Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен. 4 Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь И абие: Достойно есть: Малая ектения. Ексапостиларий Октоиха: Небо звездами: Слава, святому Минеи. Аще ни: Слава, и ныне, Богородичен: Сладость Ангелов: Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 3: На всякое время пост:Стих: Ис- полнихомся заутра: и поем паки туже стихиру. Стих: И буди светлость: Мученичен: Святых страстотерпцев память: Слава, и ныне, Богородичен: Без семене зачала еси: Посем, Благо есть: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава и ныне, Богородичен от менших, еже писано: В конец утрени. Ектения сугубая Возглас: Премудрость: Сый благословен: И присоединяем час 1-й, и бывает совершенный отпуст. Часы обычные, тропарь и кондак святаго рядового. На Литургии все последование обычное. В понедельник вечера По предначинательном псалме кафисму чтем 6-ю. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Господь услышит мя: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Постом очиститися потщимся: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Преславную и Пречистую Богородицу: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Богородичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. Во вторник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 7-ю и 8-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь «Глубиною мудрости» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен его. Стихословится 16-я кафизма. Ектения малая обычная. Седальны Октоиха. Затем стихословится 17-я кафизма, то есть «непорочны» на две статии (части). По установившейся практике, в начале пения 17-й кафизмы священнослужители чрез отверстые царские врата исходят к поставленному среди храма панихидному столу. Предстоятель раздает возжженные свечи. Певцы поют на глас 5-й первые стихи 118 псалма, припевая к каждому стиху «Благословен еси, Господи». Затем обычно священнослужители или чтец читают дальнейшие стихи псалма, а певцы припевают тот же припев. Диакон во время чтения 17-й кафизмы кадит панихидный стол (тетрапод). На «Слава» «Аллилуиа» не поется, но конечные слова первой статии. Затем произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Малое каждение. После нее стихословится вторая статия «непорочных» в таком же порядке, как стихословилась первая. Припев 2-й статии: «Спасе, спаси мя». Тропари по «непорочнах», глас 5-й – «Святых лик обрете». Каждение всего храма. Затем малая заупокойная ектения. По возгласе седален, глас 5-й – «Покой, Спасе наш», «Слава, и ныне» – Богородичен «От Девы возсиявый». Псалом 50-й. Канон храма на 6 и Триоди на 8. К тропарям канона Триоди – припев «Покой, Господи, души усопших раб Твоих». Катавасия – «Песнь возслем, людие». Поется обязательно и 2-я песнь. По 3-й песни – ектения и седальны Триоди. По 6-й песни ектения заупокойная. Малое каждение. Кондак, глас 8-й:    «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». И икос. На 8-й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую». По 9-й песни ектения обычная. Хвалитны стихиры из Триоди. После стихир чтец сразу – «Слава Тебе, показавшему нам свет» (без чтения «Тебе слава подобает») и читается вседневное славословие. Ектения «Исполним утреннюю молитву нашу». На стиховне – 4 стихиры покойны из Октоиха, глас 6-й, «Слава» – Триоди «Болезнь Адаму..», «И ныне» – «Ты еси Бог наш...».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Так, например, рукопись No.50 бывшего Тифлисского церковного музея, указывая иерею читать первую утреннюю молитву во время последнего псалма шестопсалмия, по поводу следующих молитв говорит: “Бог Господь и явися нам...”, тропарь дня и праздника, а потом кафизмы. После первого псалма священник читает вторую утреннюю молитву: “От нощи утреннюет дух наш...”, малая ектения, возглас “Яко благословися и прославися...” и сразу второй псалом и третья утренняя молитва “От нощи утреннюет дух наш...”, малая ектения, возглас “Яко Твоя держава...”, третий псалом, четвертая утренняя молитва “Владыко, Боже, святый...”, малая ектения, возглас “Яко Бог милости и щедрот...”, далее седален, непорочны и проч.” (Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр.145) . Итак, шестопсалмие и кафизмы первыми вошли в песненную утреню, заменяя собой здесь те антифоны, которые предшествовали непорочным. Вторым