У православных были отобраны все храмы, но они, как столь же гонимые первые христиане, собирались для совершения богослужений по домам. Единственной святыней, до которой так и не смогли добраться униаты, оставался Манявский скит, расположенный в Карпатских горах. Здесь подвизалось множество православных монахов, полунелегально окормлявших галицкую паству. Лишь в 1785 году этот оплот Православия был уничтожен: власти оккупировавшей Галицию после раздела Польши империи Габсбургов потребовали от последнего игумена скита Исаакия Протасевича и братии принять унию, но получив отказ, попросту закрыли и разграбили монастырь. Иконы из разоренной обители были, однако, выкуплены православными львовянами, которые в том же 1785 году все же добились от австрийской администрации разрешения создать в городе православную общину. Объединившая русинов, греков и румын, она с тех пор уже не прекращала своего существования. Община эта и сегодня продолжает свое бытие в лице единственного ныне во Львове храма канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата - Свято-Георгиевского, - построенного к началу ХХ века и освященного в 1901 году после более, чем столетнего скитания православных львовян по частным домам и временным церковным постройкам. Известно также, что в конце XIX столетия в Галиции существовали еще два православных храма: при женской тюрьме во Львове и мужской - в Станиславе (ныне - Ивано-Франсковск). Настоятель православной общины во Львове иеромонах Евгений (Эммануил) Воробкевич сообщал, что в 1890 году его прихожанами были 72 львовские семьи, к которым принадлежали 340 человек. Во всей Галиции тогда насчитывалось 226 православных семей (1089 Число православных галичан постоянно возрастало: в Православие возвращались не только миряне, но и униатские священники. Среди наиболее видных представителей греко-католического духовенства, перешедших в лоно Православной Церкви, прежде всего следует назвать имена священников Якова Головацкого, Ивана Наумовича, священномученика Максима Сандовича.

http://zavet.ru/petrushko.htm

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Польше отметили 100-летие мученической кончины св. Максима Сандовича и 20-ю годовщину его канонизации 07.10.2014 Польская Православная Церковь отметила столетие мученической кончины святого Максима Сандовича и двадцатую годовщину его канонизации. Рожденный в униатской семье в Карпатской Руси, в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи, будущий священномученик перешел в Православии в Почаевской Лавре. Митрополит Антоний (Храповицкий), в то время занимавший Волынскую кафедру, предложил ему учиться в Житомире и стать священником, чтобы осуществлять миссионерскую деятельность в своем родном крае. За миссионерскую деятельность и привлечение русинов в Православие отец Максим в 1912 г. был заключен австро-венгерскими властями в тюрьму во Львове, где он жил в течение двух лет. Поводом для его ареста стали подозрения в «шпионаже в пользу России». Освобожденный из заключения, он в июне 1914 г. снова был арестован и расстрелян в течение первой недели Первой мировой войны, без какого-либо предварительного суда и следствия. Священномученик Максим Сандович был канонизирован в 1994 г. Польской Православной Церковью. По случаю двадцатой годовщины канонизации отца Максима 19 сентября 2014 г. митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк) совершил Божественную Литургию в Горлице — месте мученической кончины св. Максима Сандовича, сообщил французский православный сайт orthodoxie.com. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.10.2014 19:41:58

http://drevo-info.ru/news/17846.html

Глогув. Церковь Максима Горлицкого. Cerkiew witego Maksyma Gorlickiego Церковь. Действует.   Престолы: Максима Горлицкого (Сандовича) Год постройки:Между 2001 и 2007. Архитектор:Дариуш Войтович Ссылки:   Адрес: Польша, Нижнесилезское воеводство, Глогувский повят, г. Глогув, ул. Болеслава Кривоустого, д. 2 ul. Bolesawa Krzywoustego 2, 67-200 Gogów, pow. Gogowski, woj. Dolnolskie, Polska Координаты: 51.660467, 16.093407 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40791

