XVIII в.), свидетельствует о расширении художественного кругозора мастеров. Возможно, зап. влиянием объясняется появление необычных по названию чудотворных икон: напр., в ц. во имя прп. Кирилла Белозерского с. Каймары под Казанью (поместье М. Н. Кудрявцева, в XIX в.- семьи Боратынских (Баратынских)) почиталась чудотворная Краковская икона Божией Матери; по преданию, в 40-х гг. XVIII в. обретена в лугах свящ. Тимофеем Вороновым и крестьянином Симоном, празднование ее было 26 сент. (Обозрение. 1898. С. 270; Харлампович. 1909. С. 7). В К. и Т. е. продолжали не только украшать прославленные чудотворные иконы, но и поновлять другие чтимые. Вероятно, в 1737 г. была поновлена икона Николы Тульского - чтимый образ свт. Николая Чудотворца, с деяниями, из одноименной церкви в казанском Богородицком монастыре ( Малов. 1879. С. 53-56; Указатель. 1890. С. 15; Вознесенский, Гусев. 1899. С. 560-561). В каменном храме во имя прп. Кирилла Белозерского в с. Каймары (1723), возведенном в поместье ген.-майора М. Кудрявцева и освященном митр. Тихоном, были приделы во имя св. кн. Александра Невского и св. Мефодия Патарского (святого патрона строителя церкви), храмовые иконы к-рых имели вложения с мощами. Эта церковь, судя по надписи на одном из древних серебряных напрестольных крестов, существовала уже в 1717 г. (Обозрение. 1898. С. 269). В семьях хранились портреты новопрославленных святых. Они могли быть привезены в Казанскую губ. из др. мест и со временем становились частью церковного убранства храмов: напр., в каменной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена в 1830, не сохр.) с. Аркадия (ныне Хотня Арского р-на Республики Татарстан) хранился образ свт. Тихона, еп. Воронежского, написанный на холсте (4 на 5 четв.),- подаренный им воронежской купчихе Н. Бородиной, в доме к-рой святитель бывал. В 1-й четв. XIX в. дочь Бородиной М. И. Перцева привезла этот портрет в Казанскую губ., а после открытия мощей св. Тихона заказала сделать на образе венец краской и надпись: «Сей портрет преосвященного епископа Тихона который погребен бысть в задонском монастыре месяца августа 13 дня 17… (далее разобрать нельзя)» (1783.- Авт.) (Историко-стат.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Кафедральный собор в сер. XVII в. получил новые предметы богослужения. При митр. Корнилии была сделана серебряная ладанница с вкладной надписью (1656, НМРТ). Митр. Лаврентий прилагал мн. усилий для украшения соборной ризницы, старых и новых мон-рей. В Зилантовом мон-ре самый древний напрестольный крест в драгоценном окладе (серебряная басма с чеканным изображением Распятия и предстоящих, с 2 красными лалами и крупной бирюзой) был сделан в 1665 г., по преставлении архим. Иоасафа (Буянова) ( Рощектаев. 2004. С. 140). В ризнице Зилантова мон-ря хранились древняя серебряная дарохранительница ( Шпилевский. 1873. С. 14; Спутник по Казани. 1895. С. 118) и ковш с фигурой трубящего витязя в окружении орлов, гирлянд и лавров ( Шпилевский. 1873. С. 14; Пинегин. 1890. С. 341), по др. версии, с изображением человека, пьющего из рога (Спутник по Казани. 1895. С. 118), с заздравной надписью по краю, а также 3 старинных креста XVI-XVII вв. Драгоценная утварь создавалась местными мастерами для Спасо-Преображенского монастыря: в 1668 г. на средства монастырской казны по инициативе архим. Мисаила была сделана большая серебряная с позолотой водосвятная чаша, украшенная по верхнему краю надписью с именем мастера: «Труд же серебряника Сергия Плетеневца» ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 6; Лебедев. 