В XIX - нач. XX в. развитие Ж. л. активизировалось. Были написаны и изданы Жития рус. святых, канонизированных в XIX - нач. XX в.: свт. Иннокентия (Кульчинского; канонизирован в 1804), свт. Митрофана Воронежского (канонизирован в 1832), свт. Тихона Задонского (канонизирован в 1861), свт. Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896), прп. Серафима Саровского (канонизирован в 1903), свт. Иоасафа (Горленко; канонизирован в 1911), патриарха сщмч. Ермогена (канонизирован в 1913), свт. Питирима Тамбовского (канонизирован в 1914), свт. Иоанна (Максимовича; канонизирован в 1916). Новым в Ж. л. было возникновение жанра биографического церковно-исторического исследования. Житие как вид церковной письменности не перестает существовать, но наряду с ним возникает и церковное жизнеописание, к-рое, сохраняя традиц. агиографические задачи, имеет одновременно исследовательский характер. Наиболее ярким примером является создание большого числа сочинений, посвященных прп. Серафиму Саровскому ,- от небольших Житий, раздававшихся паломникам в Дивеевской обители (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ), до исследования архим. Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896, 19032). В сер. XIX в. А. Н. Муравьёв и архиеп. Филарет (Гумилевский) сделали попытку восполнить «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского созданием рус. Миней-Четьих ( Муравьев . ЖСвРЦ. СПб., 1855-1858. 12 вып.; Филарет (Гумилевский) . РСв. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.). Оба автора использовали древнерус. жития, к-рые сокращенно излагали на рус. языке. В нач. XX в. вышло издание «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога» (М., 1903-19112. 12 кн.) с 2 дополнительными томами «Жития русских святых» (М., 1908. Т. 1: Сент.-дек.; М., 1916. Т. 2: Янв.-апр.). Над его подготовкой трудился коллектив исследователей под рук. проф. МДА С. И. Смирнова , поставивший целью исправление прежде изданных текстов по новооткрытым редакциям с учетом агиографических и археографических исследований последних десятилетий. В то же время архим. сщмч. Никодим (Кононов) издал «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» (М., 1906-1910. 12 т.; М., 1912. Кн. доп. 1-2) - свод собранных им материалов из различных источников: духовных журналов, епархиальных ведомостей, нек-рых рукописей. Жизнеописания, как правило, подробны и сопровождаются указанием на источник.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Архив Издательство Сретенского монастыря Архиепископ Иоанн (Максимович). Да обновится Русская земля Архиепископ Иоанн (Максимович). «Да обновится Русская земля». – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья) Вышла в свет очередная книга из серии «Духовное наследие русского зарубежья» – Архиепископ Иоанн (Максимович). «Да обновится Русская земля». Прозорливец и молитвенник, пастырь Христов, душу свою полагающий за чад своих, и блаженный чудотворец, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) (1896 - 1966) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком. В этой книге представлены исторические статьи, проповеди, воззвания к пастве святителя Иоанна.     АРХИЕПИСКОП ИОАНН (МАКСИМОВИЧ) Будущий святитель родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовке Харьковской губернии в имении своих родителей — Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей. В святом крещении младенец был наречен в честь Архистратига Божия Михаила. Древний дворянский род Максимовичей дал миру святителя Иоанна, митрополита Тобольского, замечательного духовного писателя и подвижника-миссионера столетия. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1916 году — последним в царствование государя-страстотерпца Николая Александровича. Загородное имение Бориса Ивановича находилось совсем недалеко от славившегося строгостью иноческого устава Святогорского монастыря, что на Северском Донце, — того самого, о котором столь поэтично поведал А. П. Чехов в своем рассказе, посвященном Святым Горам. Максимовичи поддерживали обитель материально, делая щедрые вклады, по многу дней жили в монастыре. Вместе с родителями совершал паломничества в Святые Горы и совсем еще маленький Михаил. «С самых первых дней, как я стал осознавать себя, я захотел служить праведности и истине, — вспоминал впоследствии святитель. — Мои родители возжгли во мне усердие непоколебимо стоять за правду, и душа моя была пленена примером тех, кто предал за нее жизнь». О крепости веры Михаила свидетельствует такой факт: когда ему было всего пятнадцать лет, приняла Православие его бывшая гувернантка, француженка-католичка; влияние на нее юного воспитанника было несомненным.

http://pravoslavie.ru/sm/060519101735.ht...

