Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Слова Дела Возглас « Благословенно Царство… ». Хор: « Аминь » Чтец: « Приидите, поклонимся… » и 103й псалом. Мирная ектения Священник читает светильничные молитвы. Кафизма (обычно 18-ая, но на 5й седмице Поста — другая) 1ая «слава». Малая ектения Священник достаёт Агнец из дарохранительницы и кладёт Его на дискос. 2ая «слава». Малая ектения Каждение Преждеосвященного Агнца с иерейской свечой. 3ья «слава». Малая ектения. Перенос Агнца с престола на жертвенник . Звонок в колокольчик при подъёме Агнца с престола и 2й звонок при поставлении на жертвенник. Наливание вина в чашу. Покрытие Даров (кадило, свеча на жертвенник). «Господи воззвах» и стихиры Каждение алтаря и всего храма. « И ныне… » Богородичен « Свете тихий… » Прокимен, 1ая паремия (из Бытия) После прокимна ЦВ закрываются. 2й прокимен ЦВ снова открываются. « Премудрость, прости » Свящк начертывает крестн. знамение свечой и кадилом, лицом к престолу. Дьяк.: « Повелите » Свящ.: « Свет Христов просвещает всех » … Священник возвышает свечу с кадилом лицом к народу. 1й колокольчик. После возгласа — сразу второй раз в колокольчик. … и сразу 2ая паремия (из Притчей) Врата закрываются. Великий прокимен « Да исправится молитва моя… » 1й колокольчик. Священник непрерывно кадит у престола; на пение последнего стиха кадит у жертвенника; на последнее пение прокимна возвращается к престолу, а у диакон у жертвенника продолжает каждение. В самом конце прокимна — второй колокольчик. 3 земных поклона, после чего ЦВ закрываются Каждение. Сугубая ектения (« Рцем… ») Священник разворачивает антиминс. Ектения об оглашенных Ектении верных 1ая и 2ая. В конце 2й ектении открываются ЦВ. « Ныне силы Небесныя… » Аналог Херувимской песни на обычной литургии. Каждение (½ — только внутренняя половина алтаря). Вход с Преждеосвященными Дарами (пономарь идёт лицом к Дарам): колокольчик до и после перенесения Даров с жертвенника на престол 3 земных поклона. ЦВ закрываются; завеса закрывается на ½. 

http://azbyka.ru/shemy/liturgija-prezhde...

Катавасии не бывает, а только вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях поется ирмос Минеи. По 3-й песни ектения малая, седален святому с Богородичном в Минее. По 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому в Минее. По 8-й песни поем «Честнейшую», на которой иерей или диакон кадит алтарь, храм, лики, народ. По 9-й песни «Достойно есть», ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – светилен святому, «И ныне» – Богородичен его; если светильна святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. Затем читаются псалмы 148-й, 149-й и 150-й, и начинается первый из них словами «Хвалите Господа с небес» (а не «Всякое дыхание»), «Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу». Ектения «Исполним утреннюю молитву». На стиховне стихиры Октоиха со стихами «Исполнихомся заутра». «Слава» – святому в Минее, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи); если святому нет «Славы», то «Слава, и ныне» – Богородичен из Октоиха наряду. «Благо есть», единожды; по «Отче наш» тропарь рядовому святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный от менших (в конце Минеи или Часослова). Ектения «Помилуй нас, Боже», полная. Затем иерей или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Утверди, Боже», и тотчас чтец читает 1-й час, а иерей закрывает завесу царских врат. На 1-м часе после псалмов на «Слава» – тропарь дневному святому, «И ныне» – Богородичен часа. По Трисвятом кондак святому. По молитве иерея «Христе, Свете истинный», лик поет (по обычаю Русской Церкви, освященному древностью) «Взбранной Воеводе», а затем иерей пред царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», и иерей говорит отпуст полный. Лик – многолетие. На 3-м и 6-м часах тропарь и кондак те же, что и на 1-м часе. На Божественной литургии антифоны вседневные «Благо есть» (в Ирмологии и в Апостоле в конце). Если святому положена на Блаженнах песнь канона, тогда читаются изобразительны «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны Октоиха – на 4 и святому, песнь 3-я – на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава – тропарь: Вознесыйся на крест Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею. волею. И ныне – Богородичен: Предстательство И ныне – Богородичен: Предстательство страшное. страшное. Ектения малая: Помилуй нас, Боже (Она Ектения малая (сокращенная сугубая): состоит из трех прошений, из коих два (Она состоит из трех прошений, из коих два о царствующем доме). Возглас: Яко милостив и человеколюбец Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Именем Господним благослови, отче. Слава святей, и единосущней, и Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице… животворящей, и нераздельней Троице… Аминь. Аминь. (На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий). После З-х псалмов: (Слава и ныне, После З-х псалмов: (Слава и ныне, Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне. Слава и ныне. При чтении остальных трех псалмов При чтении остальных трех псалмов священник глаголет утренние священник глаголет утренние молитвы пред Святыми Дверьми. молитвы пред Святыми Дверьми. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения великая: Миром господу Ектения великая: Миром господу помолимся. помолимся. «Бог Господь и явися нам», четырежды «Бог Господь и явися нам», четырежды «Аллилуиа», четырежды (во дни поста и покаяния) или трижды (в службе за упокой). По «Бог Господь» тропари празднику или По «Бог Господь» тропари празднику или святому. святому. По «Аллилуиа», во дни седмичные поста, кроме субботы, – тропари троичны гласа, в субботы, в службе за упокой – тропари покойны. Стихословие двух или трех кафизм. Стихословие двух или трех кафизм. После каждой кафизмы седален Октоиха, или Триоди Постной, или Цветной, а в дни предпразднства и попразднства – и из Минеи. (В субботы, в дни предпразднства и попразднства, в дни пения Цветной Триоди). После 1-й кафизмы – малая ектения. После 1-й кафизмы Возгл.: Яко Твоя держава.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По 6-м Евангелии – Блаженна на 8. Евангельские стихи следует петь, а тропари к ним можно читать. Малое каждение. Малая ектения. Возглас – «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й – «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей метáша жребий». Стих «Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси». 7-е Евангелие – Мф., зач. 113. Псалом 50-й и 8-е Евангелие – Лк., зач. 111. Трипеснец, глас 6-й. Ирмосы – по дважды, тропари – на 12. Катавасия – тот же ирмос. По 5-й песни – ектения малая. Возглас «Ты бо еси Царь мира». Кондак, глас 8-й: «Нас ради Распятаго приидите вси воспоим, Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой», и икос. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни – малая ектения. Возглас «Яко Тя хвалят». Ексапостиларий – «Разбойника благоразумнаго». На «Слава» и на «И ныне» – тот же ексапостиларий. 9-е Евангелие – Ин., зач. 61. «Всякое дыхание», и поются стихиры на «Хвалите». 10-е Евангелие – Мк., зач. 69. «Тебе слава подобает» не глаголем, но сразу чтец – «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения «Исполним утреннюю». 11-е Евангелие – Ин., зач. 62. Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма. 12-е Евангелие – Мф., зач. 114. После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец – «Благо есть». Трисвятое. По «Отче наш» певцы поют тропарь, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Ектения «Помилуй нас, Боже», «Премудрость», «Сый благословен». «Утверди, Боже». Отпуст в отверстых царских вратах – «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпéвый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых». Многолетны «Великаго Господина и Отца нашего». 1-й час к утрени не присоединяется, так как входит в службу часов Великой Пятницы и изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано). Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, — отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). — Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII b. — «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. XIII b.) — «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. XIV b.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. 194 XVI b.) — «глаголем». ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» (πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности — Ангела [ 455 ], условия для дальнейшей безгрешности — прощения доселешних грехов [ 456 ], других благоприятных условий для праведности — такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката — кончины [ 457 ]; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569). История ее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (по Уставу, петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), а после Евангелия – «Слава долготерпению Твоему, Господи». При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Ин.) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам...» и читается Евангелие. Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник. После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие – о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие – о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского : «К Тебе утреннюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни «Честнейшую...» не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: «Честнейшую херувим...», а хор продолжает: «И славнейшую...» 172 . Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни – малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя». После светильна читается 9-е Евангелие – о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес...», и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие – о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие – о погребении тела Господа в новом гробе. Затем – стиховные стихиры (они же и на вечерни на «Господи, воззвах...») и 12-е Евангелие – о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

