Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 19. C. 254. 349 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 227. 352 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 24. C. 257. 354 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 42. C. 265. 355 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 236, 237. 358 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 260, 261. 360 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 27. C. 258, 259. 362 Васильевский В.Г. Материалы по внутренней истории Византийского государства//Васильевский В. Избранные труды по истории Византии. Т. 2. C. 672, 673, 680. 367 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 26. C. 258. 371 Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. C. 74. 373 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 250. 375 Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I–VII веков хиджры. C. 201, 206, 207. 377 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 45. C. 266. 379 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 256. 386 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Романа. Глава 40. C. 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) История Македонской династии делится на два периода, неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжается с 867 по 1025 год – год смерти императора Василия II. Второй – короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии. Первый период был самым блистательным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II. В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же – приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии. После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056–1081 годов. С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу. Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала. Вопрос о происхождении Македонской династии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

О египетских иероглифах Египетская письменность имеет рисуночный облик, который остался неизменным лишь в так называемом монументальном иероглифическом письме. С развитием быстрого письма появляется тип иератического, или жреческого, письма, в котором рисуночное сходство просматривается только отчасти. В повседневном употреблении часто использовались скоропись, или демотическое письмо, при которой знаки как бы сглаживаются, теряют свой явный рисуночный характер. Именно к древнеегипетской письменности впервые применяется понятие «иероглифики», которое мы встречаем у Климента Александрийского ( ερογλυφικ γρμματα – букв. «священные вырезанные письмена»). Греки вообще с большим уважением относились к рисуночному письму египтян, воспринимая его как нечто сакральное. Ещё Геродот называл его ρ γρμματα , что значит «священные знаки». Египетское царство возникло приблизительно IV тыс. до н. э., что хронологически соответствует так называемому додинастическому периоду. Традиционная периодизация истории Египта выглядит следующим образом: – Раннее царство (I–II династии): 3000–2778 гг. до н. э.; – Древнее царство (III–VI династии): 2778–2263 гг. до н. э.; – Первый переходный период (VII–X династии): 2263–2070 гг. до н. э.; – Среднее царство (XI и XII династии): 2170–1785 гг. до н. э.; – Второй переходный период (XIII–XVII династии): 1785–1580 гг. до н. э.; – Новое царство (XVIII–XX династии): 1580–1075 гг. до н. э.; – Третий переходный период (XXI–XXVI династии): 1075–656 гг. до н. э.; – Позднее царство (XXVII–XXX династии): 656–332 гг. до н. э., до завоевания Египта Александром Великим (Македонским). Наиболее важные социально-политические и культурные достижения относятся к самым ранним периодам существования египетского государства. После V-й династии (2500–2300 гг. до н. э.) мы не обнаруживаем новых идей, оригинальных социальных или культурных концепций. Египетская мысль занята в последующие периоды развитием и преумножением наследия прошлых веков. Древний Египет отличался исключительным географическим положением, позволявшим ему развиваться в относительной безопасности от внешних врагов: от воинственных пришельцев его защищали море и пустыня. Кроме того, жизнеобеспечивающей хордой страны являлась река Нил, служившая одновременно источником плодородия земель и важнейшим элементом инфраструктуры.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