В книге В. Петрушко «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997» (М., 1998) приведены примеры того, насколько драматично развивались события. Так, накануне приезда в монастырь нового Первоиерарха УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира «боевиками из ультранационалистической УНА-УНСО было совершено разбойничье нападение на Лавру. 200 молодчиков под руководством одного из своих галицийских " фюреров " - Дмитра Корчинского - попытались совместно с подразделениями милиции штурмом овладеть монастырем. Безоружные монахи и православный народ, собравшийся в обители по зову лаврского колокола, отбили натиск. Было множество раненых. Важно отметить, что вопреки негласному приказу властей о поддержке филаретовцев не все структуры МВД были на стороне беззаконника Денисенко: оборонять Лавру от националистов и милиции помогали бойцы ОМОНовского подразделения " Беркут " » (с. 129-130). Святитель Феодосий (Полоницкий-Углицкий; 30-е гг. XVII в. - 1696), архиепископ Черниговский. Канонизирован в 1896 г. Память 5/18 февраля и 9/22 сентября. Святитель Димитрий (Туптало; 1651-1709), митрополит Ростовский. Составил сборник житий святых «Четьи минеи». Канонизирован в 1757 г.Память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября. 14 апреля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении архиепископа Филарета к лику местночтимых святых Черниговской епархии. 25 октября того же года в Троицком соборе Чернигова состоялся чин канонизации, возглавленный митрополитом Киевским Владимиром. Святитель Иоасаф (Горленко; 1705-1754), епископ Белгородский. Канонизирован в 1911 г. Память 4/17 сентября и 10/23 декабря. Святитель Иоанн (Максимович; 1651-1715). Канонизирован в 1916 г. Память 10/23 июня с Собором Сибирских святых. Святитель Георгий (Конисский; 1717-1795), архиепископ Могилевский. Причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 г. Схиархимандрит Лаврентий (Проскура; 1868-1950). Канонизирован УПЦ в 1993 г.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

Позднее, перед завершением сорока дней, отец Константин 3., бывший долгое время диаконом Владыки (а ныне ставший священником) и который еще недавно сетовал на Владыку и даже начал сомневаться в его праведности, увидел его в озарении света с таким ярким нимбом, что он ослеплял. Так сомнения отца Константина относительно святости Владыки были рассеяны. И многие другие видели архиепископа Иоанна в необыкновенных снах, имевших особое значение или содержавших предсказание; некоторые утверждают, что получили при этом сверхъестественную помощь. Скромная усыпальница, которая скоро будет украшена иконами Владыки работы Пимена Софронова, уже теперь стала свидетельницей столь многих слез, признаний, сердечных прошений... Замечательный сон видела управляющая Домом святителя Тихона Задонского , долгое время преданно служившая Владыке, М.А. Шахматова: толпа народа внесла Владыку в гробе в храм святителя Тихона; Владыка вернулся к жизни, встал в Царских вратах и, помазывая подходивших, говорил им: «Передайте людям: хотя я умер, я – жив!» Пока прошло еще слишком мало времени, чтобы хотя бы умом охватить тот факт, что мы, голодные и грешные, живущие в этот злой век, стали свидетелями такого великолепного явления, как жизнь и смерть святого! Это как если бы на землю вернулись времена Святой Руси, как доказательство того, что «Иисус Христос вчера и днесь Тойжде, и во веки» ( Евр. 13:8 ), Аминь. Евгений Роуз, 1966 г. Глава III. Житие блаженного Иоанна I. Детство Родиной архиепископа Иоанна был теплый, цветущий край Харьковской, губернии в Южной России. Здесь в имении Адамовка в блестящей дворянской семье Максимовичей у родителей Бориса и Глафиры 4 июня 1896 года родился сын. Во святом крещении он был назван Михаилом – в честь святого архангела Божия. Род Максимовичей издревле славен был в России своим благочестием, и патриотизмом. Самым блистательным представителем этого рода был прославленный Церковью святой иерарх Иоанн, митрополит Тобольский, хорошо известный духовный писатель и поэт, переводчик «Илиотропиона, или Сообразования человеческой воли с волей Божественной», просветитель Сибири, пославший первую православную миссию в Китай и изливший на верных, особенно после упокоения, множество чудес. Он был канонизирован в 1916 году, и его нетленные мощи по сей день хранятся в Тобольске. Хотя святой иерарх Иоанн скончался в начале XVIII века, его дух почил на его дальнем родственнике, которому предстояло в монашестве принять его имя. Юный Михаил был необыкновенным мальчиком уже с раннего детства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

