Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА [греч. λδβλθυοτεΑννα, евр.  ,   - милость, благодать], дочь Фануила, пророчица из колена Асира (пам. 3 фев. и 28 августа), упомянутая в Евангелии от Луки в рассказе о Сретении Господнем , «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 36-37). А.- единственная женщина, названная в НЗ «пророчицей», возможно, св. Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь , к-рая была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь 16. 23). Постоянное присутствие А. в храме можно было бы объяснить существованием особого чина вдовиц (см. Вдовство и вдовы ), к-рые имели свое служение (напр., молитвенное) при иерусалимском храме ( Witherington. P. 140-141). Увидев рожденного Спасителя, А. в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк 2. 29-35) пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2. 38). В контексте писаний евангелиста Луки проповедь А., видимо, прообразует одно из служений, к-рые получат уверовавшие женщины (ср.: Прискилла в Деян 18). В сцене Сретения А., возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу , когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян 1-2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (Лк 4. 18; 16. 19-20) (см. Бедность ), высказывается предположение, что А. изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым она являет пример воздействия благой вести на их жизнь ( Brown. P. 446). Прав. Иосиф и пророчица Анна. Фреска из ц. Успения Богоматери на Волотовом поле в Новгороде. Кон. 80-х гг. Копия Н. И. Толмачевской. Прав. Иосиф и пророчица Анна. Фреска из ц. Успения Богоматери на Волотовом поле в Новгороде. Кон. 80-х гг. Копия Н. И. Толмачевской.

http://pravenc.ru/text/115542.html

произошла весьма значительная покража. Почти вся утварь и ценные украшения с икон были ограблены. Господь вскоре же расположил добрых людей, и они снабдили храм всем необходимым для совершения богослужений. В 1769 г. одна благочестивая вдова подала прошение на имя митрополита Московского и Калужского Амвросия о том, чтобы ей дозволено было пристроить левый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», но тогда не разрешалось строить храмы в честь икон Божией Матери, а только в честь великих Ее праздников, поэтому решено было посвятить левый придел Покрову Пресвятой Богородицы, а икону «Утоли моя печали» сделали местной в левом приделе. В 1770 г. в первый раз праздновался Покров Божией Матери в Толмачевском храме. В 1782 г. храм был покрыт железом, а в 1812 г., перед нашествием в Москву французов, предусмотрительный настоятель скрыл все церковное имущество под полом церкви, и таким образом все оно сохранилось целым и невредимым. Все дома Толмачевского прихода сгорели в то время, но храм уцелел. Пять месяцев он оставался без богослужения, однако довольно быстро дома вновь отстроились и придел святителя Николая был освящен, к радости прихожан. Так как храм отстраивался медленно, то церковное начальство решило присоединить приход к храму Григория Неокесарийского на Большой Полянке, но огорченные прихожане так усердно просили о том, чтобы у них был свой приходской храм, что 5 февраля 1814 г. состоялся указ о восстановлении Николо-Толмачевского храма. Когда служил в этом храме Илья Николаевич, храм был в отличном порядке. Вообще же скажу, что он был прекрасен как своим внешним, так и внутренним видом. Содержался всегда в исключительной чистоте, и иконы были прекрасны. ПРЕСВИТЕРСТВО 27 мая 1895 г. батюшка был определен митрополитом Сергием в пресвитеры к Большому Успенскому собору. По некоторым данным, его рукополагал преосвященный Нестор, викарий Дмитровский, 5 июня 1895 г. Через год он был награжден скуфьей, еще через год набедренником и еще через год камилавкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все важные документы, и адрес и письмо епископа Виссариона, отец Алексий впоследствии передал на хранение моему мужу Илье Николаевичу, а мне привел Господь поместить их здесь. В 1891 г. дом, в котором жил наш старец, был сломан и вместо него был построен новый двухэтажный каменный – для священника и диакона, причем обе квартиры были двухэтажные. У Дмитрия Федоровича были дети, и, по своей христианской деликатности, он боялся, что дети своей беготней и шумом будут беспокоить отца диакона, поэтому он решил, что гораздо спокойнее разделить дом вертикальной линией; тогда никто никому мешать не будет. Квартира священника имела девять комнат, а квартира диакона шесть комнат. Куда переезжал батюшка на то время, когда дом строился, до меня этих сведений не дошло. В 1894 г. мать покойной супруги батюшки, Анна Федоровна, стала очень плоха и нуждалась в покое и уходе. Прислуги она не имела средств держать, и если дочка уходила куда-нибудь по делам, то около нее иногда никого не было. Однажды в отсутствие всех своих она упала и долго лежала беспомощная, не имея сил сама подняться. Батюшка предложил ей тогда переехать к нему со свояченицей. Это было за год до перехода батюшки в Успенский собор. Однажды к отцу Феодору в Толмачи пришли соборяне. Протоиерей Н.И.Пшеничников и прихожане стали его просить от лица митрополита Сергия перейти в Успенский собор пресвитером. Отец Феодор отказался, говоря, что не имеет соборного голоса. «Вы будете не руководителем пения, а учителем благочестия в соборе», – ответили ему. Батюшка пошел к теще и спросил ее благословения, как она на это смотрит и на что его она благословит. Теща сказала, что раз митрополит его избрал и просит, то это избрание Божие и она вполне согласна на его пресвитерство. Тогда он заявил соборянам, что теща его благословила и он согласен. Батюшка всегда шел к теще за всяким советом и слушался ее во всем. Так подробно рассказав о жизни отца Алексия в Толмачевском приходе и о служении его в Николо-Толмачевском храме, я, однако, ничего не сказала о истории самого храма. По описанию самого старца в его книге «Московская Николаевская в Толмачах церковь », видно, что храм этот уже существовал в 1628 г., но был первоначально деревянный и не имел других престолов, кроме Никольского. В 1697 г. братья Логин и Кондратий Добрынины – именитые купцы – возымели усердие к построению в Толмачах вместо обветшавшего храма каменного во имя Сошествия Святого Духа на апостолов с приделом во имя святителя Николая. Сначала храм был покрыт деревянной крышей и имел деревянные полы. В 1765 г. в храме случилась беда, а именно