XIV. Синхронистическая таблица важнейших событий от исхода израильтян из Египта Гг. Избранный народ Египет1491 Исход XVIII Династия Тотмес IV1451 Вступление в землю XIX обетованную династия 1100 Помазание Саула на царство XXI династия1060 Воцарение Давида1020 Воцарение Соломона Фараоны Пинотем и Писевхан980 Разделение царства XXII династия Сусаким I 923 Ахав израильский Узаркон (Зарай) I885 Воцарение Ииуя Узаркон II и истребление дома Ахавова 722 Взятие Самарии XXIV династия и гибель царства Израильского700 Осада Иерусалима Саргон ассириянами при ассирийский. Езекии XXV династия. Тиграк 640 Иосия и его XXVI династия преобразования Псамметих I 609 Иоахаз Нехао588 Разрушение XXXI династия Иерусалима и падение цар. Иудейского539 Падение Вавилона Амазис536 Указ Кира об Псамменит. Камбиз освобождении в Египте Иудеев из плена (525г.)474 Есфирь и XXVII династия перс. Мардохей457 Деятельность Афиняне в Египте Ездры 332 Иудеи под Покорение и Египта греческим македонянами. владычеством Основание Александрии (332г.)312 Иудеи под Птоломеи в Египте властию египетских (с 323г.) царей 167 Независимость Птоломей Иудеев при Евергет II. Асмонеях Птоломей XI (80–51)63 Иудеи под Клеопатра. Римским Обращение владычеством Египта в римскую провинцию (30)37 Ирод Великий Азиатские народы Европейские народыОснование Тира Кекропс, основатель Афин Навуходоносор I вавилонский (1150) Взятие Трои (1180)Хирам ТирскийОснование Дворяне в Дамасского царства Пелопонесе Ефваал, Илиада царь тирский и Гомера сидонский Ликург в Спарте (776)Салманассар IV Основание Рима (750). ассирийский Конец первой мессенской войны (723)Саргон Нума-Помпилий ассирийский. (715–672). Сеннахирим Основание ассирийский. Македонского Сарданапал (Сарак) царства и падение Ниневии (625) Набополассар, Вторая мессенская основатель война. Драконово Вавилонской законодательство в монархии (625) Афинах (624) Навуходоносор Солон в Афинах в Вавилоне (594). Пизистрат в Афинах Валтасар в Вавилоне Крез в Лидии и взятие Вавилона (568). Тарквинилий Киром Гордый в Риме Дарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

XIX династия. 1100 Помазание Саула на царство. XXI династия. Рамзес III. Навуходоносор I вавилоиский (1150). Взятие Трои (1180). 1060 Воцарение Давида. Хирам Тирский. 1020 Воцарение Соломона. Пинотем и Писевхан фараоны 980 Разделение царства. XXII династия. Сусаким I. Основание Дамаскского царства. Доряне в Пелопонесе. 923 Ахав израиль- ский. Узаркон (Зарай) I. Ефваал, царь тирский и сидонский. Илиада Гомера. 835 Воцарение Ииуя и истребление дома Ахавова. Узаркон II. Салманассар II ас- сирийский. Ликург в Спарте (776). Основание Рима (750). 722 Взятие Самарии и гибель царства Израильского. XXIV династия. Салманассар. IV ассирийский. Саргон ассирийский. Конец первой мес- сенской войны (723). Иума-Помпилий (715 –672). 700 Осада Иерусалима ассириянами при Езекии. XXV династия. Тиргак. Сенпахирим ассирийский. Сарданапал (Сарак) и падение Ниневии (625). Основание Македонского царства. 640 Иосия и его преобразования. XXVI династия. Псам- метих I. Нехо. Набополассар, основатель Вавилонской мопархии (625). Вторая мессенская война. Драконово законодательство в Афинах (624) 609 Иоахаз. 588 Разрушение Иерусалима и падение царства иудейского. XXVI династия. Навуходоносор II в Вавилоне. Солон в Афинах (594). 539 Падете Вавилона. Амозис. Валтасар в Вавилоне и взятие его Киром Пизистрат в Афинах, Крез в Лидии, Тарквиний Гордый в Риме. 536 Указ Кира об освобождении иудеев из плена Псаммевит. Камбиз в Египте (525). Дарий. Ксеркс (485–465) Поликрат, тиран Самосский (532–522). 474 Есфирь и Мардохей. XXVII династия персидская Артаксеркс I. Конец персидских войн в Греции 457 Деятельность Ездры. Афиняне в Египте. Геродот (484–407). Перикл (444). Законы XII табл. в Риме. 332 Иудеи под греческим владычеством Покорение Египта македонянами. Основание Александрии (332). Покорение Азии македонянами Александр, Македонский (336–323). 312 Иудеи под властью египетских царей. Птоломеи в Египте (с 323 г.). Селевкиды в Азии Кассандр в Македонии. 