Преображенская ц. в с. Спас-Загорье. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Преображенская ц. в с. Спас-Загорье. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому От интерьеров церковных зданий XVII в. ничего не сохранилось. Одним из наиболее известных был утраченный в ХХ в. комплекс внутреннего убранства Троицкого Лютикова мон-ря, к-рый после Смутного времени был в запустении, а во 2-й пол. XVII в. возобновлен Б. М. Хитрово. Поскольку он руководил с 1657 г. Оружейной палатой Московского Кремля, считается, что интерьеры Троицкого собора создавались при участии Симона Ушакова и иконописцев его круга ( Малинин. 1912, 2004. С. 200). Среди единичных построек 90-х гг. XVII в. в городах К. и Б. е. были храмы традиц. типа с 2-светным 5-главым четвериком: Никольская (Николо-Слободская) ц. (1691, не сохр.) в Калуге, «старый» собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Мещовске (1696, главы не сохр.; его фасадный декор, а именно оконные наличники, близок к формам одновременной собору церкви в с. Мезенцеве в нарышкинском стиле). К юго-западу от трапезной возвели архаичного вида, отдельно стоящую шатровую колокольню ( Преображенский. 1891. С. 88). В 90-х гг. XVII в. небывалый расцвет переживало каменное сельское и усадебное церковное строительство. Храмы возводились преимущественно в вотчинах родовитых бояр, крупных гос. деятелей, нередко заказчиками выступали и не очень именитые помещики. Зоной наиболее активного строительства стали мещовские земли (приблизительно в границах Мещовского у. кон. XVIII в.), где возвели 5 каменных храмов (из 17 известных). Существовало неск. типологических линий, связанных со старыми традициями и с новыми веяниями. Рождественская ц. в с. Ромоданове (1691; ныне в черте Калуги), построенная сподвижником Петра I «князем-кесарем» Ф. Ю. Ромодановским, имеет 2-столпную конструкцию холодного храма, напоминающую собор Гремячева мон-ря (в нач. XXI в. первоначальный наружный декор частично срублен, фасады покрыты толстым слоем цемента). В Успенском Гремячевом монастыре построили простой по архитектуре одноглавый зимний Георгиевский храм (1691, по др. данным - 1701/1702).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

вмч. Георгия «за верхом» использованы белокаменные раскрашенные порталы входов верхнего этажа с витыми колоннами на высоких постаментах и с нарядными фигурными завершениями; наличники окон имеют боковые 3/4-ные колонки с белокаменными капителями и высокие «очелья»: на 2-м этаже на стенах храма и трапезной - 2-ярусные с «бараньими рогами» и крестами между ними; на стенах алтаря - в виде фронтонов с редкими элементами - выгнутыми скатами в форме «крылышек». Схожие формы декора встречаются и в др. постройках, напр. в ц. вмч. Георгия «за лавками», но рисунок выполненных из кирпича элементов условнее и суше, хотя также выразителен. Стройные колокольни этого времени, как правило, многоярусные, из неск. убывающих по высоте восьмериков, как, напр., колокольня ц. вмч. Георгия «за лавками» (не сохр., см.: Малинин. 1912, 2004. С. 131). Среди наиболее ярких зданий Калуги этого периода - Преображенская ц. «под горой» (Казанская), поставленная ниже «старого торга», вблизи Оки (1709-1717; см.: Фехнер. 1971. С. 64), отличающаяся объемной композицией и декором в традиции городских храмов 2-й пол. XVII в.: высокий, на подклете, 2-светный четверик с пятиглавием (позднее храм частично был перестроен). Высокое качество исполнения наружного убранства четверика (колонки с белокаменными коринфскими капителями, крупные белокаменные раковины внутри ложных закомар) обусловлено участием нанятых в Москве в 1713 г. мастеров-костромичей - братьев Андрея и Кирилла Фроловых «с товарищами» ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 280-281). В подрядном договоре оговаривался в качестве образца «малый» собор «Донския Богородицы, что в Донском манастыре на Москве» (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 335. Л. 1302 об.- 1303). Вклады на строительство сделали царевна Наталья Алексеевна, стольник Д. А. Мансуров, боярин Б. П. Шереметев, в 1720 г.- кн. А. Д. Меншиков ( Малинин. 1912, 2004. С. 87). Церковь вмч. Георгия «за верхом» в Калуге. 1700–1701 гг. Фотография. 2011 г. В 1700-1701 гг. было возведено ок. 10 сельских церквей, до 1710 г.- 25.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Церковь. 2010); ранее ее датировали 1745 г. ( Рошефор. 