6. В более поздние времена, уже после смерти Деция, Феодосий 2 , сын Аркадия, собрал и объединил империю. Но при нем подняла голову непристойная секта саддукеев, которые, желая изгнать надежду на воскресение, говорили так: “Мертвые не воскресают”. Главой этих еретиков были Феодор и Гай, оба епископы, желавшие присоединить к этому неверию и самого императора. Когда же стало очевидно, что сие есть необычайно гибельно и разрушительно, император взмолился к Господу, прося Его выказать должное расположение тем, кто следует Ему. А был в то время в Эфесе некто Далий, и как-то раз, обходя гору Целейскую, он сказал своим пастухам: “Приготовьте здесь загон для овец наших, ибо на этом месте очень удобно пасти скотину”. И не знал он, что произошло в той пещере. Мальчики принялись за работу и, откатив огромную скалу, вошли в преддверие пещеры, где увидели большого размера камни. Убрав и их, они обнаружили стену, которая не позволяла им пройти далее. 7. Господь же повелел душам святых возвратиться в их тела, и восстали они, и ожили от смерти, думая, что проспали всего лишь одну ночь, и сидели они, бодрые и сильные. Причем не только тела их сохранили свою приятность и красоту, но и одежды их остались целыми и неповрежденными, словно не носили они их много лет. Тут, обратившись к Малху, сказали они: “Расскажи нам, пожалуйста, брат, о том, что говорил вечером император. Хотим мы знать, может быть, нас уже разыскивают?”. А он им в ответ: “Вас ищут, чтобы принести в жертву богам”. Тогда Максимиан промолвил: “Все мы готовы умереть за Христа. Но возьми-ка несколько серебряных монет, пойди и купи пищи, и послушай внимательно, и о том, что услышишь, сообщи нам”. Взяв деньги, Малх удалился. А были у него серебряные денарии с именем Деция. Подойдя же к вратам города, увидел он знак Креста над ними и, ошеломленный, изумился, спрашивая себя: “Неужели со вчерашнего дня, с заходом солнца, когда и я уходил из города, сердце Деция так изменилось, что он повелел устроить знак Креста над вратами города?”. Войдя же туда, он услышал, как люди клянутся именем Христа, как восторгаются церквами, как по городу ходят священнослужители и что сами городские стены обновлены. Еще более изумившись, он вновь обратился к себе: “А не кажется ли тебе, что ты попал в другой город?”. Придя же на рынок, он вынул свои денарии, чтобы купить еды.

http://pravmir.ru/ctradanie-semi-svyatyi...

«История» неоднократно переводилась на европейские языки (см.: Evagrius Scholasticus. Histoire ecclesiastique/Trad. L. Cousin. Paris, 1686; The Ancient Ecclesiastical Histories of the First Six Hundreds Years after Christ, Written in the Greek tongue by three Learned Historiographers: Eusebius, Socrates and Evagrius/Trans. M. Hanmer. London, 1619; Evagrius Scholasticus. Ecclesiastical History/Trans, anon. London, 1846), причем образцовым ныне считается перевод А.–Ж. Фестюжьера (Evagre. Histoire ecclesiastique/Trad. A.–J. Festugiere/Byzantion. 1975. Vol. 45. P. 185–488). Единственное современное монографическое исследование о Евагрии составлено, главным образом, в форме исторического комментария к «Церковной истории» и концентрируется в основном на проблеме источников, которыми пользовался историк (см.: Allen Р. Evagrius Scholasticus the Church Historian. Leuven, 1981). 91 Cm.: Excerpta historica iussu imperatoris Constantini Porphyrogeniti confecta/Ed. C. de Boor. Berlin, 1903. T. 1: Excerpta de legationibus; Менандр Византиец. История/Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Магистр, Менандр, Кандид Исавр, Ноннос и Феофан Византиец/Пер. Г.С. Дестуниса. СПб., 1860 (переизд.: Рязань; Александрия, 2003. С. 229–335); Менандр Протектор. [Выдержки]/Пер. и комм. И.А. Левинской, С.Р. Тохтасьева/Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. М., 1994. С. 311–356. 92 См.: Allen Р. Zachariah Scholasticus and the Historia ecclesiastica of Evagrius Scholasticus/Journal of Theological Studies. 1980. Vol. 31; TriccaA. Evagrio e la sua fonte piu importante Procopio/Roma e POriente. 1915. Vol. 9–10; Higgins M.J. Chosroes II’s votive offerings at Sergiopolis/Byzantinische Zeitschrift. 1955. Bd. 48; Peeters P Les exvoto de Khosrau Aparwez a Sergiopolis/Analecta Bollandiana. 1947. Vol. 65; Шестаков С. Иоанн ритор (ωννης τωρ) в Церковной истории Евагрия/Уч. зап. Имп. Казанск. ун-та. 1890. Т. 57 (сент.