157 Известия Страбона, Птоломея, Т. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские племена в Италии, времени. 16 ч. 69–86 у Савельева в Славян. сборнике 122–135. Дионисий периэгет: «Норики, Панноны и Мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему её течению, заселены одними Фраками». П. Григорий в 600 г. писал к Салонскому епископу: de Slavorum gente, quae vobis valde imminet, affligor et conturbor; affligor in his, quae iam in vobis patior; contristor, quia per Histriae aditum iam in Italiam intrare caeperunt. О хорутанских Славянах Шафарика древн. III, 83–110. 161 У Канизия Antiqu. lect. VI, 113 ed. Ingolst., в житии Руперта: «св. Максимилиан из Зелья – прекрасно управлял Лерхской церковью... Он пришёл на родину и здесь – лишается головы». В прибавлениях κ Усуардову мартирологу Гревенский мартиролог: «12 окт. Максимилиана Лерхского епископа и мученика, который при имп. Каре и Нумериане принял мученический венец... потом перенесённый Баварским графом в Потавию весьма чтится». Моланово издание: «в Зелье (Celenoe), что в Паннонии, Максимилиана, Лерхского епископа и исповедника; тело его перенёс в Лерх Руперт, баварский апостол (590 г.), построивший много церквей в честь его; наконец, в Потавию (на р. Драве) перенёс имп. Генрих 2» († 1024 г.). Patrol. 124, 569. 570. 162 Weiss Leben d. Heiligen VI, 140–144. Martyrol. Adonis, p. 260. Usuardi p. 19–22. (Lat. Patrol., t. 123, 124). 163 Записка о мученичестве св. Кирина изд. у Руинарта: Acta Martyrum Sinc. 3, 165–172. Weiss Leben d. Heiligen zu 4 Iuni. 164 В актах префект первой Паннонии Аманций. У Пруденция: Hic sub Galerio duce, qui tunc Illyricos sinus urgebat ditionibus. Так как Иллирия заключала под собой как верхнюю, так и нижнюю Паннонию, то Галерий был начальником и над Максимом; последний, не имея права на жизнь подсудимого, отсылает его к Галерию. Префект Иллирика назывался и Амавцием и Галерием: два имени одному лицу – обыкновенное дело. 165 Chronicon b. Hieronymi ad an. 310: «Кирин, Сисьский епископ, славно умирает за Христа. Ибо когда с жерновным камнем на шее брошен был в реку, то весьма долго плавает на поверхности, разговаривает с зрителями, чтобы не устрашались примером его, и едва молитвой достигает того, чтобы был погружён».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В заключении (31–32) Ориген возвращается к разъяснениям первой части, дополняя их, и ссылками на Священное Писание подтверждает свои наставления о настроении, положении молящегося, времени и месте молитвы. Предпочтительно рекомендуется общая молитва в Церкви и обращение к востоку. Молитва должна постоянно заключать в себе четыре части: славословие ( δοξολογα), благодарение ( εχαριστα), исповедание грехов ( ξομολγησις) и прошение ( ατησις); молитва должна начинаться и оканчиваться славословием в честь Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа. Несмотря на экзегетическую основательность и обилие философского элемента, произведение исполнено назидательными мыслями в оригинальной форме и проникнуто духом подлинного благочестия; оно по справедливости называется «перлом между всеми произведениями Александрийца» (G. Kruger. Gesch. der altchristl. Litterat. S. 124). Произведение написано после 231-го года, так как предполагает уже составленным комментарий на книгу Бытия (23), и может быть в 233-м (234-м) году. Высказанное в конце произведения (34-я глава) намерение еще изъяснит молитву Господню более прекрасным, возвышенным и ясным образом не было осуществлено Оригеном . Ες μαρτριον προτρεπτικς (то есть λγος) – «Увещавание к мученичеству» – у древних свидетелей называется просто «О мученичестве», demartyrio: Pamph., Apol. pro Orig., 8; Περì μαρτυρου (Eus. Hist. eccl., 6:28; сравн.: Hier. De vir. ill., 56). Поводом к составлению этого произведения послужило гонение Максимина Фракийца, которое вспыхнуло в 235-м году и коснулось круга знакомых Оригена . Оно обращено к Амвросию и Протоктиту, пресвитерам Церкви Кесарии Палестинской. Оба они были схвачены и заключены в темницу. Ориген убеждает, что твердость в мучениях составляет обязанность истинного христианина. Мученик прославляет Бога своею смертью и достигает вечной славы: страдания мученичества удостаиваются неизреченной награды и само оно является искупительным средством за свои и, может быть, чужие грехи; в общем произведение является одушевленным гимном мученичеству. Оно написано было поспешно, что отразилось на внешней стороне произведения – в нем отсутствует строгая последовательность в расположении мыслей, но зато оно богато назидательными, сильно выраженными мыслями и согрето теплым чувством. III. 2. Письма Оригена

