Одной из ключевых фигур этого внутриправославного экуменизма был вселенский чудотворец ХХ столетия архиепископ Иоанн (Максимович) окормлявший русскую православную диаспору в Китае, на Филиппинах, в Западной Европе и в Америке, недавно канонизированный за границей и последнее время все более почитаемый и на родине — в России 3 . Архиепископ Иоанн глубоко осознавал тот факт, что разделение церквей XI столетия и все последовавшие после этого события не отменяют наличие исторической Неразделенной Церкви, чьи праведники должны почитаться современными православными независимо от локализации их деятельности и святых останков, ибо все они принадлежали к единой древней Православной Церкви. Каждый раз, приезжая на богослужение в тот или иной западный город, владыка Иоанн прежде всего искал крипты соборов, в которых должны были покоиться мощи местных святых 4 ; в 1952 г. представил обстоятельнейший доклад “О почитании святых, просиявших на Западе” зарубежному Архиерейскому собору 5 , а 23 апреля 1953 г. издал специальный указ “О почитании древних святых Запада”, в котором священнослужители русской западноевропейской диаспоры призывались “поминать на богослужениях — на литиях и других молитвах — угодников Божиих, являющихся покровителями того места или страны, где происходит служба и особенно чтимых, также на отпусте” 6 . Владыке Иоанну пришлось столкнуться с сопротивлением синодальных “фундамен­талистов”, которые умудрялись ему возражать в том духе, что некоторые, притом особо почитаемые им древние западные миссионеры были, оказывается, “орудием в руках Римского престола для утверждения его владычества и проводниками тех идей, которые привели к отделению Рима” 7 (видимо, по их логике, эти угодники Божии должны были, во-первых, не подчиняться своему первоиерарху и священноначалию и становиться раскольниками и, во-вторых, догадываться вперед за несколько столетий о том, что в 1053 г. кардинал Гумберт в авторитарной форме потребует подчинения от Патриарха Михаила Керулария, и срочно переправляться с севера Европы в Константинополь!). Нет у нас сведений и о том, что после представлений владыки Иоанна рекомендованные им западные святые были включены в православный календарь. Дело, начатое им, имело продолжение, вероятно, лишь у некоторых его последователей 8 , но оно исключительно важно в современную эпоху нарастания разделений православных юрисдикций (от­метим только, что в настоящее время в одной Северной Америке число православных юрисдикций уже перевалило за полусотню), когда первостепенной задачей является интеграция самого Православия, без которой говорить о единой православной позиции в диалоге с инославным христианством не представляется возможным.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Три с лишним десятилетия продолжалось служение отца Филарета в Харбине. В 1962 году он с Дальнего Востока перебрался в Гонконг, а оттуда — в Австралию, в Брисбен. В 1963 году архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Брисбенского. В 1964 году в возрасте девяноста двух лет ушел на покой многолетний председатель зарубежного Синода, глава Русской Православной Церкви Заграницей Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский; †1965). По предложению святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, на этот пост был избран младший по хиротонии среди епископов владыка Филарет (Вознесенский). Неустанный молитвенник и великий аскет, владыка Филарет возглавлял Русскую Зарубежную Церковь на протяжении двадцати одного года. В пору его первосвятительства были прославлены замечательные угодники Божии — святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герман Аляскинский, святая блаженная Ксения Петербургская. Наконец, в 1981 году состоялась канонизация новомучеников и исповедников Российских во главе с царственными мучениками. Спустя два десятилетия, на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, сонм новомучеников и исповедников Российских, а также царственные страстотерпцы были канонизированы и на Родине. Так соединились в своей молитве за святых новомучеников и исповедников обе ветви Русской Церкви. 21 ноября 1985 года , в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Блаженнейший митрополит Филарет мирно отошел ко Господу. В пишущей машинке покойного владыки был найден листок с текстом. «...Держи, что имеешь… (Апок 3, 11), — так начинается это обращение, а по сути — духовное завещание первосвятителя, написанное им за несколько дней до праведной кончины. — Эти слова, взятые из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазном исполненные дни, имеют особо важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/6085.html

