того, чтобы эти действия «oбъяchumь»(CL 136): чины приношения даров, подобные византийскому протесису, являют тому классический пример. Он мог бы добавить, что чины, некогда преследовавшие практическую цель, могут приобретать символическое значение, чтобы оправдать свое последующее существование в редуцированной форме после утраты практической целесообразности. Малый и Великий вход, некогда бывшие настоящими шествиями в храм извне – эталонный образец этого явления. 409 Подобные избыточные литургические единицы, пришедшие в упадок и/или не отвечающие больше своему изначальному предназначению, находят новое разумное основание для своего дальнейшего существования через процесс усвоения символического значения. Византийский Малый вход – прекрасный пример. Процессия, прежде вступавшая в храм в начале литургии, превратилась в ход с Евангелием в пределах нефа, который должен был обозначать Христа, приходящего к нам в Своем Слове. 410 Эти наложившиеся символические значения, будучи однажды закреплены, могут затем давать эхо, совершая вторичное влияние на литургическое развитие, приводя в конце концов к созданию или вставке дополнительных литургических формул, объясняющих и расширяющих символический ряд далее. 411 Интерпретация византийского Великого входа, или перенесения даров и их поставления на престол перед анафорой, как погребального кортежа и похорон Христа, представляет очевидный пример этой диалектики. 412 Поэтому я позволил себе расширить принцип Баумштарка новой формулировкой и поставить его первым «новым законом» в следующем разделе. IV. Добавления к законам Баумштарка

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Хор: «Аминь». Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» . Священник (во время ектении читает тайно 270 молитву 1-го антифона «Господи Боже наш, егоже держава несказанна…» 271 , по окончании ектении возглашает): «Яко подобает Тебе...». Перед возгласом диакон отходит вправо и во время пения антифона стоит перед иконой Спасителя (так же поступает и во время 2-го антифона). Хор: «Аминь». И поет 1-й антифон (если по Уставу поются изобразительные антифоны, то псалом 102-й). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...» . Священник (во время ектении читает тайно молитву 2-го антифона «Господи Боже наш, спаси люди Твоя…», по окончании ектении возглашает): «Яко Твоя держава…». Хор: «Аминь». И поет 2-й антифон (если положено пение изобразительных антифонов, то псалом 145-й, перед которым по Уставу необходимо спеть «Слава»). «Слава, и ныне» 272 . «Единородный Сыне…». Диакон снова становится против царских врат и произносит малую ектению «Паки и паки миром...» . По окончании ектении уходит в алтарь. Священник (во время ектении читает тайно молитву 3-го антифона «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…», по окончании ектении возглашает): «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…». Хор: «Аминь». И поет 3-й антифон (в случае изобразительных антифонов поются заповеди блаженства с тропарями 273 ). §3.4.2. Малый вход В начале пения 3-го антифона диакон открывает царские врата. Во время пения 3-го антифона священник и диакон творят три поклонения перед престолом и священник целует Евангелие и престол, а диакон – престол. Затем священник берет Евангелие и отдает его диакону, диакон принимает Евангелие, держа его орарем 274 . Священнослужители обходят святую трапезу справа; поравнявшись с горним местом, диакон говорит «Господу помолимся», священник читает молитву входа «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел…» (по Уставу эту молитву следует читать на амвоне). После священнослужители выходят на амвон через северную дверь: впереди идут свещеносцы, затем диакон несет Евангелие в обеих руках, последним идет священник. На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, поддерживая его левой рукой, и, взяв орарь правой рукой, указывает на царские врата и говорит: «Благослови, владыко, святый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

После X века подход к интерпретации Божественной литургии и ее богословского содержания значительно меняется. В предшествующий период наиболее важным было то, что все верующие принимают совместное участие в Евхаристии, объединяющей духовенство и народ. Интерпретация литургии и участия в ней была основана на самих совершаемых действиях и предметах, над которыми они совершаются. Таким образом, литургия, прежде чем «начать символизировать» что-либо, была прежде всего чем-то сама по себе, а уж потом стала представлять что-то. Кроме того, литургические действия совершались всеми, а не только духовенством 629 . В период поздней Византии, однако, появилось своего рода аллегорическое и, возможно, «фантастическое» понимание литургии. Она постепенно начинала пониматься как некая «драма», в которой верующие наблюдают ритуальное представление жизни Христа 630 . Акценты распределились следующим образом: раньше было важным то, что верующие и духовенство совершают вместе, как одно Тело; а теперь стало важным то, что священник делает перед верующими: каждое его действие или движение должны были что-то аллегорически изображать. В предельном выражении такого подхода важным становились уже не действия, совершаемые священником, но то, что эти действия аллегорически представляют. В новой интерпретации отдельным частям литургии усваивались следующие аллегорические значения: – протесис символизирует рождение Христа; – малый вход и чтения Священного Писания символизируют проповедническое служение Господа; – великий вход – Его погребение (согласно Николаю Кавасиле , вход Христа в Иерусалим – Νικλαος Καβσιλας. Ες τν Θεαν Λειτουργαν. Κεφ. 25. Σ. 128); Другие элементы чинопоследования истолковывались менее однозначно: – анафора, по причине возгласа «Примите, идите...», понималась как аллегория Тайной вечери (согласно большинству комментаторов) или Распятия (согласно Николаю Кавасиле – δ. Κεφ. 33. Σ. 166 κ. .); хотя как это возможно, если погребение уже совершилось? – эпиклеза, или призывание Святого Духа, интерпретировалась как символ Пятидесятницы;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Малый вход По окончании блаженных, когда поют: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», первенствующий священник с протодиаконом подходит к передней стороне престола, берет с престола Евангелие, подает протодиакону, становится опять на свое место и здесь целует престол; одновременно с ним все прочие сослужащие целуют престол, стоя на своих местах; отсюда же все они и поклоняются архиерею. Протодиакон стоит у горнего места и отсюда поклоняется архиерею. Все идут из алтаря северною дверью в порядке старшинства: впереди идет свещеносец (лампадарь), за ним жезлоносец, три исполатчика, два диакона с кадилами, два иподиакона с трикирием и дикирием, два клирика с рипидами, протодиакон со святым Евангелием и священники по два по чину и в таком порядке обходят вокруг кафедры и архиерея 47 и становятся по обе стороны от кафедры к алтарю: свещеносец с жезлоносцем на своих местах на солее, на краю солеи, обратившись лицом к западу, диаконы с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием остаются на кафедре по обе стороны архиерея, внизу солеи клирики с рипидами, между ними протодиакон с Евангелием, обратившись лицом к западу, пред ним три исполатчика и, наконец, священники. После поклона предстоящих архиерей благословляет их обеими руками, протодиакон возглашает: «Господу помолимся», певчие на правом клиросе: «Господи, помилуй», архиерей и все священники, преклонив главу, читают тайно молитву «Владыко Господи Боже наш...» По прочтении молитвы (и по совершении награждения и производства в высший чин) протодиакон вполголоса возглашает: «Благослови, владыко, святый вход». Архиерей благословляет десницею на восток и произносит: «Благословен вход святых Твоих». Протодиакон: «Аминь», и, подавая архиерею для целования святое Евангелие, сам целует архиерею правую руку, придерживающую Евангелие, потом подходит к рипидам, воздвигнутым горе, творит к востоку крест Евангелием и велегласно возглашает: «Премудрость, прости», затем обращается лицом к архиерею, который принимает от иподиаконов трикирий и дикирий, и все: священники, протодиакон, диаконы, иподиаконы, исполатчики и клирики и сам архиерей поют со сладкопением медленно: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Став перед царскими вратами, иерей и диакон преклоняют главы. Диакон произносит тихим голосом: «Господу, помолимся», священник читает тайно тихим голосом молитву входа: «Владыко, Господи Боже наш». Так указывает служебник. На практике, отходя от престола, диакон сразу же возглашает тихо: «Господу, помолимся», священник начинает читать молитву входа при шествии. В царских дверях диакон, переложив Евангелие на левое плечо и держа орарь в правой руке, показывает орарем на Восток и говорит тихим голосом: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник благословляет рукой на Восток, произнося: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». Следует заметить, что в большинстве служебников ни после возгласа молитвы входа «Яко подобает», ни после благословенной молитвы, не указано произносить «Аминь». Диакон подходит к священнику держа Евангелие в обеих руках прямо. Иерей, перекрестившись, целует Евангелие, полагая на него правую руку, которую в свою очередь целует диакон. Диакон, поцеловав десницу иерея и оборотясь к Востоку, становится перед священником, возвышает несколько руки и, «показуя» св. Евангелие (служебник), делает им небольшой крест (Ц.В. 1890 г., в чиновнике архиерейского священнослужения сказано очень определенно: мало крествуя) и произносит: «Премудрость, прости». И священник, если служит сам, без диакона, также перекладывает Евангелие на левое плечо, правой рукой благословляет на Восток, а затем, благословляя Евангелием, произносит: «Премудрость, прости». Диакон, а за ним иерей входят в алтарь, причем, иерей, перекрестившись, целует в царских вратах икону Спасителя, благословляет свещеносцев, перекрестившись, целует икону Божией Матери и, войдя в алтарь, целует св. Евангелие, положенное на престол диаконом, и сам престол. Примечание: В литургиях, отправляемых с вечернею, малый вход бывает с Евангелием, хотя и служится вечерня. Священник читает молитву входа вечерни: «Вечер, и заутра, и полудня». Молитвы антифонные и входная литургийная опускаются (Ц.В. 1880 г.,

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