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

665 Наконец, можно отметить, что одно любопытное сообщение относительно Оригена содержится в известном «Лавсаике» Палладия Еленопольского Здесь, ведя речь о некой деве Иулиании, считавшейся в Кесарии Каппадокийской «ученейшей и усерднейшей в вере» (λογιωττη κα πιστοττη), он замечает, что она приняла у себя Оригена , когда тот бежал от «восстания язычников» (τν πανστασιν τν ‘Ελλνων), и два года укрывала его, содержа на свой счет. Палладий ссылается еще на очень древнюю книгу, которую он лично видел, где рукой Оригена было написано. «Книгу эту я нашел у девицы Иулиании, когда скрывался у нее» 666 . Время пребывания Оригена у Иулиании определить достаточно трудно, но скорее всего он находился у нее в период гонений при Максимине Фракийце (235–237). Впрочем, следует заметить, что некоторые исследователи либо ставят под сомнение сообщение Палладия 667 , либо колеблются в вопросе о времени этого пребывания 668 . Однако сомневаться в знакомстве Оригена с Иулианией вряд ли можно, ибо и Евсевий (Церк. ист. VI, 17) передает слова самого Оригена , гласящие, что толкования Симмаха на Священное Писание он «получил от некоей Иулиании, которой вручил эти книги сам Симмах». Поэтому колебаться относительно факта пребывания Оригена у Иулиании нет оснований, как и относительно того, что Палладий видел самолично автограф Оригена 669 . Кроме этих вольных и невольных отлучек из Кесарии Палестинской, Ориген второй раз посещал и Афины. Точная дата этого посещения неизвестна, и мнения исследователей на сей счет расходятся (240 или 243–244 гг.). Р. Хансон высказывает гипотезу, что во время данного визита в Афины Ориген встречался и общался с двумя известными языческими философами – Плотином и Лонгином, которые тогда находились в этом городе, остававшемся еще центром языческой учености 670 . Впрочем, это мнение английского ученого остается лишь очень и очень вероятным предположением. Имеются также глухие сведения о том, что известный учитель посещал еще и Никомедию, хотя о времени и цели его поездки туда трудно сказать что-либо определенное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Эдикт был сорван с доски каким-то не в меру ревностным христианином, и вслед за тем во дворце Диоклетиана вспыхнули один за другим два пожара; Лактанций прямо приписывает их Галерию; Евсевий – случаю; Константин Великий (бывший там в это время) – молнии, но Галерию удалось убедить Диоклетиана, что это – месть христиан; и вот начался, как при Нероне, процесс о пожаре во дворце и столице, в котором виновниками выставлены были христиане 17 . Диоклетиан казнил своих христианских дворцовых служащих, затем Никомидийского епископа с клиром, с их семьями и слугами, и начались розыски, аресты и казни среди простых христиан, пока еще, скорее, по подозрению в измене и поджоге, чем за веру. В прочих областях применялся только эдикт, и то – различно, строже всего разыскивались книги; наибольшее число мучеников в это время приняло смерть за отказ выдать церковную движимость (выдавшие ее составили потом особый класс павших – traditores). Разорение церквей производилось различно: в иных местах сносили самые стены, в других (например, у Константия Хлора) только жгли кафедры и двери. Недвижимость (катакомбы) тоже была конфискована; чтобы спасти от поругания гробницы своих, сами христиане нередко засыпали устья катакомб, так что потом стоило много труда разыскать их. Между тем вспыхнули восстания в Армении и Сирии; как раньше пожары, они были представлены Диоклетиану делом епископской агитации, и по подозрению в государственной измене и нелюбви к государю, как при Максимине Фракийце и ранее при Септимии Севере в 201–208 гг., начались репрессии: явился второй эдикт и вслед за ним третий – взять под стражу весь низший и высший клир и потребовать с него жертвоприношений; кто покорится, тех отпустить, остальных казнить смертью. Способ принуждения и казни зависел в значительной степени от местных властей, но вообще дело было ведено с большой жестокостью. Вслед за клиром стали хватать мирян (таковы африканские мученики: Сатурнин и др., захваченные вместе со своим пресвитером и обвинявшиеся в том, что праздновали воскресный день – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

