(29) См.: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2652. Л. 22. (30) Пребывание Государя Императора в Казани//Казанский биржевой листок. - 1871. - 69 (2 сентября). - С. 3. (31) См.: Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). - С. 72 - 73, 75. (32) См.: Там же. - С. 96 - 97. (33) См.: [Малов Е.А.] Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 106 - 109.; Спутник по Казани. - С. 196, 202, 208, 214, 224.; Алексеев И. Последний бой Нефёда Кудрявцева (Из истории Казанского Богородицкого монастыря...)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения: 12.02.2019); Он же. « Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь... » (Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора...)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 12.02.2019) (34) См.: [Малов Е.А.] Указ. соч. - С. 107. (35) Н.Р. Указ. соч. - С. 598. (36) От полициймейстера//III Местный отдел/Казанские губернские ведомости. - 1871. - 66 (25 августа). - С. 8. (37) Пребывание Государя Императора, Государя Наследника и Великого Князя Владимира Александровича в Казани. - С. 5. (38) Посещение Государем Императором, Наследником Цесаревичем и Великим Князем Владимиром Александровичем Мариинской гимназии и Родионовского института. - С. 5. (39) Там же. (40) В оригинале - «удостоилась». - И.А. (41) По поводу всемилостивейшего посещения Казанской крещёно-татарской школы Его Императорским Величеством Государем Императором//III Местный отдел/Казанские губернские ведомости. - 1871. - 68 (4 сентября). - С. 9. (42) См.: Казанская центральная крещёно-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения/Сост. Н.И. Ильминский. - Казань: Типография В.М. Ключникова («напечатано иждивением попечителя школы казанского 1-й гильдии купца П.В. Щетинкина»), 1887. - С. 392 - 397.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

12.Курукин И.В., Булычёв А.А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. - Москва: Издательство АО «Молодая гвардия», 2010. - с.: ил. - (Серия: «Живая история: Повседневная жизнь человечества») 13. [Малов Е.А.] Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - 141, XIX, (1) с. 14.Месяца Июля въ н день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже въ Казани. Списано смиреннымъ Ермогеномъ, митрополитомъ Казаньскимъ. Благослови, отче//Творения Святейшего Гермогена Патриарха Московского и всея России. С приложением чина поставления в Патриарха/Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. - Москва: Печатня А.И. Снегирёвой, 1912. - С. 1 - 34. 15. [Панченко О.В.] Вступление/Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//Электронные публикации Института русской литературы ( Пушкинс кого Дома) РАН: сайт. URL: (дата обращения: 14.01.2019). 16. Писатель и священник: исключение или правило?//Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»: сайт. URL: http://tatmitropolia.ru/zhurnal/?id=65275 (дата обращения: 14.01.2019). 17. Пискарёвский летописец//Полное собрание русских летописей. Том тридцать четвёртый (Постниковский, Пискарёвский, Московский и Бельский летописцы). - Москва: Издательство «Наука», 1978. - С. 31 - 220. 18. Плюханова М.Б. «Кипние свта»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. - Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2016. - 604 с., ил.; 24 с. цв. вклейка. 19. Поздеева И.В., Турилов А.А. «Тетради..., печатаны в Казан»//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. - Москва: 2001. - 2 (4). - С. 37 - 49. 20. [Покровский И.] Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский, (а затем патриарх Всероссийский) и его заслуги для Казани (с 1579 по 1606 г.)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1907. - Март. - С. (329) - 350.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