1. «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем»; и 2. «Господи вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй». На эти два воззвания лик поет: «Господи, помилуй» по единожды. Начиная с самого первого прошения ектении, которым иногда эта ектения и начинается без двух вышеуказанных воззваний: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй»; лик поет на каждое прошение, которых обычно бывает всего шесть, «Господи, помилуй» по трижды, отчего ектения и называется " сугубой«, то есть «усердным», «прилежным» молением. Заканчивается сугубая ектения всегда одним и тем же возгласом иерея: «яко милостив и человеколюбец Бог еси…» После сугубой ектении на всенощном бдении читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» Она составляет как бы продолжение славословия Триединому Богу, воссылаемого в вечерней песне «Свете тихий» и заканчивается сама славословием Пресвятой Троице: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». За молитвой «Сподоби Господи» следует так называемая «просительная ектения», начинающаяся словами: «исполним вечернюю молитву нашу Господеви». После этого воззвания следует прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию». На первое воззвание и на это прошение лик поет «Господи, помилуй» по единожды, а затем следуют шесть прошений, на каждое из которых лик поет «Подай, Господи!» в соответствие заключительным словам каждого прошения «у Господа просим!» почему и самая ектения эта называется «просительной». Прошения этой ектении посвящены исключительно благам духовным, причем в каждом содержится моление о даровании мира, этого высочайшего духовного блага. Заканчивается она, как и великая, и малая ектения, преданием себя в волю Божию, на что лик поет: «Тебе, Господи». Иерей заключает ектению возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» Непосредственно после этого возгласа иерей, продолжая оставаться перед престолом, поворачивается лицом к народу и преподает: «Мир всем», благословляя народ рукой. Иерей приветствует таким образом молящихся тем самым благом, которого они только что так усиленно испрашивали. Он преподает дар сей, по заповеди Самого Господа, который оставил нам мир Свой. Во времена Спасителя «Мир» было обычным приветствием, и оно было любимым у Него (см. Иоан. 14, 27 ), и Он повелел приветствовать миром всех ищущих мира ( Матф. 10, 12–13 ). Об этом говорит св. Златоуст: «Разве я даю мир? Христос чрез нас вещает» (Беседа 3-я к Колосянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О малой ектении после неё умолчено; но так как ектении после кафизм обыкновенно полагаются тогда, когда назначаются либо воскресные, либо праздничные седальны, а в Благовещение после 3-й каф. указан седален праздника, Слава, и ныне – праздника; то ектения в этом месте должна быть 761 . После этого чтение. Полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения. Возглас. Седален: Гавриил с небесе... Слава, и ныне, Послан бысть... Чтение праздника. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Вонмем. Премудрость. Прокимен: Благовестите день от дне... Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам... Господи, помилуй 3. Премудрость, прости, услышим святаго евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Луки святаго евангелиа чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Праздничное евангелие. Слава тебе, Господи... 50 псалом. Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, то же. Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, люди твоя.. Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами. Аминь. Канон праздника и трипеснец Триоди; ирмосы праздничного канона по 2, тропари на 12; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника: Отверзу уста моя..., а в тех песнях, где трипеснец, на катавасию – ирмос Триоди. По 3 песни ектения малая и седален праздника: Слово Божие... Слава, и ныне, Послан бысть... По 6 песни ектения малая, кондак, икос и чтение пролога. Честнейшую пред 9 песнью канона в праздник Благовещения не поется, если этот праздник будет в седмичные и субботние дни; но поется сначала первым ликом припев праздника: Благовествуй, земле... и ирмос праздничного канона: Яко одушевленному...; потом вторым ликом тот же припев и тот же ирмос; затем тропари 9-й песни того же канона и к каждому тот же припев; после этого тропари трипеснца и к каждому припев: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в заключение ирмос Триоди, припев праздника и ирмос праздника. Ектения малая (Достойно есть пред нею не поется; потому что при полиелее никогда не поется).