Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии Андрей Первозванный со спутниками проходил через Эдессу, где оставил апостола Фаддея, в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там апостола Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с другим своим спутником, апостолом Симоном Кананитом. Через Зихию, где Андрей Первозванный едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и " упорствующий в язычестве " Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога, а оттуда через Халкидон (где был поставлен епископ Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греческую часть жития с обращения апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, за что Андрей Первозванный был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части " Деяний Андрея " , упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов). В Грузии начало христианской проповеди издавна связывалось с именем Андрея Первозванного: грузины (греческое: горсины) упоминаются в некоторых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на грузинский язык и включен в грузинский гомилетико-литургический сборник Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В конце X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на грузинский язык " Похвала " ( " Хождение и проповеди святого Андрея Первозванного " ) Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

221 Свв. мученики Едесские: Гурий и Самон пострадали при Максимиане, а Авив при Ликинии – в первой половине IV столетия. Память их – 15 ноября (См. Чет. Мин. и Месяцесл.). 222 Церковь во имя св. Онисима, котораго ап. Павел называет своим сыном по вере во Христа (см. посл. к Филим.) находилась между храмом св. Мокия (см. выше, примеч. 155) и Ексокионием, на каком-то перекрестке трех пересекающихся дорог (Византия, . 224 Свв. Иулиан, Кирик и Иулитта пострадали в Тарсе Киликийском в царствование Диоклитиана: первый от Маркиана, последние от игемона Александра (Чет. Мин. 21 июня и 15 июля). – Память св. первомученицы Феклы, обращенной в христианство ап. Павлом в отечественном ея городе Иконии, совершается 24 сентября. 225 Церковь св. Агафоника, построена была Константином Великим (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. 1.1. р. 498); потом была возобновляема Анастасием I и Иустинианом?, наконец императором Тиверием соединена с Большим Дворцем близ котораго стояла (Кодина, . Anon. y Бандури, Imp. Orient. t. I. lib. II. р. 32 et lib. III. p. 47; сн. t. II. p. 684. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 119. Византия, Св. мученик Агафоник, Никомидийский христианин, после разных мук в Византии, был приведен в Силимврию Фракийскую и здесь обезглавлен, в царствование Максимиана (Чет. Мин. 22 августа). 226 Монастыр св. пророка Илии известен изследователям Цареградских древностей потому, что на соборе, бывшем в Царьграде при патриархе Мине (536– 552), присутствовал игумен этого монастыря Сила. Наш паломник указывает и место монастыря св. пророка Илии – “близ Плакоты”. 227 Св. Акакий, родом Каппадокиянин, служил сотником в Мартисийском полку; после истязаний в Фракийском городе Пиринфе, он был обезглавлен близ Византии, в 303 году (Чет. Мин. 7 мая, где сказано, что место усечения и погребения его “нарицашеся Ставрион”). – Церков во имя св. мученика Акакия, в которой покоились и мощи его, была построена первоначально Константином Великим , как свидетелъствуют, согласно с нашим паломником, Кодин р. 73), Anonymus (y Бандури, t. I. lib. II. р. 32; cf. t. II. р. 639 sq.) и другие; потом она была возобновлена Иустинианом (Код. р. 76. 77. Прокопия, и Василием Македонянином (Скилицы, in eodem. imper.). Эта церковь находилась в Х-й части города, неподалеку от пристани, Была и другая церковь св. Акакия в Карии о которой говорит Сократ (Церк. ист. кн. VI. гл. 23); она находилась в ?-й части города (Бандури, 1. 1.