Другая отличительная черта «древней» комедии, обращавшая на себя внимание уже в более поздней античности, это – полная свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Высмеиваемое лицо либо прямо выводилось на сцену в качестве комического персонажа, либо становилось предметом язвительных, порой очень грубых, шуток и намеков, отпускавшихся хором и актерами комедии. Например, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как лидер радикальной демократии Клеон, Сократ, Эврипид. Не раз делались попытки ограничить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались безуспешными. Методом осмеяния общественных порядков и отдельных граждан остается карикатура. «Древняя» комедия обычно не индивидуализирует своих персонажей, а создает обобщенные карикатурные образы, используя при этом также и типические маски фольклора и сицилийской комедии. Это имеет место даже тогда, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в очень малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста») вообще с присовокуплением типических черт маски «ученого шарлатана». Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер. Чаще всего осуществляется какой-либо несбыточный проект изменения существующих общественных отношений; например, в комедиях Аристофана герой заключает во время Пелопоннесской войны сепаратный мир со Спартой для себя и своего семейства («Ахарняне»), основывает птичье государство («Птицы») и т. д. Сатира облекается в форму утопии. Самое неправдоподобие действия создает особый комический эффект, который еще усиливается частым нарушением сценической иллюзии в форме обращения актеров к зрителям. Объединяя комос с карикатурными сценками в рамках несложного, но все же связного сюжета, «древняя» комедия имеет очень своеобразное симметрическое членение, связанное со старинной структурой песен комоса. Комический хор состоял из 24 человек, т.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Языком прозы первое время оставался ионийский диалект. С конца V в. центр художественной прозы переходит в Афины, и функция общегреческого литературного языка закрепляется – на этот раз уже окончательно – за аттическим диалектом. 1. Историография Первый представитель художественной историографии, труд которого дошел до нас полностью, это – Геродот; древние сами называли его «отцом истории». Геродот родился около 484 г. в Галикарнассе, греческой колонии на малоазийском побережье, находившейся под властью карийских князей, вассалов Персии. Дорийская по своему этническому происхождению, колония эта являлась ионийской по культуре и языку. В молодости Геродот, принадлежавший к знатному и богатому роду, принимал активное участие в политической жизни своей родины но затем вынужден был покинуть ее; в начале 40-х гг. он предпринял. ряд путешествий по различным областям Греции и персидского царства, собирая по примеру ионийных логографов исторические и этнографические сведения о чужеземных народах. Он побывал и в греческих колониях северного Причерноморья, и в Египте, и в Финикии, и в Вавилоне, и во многих общинах европейской Греции, но второй, духовной родиной его сделались Афины. Здесь он сошелся с кругом Перикла, особенно с Софоклом, к которому он был очень близок по мировоззрению. Когда в 444 г. в южной Италии была основана, под руководством Афин, общегреческая колония Фурии, Геродот получил там земельный надел и право гражданства. К Афинам и их демократическому строю Геродот относится с величайшим сочувствием; заканчивая свой труд в напряженной политической обстановке начала Пелопоннесской войны, он усиленно выдвигает историческую роль Афин и их заслуги перед Элладой. Произведение свое автор называет «историей», что в переводе означает «изыскание». Впоследствии «история» Геродота получила заглавие «Музы» и была разделена на девять книг, соответственно числу Муз. Цель труда – «дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела, совершенные как эллинами, так и варварами, в особенности же – причина, по которой они вступили в войну между собой». Геродот является представителем чисто повествовательной истории; его изложение – рассказ о достопримечательностях земель и народов, о судьбах государств и отдельных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Но позднейший более древний