1895. С. 56; Ключевская. 2009. С. 89). Вкладывали, вероятно, произведения ювелиров-иностранцев. Так, в Богородицкий мон-рь была вложена чаша для теплоты или ладана в виде широкой плоской раковины с 2 ручками и надписью: «Antoni Cristians ds. Anno 1672» ( Малов. 1879. С. 76). Владыка Лаврентий занимался украшением первых деревянных храмов Раифской пуст., для убранства к-рых им были пожертвованы напрестольное Евангелие 1657 г. в драгоценном окладе ( Он же. 1880. С. 74) и набор драгоценных служебных сосудов, созданный в 1670 г. на средства из личной казны митрополита, «по своей убогой душе и своих родителех в вечное поминовение» (Там же. С. 84). В ц. Божией Матери Печерской в Ямской слободе митр. Лаврентий вложил напрестольный крест (1671, НМРТ), в котором сочеталось неск. техник: ковка, гравировка, чеканка.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

Пересказ этого текста можно также найти в книге известного православного миссионера и историка Е.А. Малова «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние», изданной в 1879 году в типографии Императорского Казанского университета. — С 27 апреля на территории монастыря — на месте, где раньше находился собор Казанской иконы Божией Матери, ведутся археологические раскопки. Раскрыты фундамент собора и пещерного храма. Удалось ли обнаружить закладную доску? — Насколько известно, доска пока не найдена. Но её массивный вес внушает определённую надежду на то, что она не могла бесследно исчезнуть. Тем более, если учесть, что сверху ещё была положена плита. — Известно, что в разное время Казанский Богородицкий монастырь посещали и другие императоры и представители правящей династии… — Да, тот же Е.А. Малов писал о том, что, помимо вышеупомянутых Павла I, великих князей Александра Павловича (будущего императора Александра I) (в 1798 г.) и Михаила Павловича (в 1798 и 1817 гг.), здесь побывали Пётр I (в 1722 г.), Екатерина II (в 1767 г.), Николай I (в 1836 г.), Александр II — как цесаревич (наследник престола) великий князь (в 1837 г.) и уже как император (в 1871 г.), цесаревич великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) (в 1869 и 1871 гг.) и многие другие. Весьма любопытным в связи с этим мне представляется следующее описание посещения Казанского Богородицкого монастыря императором Александром II и великими князьями Александром Александровичем и Владимиром Александровичем, приведённое в 19 за 1 октября 1871 года «Известий по Казанской Епархии». «По приёме во дворце представителей разных ведомств и депутаций от разных сословий, — сообщалось там, — Государь Император с Их Императорскими Величествами, после посещения женской гимназии, изволил посетить казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, где имели счастие встретить Августейших Посетителей настоятель монастырского собора протоиерей Андрей Иорданский с прочим монастырским духовенством, игумения означеннаго монастыря Анфия со всеми монахинями и послушницами монастыря. После краткой литии и многолетия Государь Император с Их Высочествами изволил прикладываться к местной святыне — чудотворной иконе Казанской Божией Матери, снимок с которой в изящной оправе тут же был поднесён игумениею Его Императорскому Величеству, а казначея монастыря имела счастие поднести Августейшим Посетителям просфору».