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю известно на всю Украину село Мгар. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 г. на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским). В состав комплекса монастыря входят: Преображенский собор, 1684 г. Колокольня, 1785 г. Дом настоятеля, 1786 г. Гостиница, вторая половина XIX в. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в. В 1654 г., 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654 г. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородских патриархов, его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице, которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован. Спасо-Преображенский собор В 1684 г. на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра, в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 г. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович. В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII ст. при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Подвиг Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром сегодня показал, что политиканство околоцерковной зарубежной общественности, которая пыталась ранее влиять, и небезуспешно, на чад РПЦЗ, линия оппозиционная по отношению к будто бы «красной» Церкви России – ныне эта линия Православной Церковью за рубежом полностью изжита. Закономерно, что этот выдающийся подвиг Зарубежной Церкви заслуживает того, чтобы забыть и простить прошлые несправедливости и претензии Зарубежной Церкви по отношению к матери-Церкви, совершившей в ХХ веке подвиг мученичества и исповедничества. Но отметим, что те на Западе, кто обвинял деятелей РПЦ в некоем предательстве церковных интересов, сами вольно или невольно обслуживали интересы антирусских и антицерковных политических линий. «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два», гласит старая пословица. Она верна. Уроки истории должны быть хорошо усвоены. С другой стороны, «быль молодцу не укор», если «молодец» действительно молодец. В последнее время поводом былого разделения и условием объединения, стали признаваться так называемое «сергианство» и его преоодоление. Но фактическое начало существования РПЦЗ относится ко времени ранее пресловутой декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского), относится к 1922 году. Самое существование Зарубежной Церкви канонически было оправдано только известным декретом Патриарха Тихона 1920 года, позволяющим автономно существовать тем епархиям, которые не могли по внешним обстоятельствам общаться с церковным центром. Это было формальное основание, повод к независимости Зарубежного Синода, вокруг которого и сформировалась РПЦЗ. Иногда проявления этой независимости были настолько негативны, что даже в биографии выдающихся зарубежных иерархов появились сложные моменты. Например, есть капризный момент в истории РПЦЗ и даже в биографии такого прославленного иерарха, как ныне канонизированный Святитель Иоанн (Максимович). В 1945 году возглавляемое им шанхайское викариатство в составе всего экзархата перешло в юрисдикцию Московской Патриархии, но затем Свт. Иоанн под влиянием Зарубежного Синода порвал «с Москвой» и вышел из ее юрисдикции с частью паствы своего викариатства, игнорируя своего кириарха в Пекине митрополита Виктора (Святина), Это вызвало значительную смуту среди православных в самом Китае. Владыка Иоанн покинул Китай и эмигрировал со своими чадами в Америку, но эти события сыграли негативную роль в делах Церкви в Китае.

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

В эти первые годы только несколько человек регулярно навещали их и поддерживали. Благодаря большей частью трудам братства, Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала в августе 1970 года преподобного Германа Аляскинского. Через два месяца после этого торжества Евгений был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Серафима Саровского . Одновременно его сподвижник был также пострижен и назван в честь новопрославленного преподобного Германа Аляскинского. Руководителями в их монашеской жизни стали епископ Нектарий (Концевич), ученик последнего оптинского старца Нектария, и архимандрит Спиридон (Ефимов), близкий друг владыки Иоанна (Максимовича) . Отец Серафим выстроил себе келью на склоне горы и назвал ее Оптина. Кроме исполнения всех служб, он ежедневно читал святых отцов. Как преданный сын, он старался исполнять их заветы и следовать их боговдохновенной мудрости. Если возникали вопросы, он обращался за разъяснением к своим духовным наставникам, среди которых были отец Михаил Помазанский , Елена Концевич, племянница Сергея Нилуса и духовная дочь Феофана Полтавского, и архиепископ Аверкий, к которому рекомендовал обращаться владыка Иоанн по всем теологическим вопросам. Со временем деятельность скита приняла более широкий характер. Труды отца Серафима заключались главным образом в переводах и статьях для журнала, а в последние годы отец Серафим стал выступать (по приглашению и послушанию) с лекциями. Кроме бесчисленных отдельных житий святых и различных статей, отец Серафим перевел и составил следующие труды: «Северная Фиваида», «Vita Patrum», « Паисий Величковский », первую часть книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Путь к спасению», «Грех Адама» преподобного Симеона Нового Богослова , труд протопресвитера Михаила Помазанского «Догматическое богословие», «Толкование Апокалипсиса» архиепископа Аверкия (Таушева) , большую часть труда «Катакомбные святые России». Отец Серафим был строгим аскетом-подвижником, человеком совершенно не от мира сего. Он был голосом традиционного святоотеческого Православия, умеренного, лишенного и узколобого фанатизма, и неестественного модернизма. Он считал, что наш век характерен совершенно новыми искушениями против Церкви Христовой и ее членов. С одной стороны, силы зла стараются раздробить Тело Христово на враждующие юрисдикции, а с другой стороны, – переманивают всех ко псевдоэкуменическому объединению. Подлинный экуменизм отец Серафим понимал как обмен мнениями между разными вероисповеданиями в добросовестном поиске полноты единой истины. Участие Православной Церкви как носительницы полноты истины в таких контактах должно носить чисто миссионерский, а не компромиссный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/c...

