Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Балабан Марк; † нач. 1569), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии , вик. Киевского митрополита. Представитель знатного шляхетского рода, Балабан был активным участником борьбы за освобождение правосл. духовенства от власти Львовских католич. архиепископов, имевших право назначать наместников правосл. Киевского митрополита в Галиции. 13 дек. 1548 г. Балабан был назначен преемником еп. Макария (Тучапского) и опекуном Уневского мон-ря . Несмотря на противодействие Львовского католич. архиепископа, в 1549 г. Балабан, приняв постриг с именем А., занял кафедру. В связи с тяжелым материальным положением Львовской епархии А. попытался подчинить своей власти Уневский и Онуфриевский мон-ри, находившиеся под опекой Львовского братства и считавшиеся митрополичьими, однако действовал при этом так грубо и бесцеремонно, что 20 нояб. 1549 г. кор. Сигизмунд II Август лишил его патронатных прав в отношении мон-рей и предписал возместить нанесенный ущерб. В начавшемся затем судебном процессе о праве опеки над мон-рями, во время к-рого вооруженные слуги и родственники епископа нападали на Уневскую и Онуфриевскую обители, А. не подчинился отрицательному для него решению Киевского митр. Макария и в 1555 г. вызвал его в королевский суд (митрополит скончался ранее назначенной даты суда). В 1566 г. под предлогом оставления кафедры А. добился назначения преемником своего сына Григория (в монашестве Гедеона ) Балабана и еще в течение 3 лет вместе с ним управлял епархией. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 147-148, 193, 450-451; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 189-190. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76214.html

В качестве наместника Тучапский объехал территорию епархии, организовал работу церковного суда, но вскоре положение осложнилось. Львовский архиепископ при поддержке др. католич. иерархов стал добиваться отстранения Тучапского, его заключения в Тынецкий мон-рь и возвращения тех прав, которыми Львовское архиеп-ство обладало ранее. Начались разбирательства. Тучапский год провел в Кракове, где слушалось его дело. Король колебался, то аннулируя грамоту, выданную Тучапскому, то подтверждая ее. Православные Львовской епархии поддерживали наместника, направляя делегации на разного рода заседания и призывая митрополита к тому, чтобы он побудил правосл. князей и панов воздействовать на короля. В кон. 1538 г. духовенство и шляхта «Русских и Подольских земель» обратились к митрополиту с предложением поставить Тучапского Львовским епископом. В обращении указывалось, что король не будет возражать против такого решения. Митрополит так и поступил, и это решение было санкционировано королевской грамотой от 23 окт. 1539 г., в которой определялись границы Львовской епархии и компетенция нового епископа. Сыграли известную роль обильные подношения кор. Боне и королевским советникам от львовян (по подсчетам М. С. Грушевского, 300 волов); масштаб подарков говорит о готовности местных православных идти на немалые материальные жертвы, чтобы добиться освобождения от вмешательства католич. Львовского архиепископа в их церковную жизнь. Энергичную поддержку Тучапскому оказали не только львовские мещане, признанным лидером к-рых он был, но и местная правосл. шляхта. Прошение митрополиту о посвящении Тучапского в епископский сан скрепили подписями 33 шляхтича. Шляхтичи образовали конвой, доставлявший буд. епископа к митрополиту. Кон. 30-х гг. XVI в.- время острого конфликта между шляхтой Речи Посполитой и королевской властью. В этих условиях монархия была заинтересована в принятии различных мер, которые могли бы смягчить это противостояние. Одной из таких мер стало удовлетворение требований «русской» правосл. шляхты о создании Львовской епархии. В 1542 г. синод польск. епископов требовал ликвидации этой епархии, но безуспешно.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

