Свт. Филарет Московский (8, с. 340). Пост есть ангельская жизнь, содержащий его Ангелам уподобляется. Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 84). Не должно бояться делать ближнему добро в уповании на Бога, а не на себя. Господь не лишит Своего охранения и защиты делающего сие. Свт. Филарет Московский (8, с. 342) Иногда одно только воздыхание, от души и чистого сердца вознесенное, приятнее Господу продолжительного чтения молитв, где только язык один говорит, а сердце холодно и немо. Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 86). Только на истине и правде можно основать спокойствие себе и другим. Свт. Филарет Московский (8, с. 342). Кто может быть признан наиболее чуждым и враждебным Богу и нам, как не те, которые утверждают и учат, что от влияния планет, зодиака и колеса счастья зависят и происходят все наши и помыслы, и дела, и желания, и обстоятельства? Они не только лишают нас дара самовластия, коим мы были почтены Создателем нашим, по которому признаемся быть созданными по образу и по подобию Божию, но еще оказываются весьма безбожно и по-бесовски хулящими Самого Того, Который есть высочайшая правда и благость, признавая Его несправедливым и Творцом злых творений. Прп. Максим Грек (5, с. 232—233, т. 2). Вид страдания добрых производит особую печаль: не жестокую, но глубокую. Свт. Филарет Московский (8, с. 342). Бог воистину благ, податель и виновник всякого блага; зла же Он нисколько не виновен и не служит причиною, как и божественный Иаков, брат Божий, тайно учит, говоря: никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже. Кийждо же искушается, от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши рождает грех; грех же содеян рождает смерть (Иак. 1: 13—15). Вот причина всех наших зол и погибели нашей! Прп. Максим Грек (5, с. 233, т. 2). Кто больше служит другим со смирением, с самоотвержением, с детской простотой, тот и выше других. Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 74). Обида других и всегда тяжкий грех, но в праздник особенно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сказав о жизни прп. Максима, не умолчим и о чудесах, бывших над его гробом, которые записаны в преданиях Сергиевой лавры. Так, в 1651 году, во дни Всероссийского Патриарха Никона, пришел по обещанию в обитель прп. Сергия некий человек из Москвы, слободы Кошельной, и после литургии, отслужив молебен, сел близ храма Сошествия Святого Духа на гробовой доске, но вдруг силой Божией сбросило его с гробницы, и несчастный вследствие падения разбился и долго не мог встать. Но когда, собравшись с силами, он приполз к могиле и стал спрашивать стоявших тут людей, кто под доской сей почивает, они отвечали: «Монах Максим Грек». Тогда расслабленный воскликнул: «Отче Максиме, прости меня!» Когда по просьбе его была отслужена по преподобному Максиму панихида, то вслед за тем оный расслабленный получил совершенное исцеление. В то время случился тут келейник соборного старца Вассиана Иоанн, который, будучи одержим гордостью, не поверил чуду и по самонадеянности сел на гробницу прп. Максима, думая про себя: тогда я поверю бывшему чуду, когда и со мною то же самое случится. Но несчастного постиг гнев Божий, и он был три раза сбрасываем с гробницы, так что лицо его разбилось до крови и раздробились зубы с повреждением языка. Когда он встал и вспомнил свое неверие, горько раскаялся в своей дерзости и, склонивши колена пред иконой Господа нашего Иисуса Христа, стал просить прощения. В это время впал он в глубокий сон и увидел перед образом Всемилостивого Спаса молящегося инока, которого Иоанн спросил: «Кто ты?» Когда же молящийся инок отвечал, что он Максим Грек, Иоанн стал просить у него прощения, но преподобный с гневом сказал ему: «За что бесчестишь меня? Ты слышал, что в сей день был сброшен человек, сидевший на моей могиле? А потому за твое неверие ты получил должное». Прощения же искалеченному Иоанну не подал явившийся старец и скрылся от