Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАКОВСКАЯ, ЛЕМКОВСКАЯ И ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Польской Православной Церкви, существовала в 1940-1946 гг., создана на оккупированной Германией территории Польши и Украинской ССР, в 1940-1941 гг. имела название Краковская и Лемковская. Православие на Лемковщине Историческая обл. Лемковщина (Лемковская Русь, Прикарпатская Русь; юго-вост. повяты совр. Польши в составе Малопольского и Подкарпатского воеводств, отдельные соседние районы совр. Украины и Словакии) до кон. XVII в. входила в правосл. Перемышльскую епархию . После перехода в 1691 г. Перемышльского еп. Иннокентия (Винницкого) в греко-католич. Церковь в регионе началось распространение униатства, вскоре ставшего господствующим. После 3-го раздела Польши (1795) регион вошел в Габсбургскую монархию, среди населения усиливались проукраинские и русофильские настроения, симпатии в отношении к Православию (см. в ст. Галицкая Русь ). Появление правосл. общин на Лемковщине связано с деятельностью свящ. сщмч. Максима Сандовича , под влиянием к-рого в 1911 г. в Православие вернулся приход в с. Граб (ныне Подкарпатского воеводства, Польша). Такое же решение приняли верующие в соседних селах Длуге, Радоцына и Незнаёва. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) принимал в Волынскую ДС выходцев из Галиции, рукополагал их в священный сан, и они уезжали на родину. 6 сент. 1914 г. нек-рые активные церковные деятели, включая свящ. М. Сандовича, были расстреляны по обвинению в шпионаже в пользу Российской империи. Мн. лемки-русофилы прошли через концлагеря Терезин (Чехия) и Талергоф (Австрия). К кон. 1914 г. в результате занятия рус. войсками приграничных территорий и благодаря активной миссионерской деятельности архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) в Галиции насчитывалось ок. 80 правосл. общин. Их число резко уменьшилось после контрнаступления австро-венг. войск в следующем году: новосозданные приходы в составе целых сел эвакуировались в тыл Российской империи.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 3 апреля 2001 г. В заседании Священного Синода 3 апреля 2001 года под председательством Патриарха ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об учреждении новых орденов и медалей Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить орден святителя Макария, митрополита Московского, и медаль святителя Макария за духовное просвещение. 2. Учредить орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева двух степеней за возрождение церковного искусства и иконописи. 3. Разработать Положение об учрежденных орденах и медалях, которое утвердить на следующем заседании Священного Синода. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: По поводу террористических актов в Македонии, а также в связи со второй годовщиной бомбардировок Югославии. ПОСТАНОВИЛИ : Принять соответствующее синодальное заявление. СЛУШАЛИ : Рапорт Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, об установлении во Львовской епархии дня празднования в честь Собора Галицких святых. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Установить во Львовской епархии день празднования в честь Собора Галицких святых: святителя Петра, митрополита Киевского (и Московского); святителя Иоанна, митрополита Тобольского; святителя Иннокентия, епископа Иркутского; святителя Павла, епископа Тобольского; священномученика Максима (Сандовича); преподобного Иова Почаевского; священномученика Алексия (Товта). 2. Празднование в честь Собора Галицких святых совершать в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его визите на Мальту для участия в международном симпозиуме «Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии», проходившем с 23 по 27 января 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ:

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

Имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) включено в месяцеслов Русской Православной Церкви 24 декабря, 2015. Новостная служба Днем празднования его памяти определено 24 августа/6 сентября 24 декабря. ПРАВМИР. Имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью, включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября. Такое решение принял сегодня Священный Синод, заслушав соответствующий доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей ( журнал 105 ). Максим Тимофеевич Сандович родился 31 января 1886 года в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня (ныне Польша) в семье греко-католического псаломщика. С юных лет отличался благочестием. Обратившись в Православие, Максим Сандович в 1904 году стал послушником в Почаевской Лавре, а затем поступил в Волынскую духовную семинарию в Житомире. По ее окончании в 1911 году был рукоположен во диакона и священника и вернулся на родину, где подвергся гонениям со стороны австро-венгерских властей, враждебных по отношению к православным. С марта 1912 года по июнь 1914 года находился в тюремном заключении, не поддавшись на обещание освобождения в случае отречения от Православия и перехода в унию. В августе 1914 года последовал новый арест, а 6 сентября 1914 года без суда и следствия — расстрел во дворе тюрьмы города Горлице. В 1922 году останки святого погребли рядом с церковью в селе Ждыня. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпаторусских православных. Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Горлицкий (Сандович) был причислен к лику святых. Его память празднуется 24 августа/6 сентября. Решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 10 сентября 1996 года внесен в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви. Решениями Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в состав собора Галицких святых (3 апреля 2001 года), собора Карпаторусских святых (22 ноября 2006 года) и собора Волынских святых (20 июля 2012 года).

http://pravmir.ru/imya-svyashhennomuchen...