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дело было за благословением старца. Илья Николаевич послал письмо отцу Симону в Зосимову пустынь с одной своей духовной дочерью, прося его переговорить со старцем, переходить ему в Толмачи или нет. 8 июня отец Симон написал ему следующее письмо: „...вследствие особо сложившихся обстоятельств, Вы должны принять Николо-Толмачевский приход без колебаний и рассуждений за послушание Вашему верховному покровителю митрополиту Кириллу. Старец неоднократно повторял мне, что по инструкции он никаких советов никому давать не вправе, и поэтому просил меня ответить Вам от себя, что я ему и обещал исполнить...» А 9 июня мой батюшка служил в Толмачах свою первую литургию, и в тот же день 47 происходило его избрание на общем собрании прихожан. Это было воскресенье, праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Когда Илья Николаевич подавал прошение епархиальному начальству о назначении его на место настоятеля Николо-Толмачевского храма, как на главную причину своей просьбы, он указывал на желание послужить на месте молитвенных подвигов епископа Виссариона, отца протоиерея Д. Ф. Касицына и старца Алексия, хотя и считал себя недостойным их преемником. Вот по этой причине его не остановили трудности предстоящей жизни в малолюдном, бедном приходе, затерянном в одном из переулков Замоскворечья. Перед своим назначением в Толмачи Илья Николаевич в разговоре с управляющим Московской епархией архиепископом Иоасафом посетовал, что если станет настоятелем, то не сможет поддержать той красоты и благолепия, которые отличали Толмачевский храм при его предшественниках. На это преосвященный заметил, что при нем Толмачи будут сиять духовно, а это несравненно выше. Господь судит наши намерения и помышления, но я, как свидетельница трудов и пастырского делания моего мужа, скажу, что при его десятилетнем служении, при всей скудости во внешней обстановке и материальных средствах, при отсутствии даже диакона, Толмачи и впрямь сияли дивным духовным светом. Сам дух богослужения в этом храме, по благодати Божией, отличался строго православным направлением, и мой батюшка всегда руководствовался опытом святых отцов и учителей Церкви, а также наставлениями своего старца отца Алексия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