него. Так рассказывал сам Иоанн о бывшем ему явлении. А в 1851 году, по сказанию «Монастырских писем», сам прп. Сергий Радонежский засвидетельствовал своим явлением одному московскому купцу о святости прп. Максима. Чудо это произошло следующим образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В кон. XVII в. имя М. Г. было внесено в святцы под 21 янв. При митр. Платоне (Левшине) (1787-1811) была построена часовня над захоронением преподобного, устроена рака (Месяцеслов Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 3, 48; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 45). Часовня находилась у сев.-зап. угла ц. в честь Св. Духа («Максимова палатка», неоднократно перестраивалась, разобрана в 1938-1940 гг.). Преподобному были составлены тропарь и кондак (в XIX в. их тексты находились над его гробницей - Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 155). 8-9 июня 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Деянием Поместного Собора РПЦ было определено причислить М. Г. к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания. Обретение мощей М. Г. произошло 30 июня - 3 июля 1996 г. у сев.-зап. угла ц. в честь Св. Духа Троице-Сергиевой лавры (поиски останков преподобного были начаты 24 июня после молебна, совершённого архим. Кириллом (Павловым) , археологические работы возглавлял С. А. Беляев) (см.: Беляев С. А. Обретение св. мощей прп. Максима Грека//ЖМП. 1996. 9. С. 74-77). После обретения мощи преподобного покоились первоначально в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 9 апр. 2013 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи М. Г. были торжественно перенесены в Свято-Духовский храм обители, где были положены в гробницу у северной стены. Рака М. Г. была изготовлена по проекту архит. В. А. Звёздкина (в наст. время св. мощи М. Г. временно, до окончания ремонтных работ в Свято-Духовом храме, находятся в Трапезной ц. Троице-Сергиевой лавры). В 2012 г. в честь М. Г. по благословению митр. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) был освящен придельный храм ц. в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в пос. Левченко г. Казани. Соч.: Соч. Каз., 1859-1862. 3 ч.; 18942. Ч. 1; 18972. Ч. 3; Соч. в рус. переводе. Серг. П., 1910-1911. 3 ч.; Соч. М., 2008. Т. 1; 2014. Т. 2; Творения. Серг. П., 19962. Ч. 1-3 [рус. пер.]; Филарет (Гумилевский), еп. Максим Грек//Москвитянин. 1842. Ч. 6. 11. С. 59-96; Ржига В. Ф. Неизданные соч. Максима Грека//Bsl. 1935/1936. Т. 6. P. 86-109; Голышенко В. С. Неизд. полемическое соч. Максима Грека в списке XVII в.//Памятники рус. языка: Исслед. и публ. М., 1979. С. 239-253; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984; Bushkovitch P. Two Unknown Greek Texts of Maksime the Greak//JGO. 1984. Bd. 32. H. 4. S. 559-562; он же (Бушкович П.). Максим Грек - поэт-«гипербореец»//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 215-228; Olmsted H. M. Maksim Grek " s «Letter to Prince Petr Shuiskij»: The Greek and Russian Textes//Modern Greek Studies Yearbook. Minneapolis, 1989. Vol. 5. P. 267-319; Клибанов А. И. Духовная культура средневек. Руси. М., 1996. С. 349-363; Духовно-нравственные слова. Серг. П., 2006 [рус. пер.]; Журова Л. И. Авторский текст Максима Грека: Рукописная и лит. традиция. Новосиб., 2011. Ч. 2: Сочинения.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви  в 1988 году Максим Грек был канонизирован на основании святости его жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании его широкого почитания верующим народом как учителя иноческого жития, как святого чудотворца. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов, поэтому были произведены археологические раскопки под руководством археолога С. А. Беляева. Поиски честных мощей преподобного Максима были начаты 24 июня 1996 года. 1 июля патриарху Алексию II был сделан подробный доклад о результатах проведённых работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима. Патриарх дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов 3 июля 1996 года патриарх благословил поднять честные останки. Мощи преподобного Максима были обретены 4 июля 1996 года и выставлены для поклонения. Молитвословия Прп. Максим Грек. Миниатюра из рукописного тома собраний его сочинений (Русь, конец XVI в.) Тропарь, глас 8 Зарею Духа облистаемь,/витийствующих богомудренно сподобился еси разу­мения,/неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просве­щая,/пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/отонудуже ревности ради Всевидящаго отечества чужд и странен,/Российския стра­ны был еси пресельник,/страдания тем­ниц и заточения от самодержавнаго пре­терпев,/десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./И о нас ходатай буди непреложен,//чтущих любовию святую память твою. Кондак, глас 8 (Подобен: Премудрости:) Богодухновенным Писанием/и Богословия проповеданием/неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/паче же, в Православии исправляя,/на стезю истиннаго познания наставил еси,/якоже свирель Богогласная, услаждая слышащих разумы,/непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/сего ради молим Тя:/моли Христа Бога грехов оставление низпослати//верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

http://drevo-info.ru/articles/12125.html

Весной 1516 г. на Афон прибыл посланец из Москвы Василий Копыл Спячий, который находился в составе посольства в Стамбул В. А. Коробова, отправившегося из Москвы 15 мая 1515 г. вместе с тур. послом Ф. Камалом. Копыл привез на Св. Гору богатые дары и милостыню (2 тыс. р.) с прошением вел. кн. Василия III Иоанновича о поминовении родителей и молитве «о наших детях» (брак московского государя вот уже 10 лет оставался бездетным). Была также изложена просьба прислать «на время» «книжного переводчика» (без указания книги для перевода). Прот избрал М. Г. Игумен Ватопеда Анфим, рекомендуя М. Г. московским властям, отметил его высокую образованность и филологическую подготовку, он признал с сожалением, что М. Г. не знает рус. языка, но выразил надежду, что тот быстро им овладеет. Митр. Григорий, прп. Максим Грек и афонские старцы приезжают в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 787) Митр. Григорий, прп. Максим Грек и афонские старцы приезжают в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 787) М. Г. выехал с Афона летом 1516 г. вместе со святогорскими старцами - своим духовником иером. Неофитом, Лаврентием Болгарином (он, вероятно, выполнял роль переводчика и обучал М. Г. слав. языку) и проигуменом Пантелеимонова мон-ря Саввой. Рус. посольство надолго задержалось в Стамбуле, оно отбыло в Москву лишь в мае 1517 г. и прибыло в столицу в 4 марта 1518 г. (вместе с ним отправилась делегация К-польского патриарха Феолипта I , к-рую возглавлял митр. Григорий Зихновский (Янинский)). Делегация была принята в Москве с почетом, известие «о греках» было включено в офиц. летопись. Греч. посольство оставалось в Москве до осени 1519 г. Главным занятием М. Г. в 1-й период его пребывания в Москве (1518-1525) были переводы, ради к-рых он и был приглашен в Москву. Сначала он перевел начальную часть Толкового Апостола (толкования на «Деяния апостольские», с 31-го зачала до 51-го), вероятно, переводчики не располагали полной рукописью оригинала. Запись о дате перевода (25 мар. 1519) сделана в конце этой части (РГБ. Троиц. 118. Л. 143, 20-е гг. XVI в.). Остальная часть рукописи, толкования на «Послания апостольские», была переведена к марту 1521 г.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Прп. Максим Грек за работой. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) Прп. Максим Грек за работой. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) В XVIII в. образ М. Г., духовного писателя, часто встречается в старообрядческих рукописях. В сборниках сочинений М. Г. представлены изображения как черно-белые, графические (РНБ. Ф. 98. 