http://pravoslavie.ru/94655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород - 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра-краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца красильной фабрики. В 6 лет освоил церковнослав. грамоту по Псалтири и Часослову, полюбил духовные стихи, к-рые рассказывала бабушка. Учился в 1876 г. в Ильинском (Ямском) уч-ще, в 1877-1879 гг. в Нижегородском слободском Кунавинском начальном уч-ще, где обратил на себя внимание Нижегородского еп. Хрисанфа (Ретивцева) , похвалившего его за хорошее знание Псалтири и житий святых. Не окончил уч-ще, т. к. семья разорилась, был отдан «в люди», служил у разных лиц, в т. ч. в иконной лавке и иконописной мастерской И. Я. Салабановой. В 1885-1887 гг. в Казани работал пекарем, познакомился с оппозиционно настроенными студентами, народниками и марксистами, посещал кружки самообразования, читал и распространял подпольную лит-ру. В результате духовного кризиса, ощутив «усталость души, едкую плесень в сердце» (ПСС. Т. 16. С. 80), 12 дек. 1887 г. попытался покончить с собой, выстрелив в грудь из пистолета. В предсмертной записке просил «взрезать» его останки, чтобы узнать, «какой черт» сидел в нем «за последнее время». Решением Казанской духовной консистории от 13 янв. 1888 г. за попытку самоубийства на Г. была наложена епитимия с отлучением от св. Таинств на 7 лет (по др. данным, на 4 года). Прот. Петропавловского собора Казани Петр Малов должен был провести с ним увещательную беседу, но юноша отказался, заявив, что «повесится на воротах монастырской ограды», если его не оставят в покое. М. Горький. Фотография. 1896 г. М. Горький. Фотография. 1896 г. В 1888 г., после неудачной попытки вести революционную пропаганду среди крестьян с. Красновидова под Казанью, странствовал по Моздокской степи. Вернулся в Н. Новгород, в 1889-1890 гг. работал письмоводителем, написал первое произведение - поэму «Песнь старого дуба», в к-рой заявил: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».

http://pravenc.ru/text/166283.html

К. и., на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум. Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798-1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева с супругой, о чем свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29-31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон-ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещен в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол. XIX в. Я. К. и. воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы ( Булгаковский. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок ( Малов. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я. К. и. рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: «Мра и подобе вленной иконы Казанск   Пре(с)ты Бцы», выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол. XIX в. (частные собрания). В ночь на 29 июня 1904 г. Я. К. и., почитавшаяся уже как общерус. святыня - «Заступница усердная рода христианского» (Акафист Казанской иконе Божией Матери. Кондак 1. Икосы 1-12),- была похищена из Казанского девичьего мон-ря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. (Происходил из крестьян с. Жеребец Александровского у. Екатеринославской губ. (ныне Кирово Ореховского р-на Запорожской обл., Украина), по ремеслу кузнец, промышлял карманными кражами с 14-15 лет, назывался Чайкиным (Чайкин - прежде известный разбойник в Казанском крае) (Казань прежде и теперь: Краткий ист.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Санкт-Петербург. Церковь Иоанна Милостивого при Исидоровском доме убогих. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Милостивого Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1892. Год утраты:Не установлен. Архитектор:А.В. Малов Адрес: г. Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 22. Координаты: 59.962224, 30.293015 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь свт. Иоанна Милостивого при Исидоровском доме убогих Первая половина истории Дома убогих, одного из старейших благотворительных заведений Императорского Человеколюбивого общества, призванного „служить убежищем крова неимущим, вытесняемым развалинами хижин их или живущим по сырым углам и чердакам“, связана с Малой Коломной, вторая – с Петроградской стороной. Дом торжественно открылся 1 ноября 1823 г., заняв перестроенное трехэтажное здание на углу Мясной улицы и Екатерингофского проспекта (ныне пр. Римского-Корсакова, 105). 16 февраля 1824 г. митрополит Серафим освятил в нем двусветную церковь, которой Александр I пожертвовал Евангелие, напрестольный крест и священные сосуды, а кн. А.Н. Голицын, главный попечитель Человеколюбивого общества – часть икон. Пострадавший от пожара дом был в 1832 г. отремонтирован, и тогда же куплено здание Валаамского подворья, расположенное в соседнем квартале. В 1852 г. мужчин из богадельни перевели в Орлово-Новосильцевское заведение, мещанок через три года – в Кушелевскую богадельню, и в Доме остались только неимущие дворянки. В 1856–1857 гг. пришедшие в ветхость здания были перестроены и объединены общим фасадом. Когда в 1873 г. праздновалось 50-летие Дома, он был наименован Исидоровским в честь митрополита Исидора, который опекал Общество. По этому случаю митрополит отслужил литургию в церкви, поднеся ей Иверскую икону в золоченой серебряной ризе. Детские отделения переехали в 1879 г. в новое здание в Геслеровском переулке, на Петроградской стороне. После его расширения и перестройки, проведенной арх. А.В. Маловым в 1891–1892 гг., здесь же обосновались взрослые убогие и калеки. Возник обширный комплекс из разноэтажных домов, соединенных переходами, в котором, кроме Дома убогих, располагались и другие благотворительные заведения Человеколюбивого общества: Императорский институт слепых, Ивановское отделение малолетних, Надеждинский приют детей-калек, дом дешевых квартир.