В эти же дни отец Федор получил письмо от своего бывшего наставника Преосвященного Виссариона: «Многоуважаемый отец диакон Федор Алексеевич! Прошло 25 лет с тех пор, как Вы поступили на священно-служительскую службу в Николо-Толмачевском приходе. Из числа этих 25 годов я имел удовольствие служить 22 года совместно с Вами. За все это время мы дружелюбно относились друг к другу, и я всегда с великим сочувствием взирал на Ваши достолюбезные душеные качества и преполезные труды. Ваше всегда благоговейное служение в храме, Ваше смирение и кротость, Ваше строгое воздержание от гнилых и праздных слов, Ваше сердечное участие к радостям и скорбям ближних, готовность помогать им в нуждах, Ваши неутомимые и плодотворные труды в деле законоучительства и назидания – все это и подобное производило на меня благоприятное впечатление и служило к моему назиданию. Сравнивая себя с Вами, я не раз говорил себе: «О, если бы и мне быть таким добрым, как Федор Алексеевич!..» В 1891 году на месте старого деревянного дома для причта построили новый, кирпичный, более просторный. У отца Феодора, жившего с сыном Михаилом, заканчивавшим Московское Императорское техническое училище, теперь появилась квартира из шести комнат. Жить стало просторней, и это вскоре пригодилось. Заболела теща, Анна Федоровна. Ухаживать за ней было некому, и отец диакон взял ее вместе с младшей дочерью в новую квартиру. Года через два в Успенском соборе Московского Кремля начались перемены: митрополит Московский Сергий (Ляпидевский) решил восстановить в нем древнее, так называемое «столповое» пение, при котором вместо псаломщиков на клиросе поют пресвитеры и диаконы в унисон. Владыка Сергий знал о прекрасном толмачевском диаконе, и соборяне во главе с протоиереем Н. И. Пшеничниковым – знатоком этого пения, специально переведенным в собор – пришли в Толмачи от имени митрополита уговаривать отца Феодора перейти пресвитером в Успенский собор. Это приглашение было признанием высоких духовных и служебных качеств отца диакона, но тот сначала отказался. Однако, после обстоятельного разговора с тещей, которую он уважал и слушался, дал согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В отдел входит двадцать человек известного хора Толмачевского храма (он же хор галереи), который возглавляет заслуженный артист России Алексей Пузаков, являющийся также руководителем Московского Синодального хора. К хору у настоятеля, имеющего консерваторское образование, отношение особенное, можно сказать, трепетное. — Хор нашего храма входит в штат галереи и содержится за ее счет, — уточняет отец Николай. — Не просто было добиться, чтобы церковный хор находился на госбюджете. И это определенно чудо! Хотя прошло уже много лет, но я хорошо помню, как в Минкульте не все были согласны с таким решением. Я присутствовал на заседании коллегии, когда решался вопрос, будет ли финансироваться наш хор или нет. И я тогда сказал: «Как же другие выдающиеся музеи мира имеют хоры? А мы что, хуже?!» Все снова высказались против, а потом было тайное голосование, в результате которого почти все были за. У храма-музея при Третьяковской галерее старинная и славная история. Первое упоминание о деревянной «церкви великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою» значится в приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. Настоящий расцвет Толмачевского храма пришелся на вторую половину XIX века, когда в соседнем Лаврушинском переулке поселилась семья Третьяковых и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков стал постоянным прихожанином церкви и много сделал для ее благоукрашения (сегодня памятной табличкой обозначено на полу место, где он обычно стоял во время службы). Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны и многие другие известные деятели культуры любили молиться под этими сводами. В 1929 году церковь в Толмачах была закрыта, и весь советский период здесь находился депозитарий (фондохранилище) Третьяковки. В конце 1980-х годов коллекцию перевезли в новое здание. — Несколько лет храм стоял бесхозным, — рассказывает отец Николай. — За это время унесли все, что можно было унести: иконы, двери, пол, хотя это была собственность Третьяковки. И когда работники галереи поняли, что это помещение от них может уйти, став снова храмом, но уже не имеющим отношения к галерее, они решили устроить здесь концертный зал. В те дни, когда меня сюда назначали, тут была уже возведена сцена, сделаны гримуборные. Из-за этой перестройки чуть не погубили храм. Когда стали копать котлован для подсобных помещений концертного зала, то не рассчитали, грунт ушел, и здание дало трещины, стены поехали. Ужаснулись, что оно может рухнуть, и стали срочно делать заморозку, чтобы укрепить фундамент. К счастью, удалось остановить движение почвы. Концертный зал здесь так и не был открыт. Тогдашний директор галереи Юрий Королев одним из первых понял, что надо возрождать именно храм, который станет частью галереи. Верующие сотрудники Третьяковки образовали общину, получив благословение Патриарха Алексия II , затем был утвержден устав храма, в котором он значился как домовая церковь Третьяковской галереи.

http://patriarchia.ru/db/text/5826142.ht...