1198. Л. 51 об., XVII - 1-я четв. XVIII в.; Синицына. 2006. Ил. 12), так и цветные (РНБ. ОЛДП. О.15. Л. 13 об., 1726 г.- см.: Синицына. 2006. Ил. 18; БАН. Бурц. 25. I.5. 97. Л. 4 об., нач. XVIII в.- см.: Бурцев А. Е. Опись старых слав. и новых рус. рукописей. СПб. 1901. Т. 4. Рис. на с. 64). В Толковой Псалтири кон. XVIII в. (ЯИАМЗ. 982 (301). Л. 8 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 21), по замечанию Белобровой, образ М. Г. уподобляется изображению царя Давида ( Белоброва. 1973. С. 246-247). Образы идентичны по композиции, но отличаются в деталях. Как и Давид Псалмопевец, М. Г. изображен сидящим на узорном золотом троне внутри полукруглого помещения с мраморными стенами, кессонированным сводом, напоминающим апсиду с конхой. На нем подризник цвета желтой охры, красная мантия, на голове черная скуфья. На старообрядческих миниатюрах XIX в. при сохранении иконографического типа М. Г.- писателя подробнее изображен интерьер кельи. На миниатюре из сборников сочинений М. Г. 1-й четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 14) и 1818-1820 гг. (РГБ. Ф. 344. 22 (М. 6083). Л. 26 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 22) святой представлен сидящим на табуретке за столом в келье, правой рукой он опускает перо в чернильницу, указательным пальцем левой руки касается лба. Миниатюра (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) с незначительными отличиями в деталях (напр., на иконе отсутствуют занавески на шкафах, отверстия для ключей в выдвижных ящичках заменены ручками) сходна с иконой из собрания М. П. Максаковой (см.: Белянина. 2010. Ил. 1) Достаточно широко распространены иконы с единоличным (как поясным, так и ростовым) изображением М.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Андрей Юрьевич 20 июня 2020, 18:10 Инокиня Наталья: " Эта точка зрения свойственна...советской историографии... А дело обстояло гораздо проще - митр.Даниил был достаточно беспринципным карьеристом... " Понимаю, что Вы просто использовали доступный мне язык, но, вообще-то, в Истории русской церкви будущего митр. Макария (Булгакова) времена Василия III-ro и митрополита Даниила выглядят несколько иначе)) Ни о каком " карьеризме " иерарха российской церкви даже намеков нет... Если бы мтр. Даниил не благословил вел. князя на развод с бездетной княжной после 20-летнего союза, не было бы у Росси и первого царя - Ивана Грозного... А св. Максима Грека заточили ещё почти за год до того, как возникла тема " развода " вел. князя инокиня Наталья -- Андрею Юрьевичу 20 июня 2020, 12:35 Эта точка зрения свойственна была советской историографии, которая везде искала борьбу классов. А дело обстояло гораздо проще - митр.Даниил был достаточно беспринципным карьеристом, из карьерных соображений готов был благословить великого князя на что угодно, а вот себе лично возражений не терпел. А прп.Максим сперва отказался переводить ему Историю ересей, потом обличил за неслыханный на Руси поступок - благословение развода без уважительной причины. Прочие обличения были, конечно, тоже важны, но погоды уже не сделали - митрополит и так готов был сжить прп.Максима со свету. А Смуты, глядишь и не было бы, если бы митр.Даниил не пошел на греховном поводу у вел.князя Василия)) Андрей Юрьевич 19 июня 2020, 21:17 инокиня Наталья: " прп.Максим Грек...пострадал... потому,что обличил Василия III за развод по причине бездетности... " не совсем так)) св. Максим Грек пострадал за то, что не разделял мнение русского митрополита о владении монастырями крепостными крестьянами и землями. Монах с Афона " был против " стяжания... Но суть не в этом. Развод из-за бездетности вел. князя, против всех правил, благословил митрополит Даниил... Воля человека по здравому смыслу - дар Божий. Любые правила при необходимости меняют... Если бы у св. Феодора появился наследник, с Божьей помощью, глядишь, и Смуты не было бы. Но согласен, такой " политический здравый смысл " - не годится для нас, простых смертных.

