Глава 10. Законодательство царей Македонской династии. Новеллы. Крестьянская община Есть полное основание выделить период Македонской династии в истории Византии и назначить ему совершенно самостоятельное место. Но это не потому, чтобы преемники Василия принесли на трон гениальность, или особенную даровитость, или хотя бы административные способности. Хотя ни сын, ни внук, ни даже правнук основателя династии не имели тех качеств, коими достигается величие и могущество и приобретается уважение современников и потомства, тем не менее период, в который мы вступаем с настоящей главы, необходимо признать кульминационным в истории византинизма. С конца IX и в течение X в. византинизм развился до конечных пределов, сказав свое последнее слово в законодательстве, литературе и искусстве и приобщив к христианской культуре новые народы. С этой точки зрения вполне основательно обозначение этого периода как «Высший расцвет восточноримского могущества при армянской династии» или еще «Век расцвета» 247 . И тем любопытней эта, можно сказать, общепризнанная слава македонского периода, что в военном отношении преемники Василия были далеко ниже посредственности и во внешних делах не только не возвысили положения империи, но, напротив, многое бы потеряли, если бы только выдающиеся военные люди X в., Никифор Фока и Иоанн Цимисхий, своими блестящими военными делами не удержали за империей занимаемого ею международного положения. Лев Мудрый и сын его Константин – это были кабинетные люди, вся деятельность которых исчерпывалась в сущности знакомством с книжными сокровищами царской библиотеки и редко простиралась за стены столицы и далее подгородных дачных мест. Ясное дело, что культурная жизнь империи и постепенное движение науки и искусства в X в. мало зависели от современных царствующих лиц, а находились под влиянием импульса, какой дан был византинизму ранее Македонской династии и который был в состоянии воспитать такую научную силу, как патриарх Фотий и его сотрудники. Хотя мы лишены средств разобраться в исходных моментах рассматриваемого движения, но нельзя не видеть того, что с эпохой, падающей на Македонскую династию, в разных проявлениях культурной жизни византийского общества начинают сказываться такие элементы, каких прежде не было в наличности. Кроме того, и в политическом отношении византинизм X в. одушевлен другими началами, чем в предыдущую и последующую эпохи: в нем нет той исключительности, сухости, односторонности и холодного эгоизма, с каким он выступает в VI или XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

А.М. Величко LIV. Император Михаил VI Стратиотик (1056–1057) Глава 1. «Старик», патриарх и мятежные полководцы. Завершение Македонской династии Так получилось, что после всех дворцовых интриг и приключений последним представителем блестящей Македонской династии стал человек, не имеющей к ней по крови никакого отношения. Краткое царствование императора Михаила VI, заурядного в самом привычном смысле этого слова человека, не лучше и не хуже других Римских царей, представляет интерес в совершенно конкретном аспекте. Так сложилось, что именно на период его правления приходится самая яркая и наиболее опасная для Римской империи по последствиям вспышка «византийского папизма». Традиционное для последних столетий противостояние патриарха и василевса, ранее с успехом погашаемое силой и авторитетом императорской власти, сменилось таким положением дел, что политический статус царя и сам выбор конкретного императора стали целиком и полностью зависеть от Константинопольского архиерея. И до Михаила Керуллария, и после него столичный престол занимали сильные личности, ни на минуту не сомневающиеся в истинности «Константинова дара» и доставившие царям немало забот. Но, объективно говоря, на 1057 г. приходится высший успех «византийского папы» – никто так не был близок к достижению заветного идеала полного подчинения себе всей власти в Римской империи, как Михаил Керулларий, и ни перед кем из патриархов так не трепетали цари. Впрочем, не будем опережать события и вернемся к изложению царствования нового монарха. Что можно сказать о Михаиле VI? Как говорят, это был выходец из знатного аристократического рода, воздержанный, спокойный, благочестивый. Он с малолетства служил в армии, воевал, а потом занимал довольно высокую должность при царском дворе, имея титул патрикия. При внешнем благодушии василевс имел твердый и решительный характер, позволяющий ему противостоять сильным врагам. Выбирая его своим преемником, царица Феодора, естественно, учитывала эти качества. Однако при всех достоинствах