оригинале. Текст сочинения засвидетельствован в единственном папирусе, найденном в 1941 г. в Туре. Сочинение имеет редкий для раннехрист. лит-ры вид: оно является не лит. диалогом, а стенограммой реального диспута, проведенного О. в Аравии в присутствии местных епископов и народа. Предполагается, что этот диспут состоялся ок. 245 г. В 1-й части «Беседы...» О. ведет полемику с еп. Гераклидом, который придерживался монархианских взглядов. Предметом обсуждения является выражение «два Бога», которое О. считал допустимым использовать для обозначения Отца и Сына. Ссылаясь на Свящ. Писание (в частности, на Ин 10. 30) и используя рациональные доводы, О. убеждает Гераклида в том, что двойственность может быть совместима с единством. Диспут завершается примирительной формулировкой «два Бога» (δο θεο), но «одна Сила» (δναμις μα). Во 2-й части «Беседы...» О. отвечает на вопросы присутствовавших епископов, связанные с учением о человеческой душе. В частности, он разъясняет, каким образом библейское представление о том, что «кровь есть душа» (см.: Втор 12. 23; ср.: Лев 17. 11), не противоречит бессмертию и нематериальности последней (см.: Rizzi. 2015). Практические и аскетические 1. «Увещание к мученичеству» (Exhortatio ad martyrium=Exhort. ad martyr.; CPG, N 1475; PG. 11. Col. 564-637; крит. изд.: Origenes Werke. 1899. Bd. 1. S. 3-47; рус. пер.: Увещание к мученичеству. 1886, а также многократные последующие переиздания), сочинение сохранилось полностью в греч. оригинале. Сочинение создано ок. 235 г., в правление имп. Максимина I Фракийца (235-238), и связано с начатым им гонением на христиан. Адресатами трактата являются Амвросий и пресв. Протоктит, к-рые были арестованы и в момент написания трактата находились в заключении (см.: Euseb. Hist. eccl. VI 28. 1; подробнее см.: см.: Nautin. 1977. P. 72-80). По форме сочинение близко к гомилиям О.; в нем в изобилии встречаются библейские цитаты и аллюзии, риторические фигуры, яркие образы и т. п. Трактат является воодушевленным гимном мученичеству.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАНОПОЛЬ [греч. Αδριανοπολις; лат. Hadrianopolis, болг. Одрин, тур. стар. Edrene, совр. Эдирне (Edirne)], город в Вост. Фракии, в 240 км к северо-западу от К-поля (совр. Сев.-Зап. Турция). Через центр совр. города протекает р. Марица (античный Гебр), к-рая в древности была судоходной от А. до Эгейского м. Западнее города соединяются долины 3 рек, Марицы, Тунджи и Арды, и дороги, ведущие вдоль них, а также почти все главные пути сообщения от юж. проходов Балканского хребта к Босфору, Мраморному м., Дарданеллам и к устью Марицы. Изначально на месте А. находилось фракийское поселение под названием Ускудама (букв.- город на воде) - предположительно центр племени одрисов. Визант. источники связывают А. с древнемакедон. колонией Орестией. Но никаких следов древнего поселения археологам найти не удалось; возможно, оно находилось в стороне от позднейшего города. А. основан в 125 г. по Р. Х. рим. имп. Адрианом и получил имя в его честь. По материалам немногочисленных эпиграфических сообщений, а также житийной лит-ры можно судить об этнической устойчивости фракийских элементов среди окрестного населения. Территория древнего А. простиралась на 40 га, по всей вероятности в юго-зап. направлении. На р. Армира, в 40 км к юго-западу от А. (близ Ивайловграда, совр. Болгария), была раскопана вилла с великолепными мозаичными полами. Наиболее значительный подъем А. пережил в эпоху поздней античности. Этому способствовало его выгодное географическое положение на одном из самых важных участков балканской дороги Сердика (София) - Филиппополь (Пловдив) - К-поль. А. стал центром рим. пров. Эмимонт; в нем располагался крупный военный гарнизон. В апр. 313 г. в окрестностях А. произошло сражение между имп. Лицинием и Максимином , в к-ром последний потерпел поражение; там же 9 июля 324 г. Лициний в свою очередь был побежден Константином Великим . В авг. 378 г. близ города произошло Адрианопольское сражение римлян с готами, в к-ром погиб имп.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Каллиник, муч. Вифинский при Декии, с Фирсом и Левкием. 14 дек. Каллиник, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Каллиник, муч. Гангрский. 29 июля. Каллиник муч., с Серапионом Египтянином. 21 мая. Каллиник, патриарх Цареградский 8 века. 23 авг. Каллиста мученица, с Дорофеей, постр. в Кесарии Капп. при Диоклетиане. 6 февр. Каллиста, мученица Никомидийская, и ее братья мучч. Евод и Ермоген. 