Храм Спаса Преображения в Наливках снесен в 1929 г., а храм Преподобного Марона Пустынника Сирийского 1642 г. в Старых Панех чудом уцелел. В 1992 г. церковь в плачевном состоянии была возвращена Русской Православной Церкви. Но уже в 2001 г. храм стал победителем в московском конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции памятников архитектуры. Перейдем на другую сторону Якиманки и пройдем по Первому Хвостову переулку. Здесь в доме 7 в 1914–1922 гг. жили Шмелевы. Из этого дома они убывали в эмиграцию, навсегда покидая Россию. Поводом для отъезда послужила трагическая гибель в Крыму любимого сына Сергея. На Большой Полянке – храм Григория Неокесарийского, в прежние времена он был виден с Якиманки. Если перейти Полянку и свернуть в Старомонетный переулок, то здесь на углу с Пыжевским переулком находится с виду ничем не примечательный дом 27, где в 1910 г. жил писатель. Храм Иоанна Воина      Пройдем дальше по Старомонетному и свернем в Толмачевский переулок. Здесь мы увидим вывеску Государственной научной педагогической библиотеки им. Ушинского. Когда-то особняк принадлежал заводчику А.Д. Демидову, потом тетке Н.Н. Пушкиной Е.И. Загряжской, а в 1882–1917 гг. в нем развернулась 6-я мужская московская гимназия, в которой учился Иван Шмелев. По этому поводу в рассказе «Святая радость» можно вычитать: представляя себе, где он будет учиться, Ваня фантазирует, как он будет носить кожаный пояс с медяшкой и картузик, на котором «листочки будут… серебряные, и шнурок на картузике будет белый …и буковки… – М.6.Г. – Московская 6-я гимназия». Напротив библиотеки установлен памятник писателю. Взгляд бронзовых глаз устремлен на бывшую гимназию. Мы же отправимся дальше, пройдем мимо Третьяковки по Лаврушинскому переулку. Это бывшая Кадашевская слобода, где родился Иван Шмелев. Перейдем мост и окажемся на Болотной площади. Сюда Ваня приезжал с Горкиным за яблоками перед Преображением. «Мы подъезжаем к лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина». Отец сюда послал их за яблоками, наказав, каких плодов и для кого покупать. Неописуемое яблочное разнообразие! Перечисляются такие сорта, о которых мы и знать не знаем. «Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится… Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Ивана Великого».