Во Львовской епархии молитвенно помянули жертв концлагеря «Талергоф» 7 августа 2006 г. 19:52 В первое воскресенье августа Православная Церковь в Америке установила день памяти православных украинцев — жертв концлагеря «Талергоф». По этому случаю в воскресенье, 6 августа, во всех приходах Львовской и Галицкой епархии Украинской Православной Церкви священники и миряне молились за упокой тех, кто мученически погиб в «Талергофе» и других местах. Православные украинцы, в частности лемки, стали жертвами униатско-католических репрессий перед и во время Первой мировой войны. Тогда власти Австро-Венгрии обвинили местное население Галичины и Закарпатья в шпионаже, поскольку начался активный процесс возвращения из унии в православие. Вследствие этого тысячи невинных людей были репрессированы, заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря, самым страшным из которых был австрийский концлагерь «Талергоф» (1914-1917 гг.). Многие из узников «Талергофа» в последствии эмигрировали в Америку. Среди тех, кто прошел «Талергоф» и выжил, были жена и сын священномученика Максима Сандовича, которого Польская Православная Церковь канонизировала через 80 лет после его мученической кончины (в 1994 году) и который поминается в Соборе Галицких святых. По обыкновению, ежегодно в воскресенье Антипасхи на мемориале жертвам «Талергофа» архиепископ Львовский и Галицкий Августин с духовенством служит панихиду. С этого года Львовская епархия, поддерживая традицию Православной Церкви в Америке, совершила особенное поминовение православных украинцев — жертв «Талергофа» в первое воскресенье августа. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/131176.htm...

Календарь Материалы 19 сентября 2001 г. [Поместные Православные Церкви/Польская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] 6 сентября 1914 г. австрийскими солдатами в Горлицах без суда был расстрелян священник Максим Сандович. Среди верующего народа он стал почитаться как святой Максим Горлицкий. В 1994 г. в храме состоялось торжество канонизации отца Максима. Это была первая канонизация, совершенная на Лемковщине. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один Сазавский инок, скрывший свое имя, писал: « во время князя Ульриха был пустынник, по имени Прокопий, родом Богемец из деревни Хотун, весьма правильно наученный Славянским письменам, изобретенным некогда святейшим Кириллом, в мире превосходный священник, совершавший чистое житие и чисто отправлявший тайны, а после того облеченный в иноческую одежду жил непоколебимо в вере, один с единым Богом» [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] История общественного и культурного развития Грузии сложилась таким образом, что в ее литературной жизни агиографический жанр, в частности, мученичества (мартирологи) продолжал жить даже в Новое время, когда в Европе, в том числе и России, ему уже не было места. Еще до окончательной ликвидации в середине XV в. главного очага православия – Византийской империи – критический этап культурного развития грузин достиг своего апогея. Новости 19 сентября 2001 г.

http://pravoslavie.ru/archive/010919

над карпато-русскими крестьянами села Иза, перешедшими в Православие и их священником о.Алексием Кабалюком, " дело братьев Геровских " на Буковине 1914 года- (Георгий Геровский - известный ученый, карпато-русских филолог, Алексей - карпато-русский политический лидер, исповедник Православия). В 1912 году вместе со студентом Василией Колдрой и православными священниками Максимом Тимофеевичем Сандовичем и Игнатием Гудимой арестован по обвинению в государственной измене. Данный политический судебный процесс над православными галичанами известен как " процесс Сандовича- Бендасюка " ,он происходил в контексте массовых репрессий австро-венгерских властей против той части галицко-русского населения, которая исповедовала идею общерусского национально-культурного единства, считая автохнонное население Австрийской Галичины и Угорской (Подкарпатской Руси) принадлежащим к русскому суперэтносу, состоящему из великорусского, малорусского и белорусского субэтносов, Подробнее о деле Сандовича-Бендасюка " - в цитированной выше речи вл. Антония (Храповицкого) " процесс братьев Геровских " 1912 года на Буковине, где в " государственной измене " обвинялись два брата - Георгий и Алексей Геровские. Георгий Иулианович Геровский-знаменитый карпаторусский филолог, автор знаменитой карты наречий Подкарпатской Руси. Обилие и разность одних только карпаторусских диалектов убедило Геровского в том, что только русский литературный язык является общим для всех русских народностей, что попытки различных местных литературных сепаратизмов являются тупиковыми. Алексей Геровский стал в 1920-е годы политическим вождем карпатороссов, юрисконсультом Карпаторусской автономной Православной Церкви, находившейся в 1920-е годы в юрисдикции Сербского Патриархата, и " Мармарош- Сигетские процессы " 1912-14 годов, на которых судили 94 карпаторусских крестьян во главе с их знаменитым духовным вождем иеромонахом Алексием Кабалюком только за то, что они перешли в Православие. О масштабах русского национального возрождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