203 Иудеи под сирийским владычеством. Птоломей V Епифан (205–181)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И вот царь, собрав все эллинские и римские гражданские законы, расположил их только в 60 книгах, сохранив то, что было нужно для потребностей ромэйской гражданственности, и устранив все излишнее и вышедшее из практики. Подчеркнутое место хорошо выражает систему эволюции права в Византийской империи. Первым обширным предприятием в смысле урегулирования древнего законодательства и толкований на него римских юристов была законодательная деятельность Юстиниана, о которой была речь в своем месте. Известно, что кодекс Юстиниана пережил самое Византийскую империю и перенес имя великого законодателя во все концы известного культурного мира. Но и это законодательство с течением времени стало слишком громоздким и неприменимым к новым условиям и новым формам жизни, которые постепенно изменяли и Римскую империю. В особенности римские правовые нормы встретились с чуждыми им и упорно отстаивавшими свою оригинальность греческими и другими инородческими правовыми воззрениями и восточными народными обычаями, которые дали место появлению особых правовых сборников и руководств по судебной практике. На этой же почве развивались и те законодательные предприятия, которые имели место как при царях-иконоборцах, так и при Македонской династии. Чтобы дать некоторое представление об этой стороне культурного влияния византинизма на Востоке Европы, необходимо войти в некоторые подробности самого процесса происхождения законодательных памятников, характеризующих рассматриваемую эпоху. Роль основателя Македонской династии в законодательной деятельности, может быть, несколько преувеличена в предании, так же как значение его в военном деле и в администрации. Это предание, в общем весьма неблагорасположенное к иконоборческим царям и главным образом идущее от писателя, весьма близко стоящего к Василию, разумеем его внука Константина Порфирородного, весь подъем византинизма в конце IX и X в. желало отнести к инициативе первого царя новой династии. На самом деле нельзя не видеть, что Василий вступил в обстановку, уже достаточно приготовленную предыдущим развитием, иначе он не мог бы иметь вокруг себя таких деятелей, какими богато его царствование, и создать такое движение в сфере научной, художественной и законодательной, какое происходит в это время 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

2. Совместное действие многих официальных кодексов. – Рядом со всеми этими новеллами, простагмами и хризовулами действовали, конечно, законодательные сборники или официальные кодексы. Первой новеллой Льва Мудрого 1602 было предписано, чтобы судьи, воздерживаясь от применения законов, уже отмененных, а основывали свои решения на прочих древних законах, выбранных отцом его и им самим (Прохирон, Василики), а также и на вновь изданных постановлениях. В другой новелле 1603 он предписывает табулариям отчетливое знание 40 титулов руководства (Прохирона) и 60 книг законов (Василик). Таким образом, в качестве действующих кодексов были признаны: Прохирон (а может быть и Эпанагога, как второе издание Прохирона), Василики и новеллы самого Льва, изданные им в виде особого сборника. Но этими распоряжениями Льва не исключалось употребление старых Юстиниановских сборников и его новелл; ибо все вышеупомянутые кодексы так или иначе были основаны на Юстиниановском праве. Действительно, мы имеем положительные доказательства, что до конца XII в., рядом с вышепоименованными кодексами Македонской династии, употреблялись и сборники Юстиниановского права, конечно, в обработке византийских профессоров и юристов 1604 . В императорских новеллах по крайней мере до самого XII в. встречаются следы употребления Юстиниановских книг, как они изложены учеными юристами 1605 . Только во второй половине XII века, во времена Вальсамона 1606 , при Мануиле Комнене было отдано решительное предпочтение Василикам в сравнении со сборниками Юстиниана. В 1166 году Мануил Комнен уже рекомендовал судьям употребление Василик 1607 . так что ко времени латинского завоевания, а тем более после него, Юстиниановское право было совершенно вытеснено сборниками Македонской династии. 