По окончании антифона, став на обычном месте и поклонившись, диакон возглашает: Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор на [каждое прошение]: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Молитва второго антифона Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою, и не оставь нас, надеющихся на Тебя. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И поется певцами второй антифон. [Хвали, душа моя, Господа: ] Пс 145 Слава, и ныне: Единородный Сын: ] Диакон же поступает также, как и во время пения первого антифона. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Молитва третьего антифона Ты, даровавший нам эти общие и согласные молитвы, и двум или трем, согласно просящим во имя Твое, просимое подавать обещавший, Сам и ныне прошения рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем жизнь вечную даруя. Возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Здесь открываются Царские врата на малый вход. И поем блаженны: Во Царствии Твоём помяни нас, Господи: Когда певцы, поющие третий антифон (или, в воскресенье, блаженны), доходят до слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:» , священник с диаконом трижды кланяются пред святым престолом. Затем, священник, взяв св. Евангелие, дает его диакону и оба идут от престола направо, обходя его сзади. И так, выйдя северными вратами, предшествуемые свещеносцами со светильниками, совершают малый вход. И, став на обычном месте, преклоняют оба главы; диакон произносит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ниже, Табл. утр.); отпуст (в царских вратах) – тот же, какой и на царских часах Великого пятка (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.), а после отпуста многолетие («Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго»). «И бывает целование» плащаницы, «певцы же поют стихиру, гл. 5: Приидите ублажим»; и час 1-й» (см. Уст.). – На 1-м часе (по указанно Триоди Пост., совершаемом «в притворе») положены тропарь (перед богородичным 1-го часа) и кондак (по «Отче наш») Триоди и прочее по обычаю (см. 564 стр.); но после: «Благослови», – обычный малый отпуст: «Христос истинный Бог», затем лик поет: «Господи помилуй», 3-ды, чем и кончается 1-й час (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.). Часы: 3-й, 6-й, 9-й, с присоединением к ним изобразительных, совершаются «при часе 4-м (по-нашему, 10-м) дне вместе (по указанно Устава «в притворе»), – так же, как и в Великий четверток; только на изобразительных положено: «Господи помилуй», (вместо 40) 12 раз (сн. в Уст. Мр . гл. 26 мар., «Аще случится в субботу великую» Благовещение), и обычный малый отпуст: «Христос истинный Бог наш» (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.). В Великую субботу совершается Великого, начинающаяся вечерней 338 (по указанию Устава, «о часе 10-м дне», т.е., в 4-м часу пополудни). Так как последняя церковная, служба, по общему порядку, относится к следующему дню, то на ней с песнопениями Великой субботы соединяются воскресные; вследствие этого литургия Великой субботы является величавым завершением страстных служений и в то же время прямым, непосредственным предпразднством величайшего христианского торжества, отраднейшим предначатием Пасхи. (См. подр. Прав. Соб. 1891. 4, 422–465 стр.; 1893, 6, 67–97 стр.; 7, 191–229 стр.). Вечерня (начинающаяся возгласом литургии) совершается, кончая пением: «Господи воззвах», так же, как и в Великий четверток; но в составе стихир «на Господи воззвах», кроме триодных, положены из 1-го гласа Октоиха 4 воскресные стихиры и догматик: «Всемирную славу» (см. их в Триоди, на ряду); потом бывает малый вход с Евангелием (около плащаницы), обычное возглашение диаконом: «Премудрость прости», поется: «Свете Тихий», диакон возглашает: «Премудрость»; но обычно следующего затем прокимна (а также и возглашений пред ним: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем») не положено, а непосредственно, после пения: «Свете Тихий», возглашается: диаконом – «Премудрость», чтецом – надписание 1-й паремии, диаконом – «Вонмем», и начинается (перед плащаницею) чтение 15 паремий (из которых каждая предваряется вышеуказанными возглашениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Малый вход . Иподиаконы берут трикирий и дикирий, пономари – рипиды, диаконы – кадильницы; первенствующий священник, сотворив перед престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архиерею, берет Евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за престолом, лицом на запад. В это время первенствующий и прочие иереи, совершив поясные поклоны, целуют престол, кланяются архиерею и идут за протодиаконом по одному. Все выходят из алтаря северною дверью в следующем порядке: свещеносец, посошник, два диакона с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с Евангелием и иереи по старшинству. Придя к кафедре, иереи становятся по обе стороны от кафедры к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у царских врат. Протодиакон с Евангелием – ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам Евангелия – рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре, диаконы и иподиаконы. Сделав один поклон, все берут общее благословение архиерея. Архиерей и иереи читают тайно молитву: “Владыко Господи, Боже наш…” Протодиакон вполголоса говорит: “Господу помолимся.” По прочтении архиереем молитвы, и по совершении, если есть, награждения и производства в высший чин, протодиакон, перекладывая Евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход.” Архиерей, благословляя, говорит: “Благословен вход святых Твоих всегда ныне и присно и во веки веков.” Протодиакон произносит: “Аминь” и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует Евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую Евангелие при целовании, и отходит с Евангелием к рипидчикам. Иподиаконы же остаются у кафедры и передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая немного вверх, Евангелие возглашает: “Премудрость, прости” и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно: “Приидите, поклонимся…” Диаконы кадят на Евангелие, затем на архиерея, когда он медленно совершает поклонение перед святым Евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010