22 Федор Иванович (1557–1598) – средний сын Ивана Грозного, по смерти отца – государь всея Руси (1584–1598). 24 Иеремия – архиепископ Казанский и Свияжский (1576–1581), постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, до поставления в архиерейский сан был архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 25 ...по взятии града в двадесят шестое лто... – Казань была взята 2 октября 1552 (7061) г., а чудотворная икона явлена 8 июля 1579 (7087) г. 26 ...церкви святаго Николы, иже зовется Тулъский... – Чудотворная икона св. Николы «Тульского» была явлена в первой половине XVI в. некоему днепровскому казаку, который построил для нее церковь в Туле. После завоевания Казани список с этой иконы был привезен в Казань, где тульскими купцами была построена церковь в честь святителя Николая (См.: Малов Евфимий . Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Казань, 1879. С. 15:55). 27 ...обитель боголпнаго Преображения Спасова... – Спасо-Преображенский монастырь был основан в Казани одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 г. Его первым архимандритом был св. Варсонофий, будущий епископ Тверской. 31 ...и отверзе породу Едема затвореннаго... – Райский сад (старослав. «порода») в Эдеме – земле на Востоке – был местом изначального пребывания Адама и Евы, откуда они были изгнаны после грехопадения ( Быт. 3, 23–24 ). 32 Мати же ея скоро иде во град к воеводам... – Воеводами в Казани тогда были князь Григорий Андреевич Куракин и дьяк Михайло Битяговский. 33 Локотъ – мера длины, соответствующая длине руки от локтя до конца среднего пальца, равная примерно 45–47 см. 34 Однорядка – верхняя широкая долгополая одежда, без воротника, с прямым запахом и пуговицами, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук; носилась осенью и в ненастную погоду, в рукава и в накидку. 35 На чюднай же той иконе б рукавъ однорядки сукна вишнева ветхъ. – Обретенная икона была небольших размеров: около 22.5 см в ширину и 27 см в высоту. 36 ...такова переводом образа не видша нигдже... – Иконографическими особенностями Казанской иконы Одигитрии были прежде всего оплечное (а не поясное) изображение Богородицы, легкий наклон ее головы к Младенцу, изображение Младенца стоящим и обращенным прямо к зрителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображение Я[вленной] К[азанской] и[коны] в драгоценной праздничной ризе известно по фотографии кон[ца] XIX в. (РГИА; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. [//РЧ, 8-е: Церковные древности]. 2001. Ил. 1 на с. 224; Она же. Божественный Покров: [Казанская икона Богородицы в XX - нач. XXI в.//Традиции и современность. Москва]. 2008. С. 56, вкл.; Липаков [Е.В.]. [Архипастыри Казанские: 1555 - 2007. Казань]. 2007. Ил. на с. 42). Её иконография традиционна, под сильно потемневшим покрытием угадываются черты лика Богородицы с большими глазами и удлинённым носом (считалось, что икона никогда не поновлялась). Сохранилась происходящая из Казанского девичьего монастыря древнейшая пелена кон[ца] XVI в. с изображением Казанской иконы (27,5 × 24,5 см; НМРТ), на её полях - начало тропаря иконе. Судя по характеру шитья, она была создана в местной мастерской (Завьялова М.К., Каргалова Т.А. Краткий обзор памятников древнерус[ского] лицевого шитья XVI - XVII вв. в собр[ании] ГОМРТ//ГММК: Мат[ериа]лы и исслед[ования]. М[осква], 1995. Вып. 10: Древнерус[ское] худож[ественное] шитьё. С. 76 - 78. Ил. 4). Лик Богоматери с огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью, свидетельствуя о непосредственном восприятии святыни создателями пелены. Можно предположить, что именно эта пелена висела под явленной иконой. Я[вленная] К[азанская] и[кона], пелена и известные ранние списки имеют один иконографический извод. К Я[вленной] К[азанской] и[коне] имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, - в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На неё надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, алмазами, яхонтами и др[угими] драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством др[угих] бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп[ератрица] Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону (Малов [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. С. 31 - 34).