http://pravoslavie.ru/97640.html

У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора. 27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе — умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей. Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь. Особенно большую заботу об отце Феодоре отец Василий проявил после смерти матушки. Тогда отца Феодора одолела безысходная тоска, он запирался дома и плакал. Отец Василий загрузил его работой в редакции “Душеполезного чтения”, и отцу Феодору пришлось трудиться даже вечерами. Людям, жалевшим отца диакона, отец Василий объяснял, что для него сейчас облегчение в работе. Редакционные заботы пробудили интерес к литературной деятельности, и отец Феодор стал писать статьи в журнал, некоторые из которых были изданы отдельными брошюрами. Первым печатным трудом отца Феодора стала краткая история Николо-Толмачевской церкви, написанная по материалам церковного архива.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Последней работой уже не отца Феодора, а иеромонаха Алексия, была статья в мартовском номере журнала “Душеполезное чтение” за 1898 год в связи со смертью П. М. Третьякова. Кроме богослужения в храме, отец Феодор вместе с преподобным отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, участвовал в народных чтениях. Одновременно он безвозмездно преподавал Закон Божий в сиротском приюте, а также в частном приюте Смирновой и в нескольких домах прихожан, в том числе у известного славянофила Ю. Ф. Самарина, жившего в доме графини Соллогуб, почти напротив Николо-Толмачевской церк­ви. Этот дом отцу Феодору приходилось посещать вместе с отцом Василием для совершения домашних всенощных, после которых завязывались интереснейшие беседы. Их участниками, кроме Самариных и графини Соллогуб, были их друзья славянофилы: князь Черкасский с супругой и С. Аксаков с супругой, С. М. Сухотин, князь Оболенский и другие. В конце 1870-х годов в этом обществе стал появляться еще молодой, но уже получивший известность философ В. С. Соловьев. Позднее старец Алексий в Зосимовой пустыни с удовольствием вспоминал эти беседы. Они расширяли его кругозор и научили его общению с представителями высшего общества, что пригодилось, когда к нему как к старцу обращались за советом высокопоставленные богомольцы из Москвы и Петербурга. В храме святителя Николая в Толмачах отец Феодор прослужил двадцать восемь лет. Он был настоящим бессребреником, кроме ежедневной раздачи денег нищим, он всегда помогал беднякам. Однажды на улице он снял с себя верхнюю рясу и отдал ее дрожавшему от холода бедняку. Отец Феодор был необычайно благочестивым и усердным церковнослужителем: всегда приходил в храм первым, а уходил последним. 4 июня 1895 года отец Феодор был рукоположен во пресвитера и определен в штат Кремлевского Успенского собора — главного кафедрального собора России. Отец Феодор пел в хоре священнослужителей. Он пользовался в соборе всеобщей любовью и уважением; уже через два года по принятии им священнического сана единогласно был избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, был награжден камилавкой.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Умер преосвященный епископ Виссарион. И это, конечно, лишение не одной только Костромской Церкви, во главе управления которой он стоял целых тринадцать лет, неусыпным стражем и добрым ангелом-хранителем которой он был во все это время. Нет, это – лишение также и Московской Церкви, которая видела его у себя сперва в звании профессора, преподавателя богословских наук в семинариях Вифанской и Московской, затем, в звании приходского пастыря, горевшего ярким пламенем истинного пастырства в Николо-Толмачевском храме в продолжении более тридцати лет и, наконец, в звании архипастыря, епископа Дмитровского, первого викария Московской митрополии, стоявшего на высоком духовном свещнике. Все это в совокупности пребывание преосвященного Виссариона в Москве, на разных поприщах церковно-общественного служения, продолжалось, как известно, целых сорок два года. И, хотя почивший архипастырь был родом из Тульской епархии, однако за столь продолжительную жизнь его у нас в Москве, особенно же за его просвещенную деятельность, всецело направленную к духовному благу её жителей, а также за его любовь и привязанность к ним, выражавшуюся неоднократно в последующее время, он может по всей справедливости назваться коренным москвичом. Да, это был москвич в полном смысле этого слова! Это был тип московского пастыря по преимуществу, каким он рисуется в наших понятиях и представлениях, не тот новый, народившийся у нас теперь, тип пастырей, которые, как справедливо замечено в одной церковной газете, «только по своей священнической одежде принадлежат к пастырям православной Церкви» 2 и которые заявили уже о себе слишком громко в последнее время, как в печатном слове, на страницах разных либеральных газет, так и в устных разговорах, на тех или иных общественных собраниях. В частности, кончина преосвященного Виссариона – великое лишение для Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, приютившегося в стенах здешнего Епархиального Дома и нашедшего себе здесь чрезвычайно ясное и яркое приложение той деятельности членов его, которая заключается в многочисленных и разнообразных его отделах, – этих, возникших из него, как из ядра, живых ячейках, и, между прочим, в Отделе по распространению духовно-нравственных книг, на годичном заседании которого мы находимся сейчас. Преосвященный Виссарион при жизни своей был почетным членом Общества Любителей Духовного Просвещения, равно как и Отдела его по распространению духовно-нравственных книг, и чрезвычайно много потрудился для них в качестве церковного проповедника и духовного писателя вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Анчийский Спас " Описания иконы Описание иконы Анчийский Спас АНЧИЙСКИЙ СПАС Анчийский [Анчисхатский] Спас - Нерукотворный образ Спасителя - одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. в нарушение хронологии событий говорится, что икона (Цит. по: Микеладзе. С. 92). Чудотворная икона (105x71x4,6 см без киота) заключена в средник разновременного ([...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Анчийский Спас [Анчисхатский Спас; груз.]. VI–VIII (?) в. Гос. музей искусств Грузии, Тбилиси (Georgian National Museum, Tbilisi). Чудотворная икона (105 х 71 х 4,6 см без киота) заключена в средник разновременного (XII, XIV, XVII-XIX вв.) оклада-триптиха. Triptych of the Saviour. Anchi, Klarjeti (present Turkey). Materials: enkaustik on wood, gilded silver, precious stones. Size: 148х158 cm. Файл 30923.jpg:   Размер: 795x722, 0.57 MPix, 249 Kb. Дата: 2018-01-09, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (5) . Описание: Копия энкаустической иконы. Толмачевская Н. И. Анчисхатский собор, г.Тбилиси (Тифлис). Период создания: 1933 г. Материал, техника: Живопись. Размер: 50,5х34,5 см. Место создания: — Номер в Госкаталоге: 24220763. Местонахождение: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Файл 34968.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 118 Kb. Дата: 2020-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (92) , (1) .