1882. С. 335). Близость архитектуры этих памятников подтверждается архивными данными: в 1719 г. владелец с. Богородского кн. С. Я. Львов заключил в Москве договор на строительство храма с Ослоповым «с товарищи»; в 1721 г. был подписан договор с Д. К. Постниковым, «записным каменных дел подмастерьем» (Словарь. 2008. С. 262, 458, 459, 486). В качестве образцов в подрядах названы московские ц. Воскресения Господня на Арбате (для основного объема), ц. свт. Тихона Чудотворца у Арбатских ворот (для колокольни), соборы Варсонофиевского и Заиконоспасского мон-рей (для восьмерика) ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 408-409). К группе памятников, повторяющих облик ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке, относится и построенная гофмаршалом Д. А. Шепелевым Никольская ц. в Козельске, не имеющая точной датировки (1740; см.: Малинин. 1912, 2004. С. 208; Николаев. 1970. С. 123; или 1747; см.: Рошефор. 1882. С. 308). В 30-40-х гг. XVIII в. в Калуге возвели 3 приходские церкви: ц. Преображения «на Жировке» (1732, снесена в 1932) с композицией из 2 четвериков, с массивной колокольней ( Малинин. 1912, 2004. С. 140); ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (1733, не сохр.); ц. Богоявления (1736) с основным объемом по типу «восьмерик на четверике» - поздний пример нарышкинского стиля. В формах, близких к столичному барокко, возвели 2 храма Лаврентиева мон-ря: надвратную ц. Успения (1732) с 4-лепестковым планом и основной прямоугольный 2-светный этаж собора (1739) с иконостасом в стиле рококо (оба не сохр.) (Там же. С. 154; см. также: Единственная и неповторимая. 2006. С. 216-217). Неск. сельских церквей воспроизводили старинный тип храмов с высокими, преимущественно 2-светными бесстолпными четвериками и имели выразительный декор в нарышкинском стиле: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1731) в с. Тимашове (Боровский р-н), ц. Успения (1733) в с. Дольском и Никольская ц. (1740, не сохр.) в с. Николо-Дол (обе в Малоярославецком р-не). Необычные для провинции архитектурные детали в стиле позднепетровского барокко сохранились в ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В большинстве храмов 1-й трети XIX в. были характерные для эпохи классицизма архитектурные т. н. низкие иконостасы с ордерным декором, ныне утраченные. Одним из самых знаменитых был иконостас калужского Троицкого собора (не сохр.), выполненный по проекту М. Ф. Казакова ( Малинин. 1912, 2004. С. 97, 260), с повышенной полуротондой в центре, фланкированной выдвинутыми вперед ризалитами с колоннами коринфского ордера (Фототека ИИМК РАН. 0599/41). Мн. иконостасы нач. XIX в. были уничтожены в 1812 г. и заново создавались в 10-20-х гг. XIX в.: напр., сохранились скромный ампирный иконостас ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Рябушки под Боровском, плоскостный по рисунку главный иконостас ц. Покрова в с. Карижа под Малоярославцем, а также белые с позолоченными деталями иконостасы 10-х гг. XIX в. (позднее обновлялись) собора в Боровске - главный 5-ярусный, с коринфским ордером, и низкие придельные, каждый в центре коринфского ордера купольной полуротондой, обращенной полукружием наружу. Е. А. Шорбан Иконостас из ц. Покрова «под горой» в Боровске. 1912 г. Иконы XVIII — нач. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Иконостас из ц. Покрова «под горой» в Боровске. 1912 г. Иконы XVIII — нач. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Основные сведения по иконостасам XVIII в. К. и Б. е. были собраны и проанализированы В. Г. Пуцко. Созданный ок. 1750 г. 4-ярусный иконостас в ц. Спаса Нерукотворного в с. Пятницком Бабынинского р-на можно охарактеризовать как позднее провинциальное «живоподобие», ориентированное на живопись барокко: «Писано разными красками и местами позлащено» (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 14. Л. 7-8). Подобными были и центральные иконостасы в ряде церквей в К. и Б. е., построенных или обновленных в сер. XVIII в.: в ц. Всемилостивого Спаса в с. Орля (4 ряда), в Богородице-Рождественской ц. в дер. Слободка (4 ряда), в Никольской ц. в Ближней Борщёвке (ныне территория Калуги) (4 ряда), в Никольской ц. в с. Варнавине (ныне Муромцево) (4 ряда), в Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

