Михаил Кострюков Евфимий Малов Скачать epub pdf Сегодня мы поговорим о ярком миссионере, талантливом ученом, блестящем ораторе, казанском протоиерее Евфимии Александровиче Малове (1835–1918). В Научной библиотеке Казанского университета хранятся десятки научных трудов, а также миссионерские дневники этого яркого представителя казанской духовной школы, блестящего знатока арабского, татарского и еврейского языков, специалиста по этнографии народов Поволжья. Эти уникальные фолианты, представляющие собой библиографическую ценность, только в последнее время начали привлекать внимание казанских ученых, но пока еще рано говорить о том, что наследие православного ученого полностью изучено. Евфимий Александрович Малов родился 23 января 1835 г. в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Окончив Симбирскую духовную семинарию, Малов переезжает в Казань, где поступает и оканчивает в 1862 г. Казанскую Духовную Академию. Первый педагогический опыт прошел для Малова в Казанской духовной семинарии (1862–1863), откуда Малов в 1863 г. возвращается в Академию в качестве преподавателя татарского и еврейского языков. Карьера молодого и способного специалиста быстро пошла вверх. С 1865 г. Е.А. Малов уже профессор на кафедре еврейского языка в КДА, с 1884 по 1910 гг. он профессорствует на кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. Одновременно в 1883–1895 гг. Малов являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии». 1 Большой интерес с самых первых лет работы в Академии Малов проявил к изучению этнографии нерусских народов Поволжья. Многочисленные наблюдения за бытом поволжских народов, полученные во время его поездок по уездам Казанской губернии, стали для исследователя тем фундаментом, который лег в основу этнографических исследований Малова. Значительный интерес профессор уделял изучению быта, уровня жизни и всей системы морально-нравственных ценностей казанских, крещеных татар, чуваш, и особенно татар-мишар. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Несмотря на организацию в Казани новых православных учреждений, которые зарекомендовали себя важными институтами противомусульманской миссии, КазДА продолжала быть ведущим научным и образовательным центром РПЦ. В 1860–1870-х гг. здесь была создана своя школа миссионерского исламоведения. Под влиянием Г.С. Саблукова и его ученика Е.А. Малова сформировалась учебно-методическая система изучения противомусульманской полемики и миссионерского исламоведения 12 . Е.А. Малов, знаток ислама , в совершенстве владевший татарским, арабским и еврейскими языками, с уходом Г.С. Саблукова продолжил дело своего учителя, расширил список полемических противомусульманских исследований 13 . По его инициативе лучшие работы студентов начали издаваться в «Миссионерском противомусульманском сборнике» 14 . Цензура поручалась ему же 15 . 17 марта 1889 г. на базе Казанской духовной академии открылись миссионерские курсы 16 . Татарский язык в них преподавал заслуженный ординарный профессор КазДА, протоиерей Е.А. Малов. После смерти Ильминского развернулась ожесточенная борьба в миссионерских кругах и совете братства св. Гурия. Во главе противников системы встал Е.А. Малов. Евфимий Александрович Малов – старейший авторитетный деятель православной миссии Казани, убежденный монархист и националист выступал за христианизацию и ассимиляцию «инородцев». Он ратовал за ограничение их родного языка, был активным миссионером и проповедником и выступал не за просветительскую форму миссионерства, а за полемическую работу среди населения. Позицию Малова поддерживало большинство представителей духовенства, непосредственно служивших в национальных приходах, не знавших русский и церковные языки. В национальном духовенстве он видел угрозу зарождающегося «инородческого» национализма в унификации нерусских народов 17 . Деятельность братства св. Гурия оказала большое влияние на миссионерскую деятельность в Волжско-Камском регионе. Е.А. Малов внес значительный вклад в работу братства. Конечно, ему не удалось остановить распространение ислама . Напротив, оно оказало влияние на татарское реформаторское движение, помогло стать ему более светским и политически ориентированным. Однако братство сыграло большую роль в распространении православия далеко за территорию Казанского края среди народов-язычников (мордвы, чуваш, черемис и вотяков).