Михаилу VI был присущ природный недостаток, от которого, увы, не смог еще уйти ни один человек. Он был очень стар, а потому едва ли мог в полном объеме принять на себя груз ответственности за судьбу Римской империи. Точный возраст Стратиотика по-прежнему составляет предмет дискуссий, но, как говорят, на его голове не было ни одного волоса, что позволяет сделать соответствующие выводы 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники Уже упоминавшаяся выше (с. 204) хроника Симеона Логофета , доходившая, по всей видимости, до смерти Романа Лакапина (948 г.), обнаруживает дружественную направленность по отношению к этому императору; в некоторых изводах этой чрезвычайно часто переписывавшейся хроники к основной части произведения в позднейшее время делались дополнения, которые доходят вплоть до второй половины XI в., а иногда и дальше, но по существу уже не имеют большого значения. Четвертая и последняя книга Иосифа Генесия описывает время Михаила III и Василия I. Будучи памятником официальной историографии Македонской династии, этот весьма важный с исторической точки зрения труд несет в себе ярко выраженную тенденцию прославления родоначальника Македонской династии и принижения убитого им Михаила III. То же относится и к хронике Продолжателя Феофана , четвертая книга которой, посвященная времени Михаила III, очень близка к Генесию и, по-видимому, восходит к общему источнику. В качестве пятой книги в этом компилятивном сочинении появляется собственноручно составленная императором Константином VII обширная биография его деда Василия I, которая имеет ярко выраженный панегирический характер. Шестая книга состоит из двух разнородных частей: первая (история Льва VI, Александра, время несовершеннолетия Константина VII, правление Романа I Лакапина и единодержавие Константина VII до 948 г.) списана с хроники Симеона Логофета и, таким образом, не имеет самостоятельного значения; с другой стороны, немалой ценностью обладает заключительная часть (основная часть о единодержавии Константина VII и неполная история Романа II) – сочинение хорошо осведомленного современника, возможно Феодора Дафнопата, чей исторический труд упоминает в своем прооймионе Скилица 467 . Взятие Фессалоники арабами в 904 г. описал очевидец событий священник Иоанн Каминиата 468 . Изложение военных предприятий Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия представлено в труде Льва Диакона , описавшего в конце X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковные нюансы евроинтеграции: Северная Македония на пути в ЕС 18.08.2022 391 Время на чтение 4 минуты Источник: Центр ХРИЗМА В 2022 году наконец-то был исцелён северомакедонский раскол, существовавший с 1967 года: Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия была принята в общение Сербской Православной Церковью, а затем и другими Церквами, включая Русскую. Кстати, недавно на встрече нового главы ОВЦС митрополита Антония с послом России в Северной Македонии обсуждались в том числе вопросы взаимоотношений с новопризнанной Церковью. В материале нашего корреспондента Янины Алексеевой из Болгарии рассказывается о геополитическом контексте преодоления северомакедонского раскола, связанного с евринтеграцией, а также вопросами болгарской истории. В июле 2022 г. Албания и Северная Македония начали официальные переговоры о присоединении к Европейскому союзу  (эти две страны идут одним «пакетом») . Это стало возможным после того, как София и Скопье приняли так называемое «французское предложение» (Франция в этом году председательствует в ЕС), что переводит их двухсторонние проблемы на европейский уровень. Снявшая свое вето на вступление РСМ в ЕС Болгария предупредила о неизбежности реакции на переговорный процесс в случае, если македонцы не будут исполнять связанных с Болгарией обязательств. На принятие парламентом РСМ «французского предложения» оппозиция ответила акциями протеста, выступая против каких бы то ни было уступок Болгарии. Св. Синод православной Церкви Северной Македонии на своем заседании 30 июня 2022 г. принял постановление, в котором настаивает, чтобы при евроинтеграции страны были защищены « македонские национальные интересы, а спорные исторические вопросы не были частью переговорной рамки». Работа созданной в 2017 г. совместной болгаро-македонской комиссии по разрешению спорных вопросов в области истории не дала почти никаких результатов. Оказалось, что спорные моменты, по которым невозможно достичь согласия, находятся даже в античном периоде, поэтому в школьные учебники РСМ нельзя внести поправки, которые устраивали бы обе стороны. Есть, однако, и «прорыв» - македонская сторона признала царя Самуила болгарским царем. В противном случае пришлось бы переименовать воевавшего против царя Самуила императора Византии (из Македонской, кстати, династии, но другой Македонии) Василия II Болгаробойца в «Македонобойца» и переписать все имеющиеся в мире учебники по истории, справочники, энциклопедии и т. д. К сожалению, общая история, призванная объединять и сближать, стала причиной разделения, конфликтов и взаимной неприязни.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