1876 г. Козельск и Козельский уезд входили в 13 округ Калужской епархии. Всего в 13 округе было 18 приходов, в которых была 31 церковь, из них 7 в городе Козельске: Успенская Соборная, Богоявленская, Святодуховская, Николаевская, Васильевская, Благовещенская, Вознесенская. Благочинным над сельскими церквями Козельской Благовещенской церкви был священник Василий Степанович Покровский. Священниками в церквях были в Козельске: в Богоявленском храме Василий Королев, старостой Благовещенской церкви купец 2-ой гильдии Венедикт Лавренев. 1891 г. Благовещенская, каменная, трёхэтажная с колокольней, сооружена в 1810 г., а колокольня в 1832 г. Особочтимая икона калужской Божьей Матери (Рошефор де Н.И. Опись церковных памятников Калужской губернии. Спб. 1891) . 1894 г. В селе Микшино Бежецкого уезда Тверской губернии в большой крестьянской семье родился Николай Николаевич Воробьев, будущий игумен Никон. Будучи уже 36 лет после серьезнейшего испытания своих сил Николай Николаевич Воробьев принимает монашеский постриг с именем Никона. В Козельске о. Никон поселился вместе с о. Кириллом Зленко. Отец Никон переехал в Козельск в конце июля 1924 года. В 1944 г. иеромонах Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, где и служил до 1948 года. 1912 г. Благовещенская церковь построена в 1810 г. Рахмановыми; имеет два придела (Д.И. Малинин. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Золотая аллея. Калуга. 2004/1912). 1914 г. Настоятели церквей в г. Козельске: Успенского собора протоиерей Сергий Протопопов, Благовещенской церкви - священник Георгий Городецкий, Богоявленской - протоиерей Василий Королев, Васильевской - священник Николай Лебедев, Вознесенской - священник Алексей Чиннов, Николаевской - священник Дмитрий Никольский и Свято-Духовской протоиерей Иаков Тихомиров (Памятная книжка Калужской губернии на 1914 год). 1939 г. В Козельске решением Облисполкома от 22.9.1939 г. под школу закрыта Благовещенская церковь (Книга учёта церквей по Смоленской области, составлена 01.12.1938 г. Смоленский областной архив, отдельная папка) .

http://sobory.ru/article/?object=07222

Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. План по М. Т. Преображенскому Тот же тип бесстолпного 5-главого храма с 3-частным полукруглым алтарем, трапезной и колокольней с запада был распространен в усадебном строительстве. Высокий статус заказчиков обеспечивал столичный уровень архитектуры этих зданий с хорошо прорисованным сочным фасадным декором в духе т. н. московского узорочья. Такими были Преображенская ц. (1670, не сохр.) в с. Богданине (Ферзиковский р-н), построенная помещиком Ладыженским; Казанская ц. (1673, сохр. в перестроенном виде) в дер. Григоровское (Перемышльский р-н), в имении Хитрово; ц. Воскресения Господня (1674) в с. Трубине - вотчине кн. Щербатовых (Жуковский р-н). Церковь Успения (70-80-е гг. XVII в.) в дер. Рыжково (Жуковский р-н), построенная царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, была большого размера, с крупными деталями (пучки колонн на углах, перспективные порталы с белокаменными капителями; сохр. четверик без свода). Отдельные сельские храмы относились к др. типам: ц. Св. Троицы (1670, не сохр.) в с. Зимницы (Драгошань) (Думиничский р-н), имении стольников братьев К. А. и Р. А. Яковлевых, была 5-купольной «со средним куполом на столбах» ( Преображенский. 1891. С. 115). Сложную структуру имела ц. Св. Троицы (1684, не сохр.), возведенная думным дворянином Л. Т. Голосовым близ древнего г. Любутск (Ферзиковский р-н). По преданию, под нее приспособили круглую крепостную (?) башню с круговым обходом; храм имел крестообразную форму плана и одну главу ( Малинин. 1912, 2004. С. 164). Были храмы в виде четверика с одной главой: церкви Богоявления (1675) в с. Мыжбор Лихвинского у. (ныне Суворовского р-на Тульской обл.) и Покрова (1688) в с. Подкорье Калужского у. (ныне деревня Перемышльского р-на; обе не сохр.). Уникальным был храм-«двойня» (посл. четв. XVII в., не сохр.) в с. Долбине Лихвинского у. (ныне деревня Белёвского р-на Тульской обл.). Его составляли 2 одинаковые бесстолпные церкви с полукруглыми алтарями - во имя Св. Троицы и в честь Успения, чьи четверики образовывали единый объем, вытянутый с севера на юг, перекрытый вальмовой крышей и увенчанный 5 главами (центральная глава опиралась на общую стену 2 храмов). Каждая церковь имела дополнительный малый боковой придел, выделенный в самостоятельный одноглавый объем с апсидой; общая одностолпная трапезная была пристроена в XVIII в. ( Преображенский. 1891. С. 65-66. Табл. 18, 9).