Отмеченный митр. Макарием случай был далеко не единственным: так, дворянин Василий Бака (будущий епископ Вассиан) получил 30 декабря 1545 г. привилей на Холмскую кафедру по ходатайству католического вельможи — сандомирского воеводы Яна Тенчинского (Площанский. Прошлое Холмской Руси. Ч. 1. С. 147–148). Как и в других случаях, высказывания униатских писателей восходят к тексту Льва Кревзы — в нем митр. Макарий действительно называется «дворным владыкой» королевы Елены (РИБ. Т. 4. Стб. 237). Как следует из относящегося к кон. 1533–1534 г. письма Сигизмунда I, Сикора был отлучен от Церкви и король рекомендовал архиепископу Львовскому не оказывать поддержки такому человеку (AGZ. T. 10. 542. S. 37). Макарий Тучапский уже в 20-х гг. был одним из «старших» общины православных мещан Львова в ее борьбе с католическим патрициатом; в 1530 г. он был избран и одним из «опекунов» их патронального храма — Успенской церкви (Крип’якевич I. Льbibcьka Русь в nepшiй noлobuhi XVI biky//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1907. Т. 79. С. 31–33). В настоящее время можно уточнить хронологию событий. Первая из грамот галичан еп. Макарию, судя по упоминанию в ней недолгого канцлерства Хоенского и осеннего сейма в Кракове, должна быть датирована 8 сентября 1536 г. 8 октября 1537 г. при отъезде из Львова король выдал архиепископу грамоту, подтверждавшую его право назначать митрополичьих наместников для православных, и тогда же приказал львовским старостам не вмешиваться в прерогативы архиепископа (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 64; AGZ. T. 10. 578. S. 39). «Привилей Ягайлов», на основании которого король, по словам галичан, принял такое решение,— это распоряжение Ягайлы 1423 г. о надзоре архиепископа за «схизматиками», чтобы они не наносили вреда Римской Церкви. Письмо галичан митрополиту с просьбой о посвящении Макария в сан епископа должно быть датировано 8 декабря 1538 г.— перед созывом нового сейма (Грушевський. Icmopiя Т. 5. С. 437–438). Если православные авторы, характеризуя эти события, обращают внимание на продажность польских политиков и самой жены монарха, то польские ученые подчеркивают веротерпимость Сигизмунда I, восстановившего Львовскую епископию вопреки сопротивлению латинского духовенства (£api?nski. Zygmunt Stary. S. 85–86). Однако успех православных невозможно объяснить одними взятками (как бы значительны они ни были), а тезис о сопротивлении католического духовенства не соответствует фактам: свидетелями на грамоте Сигизмунда I, оформлявшей решение о восстановлении православной кафедры во Львове и передаче ее еп. Макарию, выступали католические епископы. Причину следует искать в том, что в поддержку Макария Тучапского очень активно выступала местная православная шляхта: 16 дворянских печатей скрепило прошение митрополиту о назначении Макария Тучапского наместником, 33 дворянских печати стоят и под вторым письмом галичан митр. Макарию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Король по его жалобам удалил Исаакия; арцибискуп поспешил на его место назначить ярого латинянина Яцка (Иакинфа) Сикору. Но против этого восстали православные жители и, после безуспешных жалоб королю, обратились к м. Макарию с просьбой передать их в опеку и под надзор перемышльского владыки Лаврентия 899 . М. Макарий, видимо, не согласился и послал своего наместника Иосифа 900 . Его не признали в Галиции. Все духовные, шляхта, мещане и все поспольство земли русской и подольской греческого закона выбрали своего кандидата львовского мещанина Макария Тучапского и 6 июля 1535 года просили м. Макария назначить его галицким наместником 901 . М. Макарий согласился, а король 1 августа 1535 года утвердил выбор. Народный избранник введен через четыре дня в должность наместника на место архим. Яцка Сикоры королевской грамотой, данной Лаврентию перемышльскому и дворянину Андрею Рогозинскому 902 . Арцибискуп Бернард и бискупы, не без участия Сикоры, ополчились против Макария. Католический арцибискуп говорил в горячах: «А того не престану, поки я м жив, або вем суть Русь у моей моци: король того без мене не мог дать». Но волы вывезли Макария. Он раздал королю, королеве Боне и панам 300 волов и удержался наместником. Король, получивший волов, стал хитрить. Он посоветовал православным скорее ехать к своему митрополиту и просить его посвятить Макария в епископа. «Когда наместник приедет в Галич владыкой, тогда ни арцибискуп, ни бискупы ничего не могут сделать», говорил король. Православные так и поступили. Митрополит согласился и посвятил Макария в епископа, а король 23 октября 1539 года утвердил его в полных правах епископа. Умалчивая о волах, король выставил побуждения, заставившие