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Бесспорно, Малов обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Неслучайно П.В. Знаменский так характеризовал Евфимия Александровича: «натура, как будто нарочито созданная для практического миссионерства; притом он историк миссии и искусный наблюдатель нравов, умственных и религиозных понятий». 4 Видя смысл своей жизни в христианской миссии, Малов оставил потомкам ряд важных трудов, в которых показал основы для защиты православия в спорах с представителями других религий, в первую очередь с исламом. Эти работы явились плодом интересных и продолжительных полемических бесед с муддарисами, шакирдами и простыми мусульманскими верующими. Вступая в активную полемику с ними, Малов пытался донести до мусульман преимущество и истинность христианского учения над исламом. Большое место, в связи с этим, Малов отводил спорам и беседам о Страшном Суде, жертвоприношениях, загробной жизни и пр. Так, критикуя представления Корана, в которых праведным мусульманам обещались «черноокие гурии» в раю, Малов восклицал: «Какая необходимость в раю в пище, питии и в супружеских удовольствиях? Здесь, на земле, мы едим и пьем для того, чтобы утолить голод, поддерживать жизнь свою, чтобы не захворать и не умереть голодной смертью . А в раю разве существует опасение смерти? Разве там будет голод и жажда? … мы имеем супружеские отношения для сохранения жизни рода человеческого, потому что, иначе род человеческий прекратился бы …с прекращением брачных отношений. А в раю разве будет угрожать обитателям рая смерть или сокращение и прекращение числа блаженствующих? В раю ничего подобного, т.е. никаких земных условий существования или жизни не будет. Райская жизнь вечна, там нет смерти, следовательно, там нет и страха за прекращение жизни, там нет никакой нужды ни в пище, ни в питии, ни в гуриях или чернооких девицах и ни в молодых юношах. Рай – не гарем». 5 Незаслуженно забыто имя Е.А. Малова и как видного христианского археолога и историка. А ведь именно ему принадлежала идея систематизированного изучения истории церквей и монастырей Казанской епархии. Насколько ему позволило время, преподавательская и общественная работа, настолько он смог воплотить в жизнь свой план. И надо сказать, что сделано в этом отношении Маловым было немало: им было издано ряд интересных трудов, в числе которых стоит отметить в первую очередь такие работы как: «Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии. Историческое описание», «Историческое описание церквей г. Казани», «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние», «Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное состояние», «Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года» и др. Все эти труды представляют собой значительный интерес для церковных историков и для всех интересующихся прошлым нашей епархии и пока еще доступны для современного исследователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 91 - 93. Малов Евфимий, священник. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 100 - 101. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 93. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 50. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134. НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». Ключевская Е.П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии Выпуск 1 (22). 2012. - Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. - С. 158. НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 51 об., 52. НА РТ, ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 13 об., 14. Малов Е.А. Историческое описание церквей г. Казани. Выпуск 1. - Казань: Типография Императорского университета, 1884. - С. 184. Малов Е.А. Указ. соч. - С. 185. Ершов А.Ф. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц: 1871 - 1896. Исторические записки. Издание Казанского Губернского земства. - Казань: Типография Губернского правления, 1897. 63 с. Малов Е.А. Указ. Соч. - С. 184. Малов Евфимий, священник. Указ соч. - С. 103. НА РТ. Ф.1292, оп. 1, д.8, лл. 4-5; оп. 1, д. 3, лл. 3 - 14; оп 1, д. 6, лл. 11 - 31; Ф. 4, оп. 114, д. 6; оп. 113, д. 14. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134. См.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII - начала XX века. Каталог. - Казань, 2005. - С. 120. Генерал-лейтенант, начальник IV округа корпуса внутренней стражи Мандрыка Н.Я. был похоронен в третьем отделении кладбища Кизического Свято-Введенского мужского монастыря, находящемся по левую сторону от храма Введения Пресвятой Богородицы. См.: Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. История его и описание. - Казань: Типография Губернского Правления, 1892. - С. 11. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Т. I. - Казань: Типография И.С. Перова, 1906. - С 85. На его могиле была чугунная плита с вызолоченным крестом, окружённая железной решёткой и с надписью: «Генерал-лейтенант Николай Яковлевич Мандрыка родился 7 января 1777 года, в городе Прилуках, умер 6 июля 1853 года в Верхотурском уезде». Никанор, епископ. Указ. соч. - С. 43. Его могила утеряна.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Сейчас Патриарх постоянно говорит о том, что нужно работать с молодежью. Почему? Не потому, что молодежь не ходит в церковь, а потому что молодежь идет в церковь . И надо уметь к ней подойти, надо уметь с ней поговорить. В этом смысле сейчас в России происходит очень мощная религиозная революция. Малов: Вот здесь вопрос. А где грань того, насколько можно подлаживаться. Мы прекрасно знаем, что в протестантских церквях США есть священники, которые службу читают в ритме репа, так сказать, нет проблем. Не буду называть и десятки, сотни других заманок, которые…. Зубов: Я сам бывал в Америке на богослужениях и видел… Малов: Так вот, для РПЦ, если вы, все-таки, представитель и верующий православный… Зелинская: И как вы отнесетесь, если у нас тетеньки будут священниками? Зубов: Простите, но отрицательно. Зелинская: А почему я должна прощать? Зубов: Ну, вы же дама, может быть, вам это неприятно слышать. Но есть богословские аргументы, почему этого не должно быть. Зелинская: Нет, мне было бы неприятнее увидеть…. Слава Богу, у нас есть для женщин реализаций выше головы. Есть и монастыри, есть игуменьи, есть сестричества. Зубов: В принципе, я не исключаю, что будет восстановлен старинный институт диаконисс, который было рекомендовано восстановить ещё на соборе 17-18 года. Но, понимаете, у каждого пола свои функции… Зелинская: И свое место. Малов: Я все-таки хотел бы этот вопрос чуть-чуть пожевать. Я знаю, что вы сильно торопитесь, но у нас ещё до финального звонка чуть-чуть времени есть. Вот, значит… Зелинская: Ответьте, мне самой интересно. Малов: РПЦ на сегодняшний день, извините, назову это так, на рынке ловцов душ является почти одной из самых консервативных религий в плане форм работы с населением и с потенциальной аудиторией. Извините, я вот такой пиаровской методологией буду пользоваться, потому что суть на самом деле одна, только здесь духовная история. Внешние заманки у протестантов очень похожи. Допускаю, что на них работают хорошие пиар-конторы. Почему и насколько можно для РПЦ поступиться этой формой ради того, чтобы привлечь дополнительную аудиторию, если угодно? Где грань? Мне кажется, что это очень важный вопрос на самом деле.