http://pravicon.com/icon-389

Когда в двадцатые годы он начал служить в московском храме священномученика Климента, ему с семьей (у батюшки была супруга и две дочери) дали в Старом Толмачевском переулке пятнадцатиметровую комнату в коммунальной квартире. Всего в этом доме безо всяких удобств с печным отоплением проживало тринадцать семей. После перехода в Николо-Кузнецкий храм он продолжал жить там же. Но и на это жилье позарились «новые хозяева жизни». Дочь отца Александра Зоя рассказывала: «В одно прекрасное весеннее утро приходит к нам коммунист и говорит: “Убирайся, поп, со своими бабами (это мама и я с сестрой), куда хочешь, здесь будет жить наш начальник”. Бесцеремонно выбросил наши вещи на улицу… Мы сидим с мамой и плачем: “Куда идти?” Папа с мамой на какой-то тачке стали вещи перевозить в Николо-Кузнецкую церковь, к вечеру перенесли… Перенесли вещи в маленькую комнату — каменный мешок на втором этаже колокольни с одним окном и решеткой, без отопления, воды, канализации. В ней была ризница, мимо этой комнаты вела лестница на чердак и еще выше — на колокольню. Там папа прожил до конца своих дней… Вскоре приехал к нам из-под Симбирска дедушка, папин отец, священник отец Павел Смирнов. Бабушка умерла, а у него отобрали дом и выгнали на улицу… Мы были “лишенцы”, не имели продовольственных карточек. Но Бог милостив: были добрые люди, которые отрывали от своих семей какие-то продукты и давали нам…» Нищенское существование нисколько не уменьшало пастырский пыл отца Александра. Не раз он с большим мужеством и опасностью для жизни защищал храм от грабителей. Совершал требы по всему Замоскворецкому району. По воспоминаниям прихожан, батюшка ходил по улицам и ездил в трамвае в рясе — поступок смелый, исповеднический. Ведь в то время попы были заклятыми врагами власти. И отец Александр не однократно приходил домой в плевках, песке, закиданной грязью одежде. Иногда пионеры кидали в него камни, и лицо было в кровоподтеках. Несмотря на все, батюшка вел большую катехизаторскую деятельность: регулярно проходили пастырские беседы, был и своеобразный кинематографический кружок — показ “туманных картин” (стеклянные пластины у фонаря) из библейской истории, случались и литературно-музыкальные вечера. Отец Александр продолжал эти труды, пока не запретила большевистская власть.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Главное же, по словам Патриарха Алексия II, теперь можно не только взирать на нее, но и помолиться перед ней. И даже оставить ей свечу, которую зажгут во время богослужения. Если эксперимент будет удачным, то в храм перенесут и икону Троицы, созданную преподобным. Андреем Рублевым, а пока в нем установлен список с нее. На следующий год после того, как Владимирская икона избрала себе местом пребывания храм Николы в Толмачах, в августе 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе в храме Христа Спасителя старец Алексий был причислен к лику святых. А в марте 2002 года был канонизирован отец Илия Четверухин, в чине священномученика. Так у Никольского храма появились свои небесные ходатаи; их образы помещены на правой стене. Толмачевский храм снова стал местом служения Святейшего Патриарха. 23 ноября 2000 года Первосвятитель совершил здесь благодарственный молебен по случаю выхода в свет первого тома Православной энциклопедии. А 5 июня 2001 года, в праздник Владимирской иконы Богоматери, Святейшему Патриарху были переданы здесь фрагменты подлинного полотна «Тайная Вечеря» кисти Г. Семирадского из алтаря храма Христа Спасителя, сохраненные в фондах ГТГ. Праздновалось под сводами храма и 150-летие со дня основания Третьяковской галереи, причем торжество пришлось на престольный праздник храма 22 мая 2006 года. После окончания литургии Святейший Патриарх совершил благодарственный молебен по случаю юбилея. Праздничные богослужения проходят здесь с участием знаменитого камерного хора Третьяковской галереи под руководством А. Пузакова, причем в день памяти П. И. Чайковского исполняется его «Литургия», а в день рождения С. В. Рахманинова – его «Всенощная». Безусловно, богомольцы приходят прежде всего поклониться Владимирской иконе. Есть устное предание, что она покровительствует переводчикам. Если это так, то история храма Николы в Толмачах и этой замосквореченской местности благостно завершила свой круг. Рейтинг: 9 Голосов: 110 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/2753.html