его поступить так, а не иначе. По его словам назначение особого епископа в Львове, вызвано исключительно нежеланием, чтоб православные галичане по важным делам – за поставлением, по вопросам о расторжении браков, освящении церквей и т. п. ездили к сторонним архиереям в Молдавию и другие места. Новому владыке поручалось управление в землях Галиции и Подолии в округах: Галицком, Львовском, Каменецком, Снятинском и Трембовльском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Тем не менее, коренное население Галицкой Руси продолжало сохранять верность Православию. Однако православные русины, как крестьяне, так и шляхта, жили в основном в сельской местности. Поэтому окатоличивание Галиции происходило в эту пору, главным образом, благодаря городам. Здесь православные мещане оказались в меньшинстве, так как благодаря привилегиям религиозного и национального характера галицкие города и местечки были заселены в основном поляками и немцами. Даже евреи имели в них больше прав, чем русины. Последние, подобно иудеям, также были принуждены жить в строго определенных кварталах-гетто. С той поры и доныне во Львове и многих других городах Западной Украины сохранились улицы с названием " Русская " – места былого дозволенного поселения русинов. Православные горожане подвергались особенно сильной дискриминации. Даже назначение православного священника на городской приход зависело от католического по составу магистрата. Православным священникам нельзя было ходить по городу в облачении или даже в епитрахили. Если он должен был идти к больному, то разоблачался и нес облачение с собой. Тело умершего православного горожанина священник не мог провожать на кладбище в облачении, с колокольным звоном и свечами: священник должен был идти за гробом как частное лицо. К 1530-м годам положение православных Галиции стало почти критическим. Этому способствовало стремление римо-католического архиепископа ставить митрополичьим наместником над православными приходами человека, который был бы активным пособником латинян в деле католического прозелитизма. Православные в свою очередь также пытались оказать влияние на выбор кандидата в наместники. Они обращались к королю с просьбой поставить наместником кандидата, который бы действовал в их пользу. Причем, король Сигизмунд I и его сребролюбивая жена Бона Сфорца не брезговали принимать от православных просителей взятки в виде сотен волов. Столь неоспоримый аргумент оказал свое действие, и король дал согласие не только на поставление наместником ревностного защитника Православия Макария Тучапского, но даже и на его епископскую хиротонию. Так во Львове была возрождена православная архиерейская кафедра, прежде находившаяся в Галиче, и появился первый " епископ митрополии Галицкой, владыка Львовский и Каменец-Подольский " , как отныне стали называть местного Преосвященного.

http://pravoslavie.ru/5208.html

Но ставленники арцибискупа оказывались большими патриотами и миссионерами православия. Так, архим. Исаакий (Иакинф Гдашицкий, так наз. «Яцек») тысячами обращал в родное православие малодушных, завлеченных в латинство. По докладу арцибискупа, король удалил Исаакия и утвердил ставленника арцибискупа, другого Яцека — Иакинфа Сикору. Это был человек низкопробный. Православные жаловались на Сикору, как на «беззаконника, презрителя нашей веры». Пользуясь этими стонами недовольства православных, другой кандидат — поп Гошовский исходатайствовал себе звание наместника у митрополита без всякого народного предызбрания. Но и он оказался недругом православных. Через три месяца в 1535 г. галичане снова посылают жалобу митрополиту, чтобы он убрал Гошовского. Ни его, ни Сикору они не хотят и даже бегут от них со своими требами через границу в Венгрию и Турцию к православным волошским епископам. Получалось и для польской государственности невыгодное устремление. Да и сами русские православные добивались, чтобы польские короли дали, наконец, им своего местного епископа, как викария митрополита Киевского. Русские потратили много денег на взятки королю и королеве Боне и, наконец, добились своего. Им разрешено было послать на поставление в Вильну своего выбранного кандидата, Львовского мещанина Макария Тучапского. Но дойти до этой скромной цели нужно было через препятствия почти анекдотические.    