переведен в Троицкий Киево-Кирилловский монастырь... и пребысть во оном токмо пять месяцев. – 18 января 1697 г. умер Иннокентий Монастырский, настоятель Киевского Кирилловского монастыря, после него игуменом был избран Димитрий Ростовский , но пробыл им менее пяти месяцев: 10 июня 1697 г. он был избран архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. 570 ...преосвященнаго Иоанна, архиепископа Черниговскаго... – Иоанн Максимович (1651–1715) – игумен Елецкого Успенского Черниговского монастыря (1695–1696), архимандрит Черниговский (1697–1711), митрополит Тобольский и всея России (1711–1715). Будучи черниговским архимандритом, основал Черниговскую коллегию, поддерживал типографию при Болдинском Троицком Ильинском монастыре, в которой издавал свои сочинения, а будучи тобольским митрополитом организовал Пекинскую духовную миссию (1715) с целью просвещения и проповеди христианства среди местного населения, сбора материалов о Китае, помощи русским дипломатам в налаживании отношений между Россией и Китаем. Был автором большого числа нравственно-дидактических сочинений, среди которых особенно выделяется « Илиотропион , то есть Подсолнечник, представляющий собразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири» (основу его составляет сочинение Иеремии Дрекселя «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (1627)). Канонизирован в 1916 г. 573 ...в монастырь Успения Пресвятыя Богородицы, именуемый Елецкий Черниговский. – Черниговский Елецкий Успенский монастырь по преданию был основан в нач. XI в. в Чернигове на месте явления на ели иконы пресвятой Богородицы. Сначала князь Святослав Ярославович построил церковь в честь Успения Богородицы, а около 1069 г. основал монастырь. Устроение монастыря связывается с преподобным Антонием Печерским, который удалился в Чернигов из Киева, в 1074 г. ископал себе пещеру и основал рядом Болдинский Свято-Троицкий Ильинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прешове, стал доцентом. В 1954 г. был хиротонисан во епископа Жатецкого. В 1956 г. избран Предстоятелем Православной Чехословацкой Церкви. Занимал этот пост в сане Митрополита до 1964 г. Иоанн ( Михаил Борисович Максимович ; 18961966) – епископ. Родился в дворянской семье в местечке Адамовка Харьковской губ. Предки его по отцовской линии были выходцами из Сербии. В его роду был митрополит Тобольский Иоанн, подвижник, миссионер, духовный поэт и писатель, живший в XVIII в. и причисленный в 1916 г. к лику святых. Учился в Петровско-Полтавском кадетском корпусе, затем в Харьковском университете на юридическом факультете, который закончил в 1918 г. Во времена гетмана П.П. Скоропадского служил в харьковском суде. Вместе с семьей эмигрировал в Королевство СХС. В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. Будучи на последнем курсе, посвящен митрополитом Антонием в Свято-Троицкой церкви Белграда во чтеца. В 1926 г. в Мильковском монастыре принял монашеский постриг с именем Иоанн. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в Духовной Семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в г. Битоли. По своим взглядам был убежденным монархистом. В 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского. Прославился как великий чудотворец. В 1994 г. канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви За Границей. Иоанн ( Дмитрий Алексеевич Шаховской; 19021989) – архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Родился в Москве. Учился в Императорском Александровском лицее. В 1920 г. эмигрировал. В 1926 г. принял монашеский постриг на Афоне. В 19321945 гг. настоятель Свято-Владимирского храма в Берлине. Во время второй мировой войны секретарь митрополита Серафима (Ляде) в Германии. С 1947 г. епископ Бруклинский. С 1950 г. архиепископ. Иоасаф ( Иван Васильевич Скородумов ; 18881955) – архиепископ. Родился в семье сельского священника в Новгородской губ. В 1912 г. окончил СПбДА. В том же году принял монашеский постриг. Участник первой мировой войны. В 1920 г. эмигрировал. В Королевстве СХС законоучитель в кадетском корпусе. В 1930 