… в Боголюбовом монастыре… — Подразумевается памятный Ремизову с раннего детства Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь, основанный около 1360 г. в Москве на левом берегу р. Лузы. Монастырь был форпостом на юго-восточных подступах к городу. Назван по имени первого игумена — св. Андроника (ум. 13.07. 1374 г.). …уезжал к себе за реку. — Ср.: «Рано я стал догадываться о неладах между отцом и матерью ; только по праздникам отец приезжал к нам и в тот же вечер возвращался домой» (Подстриженными глазами. С. 115). …не выдержало сердце, — конец. — Ср.: «10 мая , в день въезда государя (Александра III) в Москву на коронацию, умер отец. Мне не хватало месяца до шести лет, а матери исполнилось тридцать пять; и пять лет, как жила она с нами отдельно. Отец был старше матери на двадцать лет. он умер от осложнившегося плеврита…» (Подстриженными глазами. С. 166–167). …до самой Москвы хватало. — Ср.: «В духовной своей завещал отец на колокол в село на свою родину, и такой наказал колокол отлить гулкий и звонкий: как ударят на селе ко всенощной, чтобы до Москвы хватало за Москва-реку до самых Толмачей. Этот колокол заветный, невылитый, волшебный, благовестными звонами вечерний час гулко-полно катящийся с дедовских просторных полей по России — это первый мне родительский завет» (Автобиография 1913. С. 443). …Никита-скусный … — Ср.: «Фабричные рабочие Найденовской шерстепрядильной сразу наклеили ярлык “англичанин” в отличие от других хозяев — братьев “Англичанина” никто не любил. Голоса он не подымет, но никогда и не услышишь от него человеческого слова. К “англичанину” незамедля прибавилось: “скусный” (скушный) и “змея”» (Подстриженными глазами. С. 219–220). .. черные большие усы… — Ср.: «В редкие его приезды к нам я его вижу с черными усами, пахнущими фиксатуаром, нарядного, как с картинки и драгоценный перстень на указательном пальце, вспыхивающий белой искрой, резко дал моих, глаз » (Подстриженными глазами. С. 166). «Поедемте прощаться». — Ср.: «Накануне нас возили в Большой Толмачевский переулок прощаться. Я не узнал отца. вдруг — в халате, седая борода и никакого перстня…» (Подстриженными глазами. С» 166).