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Церковно-историческое описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763; он же. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сост.: В. В. Ханыков; сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Историко-стат. и археол. описание ц. Вознесения Господня в г. Козельске (Калужской губ.) в связи с ист. сказанием о чудотворной Ахтырской иконе Божией Матери//Калужские ЕВ. Приб. 1895. 8. С. 187-197; 9. С. 131-136; 10. С. 165-171; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2012; Сахаров Н. В. Школа Ф. В. и А. Ф. Вырских//В. А. Арцимович: Восп., характеристики. СПб., 1904. С. 446-466; Казанская Амвросиевская жен. пуст. Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Амвросий. Калуга, 1908; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Джорд., 1970. Козельск, 2013; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер. М., 1999; Калужский край, Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. (Живая культура рос. провинции); Безбородов А., прот. Годы испытаний: История правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Пуцко В. Г. Козельское каменное изваяние: крест или болван?//Песоченский историко-археол. сборник. Киров, 2004. Вып. 5. С. 137-144; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2004; Древний Козельск и его округа: Мат-лы исслед. Деснинской экспедиции ИА РАН. М., 2005; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Штепа А. В. Социальное служение РПЦ в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М., 2011; Синодик священнослужителей, церковных старост, учителей, благотворителей и их семей/Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2013. Ч. 4: Жиздринский у., 1113-2013.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Царским сооружением на Калужской земле стал новый собор Рождества Пресв. Богородицы (кон. XVI в.) Пафнутиева Боровского мон-ря, возведенный по воле царя Феодора Иоанновича (о времени строительства и связи с «молением о чадородии» царской четы см.: Баталов. 1996. С. 25-27). Величественный 4-столпный 5-главый собор был дополнен бесстолпным приделом над гробницей святого. Стройные силуэты храма и придела, гармоничность фасадных членений и тонкая профилировка декоративных элементов подчеркивают столичный характер архитектуры, одним из образцов исследователи называют собор кремлевского Вознесенского мон-ря (Там же. С. 156-157, 230-232; после падения центральной главы в 1956 собор был отреставрирован в 50-60-х гг. XX в.). Интерьер собора уникален, детали его декорации восходят к Архангельскому собору Московского Кремля (Там же. С. 238-239); сохранились росписи (1644). Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. После Смутного времени каменное церковное строительство на Калужской земле почти полностью прекратилось. Известно о возведении в 1-й четв. XVII в. небольшого храма Казанского жен. монастыря в Калуге, квадратного, одноглавого, «с небольшим сквозным фонарем» ( Преображенский. 1891. С. 95; разобран в 1899), и о постройке игум. Мариамной на пожертвование царя Михаила Феодоровича 5-главой ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рождественском мон-ре Перемышля (не сохр.; Там же. С. 111). Со 2-й пол. XVII в. началось активное церковное строительство, в 50-80-х гг. возведено ок. 20 храмов (из них 5 - в Калуге); в 90-х гг.- ок. 20 храмов (из них 3 - в городах). В городском храмовом строительстве доминировал тип 2-светного (реже односветного) бесстолпного четверика, завершенного пятиглавием: в Калуге - церкви Воскресения Господня (1654?; не сохр.), Рождества Пресв. Богородицы (Никитская), «что на площади» (1658, сильно перестроена), Ильинская (начата ок. 1683, не сохр.), арх. Михаила (1687, не сохр.), Покрова «на рву» (1687), Никольская (Николо-Слободская) (1691, не сохр.). Судя по фотографиям, колокольни завершались 8-гранными ярусами звона и шатрами со слухами, как при ц. Воскресения Господня в нач. ХХ в. ( Малинин. 1912, 2004. С. 127). Частично уцелела ц. Покрова «на рву» с 2-светным четвериком, нарядным объемным декором, более обильным в верхней части фасадов: пучки тонких колонок на углах, широкий многорядный фриз, над которым расположен ряд перспективных килевидных закомар. Завершение окон 2-го света с наборными колонками и массивными перспективными «корунами» заходит на фриз.