Глава 21. Первые годы царствования Василия. Бунт Варды Склира. Начало войны с Болгарией Со времени смерти сына Константина Порфирородного Романа II (963) в течение 13 лет престол занимали, за малолетством царевичей Василия и Константина, не принадлежавшие к Македонской династии лица, вступавшие, однако, в браки или со вдовой, или с принцессой царского происхождения. Хотя в 976 г., когда неожиданная болезнь свела в могилу Иоанна Цимисхия, старшему представителю династии было уже около 18, а младшему около 15 лет, тем не менее вошедший в силу обычай опеки и управления верховными делами продолжался и в последующие затем годы. Что на этот раз вновь фактическое влияние вместе с царским венцом не перешло на одного из военных вождей, причина тому лежала не в недостатке желающих стать во главе войска и объявить себя императором, а в характере тогдашнего временщика Василия паракимомена. Это был не только настоящий государственный человек, принимавший деятельное участие в делах еще в конце царствования Константина VII и игравший первостепенную роль при Никифоре Фоке и Цимисхии, но как сын Романа Лакапина от его незаконного брака он имел на своей стороне еще преимущества царского происхождения. То обстоятельство, что его сделали евнухом, лишало его права стремиться к верховной власти и вместе с тем позволяло ему делать блестящую карьеру в придворном ведомстве, где многие высшие должности исключительно замещались евнухами. В последние 13 лет евнух Василий, нося звание паракимомена, или постельничего, по случаю больших военных предприятий, требовавших личного присутствия царей на отдаленных границах, был полновластным господином в центральном управлении. Смертию Иоанна Цимисхия пыталось воспользоваться другое лицо с целью продолжить серию царей-опекунов. Это был представитель военного сословия, происходивший из крупного дворянского рода Склиров, который начинал играть большую роль в последнее время. Варда Склир в особенности в последнее царствование приобрел громадное значение как личными военными заслугами, так и родством с царем, в первом браке имевшим сестру Варды. В военных делах против Святослава Варда Склир был правой рукой царя, как увидим ниже. Это был талантливый и энергичный генерал, с которым не мог не столкнуться паракимомен Василий. В 975 г. он занимал самый крупный военный пост доместика схол и в этом чине не мог не принимать участия в походе вместе с царем. Варда обладал громадными материальными средствами, пользовался большой популярностью в войске, которое могло идти куда угодно за любимым вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Древние Восточные Церкви. Армянская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 23 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 V. Армянская Церковь 1. Страна и народ Страна, которая на всех языках именуется Арменией (самоназв. ткж. Хайастан), представляла некогда союз армянских племен (хаи, армены, арарты, и др.), занимавших территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайяса. На протяжении веков армяне стремились сохранить свою национальную независимость, однако из-за географического положения постоянно находились под властью то мидян, то греков, то римлян, персов, византийцев, арабов и турок. В VI в. до Р. Х. Дарий I Гистасп, сломив сопротивление армян, присоединил их страну к персидской монархии. После падения династии Ахеменидов, армянские земли частично были завоеваны Александром Македонским, после смерти которого в результате междоусобиц образовалось два армянских царства в Великой и Малой Армении, которые сначала входили в государство Селевкидов как вассальные области. После разгрома селевкидов римлянами в битве при Магнезии (190 до Р. Х.) правители Великой Армении и Софены провозгласили свою независимость, став основоположниками династии Арташесидов и Шахуни. Тигран II (95–56), внук Арташеса I (189–161), расширил территорию Армянского царства от Куры и Каспийского моря до Иордана и Средиземного моря и от среднего течения Тигра и Евфрата до Киликийского Тавра. После поражения, нанесенного