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В настоящее время псалмы стали у нас за богослужением по преимуществу читаться, но из первой кафизмы все же и теперь поется ряд избранных стихов первого антифона, к каждому из которых припевается троекратное «аллилуиа». Малая ектения Когда бывает на всенощном бдении первая кафизма, то после нее всегда произносится малая ектения. Если поется только первый антифон, то малая ектения бывает одна; если же поются все три антифона, то и малых ектении бывает тоже три по одной после каждого антифона. Малая ектения представляет собой сокращение великой и начинается она словами: Паки и паки, что значит: «Опять и опять», Миром Господу помолимся, и далее содержит в себе собственно только одно прошение: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию. И заканчивается обычным преданием самих себя и всей жизни Христу Богу, после чего следует возглас иерея: по первой ектении: яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава… после второй ектении — яко благ и человеколюбец Бог еси… и после третьей — яко ты еси Бог наш… Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир После малой ектении поются стихи 140–го псалма: Господи воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя Господи. Господи воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. А затем поются или читаются стихи из псалмов 141–го, 129–го и 116–го и к ним припеваются так называемые «стихиры», то есть особые песнопения уже новозаветного содержания, в которых прославляется праздник или святой, в честь коего совершается бдение. Во время этого пения диакон (или сам иерей, если диакона нет) совершает каждение алтаря и всего храма во образ тех многочисленных жертв, которые на протяжение тысячелетий приносились в Ветхом Завете в умилостивление за грехи людей и прообразовали собой Единую Великую Искупительную Жертву, принесенную на кресте воплотившимся Сыном Божиим. Вместе с тем, дым кадильный символизирует и возношение наших молитв к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения за царствующий дом (без поименования предметов прошения), за Св. Синод и местного архиерея; все же остальные прошения сугубой ектении объединяются в кратком: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы» (почему прошение за Св. Синод без добавления: «и о всей во Христе братии нашей»). Ектения эта занимает на малой вечерне такое же место, как сугубая ектения на повседневной, т. е. самый конец службы, как наиболее торжественную ее часть. Такая же ектения и на таком же месте находится в начальной, «царской» части утрени. Оттуда она и заимствована в малую вечерню, так как эта часть утрени, как увидим, древнее малой вечерни. В свою очередь, в ту часть утрени ектения заимствована, вероятно, из древней παννυχς, службы, предшествовавшей утрене и большей частью состоявшей из: 50 пс, канона, Трисвятого и этой ектении, как нынешняя служба пред пасхальной заутреней, где тоже есть такая же ектения. Заканчивается малая вечерня малым отпустом, как часы, повечерие и полунощница, и многолетием («Благочестивейшаго, самодержавнейшаго»), как всякая вечерня. Изменения в чине от совпадения памятей Богатое содержание малой вечерни становится еще разнообразнее, когда в воскресенье случается какой-либо великий или даже средний (полиелейный) праздник. Тогда праздничные стиховные стихиры с великой вечерни, на которой они не могут петься ради воскресных стихир, переносятся на малую. Таким образом, если двунадесятый Богородичный праздник и Сретение случается в воскресенье, их стиховные стихиры можно услышать только на малой вечерне. В случае такого совпадения (праздника, великого или полиелейного святого) с воскресеньем, малая вечерня терпит и ряд других изменений в своем составе. Изменения эти касаются стихир на Господи воззвах, стиховных и тропаря. На малой вечерне, не воскресной впрочем, может быть и паремия (если Сретение случится в субботу сырную). О всех этих отклонениях воскресной малой вечерни от обычного (изложенного) состава ее будет речь в уставе праздников, совпадение которых с воскресеньем вызывает такие изменения. Вечерняя трапеза

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010