–окт.); Удальцова З.В. К вопросу о мировоззрении византийского историка 6 в. Евагрия/Виз. временник. 1969. Т. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттого люди совершают многое против всякого ожидания. Полагаться во время войны более на смелость свою, чем на силу – значит быть всегда в тревоге. Искренние союзники, хотя бы их было и немного, полезнее многочисленных, но подающих повод к подозрению. 6 . Люди, издавна принявшие на себя управление важнейшими делами, не могут уже отказаться от опасностей и от войны даже и тогда, когда этого пожелают. Люди сильные, считая небезопасным для себя самое бездействие мужей доблестных, опасаясь, чтобы те когда-нибудь их не одолели, нападают на них и тогда, когда те не производят ни малейшего беспокойства. Они считают самым безопасным для себя делом заранее занять твердую позицию еще во время кажущегося бездействия (тех, кого они опасаются). Опасение за будущее есть лучшее средство к обезопасению себя в настоящем: не должно ждать того, чтобы прежде пострадать, а потом защищаться не с равными силами. Лучше заблаговременным ожиданием беды, которая не сбудется, предохранить себя от нее, нежели в надежде на спокойствие, поблажая своей робости и упуская из рук власть, в трудных обстоятельствах ослабеть духом. Принятие мер предосторожности относительно будущего ведет к безопасности. 7 . В войнах больше, чем в прочих делах, счастье переходит то к одному, то к другому, смотря по обстоятельствам. Лучше вам решиться на битву, с тем чтобы произвести что-нибудь, нежели страдать. За хорошими делами всегда следует похвала; худые же дадут вам имя, недостойное вашей славы (в скобках – это из Иперида). (Suidas в сл. ΕπιμEQ o( α;˜) λλον: «Дексипп: Когда некоторые были оскорблены словами Иперида...»). 8 . Не прельщаясь приятнейшими для слуха речами, мы должны предаваться трудам. Пока время позволяет, мы должны, действуя с рассудком, избирать лучшее, а в случае неудачи не раскаиваться в принятом намерении. Незнание не заслуживает похвалы: оно подвержено ошибкам. Благоразумие лучше всего, потому что оно есть знание будущего. Оно знает свою пользу и, предвидя вред, оберегается. Торопливые и необдуманные предприятия сопровождаются и скорым раскаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

438 Это место выражено и в подлиннике не совсем ясно, хотя смысл его может быть только один. Константин говорит: «Не для того я столько трудился, чтобы за злодейство зятя моего Лициния отказать ему принять участие в правлении. Не отказываться же мне от родства из-за того только, что придется вместе с ним принять в участники правления и подлого раба (т. е. Валента)». Константин разделял политический вопрос на две части: быть ли Лицинию соправителем? Ответ: быть, несмотря на его злодеяния: он муж моей сестры Констанции. Но у него товарищем Валент; принимать ли и его в соправители? – Никак не принимать: он подлый раб. 442 По распоряжению Юстиниана и Феодоры судебные дела переводимы были из присутственных мест во дворец (Procop. Anecd. XXX. 8.). 444 Эвдокия с. 299: «Менандр, протиктор, историк, писал о случившемся по смерти Агафия, т. е. был продолжателем его „Истории“». 445 Колхи – древнее название жителей нынешней Мингрелии, лазы – средневековое их название. Колхида – Лазика – Мингрелия. 446 Фасий (Фазис, Φσις) – порт на берегу реки того же имени; теперь тут крепость Поти у Риона. Ср. пр. 56. 447 Сношения Византийского двора с утригурами и котригурами у Агафии (V. 24, 25). Что значили для гуннов кони, видим и из Приска. См. Сказания Приска Панийского, отрыв. 1. Вспомним вообще конные племена внутренней Азии. 451 Ужасные следствия задаривания полудиких орд представлены Прокопием. Anecd. XI. 3. XIX. 6 (см. заметку издателя Изамбера, с. 492). 452 Савиры, так же как и залы, утигуры и котригуры,– народы гуннского племени. Ср. отр. 3 и Procop. Bell. Persic. II. 29, где сказано, что савиры были унны и что они жили за зихами у реки Boaca (верхней части реки Фасия). 462 Дара, или Дары, позже Анастасиополь, теперь одни развалины, между нынешними городами Мардином и Нисибином, в Верхней Месопотамии. 463 У Прокопия Издагонна: ΠαρευναστEQ o( ρ – постельничий, cubicularius; ср. с Диодоровым κατακοιμιστEQ o( ς το βασιλως. 