Священномученик Максим (Сандович) Аудио Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Максим (Сандович) родился в 1882 году в деревне Ждыня в Карпатской Руси (Рутении). Сейчас эта местность находится на польско-украинской границе, а тогда входила в состав Австро-Венгрии. С малых лет святой Максим отличался необычайным благочестием. Еще школьником он вставал рано утром, чтобы читать у себя в комнате молитвы и петь церковные песнопения. Он желал стать монахом или священником и, окончив школу, поступил послушником в один из униатских монастырей своей области. Однако вскоре образ жизни в этом месте разочаровал его, и через три месяца он уехал оттуда в Почаевскую лавру, знаменитую как строгостью устава и духовной жизнью отцов, так и приверженностью Православию. Когда Максим был еще послушником, монастырь посетил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий; 1863–1936). Он просил игумена отпустить одного из послушников, чтобы обучить в семинарии, рукоположить в сан и отправить служить на Карпаты, где многие украинские униаты вернулись в лоно Православной Церкви. Выбор пал на Максима. Он оставил мечту о монашеской жизни и последовал за епископом. Закончив Житомирскую семинарию, Максим женился на белорусской девушке и принял священный сан (1911). Митрополит Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края. Он начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после присоединения Карпатской Руси к унии в XVIII веке. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, отец Максим продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали. В марте 1912 года он был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией – противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: «Моя единственная политика – святое Евангелие». Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.

http://pravoslavie.ru/56146.html

Священномученик Максим Сандович – первый «российский шпион» Австро-венгерские жандармы с особой жестокостью казнили священника прямо на глазах его беременной жены 9 сентября, 2014 Австро-венгерские жандармы с особой жестокостью казнили священника прямо на глазах его беременной жены В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. 6 сентября 2014 исполнилось сто лет со дня исповеднической смерти священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), замученного в 1914-м австро-венгерскими военными без суда и следствия. «Виной» отца Максима стала принадлежность к этносу лемков-русинов и твердость в православной вере, возрождению которой среди лемков отец Максим посвятил свою жизнь. Родился будущий святой в греко-католической семье на Лемковщине, у современной границы Польши и Словакии.  С детства Максим открыл в себе талант веры в Бога, пел в церковном хоре, посвящал много времени молитве и тщательно соблюдал посты. Неудивительно, что парень выбрал священническое служение. Но путь к нему оказался непростым. Ощущая всем сердцем тягу к вере своих прадедов, юноша направился в форпост Православия – Почаевскую лавру. Возможно, он стал бы хорошим монахом-подвижником, но Господь судил иначе: встреча с будущим митрополитом Антонием Храповицким решила дальнейшую судьбу Максима. При содействии владыки Антония юноша получает основательное духовное образование.  Окончив Волынскую духовную семинарию, которая тогда базировалась в Житомире, Максим женился и в сентябре 1911 года принял священный сан. Затем, несмотря на возможность остаться и получить приход, сознательно отправился в родные края – на Лемковщину, которая именно тогда переживала период возрождения исконной веры – православия. Так отец Максим стал миссионером для родного народа. Почти сразу начались преследования и репрессии австро-венгерских властей, пытавшихся уничтожить на своей территории любые упоминания о Киевской Руси и исповедание православия.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ma...

З благословення Галицького   Роман у (Гнатюка) панахиду. Отець Роман, звертаючись до зазначив, що ув " Талергофа для православних прикладом у та свого народу. закликав кожного молитися Богу, щоб до життя пронести хрест, як це зробили мученики Голгофи. Регент хору кафедрального храму м. Львова протодиякон (Калинчук) нагадав що 6 вересня Православна Церква пам " ять священномученика Максима Сандовича, страченого без суду у цей день в 1914 У роки був Польською Православною Церковью Руською Православною Церковою Закордоном . До заходу також звернувся президент «Галицька Русь» Кирил Арбатов, який про життя о. Максима Сандовича та створення на початку а також зачитав фрагменти в " Талергофа. Учасники висловили думку про в 2014 на загальнодержавному та загальноцерковному сайт та служба «Галицька Русь». за темою Митрополит Ставропольський Кирил звершив панахиду за жертвами розкозачування У день пам " голова Синодального з звершив в на Бутовському Кирил Соловецького монастиря, де в " доручив облаштувати для та молитви Кирил Соловецького монастиря, де в " доручив облаштувати для та молитви Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Настоятелька милосердя м. Москви передала в дар святителя За Синодального з козацтвом у виставка «Козацтво у 1914-1918 рр.» У поминання загинули час на «Перли» Сербського на Вршич поминання Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3209726...