В Сербии было и женское, и мужское русское монашество. Сербы отдавали им свои монастыри. Именно в Сербии русское православие сохранилось во всей полноте. Это уже после Второй мировой войны возник центр в Америке, был возведен и новый духовный очаг - Свято-Троицкий монастырь в США (Джорданвилль). Поэтому русская эмиграция в Сербии - это некий феномен, значимость которого для России до конца еще не изучена и не оценена. Стоит напомнить, что в России Николай II был канонизирован в 2000 году, в Русской зарубежной церкви в 1981 году, а в Сербской православной церкви возникло широкое движение за канонизацию царской семьи ещё в конце 1930-х годов, и Сербия была первой страной, принявшей это решение. Сербский монарх Александр I и сербский патриарх Варнава приняли участие и в устроении храма-памятника последнему российскому царю в Брюсселе во имя Иова Многострадального, в день почитания которого родился Николай II. Храм назывался «В память Царя-мученика Николая II и всех русских людей богоборческой властью в смуте убиенных». Русские белградцы: выдающийся архитектор Николай Краснов, византинисты-историки Окунев и Муратов создали проект, в 1929 году получили благословение сербского патриарха и митрополита Антония (Храповицкого), однако закладка основания произошла только в 1936 году, а открылся храм уже только после 1945 года, и первым его настоятелем стал о. Иоанн (Максимович) - подвижник православия в ХХ веке, неразрывно связанный с Югославией и с почитанием царской семьи, после смерти причисленный к лику святых. В сербском народе почитание последнего русского царя основывалось на благодарности за «братскую жертву». Как очень точно это выразил Святитель Николай (Велимирович) в своем слове об императоре Николае II: «Может быть, человек должен человеку, а может быть один народ - другому... Николай II и его семья это Второй Лазарь и Второе Косово!..». Среди русских почитание Николая II основывалось на раскаянии и осознании своего греха. - Наши эмигранты действительно считали себя сопричастными к этому страшному греху?

http://pravoslavie.ru/74958.html

Особое внимание в докладе было уделено вопросу канонизации святых в свете восстановления общения с РПЦЗ. Зарубежная Церковь канонизировала святых и, в частности, новомучеников и исповедников Российских, не имея доступа к мученическим актам и, не располагая всей необходимой полнотой материалов, не могла осуществить поименную канонизацию. Поэтому митр. Ювеналий констатировал необходимость приведения к единству церковного календаря в отношении памяти новомучеников и решения вопроса о включении в общецерковный календарь имён подвижников, прославленных только Русской Зарубежной Церковью. Для этого докладчик предложил Архиерейскому Собору дать полномочия Свящ. Синоду в послесоборный период принять окончательное решение по этому вопросу после изучения его в смешанной комиссии из представителей Синодальной Комиссии по канонизации святых и Русской Зарубежной Церкви. Митр. Ювеналий представил Собору материалы для общецерковного прославления местночтимых святых: преподобных жён игумении Иулиании (1300–1393) и монахини Евпраксии (1302–1394) Московских; святителей Антония (Смирницкого (1773–1846), архиеп. Воронежского, и Иоанна (Максимовича) (1896–1966), архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского. Учитывая, что чин канонизации этих святых для местного почитания уже состоялся, митр. Ювеналий предложил не совершать повторно этого чина, включив имена прославленных подвижников в месяцеслов РПЦ. Участники Собора во главе с патриархом одобрили это предложение . Священному Синоду было поручено в межсоборный период принять решение по вопросу прославления святых Русской Зарубежной Церкови, канонизированных в период разделения. Собор поручил Учебному комитету включить в образовательный процесс духовных школ изучение жизненного пути и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских ХХ в. Доклад митрополита Смоленского Кирилла " Православное единство и православное свидетельство в современном мире " Председатель Отдела внешних церковных связей митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил с докладом «Православное единство и православное свидетельство в современном мире» . Он доложил Собору о деятельности зарубежных учреждений РПЦ и привёл статистические данные. Общая численность русскоязычной православной диаспоры в мире превышает 30 мил. человек, значительная часть из которых – паства Русской церкви. К 2008 году в 51 стране диаспоры существовало 316 приходов и 16 монастырей Московского Патриархата , их окормляли 8 архиереев и 354 священнослужителя; воскресных школ насчитывалось 89. В межсоборный период было образовано 24 новых прихода, действующие общины росли и укреплялись, строились новые храмы, реконструировались существующие.