моментом, повлиявшим на трансформацию чина песненной утрени был канон. Введение его в песненную утреню значительно растворило последнюю, так что часть утренних молитв, оторвавшись от своих псалмов, оказалась связанной с теми или другими песнями канона. Так, например, упомянутая выше грузинская рукопись б. Тифлисск. церк. музея приводит такой порядок отправления канона: “Возглас “Милостию и щедротами...”, канон “Поим Господеви, славно бо прославися”. После 3 песни молитва “Благих сокровище источниче присно текущий...”, малая ектения, седален или ипакои, если их положено два. По 6 песне молитва “Благодарим Тя, Господи Боже, спасений наших...”, малая ектения, “Мир всем”, ипакои и чтение. По 7 песне священник молитву: “Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа...”, малая ектения, возглас “Буди держава царствия Твоего...”. По 8 песне молитва “Господи, Боже наш, сонное уныние...”, “Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от рабов Твоих...”. Народ: “Господи, помилуй” – 9 раз. Священник: “Яко милостив и человеколюбец Бог еси” (Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр.145–146) . После 9 песни канона читалась молитва “Боже, Боже наш, умное и словесное составивый силы”, затем полагались ексапостиларий и хвалитные стихиры с великим славословием, после чего читалась молитва отпуста “Хвалим, поем...” (Дмитриевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Таблица IV Песненная воскресная Утреня по Симеону: На паперти 241 священник перед закрытыми царскими вратами: а. Благословено царство, великая ектения, возглас молитвы б. Пс. 3–62–133 ; обычный припев: Слава Тебе, Боже; праздничный припев (триадикон): Слава Отцу... Во время пения этих псалмов священник читает «молитвы на заре». в. Малая ектения и 1-ая статия 242 : Пс. 118 (1–72); припев: Аллилуиа. Во время первой стати и священник совершает каждение паперти, присутствующих (произнося: Премудрость: прости) и храма, куда он входит один через один из боковых врат; он возвращается оттуда, неся крест из алтаря 243 : освещение во время этой части службы очень уменьшено. г. Малая ектения и 2-ая статия: Пс. 1 18 (73–131); припев: Вразуми мн, Господи. д. Малая ектения и 3-ья статия: Пс. 118 (132–176); припев: Аллилуиа. В начале 3-ей статии открывают одну створку центральных врат 244 ; при стихе 170 открывают врата полностью и совершают вход в храм при пении входного с Аллилуиа: священник с крестом, украшенным тремя зажженными свечами, входит в храм через царские врата, сопровождаемый диаконом (за ним следует архиерей, если он присутствует); остальные следуют за священником, но через боковые двери; последние стихи Пс. 118 (173–176) поются уже внутри, посреди храма. Затем тотчас, без ектении: е. Песнь трех отроков ( Дан. 3,57–88 ). К концу песни, которая исполняется очень торжественно, в алтарь входит священник. Крест, который он нес в руках, остается на амвоне посреди храма. ж. Чтение синаксария (страсти Христовы, толкование праздника или жития Святых). з. Ектения сугубая и Пс. 50 ; припев (пентикостарион), особый или общий, Слава Отцу... Единородный. И ныне.... тропарь: Преславную. и. [Каноны праздника или Святого дня и ексапостилларий : эти каноны не пелись раньше в Песненном Последовании : Г.П. 155, 648 А 245 .] к. Малая ектения и Хвалите, которые пелись двумя хорами; различные припевы, согласно различным стихам псалмов 246 , л. (Благословен Бог Израилев и) заключительный стих: Величаем все Матерь Бога 247 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое ектения? 3 мин., 25.09.2022 Содержание Молитва к Богу бывает просительной и благодарственной. Во время богослужения эти виды молитв облекаются в установленные формы, соответствующие церковным канонам. Одной из таких форм просительной молитвы является ектения. Подробнее о том, что это такое и какие бывают виды ектении, — в «Слайдах» Фомы . 01 Ектения — это вообще что? Проще говоря, это молитва, в которой верующие на богослужении именно просят Бога о чем-то. В переводе с греческого «ектения» означает усердное или протяжное моление. И понятно почему: череда кратких прошений в составе ектении читается диаконом (или священником, когда нет диакона) нараспев громко, что не позволяет вниманию рассеяться. 