471 ΤEQ o( ν κδαριν. Иезек. XXI. 26: « φελ τEQ o( ν κδαριν, καEQ o( EQ o( ε;’) πθου τEQ o( ν στφανον αEQ o( υ;’) τEQ o( η;˜;)...» («сними кидар и отложи венец»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Я ужаснулся (говорил святой Малх) и удивился такому целомудрию этой женщины, и возлюбил ее, и мы заключили условие пребывать вместе в целомудрии. Но я никогда при этом не смотрел на ее тело, даже не касался ее рукою, боясь в совместной, согласной жизни с ней погубить девство мое, которое я соблюл в самом начале восставшей на меня, со стороны плоти, лютой брани (доселе слова блаженного Малха). В таковом духовном супружестве преподобный Малх прожил с тою целомудренною женщиною продолжительное время. Они приобрели благорасположение своих господ, так что у них не было и никакой мысли о бегстве. Иногда Малх по целому месяцу не был в доме своего господина, как верный и усердный пастух его стада в пустыне. Однажды, спустя уже много времени после своего пленения, преподобный Малх находился один в пустыне и, никого не видя, кроме неба и земли, начал в своем уединении вспоминать свое прежнее совместное пребывание в монастыре с монахами, и особенно отца своего игумена, которым он был научен Божественному Писанию и иноческому житию. И стал он размышлять о словах его, коими он был увещаем не отлучаться из обители. Вспоминая и размышляя о сем, Малх заметил пред собою множество муравьев. Двигаясь на небольшом тесном пространстве, они носили на себе тяжести более самих себя: одни носили семена; другие — землю изнутри муравейников, устрояя себе некоторую защиту от дождя; третьи, заготовляя себе на зиму пищу, раздробляли своими жалами зерна, иные выносили трупы своих мертвецов. И что всего удивительнее — при столь великом множестве муравьев, они, выползая наружу и вползая в муравейники, не мешали один другому, не задерживали и не теснили друг друга; напротив, если замечали, что какой-либо из них несет слишком большую тяжесть, тотчас же другие помогали ему. Смотря на то, Малх вспомнил слова Соломона: «пойди к муравью, ленивец, и посмотри на действия его… он собирает во время жатвы пищу свою» (Притч.6:6–8). Притом ему пришло на мысль, что жизнь его в монастыре подобна муравейнику, где все вместе работают и никто ничего своего собственного не имеет, но все общее, и начал сильно скорбеть о своем пленении, с сердечными воздыханиями, желая увидеть монастырь свой и жить в своей прежней келии. Когда он возвратился в имение господина своего и шел к своей хижине, его встретила жена, и, увидав его с печальным и смущенным лицом, спросила:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Почуяв за собой погоню, Малх и его спутница спрятались в какой-то пещере, где оказалась львица с львенком: туда же последовал и сарацин с рабом. Львица задушила раба и господина и оставила беглецов невредимыми. С радостью продолжали они путь и достигли наконец родины и обителей. «Аз, братие,» говорил Малх в монастыре, «пленен был погаными и мясо ядох, и млеко кобылие пих, но токмо сохрани мя Господь от жены и доселе» 418 . К этой же категории мучеников относится Арефа, воевода Неграна града, и с ним 4299, пострадавшие в 524 г. от омиритского царя Дунава (окт. 24.). К концу периода вс. соборов появились уже и магометане, давшее в последствии христианскому миру много мучеников. Впрочем, и в этом периоде от них пострадали: Михаил игумен зовийский и с ним 36 (Окт 1) и Феофил новый (янв. 30). Кроме внешних врагов христианства, бывших причиной мучений и мучеников, в разбираемый нами период были в византийской империи внутренние враги и мучители церкви. Таковы были в начале периода ариане, – особенно арианствующии император Валент, а в конце периода иконоборцы. От ариан пострадали: Полихроний, убитый арианами 337 г. при олтаре церковном (окт. 1); мученики, иже в Византии, по приказаний имп. Валента, частью потопленные, частью сожженные среди моря на корабле (сент. 29); Павел, патр. константинопольский, заточенный при имп. Констанции в Кукусах армянских и удавленный от ариан «своим ему омофором» (ноябрь 6); мученики, иже во Африки, от ариан (дек. 8). От монофелитов пострадал Максим исповедник с двумя учениками Анастасиями при Константине третьем около 656 г. (янв. 21 и авг. 13), и Мартин, папа римский (апр. 14). Но всего более пострадало исповедников православия от иконоборцев. Именно в VIII веке: Афанасий исповедник, иже в Павлопетрии (февр. 22). Прокопий Декаполит и сострадалец его Василий (февр. 27). Е. Иаков ок. 757 г. (март. 21). Е. Евстафий исповедник (март. 29). Василий е. перийский ок. 728 г. (апр. 12). Георгий е. антиохийский (апр. 19). Мученица Феодосия, яже от Константина града, при Льве Исавре за иконы пострада (мая 28). 