http://drevo-info.ru/articles/27708.html

Представляются как жизнеописание подвижника, так и документы, на основании к-рых оно было составлено: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни и (или) по смерти. Особо тщательно должен быть освещен вопрос о почитании подвижника народом. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян РПЦ. Подобные свидетельства должны по благословению правящего архиерея проверяться на местах. В решении Синода отмечается недопустимость практики сбора подписей в епархиях за К. тех или иных лиц. Мощи канонизированных подвижников могут быть обретены только по благословению патриарха; о результатах обретения св. мощей правящий архиерей должен докладывать патриарху. Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах. Блж. Матрона Московская. Икона (Покровский жен. мон-рь) Блж. Матрона Московская. Икона (Покровский жен. мон-рь) Архиерейский Собор 2004 г. причислил к лику святых для общецерковного почитания 14 подвижников веры и благочестия: прп. Афанасия Высоцкого Младшего , Серпуховского чудотворца († 1395); прп. Феодора (Ушакова) Санаксарского; прав. воина Феодора Ушакова ; прп. Василиска Сибирского († 1824); прп. Зосиму (Верховского) ; блж. Андрея Симбирского (Огородникова, † 1841); прп. Пимена (Мясникова) ; прп. Александру Дивеевскую (Мельгунову) ; прп. Марфу (Милюкову) Дивеевскую; прп. Елену (Мантурову) ; блж. Пелагию Серебрянникову ; блж. Параскеву Дивеевскую († 1915); блж. Марию Дивеевскую (Федину, † 1931); блж. Матрону Никонову Московскую. Решением Архиерейского Собора 2008 г. к лику святых для общецерковного почитания были причислены: свт. Антоний (Смирницкий) , архиеп. Воронежский; свт. Иоанн (Максимович) († 1966), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский; преподобные жены игум. Иулиания († 1393) и Евпраксия († кон. XIV - нач. XV в.) Московские. За период 1989-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 27 червня 2008 р. 14:10 27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился к посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне — верные чада нашей Святой Матери — Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2). Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208026...

Отчаяние, полное надежды Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22 – 29 марта. – Священный Синод. – Надежда на возвращение. – Уничтожение под присмотром НАТО. – Горькая пятилетка. - Два предательства. – Прививка национализма. – Сохранить русскую речь. – Первый гуманист. – Мультики в храме. – Вызов обществу. – География глазами кришнаита. – Святая преподобная Мария Египетская. В четверг, 25 марта, в Москве прошло первое в 2004 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Как отмечает РИА «Новости»  «повестка дня заседания по традиции заранее не разглашается». Заседание Священного Синода  возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий . «Приступая к работе, Патриарх Алексий объявил, что первым вопросом повестки дня заседания Священного Синода является такое радостное и благодатное событие, как возвращение чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в Россию», - сообщает «Седмица.Ru». Синод принял решение, что возвращение в Россию чудотворной иконы состоится 23 июня 2004 года, - передает сайт « Newsru.com » . Также решением Священного Синода Русской Православной Церкви канонизированы 20 новомучеников, пострадавших за веру, открыты новые монастыри и заграничные приходы, - информирует читателей тот же сайт . Полностью с журналами заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года можно ознакомиться на патриаршем сайте. Кроме того, на заседании Священного Синода была назначена дата Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Как передает «Интерфакс» , Собор пройдет в Москве с 3 по 8 октября нынешнего года. «Одним из главных пунктов повестки предстоящего высокого собрания станут перспективы сближения с Русской Зарубежной Церковью», - отмечает агентство. Интервью с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром можно прочитать на сайте «Русской линии». С первоиерархом Русской Зарубежной Церкви беседовал инок Всеволод (Филипьев). В интервью митрополит Лавр отмечает, что «все зарубежные святители в изгнании всегда жили надеждой на возвращение в Россию, на Родину» и цитирует слова святителя Иоанна (Максимовича), который писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины, разъединявшие их».

http://pravoslavie.ru/4885.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010