г. в сане архимандрита получил назначение в Канаду, хиротонисан митрополитом Анастасием во епископа. Возглавил кафедру в г. Эдмонтоне. С 1950 г. служил в Аргентине. Скончался в 1955 г. в сане архиепископа Аргентинского и Парагвайского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии святой Никита был возведен на Новгородский епископский престол и по отшествии ко Господу канонизирован как епископ Новгородский. Эта история ставит перед нами вопрос: как религиозному искателю избежать ловушек и обманов, с которыми он вдруг сталкивается в своем поиске? Есть только один ответ на этот вопрос: человек должен быть в религиозных поисках не ради религиозных опытов, которые могут ввести в заблуждение, но ради Истины. Перед каждым, кто изучает религию серьезно, встает вопрос: это вопрос буквально жизни и смерти. Наша Православная Христианская вера, в отличие от западных конфессий, часто называется «мистической»: она пребывает в духовной реальности, которая являет то, что обычно называется «сверхъестественным», что выходит за пределы всякого рода земной логики и опыта. Нет нужды изучать для познания этого только древнюю литературу, ибо и в наши собственные дни жизнь Чудотворца полна мистических элементов. Владыку Иоанна (Максимовича) , который был в Калифорнии архиепископом Сан-Францисским, который умер лишь пятнадцать лет назад, видели в ярком свете, сияющим во время молитвы. Он был провидцем, совершал чудеса исцеления... Но ничто из этого не замечательно само по себе: все это может быть легко сымитировано ложными чудотворцами. Откуда мы знаем, что он пребыл с Истиной? 2. Откровение Если вы посмотрите Православное вероучение, найдете, что Истина не может быть обретена собственными силами человека, без посторонней помощи. Вы можете читать Библию или любую Священную Книгу и даже не понимать, что они говорят. Пример этого в Книге Деяний Апостольских в истории апостола Филиппа и эфиопского евнуха: «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Ed. A. Olivar. Turnhout: Brepols, 1975. Пер. К. А. Максимовича. Петр Хрисолог (ок. 380 – ок. 450), епископ Равеннский, доверенное лицо папы Льва I, канонизирован Католической Церковью . Женское служение, очевидно, рассматривается Петром метафорически. Venit Maria Magdalene et altera Maria uidere sepulchrum. Praecedunt apostolos ad ministerium feminae, quae sexu uiros, ordine discipulos quae secuntur. Sed non hinc faciunt apostolos segniores, quae non feminarum formas, sed ecclesiarum typum dominicum deferunt ad sepulchrum. Maria et Maria: sic altera ut ipsa, ipsa ut altera Петр Хрисолог . Беседа 75: О Воскресении Христа Пришли Мария Магдалина и другая Мария увидеть гроб [ Мф.28:1 ]. Ранее апостолов приходят на служение женщины, которые по своему полу призваны следовать за мужами, а по чину – за учениками [апостолами]. Однако тем самым они не делают апостолов более нерасторопными, поскольку приносят к Господней гробнице образ не женщин, но Церквей. Мария и Мария: одна – как другая, а другая – как эта. Sedulius. Epistula ad Macedonium, Carmini paschali praemissa Monumenta. P. 44: Sedulii opera omnia/Ed. J. Huemer. Vindobonae, 1885 (CSEL 10). P. 9 124 . Седулий – священник и поэт родом из Ирландии, творивший в Афинах и позднее канонизированный, за создание «Пасхальной песни» получит прозвище «христианский Гомер». Письмо, предпосланное «Пасхальной песне» с упоминанием девы Синклетикии, относится к началу V века и адресовано другу Седулия Македонию. Quis non optet et ambiat eximio Syncletices, sacrae uirginis ac ministrae, placere iudicio, quae superbi sanguinis nobilitatem sic humilitate prouexit ad gloriam, ut in caelestis patriae senatu fieri mereatur adlecta? Vere dignum in quo Dominus habitet templum, ieiuniis castigatum, orationibus refectum, puritate mundissimum. Scripturas autem ecclesiastici dogmatis ita sitiens epotauit, ut, nisi sexus licentia defuisset, posset et docere, licet in membris feminei corporis animus sit uirilis. De cotidianae uero misericordiae dispensatione reticeo, quam sic exercet ut sileat, sic largitur ut lateat.