ЖМП 6 июнь 2021 /  5 июля 2021 г. 18:00 В Толмачи на поклон к Владимирской Уже почти три десятка лет в самом центре Москвы, в Замоскворечье, действует храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Это первый и до сегодняшнего дня уникальный опыт сотрудничества Церкви и музея. Именно здесь хранится величайшая святыня всего христианского мира — Владимирская икона Божией Матери. О том, как сегодня живет храм-музей и как возникло это соработничество, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» поговорил с его настоятелем, протоиереем Николаем Соколовым.  PDF-bepcuя. Войти в храм-музей можно со стороны Малого Толмачевского переулка. Я прошла через полицейский пост с металлоискателем, мимо гардероба, где надо оставлять верхнюю одежду, и затем поднялась по лестнице в храм. Отца Николая немного задерживали дела, но вскоре он появился с группой военных, как потом выяснилось, из Сербии. Он проводил для них экскурсию по храму, подвел их к Владимирской иконе. Выслушав рассказ, сербы поклонились святыне, сделали групповое фото с отцом-настоятелем на память и отправились смотреть основную экспозицию Третьяковки. — Это стало уже почти правилом: если верующие люди идут знакомиться с галереей, — поясняет отец Николай, — то они сначала заходят в наш храм поклониться Владимирской иконе, а затем уже начинают осмотр других залов музея. Я или мои помощники показываем храм, рассказываем его историю. У отца Николая рядом с наперсным крестом висит бейджик-пропуск заведующего отделом Третьяковской галереи. Храм является продолжением галереи, это один из ее залов, поэтому почти все священники, работники храма являются сотрудниками галереи и входят в возглавляемый отцом Николаем отдел, в котором без малого тридцать человек. От священников, как от других работников галереи, не требуется серьезных познаний в области изящных искусств. Но так получилось, что двое из них закончили художественные институты и являются профессиональными худож­никами. В отдел входит двадцать человек известного хора Толмачевского храма (он же хор галереи), который возглавляет заслуженный артист России Алексей Пузаков, являющийся также руководителем Московского Синодального хора.

http://e-vestnik.ru/reports/v_tolmachi_n...

Но в связи с тем, что он работал на таких должностях, у него была особая возможность, и он ее использовал: он спасал храмы от разрушения. Если где-то решали снести храм с очень хорошими росписями, он тут же бросался на помощь. И даже в те страшные годы ему удавалось спасать эти храмы от разрушения. Как-то так получилось, что у него одновременно скончались жена Мария и дочь, тоже Мария. Он очень о них скорбел и уже в 1925-м году скончался. В нашем храме в Толмачах Василий Тимофеевич был тоже очень заметной личностью, потому что он великолепно пел, прекрасно читал и очень красиво звонил, подражая Ростовским звонам. То есть он принимал самое активное участие в богослужениях и был тоже необходимым, нужным для храма человеком. Но, к сожалению, он скончался в 1925-м году. Отпевал его как раз митрополит Петр (Полянский). На отпевание пришел даже художник Нестеров, так что его очень любили и почитали. Поэт Александр Александрович Солодовников Александр Александрович Солодовников Еще один персонаж из прихода нашего храма – Александр Александрович Солодовников, который считается одним из лучших духовных поэтов XX века. Он был женат на сестре постоянной прихожанки Марии Станиславовны Паутынской. Жену его звали Нина Станиславовна Паутынская. Он тоже был нашим постоянным прихожанином, активно участвовал в жизни храма и прихода. Вера Рыковская, дожившая до открытия Толмачевского храма Вообще, надо сказать, что отец Илия очень приветствовал активное участие прихожан в богослужениях. Даже аналои он спустил на пол храма с амвона – с тем, чтобы желающие могли читать в церкви. Конечно же, читали те люди, которые были уверены, что они это могут сделать. Среди таких чтиц была замечательная девушка, Вера Рыковская. Она замечательно читала, отец Илия очень хвалил ее, и я очень хочу рассказать об этой Вере Рыковской. Отец Илия очень приветствовал активное участие прихожан в богослужениях Она была единственной духовной дочерью отца Илии, которая дожила до открытия Толмачевского храма после его разгрома. И она вошла почетным членом в новую двадцатку: мы ее туда записали, хотя она была уже к этому времени очень старенькая. Но она все сознавала, понимала, что происходит, и очень этому радовалась.