общий язык есть аттический. Его развитие шло по двум параллельным течениям-литературного аттического языка и народного аттического языка: из них последний привел к особенно нас интересующему здесь «общегреческому языку» или Κοιν , к которой принадлежит и язык Нового Завета. Не представляет никакого чуда, что аттический язык приобрел выдающееся значение. По окончании Персидских войн (в 449 г.) Афины, благодаря мудрой, обдуманно-целесообразной политике Фемистокла, Кимона и др., сделались средоточным пунктом великого аттического морского союза. А соответственно мощи самих Афин, их значению в качестве торговой гавани и центра всех искусств и наук-приобрел столь же преобладающую важность и их язык. Союзники приходили в Афины, и Афиняне распространялись в областях союза чрез свои гарнизоны, чрез гражданские колонии и чрез общие союзнические предприятия под главенством Афин, чем постепенно утверждалось влияние их языка среди союзников. Уже выше мы видели, что ионийский диалект по причине своего древнего значения временно еще удерживал выдающееся положение, еще влиял на аттический диалект. Это мы усматриваем у историка Фукидида в его ионийском κηρ σαω вм. аттического κηρ ττω; в его неопред. наклонении цели, которое до него встречается уже, в смешанном языке Гомера, а после него в языке Н. З., между тем в аттической искусственной прозе совершенно оттесняется; в ??о το (ο ) с неопред. наклонением тоже для выражения цели, как то  опять находится и в Н. З. 18 . Равно сюда же принадлежит и дат. пад. действующего лица при страт. залоге. Этот период, который простирается до конца Пелопоннесской войны (431–404 гг.), можно наззвать древнеаттическим. Но вот пришло время, когда все, что могло что-либо значить стоить, устремилось в Афины, где аттический язык именно в таком своем качестве поднялся на степень собственно литературного языка. Горгий Леонтинский начал (около 427 г.) впервые писать поаттически. Приблизительно с года 400-го до р. Хр. тянется до года 350-го среднеаттический период, блестящими представителями которого могут служить такие мужи, как Лисий, Исократ, Ксенофонт и Платон, а древнейшим полноценным памятником его можно считать Псевдоксенофонтское сочинение De republica Atheniensi времени около 413 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

272 Хронология Фукидида в своем роде очень точна; она ориентирует читателя внутри временного отрезка, занятого Пелопоннесской войной (счет по летним и зимним кампаниям). См.: Жебелев С. Фукидид и его творения//Фукидид. История. Т. 1. М., 1915. С. LI- UV. Что отсутствует, так это единая точка отсчета. 273 Об универсальной влиянии идей Беросса на сирийскую, греческую, иудейскую и христианскую историографию см.: Dempf А. Die Geistesgeschichte der frühchristlichen Kultur. Wien, 1964. 284 Cp.: Patrides C. A. The Phoenix and the Ladder. The rise and decline of the Christian view of history..: Patrides C. A. The Phoenix and the Ladder. The rise and decline of the Christian view of history. Berkeley; Los Angeles, 1964; Bultmarm R. History and Eschatology in the New Testament//New Testament Studies. 1954. I. P. 5–16.erkeley; Los Angeles, 1964;.: Patrides C. A. The Phoenix and the Ladder. The rise and decline of the Christian view of history..: Patrides C. A. The Phoenix and the Ladder. The rise and decline of the Christian view of history. Berkeley; Los Angeles, 1964; Bultmarm R. History and Eschatology in the New Testament//New Testament Studies. 1954. I. P. 5–16.erkeley; Los Angeles, 1964; Bultmarm R. History and Eschatology in the New Testament//New Testament Studies. 1954. I. P. 5–16.ultmarm R. History and Eschatology in the New Testament//New Testament Studies. 1954. I. P. 5–16. 287 Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichtsund Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. München; mpf A. Sacrum Imperium. Geschichtsund Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. München; Berlin, 1929. S. 109.erlin, 1929. S. 109. 288 Здесь следует назвать разработанную стоиками моралистическую интерпретациио Гомера, методы которой были переняты неоплатониками. Эти же методы еще до христианских александрийцев перенес на Библию иудейский александриец Филон; у него, как и у Оригена , эллинистическая традиция толкования текста накладывается на иудейскую (остается, однако, неясный, не обязана ли «мидрашистская» и прогокаббалистская экзегеза своим рождением эллинистическому влиянию).