(После подавления восстания Каневский, Маньковский и Лысянский мон-ри вновь стали униатскими, Уманский был заново отстроен в нач. 70-х гг. XVIII в. гр. С. Щ. Потоцким, к-рый возобновил василианскую школу при нем.) Монахи-василиане частью были убиты, частью бежали. Исключение составили перешедшие в Православие игум. Лысянского мон-ря Гавриил Баевский (в 1769 вернулся в унию) и игум. Маньковского мон-ря Феодор Туревич (в нач. 70-х гг. изгнан из обители униатами). Участники Колиивщины убивали не только униат. священников, но и правосл. клириков, недавно перешедших из унии и ранее зарекомендовавших себя ревнителями униатства. Жертвами восставших стали правосл. священники Иоанн Коломацкий из с. Верещаки, Фома Пискуненко из с. Костянец, Феодор Гдешицкий из с. Млиев, последний был причастен к осуждению на казнь Даниила Кушнира, но во время Колиивщины оставил унию. В июле и авг. 1768 г. еп. Гервасий назначил на Брацлавщину и Киевщину «духовных правителей», в основном священников. До Колиивщины на юж. Киевщине активную деятельность вели духовные правители 3 округов: Чигиринского (свящ. Максим Левицкий, с 1762), Мошенского (свящ. Филимон Кротевич, перешел в 1766 из унии), Смелянского (свящ. Иоанн Вейнарский из с. Валява, с 1766). До начала восстания на Киевщине насчитывалось 118 правосл. приходов, в период восстания (май-июль 1768) их число возросло до 800. 5 авг. 1768 г. еп. Гервасий утвердил более 10 новых духовных правителей, которых рекомендовал игум. Мелхиседек, из числа бывш. униат. священников: Богуславского окр.- Иоанна Яроцкого, Лысянского окр.- Симеона Кондрацкого, Великоольшанковского окр.- Павла Тхоржевского, Ставищенского окр.- Николая Тучапского, Конельского окр.- Симеона Маценко-Переровского, Маньковского окр.- Петра Савенского, Уманского окр.- Якова Усаневича, Белоцерковского окр.- Василия Зражевского, Тетиевского окр.- Григория Добрянского, Каневского окр.- Иоанна Крупы, Фастовского окр.- Михаила Гуранды. Духовные правители, замененные в 1770 г. протопопами, принимали от униат.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Церковь Собора Пресвятой Богородицы в пгт. Поморяны Золочевского района является действующим храмом, находится в хорошем состоянии, относится к памятникам деревянного зодчества Украины и охраняется государством.  Источник: сайт " Дрымба " Известно, что Якуб Собеский, владелец Поморян, после очередного уничтожения города, также отстроил и церковь. Во время пожара Поморян в 1672 году она сгорел. Через два года церковь отстроили. Священником в то время был отец Шашкевич. Церковь стояла на горе, но была малой, поэтому в 1690 году поставили существующую сегодня церковь Собора Пр. Богородицы. Вот что написано на надпорожнике южных дверей в Бабинец (перевод с " Инскрипции на деревянных церквах " В. Слободян): " кто к храму Пресвятой Богородицы с верой припадает тот будучи в печали радость получит год Божий 1690 месяца августа 23 " . Надпись на правом косяке (перевод с " Инскрипции на деревянных церквях " В. Слободян): " за епископа Иосифа Шумлянского иерея Андрея Дашковского " . На левом косяке: " во правление его милости короля Иоанна Третьего года Божия 1690 за дьяка Андрея Тучапского " . Говорят, что церковь построили казаки. Полки Максима Кривоноса и Москаленко, когда шли на Львов, остановились в Поморянах. Их очень благосклонно встретили местные жители, и в благодарность казаки поставили дубовую церковь, которая по тогдашней традиции была построена без единого гвоздя. В начале XVIII века она имела один купол, две башни, 6 окон и крышу в плохом состоянии. Захристии не было. В 1821 году крыши церкви и колокольни требовали немедленного ремонта. В 1852 году церковь отремонтировали внутри, но она была очень старая и слишком тесная для прихожан. Через 25 лет к ней приходило еще больше верующих, ведь их церковь (в селе Долишнее) Пресв. Троицы была закрыта из-за аварийного состояния. В 1899 году церковь Собора Пр. Богородицы покрыли бляхой. Реставрированная в 1969-1970 годах. В советское время была приспособлена под склад. Памятник архитектуры национального значения. Церковь в пользовании общины УГКЦ (?).

http://sobory.ru/article/?object=59722

Он не исполнил заповеди, какою связал его авва Макарий. И мучимый двумя бранями, он встал, пошел к месту другого аввы Макария Египетского , рассказал ему то прегрешение, в какое он впал по причине уз от аввы Макария Александрийского , которых он не исполнил. И старец убедил его. Он много утешал его, говоря: «Иди, сын мой, что ты можешь, то делай; опоясывайся, чтобы никогда не совершать этого греха, и вот это и есть его покаяние» 31 . И сказал ему брат: «Что мне делать? Ведь я смущаюсь по причине уз заповеди аввы Макария». Старец сказал ему: «Узы этой заповеди не тебя связали, но авву Макария». Когда Макарий Александрийский услышал то, что старец сказал брату: «Узы связали авву Макария», он встал, убежал к болоту, решившись оставаться там, не встречаясь ни с кем, пока не исполнит заповеди соответственно узам времени, какое он назначил тому брату. И он оставался много дней в болоте, пока тело его не распухло от мошек. Авва Макарий Египетский узнал, что старец убежал к болоту по причине его слова. Он встал, пошел к болоту, ища его, пока не нашел. Увидев его, он сказал: «Добрый старец, я сказал это слово ради утешения брата, а ты, услышав его, подобно доброй невесте, убежал во внутренний покой; встань же, отец мой, возвратись в свою келлию». Но он сказал: «Прости меня; [я действовал] по слову, исшедшему из уст твоих, ибо оно достигло до меня; но, не исполнив числа дней, какое я назначил брату, я не уйду». Видя, что он выносит с твердостью, он убеждал его, говоря: «Не так; но встань, иди со мною, и я научу тебя, что тебе следует делать». Когда он был таким образом убежден, он встал, пошел с ним и говорил с ним по обычаю своему. Он сказал ему: «Иди, соверши этот год, вкушая пищу один раз в неделю». Это не были узы, какие он назначил ему, но прежде, чем это слово было сказано, это было правилом жизни Макария Александрийского: он ел один раз в неделю 32 . 28 . Авва Макарий говорил: «Тот, кто будет наполнять себя хлебом и водою, дает ключи от своего дома ворам в тот же час» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