церковно-славянский язык. - К.Ф. ). По этим же причинам с крайним скептицизмом относился Добрянский к старым и новым попыткам испортить традиционную Кирилловскую орфографию, усматривая в этом козни врагов Православия и славянства-иезуитов и польской шляхты, проявившиеся при насильственном введении в галицкие школы чтения и письма по запутанной и невежественной фонетической системе. Добрянский был непримиримым врагом и языкового раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малороссов и червоно-россов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа, и кровным интересом как самого этого народа, так и всего греко-славянского мира.. Добрянский считал, что южнорусский литературный сепаратизм мог стать причиной гибели некоторых окраинных ветвей славянизма, ослабил бы его русский центр и, следовательно, стал бы как бы авангардом германизма в борьбе с греко-славянским миром " (Ф.Ф Аристов, цит. соч., стр.147-235). Возрождение Православия Работа великих галицко - и карпаторусских просветителей подготовила и массовое возвращение карпатороссов к Православию. На Подкарпатской Руси движение началось в селе Иза, где служил Иван Раковский - угрорусский писатель, русский патриот. Сам оставшись униатом, он воспитал свой приход в Православной вере. В 1903 г. село Иза целиком перешло в Православие, затем стали переходить тысячи людей, одно село за другим. В Закарпатье духовным дилером православных русских сел стал иеромонах Алексей (Кабалюк), на Галицкой Руси - священномученик Максим Сандович. По сведениям львовского униатского журнала " Нива " к 1914 г. во Львовской епархии около 400 священников были предрасположены к переходу в Православие. Еще до 1914 г. православное движение охватило соседние с Россией уезды, смежные с Буковиной: Косовский, Снятинский и почти все уезды Лемковщины. Например, Сокальский уезд. В него перешли Стенятин, Светаров, Городиловичи, Завишня, Боратин, Теляж, Доброчин, Конотопы, Кунява, В Жолковском уезде Смеряков, Туринка, Честыни.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Советская власть не признала две его докторские степени (славянской филологии и философии), защищенные в Праге в 30-е годы, и он вынужден был защитить еще одну, филологическую диссертацию. Еще хуже дело обстояло с друзьями карпатороссов в России. Знаменитый профессор Федор Аристов, написавший уникальный трехтомник " Карпаторусские писатели " , создавший в Москве " Карпаторусский музей " из двухста тысяч экспонатов, был репрессирован, музей уничтожен, уничтожен набор второго тома " Карпаторусских писателей " . Его дочь-доктор исторических наук Татьяна Федоровна, продолжила дело отца, но остается замолчанной именно по причине неприятия украинских сепаратистских теорий. Между тем, вышеперечисленные письменные и монументальные (памятники " Жертвам Талергофа. Павшим за Единую и Неделимую Россию " и " Памятник русским журналистам " ,где похоронен Бендасюк и др., на Лычаковском кладбище во Львове) являются не только материалом для составления житий святых - святые мученики Галицкой и Подкарпатской Руси должны быть канонизированы - не только кирпичиками, по которым мы обязательно будем восстанавливать юридическую правду. Максим Сандович родился в униатской семье, их гимназии он уезжает в Крехов, в базилианский монастырь. Там он разочаровывается в униатстве и уезжает в Россию, в Почаевскую лавру,где принимает Православие. В Почаеве молодой Сандович был представлен архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому), который стал " аввой " молодого лемка. Сандович заканчивает семинарию в Житомире, после чего владыко Антоний предлагал ему приход на территории Российской империи, однако Сандович спешил исполнить свой долг на Лемковской Руси. Он, будучи уже священником,возвращается в родное село Ждыню в 1913 году. Власти встречают его в штыки. Отец Максим писал: " ...Мне было запрещено совершать богослужения... Сначала меня наказали дневным арестом и уплатой штафа в 400 крон... Однако я продолжал исполнять священнические функции. Молитвенный дом, где я совершал богослужения, был опечатан комиссаром из старовства в Ясде.