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Отцом» истории со времен античности считается Геродот из Галикарнаса (ок. 484-425). Его произведение в эллинистическое время имело название «Музы» (по числу 9 книг, на к-рые оно было разделено), позднее - «История». Труд Геродота посвящен греко-персид. войнам и был доведен до событий 478 г. Помимо истории войны Геродот ввел в произведение обширный материал, посвященный жизни вост. народов, покоренных Персией. Геродот использовал личные наблюдения, полученные во время длительных путешествий по мн. странам, старался дать объективную картину событий и выяснить причины происходящих явлений, причем большое значение придавал року и воле божества. Афинянин Фукидид (ок. 460-396) описал события Пелопоннесской войны, участником к-рой он был (повествование доведено до 411). Фукидид впервые использовал историко-критический метод при оценке причин событий, тщательно отбирая и анализируя различные группы исторических источников. Так же как Геродот, он вводил в текст диалоги исторических лиц, что, с одной стороны, служило способом анализа событий, с другой - создавало образы людей, исполненные драматизма. Третьим великим историком был афинянин Ксенофонт (ок. 430-355), оставивший произведения разных жанров. Он продолжил труд Фукидида, доведя изложение греч. истории до 362 г. В соч. «Анабасис» описал поход греч. наемников под рук. персид. царевича Кира Младшего в глубь Персидской державы в 401 г., в к-ром сам принимал участие. Ксенофонт создал труды «Воспоминания», «Пир» и «Апология Сократа», посвященные памяти своего учителя, казненного афинянами. Вопросам ведения частного хозяйства и финансовой политики гос-ва были посвящены трактаты «Экономик» и «О доходах». Проблему сильной личности Ксенофонт пытался рассмотреть в энкомии «Агесилай», диалоге «Гиерон», историко-философском романе «Киропедия». Восхвалению политического устройства Спарты он посвятил трактат «Лакедемонская полития». Для произведений Ксенофонта характерен ярко выраженный субъективный подход, чего он сам не скрывал. В то же время лит. труды Ксенофонта стали воплощением нормативной аттической речи. Из авторов IV в. известны также Филист, автор «Истории Сицилии», Эфор, написавший «Всемирную историю», Феопомп, оставивший произведение «История Филиппа», посвященное царю Македонии.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

250 Гефест – бог огня и металлургии, супруг Афродиты. Ночник был, видимо, металлический и поэтому принадлежал Гефесту. 252 Питталак – историческое лицо, упоминаемое в речи Эсхина (IV в. до н. э.) «Против Тимарха». Здесь – в значении развратник. 253 Куропатки считались домашней птицей (Элиан. О природе животных, IV, 16). Один из бесчисленных вариантов «общего места» – о смерти ручного животного (у Катулла – о смерти воробья, у Овидия – о смерти попугая, у Мелеагра – ручного зайца). 254 В классической Греции коты были мало распространены, в Константинополе они начали заменять ласок при истреблении крыс и мышей, и называли их латинским словом γττος (или κττης) 256 Лайда – прославленная Коринфская гетера (V в. до н. э.), упоминаемая многими авторами. Павсаний (II, 2, 4) описывает ее могилу в кипарисовой роще вблизи Коринфа, украшенную скульптурой львицы, державшей в передних лапах барана. 259 В рукописи есть указание на то, что Евгения – сестра Агафия. Любопытно, что на могилу этой женщины, которая не могла не быть христианкой, автор, по традиции, призывает языческих богинь. 260 Не понятно, почему Агафий обращается к историческому факту десятивековой (для него) давности. Во время Пелопоннесской войны в 428 г. до н. э. от Афин отошел их важный союзник город Митилена на Лесбосе. Для усмирения восставших был послан из Афин стратег Пахес, который жестоко расправился с городом в назидание другим союзникам. Историки (Фукидид, Диодор Сицилийский), рассказывающие об этом событии, не упоминают случая с женщинами. Есть предположение, что сюжет заимствован из утраченных «Милетских рассказов» Аристида (I в. до н. э.). 