тогда захотелось мне узнать о четвертом оном звере (Синодальный перевод: ...тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере). В то же время некоторые места у архимандрита Макария переведены более точно, чем у его наставника. Например, Притч.17:17 : Во всякое время друг любит, а во время нужды будет как брат новорожденный; у Павского: Друг любит во всякое время, а брат рожден на случай нужды (Синодальный перевод: Друг любит во всякое время, и, как брат, явится во время несчастья); Иер.23:33 : И когда спросит тебя народ сей, или Пророк, или священник, говоря: какое бремя Иеговы, то скажи им: какое бремя, то есть: отвергаю вас, говорит Иегова; у Павского: И когда спросит у тебя народ сей, или Пророк, или священник, говоря: что произнес Иегова, то скажи им, что произнес, то есть отвергаю вас (говорит Иегова) (Синодальный перевод: Если спросит у тебя народ сей или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь») С. 330–331]. Исследователи – современники преподобного Макария: и официальный рецензент протоиерей И. Иванов , и архиепископ Филарет (Гумилевский) – в целом оценивали его перевод достаточно высоко. Преосвященнейший Филарет писал: «Перевод его верен еврейскому тексту, и язык перевода чистый и приличный предмету. Остается жалеть только о том, что переводчик мало употреблял в пособие перевод LXX» С. 470]. Нельзя с этим не согласиться, следует лишь уточнить, что на самом деле архимандрит Макарий совсем не «употреблял в пособие перевод LXX», ибо ставил задачу сделать перевод с одного только еврейского текста. Оценивая значение проделанной преподобным Макарием работы, один из его биографов писал: «Его... переводы... вместе с переводами протоиерея Г. П. Павского, которому он следовал, служили немалым подспорьем для последовавшего издания Библии в русском переводе по благословению Св. Синода» С. 41]. 71 Один из биографов преподобного Макария высказывает предположение, что архимандрит Филарет, деятельнейший член Российского библейского общества, привлекал студента Михаила Глухарева к работам по переводу Священного Писания на русский язык, которые осуществлялись в те годы под эгидой Общества (см.: Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В числе приглашенных оказался один подвижник – анахорет. Последний жил в уединенной келии вдали от селения и время – от времени приходил в приходскую церковь для принятия Св. Таин. Пришлось быть старцу в церкви и в тот день, когда Макарий устраивал поминальную трапезу по родителям. Когда после церковной службы Макарий звал присутствующих в церкви нищих к себе в дом, он заметил анахорета и убедительно стал просить его зайти к нему разделить общую трапезу. Анахорет прозорливым оком усмотрел доброту души Макария и зашел к нему в дом. Знакомство с этим отшельником и имело решающее значение в жизни Макария. Когда все насытились и стали расходиться, Макарий немного поудержал анахорета, припал к его ногам и со слезами просил дозволить ему прийти для беседы в его пустынную келью. – Отшельник дал на это согласие. Макарий на другой же день по утру явился к старцу. В беседе с последним Макарий высказал свое заветное желание всецело посвятить себя на служение Богу в тиши и уединении от Мира. Как не удивлялся св. отшельник благодатному настроению Макария, однако сразу не решился дать ему совет. Он ожидал откровения свыше. Целый день св. старец и юный Макарий провели в беседе и молитве, пока вечер не разлучил их. И вот ночью, когда Макарий спал, старец увидал около гостя целый сонм монахов и при этом как бы некий голос призывал его. Теперь отшельник понял, что Господь зовет его гостя себе. На утро он посоветовали Макарию делать то, к чему влечет его сердце, а отпуская, дал ему наставление не уходить сразу в пустыню, а поселиться сначала в келье вблизи какого-нибудь селения. Так начинали монашескую жизнь, говорил анахорет, все великие подвижники: Павел Фивейский, Пахомий и др. Пр. Макарий поступил согласно указаниям старца. Явившись домой, он роздал свое имущество бедным, покинул родину и поселился в одной уединенной келии вблизи селения. Скоро о добродетелях Макария узнали жители этого места и так как у них не было священника, то они стали просить его быть у них пастырем. Макарий отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике... ( Мф.5:14–15 ) Сильные духом люди промыслительно посещаемы бывают от Господа и сильными испытаниями. Тяжела была предсмертная болезнь великого Оптинского старца Макария; велико было и терпение его. Оно изумляло посещавших его врачей. Во всё время болезни он подкреплялся молитвою и частым причащением Пречистых Таин Христовых. Отец Амвросий, как ближайший и преданнейший ученик старца, почти не отходил от него и в удобное время, по его желанию, прочитывал для него некоторые статьи из писаний святых отцов. «Прочитал я однажды ему какую-то статью, – рассказывал после отец Амвросий, – а он, обратившись ко мне, сказал: вот как, брат, люди-то жили, а мы что с тобой? Живем, очертя голову» 79 . Так старец и на смертном одре смирялся и смирял. 7 сентября 1860 года последовала блаженная кончина старца Макария, но здоровье отца Амвросия настолько было изнурено болезнями, что на торжественные его похороны 10 сентября он не мог и в ризы облачиться. Между тем, приближаясь к кончине, старец Макарий прямо не назначил себе преемника по старчеству. На вопрос учеников: «Как нам быть без вас, батюшка?» – он указал им в алфавитном патерике ответ аввы Исаака Скитского на точно такой же вопрос. Там написано: «Сказывали об авве Исааке: когда он был близок к преставлению, собрались к нему старцы и вопросили: «Что мы будем делать без тебя, отче?» Он же сказал: «Вы видели, как я вел себя пред вами; если хотите подражать сему, сохраняйте и вы заповеди Божии, и Бог пошлет благодать Свою и сохранит место сие; если же не будете сохранять заповедей, не пребудете на месте сём. И мы также скорбели, когда отходили от нас к Господу отцы наши: но, соблюдая заповеди Господни и завещания старцев, жили так, как будто они были с нами. Поступайте так и вы – и спасетесь!» 80 Сам святитель Московский митрополит Филарет, как выше было замечено, лично знавший Оптинского старца иеросхимонаха Макария и с любовью относившийся к нему за его высокие душевные качества, не знал о его преемнике. А потому, сочувствуя великой потере оптинских иноков, в лице почившего старца Макария, он так писал наместнику Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию: «Оптинские лишились отца Макария. Думаю, остались от него добрые духовные наследники, но найдется ли, кто мог бы поддержать их в единстве духа и возглавить?» 81