http://sobory.ru/article/?object=36074

Наконец заботливые взоры настоятельницы монастыря обратились на старую колокольню, требовавшую обновления: в 1850 году начаты эти работы, по проэкту, составленному губернским архитектором Безсоновым, и окончены в конце августа настоящего года (1853). Корпус колокольни не только реставрирован с прибавленем наружной отделки, сообразной со стилем других храмов монастыря, но и возвышен, с главой и новым крестом на 4 сажени, так что вся высота здания составляет 26 саж.» Крест и шар на колокольню доставлены в 1853 году неизвестными благотворителями. Медный шар и крест под ним вызолочены через огонь червонным золотом и знающими людьми оценены в 1500 р. сер.; высота креста боле 4-х аршн, внутри креста дерево, обложенное медными листами, а величина шара в диаметре аршин. «Обновление колокольни, стоившее до 6000 р. сер. произведено на пожертвования неизвестных дателей. Всеми работами и исправлениями в зданиях Казанского девичьего монастыря заведывал ревностно губернский архитектор И. П. Безсонов, ещё недавно окончивший перестройку церкви Николо-Вишняковской» 74 . В 1854 году на эту колокольню казанский гражданин Корольков, по своему усердию, принес 4 иконы св. Евангелистов, написанные на железе, каждая вышиною по 5 аршин. Эти иконы тогда же прибиты по 4-м простенкам колокольни в 3 ярусе. В 1870 г. колокольня вся снова оштукатурена, а облинявшия иконы Евангелистов, были сняты с нее, написаны вновь в монастырской живописной школе и снова поставлены на свои места. Поправка колокольни в текущем 1879 г. стоила, кроме материалов, 1400 руб. Всех колоколов на колокольне десять. Из них: 1) Большой праздничный колокол. На нем вылито шесть икон: а) Рождество Господа нашего Иисуса Христа, б) Преображение Господне, в) Благовещение Пресвятыя Богородицы, г) икона Казанския Богоматери под коею слова: О Дево, Госпоже, Мати Зиждителева, небесных еси Чинов радование человеческому роду, д) Святителя и чудотворца Николая и е) Святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа 75 ). По верхней части колокола надпись в семь рядов кругом колокола: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего, возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса его, на гору взыди благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму, благовестите живущим на земли и всякому племени и языку и колену и людем глаголюща гласом великим: убойтеся Бога и дадите Ему славу, яко приидет час суда Его и поклонитеся сотворшему небо и землю и море и источники водныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Очевидно, что посещение КБМ не стало самым заметным пунктом в программе пребывания Императора Павла I Петровича в г. Казани. Вместе с тем, само строительство нового собора на месте явления чудотворного Казанского образа Богородицы, возведённого в 1798 - 1808 гг., явилось в известном смысле событием общероссийского масштаба. В данной связи особо обращает на себя внимание также то обстоятельство, что на следующий год - в 1799 г. - Император Павел I Петрович озаботился возведением нового Казанского собора в столице Российской Империи - г. Санкт-Петербурге, строительство которого было осуществлено в 1801 - 1811 гг. «По сему Плану строить церковь призвав Бога в помощь» В последней трети XVIII в. на долю КБМ выпало немало испытаний, наиболее тяжёлым из которых стало его разорение 12 июля 1774 г. пугачёвцами, сопровождавшееся разрушительным пожаром.