http://pravoslavie.ru/131809.html

С. 372. Если бы прп. Максим предал свою веру, то по великой ревности, которую он имел позднее, он непременно стал бы мучеником, особенно после примера своего сподвижника преподобномученика Макария. Таким образом, прп. Максим был оклеветан не только при жизни, но и по смерти (ср.: Φειδ. Ор. cit. Σ. 202). 711 Θεοκτστου Δοχειαρτου, μοναχ. γιοι, σιοι κα νεομρτυρες Δοχειαρτες. Παρουσα ερς Μονς Δοχειαρου. γιον ρος, 2001. Σ. 150–151, прим. 77, где Прот Гавриил отождествляется с Протом Серафимом, утверждение, с которым и мы соглашаемся. До 1538 г. он трудится с именем Гавриил, а после принятия великой схимы становится Серафимом (ср.: Παπαχρυσνθου Δ.. Op. cit. Σ. 388–393). В келлии Кофу в течение 30 лет жил и почил в 1500 г. прп. Нектарий Карейский, житие которого составил Гавриил. 712 Τσιλιγιννη К. ερ κολουθα γου ρσμου ποιηθεσα π τν γιο Μξιμο τν Γραικ. γιον ρος, 2006. 714 В службе иконе Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (κολουθα τς περαγας Θεοτκου. «ξιν στιν». γιον ρος, 1980. Σ. 25) есть примечание, сообщающее, что этот рассказ записал о. Серафим, бывший Протом и живший в 1548 г., а не то, что он записал это повествование в 1548 г. 718 Этот документ сообщает о споре между монастырями Констамонит и Зограф, а запись датируется 1513 г. «Запись сделана много лет позже по просьбе честных монахов монастыря Констамонит в год по сотворении мира 7021 (1513)». 719 ποστλου Γλαβνα. νκδοτος βος το γου Διονυσου δρυτ τς ερς Μονς γιας Τριδος λμπου. Γρηγριος Παλαμς 66. Θεσσαλονκη, 1983. Σ. 18. 723 Он написал особое слово о том, как в трапезе совершается чин Панагии (см.: Слово 13//Творения прп. Максима Грека . Т. 3), другое слово – об этом чине в Светлую седмицу (см.: Слово 14//Творения прп. Максима Грека . Т. 3), еще одно – о совершении водосвятия, совершаемом каждое первое воскресенье месяца (см.: Слово 17//Творения прп. Максима Грека. Т. 3), причем эти обряды продолжают соблюдаться и по сей день. 724 Γεωργου, ρχιμ., Καθηγουμνου ερς Μονς σου Γρηγορου. γιος Μξιμος Γραικς ς γιορετης. γιος Μξιμος Γραικς φωτιστς τν Ρσων. θνα, 1991. Σ. 15–38. 728 Игемон Раду выдал замуж за князя Богдана свою сестру, в то время как тот уже был венчан с другой и отверг ее (см.: γιος Νφων πατριρχης Κωνσταντινουπλεως. Op. cit. Σ. 48–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. принял участие в 2 Соборах, на к-рых был осужден прп. Максим Грек : в 1525 и 1531 гг. В 1525 г. вопросы прп. Максиму от имени митрополита задавал Крутицкий архиерей. На Соборе 1531 г. прп. Максим утверждал, что он исправлял рус. богослужебные книги с санкции митр. Варлаама и епископов, в т. ч. Д. Последний это категорически отрицал и выступил как главный обвинитель прп. Максима (задавал вопросы о книжном исправлении, о сомнениях афонского инока в святости нек-рых рус. подвижников, о высказывавшемся прп. Максимом неодобрении поставления Рус. митрополитов без благословения К-польского патриарха). На Соборе 1531 г. рассматривалось также дело Вассиана (Патрикеева) . Вассиан, как и прп. Максим, ссылался на митр. Варлаама и «освященный собор» архиереев, включая Д., к-рые благословили Вассиана составить новую редакцию Кормчей книги (в ней отразились воззрения составителя, выступавшего, в частности, против монастырского вотчиновладения). Д. отрицал, что давал благословение Вассиану на эту работу. 21 нояб. 1533 г. Д. вместе с митр. Даниилом и Коломенским еп. Вассианом посетил смертельно больного вел. кн. Василия III в подмосковном с. Воробьёве. Те же иерархи отпевали почившего государя 4 дек. в Архангельском соборе. В 1535 г. Д. участвовал в переложении мощей Московских святителей Петра и Алексия в новые раки, торжества возглавил митр. Даниил. В 1537 г., во время мятежа кн. Андрея Старицкого, к нему из Москвы был послан Д., который, судя по наказу, данному ему митрополитом, должен был склонить князя к приезду в Москву с обещанием безопасности или же наложить на него церковное прещение в случае его намерения бежать. 