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Новости Представитель МИД РФ в Нижнем Новгороде удивлен реакцией ДУМНО на ситуацию вокруг публикаций карикатур на пророка Мухаммада 09.02.2006 13:48 Нижний Новгород, 9 февраля. Представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов удивлен реакцией Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) на ситуацию вокруг публикаций карикатур на пророка Мухаммада. Об этом он сообщил на пресс-конференции 9 января, передает Нижегородское телеграфное агентство . Малов подчеркнул, что необходимо уважать права и религиозные взгляды всех конфессий, однако данная ситуация приобрела большой политический масштаб во всем мире. По его словам, средства массовой информации имеют право на свое мнение, а решать вопросы с ними мусульмане должны через суд, а не путем разгрома посольств. При этом Сергей Малов отметил, что Россия вообще не имеет никакого отношения к данному скандалу. По его словам, в Нижегородской области всегда было уважительное отношение к мусульманам, поэтому его удивила реакция на заявление некоторых руководителей ДУМНО о том, что они намерены провести митинг перед зданием представительства МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов сообщил, что узнал о проведении митинга из информационных агентств, однако пока никакого митинга или пикета в Нижнем Новгороде не проводилось. «Нижегородские мусульмане приняли мудрое решение, решив не проводить митинг», - сказал Сергей Малов. Он отметил также, что в 2005 году был введен запрет на проведение митингов и пикетов в Кремле, так как он является историко-культурным памятником. Вместе с тем, представитель МИД заявил, что готов встретиться с нижегородскими мусульманами и обсудить с ними ситуацию за пределами Кремля. Как ранее сообщил ИА REGNUM Дамир Мухетдинов, на проповеди 3 февраля обсуждался вопрос о дальнейших действиях нижегородских мусульман, направленных против исламофобии. «Мы намерены бороться с этим явлением всеми конституционными методами», - сказал Мухетдинов. По его словам, после пятничной проповеди некоторые мусульмане выражали готовность провести пикет около здания представительства МИД в Нижнем Новгороде, выражая таким образом негодование в связи с публикацией карикатур пророка. «Я даже не могу представить себе, - сказал собеседник Агентства, - чтобы в какой-нибудь мусульманской стране были напечатаны карикатуры на Иисуса Христа» или святых других традиционных религий. Он также считает «допустимым шагом в борьбе с исламофобией» решение ряда мусульманских стран ввести запрет на продажу датских товаров.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Зубов: Но он бы (вице-президент) приносил присягу на Торе. Я думаю, что и мусульманин вполне может быть президентом США, и тогда это будет святой Коран. Понимаете, здесь в чем разница? Разница в том, что лично для человека, который приносит присягу, святыней является то-то. И это принимается обществом и (он) признает, что не изменит его святыне. Зелинская: Своей собственной святыне Малов: Понятно. Зубов: Поэтому происходит присяга на Библии, а не потому, что, скажем, все американцы — правоверные Христиане. Зелинская: Андрей Борисович, сейчас мы Игорю поясним, он не понимает главного. Когда мы видим нашего президента, российского президента, который принимает участие в богослужении, мы понимаем, что наш президент — человек, который имеет какой-то понятый ему комплекс убеждений, взглядов, принципов, которым он готов следовать. Малов: Понимаю, но мой вопрос имел вторую часть, на которую вы не ответили… Зелинская: Я правильно сказала, Андрей Борисович? Зубов: Более того, это естественно. Малов: …относительно ситуации, когда президент Чеченской республики, в которой живут отнюдь не только мусульмане, устанавливает для всех чиновников республики мусульманский дресс-код. И это, в общем, декларируется публично. Вот это уже другая ситуация. Зелинская: Игорь, между прочим, в нашем, абсолютно светском государстве, тем не менее, существует какой-то негласный дресс-код для чиновников. Кем-то установленный. Все чиновники почему-то обязательно приходят на работу в костюмах и галстуках. Малов: Лена, ты мне ответила, Андрея Борисовича хочу послушать. Зубов: Знаете, я хотел бы здесь в какой-то степени с Еленой Константиновной согласиться. Действительно, странно бы было себе представить, если бы чиновник пришел, скажем, в шортах и майке на работу. Это было бы сочтено как «faux pas». Зелинская: Это не радиостанция. Ещё хорошо, что радиослушатели не видят как ты одет сейчас. Зубов: Вполне прилично, я должен засвидетельствовать для всех радиослушателей. Игорь Владимирович одет вполне прилично. В брюках и в рубашке.

http://pravmir.ru/zachem-religii-politik...