http://pravoslavie.ru/127707.html

— Когда было принято решение о восстановлении храма, он представлял собой депозитарий Третьяковской галереи. Хотелось бы сегодня вспомнить тех, кто принимал участие в его возрождении, и с чего все началось. — На нашу церковь выпала обычная для советского времени судьба. Еще 6 апреля 1922 года храм был ограблен большевиками — было изъято 157 килограммов золотых и серебряных изделий, а 24 июня 1929 года он был передан Третьяковской галерее под хранение фонда живописи. В 1930-е годы разрушили колокольню, часть колоколов уничтожили, а некоторые продали за границу, в США. Однажды я освящал какую-то дачу, ее хозяин похвалился, что ступени, ведущие в его дом, сделаны из фрагментов покрытия одной замоскворецкой церкви, расположенной в непосредственной близости от Третьяковской галереи. И только спустя несколько лет, получив назначение в Толмачевский храм, я понял, о какой церкви шла речь. Последний настоятель протоиерей Илья Четверухин погиб в ГУЛАГе в поселке Красная Вишера под Пермью. Наверное, я вас удивлю, но первое решение о восстановлении Никольского храм было принято еще в 1983 году. Конечно, тогда речь не шла о передаче его Церкви, планировали восстановить здание храма как памятника архитектуры (ему же более 300 лет), устроив в нем, как это было заведено в те годы, концертный зал. Одним из первых, кто понял необходимость возрождения храма в его первоначальном значении, стал тогдашний руководитель музея Юрий Константинович Королев. Он чувствовал, что храм должен стать неотъемлемой частью галереи не в качестве запасника или концертного зала, а тем местом, где должны находиться произведения древнерусской живописи — иконы. В 1990 году православные сотрудники галереи решили возродить Толмачевский храм, образовав церковную общину. Святейший Патриарх Алексий II благословил это начинание. В 1992 году был утвержден Устав храма, определяющий его статус как домового храма Третьяковской галереи. Устав предписывал, что членами «двадцатки» — инициативной группы прихода, имели право быть только сотрудники галереи и еще несколько прихожан, которые помнили храм до закрытия. В их число были включены дети и внуки отца Ильи Четверухина. В ноябре 1992 года я был назначен настоятелем возвращенного храма. 25 декабря 1992 года между музеем и Московской Патриархией было подписано отдельное соглашение, оформленное как дополнение к Уставу. А затем 23 апреля 1993 года вышло распоряжение Президента России «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества».

http://patriarchia.ru/db/text/2660985.ht...

Феодор (Поздеевский , 1876–1937) – архиепископ, духовный сын преподобного Германа Зосимовского . Феодот († 1875) – оптинский иеросхимонах. Феофан Затворник Вышенский (Говоров, † 1894) – святитель. Фекла – крестьянка. Филарет (Дроздов , † 1867) – святитель, митрополит Московский и Коломенский. Филина – монахиня Алексеевского монастыря. Филипп (Колычев, 1507–1569) – святитель, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец. Филипп (Гумилевский, † 1936) – епископ Звенигородский, викарий Московской епархии. Филофей, в миру Тимофей Григорьевич Успенский (1808–1882) – митрополит Тверской и Кашинский, митрополит Киевский и Галицкий. Фишер Наталия Герасимовна – супруга Ф.Ф. Фишера. Фишер Федор Федорович – друг схимонаха Симона зосимовского. Чайковский Петр Ильич (1840–1893) – русский композитор. Чепурко Петр Иванович (род. в 1887 в с. Каланчаг Таврической губ.) – священник Черкасский – князь, член кружка графини Сологуб. Четверухина Евгения Леонидовна (1883–1974) – автор книг, певчая Николо-Толмачевского храма, жена священномученика протоиерея Илии. Чурбакова Евгения Ивановна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Чухотина Евдокия Петровна – монахиня. Шапошников Димитрий Михайлович – московский промышленник, благоустроитель Зосимовой пустыни. Шестерин Дмитрий Сергеевич (1884–1931) – " странник». Шишлянникова Мелания Яковлевна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Шлихтинг Георгий (род. в 1891) – священник села Спасское Суздальского района. Шмелев Иван Сергеевич (1873–1950) – православный писатель. Шубина Александра Ивановна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Ювеналий (Поярков) – Митрополит Коломенский и Крутицкий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. Юдин Петр Лаврович – крестьянин деревни Свиблово Кимрского района. Юлия Неттель – дочь Г.И. Неттель. Юшины – семья жителей села Мордыш. Яковлева Елизавета Васильевна – благоустроительница зосимовской часовни. Якушев Александр Михайлович – преподаватель фотрепианной игры. m> 65 Из всех послужных списков, представлявшихся ежегодно настоятелем Зосимовой пустыни игуменом Германом в Лавру, был выбран именно этот, как последний из сохранившихся. В список не вошли лица, чьи жития представлены выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010