3. Частные сборники. – Кроме этих официальных кодексов до самого падения империи продолжали действовать еще многочисленные частные сборники, составленные частными лицами. Появляться подобные сборники начали еще в предшествовавшем периоде. После Льва Мудрого они приобретают большое распространение и к концу рассматриваемого периода, т. е. ко временам упадка и падения империи, приобретают уже более широкое практическое употребление, чем многотомные, темные, отрывочные, трудные для переписки, вообще неудобные Василики. Сами по себе эти частные сборники представляли или выборку из различных официальных сборников, или переделку и сокращение каких-нибудь больших сборников, напр. Василик. Почти каждый из официальных сборников Исаврийской и Македонской династий подвергался такой переделке. Мы перечислим эти переделки в хронологическом порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

СЕРЫ: сирии , Σρες – наименование китайцев у античных авторов. См. [Хаусиг, 59–71]. В ПВЛ (вступит. часть), заимствовавшей это место Врем, также сирии . В совр. переводе ПВЛ промах: «сирийцы» (ПВЛ, 33). И50 ГЕЛЫ – скифское племя, кочевавшее к западу от Каспийского моря HA HE ОЧЕНЬ СИЛЬНЫХ ЗВЕРЕЙ: зври зло И50 14 на месте τ μ λαν σχυρτατα τν θηρων Б38 23 «не очень сильных зверей». Так, с отсутствующим отрицанием, то есть с обратным смыслом, это место заимствовано из ХГА в ПВЛ; о гелах в ПВЛ говорится так: въ нихъ же с ть храбры жены ловити зврь крпкыи (ПВЛ, 32; по Лавр. сп. л. 5об.) Так и в совр. переводе в цитируемом издании, без комментария. В Лет оплошности нет: вь ных же иже на рати брань творе и ловите иже не зло крпка вь зврехь ЛМ14 18 . АРРИДЕЙ – единокровный слабоумный брат Александра Македонского, был провозглашен царем (323–316), получил второе имя Филипп. АНТИПАТР – верховный правитель европейской части империи Македонского, получивший власть над Македонией, Фракией и Грецией (ум. в 319 г.) ПТОЛЕМЕЙ ЗАЯЧИЧ – Птолемей I Сотер, сын Лага, военачальник Александра, основатель династии Лагидов в Египте (323–285). В пер. зачичь – результат прочтения собств. имени Λγου род. как λαγο род. «зайца» и оформление отчества на русский лад. To же на И199, 299. В слав. пер. Малала VIII. 196: птоломю, прирокомъ лаговоу, астрономоу [Малала Истр., 219]. ФИЛОТА – сын Пармениона, старейшего соратника и полководца Александра Македонского, начальник его конницы в походах. Был казнен по подозрению в заговоре против Александра в 330 г. АНТИГОН – Антигон I, полководец Александра, самый могущественный правитель после смерти последнего, основатель династии Антигонитов в Азии (306–301). КАССАНДР – род. ок. 355 г., старший сын Антипатра, после смерти отца не получивший власти в Македонии и боровшийся за нее (306–297). ЛЕОННАТ – наместник Каппадокии и Пафлагонии, убит Антигоном в 316 г. ЛИСИМАХ – царь Ионии и Фракии (306–281), царь Македонии с 285 г., пал в битве с Селевком I Никатором при Курупедии (в Лидии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10:20. Персия, Греция. Как и в гл. 8, здесь подразумевается последовательность империй, в которой Греческая империя Александра Македонского пришла на смену Персии. 10:21. Истинное писание. Эту книгу сравнивают с вавилонскими «Таблицами судеб», которые, как считалось, содержали в себе и направляли ход истории земли и вселенной (см. коммент. к 7:25). Характер этих «Таблиц» не только согласуется с материалом, изложенным в гл. 11, но и отвечает введению к этому материалу в 11:2, где представленная информация определяется как «истина». 11:1–45 Цари с севера и юга 11:2. Четыре персидских царя. Кир уже был царем во время этих событий, поэтому его не следует рассматривать среди этих четырех. Его непосредственными преемниками были Камбиз, Смердис (Бардия/Гаумата), Дарий, Ксеркс и Артаксеркс. Семь других царей, которые взошли на царский престол после Александра Македонского, правили в самом конце существования империи. Последним был Дарий III. Бесспорно, Ксеркс превосходил всех этих царей богатствами и наиболее активно воевал с греками. Этот отрезок персидской истории продолжался около семидесяти лет. 11:3. Могущественный царь. Могущественный царь – это не кто иной, как Александр Македонский. Этот текст был написан спустя почти 130 лет после окончания правления Ксеркса, в 336 г. до н. э., когда Александр Македонский занял царский престол в Македонии. Спустя пять лет его воинская доблесть опрокинула Персидскую империю и положила начало господству Греции. 