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Среди монастырских храмов наиболее ранней была 2-этажная ц. Вознесения калужского Лаврентиева мон-ря (не сохр.; нижний каменный этаж с теплым храмом освящен в 1650, верхний был деревянным - Там же. С. 91), а также Введенская ц. (сер. XVII в.) Спасо-Воротынского мон-ря (Там же. С. 61. Табл. 9; Вдовиченко. 2010. С. 47, 52), к-рая имеет небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик, увенчанный 2 декоративными шатрами на 8-гранных барабанах. С запада на обоих этажах помещаются большие одностолпные трапезные. Двухэтажный с повышенным четвериком собор (1679-1691) мещовского Георгиевского мон-ря окружен галереями на аркадах (разрушены; здание сильно повреждено). В 1-й пол. XVII в. мон-рю покровительствовала царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева (супруга царя Михаила Феодоровича), в конце века - тесть Петра I Ф. А. Лопухин. Возводились монастырские соборы более архаичного типа - одноэтажные, с монументальными основными объемами, завершенными пятиглавием. Собор Покровского Доброго монастыря Лихвинского у. (ныне Суровский р-н Тульской обл.; сохр. прясла стен и алтарь), с трапезной и галереей с зап. стороны, в 1667 г. «строил… с Москвы кудашевец Максим Семенов Апочен» по заказу окольничего кн. М. А. Ртищева; царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку связного железа 400 пудов ( Малинин. 1912, 2004. С. 204; Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 19; Легостаев. 2008. С. 76, 233). К типу больших соборов принадлежит 2-столпный 3-апсидный Успенский собор Гремячева мон-ря (с. Гремячево Перемышльского р-на), возведенный по велению царя Алексея Михайловича, к-рому понравилась местность на высоком берегу Оки (1673; по др. данным - 1695, см.: Николаев. 1970. С. 107). Мощный прямоугольный объем подчеркнут 5 редко расставленными небольшими глухими главами, композиции фасадов с крупными деталями асимметричны. О формах Преображенского собора Тихоновой пуст. (1677, перестроен в 40-х гг. XIX в., разобран к 1886) известно мало. Преображенский собор (кон. XVII в., начат в 80-х гг. XVII в.?), возведенный Лопухиным для небольшого, так и не открытого мон-ря в с. Подкопаеве (Мещовский р-н), имеет характерную композицию: 2-светный бесстолпный четверик с 5 главами на высоких шеях. На углах объема - пучки колонок; перспективные наборные порталы частично сохранили разноцветную окраску.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Конечно же, во всем этом «виновато» не только исключение элементов практической, базовой экономики из школьной программы. И, конечно же, даже отсутствие подобного начального образования не всегда приводит к этой самой безграмотности – как и со всякой другой грамотностью, в этом случае тех, кто хочет и способен учиться, – учит потихоньку сама жизнь, свой и чужой опыт. И все же, конечно, отвержение успешного опыта традиционной русской школы, планомерное вырезание экономической и социализирующей составляющей из школьной программы – одна из ярких и удивительных особенностей советского и современного школьного обучения. Рейтинг: 9.7 Голосов: 237 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Малинин А.Г.  Курс Арифметики. Варшава, 1901. IV.  См.:  Пчелко А.С.  Хрестоматия по методике начальной арифметики. М. 1940. С. 80.   Малинин А., Буренин К.  Собрание арифметических задач для гимназий и прогимназий, мужских и женских; реальных, уездных и городских училищ, учительских институтов и семинарий. М., 1914.   Аржеников К.П.  Сборник арифметических задач и примеров для народных училищ. М., 1913.  Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике в сельской школе/Сост. Кружком преп. под ред. Н.И. Лаврова. М. 1912.   Борисов Ф., Сатаров В.  Сборник арифметических задач и примеров с распределением задач по типам для начальных народных училищ. Выпуск I. Задачи и примеры на числа первой сотни. М., СПб, 1915.   Шапошников Н.А., Вальцов Н.К.  Сборник арифметических задач с изложением всех главных определений и правил и с объяснением образцовых способов решения задач. М., 1909.   Виленкин Н.Я., Нешков К.И., Шварцбурд С.И., Чесноков А.С., Семушкин А.Д.  Математика. Учебник для 4-го класса средней школы под редакцией А.И. Маркушевича. М., 1980.   Пчелко А.С., Поляк Г.П.  Арифметика. Учебник для 4 класса. М., 1963.   Пчелко А.С., Поляк Г.П.  Арифметика. Учебник для 3 класса. М., 1965.   Моро А.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 4 класс. 8-е издание. ит М., 2019.

http://pravoslavie.ru/154146.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010