(4) В скором времени построенный в 1595 г. Казанский собор («Соборный храм Божией Матери каменной, сооружённой во имя честнаго святыя иконы Ея явления в Казане»)(5) обветшал настолько, что стал непригоден для богослужений(6). Согласно свидетельству тех лет, в соборе «уже и камни валились из стен и сводов и никакие укрепления удержать были не сильны».(7) «Поэтому, - указывал профессор Казанской духовной академии священник Е.А. Малов (1835 - 1918) в своём исследовании " Казанский Богородицкий девичь монастырь " , изданном в г. Казани в 1879 г., - преосвященный Амвросий Подобедов, Архиепископ казанский, с дозволения начальства и с согласия граждан казанских, предпринял намерение разобрать ветхую, прежнюю церковь и на её месте построить новую в большем против прежнего размере».(8) Соответствующее ходатайство правящий архиерей возбудил перед Святейшим Правительствующим Синодом.(9) Весьма важным при этом представляется указание на то, что данное решение архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (А.И. Подобедова) (1742 - 1818) не было единоличным, так как первый Казанский собор КБМ, несмотря на свою ветхость, несомненно, сам по себе уже являлся великой святыней и ценным общественно-историческим достоянием.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

1906. С. 71). Возможно, это было сделано по аналогии с возвращением в Соловецкий мон-рь по инициативе властей и братии мон-ря (1591) тела митр. Филиппа (Колычева). Очевидно, в это время формировалось местное почитание «начальника» обители: в Успенском соборе было оборудовано особое помещение в юж. апсиде («против правого клироса») - «палатка», в к-рой разместилась гробница святителя. Вскоре после 1592 г. для «палатки» создали неск. икон (не сохр.), прославляющих свт. Германа и его предшественника свт. Гурия, архиеп. Казанского. Согласно описи Успенского монастыря, в сент. 7122 (1613) г. в «палатке» находились 2 местные иконы на цветных фонах («на празелени»): одна с изображением свт. Германа и небесного патрона его мирского имени, прп. Григория Декаполита, оба в молении образу Божией Матери «Воплощение», другая - святителей Гурия и Германа, молящихся этому образу (Опись. 1863. Стб. 560; Яблоков. 1906. С. 35; Преображенский. О стиле. 2009. С. 300. Примеч. 17; Чугреева. 2010. С. 10). Возможно, в это время местом почитания стала келья свт. Германа под колокольней в Никольской монастырской ц. (позднее именовавшейся усыпальницей), где находились его икона в рост ( Чугреева. 2010. С. 12) и икона Божией Матери «Умиление», почитаемая как моленный образ святителя ( Анисимов. 1920. С. 33; ныне в ГМИИРТ). Для возводимых в казанских монастырях каменных соборных храмов (в кремлевском Спасо-Преображенском и посадском Богородицком на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери (освящены в окт. 1595) ( Баталов. 1996. С. 43-45, 236-237)) потребовались новые иконы и утварь. Иконы присылали из Москвы. В кон. XIX в. в Богородицком мон-ре почитались 2 местные иконы в теплой церкви (Богородицком соборе): «Спас Вседержитель» с подписью о вкладе в 1595 г. царем Феодором Иоанновичем и икона Божией Матери «Смоленская» ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 20; Малов. 1879. С. 25-26; Спутник по Казани. 1895. С. 160). 4 окт. 1595 г., во время закладки нового соборного здания, было произведено вскрытие гробниц святителей Гурия и Варсонофия, погребенных в соборе, их тела были обретены нетленными и мироточили (согласно Сказанию, составленному свт.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010