http://pravmir.ru/zachem-religii-politik...

Ученую, преподавательскую и общественную деятельность Е.А. Малов сочетал с иерейской службой в казанских храмах. В 1869 г. Малов был рукоположен в священники Богоявленской церкви Казани, с 1881 г. назначен протоиереем, а через пять лет переходит на службу в Благовещенский кафедральный собор города. О высоком уровне знания богословия, истории и ряда других наук, высокой степени ораторского мастерства, абсолютной убежденности в правоте своего дела, свидетельствует интересное событие, которое вызвало заметный резонанс в жизни мусульманского общества г. Казани конца XIX века. Так, в 1891 г. шакирд Апанаевского медресе Сахиб Гирей Ахмеров (1858–1900) принял православие и был крещен как Павел Николаевич. Переходу в православие Ахмерова предшествовало знакомство и продолжительные дискуссии на духовные темы с Е.А. Маловым, в ходе которых Ахмеров радикально пересматривает свои взгляды и решает креститься. 3 Представим себе, насколько нелегко убедить верующего мусульманина в необходимости принятия христианской веры, в истинности христианства, чтобы понять силу убеждения и колоссальный багаж знаний, которыми обладал Е.А. Малов! Думается, что такое сейчас под силу далеко не каждому. Тем более убедить мусульманина в превосходстве христианства над исламом намного труднее было сделать в конце XIX века, когда духовные ценности имели более важный вес в системе ценностей человека, и когда такой переход воспринимался в татарской среде куда более недоброжелательно. Важным стоит отметить, что Ахмеров хорошо разбирался в догматах исламского вероучения, и поэтому нельзя упрекнуть Малова в том, что он убедил Сахиб Гирея принять христианство , воспользовавшись его невежеством. Обладая хорошей теоретической подготовкой, яркими способностями и педагогическим талантом, Ахмерова не относился к людям, которые могли в силу своего невежества легко расстаться со своей верой, «поддавшись на красивые слова» миссионера. Образованный и способный Ахмеров после крещения вошел в преподавательский состав КДА, где с 1892 г. начинает преподавать арабский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

М.Р. Салахов Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в. Источник Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был. E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of anti-islamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work. Значительные преобразования в России во второй половине XIX и начале ХХ в. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Шло дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура Русской православной церкви (РПЦ) активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становилась реализация политики по христианизации религиозных меньшинств. Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских – около 700 тыс. чел. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. чел. (из них более 400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к православной церкви) 1 . Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Данные обстоятельства приводили к сознательным массовым переходам в ислам . Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

2 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 3 Игумения Каллиста, настоятельница Казанского монастыря в 1865-1867 гг. Переведена из Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, где была настоятельницей 23 года. См.: Зеленецкий А.Ф., прот. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. Казань, 1910. С. 102-103; Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С. 33-34. 4 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 91-93; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. Казань: Типография Императорского ун-та, 1879. С. 100-101. 5 См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 93. 6 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 7 См.: Ключевская Е. П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии. Вып. 1 (22). 2012. Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. С. 158 8 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 51 об., 52. 9 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 87. Д. 1. Л. 13 об., 14. 10 См.: Малов Е.А, свящ. Историческое описание церквей г. Казани. Вып. 1. Казань: Типография Императорского ун-та, 1884. С. 184. 11 Малов Е. А., свящ. Указ. соч. С. 103. 12 См.: Зеленецкий А. Ф., прот. Указ. соч. С. 134. 13 См.: Ключевская Е. П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI - начало XX века. СПб.: Славия, 2009. С. 43.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010