Поставленный архимандритом, Макарий стал «наместником» митрополита. Галичане были в восторге. Благодарили короля. Макарий по их отзывам был во всем «горазд». Но король оказался не в силах защитить своего назначенца. На очередном Краковском сейме арцибискуп Львовский снова вырвал у короля привилегию на управление всеми православными и снова выдвинул кандидатуру Яцека Сикоры. Тогда православные через протекцию двух панов снова обратились к королеве Боне со взяткой двухсот волов. Королева и король вновь разорвали уже заготовленный к подписи привилей на имя арцибискупа. Когда вскоре король прибыл во Львов, Макарий преподнес ему еще пятьдесят волов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Притом же крайняя бедность ставила их в полную зависимость от произвола своих прихожан: отсюда – неуважение последних к пастырскому сану и служению, а в священниках лесть и низкое угодничество пред теми лицами, по милости которых они получили приходы и средства к жизни. При таком жалком положении Галицкой епархии, страдали чистота христианского учения, богослужения и жизни. Не только простые миряне, но и пастыри вовсе не заботились о познании истин веры христианской, а предрассудки и суеверия помрачали чистоту и тех истин, какие переходили преемственно от отцов к детям. Еще в худшем виде было нравственное состояние православных в Галиции. Священники не только венчали незаконные браки в запрещенных степенях родства и расторгали законные супружества, но и сами, вопреки церковным канонам, вступали во вторые браки, и позволяли себе различные, непристойные сану, занятия и увеселения, и небрежно отправляли церковные последования и обряды. (А. 3. Р. IV 29 и 149). Не известно, скоро ли и каким порядком устранены были Иосиф и Сикора. Митрополит Макарий поручил самим галичанам избрать себе наместника. Галичане выбрали шляхтича Марка Балабана, и вместе с тем просили, чтобы митрополит отдал их «в смотрение и в опеку отцу Лаврентию, его милости епископу перемышльскому». Митрополит Балабана не утвердил, а назначил к галичанам «справцею» попа Гошевского, которого они не желали. Галичане оскорбились этим назначением и заявили свое оскорбление митрополиту: «и тепере его жадный з нас, великий и малый, богатый и убогий, не хочем справцею мети, потому как и Сикоры: бо за Сикоры сильный наряд и тяжности и непослушенство к вашему святительству были, и за того також, аб и горше бы было». Митрополит поручил им выбрать другого: и они избрали, из набожных горожан, Макария Рафаловича Тучапского. Король утвердил это избрание. 382 После того галицкие русские подали королю жалобу, в которой представляли о крайних неудобствах своего положения, так как по всем духовным нуждам, по делам браков и разводов, построения и освящения церквей, они должны обращаться в Молдавию и в другие отдаленные места, 383 и просили о выдаче Макарию привилегии на галицкое епископство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Всего этого не мог переносить Львовский арцибискуп и своими непрестанными жалобами к королю на Исаакия и другими средствами успел положить предел его благотворной деятельности: Исаакий неизвестно в каком году был удален от должности митрополичьего наместника, как властию короля, так и властию «своих начальников», за то будто бы, что «вел себя не совсем похвально» . На место Исаакия Гдашицкого арцибискуп назначил митрополичьим наместником своего клеврета, какого-то Яцка (Иакинфа) Сикору, называвшегося также архимандритом львовским. Новый наместник стал действовать совершенно наперекор прежнему, и православные долгое время не давали покоя королю своими многочисленными жалобами на Сикору, называя его «презрителем их веры», непокорным архиерейской власти и явным беззаконником , но, не получая никакого удовлетворения, обратились наконец с просьбою к своему митрополиту Макарию, чтобы он отдал их в опеку и поручил надзору Перемышльского епископа Лаврентия. Митрополит признал это почему-то неудобным, а назначил галичанам своим «справцею» попа Гошовского, прибывшего из их же стороны,— это, вероятно, и был тот самый, по пострижении в монашество, архимандрит львовский Иосиф, которого митрополит послал тогда своим наместником в Галицкую епархию и о допущении которого к отправлению возложенных на него обязанностей писал король к Львовскому архиепископу Бернарду от 9 апреля 1535 г. Впрочем, посылая Гошовского к галичанам, митрополит писал им, что если новый справца им будет не люб, то они бы его не принимали. Так действительно и случилось, и через три месяца (6 июля) галичане вновь били челом митрополиту и говорили: «Все мы, жители Русской (т. е. Галицкой) и Подольской земли, не посылали к Вашему святительству попа Гошовского и не избирали на то, и теперь никто из нас, великий и малый, богатый и убогий, не хочет иметь его справцею, как и Сикору. При Сикоре были большая неурядица, тягости и непослушание Вашему святительству, то же или еще хуже было бы и при новом справце. А как Ваше святительство писал нам, чтобы мы избрали из среды своей доброго человека и послали к тебе, то мы все, духовные, шляхта, мещане и все