02 А что еще особенного в этой молитве? При чтении ектении дьякон вытягивает вперед правую руку, простирая перед собой орарь — ленту, перекинутую через левое плечо. После каждого прошения он осеняет себя крестным знамением, а хор возглашает «Подай, Господи» или «Господи, помилуй». Ектении бывают разных видов: великая, сугубая, просительная, малая, заупокойная и ектения об оглашенных. 03 Почему великая ектения — великая? Великая  ектения обычно предваряет начало богослужений — литургии, вечерни, утрени, а также церковных таинств — крещения, венчания, соборования. Это первенствующее положение в структуре богослужений, а также всеобъемлющий характер прошений свидетельствуют о ее значимости. 04 И как она звучит? Она начинается с возгласа: «Миром Господу помолимся» (то есть в мирном состоянии духа), за что ее еще называют мирной, и включает двенадцать прошений, которые последовательно спускаются от более возвышенных — о мирном устроении духа и спасении души — к более приземленным — об избавлении «от всякия скорби и нужды». За каждым прошением следует молитва хора «Господи помилуй». 05 А малая ектения, наоборот, самая маленькая? Совершенно верно, в ней всего три прошения. По сути, это сокращенный вариант мирной ектении. Она и начинается со слов: «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Снова и снова помолимся Господу в мирном состоянии духа».

http://foma.ru/chto-takoe-ektenija.html

б. " κολουθα το ρθρου «: последование Утрени: в. Благословено царство, Отче наш, Слава в вышних (первая фраза). г. великая ектения, Заступи, возглас, Мир всем. д.=«мол. на заре»: каждой предшествует малая ектения и за каждой следует Заступи, возглас, Мир всем. е.=«мол. на заре» без ектении. с ектенией и Мир всем. з.=«мол. на заре: Пс. 50 », «Хвалите» с ектенией. и.=«мол. на заре. 11 или отпуст», без ектении. к. после призыва диакона, л. следует монастырский отпуст: народ 224 : Ελογετε γιοι, священник: Χριστς ληθινς Θες μν... Μαρας... " Ιωννου... ποστλω #957;... Νικολου...: возглас: ν ελογητς Θες μν πντοτε... Перед нами соборная схема, которую, однако, нельзя поместить в ряд евхологиев АВ), потому что диаконские ектении помещены между молитвами и также потому, что начало и конец Утрени являются монастырскими; эта Утреня начинается краткой формулой Слава в вышних, которая всегда была введением к шестопсалмию, то, что также возможно имеет место и здесь. 69 . Синай 973 (1153 г.) (Дмитриевский, II, 88) (Beч.I): а. " κολουθα το ρθρου « последование Утрени: б. Благословено царство, шестопсалмие народом. в. великая ектения и=«мол. 1 антифона, Заступи». г.=«мол. 2 и 3 антифона. Заступи». д. седален. е. «другие молитвы воскресные для Пс. 135 и для Вел. Поста»: =« 4 »;=« 5 антифона»;=« 6 антифона»;=« 7 »; без рубрики. ж.кондак (другая рубрика предназначает его для 6-й песни). з. Пс. 50 , великая ектения,=«9». Заступи с вариантом. и. песни, малая ектения, ексапостилларий. к. Хвалите, стихиры. Слава в вышних, тропарь (глас 2-й в воскресенье, прокимен: Воскресни, Евангелие). л. ектения со своей молитвой, молитва ектения просительная. м.призыв диакона и=«мол. главопреклонения». н. отпуст: Премудрость. Сый благословен... Взаимопроникновение соборных и монастырских служб удалось в достаточной мере, несмотря на некоторые противоречия, как, напр., помещение кондака в два различных места. Псалмопение только одной кафизмы, каждой «Славе», которой предшествует (в Константинополе молитвы предшествовали антифонам, в Иерусалиме они следовали за ними со времени Егерии) ектения и одна из трех первых молитв 225 . Молитвы – сохраняют нумерацию Евхология и частично также свои рубрики, но они оставлены как дополнительные (в Посту было более длинное псалмопение), или в качестве запасных частей. Повторение великой ектении с Пс. 50 (после кондака) указывает, что эта вторая часть службы рассматривалась, как нечто отличное от первой части, почти как другая служба. Ексапостилларий и стихиры точно монастырские, но Евангелие в этом месте, предваряемое тропарем и постоянным воскресеным прокимном, а также отсутствие Всякого дыхания приводят нас опять-таки к соборной константинопольской службе. Отсутствует евангельская молитва, как в наиболее классических евхологиях; введение этой молитвы, кажется, относится ко времени позднее X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ектения – слово греческое. Вообще, значит расширение (буквально, рассечение), разъяснение, обилие и, наконец, прилежное, неусыпное действие. По употреблению в церковном