Малов: Имеется в виду руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Леонидович Иноземцев, если не ошибаюсь. Уж будем называть героев своими именами. Только я как раз с другой стороны хотел задать вопрос, Лена. Дело в том, что когда я вижу, что первые лица государства публично демонстрируют свои, так сказать, религиозные пристрастия, посещая молебны, конечно, они имеют право, по Конституции тоже имеют право, но при этом это транслируется на всю страну. С другой стороны, мы видим, как другая традиционная религия, я имею в виду ислам, в лице президент Чечни господина Кадырова объявляет о введении для чиновников некоего мусульманского дресс-кода, и у меня возникают сильные сомнения относительно реального отделения религии от государства. А ведь, наверное, полезная мысль — иначе в Конституции ее бы не записали… Зубов: Вы знаете, мы иногда забываем, что такое отделение церкви от государства. Вот, скажем, в Швеции до середины XIX века за переход от лютеранства в католичество полагалась смертная казнь. Вот это неотделение церкви от государства. То есть когда обязательным для человека было определенное вероисповедание. В России, скажем, до закона 1905 года о свободе вероисповеданий предполагалось, что человек из православия ни в одну конфессию перейти не может. Малов: Во многих мусульманских странах тоже до сих пор смертная казнь за выход из мусульманства. Чистая правда. Зубов: Да. Вот это и есть неотделенность религии от государства. А то, что люди, занимающие определенные политические посты, даже высшие политические посты, могут быть верующими людьми — это совершенно естественно. И в любой стране это естественно. В США президент приносит присягу на Библии, и ни у кого это не вызывает вопросов. Но если, скажем, президентом США стал иудей, то он бы приносил присягу на Торе. Малов: Прецедентов пока не было. Зубов: Не было. Но, кстати говоря, почти был, когда Гор баллотировался в вице-президенты. Малов: Но, все-таки, вице… Зелинская: Но он вполне мог бы выиграть…

http://pravmir.ru/zachem-religii-politik...

Малов: Довольно обсуждать детали моего туалета, а то я сейчас раскраснеюсь. Зубов: Но этого никто не заметит — в этом плюс эфира. Но замечу, что, например, во Франции принят закон о том, что мусульманские женщины не могут ходить в паранже. То есть, вводятся определенные ограничения для мусульманского дресс-кода в публичной жизни. Что, конечно, есть нарушение индивидуальной свободы человека. То есть, французы это тоже понимают. Малов: Может быть, просто берегут светский характер своего государства? Зубов: Что значит «светский характер своего государства»? Светский характер государства не предполагает насилие над религиозными убеждениями его членов. Наоборот, он предполагает, что каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но если хочет исповедовать — значит, может. Если это не шокирует общественное мнение. Малов: Так как раз хиджаб-то их и шокирует, вот в чем проблема. Зубов: Кого шокирует, а кого и нет. Кстати говоря, во Франции долгое время не разрешалось (в отличие от всех европейских стран) чиновницам носить нательные кресты . Чиновники могли носить — никто этого не видел, а у женщины летом открытое платье, видно, что она носит крест и считается, что это некое навязывание религиозных взглядов. Только несколько лет назад это было отменено, и я видел ликование во французском посольстве, когда все французские дипломатки в посольстве в Москве пришли с католическими крестиками. Наконец, они смогли стать тем, чем они являются на самом деле. Поэтому, мне кажется, то, что касается Чечни и Кадырова, коль в Чечне подавляющее число людей — люди мусульманского вероисповедания, их представления о должной одежде лучше не эпатировать. И в этом смысле я бы представителям других конфессий, если это не противоречит их религиозным убеждениям (а я знаю, что мусульманский дресс-код не противоречит религиозным убеждениям), рекомендовал следовать этим принципам, находясь в Чеченской республике. Также как в Персии, Иране есть для этого определенные постановления. Дома одевайся, как хочешь.

http://pravmir.ru/zachem-religii-politik...