поспольство земли Русской и Подольской греческого закона, выбрали львовского мещанина Макария Тучапского, которого и Ваше святительство хорошо знаешь, и покорно просим дать ему наместничество в землях наших и благословить его на то твоим высоким благословением» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Тучапский Макарий; † 1548 (?)), правосл. Львовский еп. В документах 20-х гг. XVI в. львовянин Макарий Тучапский упоминается как один из «старших» общины правосл. «русских» мещан Львова (ныне Украина) и предместий. Положение этих мещан было нелегким. Они не могли занимать городские должности, им был затруднен доступ во мн. цехи, во Львове «русские» мещане могли владеть землей и домами лишь на территории небольшого квартала в районе Русской ул., ограничивалась свобода правосл. богослужения. В документах 20-х гг. XVI в. Макарий Тучапский выступает в числе тех, кто отстаивали права правосл. мещан в спорах с властями города. В 1530 г. Тучапский упоминается как один из выбранных общиной опекунов львовской Успенской ц. Особенность церковной жизни на землях Русского воеводства Польского королевства состояла в том, что в сер. XV в. местная правосл. Галицкая епархия перестала существовать и управление духовенством находилось в руках наместников, к-рых назначал король по рекомендации католич. Львовского архиепископа. Еще в 1522 г. король «с согласия» Львовского архиеп. Бернарда назначил наместником на территории Галицкой епархии правосл. шляхтича Яцека Гдашицкого. Приняв монашество с именем Исаакий, Гдашицкий вступил в контакт с Киевским митр. Иосифом II , и в 1526 г. митрополит назначил Гдашицкого своим наместником в Галицкой епархии. После вмешательства Львовского архиепископа Гдашицкий был отстранен от должности, и архиепископ назначил нового наместника - Яцко Сикору. В ответ на это митр. Макарий II поставил своим наместником некоего «Гошовского попа» (вероятно, свящ. Иосифа Гошовского). Такое решение вызвало недовольство местного православного населения, и митрополит согласился назначить наместником того, кого выберет паства. Тогда духовенство, шляхта, мещане и «все поспольство... земль Русских и Подольских» предложили кандидатуру львовского мещанина Макария Тучапского. Митрополит благословил Тучапского на наместничество. По ходатайству митрополита и правосл. шляхты кор. Сигизмунд I утвердил это решение и поручил правосл. Перемышльскому епископу ввести Тучапского в должность.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

О к.-л. конфликтах М. со Львовским еп. Макарием (Тучапским) в источниках не говорится. Напротив, по просьбе епископа и львовских мещан митрополит в 1547 г. написал окружное послание с призывом к пастве оказать помощь в строительстве каменного здания Успенской ц. во Львове. Ситуация изменилась, когда после смерти Макария (Тучапского) на кафедру стал претендовать представитель влиятельного местного панского рода Марк Балабан (см. Арсений (Балабан) ), получивший от Сигизмунда право возглавлять Львовскую кафедру еще при жизни еп. Макария I. Хотя кор. Сигизмунд II Август подтвердил пожалование своего отца, по ходатайству М. Перемышльский еп. Антоний (Радиловский) был назначен временным администратором Львовской епархии, т. к. Балабана обвинили в том, что он недостоин епископского сана. 10 янв. 1549 г. митрополит по просьбе львовского священства подтвердил соглашение Макария (Тучапского) с клиросом от 1539 г., определявшее характер отношений епископа и соборного духовенства. В соглашении указывалось, что, если новый владыка будет нарушать его условия, «покладаем на него клятву святых отец седми Соборов» (АЮЗР. Т. 1. 118. С. 126). Все эти меры не улучшили отношений митрополита с новым Львовским епископом, принявшим постриг с именем Арсений (Балабан). Епископ стал всеми возможными средствами увеличивать свои доходы, прибегая к разным мерам воздействия - и светским, и духовным. В числе прочих от его действий пострадал мон-рь св. Онуфрия, находившийся под патронатом православных мещан Львова. За то, что они посещали мон-рь «и статков церковных осматривали», епископ отлучил этих мещан от Церкви. 20 сент. 1551 г. митрополит приказал еп. Арсению отменить его меры, и конфликт был улажен при участии приехавшего во Львов посла митрополита. Попытки еп. Арсения подчинить своей власти Уневский мон-рь привели к длительному противостоянию, и в 1555 г. сам король поручил М. разрешить конфликт. Еп. Арсений не явился на суд, прислав вместо себя сына Василия, а когда решение оказалось неблагоприятным для него, обратился с жалобами к королю. Тот вызвал митрополита на суд, который не состоялся в связи со смертью М. Хотя особые права митрополита по отношению к Львовской епархии были закреплены в ряде документов и М. пытался их осуществлять, остается неясным, насколько ему это удалось. Многое зависело от настроений местной правосл. шляхты, видным представителем к-рой был еп. Арсений (Балабан).