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В целом различие женского диаконата на Западе и Востоке можно объяснить и разным взглядом на женщину в западной и восточной традициях: очевидно, на Западе он будет более ригористичен (причем к эпохе Средневековья этот взгляд будет в каком-то смысле «канонизирован» целым рядом католических авторов, в частности Фомой Аквинским), – женщина будет рассматриваться в первую очередь как виновница грехопадения, «немощный сосуд» во власти мужчины, однозначно лишенный прав не только внутри Церкви, но и в общественной жизни. Восточная традиция, солидарная с западной в последнем пункте, все же вплоть до позднеантичного времени (примерно VI в.) сохраняла за женщинами-диакониссами определенные функции в отношении женской части общин и относительно мужского клира. Сокращения CLCLT – The CETEDOC Library of Christian Latin Texts (3-я версия). Воспроизводит CCSL (SL) – Corpus Christianorum, Series Latina. Turnhout: Brepolis, (1953– ...). Тексты данной базы размещены в открытом доступе базы DCO. CPL – Dekkers E. Clavis Patrum Latinorum. Turnhout: Brepolis, 1995. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866– ... Monumenta – Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia/Ed. J. Mayer. Bonnae, 1938 (Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens. Fase. XLII). GCS – Griechischen Christlichen Schriftsteller [der ersten drei Jahrhunderte]. PG – Patrologia Graeca /Ed. J.-P. Migne. PL – Patrologia Latina /Ed. J.-P. Migne. SC – Sources chrétiennes. SL – Series latina. DCO – Documenta Catholica Omnia (интернет-версия на 04. 05. 2015: http://www.documentacatholicaomnia.eu/). 232 См.: (последнее обращение: 04. 05. 2015). 233 У. Айзен придерживается мнения, что Нана была пророчицей, но не уклонилась в ересь, хотя Кр. Треветт, специально изучавшая монтанизм, определенно считает Нану принадлежавшей к нему, см.: Trevett Chr. Montanism: Gender, Authority and the New Prophecy. Cambridge, 2002. P. 171 (первое издание книги: 1878 г.). Из новейших исследователей того же мнения придерживается У. Табберне, развивший содержание надписи в своеобразной художественной форме, см.: Tabbemee W. Prophets and Gravestones: An Imaginative History of Montanists and Other Early Christians. Peabody (Mass.): Hendrickson Publ. Mark., 2009. P. 220–224.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не прошло и года, как сбылась другая долгожданная и долго вымаливаемая мечта о. Герасима – вселенская православная Церковь причислила о. Германа к лику Святых. Это ли не высшая награда трудам Братства – значит исполняет оно свое предназначение! Канонизация преп. Германа замышлялась еще в 1939 году. Тогда Русская Зарубежная Церковь в Америке под водительством митроп. Феофила (Пашковского) поручила комиссии из трех иерархов исследовать жизнь о. Германа и сотворенные чудеса. Возглавлял комиссию ныне покойный архиеп. Тихон Сан-Францисский. Его преемник, архиеп. Иоанн (Максимович) тоже немало сделал для прославления преп. Германа. В августе 1963 года, благословляя будущее Братство, он сказал Евгению и Глебу: «Скоро канонизируем и преподобного Германа». Годом позже, готовясь прославить другого святого земли русской, Иоанна Кронштадтского , архиеп. Иоанн переговорил с видным деятелем Американской Митрополии, Владыкой Иоанном (Шаховским), чтобы заручиться его поддержкой. Он предложил, коль скоро Зарубежная Церковь канонизирует о. Иоанна Кронштадтского , почему бы Митрополии не канонизировать о. Германа, ведь Аляска подпала ее влиянию. Обе Церкви признают новых святых и, молясь обоим, получат их благодатное заступничество. Увы, это бескорыстное предложение было отвергнуто, архиеп. Иоанн (Максимович) так и не дожил до прославления преп. Германа. В 1970 году, однако, Митрополия решила его канонизировать, предсказание Владыки Иоанна сбылось 27-го июля/9-го авг. на острове Кадьяк на Аляске. Русская Зарубежная Церковь согласилась признать это, проведя одновременно церемонию прославления в кафедральном соборе в Сан-Франциско 31 . Евгений и Глеб в посте и молитве решили написать особую службу в честь преп. Германа и совершить ее во время канонизации. Глеб отмечает: «Любопытно, так же как некогда неожиданно я открыл для себя житие преп. Германа, а потом вдруг обнаружил его жизнеописание на английском в библиотеке Гарварда, так и сейчас – неожиданно у нас все вышло быстро и ладно. Мы сразу же, написав, выпевали каждую строку по гласу. Подготовили два варианта: на церковнославянском и на английском. И попеременно слагали то славянский, то английский текст».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010