Наставниками на миссионерском противомусульманском отделении, кроме вышеупоминаемого Н.И. Ильминского , были еще: ординарный профессор, Гордий Семенович Саблуков с 1849 г. по 1862 г. и экстраординарный профессор Е.А. Малов с 1863 по 1870 г. В настоящее время преподавателем миссионерских предметов против мусульманства состоит доцент Η.П. Остроумов. Студенты миссионерского противомусульманского отделения, кроме изучения татарского и арабского языков и магометанского вероучения, писали сочинения по разным вопросам своей специальности. Некоторые из этих сочинений и предлагаются в настоящее время в „Миссионерском Противомусульманском Сборнике“. Повод к этому был следующий. В 1872 г. экстраординарный профессор академии, священник Евфимий Малов подал в совет академии 16 марта записку, в которой говорил, что „в настоящее время чувствуется (особенно для казанского края) крайний недостаток в сочинениях о магометанстве с христианско-полемическим против него характером. Продолжающиеся отпадения крещеных татар в магометанство подают постоянный повод православным пастырям вести беседу с отступниками в апологетическом духе, а между тем православные пастыри положительно лишены возможности беседовать в таком духе, не имея почти ничего под руками для своего руководства. Совет академии может оказать православным пастырям некоторую помощь: в библиотеке казанской академии имеются рукописи – курсовые сочинения некоторых студентов бывшего противомусульманского отделения при казанской академии. Поэтому, считая вполне полезным издание этих сочинений, я покорнейше просил бы совет академии издать их, по возможности скорее, поручивши кому-либо из наставников академии редакцию этих сочинений“. Совет академии вполне согласился с представлением священника Е. Малова и просил Его Высокопреосвященство, Антония архиепископа казанского и свияжского, „ходатайствовать пред свят. Синодом о разрешении издавать совету академии курсовые сочинения, писанные о магометанстве с христианско-полемическим против него характером, на сумму ассигнуемую на печатание протоколов совета и магистерских диссертаций, и употребить вместе с тем на сей предмет остатки от суммы, ассигнованной на печатание протоколов и магистерских диссертаций в 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Назовем только некоторые статьи о. Евфимия Александровича миссионерского характера: 1) «Четыре дня среди мусульман» (Руков. для сел. паст., 1864); 2) «Шесть дней среди мусульман» (там же); 3) «Миссионерские заметки: несколько дней среди крещеных татар» (там же); 4) «Несколько слов о необходимости приволжской миссии» (Дух христианина, 1865г.); 5) «Беседы с муллой» (Рук. для с. паст., 1865); 6) «О крещеных татарах Буинского уезда Симб. губ. и села Обшаровки Самарской губ.» (там же); 7) «Приходы старокрещеных и новокрещеных татар Каз. епархии» (Правосл. обзор, 1865); 8) «Статистические сведения о приволжских татарах» (Учен. записки Казан. унив.); 9) «Нынешнее состояние крещеных татар Заволжского края» (Правосл. обзор, 1866); 10) «Поездка в татарские деревни в 1865 г.»; 11) «О татарских мечетях в России»; 12) «О новокрещенских школах в XVIII в.»; 13) «Православная противомусульманская миссия в Каз. крае в связи с историей мусульманства в первой половине XIX в.»; 14) «Очерки религиозного состояния татар, подвергшихся влиянию мухаммеданства»; 15) «Миссионерские книги о переводах Корана Саблукова»; 16) «Упорство отпавших татар»; 17) «Соперничество самозванных мулл» и мн. др. Покойный Е.А. Малов нередко печатал свои статьи под псевдонимом «Я.Б.» (Япей Бабай) и «Проезжий». В 1872 г. при миссионерском отделении по инициативе Евфимия Александровича стал издаваться «Миссионерский противомусульманский сборник» (вышло более 20ти выпусков). Советом академии Е.А.Малов был назначен одним из редакторов и цензоров сборника. Ему как автору и переводчику принадлежит содержание VI вып., XII, отчасти Iro вып. В XII выпуске напечатано его исследование «Ночное путешествие Мухаммеда в храм Иерусалимский и на небо». Евфимий Александрович много писал о чувашах и др. инородцах Казанского края. Покойный Евфимий Александрович много работал и писал по церковной истории местного Казанского края – по истории епархии, иерархии монастырей, местночтимых святых, икон, по описанию казанских церквей и т.п. Он был лучшим архивистом и археологом в Казанском крае. Ему были известны архивы многих казанских монастырей и учреждений. Он был членомоснователем Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете; много работал в этом обществе; долго состоял членом Совета Общества, много печатал в трудах этого Общества – «Известиях…». Евфимий Александрович, помимо инородческих восточных языков, знал новые и старые языки, а также еврейский; он преподавал в академии еврейский язык более десяти лет. Как истинный ученый, о. Евфимий Александрович собрал богатейшую и разнообразную библиотеку с массой изданий миссионерского и исторического характера. В его библиотеке хранится богатейшее собрание рукописей, об издании которых покойный не раз беседовал с пишущим эти строки.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