267 Подданные Византийской империи (ромеи) всегда считали себя наследниками Рима. Чувство римского патриотизма, гордости величием своего государства свойственно и стихам, и прозе малоазиатского грека Агафия. 268 Имеются в виду войны, которые император Юстиниан вел с варварами: с вандалами в Африке (533–535 гг.), с готами в Италии (535–540 гг.), которая с точки зрения греков была расположена на Западе – Геспере, и с персами (527–532 гг.), страну которых Агафий, ради архиазации, называет Мидией.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Стремился к усилению Делосского союза; руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы. 926 Gouhier H. Vision rétrospective et intention historique//La Philosophie de l’Histoire de la Philosophie. Rome-Paris, 1956. P. 133–141. 927 Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основной труд «Постижение истории» (т. 1–12,1934–1961). 930 Моммзен (Mommsen) Теодор (1817–1903) – немецкий историк, иностранный почетный член Петербургской АН (1893); автор многочисленных работ по истории Др. Рима и римскому праву. В главном труде «Римская история» изложил, в основном, военно-политическую историю Рима до 46 г. до н. э. и дал обзор истории римских провинций. Нобелевская премия по литературе (1902). Тэн (Taine) Ипполит (1828–1893) – французский философ, социолог искусства, историк; родоначальник культурно-исторической школы. 931 Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875–1965) – немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. В 1913 г. организовал госпиталь в Ламбарене (Габон). Исходный принцип мировоззрения Швейцера – «преклонение перед жизнью», как основа нравственного обновления человечества. Нобелевская премия мира (1952). 932 Berlin Isaiah.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   Пятикнижие не дает на этот счет никаких указаний. Отношение различных народов к этому вопросу различно. Греки не считали грехом уничтожение зародыша в матке (Arist. Polit. VII. 16), у римлян (Cic. Pro cluen. II) и у германцев (Тас. Germ. 19) наоборот.    Разработанное Платоном в диалоге «Федон» представление о теле как темнице души. Тж. Bel. lud. II. 8, 7; VII. 8, 7.    Дан перевод на основании текста, приведенного у Евсевия.    Чис 19.11; 14; 18. Истолкование, которое дает Иосиф этому обряду, эмоционального свойства.    Нет в Пятикнижии.    Niese сомневается в принадлежности этого места Иосифу.    Имеются в виду прозелиты.    Об этом в Пятикнижии не сказано.    Об этом в Законе ничего не сказано.    Возможно, имеется в виду кастрация животных (Лев. 22.24).    В Законе этого нет.    G. Giangrande «Emendations to Josephus Flavius» Clas. Quart. 12 (1962) p. 117, вместо слов επι δουλοις предполагает чтение επιβουλοις, т. е. «к злоумышляющим».    Как на состязаниях в Олимпии.    Как на Немейских и Истмийских играх.    О бессмертии души Иосиф говорит также в Bel. lud. III. 374 и Antiquit. XVIII. 14.    Niese не уверен в подлинности этого места.    Ср. Diog. Laert. III. 24.    Plat. Tim. 28c.    Законодательство Ликурга оставалось действенным в продолжении приблизительно четырех веков, до начала пелопоннесской войны.    То есть от Моисея до Тита.    То есть илотов.    Имеется в виду битва при Сфактерии (Thuc. IV. 38).    Ср. перевод LXX (Исх 22.28) — θεους ου κακολογησεις. Тж. Antiquit. IV. 207 и Phil. Vita Mos. II. 205; De spec. leg. I. 53.    Cp. Hom. Il. 1, 399, XIV. 247; XV. 18 и др.    Ср. Cic. De nat. deor. I. 30 (83): Iovem semper barbatum, Apollinem semper imbirbem.    Гефест.    Афина.    Apec.    Аполлон и Артемида.    Hom. Il. V. 335 ff; 375 ff.    Зевс и его смертные возлюбленные Даная, Ио, Лето, Семела.    Hom. Odyss. 8, 266—368.    Hom. Il. XIV. 312 ff.    Посейдон и Аполлон (Hom. Il. XXI. 442 ff; Apollod. XXI. 448 ff).    Феб (Hom. Il XXI. 448).    Титаны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