Память жертв концлагерей Терезин и Талергоф молитвенно почтили во Львове 5 сентября, 2013. Новостная служба 6 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Максима Сандовича, казненного без суда и следствия в этот день в 1914 году. В 1990-е годы он был канонизирован Польской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. 5 сентября. ПРАВМИР. В 99-ю годовщину Талергофской трагедии на Лычаковском кладбище Львова почтили память жертв концлагерей «Терезин» и «Талергоф», сообщает Патриархия.ru . У мемориала «Жертвам Талергофа», расположенного на территории историко-культурного музея-заповедника «Лычаковское кладбище», собралось много львовян, среди которых потомки заключенных «Талергофа», прихожане православных храмов Львова, галицкие православные скауты. Мемориал был построен в 1934 году по инициативе Талергофского комитета на частные средства, сейчас находится в стадии реконструкции. По благословению епископа Львовского и Галицкого Филарета протоиерей Роман (Коломийчук) в сослужении протоиерея Андрея (Гнатюка) отслужил панихиду. Отец Роман, обращаясь к собравшимся, подчеркнул, что заключенные Талергофа являются для всех православных примером стойкости в вере и верности заветам своих родителей и своего народа. Он призвал каждого молиться Богу, чтобы до конца жизни достойно пронести свой крест, как это сделали мученики Галицкой Голгофы. 6 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Максима Сандовича, казненного без суда и следствия в этот день в 1914 году. В 1990-е годы он был канонизирован Польской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Участники церемонии высказали мнение о необходимости отметить в 2014 году 100-летие Талергофской трагедии на общегосударственном и общецерковном уровне. 3 и 4 сентября 1914 года недалеко от австрийского города Грац перед заключенными, привезенными из Галиции, отворились ворота концентрационных лагерей «Терезин» и «Талергоф». Эти созданные властями Австро-Венгрии концлагеря стали первыми в Европе. По подсчетам историков, через «Талергоф» и «Терезин» прошли более 30 тысяч человек, в основном галицких русинов, значительная часть которых симпатизировали Православию и русской культуре, — священников, учителей, врачей, простых крестьян. Тысячи из них погибли в лагерях из-за нечеловеческих условий содержания, голода, болезней, пыток и казней. Еще много тысяч в лагеря не доехали, их казнили или замучили в селах, городах и тюрьмах Галиции на волне террора, охватившего многие края Австро-Венгерской империи с началом Первой мировой войны.

http://pravmir.ru/pamyat-zhertv-konclage...

Новости 5 сентября, 2013 В Мордовии сельский учитель спас двухлетнего ребенка Мальчик уже почти не дышал. Умелый мужчина на берегу незамедлительно начал оказывать ему первую медицинскую помощь. 5 сентября, 2013 Архиепископ Запорожский Лука возобновил чтение курса биоэтики в медицинском университете Первая лекция владыки Луки по сложившейся традиции была посвящена великому хирургу и священнику святителю Луке Крымскому, которому удалось объединить беззаветное служение Богу и человеку. 5 сентября, 2013 Проект «Живая поэзия/Круг лета Господня» стал победителем конкурса «Книга года – 2013» Времена года и русские традиции по-настоящему оживают в этом уникальном мультимедийном поэтическом приложении. 5 сентября, 2013 Прот. Александр Пелин: От военного удара по Сирии выиграют только представители исламского фундаментализма Мы опять получаем странный однополярный мир с усиливающимся исламским фактором, безудержной эскалацией напряжения, когда появляются сильно кровоточащие и незаживающие раны на религиозной почве внутри страны, ссорим целые поколения людей, хотя до войны Сирия являлась удивительным стабильным островком мира и спокойного сосуществования различных народов и религий. 5 сентября, 2013 Под Пензой отреставрировали часовню-усыпальницу поэта Михаила Лермонтова Свинцовый гроб поэта был доставлен в родовое имение в Тарханах в 1842 году из Пятигорска, где Лермонтов был убит на дуэли. Поэт был похоронен в подземном склепе рядом со склепами деда и матери. В 1939 году при подготовке к открытию музея власти решили вскрыть склеп Лермонтова и оставить его гроб для осмотра посетителям. К нему проложили вход, благоустроили, сделали ступени, и на протяжении последних 74 лет к гробу спускались люди. 5 сентября, 2013 Память жертв концлагерей Терезин и Талергоф молитвенно почтили во Львове 6 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Максима Сандовича, казненного без суда и следствия в этот день в 1914 году. В 1990-е годы он был канонизирован Польской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей.

http://pravmir.ru/category/news/page/431...