богослужении и в приложении к делу молитвы, слово ектения может быть принято во всех этих значениях. Это разъяснение, или выражение молитвенных желаний верующих; это расширение, или точнее, рассечение молитвы, т. е. молитвословие разделяется здесь на большее или меньшее число небольших частей; это обилие, т. е. здесь в одном молитвословии заключается все, что только нужно для временной и вечной жизни человека; наконец, это неусыпное действие: действительно, невозможно ни уснуть, ни задремать при этих молитвословиях, сколько потому что они произносятся всегда самими священнодействующими, столько и потому, что внимание возбуждается непрестанным пением «Господи помилуй» и т. п. Ектении, по числу заключающихся в них прошений, разделяются на великую и малую. В обеих «Господи помилуй» поется по однажды. Ектения, также великая, но в которой «Господи помилуй» поется по трижды, называется сугубой. Ектения, которая начинается «Исполним молитву нашу Господеви», называется просительной. Ектения, в которой молятся за умерших, – заупокойной. Есть и другие видоизменения ектений, но о них я буду говорить в своем месте. Здесь объясню три главных ектении: великую, сугубую и просительную. I Ектения великая – Миром Господу помолимся. Так начинается великая ектения. Здесь нет прошения Господу, нет славословия, а что-то совсем другое и, должно быть, особенно важное, потому что оно непрестанно повторяется. Именно: малая ектения, которая слышится так часто, начинается: «паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся». – Да, здесь возбуждение, призыв к молитве и необходимое условие, при котором должна быть совершаема она. Будем, начнем молиться Господу, но не кое-как, а миром. Мир – согласие, строй, порядок, т. е. такое отношение одного предмета к другому, что они, тем или другим соединенные между собой, ничем не нарушают своего единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале:     и     на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году - в Великую субботу ); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами       и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения     (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия - в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения , Мирная ектения , Просительная ектения , Сугубая ектения . Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях ; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях ; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е. Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением . В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм. 78. Схема Литургии оглашенных Литургия оглашенных заключает в себе следующие части: 1. Начинательные возгласы диакона и священника. 2. Великая ектения. 3. Пс. 1 -й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) или первый антифон. 4. Малая ектения. 5. Второй изобразительный псалом (145) – «Хвали, душе моя, Господа» или второй антифон. 6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий». 7. Малая ектения. 8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон). 9. Малый вход с Евангелием. 10. Пение «Приидите Поклонимся». 11. Пение тропаря и кондака. 12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя». 13. Пение «Трисвятого». 14. Пение «прокимна». 15. Чтение Апостола. 16. Чтение Евангелия. 17. Сугубая ектения. 18. Молитва за Государя Императора. 19. Ектения об оглашенных. 20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм. 79. Символическое значение Литургии оглашенных Произносимые тайно священником слова перед начальным возгласом Литургии: «Слава в вышних Богу» обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. – Начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа»… выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. – Мирная ектения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи, и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. – Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в В. Зав. и в том числе – ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, на предчувствуемое праотцами и пророками. – Праздничные антифоны и гимн: «Единородный Сыне» – напоминают о главнейшем благодеянии Бога: послании на землю Единородного Сына Своего. – Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно-христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010