419 . Игумения Анфиса и 90 сестер ее (июн. 27). В IX веке: Феодор Студит (нояб. 11 и янв. 26). Михаил Сингелл (дек. 18). Евфимий исповедник (дек. 26). Феофил написанный (дек. 28). Фаддей инок студийский (дек. 29). Николай исповедник, игумен студийский (февр. 4). Феофилант исповедник (март. 8). Феофан исповедник (март. 12). Никита исп. е. аполониадский (март. 19). Макарий исп. игумен палекитской обители (апр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

«Мучитель разгневался на заведующего зверями и грозил ему смертью, если он не сумеет раздражить зверей так, чтобы они пожрали сих двух христиан; но когда тот стал раздражать льва, то лев устремился на него и растерзал его . Все присутствовавшие, видя такое чудо, устрашились и познали силу истинного Бога и Спаса нашего» с. 354]. Апостол Фома (6 октября) «Апостол сказал ударившему его: – Да воздаст тебе Господь за сие еще в сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псом на показ многим! Несколько времени спустя ударивший апостола виночерпий вышел к колодцу, намереваясь принести гостям воды для разбавления вина. Там внезапно напал на него лев, повалил и умертвил его и, высосав из него кровь, удалился. Тогда прибежали собаки, растерзали тело его на части , а один черный пес, схвативши его правую руку, приволок ее на пир и бросил перед всеми. Все присутствовавшие там, увидевши сие, пришли в ужас и спрашивали, чья эта рука. Женщина же, игравшая на свирели, воскликнула: – Что-то необычайно таинственное совершается ныне у нас: с нами находится в числе возлежащих или Бог или посланник Божий. Ибо я видела, как виночерпий ударил одного человека и слышала, что сей человек сказал по-еврейски: «Пусть я увижу правую руку твою, влачимою псом на показ многим», – что, как вы все видите, и сбылось» с. 142]. Преподобный Малх (26 марта) «Внезапно из глубины пещеры выбежала львица , схватила его (раба) за горло и, умертвив, повлекла в свое логовище. О преблагий Господи! Сколь велик Промысл Твой о рабах Твоих и сколь скора помощь Твоя в крайнем бедствии! Заметили то Малх и его жена, и были они в великой радости вместо боязни от того, что видели одного врага своего погибшим, ибо не знали про другого, угрожавшего им пред входом в пещеру. Сарацин, видя, что раб замедлил в пещере, и не слыша более его голоса, думал, что двое сопротивляются ему одному и, будучи не в состоянии от ярости более ждать, устремился в пещеру, как стоял, с обнаженным мечом, свирепо рыкая от злобы, как зверь. Но львица, услыхав его голос, выбежала навстречу ему и, когда он достиг беглецов, бросилась на него и умертвила его , волоча мимо них в свое логовище.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

355 Эпарх, или ипарх, или префект претории в Константинополе, был первым лицом в империи после государя. Anecd. Proc. Isamb. 495, 496. 357 Примеры такого одевания себя в одежды богов и полубогов задолго перед тем уже показали римские императоры. Это один из многочисленных остатков римских в Византии. 358 Ипподром – ристалище в Константинополе; нынешнее название Атмейдан почти перевод на турецкий язык греческого «ипподром». 359 Это слова Зинона о времени его изгнания (Мюл.). Он бежал вследствие интриг Верины, жены Василисковой, в феврале (?) 476 г., возвратился в декабре 477 г. См. Muralt Ghron. Byz. Интриги против Зинона описаны у Иоанна Антиохий. Fragmenta Histor. Gr. IV. 210. 360 Зинон был осажден в Исаврии; где именно была эта крепость Константинополь – неизвестно (Мюл.). 361 Август, сын Орестов – это ошибка; по связи речи это Одоах, как ниже называет его сам Малх, или, точнее, Одоакр (Мюл.). 363 Схолами (scholae, σχολαEQ o( назывались отряды дворцовой стражи, а сами воины – схолариями (scholarii, σχολαριοι). Подробности у Procop. Anecd. XXIV. 6. 364 Тот ли это самый Маркеллин, magister officiorum, который участвовал вместе с Феодосией Младшим в заговоре на жизнь Аттилы? (См. Приска отрыв. 