6 февр. 1539 г. Д. участвовал во введении на митрополичий двор игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафа (Скрипицына), 9 февр.- в его хиротонии во митрополита всея Руси в Успенском соборе Кремля. В том же году в Оковецкой вол. около Ржева было явление чудотворной Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери . По этому поводу митр. Иоасаф совещался с 3 архимандритами и 2 епископами, видимо находившимися тогда в Москве, в т. ч. с Д. ( Л[еонид (Кавелин)], а[рхим.]. Сказание о явлении иконы Пречистыя Богородицы Оковецкия (Ржевския)//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). Затем икона была принесена для поклонения в Москву, на месте ее встречи позднее был построен храм, куда 29 нояб. совершался крестный ход.

http://pravenc.ru/text/180333.html

Преподобный Максим представляет собою особый случай всецелого служения Святой Горы России. Это был воистину дар Божий Игумении Святой Горы Госпожи нашей Богородицы, принесенный Ею России. Прп. Максим родился в Арте, получил образование в Италии, сподобился достичь духовного преображения в монастыре Ватопед на Святой Горе, переехал в Россию и прожил там тридцать восемь последних лет своей жизни, самых творческих, самых богоугодных. Здесь, в России, ему и довелось испустить последнее свое дыхание. Его мощи стали благим семенем, посеянным на доброй почве и принесшим плод стократный 691 . Святой Максим всегда оставался истинным чадом священного монастыря Ватопед, и в России он жил и трудился как истинный ватопедский монах. Благодатью памяти смертной посетил Бог Михаила Триволиса (таково было мирское имя прп. Максима) в последние годы его пребывания во Флоренции, даровав ему опыт умирания сердца для всего преходящего, земного, мирского. Такой опыт всегда является признаком призвания человека к монашеству 692 . Михаил быстро осознал, что от Бога призван к монашескому, ангельскому жительству. Несмотря на свое высокое общественное положение и ученость, он оставил Италию, пребывавшую в апофеозе гуманистического возрождения, и пришел в Ватопед приблизительно в конце 1505 г., уже в зрелом возрасте (ему было тридцать пять лет). Там он повстречал давнего друга своего отца (Мануила Триволиса), святого Нифонта, бывшего патриарха Константинопольского, и двух его учеников, будущих преподобномучеников Макария и Иоасафа 693 . Когда Св. Нифонт еще был молодым иеродиаконом старца Захарии, ватопедского миссионера, а затем епископа Ахридского, он весьма близко знал архонта Арты Мануила Триволиса, так как жил там со старцем 694 . Монастырь Ватопед в 1449 г. стал общежительным 695 , но во время пребывания в нем Максима он находился в некоем полуобщежительном состоянии 696 . Настоятель, помимо права предстояния во время богослужения, исповедовал братьев и следил за их духовным состоянием 697 . К сожалению, о жизни прп. Максима в монастыре и о покаянии его не сохранилось прямых письменных известий, однако мы можем косвенно сопоставить различные свидетельства и почерпнуть из них немало важных сведений. Например, несомненно, что мученическая кончина святого Макария, ученика св. Нифонта, которую он претерпел в Фессалониках в 1507 г. по благословению своего старца, потрясла прп. Максима 698 . Она возбудила в нем пламенную ревность о Боге в начале его монашеской жизни, которую он сохранил до конца своих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010