1 сент. Каллистрат и дружина его, 49 воинов, мучч. Римские при Диоклетиане, ок. 304 года 27 сент. Каллист турмарх, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Каллист преп. В субб. с. Каллисфения, св. Фракийская 4 в., с муч. Давиктом, своим отцом. 4 окт. Каллиопий, муч. Помпеопольский (в Киликии) ок. 304. 7 апр. Калуф, Египтянин, муч. при Максимиане. 19 мая. Кандидий и Кантидиан, мучч. Египетские, 5 авг. Кандид, муч. Трапезунтский при Диоклетиане, с Валерианом и др. 21 янв. Кандид, из 46 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Кантидиан, муч. Египетский с Кандидием. 5 авг. Капетолина и Еротиида, мученицы Каппадокийские ири Диоклетиане. 27 окт. Капик, муч. Кампанийский, с Лукией девицей. 6 июля. Капитон священномуч., еп. Херсонский, времени Константина Вел. 7 марта. Капитон муч., с Памфилом. 12 авг. Карион монах, и Захария, сын его, преп. Египетские 4 века. 5 дек. Карп, ап. из 70. 26 мая. Карп, еписк. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоника, мучч. Пергамские при Декии. 13 окт. Картерий священномуч., постр. в Кесарии Палестинской около 304. 8 янв. Касиния, мученица Анкирская ири Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Кассиан преп., Римлянин, ум. ок. 444. 29 февр. Кассиан грек, Угличский чудотворец, ум. 1504. 21 мая. Касторий, муч. Римский ири Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Кастор муч. 18 сент. Кастор преп. В субб. с. Кастрихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Кастул, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Катерий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком. 3 ноября. Катун, из 10 мучч., постр. и Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Имп. Лициний. Фоллис. Аверс. Реверс. 317–320 гг. [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний; лат. Licinius; греч. Λικνιος] (ок. 265, В. Мёзия - весна 325, Фессалоника или Серры?), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324). Происходил из семьи крестьян-даков. Начав военную карьеру, Л. добился дружбы и расположения имп. Галерия (цезарь с 293, август в 305-311), соправителя Диоклетиана (284-305); Л. сопровождал Галерия во время войны с персами в 298 г. и в др. кампаниях. С 305 г. Л. занимал посты одного из ближайших советников Галерия в Никомидии (ныне Измит, Турция). В 307 г. он был отправлен в Рим с дипломатической миссией для урегулирования отношений между Галерием как главой тетрархии, имп. Максенцием (306-312) и его отцом имп. Максимианом Геркулием (285-305, 307-308), к-рые были провозглашены императорами в Риме вопреки воле Галерия. Л. не удалось добиться полного подчинения узурпаторов Галерию, однако на нек-рое время гражданские войны в империи прекратились, что свидетельствует о частичном успехе миссии Л. Контакты между императорами в 308 г. привели к их взаимному признанию и заключению более прочных соглашений на встрече императоров в Карнунте (Паннония, в 80 км к востоку от совр. Вены, Австрия). Там же в присутствии Диоклетиана, Галерия, Максенция, Максимиана Геркулия и Константина Л. был провозглашен августом и тем самым занял 2-е после Галерия место в имп. иерархии и управлял диоцезами Паннония и Иллирик. В 309 г. Л. и Константин занимали посты консулов. Согласно эдикту Галерия от 310 г., Л. был одним из 4 законных августов империи наряду с Галерием, Максенцием и Константином. Летом 311 г., после смерти Галерия, состоялась встреча Л. и Максимина Дайи, на к-рой было достигнуто соглашение о разделе владений Галерия. При этом большую часть наследства Галерия получил Максимин, к-рый в течение неск. недель до совещания с Л. активно оккупировал анатолийские провинции. Л. достался лишь небольшой диоцез Фракия. Максимин также претендовал на роль старшего августа, объявил сына Галерия Кандидиана и своего сына Максима цезарями. В нач. 312 г. Л. вступил в союз с Константином, к-рый был закреплен помолвкой Л. и Констанции, сводной сестры Константина. В февр. 313 г. была организована встреча Л. и Константина в Медиолане (ныне Милан, Италия). На ней совместно 2 императорами был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а также состоялась свадьба Л. и Констанции. В нач. весны 313 г. Максимин Дайя развязал войну против Л., переправил свои войска через Боспор из М. Азии во Фракию, захватил после короткой осады Византий и Ираклию Фракийскую. 30 апр. 313 г. произошло решающее сражение между Л. и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в к-ром Л. одержал победу и вынудил Максимина бежать на Восток. После гибели Максимина летом 313 г. Л. объединил под своей властью весь Восток Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2110627.html