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Т. 2. СПб., 1848. С. 336). 2534 Был избран галичанами вместо Иосифа и Сикоры. Его кандидатура была поддержана митрополитом и королем, причем последний поручил ввести Макария в должность не Львовскому аркибискупу, а Перемышльскому епископу (Королевская грамота Перемышльскому епископу Лаврентию и дворянину Андрею Рагозинскому о введении Львовского гражданина Макария Тучапского в должность наместника Галицкой митрополии//Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 2. СПб., 1848. С. 338). По просьбе православных был поставлен епископом 23.10.1539 (Митрополит Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн. 5. M., 1996. С. 143). 2535 «...Некоторые полагают, что Онисифор Девочка (Девоча) был, после... Макария Тучапского, еписк. Львовским, откуда был избран на митр. Киевскую...» (Н.Д. Иерархия... С. 240). 2536 Львовский дворянин Марк Балабан был назначен преемником епископа Макария еще при жизни последнего. Был поставлен в 1549 г. Скончался до 16.06.1569, наиболее вероятно – в 1568 г. (Митрополит Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. К.Н. 5. M., 1996. С. 147, 218). 2537 В миру Иоанн. Поставлен в 1569 г. на место скончавшегося епископа Арсения. Скончался в 1576 г. (Там же. С. 218). 2538 Принимал участие в управлении епархией в 1566 г. еще при жизни отца – Арсения Балабана. Был поставлен епископом в 1569 г., но кафедру не занимал. Занял кафедру только после смерти епископа Ионы Осталовского в 1576 г. (Там же. С. 193; Н.Д. Иерархия... С. 240). Д. Блажейовский (Блажейовський Д. Церкви. 1996. С. 189–190, с ссылкой на Monumenta Ucrainae Historica. Roma. 1964–1975) утверждает, что в 1595 г. Гедеон Балабан принял унию с Римом. Но этот историк-униат умалчивает о верности епископа Гедеона Православию на Соборе в Бресте в 1596 г., когда он вместе с Перемышльским епископом Михаилом Копыстенским отверг унию. Он же после Собора взял на себя подвиг окормления всех сохранивших верность Православию на Украине и в Литве (См. Киевская). 4 августа 1597 назначен экзархом Киевской Митрополии Александрийским патриархом Мелетием Пигасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий, епископ Львовский (Тучапский) В 1539 году была учреждена православная епископия во Львове, первым епископом которой 22 февраля 1540 года был посвящен Макарий с титулом «епископ Львовский, Кременец-Подольский и наместник митрополии Галицкой». В отличие от предыдущих наместников он был избран православным населением Галиции, которые писали митрополиту: «А как Ваше святительство писал нам, чтобы мы избрали из среды своей доброго человека и послали к тебе, то мы все, духовные, шляхта, мещане и всё поспольство земли Русской и Подольской греческого закона, выбрали львовского мещанина Макария Тучапского, которого и Ваше святительство хорошо знаешь, и покорно просим дать ему наместничество в землях наших и благословить его на то твоим высоким благословением». Грамотой от 1 августа 1535 года он был утвержден в этой должности польским королем. Митрополитом Киевским Макарием (Москвитяниным, † 1556) он был хиротонисан во епископа. Но хлопоты православных по утверждению выбранного ими наместника продолжались до 23 октября 1539 года, когда польский король издал грамоту, окончательно отнимавшую привилегии предыдущих незаконных наместников и объявлявшую привилегии епископу Макарию. Дело о получении наместничества Макария Тучапского, сохранившееся в подробностях, позволяет судить, сколько терпели тогда бедные галичане православной веры, какими недостойными путями добывались королевские привилегии, как продажны были король и королева и окружающие их и как сильны были римские прелаты в Польше. В период своего пребывания на кафедре епископ Макарий стремился восстановить прежнюю структуру управления и распределения средств. Он созвал во Львове Собор из местных священников, где были утверждены вводимые права крилошан и закреплены соответствующей грамотой. Впоследствии эта грамота была подтверждена при новом архиерее. Скончался в 1548 году. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 447–448. Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность: в 2 ч. – СПб., 1895, ч. 1. – С. 103–105. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 591. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 2, 201, 205, прим. 125; т. 3, 6. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 141–147. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010