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Другим и важнейшим камнем преткновения явилось требование восточных не допускать до участия в соборе Афанасия и Маркел­ла, доколе они не будут оправданы собором. Для рассмотрения дела Афанасия они предложили направить в Египет специаль­ную комиссию. Западные участники Сардикийского собора нахо­дили, что святитель Афанасий и Маркелл не нуждаются в пере­смотре их дела, поскольку они уже оправданы Римским собором. Западные отцы выступили на соборе как ревнители православ­ного Никейского символа и защитники святого Афанасия от ата­ки на него со стороны ариан и потворствовавших им епископов Востока, но с формальной канонической точки зрения извест­ная правота была на стороне восточных, не желавших призна­вать Римский собор высшим по статусу, чем соборы, состоявши­еся в Тире и Антиохии. Протестуя против неприятия их аргументов, восточные поки­нули Сардику и провели сепаратное заседание неподалеку от нее, в Филиппополе, и на этом своем соборе, который они называли впоследствии «Сардикийским», низложили, помимо уже ранее осужденных на Востоке святителя Афанасия и Маркелла, Осию Кордубского, Протогена Сардикийского, Максимина Трирского, Павла Константинопольского, Лукия Адрианопольского и Асклепу Газского, а также Юлия Римского, «как первоначальника и вождя этого зла, который первый... отверз дверь общения осужденным и преступным и имел дерзость поддерживать Афанасия» 181 . Тем временем западные отцы, продолжая соборные заседа­ния в Сардике, по предложению Осии Кордубского, намеревались составить новый символ, в котором были бы полнее изложены догматические определения, содержащиеся уже в Никейском символе, но святой Афанасий убедил их не делать этого, что­бы тем самым не принижать значение Никейского символа. Отцы собора ограничились заявлением своей приверженности Никейскому символу, еще раз подтвердили невиновность святи­теля Афанасия и Маркелла, которого они признавали законным епископом Анкирским, объявив о низложении занимавшего его кафедру Василия. Помимо него низложены были захвативший Александрийский престол Григорий и новые вожди арианской партии, выдвинувшиеся на первые роли после смерти Евсе­вия Никомидийского: Стефан, именовавшийся Антиохийским, Акакий, занимавший после кончины Евсевия Кесарийского его кафедру, Минофонт Ефесский, а также Феодор Фракийский, Наркисс Илинопольский, Георгий Лаодикийский, Квинтиан, занимавший Газ скую кафедру, которая признана была при­надлежащей епископу Асклепе, Валент Мурзикийский и Урсакий Сингидунский. Отцы Собора занимались также вопроса­ми церковной дисциплины и в связи с этим издали 20 правил. Эти каноны были составлены сразу на двух языках: латинском и греческом. Правила Сардикийского Собора получили обще­церковное признание. На Западе они некоторое время усваи­вались Никейскому Собору, и тем самым им придавался самый высокий авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(12) Этот самый Аполлоний в той же книге сообщает, что она написана сорок лет спустя после того, как Монтан взялся " пророчествовать " . (13) Он же говорит, что Зотик, которого у поминает предыдущий писатель, узнав, что Максимилла объявила себя в Пепузе пророчицей, пытался изобличить действующего в ней духа, но ему помешали ее единомышленники. Вспоминает он и Фрасея, одного из тогдашних мучеников. А еще говорит, будто есть предание, что Спаситель велел Своим апостолам двенадцать лет не покидать Иерусалима; он пользуется свидетельством из Иоаннова Откровения, рассказывает, что Иоанн силой Божией воскресил в Эфесе умершего. Он приводит разные доказательства, которыми полностью опроверг заблуждения названной ереси. Это рассказ Аполлония. 19 Книги Аполлинария против этой ереси упоминает Серапион, которого называют тогдашним епископом Антиохийской Церкви, преемником Максимина. Вспоминает он и самого Аполлинария в письме к Карику и Понтику: изобличая в нем ту же ересь, он заключает так: (2) " Дабы вы знали, что деятельность этого общества лжецов, именующего себя " новым пророчеством " , мерзостна братству нашему но всем мире, посылаю вам письмо Клавдия Аполлинария, блаженнейшего епископа Иерапольского в Асии " . (3) В этом же письме Серапиона имеются подписи разных епископов; один из них подписался так: " Аврелий Кириний мученик, молюсь о вашем здравии " . Другой так: " Элий Публий Юлий, епископ Девельта, Фракийской колонии. Жив Бог на небесах: хотел Сотас, блаженный епископ Анхиальский, изгнать демона из Прискиллы, но лицемеры ему не дали " . (4) В указанных писаниях имеются собственноручные подписи многих единомысленных им епископов. Вот что написано против этих еретиков. 