Неизвестная Польша HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Неизвестная Польша В мае 2001 году Сретенский монастырь посетили гости из Польши. В состав делегации Польской Православной Церкви прибывшей в Москву на открытие выставки икон Григория Новосельского входили отец Григорий Мисиюк из Белостока, Михаил Максимович Сандович, настоятель Краковского прихода Успения Пресвятой Богородицы прот. Виталий, известный православный хор «Октоих» и другие предствители Церкви и культуры. Гости из Польши у поклонного креста в Сретенском монастыре В мае 2001 года Сретенский монастырь посетили гости из Польши. В состав делегации Польской Православной Церкви, прибывшей в Москву, входили отец Григорий Мисиюк из Белостока, Михаил Сандович, внук священномученика Максима Сандовича , протоиерей Виталий, настоятель Краковского прихода Успения Пресвятой Богородицы. Они рассказали нам о жизни православных в Польше. - Отец Григорий, Вы служите в Белостокской епархии Польской Православной Церкви, в тех землях, где много коренного православного населения. Расскажите, пожалуйста, о жизни православных в Польше. Отец Григорий: Что касается Белосточины, в нашей епархии в 90-е гг. возобновилась монастырская жизнь в Супрасльской лавре , здания которой были заняты униатами, а затем католиками. Несмотря на различные трудности лавра была восстановлена. Там сейчас живет 20 монахов. Сейчас восстановлен взорванный в 1944 году немецкими войсками храм, построенный еще в XVI веке. На нем уже есть купола, совершались первые литургии. Из этого монастыря вышло уже три епископа. Возобновилась жизнь и в Красностоцком монастыре. Правда он теперь находится не в Красностоке, где все монастырские здания заняты католиками, а в Белостоке. Это женский Пречистенский монастырь. В нем находится Красностоцкая икона Божией Матери. Монахини занимаются рукоделием, шьют облачения, вышивают плащаницы, хоругви. Есть еще монастырь на Святой горе Грабарке. Он начал действовать после Второй мировой войны. Когда границы нашей Церкви изменились многие монастыри остались в Белоруссии или на Украине, а те которые остались на территории Польши были закрыты, разрушены, и их не разрешали восстанавливать. В те годы монахини из разных мест нашли пристанище на Святой горе Грабарке, где быдл основан Марфо-Мариинский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

«Моя единственная политика – святое Евангелие» Памяти священномученика Максима Горлицкого Матвей Славко Общерусская история полна героических, подвижнических страниц и личностей. И работа по их поиску и прославлению, слава Богу, ведется, не прекращается. В этом — и высшая справедливость воздаяния, и человеческая благодарность, и необходимость собирания всего нашего, русского, что было рассеяно и утрачено нами и по причине собственных помрачений, и при атаках врага. 24 декабря 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью. Синод постановил включить имя священномученика в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября. Священномученик Максим Горлицкий Максим родился 130 лет назад, 19/31 января 1886 года, в селе Ждынь в Подкарпатье, в семье лемков (до второй половины XIX века их чаще называли русинами, а сами они русинами называли себя и позднее). По-польски название села звучит как Здыня, Zdynia, как указано в справочниках; оно находится сейчас на территории гмины (волости) Усце-Горлицке Горлицкого повята (района) Малопольского воеводства. На Лемковщине всегда, даже в униатский период, старались сохранять память о единстве со Святой Русью, а себя именовали «русины», «руснаки», «руськие». Напомним, что фамилию Руснак носил и митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (1921–2011), сыгравший ключевую роль в историческом Харьковском Архиерейском Соборе 1992 года. В то время эти земли входили в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего священномученика Тимофей Сандович владел большим хозяйством и состоял псаломщиком в церкви, а мать – Кристина – была домохозяйкой. Мальчик окончил школу-четырехлетку в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а затем перешел в гимназию в городке Новы-Сонч. Рассказывается, что своей глубокой верой он привлек внимание однокашников по «Русской бурсе», организованной и поддерживаемой на добровольные пожертвования лемков: Максим имел обыкновение исполнять песнопения в честь Матери Божией, особенно на службах утрени и вечерни, а также удивлял соучеников стремлением стать монахом.

http://pravoslavie.ru/91537.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010