8 по Мюл.). 365 По устранении примирения, предложенного Теодорихом, как кажется, последовала та война, во время которой Теодорих, разоряя города, дошел до стен Византии, но наконец, опасаясь своих, удалился, как рассказывает Эвагрий Hist. Eccles. III. 25 и Феофан с. 108. с. (Мюл.). 366 τEQ o( η;˜) ς λυβρ γυναικEQ o( ς вм. λυαρ исправил Валезий. Гензерих по требованию Льва отправил Плацидию нобилиссиму обратно в Константинополь вместе с матерью ее Эвдоксией, вдовой Валентиниана Плацида, как пишут Прокопий в 1 кн. Ванд. и Приск (Валезий у Мюл.). 369 Или: «Так как страна сделалась богаче прежнего, то (Зинон) наложил на него пятьсот». Это, вероятно, сумма, платимая египетским префектом для получения звания префекта (см. латинский Argumentum, приложенный к Малху изд. Мюллера). У Муральта (Chron. В. 89) иначе: Le préfet Egypte reçoit 500 L. Aulieu de 50, parce que la province était devenue plus riche.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

492 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 633, 634. 494 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 635, 636. 496 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. 498 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. С. 58, 59. 499 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. С. 58, 59. С. 63, 64. 509 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 560. 525 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 563, 564. 528 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 570–573. 559 Олимпиодор Фивянин. Выписки из исторических книг//Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. С. 150, 151. 585 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 596. 588 Феофан Византиец . Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 80, 81. 592 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Книга 1, глава III, 6, 7. С. 182. 602 Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. Общая часть. Выпуск I. Харьков, 1897. С. 2, 3. 621

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34 Испросить у него прощенья. 35 В славянском переводе: во устроение таковой меры. 36 В славянском переводе: извещаешися тако. 37 Т. е. один раз после целой кафизмы, а не после каждого псалма. 38 Т. е. ум. 39 Проклятия. 40 К переходу в вечность. 41 В Греческой книге: это, кажется, был тот простосердечный делатель послушания Досифей, о котором пишет авва Дорофей в первом своем слове. 42 Слова святой Синклитикии. 43 Пластырь, припарка. 44 Род печенья. 45 В славянском переводе: исправлениях. 46 В славянском переводе: извещения. 47 3десь старец указывает на одного монаха, по имени Малх, который, по ухищрению диавола, вышел из своего монастыря и много потерпел искушений. 48 В славянском переводе: побеждаюсь. 49 В греческом переводе: искренность. 50 Диавол. 51 Т. е. об авве Сериде. 52 По еврейскому тексту Ис. 57:15; в славянском переводе: во святых почиваяй... и даяй живот сокрушенным сердцем. — Ред. 53 В славянском переводе: о жительствах. 54 Под хранением ума отцы разумеют вообще подвиг внутреннего человека. 55 Надобно заметить, что брат, к которому сие писано, был поваром в обители. 56 Цепь на шее (см. Сир. 6:25). 57 В славянском переводе: целость. 58 Одежду, покрывавшую бедра. 59 Служащий в сане диакона. 60 В славянском переводе: сложения. 61 Отсюда начинаются вопросы преподобного аввы Дорофея. 62 В славянском переводе: дерзновение. 63 В славянском переводе: мое сердце. 64 Т. е. о внутренней молитве. 65 В славянском переводе: трудитися. 66 Здесь в греческой книге не достает нескольких слов, и они заимствованы из славянского перевода старца Паисия. 67 В славянском переводе: Се, удивихся лицу твоему. 68 В славянском переводе: невменяемость. 69 Т.е. таких, которые считаются унизительными в глазах других. 70 Вредно ему. 71 Авве о других. 72 Под средними делами разумеются такие, в которых нет вреда, но нет и существенной пользы. 73 Слов, заключающихся в скобках, не находится в греческой книге, изданной в Венеции в 1816 году. 74 См. Достопамятные сказания о жизни и подвижничестве святых и блаженных отцов. С. 213, 214. Изд. 2-е, 1846г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4044...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010