20 Против тех, кто портил в Риме здравый церковный устав. разные письма писал Ириной: одно озаглавлено " Власту о расколе " , другое — " Флорину о единоначалии, или о том, что Бог не создал зла " . Флорин, кажется, защищал мысль противоположную. Для него, влекомого к заблуждениям Валентина, написана Иринеем книга " О восьмерице " , в которой он называет себя непосредственным преемником апостолов. (2) В конце этой книги мы нашли приятную заметку, которую не смогли не включить в эту свою работу:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Честные тела их были погребены на Кармильской горе и некоторое время находились там. Но однажды Христос, вместе с Ангельскими силами, при блеске молнии и раскатах грома, явился туда и приветствовал святых мучеников. При этом Господь оживил тело святого Елпидия и послал его на новые подвиги. Слух об этих подвигах дошел и до Юлиана. Как только узнал Юлиан, что Елпидий невредим, приказал растянуть тело святого мученика, привязав его к четырем столбам, немилосердно бить, острыми пилами наносить раны и растирать их уксусом и солью. Затем велел разложить тело его на горячие уголья и сверху посыпать горячим пеплом. Когда святой мужественно перенес и эти мучения, его повесили на дерево и стали прикладывать к телу его раскаленный щит, посыпая его пеплом. Во время сих мучений произошло дивное чудо: по молитвам святого, стоявшие неподалеку идолы рассыпались в прах. Видя это, язычники, в числе шести тысяч человек, обратились к вере Христовой. После всего этого святого Елпидия бросили в разожженную печь, где святой предал душу свою Господу, Коего возлюбил измлада Богу, дивному во святых Своих честь и слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Память святого мученика Димитрия Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии, и пострадал при императоре Максимиане Галерии и его соправителе Максимине. Фракийскому префекту Публию донесли на святого, что он христианин, и, по приказанию префекта, святой был схвачен. На допросе Димитрий смело исповедывал Христа Богом, говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Затем обличил душевредное идольское обольщение, показав, как слепы и глухи те, кои разделяют его. Своими речами он сильно прогневал правителя, который приказал отсечь ему голову Так скончался святой мученик, прияв от Господа небесный венец. Честные мощи святого Димитрия были погребены верными и богобоязненными мужами, и источают исцеления всем приходящим к ним.  Память 16 ноября Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Святой Андрей прошел эти города и страны, проповедуя Христову веру, и в каждом городе принял много скорбей и страданий; подкрепляемый всесильной помощью Божией, он терпел все бедствия за Христа с услаждением. Более всего он претерпел мучений в городе, называемом Синоп здесь его бросали на землю и, взяв за руки и ноги, таскали, били поленьями, бросали в него камнями, вырывали у него пальцы и зубы; но он, благодатью своего Спасителя и Учителя, снова оказался здоровым и целым от ран. Отправившись оттуда, он проходил иные страны: Неокесарию Самосаты Аланы страны Абасков Зигов Босфоринов Потом он отплыл во Фракийский город Византию где он первый проповедал Христа, и, научив многих, поставил пресвитеров Церкви; во епископа Византии он рукоположил Стахия, о котором святой Апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим.16:9). Сам же он, подъемля в благовествовании Христовом Апостольские болезни и труды, обходил Понт побережье Черного моря, Скифию и Херсонитов По Промышлению Божию, он дошел до реки Днепра в Российской стране и, пристав в Киевским горам остановился на ночлег. Встав поутру от сна, он сказал бывшим при нем ученикам: — Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю. Взойдя на горы, святой благословил их и водрузил крест, предвозвещая принятие народом, обитавшим здесь, веры от своей Апостольской кафедры, основанной в Византии Пройдя и выше лежавшие российские города, — где расположен ныне великий Новгород — посетив еще и Рим он возвратился в греческую страну Эпир и снова пришел во Фракию, утверждая христиан и поставляя им епископов и наставников. Пройдя многие страны, он достиг Пелопоннеса и, войдя в Ахайский город, по имени Патры остановился у одного почтенного мужа, по имени Сосия; он восставил его с одра болезни и после того обратил ко Христу весь этот город Патры. В то же время уверовала во Христа и жена местного правителя Егеата Антипата, по имени Максимилла, освободившись от тяжких оков недуга и получив скорое исцеление. И мудрый Стратоклий, брат Антипатов и многие иные, одержимые различными недугами, выздоровели чрез возложения рук Апостола. Тогда Егеат Антипат пришел в бешенство, и, схватив святого Апостола, пригвоздил его ко кресту, о чем пресвитеры и диаконы Ахайской страны написали так:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