9 февраля 1920 г. произошло очень важное событие в жизни Машанова. Ему было присвоено звание профессора в «новых советских условиях», что явилось высокой оценкой научных заслуг Машанова. Немаловажную роль в этом сыграли декан археологического отделения Н.Ф.Катанов и декан восточного отделения С. Е.Малов , сын Е.А.Малова. Они ускорили данное событие своим обращением в Правление института, в котором отмечали, что «находят вполне достойным и справедливым перечислить преподавателя института по исламоведению М.А.Машанова в разряд профессоров Института» 81 . В его обязанности в институте входило не только преподавание особых наук – исламоведения и арабского языка, но и постоянное присутствие с 1919 г. на заседаниях Совета Северо-восточного археологического и этнографического института. Важным вкладом Машанова в науку стала продажа личной коллекции книг, сочинений и рукописей Северо-восточному археологическому и этнографическому институту. Профессор Н.Ф.Катанов, желая приобрести данную коллекцию у Машанова для библиотеки института, обратился к нему с просьбой об ее продаже. Совет института одобрил данное приобретение и составил специальную комиссию для оценки имущества ученого 82 . В нее вошли известнейшие профессора института Н.Ф.Катанов, С. Е.Малов  и Н.И.Ашмарин. Они выяснили, что «общее количество книг и брошюр доходит до 3 тысяч, и по содержанию эти книги, помещающиеся в 5 шкафах, переплетенные и брошюрованные, на языках восточных, русском и западных, относятся к истории, юриспруденции, археологии, этнографии, географии и богословия ислама..., издания периодические на разных языках…, журналы по востоковедению..., описания восточных рукописей и редких сочинений относящихся к Востоку..., словари» 83 . В ноябре-декабре 1920 г. был подготовлен «Проект основных положений о Восточной академии», первый пункт которого гласил: «существующий в г. Казани Сев(еро)-Вост(очный) Арх(еологический) и Этн(ографический) Институт преобразуется в Восточную Академию – ученое и высшее учебное заведение ТАССР, имеющее целью всестороннее изучение Востока и подготовку культурных работников из народных масс Восточных республик и областей». «Проект основных положений о Восточной Академии» был принят в заседании коллегии Наркомпроса от 30.XI.1920 г. и внесен в заседание Совнаркома 10.XII.1920 г. 84 . Осенью 1921 г. Северо-Восточный институт прекратил свое существование. Машанова в числе преподавателей нового вуза мы уже не находим. Тогда и завершилась его преподавательская деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

58 Ильминский Николай Иванович (24.04.182227.12.1891). В 1846 окончил КазДА. С 1850 в С.-Петербурге работал над переводами богослужебных книг на татарский язык. В 1851–1853 изучал арабский, турецкий и персидский яз. в Дамаске, Константинополе, Каире. С 1854 преподавал восточные языки в КазДА. 1861–1872 – проф. КазДА и Казанского университета. Был одним из основателей Братства Св. Гурия. С 1872 директор Казанской учительской семинарии (Отечественная история II. 341342). 59 Малов Евфимий Александрович (183525.02.1918). В 1862 окончил КазДА, пом. ректора Казанской ДС. 1863 – магистр богосл., бакалавр КазДА. 1868 – экстраорд. проф. 1869 – иерей. 1870 – благочинный училищ девиц дух. звания. 1880 – протоиерей. 1886 – орд. проф. 1901 – д-р богосл., проф. по кафедре противомусульманских миссионерских предметов (ИС 1905. 25; Русское православие). 60 Ивановский Николай Иванович (18401913). В 1865 окончил СПбДА, канд. богосл., бакалавр КазДА. 1867 – магистр, пом. инспектора КазДА. 1869 – экстраорд. проф. В 1876–1880 инсп. КазДА. 1883 – д-р богосл. и орд. проф. Автор работ, посвященных различным аспектам старообрядчества. С 1871 проводил миссионерские беседы со старообрядцами. Совершил ряд миссионерских поездок по епархии (Христианство III. 327; ИС 1905. 24). 61 Миротворцев Василий Васильевич (183822.09.1891). 1863 – окончил СПбДА, канд. богосл. Препод. КазДА. С 1881 – инсп. КазДА. 28 лет стоял во главе миссионерского отделения против буддизма и принимал активное участие в комиссии по переводу священных и богослужебных книг на инородческие языки (Брокгауз-Эфрон. XIX. 434). 62 Машанов Михаил Александрович (11.05.18521924). 1872 – окончил Тобольскую ДС и поступил в КазДА. В числе его преподавателей были Н.И. Ильминский , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов . 1876 окончил КазДА, оставлен в Академии преподавателем миссионерских противомусульманских дисциплин. 1878 – приват-доц., 1884 – и. д. доцента на кафедре арабского яз. 1881– 1904 – член и делопроизводитель Братства Св. Гурия. 1885 – магистр богосл. и доц., командирован на два года в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского яз. и мусульманской богосл. литературы. 1887 – экстраорд. проф. С 1889 безвозмездно преподавал на двухгодичных миссионерских курсах. В 19191920, продолжая преподавательскую деятельность в КазДА, написал курс лекций «Ислам среди народов Восточной России» в 38 томах. Этот курс читал советским работникам на Восточном отделении открывшегося в 1917 Северо-восточного археологического и этнографического института (Хабибуллин).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010