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Особая единица в составе Галицко-Львовской униат. митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг. 1934-1939 гг. Решение о создании Л. а. а. было обусловлено массовым переходом в Православие лемков-униатов, живших на территории совр. Подкарпатского и Малопольского воеводств Польши. Движение лемков за возвращение в Православие начал в 1911 г. свящ. сщмч. Максим Сандович , открывший домовый храм в с. Граб Дуклянского деканата (в Ясельском повете). В 1912 г. свящ. Максим был арестован, храм закрыт. Несмотря на это, правосл. возрождение постепенно распространилось на др. лемковские села: Оженна, Вишоватка, Длуге, Ждыня. Движение за воссоединение с Православием было подавлено австро-венг. властями в начале первой мировой войны. В сент.-нояб. 1914 г. свящ. Максим и его родственник - симпатизировавший Православию униат. декан Мушинского округа свящ. Петр Сандович - были приговорены к расстрелу военной администрацией; перешедший в Православие свящ. Михаил Юрчакевич из с. Чарна стал узником концлагеря. В янв.-мае 1915 г., когда вост. часть Лемковщины заняли российские войска, была сделана слабая попытка возродить правосл. движение - в Православие перешел униат. свящ. Иосиф Кодельский из с. Тарнавка. После отступления российских войск и начала новой волны репрессий русофильское и тяготеющее к Православию униат. духовенство было выселено, отдельные его представители репрессированы. Вновь правосл. движение приняло широкий размах после 1926 г. («Тылявская схизма»). Переход лемков в Православие в 20-х гг. XX в. был обусловлен конфликтом между униатским духовенством и паствой. Перемышльский еп. Иосафат Коциловский (1917-1947) и его окружение насаждали среди лемков «украинское национальное самосознание», политизировали церковную жизнь. В нояб. 1926 г. группа прихожан в селах Тылява и Тшчана (ныне Кросненского повета) перешла в Православие, протестуя против деятельности униат. свящ. Кирилла Коциловского, двоюродного брата еп. Иосафата, к-рого обвинили в попытках латинизации литургии и «чрезмерной приверженности идеям украинизации». В янв. 1927 г. по резолюции митр. Дионисия (Валединского) в указанных селах были открыты правосл. приходы, 25 мая 1927 г. открыты приходы в с. Крулёва-Руска (ныне Крулёва-Гурна) и Богуши Грыбувского повета Краковского воеводства. Первым руководителем правосл. миссии на Лемковщине стал священник галицкого происхождения Михаил Иваськив, назначенный настоятелем прихода в Тыляве; 18 нояб. 1927 г. он был приговорен к большому штрафу по обвинению в организации столкновения в селе с униат. общиной. К 1928 г. в Православие перешли общины храмов в селах Липна, Радоцына Горлицкого повета, Свежова-Руска и Свёнткова-Мала Ясельского повета, был образован правосл. приход в с. Чарна Горлицкого повета, настоятелем которого стал свящ. Михаил Грицай.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая литургия состоялась здесь в 1726 году. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену. В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы. По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году Православие было официально признано, было позволено и возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь. С 1840 по 1842 год в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 год настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году была построена кладбищенская церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился прекрасный собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества. В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской Православной Церкви был образован в Вене в 1907 году. Сщмч. Максим Сандович Сщмч. Максим Сандович Однако история Православия на австрийской земле отнюдь не безоблачна.

http://pravoslavie.ru/2842.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010