11:4. Четыре ветра небесные. Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., и двадцатилетняя борьба за власть закончилась разделением империи на четыре части (см. коммент. к 8:22). Два государства образовались в районе Эгейского моря (Кассандр стал правителем Греции и Македонии, Лисимах – Фракии) и два на Ближнем Востоке (Птолемей стал правителем Египта и Палестины, а Селевк – Сирии, Месопотамии и Персии). Династия Птолемеев далее представляет «южного царя», а династия Селевкидов – «царя северного». 11:5. Птолемей I Сотер (305–285 гг. до н. э.). Далее в центре рассмотрения находятся два царства (Египет Птолемеев и Селевкия), которые граничат с Палестиной. Птолемей на протяжении почти двадцати лет выступал в роли (уже с 312 г. до н. э.) влиятельного посредника и зачинщика в борьбе разных сил, но Селевк представлял в этом противостоянии более сильную сторону и обладал более обширным царством. Предпринятая Птолемеем в 321 г. до н. э. военная акция привела к разгрому первоначально сложившейся группировки, захватившей власть после смерти Александра Македонского. Одно из своих немногих поражений он потерпел в 309 г. до н. э. при попытке выступить против Антигона (предшественника Селевка). К 306 г. до н. э. стало ясно, что он переоценил свои возможности, и ему пришлось вернуться на прежние позиции и пере группировать силы. Тем не менее в 306 г. до н. э. он провозгласил себя царем Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Таким образом Эклога произвел заметную реформу во многих отделах Юстинианова права. Во все время царствования Исаврийской династии Эклога заступала у византийских юристов место Юстиниановских Институций, служила руководством при юридическом преподавании. В виду такого практического значения она не раз была подвергаема переработке. При Македонской династии снова вошло в честь Юстинианово право и Эклога была осуждена на искажение его норм. Тем не менее большая часть нововведений Эклоги была усвоена и законодательством императоров Македонской династии напр. уложение об уголовных наказаниях 11 . К тому же времени наука относит происхождение и другой Эклоги – Избрания из законов Моисея. В рукописях канонического и юридического содержания эта вторая Эклога помещается обыкновенно рядом или в связи с первой Эклогой. Кроме того Эклога законов Моисея вошла в состав особого дополнения в Эклоге Льва и Константина, которое в рукописях очень часто присоединяется и к подлинному ее тексту и к позднейшем частным переработкам ее. Кроме указанной внешней связи с Эклогой Льва, Эклога законов Моисея имеет и внутреннее родство с ней. Эклога Льва полагает в основание своих постановлений Закон Божий, изложенный в книгах Ветхого и Нового Завета. Предисловие к Эклоге Льва наполнено библейскими местами о правосудии, между прочим и такими, какие находятся в первой главе Эклоги законов Моисея. В самых постановлениях Эклоги Льва встречаются цитаты из книг Ветхого Завета. В виду такого характера постановлений Эклоги Льва Эклога законов Моисея является соответственным дополнением к ней, которое было тем более не излишне, что Эклога далеко не обнимала собою всего действовавшего тогда византийского права и нуждалась в добавлениях. Указанные выше факты и соображения в достаточной степени оправдывают научное предположение, что происхождение Избрания законов Моисея всего естественнее связывать с Эклогой Льва и Константина 12 . 22. Сборники специальные Кроме сборников, содержащих в себе нормы касательно общего строя церковной жизни, есть еще сборники специальные, относящиеся только к одной какой-нибудь стороне церковной жизни. Таковы церковные уставы, определяющие порядок общественного и частного богослужения, монастырские уставы, определяющие порядок монашеской жизни и покаянные номоканоны, содержание правила-наложения церковной епитимии на касающихся. Церковные уставы относятся более к науке о Богослужении; поэтому на них мы не будем останавливаться, мы обратим внимание только на уставы монастырские и покаянные номоканоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010