помощник правителя области, имевший в своем распоряжении известное количество воинов, с которыми он обыкновенно посылался правителем в провинцию с различными поручениями. мученик Евсигний, описывавший житие и подвиги святого мученика Василиска, в течение 60-ти лет был воином при трех римских императорах: Диоклитиане (284–305 гг.), Максимиане (305–311 гг.) и Константине Великом (311–337 гг.), и пострадал в царствование императора Юлиана Отступника (361–363 гг.). — См. житие его под 6 августа. житие ее под 24 сентября. по греческой мифологии — бог света, сын Зевса и Латоны. в переводе с греческого значит «губитель». У греков он изображался обыкновенно с луком, стрелами и колчаном, как враг и победитель сил, вредных свету, т. е. нравственному порядку вещей. Саваоф — Господь воинств, Господь сил (1 Цар.1:3, 11). святого мученика последовала в нач. IV b. Память преподобного отца нашего Михаила Исповедника один из древних черноморских городов. житие его под 8 марта. город в северо-восточном углу залива, образуемого Мраморным морем. Он был построен в 264 г. до Р. Хр. и свое имя получил от вифинского царя Hukoмeдa I. На месте древней Никомидии находится теперь город Иснид. Тарасий, патриарх константинопольский, занимал патриаршую кафедру с 784 г. по 806 г.-См. житие его под 25 февраля. Никифор патриаршествовал с 806 г. по 816 г.-Память его 2 июня. Вселенский собор происходил в 787 г. в городе Никее. ( < < back 1) ( < < back 2) Лев (5-ый) Армянин царствовал с 813 г. по 820 г. ( < < back 1) ( < < back 2) святой Михаил был сослан во фракийский город Евдокиаду. ( < < back) святого мученика последовала ок. 818 г. ( < < back) Страдание святого преподобномученика Михаила Черноризца город, находившийся в древности в северной части Месопотамии. житие его под 5 декабря. оскопленный слуга, предназначавшийся обыкновенно к службе в гаремах востока. святого мученика последовала в IX b. Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой Брячиславич, сын Брячислава Изяславича, княжил в Полоцке с 1044 г. по 1101 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Свв. мучч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана. Проповедники, посланные на благовестие св. Фронтоном, первым еп. Петрогорийским (Perigord). Усекнуты от игемона Сквиридона в 1 веке. Чет. Минея от Мартиролога. (Act SS. 2 ian. р. 71). Св . муч . Конкордия. Римлянин, страдал при Марке Аврелии, около 175 г., в Сполете. Чет. Минея от Мартиролога. (Act. SS. ian. I. р. 9). Март. P. 1 янв. Преп . Зосимы Кил и киани н а, еп. Вавилона Египетского. Инок обители Синайской. Быв послан настоятелем в Александрию по делам монастырским, получил святительство от Александрийского патриарха Аполлинария (553–560). Под старость возвратился на Синай, и там скончался. Чет. Минея от Лимонаря, гл. 123–125. (Or. Chr. II col. 355. Act SS. iann. II. р. 607). Преп. Мефодия, игумена Песношского. Ученик преп. Сергия Радонежского. Преставился в 1392 г. Месяц. всех свв. 5 Св. священномуч. Дорофея, еп. Тирского. Страдал при Диоклетиане и Ликинии, мученически скончался при Иулиане в Одиссополе Фракийском, куда удалился, избегая гонения, 107 лет. Чет. Минея. (Act. SS. iun. I. р. 434. Or. Chr. II col. 803). Мес. В. 9 окт. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Воины, за Христа уморенные голодом в Египте, при Максимиане. Пролог. (Act. SS. iun. I. р. 419–421. Mabillonii Musaeum Itallicum. I. partis sec. p. 247. Mazoch. Kal. neapol. III. 651. Assem. Kal. VI. 416). Мес. B. 7 июня. Март. P. Преп. Анувия , исповедника и пустынника Египетского. Преставился, исповедав свои подвиги трем инокам из Нижнего Египта, коих Промысл привел в его келлию за три дня до его кончины. Чет. Минея из Руфина (II. 10), Палладия к Лавсу (58) и Никифора (IX. 14). (Act SS. iun. I. р. 641–643). Преп. Феодора чудотворца. Инок пустыни Иорданской. Во время плавании в Константинополь, молитвой претворил морскую воду в годную для питья. Чет. Минеи от Пролога и Лимонаря, гл. 173. Преп. Дорофея. Инок Палестинской обители аввы Серида; при жизни наставник преп. Досифея (19 февр.), по смерти – руководитель иноков оставленными по себе творениями. Жил в царствование Анастасия, Юстина и Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Артемий, праведный Веркольский, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Артемия царевпа, дочь Диоклетиана, муч. Римская ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Артемон, еписк. Селевкии Писидийской, ученик ап. Павла. 21 марта. Артемон, пресвит. Лаодикийский, муч. Кесарийский ок. 303 года. 13 апр. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномученицы Салернские при Диоклетиане. 6 июня. Архилий иерей, муч. с Иеремием. 6 апр. Архипп, ап. из 70, с Филимоном н Апфией. 19 февр. и 22 нояб. Архипп преп., живший в Хонах, при храме архистр. Михаила. 6 сент. Асинкрит, ап. из 70. 8 апр. Асир, сын праотца Иакова. В нед. праотец. Аскалон, муч. Антинойский при Диоклетиане от Арриана. 20 мая. Асклипиад, муч. Смирнский при Декии, с Пионием пресвитером и др. 11 марта. Аскипиодота муч., с Максимом и др. 19 февр. Асклипиодот муч., с Диомидом и др. 3 июля. Асклиада, муч. Фракийская при Максимиане, с Феодотом. 15 сент. Астерий синклитик, муч. Кесарийский в Палест. при Галлиене (ок. 260), с Марином. 7 авг. Астерий, муч. Римский при Клавдии (ок. 270), ст. Марином и др. 6 июля. Астерий, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Астерий, муч. Момисвестийский (? – Киликийский – пРим.ред.) при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 21 окт. Астий, еписк. Диррахийский, муч. при Траяне. 4 июня. Астион монах, муч. Алмпридский на Дунае, около времен Диоклетиана, с Епиктетом пресвит. 7 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Пактовий, Истукарий, Никтополион и др. воины, мучч. Севастийские при Декии. 3 ноября. Аттик, патриарх Цареградский, ум. ок. 425. В субб. с. Аттий, из 9 мучч. постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Африкан, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Афродисий, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Аффоний, муч. Персидский ок. 343 г., с Акиндином и др. 2 нояб. Ахаз праведный 1 апр. Ахаик, ап. из 70. 4 янв. Ахилла, преп. Скитский, 5 века. В субб. с. Ахиллий, еписк. лариссийский, ум. ок. 330. 15 мая. Ахия пророк. 12 ноября. Афанасий, еписк. Тарса Кил., муч. при Валериане, с Анфусой и др. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

62–73. У Поклонника стр. 327–340. О древнейших монастырях Афона показания актов у Григоровича стр. 87–90. У Поклонника горы 38–40. У Аврамовича (Древности стр. 82) грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. 599 Афонский патерик I, 233. Особое сказание напеч. в книге: Рай мысленный, ивер. мон. 1668 г. Григорович (стр. 90) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона; но неизвестно, тоже ли это, что напечатано в иверском монастыре. На гуманные дела латинян на Афоне показано и в послании Прота к в. к. Василию Васильевичу, писанном около 1445 г. (нап. в 9 т. Летописи занятий археогр. комиссии стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твёрдость в вере задушены огнём в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат чёрные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 601 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Беседы Фотия, стр. 99, 100. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом 1283 г., как сомневались доселе Григорович в Путеш. 91 и Поклонник горы стр. 322. 602 Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. потавским пресвитером, изд. int, script, rerum avstr. T. 1 и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen В. 14, 546–555. Leben u. Werken d. Heiligen, B. 2. 427. Regensburg 1840. 604 Известия Страбона, Птоломея, T. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские пле­мена в Италии, Временн. 16 ч. 69–86, у Савельева в Славян. сборнике 123–135. Дионисий периэгет: «норики, панноны и мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему ея течению, заселены одними фраками». П. Григорий в 600 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010