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

В основе изображения лежит текст из Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение, жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (гл. 12). Композиция, вероятно, восходит к западноевропейским образцам. С XIV века образ Девы Марии с Младенцем на руках, стоящей на луне или полумесяце, окруженной сиянием, был широко известен на он встречается в религиозной живописи, скульптуре, миниатюре, витражах. С XVII столетия подобные иконы получили распространение на Руси. Изображение Богородицы с младенцем Христом на толмачевской иконе отличается особой торжественностью и строгостью. Богоматерь с Младенцем представлены с атрибутами царской власти, в драгоценных одеждах. Цветовая гамма сдержанная, строится на сочетании контрастных цветов – темный мафорий с золотыми звездами и ярко-малиновая нижняя риза Богородицы, охристый гиматий с золотистым ассистом Христа. Эти особенности связаны с толкованием образа. Важнейшую роль в понимании изображенного играет «Толкование на Апокалипсис святого Андрея архиепископа Кесарийского»: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нея звезды, – звезды лучшия и светлейшия. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею веру банею очищаемых и освобождаемых от тления. Она болит, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию В Апокалипсисе сказано о том, что жена-церковь бежала в пустыню от дракона-дьявола, желавшего «пожрать ее младенца». В XVI столетии инок Филофей писал о том, что под пустыней здесь следует понимать Русь: « " И даны были жене крылья великого орла, чтобы убежала в пустыню, и тогда змей из всех своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке ее утопить " . Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой Во второй половине XVII века образ «жены, облеченной в солнце» был соединен с образом Богородицы, молящейся за весь

http://pravicon.com/image-33106

Это последнее батюшка писал уже в Зосимовой пустыни как описание Николо-Толмачевского храма. В 1889 г. отец Василий Петрович Нечаев принял монашество и был возведен сперва в архимандрита, потом во епископа Костромского. Само собою разумеется, он оставил Толмачевский приход. После ухода Василия Петровича прихожане очень хотели иметь у себя священником батюшку и просили его об этом. Они предлагали батюшке ходатайствовать о нем перед епархиальным начальством, но тот решительно отказался: его пугало ответственное и трудное служение приходского священника. Впоследствии он принял священство потому только, что ему предложили место в бесприходном соборе. Преемником Василия Петровича в Николо-Толмачев- ский храм был назначен Дмитрий Федорович Касицын, из профессоров Московской духовной академии, ученый и в то же время благоговейнейший человек. Про него отец Алексий рассказывал, что он в алтаре никогда себе не позволял ни одного лишнего слова и самые нужнейшие приказания, например относительно облачений, давал шепотом и в небогослужебное время. О духовной мудрости отца Дмитрия может рассказать следующий случай, о котором моему Илье Николаевичу говорил батюшка. Сравнительно недавно случай этот был напечатан со слов протоиерея М.И.Хитрова преосвященным Никоном в его «Троицком слове». Одна девушка, институтка, в бытность отца Михаила законоучителем Московского Николаевского сиротского института сказала ему на духу, что она ни во что не верит. Отец протоиерей не знал, как с ней поступить, и не разрешил ее на исповеди, а предложил ей подойти к нему наутро перед обедней. Со своей скорбью он обратился за советом к протоиерею Дмитрию Касици- ну, с которым был в тесной духовной дружбе. Дело было уже поздним вечером, после всенощной. Отец Дмитрий поднялся с постели и выслушал своего друга. «Долго ходил старец по кабинету, – как потом рассказывал отец Михаил Хитров , – ходил и молча вздыхал, вероятно, поведан Богу нашу пастырскую скорбь. Наконец остановился и сказал: “Не может быть, чтобы столь юная душа вполне сознательно стала безбожною...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010