Через два года, преодолев сопротивление восточноримских полководцев, он стал угрожать самой столице Востока. Враг взял уже фракийские Филиппополь и Аркадиополь, при дворе решили не рисковать и откупились от Аттилы золотом, дав колоссальную сумму в 6000 либр и пообещав ежегодно выплачивать еще семьсот. Позже, в 448 г., в лагерь кочевников отправилось посольство во главе со знатным вельможей Максимином. Оно имело двоякую цель: во-первых, решить вопрос о многочисленных перебежчиках минувшей войны, а во-вторых, попробовать подкупить кого-нибудь из окружения Аттилы и отравить вождя гуннов. Об этой второй, тайной задаче, порученной кому-то из членов посольства Феодосием II u ero доверенным лицом евнухом Хрисафием, по-видимому, ни Максимин, ни его помощник писатель Приск Панийский не знали, в отличие от самого Аттилы. Тому удалось разведать козни ромеев еще до подхода посольства к лагерю. Разгневанный, он устроил послам весьма неласковый прием, на приветствие Максимина угрожающе ответив: «Пусть с римлянами будет то, чего они- мне желают» с. 37]. Правда, в конце концов грозный царь варваров сменил гнев на милость, а в Константинополь отправил сына подкупленного византийцами знатного гунна Вигилы с пустым кошельком из-под золота на шее, наказав предъявить его императору и Хрисафию с вопросом, не узнают ли они этот предмет. Письменные свидетельства Приска, непосредственного свидетеля тех событий, весьма ценны. Сохранились описания стоянки варваров, самого Аттилы – рыжебородого, с темной кожей, маленькими глазами и огромной головой на непропорционально широком и коротком теле, разноплеменной толпы его воинства. Интересна встреча, которая произошла у Приска в лагере гуннов. Один из варваров подошел к нему и неожиданно заговорил по-гречески. Изумленный Приск узнал, что незнакомец – ромей, попавший к гуннам в плен и затем получивший свободу. Перебежчик стал расхваливать порядки Аттилы и поносить римско-константинопольские, обвиняя императоров и придворных в жадности, лени, жестокости, небрежении интересами государства, взимании высоких налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При наличии 100 провинций административная логика тре­бовала учреждения территориальных единиц, занимающих про­межуточное положение между провинциями и теми четырьмя об­ширными областями, каждая из которых находилась под верховной властью одного из императоров и административным управле­нием подчиненных им префектов претория. Такими единицами стали 12 диоцезов. В прямом подчинении первого августа Дио­клетиана состояли Восточный диоцез, включавший Египет, Си­рию, Аравию и Месопотамию, Понтийский и Азийский диоцезы, граница между которыми по диагонали, проведенной от Босфо­ра до Киликии разделяла Малоазийский полуостров на две части, а также Фракийский диоцез. В ведении цезаря Галерия состояло два диоцеза: Мезийский с Македонией, Элладой, Эпиром и Кри­том, и Паннонский, в состав которого входил также Норик; ав­густ Максимиан правил 4 диоцезами: Италией с Рецией, Сици­лией и Сардинией, Виеннским диоцезом на юге Галлии, а также Испанским и Африканским; во власть Констанция входили два диоцеза – Галлия и Британия. Во главе диоцезов стояли заме­стители, или викарии префекта претория. Характерной чертой в распределении полномочий между префектами претория и ви­кария было то обстоятельство, что викарий управлял своим дио­цезом при отсутствии в нем префекта и его полномочия падали, когда префект въезжал на территорию диоцеза. Реформа затронула и муниципальное управление – оно под­верглось нивеллированию. Устранялось прежнее различие статусов колонии, муниципии латинского или церитского права. Все они стали одинаково называться civitates, и одинаково управляться. При этом появилось много новых civitates, или городов, каковыми стали прежние племенные центры, ранее не имевшие городско­го устройства и управлявшиеся принципиально иначе, на основе обычного племенного права. Совокупное число старых и новых городских общин в результате реформы превысило 2000. Жите­ли сельской округи, крестьяне, как и прежде, были фактически устранены от участия в городском самоуправлении, находясь, тем не менее, в подчинении городской власти. Элементы самоуправ­ления, органом которого были городские курии с декурионами, сочетались с жесткой подчиненностью муниципий провинциаль­ной администрации и ее агентуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010