— Что поделать, в европейской ментальности нет иного способа отнестись к этому, кроме идеи равенства культур. А та недостаточна и превращается в невротическое вытеснение инаких. — Русская культура могла, не будь она так разрушена. В русских есть ресурс эмпатии. — Могла бы — что? Русская культура в классический период, честно говоря, мало отзывчива. Она не восприимчива к инокультурному, хотя утверждает обратное и гордится «всечеловечностью». — Да-да. Это от одержимости «вселенскостью». Нам трудно принять, что великая русская культура, ее сказочное развитие в XIX веке началось попросту с переводов! Пушкин, Жуковский на три четверти — переводы или оригинальные пересоздания чужих текстов. И минойская культура в чем-то «пересоздательница» египетской, которая, даже застыв, была невероятно изысканной. Понятие великого локализовано в столь малом, что человек, летящий самолетом, уже не ищет всемирности в пространственно ничтожных пределах. — Видел я пролив между о. Саламин и Афинами — лужа шириной с Лужники, и понял, как жители «подбадривали воинов криками». Они могли не только подбодрить, но и камнем с берега врагу запустить в глаз. И в этой потешной луже прошла битва, определившая ход европейской истории! — Что показывает, какую роль со времен греков в человеческой истории играет воображение. При наших пространствах и бездорожьях, читая «Одиссею», трудно усвоить, что это за лоскуток моря. А ведь все в «Одиссее» видится гигантским. Колоссальное странствие с приключениями и столкновениями. Гомеровский мир — вещь непостижимая, как путешествие морем, прозрачным до самого дна: тоже момент моего крымского мироощущения. И снова заблуждение — будто эллинская культура лежит в основе всей новой европейской цивилизации. Но она же была самодостаточной, жила в своих пределах и в них же себя полностью израсходовала. Вот и «тупик истории культуры». Эллинская культура уничтожила саму себя в Пелопоннесской войне. Лишь благодаря тому, что новоевропейская цивилизация стала развертываться в Мир, включенные в нее Возрождением античные предшествия стали восприниматься как всемирно исторические. Когда локальная цивилизация Европы двинулась завоевывать Мир, Античность попала в истоки всемирной истории, но сама Греция стала периферийной страной. Так что зря мы глядим на греков как на отцов европейского общества.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заявления Джонсона о «русофилии» отдают лицемерием 23.12.2017 674 Время на чтение 7 минут СССР " title="" hspace="" width="" height="" align=""/> «Я русофил, русофил убежденный. У меня есть предки здесь, в Москве», - убеждал глава британского МИДа Борис Джонсон на совместной пресс-конференции с Сергеем Лавровым. Переговоры Лаврова с британским коллегой больше всего запомнились не столько политическими результатами (которых особенно и не ждали), сколько серией ярких высказываний и взаимных уколов. Похоже, что стороны заранее не рассчитывали на прорыв. Еще в ходе открытия встречи Лавров констатировал : отношения России и Великобритании находятся на очень низкой отметке, и причиной тому стала не позиция Москвы. Джонсон же еще перед своей поездкой заявлял, что «ни на секунду не верит в то, что можно перезагрузить отношения с Россией». «Мы помним трагическую историю Хиллари Клинтон и ее - буквально - «кнопку перезагрузки» отношений с Россией», - напомнил глава МИД Британии. Вообще шумиха вокруг встречи министров начала раскручиваться еще до ее начала. Британец отметился заявлением, что при прочтении истории Пелопоннесской войны Фукидида сравнил «Афины и их демократию, их открытость, их культуру и цивилизацию» с США и Западом, а закрытую и воинственную Спарту - с Россией. Рассказал министр также и о том, что Москва пытается дестабилизировать Европу. Кроме того, член британского парламента Крис Брайант в открытом письме Джонсону порекомендовал не брать в Россию мобильный телефон или другие устройства связи с доступом в интернет, быть начеку с напитками и едой, не пользоваться лифтом в одиночку. А также опасаться того, что его могут попытаться выбить из колеи с помощью алкогольных напитков и «ложного дружелюбия». В целом атмосфера специфического британского юмора сопровождала и поездку главы лондонской дипломатии в Москву. Некоторые оставили пальто при себе Прибыв в Москву, Джонсон в своей фирменной эксцентричной манере демонстрировал дружелюбие - или, во всяком случае, иронически изображал его. В частности, он настаивал, что вовсе не сравнивал Россию с древней Спартой (которая, по логике Джонсона, являла собой что-то однозначно отрицательное). «Я говорил о Советском Союзе, который я видел в своем детстве», - рассказал Джонсон.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/23/za...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010