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского » мы находим следующее свидетельство: «…Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: – О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: – Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: – Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: – Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы, с сильным воплем, кричали: – Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: – Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней» 470 . Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». – И это подлинно христианская позиция, ибо сказано (и мы сегодня уже вспоминали этот библейский стих): «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ). И сегодняшняя беседа, наглядно нам показала, что по-разному может сложиться и судьба верующих в Иисуса Христа. Для одних это «ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ), для других, не дай Бог, стать, как «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ). Спаси вас Христос! 458 «Приношение православного американца». – Москва: изд. «Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 2003. С. 104–105. Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

463.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 464. Флп. 1. 23. 465. Четьи-Минеи, 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святого, от соузов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую». 466. Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита. 467. Преподобного Марка Подвижника «Слово о рае и законе духовном». 468. Ср.: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе. — Не паши на воле и осле вместе (Втор. 22. 10). 469. Ср.: Ниже да облечешися в ризу разноличну от льна и волны вкупе ткану. — Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе (Втор. 22. 11). 470. Ср.: …И скота твоего да не смесиши со скотом инаго рода, и винограда твоего да не насадиши различна: и ризы из двух (вещей) сотканыя гнусныя да не возложиши на ся. — …Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян ; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19. 19). 471. Святой Макарий Великий. Слово 2. гл. 4. 472. Святого Макария Великого Беседа 37. гл. 5 и преподобного Марка Подвижника Слово 6. 473. Ср.: стрелы разжженныя — раскаленные стрелы (Еф. 6. 16). 474. Ср.: огнь в тернии — огонь в терне (Пс. 117. 12). 475. В «Слове» Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. Также в 1 Слове Устава преподобного Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Макария Великого. 476. Преподобного Исихия Иерусалимского «Слово о трезвении». гл. 23. 477.  Облекитесь в всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 11, 12). 478.  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10. 4, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010