римлянами Митридату VI Евпатору, союзнику Тиграна II, армянский царь заключил мирный договор с Помпеем, отказавшись от Сирии и малоазийских земель ради сохранения Великой Армении (65 г. до Р. Х.). Однако Рим продолжал двигаться на восток. Тогда союзные парфяно-армянские войска разбили в I веке по Р. Х. римлян, а мирный договор в Рандее, подтвердив суверенные права армянских царей, вновь признал границы, установленные в соответствии с договором 65 г. до Р. Х. В этот период Армения считалась самостоятельным государством под номинальным протекторатом двух великих держав — Рима и Парфии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Я никак не могу понять, зачем Господь бесов впустил в свиней? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев. 17.02.2014 09:57:11 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. Если вы помните друзья, прошлый раз был задан вопрос: какие чудеса были совершены на поле Цоан (руссифицированный перевод - на поле Танеосе - прим.ред.)? Ссылка на эти чудеса –Пс. 77, 12-13. Здесь сказано, что Он (Господь) через Моисея пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: «И разделил море, и провел их через него, и поставил воды стеною». И 43 стих этого же псалма: «Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан». Поле Цоан - это главный город Нижнего Египта, где Моисей совершил великие чудеса казни египетской перед фараоном. Цоан - город в нижнем Египте. В поле Цоан Моисей творит чудеса. Поле Цоан означает обширную окрестность Цоана. Там находились советники египетских царей, если мы смотрим пророка Исаия (Ис.19, 11-13; 30, 4 стих). А фараон египетский Пепи I из VI династии основал здесь главный языческий храм, так как это был центр во время его правления. Во время владычества XII-XIII династии и гиксосов этот город весьма процветал. Потом пришел в упадок, но при Рамсесе II он сделался резиденцией. Еще историк Страбон назвал его большим городом. Иногда люди задаются вопросом: сохранились ли какие-то данные об исходе, о великих чудесах, которые совершал Моисей в не- библейских источниках? Да, это есть. Так, например Гекатей из Абдеры, современник Александра Македонского, дает следующее освещение этому событию. Об этом написано у Геродона Сицилийского. Под властью египтян жило много чужестранцев, пишет Гекатей из Абдеры, которые служили своим богам иначе, чем те. Страшная чума, посетившая в это время страну египетскую, послужила для ее жителей знамением того, что туземные боги гневаются на них за отпадение от религий египетских богов.

http://radonezh.ru/text/ya-nikak-ne-mogu...

V. Начало упадка Империи. Завоевания турок. Первый Крестовый поход Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Paradakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Константин Мономах скончался в начале 1055 г. Его жена императрица Зоя умерла еще раньше. Стала единолично править Феодора - ее сестра, которой к тому времени было уже за семьдесят. В 1056 г. скончалась и она. Македонская династия угасла. Патриарх Михаил Керуларий играл чрезвычайно активную роль в выборах нового императора. Он занял сторону земельной аристократии, выдвинувшей своего кандидата. Разгорелась борьба, в которой патриарх и его сторонники в конце концов проиграли: к власти пришел выдвинутый армией аристократ Исаак Комнен , способный генерал. Но земельная аристократия не давала ему править, блокируя каждое его действие. Исаак I, борясь за власть, отправил в отставку Керулария, продолжавшего выступать на стороне аристократии. Однако удержаться на престоле императору не удалось. Через два года после воцарения он был вынужден отказаться от престола и уйти в монастырь. Его преемником стал Константин X Дука . Имперская казна уже опустела, а армия опасно усилилась. Платить ей было нечем, солдаты волновались, назревали бунты. Император решил сократить военные силы, что, может быть, имело смысл для сохранения его власти, но для империи было чрезвычайно опасно, в особенности в тот исторический момент. На Востоке собирались грозовые тучи, а на Западе буря уже разразилась. Норманны перешли в новое наступление. Папы решили переменить политику на более реалистическую (или более оппортунистическую). В 1059 г. папа Николай II признал норманна Робера Гвискара правителем Апулии, Калабрии и Сицилии, благословив его отвоевывать первые две области у византийцев, а остров Сицилию - у арабов. Норманнское завоевание началось. Константин X умер в 1067 г. Его сын, Михаил VII, был еще малолетним. Через год вдова императора вышла замуж за генерала Романа Диогена, который стал регентом и императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

А.М. Величко Македонская династия XLI. Император Василий I Македонянин (867–886) Глава 1. «Византийская сказка» – дорога к царству. Начало славных дел Жизнеописание родоначальника великой Македонской династии императора Василия I Македонянина еще раз подтверждает тот простой факт, что не право первородства, а Божественная воля, Провидение, помноженные на доблесть, честь, мужество того или иного лица, являлись для византийцев основанием занятия престола древних Римских царей. И это проявлялось так часто, что стало настоящим правилом, которое действовало в Византии наряду с другим неписаным обычаем передачи царской власти от отца к сыну, нередко имея даже большую силу. Это можно назвать «византийской сказкой», когда из простого крестьянина, воина, торговца получался великолепный император, нередко – настоящий спаситель своего отечества и Кафолической Церкви. Не стал исключением и наш герой. Родился Василий Македонянин в 812 г. в армянской колонии близ Адрианополя, в Македонии, отчего впоследствии и получил свое прозвище. Когда он был совсем еще ребенком, Болгарский хан Крум захватил его семью в плен вместе с множеством других армян, и несколько лет Василий прожил среди диких болгар-язычников. Позже он вернулся в Македонию и устроился на службу к местному аристократу 1 . Нет никаких сомнений, что Василий происходил из простой семьи, хотя последующие историки и летописцы прилагали многократные усилия для того, чтобы вывести его родословную от Армянских царей и даже от самого Александра Македонского. Но это отдавало такой искусственностью, настолько светилось ложью, что сын Василия, будущий император Лев VI, при погребении отца произнес несколько двусмысленную фразу на этот счет: «Лучше стоять у истоков собственного рода, чем примазываться к иному». Да и авторитет Византийского василевса и его потомков к тому времени был настолько высок, что он не нуждался в сомнительных сказках 2 . Очевидно, не только сын, но и другие современники не очень доверяли таким «свидетельствам», и поэтому в отношении Василия I появилось множество легенд, должных параллельно подтвердить его избранность Богом. Так, в частности, рассказывали, будто еще ребенком, оставленный матерью в поле, Василий лежал в шалаше, а прилетевший орел расправил свои крылья над ним и защищал от полуденного зноя. Испуганная мать не посмела прогнать громадную птицу, ласково смотревшую на женщину. Эта картина повторялась несколько дней кряду, да и впоследствии, как гласит предание, орел часто навещал Македонянина и укрывал крылами от солнца 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Христос перед Анной Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов (Мф. 5, 22; 26. 59; Мк. 14, 55; 15, 1; Лк. 22, 66; Деян. 5, 21, 27, 34; 6, 12, 15 и др.). О возникновении синедриона (евр. — «санхедрин») сведений нет. При мидийско-персидских правителях, установивших в 30-е годы VI в. до Р.Х. власть над Палестиной, иудеям дано было право иметь своих судей. В указе царя Артаксеркса I Долгорукого (464–424 гг. до Р.Х.), данном Ездре перед его возвращением в землю обетованную, было сказано: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою” (Езд. 7, 25). Однако нет оснований говорить о появлении синедриона именно в это время. Греческая этимология этого слова (synedrion; от syn — «вместе» и hedra — «седалище») скорее всего указывает на происхождение синедриона уже в эллинистическую эпоху, начавшуюся в период восточных завоеваний Александра Македонского (20-е годы IV в. до Р.Х). Некоторые библеисты на основании упоминания совета старейшин во 2-й книге Маккавейской (4, 44) относят начало этого судейского органа к эпохе героической борьбы иудеев против иноземной власти царей из династии Селевкидов (70–60-е годы II в. до Р.Х.). Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” говорит о синедрионе только с XIV-й книги, где рассказывается о событиях, последовавших после покорения главнокомандующим римской армией в Малой Азии Гнеем Помпеем Палестины (XIV. 9. 3–5). Это упоминание о судебном органе евреев относится к событиям около 55 г. до Р.Х. Членство в синедрионе было пожизненным. Число судей, согласно Талмуду, было 71. Традиция эта восходит ко времени прор. Моисея. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они там стояли с тобою” (Числ. 11, 16). Вместе с Моисеем совет старейшин состоял из 71-го члена. В интересующую нас эпоху синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления.

http://pravoslavie.ru/put/070227112849.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010